Социальные льготы педагогическим работникам в общеобразовательном учреждении. Какие положены льготы педагогам на коммунальные услуги в городе и селе? Социальные выплаты педагогам

1. Социальная защита работников образования строится с учетом норм международного права.

2. Заработная плата педагогических (научно-педагогических) работников должна соответствовать большой социальной значимости педагогического труда, престижу преподавателя в обществе.

Во всех случаях начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов педагогических работников устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в промышленности в государстве.

Заработная плата в рамках каждой категории педагогических работников может быть повышена путем надбавок к окладу с учетом педагогического и научно-педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий.

В целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда, образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда его работников может самостоятельно определять формы оплаты труда, размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок и других мер материального стимулирования. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника запрещается.

3. Педагогические работники должны быть защищены мерами социального обеспечения, включая выплату пособий по случаю нетрудоспособности, старости и инвалидности. Пособия по старости, инвалидности должны устанавливаться в таком отношении к конечному заработку, чтобы педагогический работник мог поддерживать удовлетворительный жизненный уровень.

4. Работникам образовательных учреждений, организаций, расположенных в отдаленных сельских районах, предусматриваются льготы, надбавки к заработной плате и иные меры целевой финансовой поддержки.

5. На работников образовательных учреждений, организаций, расположенных в неблагоприятных природно-климатических условиях, распространяются льготы, надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.

6. Работникам образования, имеющим педагогический стаж 25 и более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет или право на получение надбавки за стаж работы при продолжении педагогической деятельности.

7. В целях стимулирования профессионального роста к ставкам и должностным окладам работников учреждений образования взрослых, успешно прошедшим переподготовку (повышение квалификации) по курсу андрагогики, устанавливаются надбавки.

8. Местные органы власти и самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять работникам образовательных учреждений льготы при оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилья и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство.

9. Право педагогических работников на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, сокращением рабочего времени, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков.

Объем предельной учебной нагрузки, рабочего времени и продолжительность ежегодного отпуска определяются на основе нормативных документов и национального законодательства.

10. Педагогическим работникам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, обеспечиваются для его прохождения все необходимые условия.

11. Выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования, получившим педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.

12. В целях содействия обеспечению работников образования необходимой книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями им выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года граждане, работающие в сфере образования и осуществляющие свою деятельность в сельской местности, имеют право на денежную компенсацию. Возмещение предоставляется на оплату коммунальных услуг, включая расчеты за жилую площадь, свет и отопление.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Размер данной выплаты, порядок ее начисления и условия получения определяются соответствующим постановлением Правительства. Компенсация приходит на счет лица, подавшего заявление, каждый месяц. Если заявитель решит отказаться от услуги, то он должен написать отказ о ее назначении и 1 числа следующего месяца, за которым было написано заявление, выплаты прекратятся.

Оплата компенсации педагогическим работникам

Гражданам важно знать, кто входит в категорию педагогов, имеющих право на получение помесячной компенсации. Также нужно выяснить в каком размере предоставляется возмещение, и какие документы необходимо для этого подготовить. Согласно постановлению Правительства от 26.10.13 № 963 педагогические работники, которые состоят в штате по своему месту работы в образовательных учреждениях и проживают в селе или в поселках городского типа должны получать выплату в размере 1200 руб .

Единственным условием является официальное трудоустройство.

Однако этот вид компенсации выплачивается на основании документа, который подтверждает соответствующие права работника. Таким документом может являться трудовая книжка, копия трудового соглашения, копия паспорта с листом регистрации по месту проживания или любой другой документ, в котором содержатся данные о проживании заявителя.

Порядок действий заявителя

Преподавателям необходимо написать заявление и подать на рассмотрение предусмотренный законом перечень документов в учреждение социальной защиты.

В случае принятия государственным органом власти положительного решения, педагогический работник получит заказное письмо с ответом.

Далее, заявитель получает копию документа, подтверждающего решение учреждения социальной защиты. Затем в установленные постановлением сроки гражданин начинает получать компенсацию на свой банковский счет. Сроки выплаты зависят от определенного региона России.

