Список недобросовестных поставщиков 44 фз чем грозит. Реестр недобросовестных поставщиков. Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

РНП- это список участников госзакупок, которые нарушили установленный порядок. Кто может попасть в этот перечень, как происходит внесение в РНП 44-ФЗ и чем это грозит, расскажем далее.

РНП по 44-ФЗ

Реестр ведет ФАС - Федеральная антимонопольная служба. Суть создания и ведения этого перечня в том, чтобы наказать нарушителей, а также оградить заказчиков от тех, кто может сорвать закупку. Заказчикам позволено устанавливать требование к участникам процедур, касающееся отсутствия в РНП.

За что можно попасть в РНП по 44-ФЗ? Такая участь ждет тех, кто:

  • уклонился от подписания контракта;
  • существенно нарушил условия сделки (контракта), после чего заказчик был вынужден расторгнуть его.

Подробнее рассмотрим, кто считается уклонистом. Это победитель, который вовремя не подписал контракт (сроки зависят от вида процедуры) или не предоставил обеспечение.

Где посмотреть

РНП доступен на сайте ФАС и портале ЕИС. Чтобы найти перечень на сайте антимонопольной службы, на главной странице в левом боковом меню кликните на раздел «Информационные системы» и выберите вкладку «Реестр недобросовестных поставщиков» . Чтобы посмотреть реестр на портале закупок, на главной странице в верхнем меню нажмите на вкладку «Контроль и аудит» и кликните по первой ссылке.

Загвоздка новых правил РНП и все, что нужно сделать, если поставщик оказался недобросовестным

В 2018 году контрактная система пережила революцию. Изменений было столько, что законодатели сами не успевали вовремя вносить правки в подзаконные акты. Мы разобрали, в чем проблема новых правил работы с реестром. Читайте, по каким основаниям направляют сведения о поставщике в ФАС и какие документы нужно подать контролеру по разным основаниям.

Какие данные вносят в РНП по 44-ФЗ

Регламент ведения перечня установлен постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062. Какие именно данные вносятся в реестр:

  • название компании или ФИО физлица/ИП;
  • адрес или место жительства, ИНН;
  • ФИО учредителей, если поставщик - компания;
  • данные о закупке, даты проведения;
  • реквизиты контракта;
  • код закупки;
  • дата расторжения контракта, предмет, сроки выполнения, цена;
  • дата, когда информация была занесена в список.

Включение в черный список

Включение в РНП по 44-ФЗ происходит по заявке заказчика. Ее подают в местное УФАС. Сроки зависят от причины. Если поставщик оказался уклонистом, у заказчика есть пять дней на подачу бумаг в ФАС. Понадобятся данные участника и его контакты, данные о закупке, а также документы, свидетельствующие о провинности участника.

Если основание заключается в нарушении условий контракта, информацию нужно передать в ФАС в течение трех дней, не позже. Ведомство проверяет информацию в течение 10 дней и выносит вердикт. Если нарушения не подтвердятся, заказчику не только откажут, но и могут его оштрафовать. Поэтому от голословных обвинений лучше отказаться сразу.

Уклонение от заключения договора: как заказчику обезопасить себя при включении участника

Из статьи вы узнаете:
☆ Три опасные ситуации, когда заказчик рискует получить штраф, предупреждение или предписание, если направит сведения в перечень;
☆ Когда аргументы участника признают ничтожным;
☆ Как в документации учесть разницу в часовых поясах с поставщиком;
☆ Когда заказчик вправе решить принять предложение протокола или отклонить.

Как выглядит заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Помимо документов заказчик направляет в антимонопольный орган заявление. Оно должно содержать:

  • название компании или ФИО ИП;
  • данные об учредителях, руководителях и членах правления - для компаний;
  • причину внесения участника в перечень;
  • даты закупки;
  • дату подписания контракта;
  • объект закупки, другие основные условия процедуры;
  • причину расторжения контракта;
  • список прилагаемых документов.

