Социологическая теория Л.И. Петражицкого. Международный студенческий научный вестник Лев петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения.

Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1896 г.), а затем докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы» (1897 г.). В 1896 году Петражицкий недолго преподает в Киевском университете, а с 1897 года становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета .

По воспоминаниям студентов, Петражицкий «не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек фило­софски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно» .

Лев Иосифович принимал активное участие в общественно-политической жизни. В 1905 году был избран в Государственную Думу от партии кадетов, был одним из главных идеологов конституционно-демократического движения. После разгона 1-й Государственной Думы 10 июля в Выборге Петражицкий подписал – наряду с виднейшими юристами С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем – знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплата налогов, уклонение от воинских обязанностей и т.д.). За это Петражицкий был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав .

В период с 1905 по 1917 год он практически целиком переключается на преподавательскую деятельность.

Благодаря своим связям (одним из его учеников был А. Керенский) Петражицкий в 1917 году назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий «не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно» .

В 1921 г. Л.И. Петражицкий принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. Однако, по выражению Керенского, «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили» . На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, «москалем» да к тому же еще и с «претензией», чего не могли простить ему его коллеги.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой .

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны…

Основные произведения

1. Деление дотальных плодов по римскому праву. СПб, 1896.
2. Введение в политику права // Киевские университетские известия. 1896. № 8; 1897. № 9, 10.
3. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права // С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1897.
4. Акционерная компания. СПб, 1898.
5. Очерки философии права // С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900.
6. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
7. Университет и наука: В 2 т. СПб, 1907.
8. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология // С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905.
9. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. // Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907.
10. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. СПб, 1911.

Основные идеи

Лев Иосифович Петражицкий является основателем психологической школы права, рассматривающей право в качестве явления психической жизни. Предпосылкой к созданию психологической теории права стало становление научной психологии как самостоятельной обширной науки, появлению у нее экспериментальных методов, развитие крупных научных школ.

Во время своего обучения в Германии Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В. Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции. Суть теории Петражицкого состоит в том, что правовые явления следует интерпретировать с позиций психологии человека. Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».

Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право . С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права –«нравственное совершенство человечества» .

Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления, по Петражицкому, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту» .

Для успешного развития и использования права Петражицкий предлагал создание науки политики права для целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание.

Психологическая теория происхождения государства

Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Государственная власть, по его мнению, «есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмо­циональная фантазма, а именно: она означает особый вид приписываемых известным лицам прав». Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.

По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

Наталья Красовицкая. Социологическая школа права в России (http://ecsocman.hse.ru/text/18779010.html).
Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996. С. 69.
См.: Куркин Б.А. Портреты Российских ученых-юристов. Л.И. Петражицкий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 17-24.
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt02.htm
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt03.htm
Куркин Б.А. Указ. соч.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., 1909-1910. Т. 2. C. 482.
Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1905. С. 3.
Там же. 1

В статье рассматривается психологическая теория права, разработанная российским ученым Л.И. Петражицким. Особое внимание автор уделяет тому, что правовые явления сводятся к правосознанию и явлениям психологии. Исходя из анализа работ правоведа делается вывод, что право и нравственность закреплены в психических состояниях субъекта, а не в текстах юридических норм. Эмоции исследуются как причины поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Эмоции являются основными элементами психической жизни, через которые проходят все внутренние и внешние стимулы. Правовед ввел понятия репульсивной, апульсивной эмоций, основного переживания. Исследование выходит за пределы субъективных переживаний человека, правовед обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии. Описывается соотношение морального переживания и правовой эмоции. Следствием правовых переживаний выступает юридическая норма, имеющая двустороннюю атрибутивно-императивную природу. В заключении делается вывод, что правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Деление права на частное и публичное обосновывается мотивацией, оно подразделяется в зависимости от интересов социальных групп или от индивидуальной пользы.

правовые эмоции

юридическая норма

основное переживание

репульсивная эмоция

апульсивная эмоция

психика индивида

петражицкий

психологическая теория права

1. Зорькин В. В. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 270 с.