Документы, необходимые для выплаты компенсации

Основными документами для подачи в социальные органы защиты являются:

  • СНИЛС;
  • паспорт или иной документ, устанавливающий личность заявителя, гражданство;
  • свидетельство о праве собственности на жилое помещение с информацией о его площади;
  • трудовая книжка или заверенная из нее выписка;
  • для рабочих граждан: к трудовой книжке приложить справку с места работы, где будет указана занимаемая должность;
  • для граждан-пенсионеров: только трудовая книжка либо ее заверенная копия;
  • документы, имеющие сведения о платежах за жилье и услуги коммунального хозяйства, предшествующие месяцу обращения;
  • для граждан с печным отоплением необходимо предоставить в распоряжение документ, доказывающий факт оплаты твердого топлива;
  • номер лицевого счета заявителя — это может быть карта Сбербанка или сберкнижка.

К каждому оригиналу, кроме счета об оплате твердого топлива, прикрепляется его копия. Если педагогический работник является инвалидом, ветераном или относится к другой льготной категории граждан, то социальная поддержка обеспечивается на основе письменного заявления преподавателя по выбранному для него основанию.

Основания для отказа оплаты компенсации

Основания для прекращения или отказа выплаты возмещения за услуги ЖКХ:

  • главы регионов утратили права на обеспечение выплат в связи с увольнением;
  • со стороны заявителя были допущены нарушения, в виде предоставления неполного перечня необходимых документов в управление социальной защиты.

Также отказ может последовать после выяснения обстоятельств, которые дают право получать компенсацию.

Следует помнить о том, что на основании федерального законодательства разрабатывается региональные нормативные документы, в которые могут быть внесены поправки относительно перечня необходимых документов или в условия представления выплат.

Поэтому работники сферы образования должны перед подачей документов очень внимательно ознакомиться с региональным законом. При этом граждане, которые подали заявление и не получили положительного ответа, могут обжаловать решение учреждения социальной защиты в судебном порядке.

Заявитель имеет право обратиться с жалобой в следующих случаях:

  • учреждение, принявшее заявление, нарушило строки регистрации гражданина;
  • учреждение нарушило сроки предоставление данной услуги;
  • учреждение требует документы, не предусмотренные законодательством;
  • отказ в предоставлении выплаты, если отсутствуют законные основания для этого;
  • отказ в принятии документов, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Преподавателям следует помнить и о сроках оказания государственной услуги, иначе учреждение может отказать в ее предоставлении по этой причине.

О льготах учителям в 2019 году

Каждый год законы и постановления претерпевают изменения. Поэтому крайне важно убедиться в наличии необходимой информации и ее достоверности. Для того чтобы педагогам в сельской местности получить выплату от государства, нужно к уже имеющемуся списку документов предоставить информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении, за которое преподаватель получит материальную компенсацию.

По закону педагогический работник может предоставить на рассмотрение только одно жилое помещение.

Также обязательно нужно указать условия, в которых проживает заявитель, имеются в виду такие категории помещений, как жилой дом, квартира, общежитие, коммунальная квартира. Стоит отметить, что установленными мерами социальной поддержки в 2019 году могут воспользоваться все представители сферы образования, попадающие под эту категорию льгот. При этом не имеет значения, работает гражданин по совместительству или он трудится по основному месту работы.

На сегодняшний день установлено, что преподаватель имеет право на возмещение за жилое помещение и за услуги жилищно-коммунального хозяйства даже после увольнения.

Основным условием для получения данной коммунальной льготы является трудовой стаж. Он должен составлять более 10 лет в качестве сельского работника образования. Но это право не признается за гражданином автоматически, для его подтверждения необходимо обратиться в суд. Преподавателям стоит обратить внимание на определенные периоды работы, которые правительство с 2019 года позволяет включать в свой специальный стаж, дающий право досрочно назначить пенсию работникам образовательной сферы.