Как посмотреть компанию в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ? Для этого введите название в поисковой строке. Искать компании в РНП можно также по ИНН, КПП, дате внесения и другим критериям. Для этого выберите расширенный поиск.

Последствия включения в РНП по 44-ФЗ

Внесение в РНП - это лишение возможности участвовать в госзакупках ближайшие два года, а также удар по репутации. Исключение из реестра возможно после обжалования решения УФАС. Рассмотрим пример из судебной практики - решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.11.2018 по делу № А19-20152/2018.

В УФАС по Иркутской области пришло обращение от заказчика. Он требовал включения поставщика в черный список РНП. Проводился аукцион на поставку крепежных изделий и расходных материалов. Победителем признали общество с ограниченной ответственностью. 25.06.2018 заказчик в ЕИС разместил проект контракта. 02.07.2018 победитель направил протокол разногласий, в котором сообщил, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе им неверно был указан КПП организации. Соответственно, эти данные попали и в контракт. 05.07.2018 заказчик направил доработанный контракт с исправленным КПП. Однако 10.07.2018, в последний день срока, установленного для подписания контракта, компания разместила неподписанный контракт и перечислила на счет заказчика обеспечение.

Поскольку победитель не разместил в установленный срок подписанный проект контракта, заказчик составил протокол о признании компании уклонистом. По решению комиссии Иркутского УФАС ее внесли в РНП сроком на два года. Поставщик обратился в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что проект контракта заказчик все же получил в установленный срок. Однако вместо подписанного со стороны победителя документа ему пришел пустой файл. Посчитав это грубым нарушением, заказчик пожаловался в ФАС.

Заказчик направляет в ФАС информацию о недобросовестном поставщике. Контролеры решают, включать ли участника или контрагента в РНП. Смотрите в таблице причины, по которым компаниям удалось избежать реестра.

Суд исследовал документы в личном кабинете участника закупки. Выяснилось, что документ, размещенный в системе 10.07.2018, назван «протокол разногласий». Открыв этот файл, специалисты обнаружили, что это вовсе не протокол разногласий, а проект контракта, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании-победителя. Суть в том, что после размещения документов в системе, подписанных в установленном порядке, отсутствует возможность редактирования и внесения в них каких-либо изменений. Поэтому участник физически бы не смог исправить допущенную ошибку, даже если бы сразу ее обнаружил. На суде он пояснил, что, возможно, была допущена техническая ошибка при выборе заголовка.

Суд посчитал, что у антимонопольного ведомства была возможность проверить документы в личном кабинете участника закупки на ЭТП. Однако комиссия ограничилась лишь формальными основаниями для включения победителя в РНП. В итоге суд пришел к выводу, что компания не имела умысла на уклонение от подписания контракта. Решение УФАС отменили, а компанию исключили из списка, она выиграла суд.

Как подтвердить отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ

Отсутствие в РНП по 44-ФЗ может быть одним из требований участия в закупке. Однако даже в этом случае участник ничего доказывать не должен. По закону потребовать подтверждений у него не могут. Проверить эту информацию заказчик должен сам.

Вложенные файлы

  • Обращение в ФАС включить поставщика в РНП (победитель уклонился от контракта).pdf

В современный век рыночных отношений довольно большое число участвующих в закупках попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Туда заносят тех, кто совершил нарушения в части заключения контракта, сделки с заказчиком в силу каких-либо обстоятельств. Поставщик наказывается сроком до двух лет. По истечении оного его в тот же день, что и день включения, должны удалить из реестра.

Списки формируются Федеральным антимонопольным комитетом, но основанием для включения в такой реестр служит решение суда, хотя некоторым поставщикам удается оспорить этот факт. Для того, чтобы признать решение судьи необоснованным надо тщательным образом подготовить и продумать все действия.