2. Лапаева В.В. Петражицкий Лев Иосифович // Правовая наука и юридическая идеология России: энциклопедический словарь биографий: В 2 т. / отв. ред. В.М. Сырых; Российская академия правосудия. – М.: Российская академия правосудия, 2009. – Т. 1: XI - начало XX в. – 920 с.

3. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1908. 690 с.

4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб: Лань, 2000. 608 с.

5. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: Прогресс, 1979. 328 с.

В начале 20-го века позитивизм закрепился в качестве философской базы науки, и в обществоведении, и в естествознании. Бог и Библия перестали быть посредником между исследователем и объектом изучения.

Теперь исследователь изучает предмет непосредственно, для его описания, выявлений качеств, классификации, распределения по видам и родам, он опирается на свои чувства. Результатами стали масштабные достижения в физики, химии, географии, астрологии.

О. Конт рассматривал естественные и общественные науки как однотипные, право определялось учеными-юристами и как отношения между людьми, которые связаны правами и обязанностями, и как текст закона, и как отражение в сознании юридических норм, принципов, иных явлений правовой действительности.

В юриспруденции не установилась единая общая основа для всей юридической действительности. Одни считали, что это государственная воля, заключенная в законе, в этом случае, правоотношения между субъектами, закон, правосознание должны рассматриваться как модификации государственной воли. Другие говорили о том, что роль субстанции играли отношения. Поэтому правосознание - это их духовное воспроизведение, а закон - их выражение. Если закон - это результат сознательной деятельности должностных лиц государства, то можно свести правовые явления к правосознанию и феноменам психологии.

Л.И. Петражицкий был представителем последнего варианта. Российский ученый проживал в Германии и там он познакомился с немецкой психологической школой, что повлияло на данный выбор. Л.И. Петражицкий часто ссылался на труды В.Вундта, который являлся одним из основателей экспериментальной психологии.

Также в литературе, посвященной Л.И. Петражицкому, говорится о влиянии на него Г. Тарда, Г. Спенсера, Ад. Йодля . Но нельзя преувеличивать их роль в формировании психологической теории права в Санкт-Петербургском университете, Лев Иосифович сам достаточно критиковал своих предшественников .

Среди западных оппонентов психологической теории права можно назвать следующих: Пухта, Дан, Дернбург, Савиньи, Гирке, Мюленбрук, Зом .

Л.И. Петрижицкий строит свою теорию, начиная с психики индивида, так как право и нравственность закреплены непосредственно в психических состояниях субъекта (прямых источниках поступков людей), а не в текстах юридических норм.

Наука того времени выделяла три категории психической жизни:

1) воля (активные переживания, стремления);

2) чувства (страдания и наслаждения);

3) познание (представления и ощущения).

Они или пассивные (чувства и познание), или активные. Л.И. Петражицкий говорит о том, что существуют переживания, носящие двусторонний активно-пассивный характер, они не входят в данную классификацию, поэтому она неполная.

Они носят побудительно-воспринимательный характер и называются в данной теории эмоциями. Их можно выявить посредством раздражений либо интроспекций.

Лев Иосифович изучает эмоции, берет за пример голод, жажду, половое возбуждение. Сущность явления, которого называют голодом либо аппетитом заключается в позыве, внутреннем стремлении, понукании, и одновременно в своеобразном претерпевании. При этом пассивную сторону голода - аппетит нельзя смешивать с чувством страдания. Естественный, здоровый и умеренный голод сопровождается больше чувствами удовольствия, чем страдания (можно сравнить пожелание хорошего аппетита) .

Проведя исследование эмоций, Л.И. Петражицкий подводит итог, что они являются причиной поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Воля, чувства и познание воздействуют на действия людей только опосредовано, сопутствуя развитию эмоциональных побуждений. Львом Иосифовичем отрицается целевая мотивация поступков человека. К примеру, перспектива будущего удовольствия (цель), по его мнению, не играет мотивационной роли, если оно не порождает определенного эмоционального раздражения.