Такими периодами являются:

  • Время работы на должности учителя в негосударственном образовательном учреждении. При этом статус организации теперь не должен влиять на отказ в получении льготы.
  • Все периоды отпусков, в которых преподаватель повышал уровень своей квалификации.
  • Время работы на должности преподавателя начальных классов в центрах образования и комплексных школ. Подобные учреждения оказывают населению общеобразовательные услуги, не противоречащие закону об образовании.
  • Время работы на должности преподавателя дополнительного образования в центрах детского и юношеского творчества. Деятельность подобных учреждений не выходит за рамки наименований других образовательных учреждений, поэтому все педагоги дополнительного образования, работающие в специализированных центрах, имеют право на получение компенсационных выплат.
  • Период работы, занимаемый должностью воспитателя по экологии. Такой вывод сложился в свете судебной практики. В ходе которой было выяснено, что воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в течение полного рабочего дня, выполняют свои функциональные обязательства и повышают свою квалификацию, как и другие работники образования.

Также суд сформулировал общие правила, по которым признаются вышеперечисленные периоды работы, обратив основное внимание на то, что пенсия всех педагогов зависит только от их деятельности. Статус учебного учреждения или другой организации, с которой гражданин состоял в правовых отношениях, на размер пенсии и на ее начисление не влияет. Основанием для исключения работы не является и реорганизация учебного учреждения, если гражданин проводил в ней педагогическую деятельность.

Но не все периоды времени суд посчитал возможным включить в стаж преподавателя. Если педагогический работник находился в отпуске без сохранения своей заработной платы, то это время не включается в стаж. Причем это решение распространяется и на законодательство СССР. Женщины-педагоги, сидящие в отпуске по содержанию и уходу за ребенком, не могут включить эти годы в свой специальный стаж.

Второй случай, в котором запрещено использовать период для получения досрочной пенсии − это работа в лагере вожатым, если на время данной работы у преподавателя не имеется высшего педагогического образования, в том числе среднего специального или неоконченного высшего. Должность заведующей детским садом также не является основанием для включения этого периода работы.

Работникам образовательной сферы надо знать, что выплаты производятся в размере 100% от всех расходов на отопление, свет и плату за квартиру. Также нужно помнить, что если у сотрудников управления социальной защиты платежный документ на покупку твердого топлива вызовет сомнения, то они вправе обратиться за помощью в компетентные годы. Вместе с тем выплаты могут приостановиться, если заявитель более двух месяцев не платит за жилищно-коммунальные услуги. Операция по зачислению денег в регионах происходит в разные сроки. В основном этот промежуток времени составляет 20 дней (с 10 до 1 числа месяца, следующего за отчетным в зависимости от уплаты гражданином квитанций за свет и отопление).

Условия труда и социальная поддержка учителей

Для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предусмотрены особый порядок предоставления отпусков, выплата компенсаций и некоторые льготы. И об этом следует помнить.

  1. Продолжительность рабочего дня учителя сокращена Норма часов педагогической работы, за выполнение которой установлена ставка заработной платы учителя (должностной оклад), составляет от 18 до 36 часов в неделю.

Причем статьей 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено следующее: для педагогических работников образовательных учреждений устанав-ливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. А за часы работы сверх установленных норм производится дополнительная оплата в соответствии с получаемой ставкой в одинарном размере (см. постановление Правительства РФ от 3.04. 2003 г. № 191).

К тому же, учитель может работать по совместительству. Продолжительность такой работы в течение месяца устанавливается по каждому трудовому договору и по соглашению сторон (учитель и работодатель). При этом она не может превышать:

– половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

– 16 часов работы в неделю для тех педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по месту основной работы составляет менее 16 часов в неделю. Об этом сказано в постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41.

Итак, продолжительность рабочего времени учителя не должна превышать 36 часов в неделю. Исходя именно из этого условия, и составляется рабочий график педагога.

2)Отпуск работников педагогического труда длиннее

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работнику, составляет 28 календарных дней. Основание – статья 115 Трудового кодекса РФ. Но для педагогов, в том числе учителей, законодательством предусмотрено предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ и составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, педагоги имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Но не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяют учредители и (или) устав Учреждения (ст. 335 Трудового кодекса РФ).