Эмоции являются основными элементами психической жизни, через их призму должны пройти все внутренние и внешние стимулы. Следствиями данного процесса получаются суждения и действия людей.

В целом описав эмоции, Л.И. Петражицкий начал определять этические эмоции. Для выяснения их природы появилась необходимость в введении понятий репульсивной эмоции (отталкивающая), аппульсивной эмоции (привлекательная), основного переживания (представление субъектом определенных поступков, обладающее по отношению к нему привлекательной либо отталкивающей силой). К примеру, предложение поучаствовать в благотворительности вызывает одобрение, а в мошенничестве - возмущение, так как у реагирующего индивида есть определенные представления о благотворительности и мошенничестве.

Л.И. Пертажицкий считает, что историческое происхождение составляет основной характер этических эмоций. Например, раньше кража наказывалась отсечением руки, и представления о хищениях сопровождались отталкивающими эмоциями из-за страха подвергнуться такой казни. Тем не менее, через много поколений данные наказания забылись, а представления о краже, которые непосредственно вызывали репульсию остались, найдя закрепление в психике человека. Лев Иосифович называет это сознанием долга, этическим сознанием, этическими переживаниями, обязанностями .

Этические эмоции выступают внутренним императивом, противоречащим эгоизму субъекта. В данном случае, согласно Л.И. Петражицкому, человек поступает по совести. Совесть выступает результатом длительного воспитания. Это определенные правила поведения человека, учитывающего интересы группы, который подчиняет им свои эгоистические стремления.

Приведенные положения Л.И. Петражицкого противоречат его изначальным установкам: он выходит за пределы субъективных переживаний человека, обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии как к более глубокой основе этических эмоций, подобное наблюдается и в творчестве В. Вундта.

Так как право, полагает Лев Иосифович в тоже время и моральное переживание, тогда возникает проблема специфики юридических феноменов. По его мнению, правовая эмоция возникает только у субъектов, которые имеют право требовать выполнение обязанностей. Моральное переживание односторонне, это только чувство обязанности; правовая эмоция двусторонняя, это связи, переживания, которые объединяют обязанность и правомочие.

Наши права - это сущность, закрепленная за нами, принадлежащая нам как долги других лиц, наш актив. Правоотношения и права не представляют чего-либо отличного и отдельного от правовых обязанностей. То, что с точки зрения актива называется правом, с точки зрения пассива, обременения называется правовой обязанностью, с нейтральной точки зрения - правоотношениями между сторонами .

Также следствием правовых переживаний выступает соответствующее мыслительное содержание - юридическая норма, которая воплощает единство обязанности и правомочия. Л.И. Петражицкий говорил, что норма всегда имеет двустороннюю атрибутивно (правомочие)- императивную (обязанность) природу. Данные правоотношения образуют в данной теории ядро права .

Л.И. Петражицкий принципиально не принимал юридический нигилизм, который был распространен в сознании российского общества, он ставил право выше морали. Согласно его позиции, правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Моральные переживания не могут выступать таким связующим звеном, так как они носят односторонний характер. Право носит объединяющее свойство из-за его двусторонней атрибутивно-императивной сущности. Но юридическая норма выступает только представлением, духовной проекцией атрибутивно-императивных переживаний.

Мораль же не теряет свое значение, так как границы между правом и моралью изменяются исторически, моральные нормы выступают несменным резервуаром для поступления класса юридических норм. Также мораль упорядочивает области общественной жизни, не урегулированные правом.

Л.И. Петражицкий отрицает роль государства в формировании права и морали.

Данная оценка права Льва Иосифовича как атрибутивно-императивные переживания субъектов, правоотношение - ядро юридической системы, имела положительные моменты. А. Подгурецкий считал, что данное правопонимание значимо тем, что оно дает возможность объединить разные правовые предписания так, что сразу становится понятным взаимодействие различных сложных, находящихся между другими явлениями элементов определенного правового отношения, а также постичь право в его действии, функционировании, которое вплетено в коллективную и индивидуальную жизнь .