Минобразования России своим приказом от 7 декабря 2000 г. № 3570 утвердило Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (далее – Положение). Но его нормы распространяются только на организации, для которых Минобразования России – учредитель (или выполняет полномочия учредителя).

Согласно Положению за находящимся в длительном отпуске работником сохраняется его место работы (должность). Возможность оплаты такого отпуска за счет внебюджетных средств определяется уставом образовательной организации.

3) Педагогические работники могут пойти на пенсию досрочно

Пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Среди прочих в этом списке указана профессия учителя. Согласно статье 10 Закона № 173-ФЗ, в страховой стаж для исчисления пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности на территории России. Но при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Очередной оплачиваемый отпуск также включается в страховой стаж. Ведь работник состоит в трудовых отношениях, и со всех полученных им сумм должны производиться отчисления, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

4) Педагогам положена компенсация затрат на покупку литературы

Для педагогических работников предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Цель предоставления такого права – содействие обеспечению педагогов соответствующей литературой (пункт 8 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).

Так, педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования выплачивается компенсация в размере 150 руб. А в других федеральных государственных образовательных учреждениях – в размере 107 руб.

Для педагогов образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, компенсация выплачивается по решению органа госвласти субъекта РФ (он же и устанавливает ее размер). Для муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления.

5) Предусмотрены льготы по коммунальным услугам

В пункте 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образова-нии» предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по коммунальным услугам. Так, к этим льготам относится право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках или поселках городского типа.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, предусмотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

6) Поддержка молодых учителей

Премьер-министр России Владимир Путин, выступая на Форуме сельской интеллигенции в Белгородской области, сообщил, что в 2011 г. более семисот выпускников педагогических вузов получили материальную поддержку в размере 500 тыс. рублей. Поддержка молодых учителей – это пока пробный проект, направленный на поддержку учителей, работающих в сельской местности. Премьер отметил, что региональные власти должны оказывать помощь в получение жилья молодым учителям, приехавшим работать в село.

7) Заработная плата

Первая составляющая , из которой состоит заработная плата учителей, - минимальная ставка заработной платы в зависимости от квалификационной категории.

Вторая составляющая , из которой складывается зарплата учителей, - компенсационные выплаты, за работу в общеобразовательных школах– за вредность, например, учителям-химикам – от 8% до 12% , за работу в компенсационных классах, за работу на дому и др.

Наконец, третья составляющая , направленная на повышение зарплаты учителей, – выплаты стимулирующего характера (за сложность, напряженность и особый режим работы (за проверку тетрадей, классное руководство и др.) и выплаты по результатам работы – за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за качество выполняемых работ.

В коллективном договоре прописываются условия, при которых размеры заработной платы могут устанавливаться выше минимальных размеров. Здесь же прописываются все виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе и персональные выплаты. Принципиально важно, чтобы распределение осуществлялось не поровну, а действительно по результатам работы.

Персональную ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников учреждения несут их руководители.

Комментарии

Социальные льготы для учителя

Ну о прибавке я не задумываюсь т.к. это новый обман! Хочу Вам напомнить историю из прошлого. 2010-год, год Учителя. Что мы имеем? Ничего. Ноутбуки учителям где то на СЕВЕРЕ. 2011 -й год, год повышения зарплат учителям на 30% и доведения зарплаты до среднего уровня в регионе. Ну прошлый год я очень хорошо помню, даже и не пытаюсь забывать такое. 1 июня наш оклад проиндексировали на 6,5 %-это аж на 302руб.25 коп. больше. С 1 сентября нам проиндексировали нам еще раз оклад на 11% т.е. еще на 544 рубля оклад увеличился. Суммарно получается 544+302=846 рублей. Зарплата учителя увеличилась всего на 846 руб. Ладно, сделали. Теперь на всю страну наше правительство и местные СМИ во всю трубят, что учителям прибавили 30%. Вопрос, а где же они 30, если всего получается 17,5? Ответ был таков, что якобы 30 % прибавки получат педагоги дошкольных учреждений, а школьные педагоги должны радоваться, что и им хоть что то прибавили. Далее. Я являюсь классным руководителем и мне приходится общаться с родителями напрямую. Так вот когда речь зашла о дополнительных платных услугах, родители сказали в ответ, что нам-учителям все мало и так мы хорошо живем и еще платные услуги предлагаем. Вот нас дурят и туманят глаза народу. Мы становимся жертвами с разных концов вопроса.