Для понимания деления права, которое предложил Л.И. Петражицкий нужно иметь в виду, что право соответствует правовым переживаниям, которые отличны от нормативных суждений долженствования. Данные нормы-суждения являются мысленными творениями. Они не являются частью предмета теории права, потому что теоретические науки изучают то, что существует, а не то, что лишь мыслится. Предмет научных исследований - психические переживания (правовые эмоции). Функции теории права заключаются в постижении правовых явлений в психологическом понимании, описании механизма воздействия права на психику людей, его воспитательной задачи. Ограничение исследования Л.И. Петражицким эффективности права областью психической жизни является существенным недостатком.

Основатель психологической теории права применяет к обоснованию деления права на публичное и частное подход, который был разработанный при обосновании своей концепции, все дело состоит в мотивации. В публичном праве правовое переживание соответствует деятельности человека в интересах социальной группы, в частном праве правовые переживания используются для индивидуальной пользы.

Библиографическая ссылка

Чуприн Д.А. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Л.И.ПЕТРАЖИЦКОГО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18092 (дата обращения: 16.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ

Петражицкий (Лев Иосифович) - современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват-доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая самостоятельная работа его: "Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtingten" (Б., 1892; часть ее переведена по-русски, под заглавием "Распределение дотальных плодов" в "Киевских Университетских Известиях" за 1895 год и составила магистерскую диссертацию автора) обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах (см.). Позже П. выступил горячим проводником мысли о необходимости изучения гражданского права с точки зрения задач политики, руководящей реформами в этой области. "Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимает П., существенно отличается от изучения гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, от "гражданско-правовой политики" (выражение Муромцева), как прикладной части науки гражданского правоведения. Выставляя неопределенное начало "любви", как общего руководящего принципа права, П. не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономии и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны. Подробности теории и даже многие ее исходные пункты остаются неясными. Другие труды П.: "Die Lehre vom Einkommen" (Б., 1893 - 95), "Введение в политику права" ("Киевские Университетские Известия" за 1896 - 1897 гг.), предисловие к ст. "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" ("Русское экономическое обозрение", 1896, май-декабрь). Во время печатания последней статьи, по словам автора, произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего "получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением". П. принадлежит еще сочинение: "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права" (Санкт-Петербург, 1897), написанное в защиту его воззрений против возражений немецкой критики, а также перевод "Пандект" Барона под заглавием "Система римского права" (1888 - 1889). В. Нечаев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867-1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Лев Иосифович (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,- 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867 - 1931), российский юрист. Эмигрировал (1918) в Польшу. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей …
  • ЛЕВ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне льва - означает, что Вами управляют огромные силы.Если Вы подчините себе льва - Вы будете победителем в …
  • ЛЕВ в Справочнике Созвездий, латинских названий.
  • ЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Л. С. Лев (Харьков) просит раскрыть происхождение его фамилии и огорченно добавляет: “Сколько живу, но пока еще не встречал однофамильцев, …
  • ЛЕВ в Словаре экономических терминов:
    - денежная единица Болгарии, состоящая из 100 …
  • ЛЕВ в Энциклопедии Биология:
    , хищное млекопитающее сем. кошачьих. Обитает в Африке и Гирском заповеднике в Индии. Африканский лев живёт в саваннах, азиатский - …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    — величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    (abbreviation) Третья книга Моисеева. …
  • ЛЕВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 49:9)-дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся …
  • ЛЕВ в Словаре геральдических терминов:
    - символ власти, силы, храбрости и …
  • ЛЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ЛЕВ в биографиях Монархов:
    Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в первой пол. VI в. до Р.Х. Сын Эврикрата II. Лев продолжал войну …
  • ЛЕВ
    Лев - митрополит Русский, которого отождествляют с первым митрополитом Киевским (989 - 1004 - 1008). Считается автором полемического сочинения об …
  • ЛЕВ в Большом энциклопедическом словаре:
    млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2,4 м, хвоста до 1,1 м; весит до 280 кг. Малочислен; сохранился лишь в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    Лев Иосифович — современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ \ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из длинных волос, одевающей голову, …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Felis leo L.) - отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словарике:
    I льва, м. 1. одуш. Крупное хищное животное сем. кошачьих с короткой серо-желтой шерстью и с длинной гри-вой у самцов. …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре:
    2, лева, м. Денежная единица в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    ПЕТРАЖ́ИЦКИЙ Лев Иос. (1867-1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психол. школы права. Проф. Петерб., с 1918 …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТОЛСТ́ОЙ (б. Астапово), пос. гор. типа в России, Липецкая обл. Ж.-д. уз. 9,2 т.ж. (1998). В 1910 здесь умер Л.Н. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    XIII (1810-1903), папа Римский с 1878. Автор энциклики "Рерум новарум" . Ин. поч. ч. Петерб. АН …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Х (1475-1521), папа Римский с 1513. При нём процветали непотизм, спекуляция индульгенциями. В 1520 отлучил от церкви М. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    IX (Leo) (1002-54), папа Римский с 1049. Содействовал Клюнийской реформе. Стремясь присоединить к папским владениям Юж. Италию, безуспешно воевал за …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    VI Мудрый (866-912), визант. император с 886, из Македонской династии. Издал указы (новеллы), пересматривавшие старые законодат. нормы, и Василики. Вёл …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    III (ок. 675-741), визант. император с 717, основатель Исаврийской династии. Отразил натиск арабов в 718 у Константинополя, в 740 - …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Лев Иосифович? современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ в Словаре Кольера:
    (Panthera leo), хищное млекопитающее семейства кошачьих, широко распространенное в Восточной, Центральной и Южной Африке; встречается также в заповедном Гирском лесу …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Лопатина:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Лев, (Львович, …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 1, льва (животное) и лев,льва (имя; созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов Сражается как л. кто-н. …
  • ЛЕВ в Словаре Даля:
    муж. львица жен. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis leo. Лев мышей не давит. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Лев Иосифович (1867-1931) , российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с …
  • ЛЕВ
    льва, м. 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, желтоватой окраски, с пышной гривой у самцов. Могучий лев, гроза лесов. Крылов. …
  • ЛЕВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два …
  • СУЛЬДИН ИВАН ИОСИФОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сульдин Иоанн Иосифович (1880 - 1938), священник, священномученик. Память 1 января и …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕНКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сенкевич Алексей Иосифович (1875 - 1937), диакон, священномученик. Память 28 ноября, …
  • КОЛОКОЛОВ ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колоколов Георгий Иосифович (1876 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 26 ноября, …
  • ГРОЗОВСКИЙ ВИКТОР ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грозовский Виктор Иосифович (1934 - 2007), протоиерей. Родился в 1934 году в Ленинграде …
  • ЯМАТОВ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Яматов (Владимир Иосифович) - первый преподаватель японского языка в Санкт-Петербургском университете. Этот японец, исповедовавший буддизм и носивший имя Масда Кумедзаймон, …
  • ШАРЛЕМАН АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шарлеман (Адольф Иосифович, 1826 - 1901) - баталический, исторический и жанровый живописец, внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Ш., переселившегося в Санкт-Петербург при …
  • ЧИРВИНСКИЙ СТАНИСЛАВ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чирвинский (Станислав Иосифович) - фармаколог, родился в 1852 г. Медицинское образование получил в Варшавском и Московском университетах. С 1878 по …

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого. При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.

Вопросы и задания

  • 1. Почему в российской социологии появилось неокантианство?
  • 2. Что вы можете рассказать о влиянии на него идей Г. Риккерта и В. Виндельбанда?
  • 3. Каковы особенности неокантианства в российской социологии?
  • 4. Как трактовал предметное поле социологии В.М. Хвостов?
  • 5. Раскроите учение Хвостова о метолах социологии.
  • 6. В чем состоят заслуги П.И. Новгородцева перед социологической наукой?
  • 7. Как характеризовал проблемы развития нравственной сферы общественной жизни Новгородцев?
  • 8. Почему Б.А. Кистяковский рассматривал общество и социальное познание находящимися в состоянии кризиса?
  • 9. В чем Кистяковский видел главную задачу социологической науки?
  • 10. Охарактеризуйте суть социологической теории Л.И. Петражицкого.
  • 11. Почему центральным понятием социологии Петражицкий считал социальное поведение?
  • 12. В чем состояло значение неокантианского направления в российской социологии?

Литература

  • 1. История социологии. Минск, 1993.
  • 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.
  • 3. Кистяковский Б. А. Проблема и задача социально-научного познания. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем. Необходимое и должное в культурном творчестве // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 4. Кукушкина ЕЛ. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.
  • 5. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
  • 6. Медушевский АЛ. История русской социологии. М., 1993.
  • 7. Миненков Г Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
  • 8. Новгородцев ПЛ. Об общественном идеале. М., 1991.
  • 9. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
  • 10. Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 11. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном // Там же.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Областной Университет

по дисциплине “Теория государства и права “

Петражицкий Лев Иосифович : Биография и политико-правовые взгляды

петражицкий психологический право общественный

Выполнили: Кирильчук Анастасия Викторовна, Черникова Ирина Александровна

Биография

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898--1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете.

По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны. В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК.

От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

Научная деятельность

Психология. Правоведенье. Первые работы Л. И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права. Л. И. Петражицкий дает следующее определение права: мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер.

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера.

Петражицкий отрицал объективный, естественноисторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту».

Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений -- права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, -- считал Л. И. Петражицкий, -- являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект -- это продукты эволюции эмоций.

Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект -- групповая, „народная психика“ с её „нормами -- законами“, которые и определяют мотивацию».

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм -- законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражцкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией и т.п.

Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, "в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям, во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других. С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни.

Цель развития права - "нравственное совершенство человечества", однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Для успешного использования права, по мнению Петражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, "в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации", во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей.

В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми. Для эффективности законодательства, прежде всего, необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение причин появления психологической школы правовых учений. Биографические данные и научные труды Л.И. Петражицкого. Характеристика элементов психики и этических эмоций: обязанность и норма. Анализ политики права, как особой отрасли правоведения.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Философская и юридическая сущность психологической теории права, ее сравнение с другими правовыми учениями. Соотношение права с эмоциями, нравственностью и справедливостью. Анализ эвристического и гносеологического потенциала теории Л.И. Петражицкого.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2013

    Сущность и содержание понятий естественного, божественного и положительного права, права народов по теории Фомы Аквинского. Различия между государством и частными союзами по теории М.М. Сперанского. Основные понятия теории права Л.И. Петражицкого.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009

    Исследование основных направлений развития политико-правовой мысли XIX - начала XX веков. Характеристика взглядов Л.И. Петражицкого на право. Психологическая теория права и её критика. Творческое наследие правоведа и современное осмысление его идей.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    Обзор существующих теорий происхождения права. Понятие, сущность и общая характеристика теории права Л.И. Петражицкого. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни. Деление права на интуитивное и позитивное. Позитивное право и его виды.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Биография и творчество Л.И. Петражицкого. Развитие психологической теории. Методологические и философские основы теории. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни. Право и нравственность. Политика права как особая отрасль правоведения.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2012

    Право как фактор и продукт психической и социальной жизни. Понятия права и нравственности. "Эмоциональная теория" Петражицкого. Недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки законов.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2015

    Психологическая теория возникновения права в работах Петражицкого Л.И. Проблемные аспекты объективности данной концепции. Общие черты субъективных прав и законных интересов. Значение и роль теории для современной науки и правоприменительной практики.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2016

    Источник права как деятельность, посредством которой поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и обязательными. Характеристика нормативного акта с позиции доминирующего источника права. Судебный прецедент.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Л.И. Петражицкий - профессор юридического факультета Петербургского университета. Металогические и философские основы его теории, разработка идеи политики права. Элементы психики и этические эмоции. Понятие права и его отличие от нравственности.




Top