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами, но не позднее 1 января 2005 г.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее – Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

  • вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации работникам школы отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - удостоверение о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Льготное пенсионное обеспечение

Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников – .

В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии – одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:

В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (далее – Постановление № 516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т. е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.

  • Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
  • Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»
  • Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • Закон РФ от 25.09.1992 № 3543­1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Закон Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг"
  • Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Минтруда России от 03.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" и "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа"»
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
  • Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках"

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и физических, и конечно же, моральных. Работа учителя является социально важной – именно от этих людей зависит будущее страны. Для того чтобы сохранить в профессии опытных и квалифицированных специалистов, а также привлечь желающую работать молодежь, старается поддерживать педагогов не только зарплатой, но и предоставлением различных льгот.

Льготы учителям, связанные с трудовой деятельностью

Во-первых, законодательно установлена меньшая норма рабочего времени для одной ставки – не 36 часов в неделю, как для остальных специальностей (имеются в виду женщины), а от 18-и часов. При этом учителям можно работать по совместительству.

Во-вторых, учителя имеют право на удлиненный по сравнению с другими специальностями ежегодный оплачиваемый отпуск – от 42 до 56 дней. Кроме того раз в десять лет педагог, непрерывно осуществляющий свою деятельность, может уйти в отпуск на целый год (это право закреплено статьей 335 Трудового кодекса). В течение такого отпуска сохраняется за педагогом его рабочее место, а вот условия оплаты устанавливаются Уставом учреждения или актами регионального законодательства.

Профессия педагога дает право на досрочное назначение пенсии – после 25 лет педагогической деятельности.

Льготы сельским учителям


Особо выделяются льготы учителям, работающим в сельской местности. Это компенсации за оплату ЖКУ, а именно жилого помещения, отопления и освещения.

Закон «Об образовании» указывает, что регулирование и определение размера компенсации за жилищно-коммунальные услуги для сельских учителей относятся к полномочиям регионов. Однако в большинстве случаев учителям компенсируется:

  • оплата найма жилого помещения или услуги по содержанию и ремонту жилья – в полном объеме;
  • оплата централизованного отопления (или отопления при помощи газа) – в полном объеме согласно показаниям счетчиков или по утвержденной норме потребления;
  • оплата отопления твердыми видами топлива (дрова, уголь) – по нормативам;
  • оплата освещения исходя из норматива, определенного на 1 кв. метр площади в месяц.

Эти льготы учителям предоставляются и после выхода на пенсию, если они имеют стаж работы учителем в сельской местности не менее десяти лет и в момент выхода на пенсию им такие льготы предоставлялись.

Льготы молодым педагогам


Большинство регионов устанавливает выплаты молодым специалистам, которые после окончания высшего учебного заведения решили работать в сельской местности. Это может быть пособие для хозяйственного обзаведения, кратное 5-10 окладам. Также могут выделяться и более существенные суммы для покупки или возведения жилья.

Кроме того, молодым учителям (проживающим в городе или на селе) могут предоставляться субсидии для приобретения жилья в размере до 30 процентов стоимости жилья.

В первые три года работы молодым специалистам могут устанавливаться стимулирующие выплаты, а тарифная сетка для молодых учителей может быть выше на 5-10%.

Выплаты учителям

Помимо собственно зарплаты учителя могут получать следующие выплаты:

  • доплата за работу в специализированных классах (компенсационных) или на дому;
  • учителям химии полагается доплата за работу во вредных условиях;
  • за сложность и напряженность, а также за особый режим работы;
  • за классное руководство;
  • компенсация на приобретение книгоиздательской продукции (учебных пособий);
  • материальная помощь.

Каждый регион или населенный пункт, а также каждое учебное заведение могут устанавливать дополнительные льготы учителям. Главное, чтобы они были прописаны в документах и имели ссылку на источник финансирования.




Top