Проверить организацию

Проверить организацию на присутствие в реестре недобросовестных поставщиков по ИНН или ее названию, можно по ссылке:

Недобросовестный поставщик по 44-ФЗ

В части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе № сказано следующее. В реестр недобросовестных поставщиков попадают данные участников закупок, которые просрочили или отказались от заключения договора, нарушили требования, прописанные в нем. Или же те поставщики, договор с которыми расторгнут по решению суда.

Сравнительный анализ 94 и 44 ФЗ

В первую очередь проведем сравнительный анализ старого (94-го) и нового (44-го) законов, когда участника торгов признавали уклонившимся от заключения договора.

В результате сравнения видим идентичные положения, о том что закон в старой и новой редакции признавал поставщика уклонившимся от обязанностей по заключению контракта, если в назначенный период заказчик не получал заверенный договор или бумаги, подтверждающие обеспечение договора. Расхождения в законах тоже имеются, но они не настолько значимы и затрагивают в основном пункты электронных торгов (аукциона).

Плюсы и минусы ФЗ

В старом законе предусмотрено, что на уклонившегося от исполнения обязательств участника, заказчик вправе подать заявление о его недобросовестности в период до трех дней. Далее место победителя достается второму по очереди участнику, и обязательства переходят уже к нему.

Новый закон позволяет отказаться от заключения договорных отношений второму участнику в списке поставщиков, если он по каким-либо причинам решит не принимать на себя такие обязательства. Но, в нем прописано условие, если предметом закупок является запрос котировок, то следующий по очереди за отказавшимся участник, также как и раньше обязан заключить договор с заказчиком.

Еще одним главным плюсом в новом законе стало предоставление отсрочки на срок не более 30-ти дней. Таким образом, если у поставщика или заказчика возникают причины, затрудняющие заключение договора, то необходимо поставить сторону в известность в течение одного дня. Для этого нужно предоставить всего лишь письменное уведомление.

Решение о внесении в реестр

Судебные инстанции, рассматривающие дела по включению участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуются причинами, побудившими виновную сторону отказаться от выполнения названных обязательств. Суд тщательно анализирует все доводы поставщика и если судом будут приняты доказательства, то только тогда решение Федеральной антимонопольной службы о недобросовестности будет отменено.

Реестр недобросовестных поставщиков

Создание специальной базы данных, включающей сведения о неблагонадежных участниках госзакупок, было предусмотрено для обеспечения обязательств поставщика в рамках процедуры размещения заказов по законам «О контрактной системе...» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), «О закупках товаров...» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) и для защиты добросовестной конкуренции, предупреждения злоупотреблений (определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426).

Основаниями для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выступают (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонение участника закупок от выполнения контракта;
  • расторжение контракта по судебному предписанию;
  • отказ заказчика в одностороннем порядке от контракта по причине существенного нарушения положений такого контракта со стороны поставщика (законом № 223-ФЗ не предусмотрено).

Рекомендуем. Если госзаказчик предлагает контракт, не соответствующий конкурсной документации, избежать отказа от контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, можно путем подачи протокола разногласий .

Нет императивной нормы, запрещающей субъекту, включенному в реестр недобросовестных поставщиков, участвовать в закупках. Тем не менее законы 223-ФЗ и 44-ФЗ позволяют заказчику по собственному усмотрению включить в закупочную документацию условие об отсутствии субъекта в таком реестре (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

В связи с этим заказчики зачастую просят потенциальных поставщиков представить в комплекте закупочной документации также справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. О том, где можно получить такую справку и какие сведения в ней должны быть отражены, мы расскажем далее.

Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Законодательством в сфере закупок порядок оформления и выдачи такой справки не регламентирован.

Кроме того, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС в сфере закупок) любой пользователь может бесплатно ознакомиться с содержанием реестра неблагонадежных участников закупочной деятельности, найдя интересующие сведения по данной ссылке (п. 3 Правил ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, п. 6 Правил ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

Таким образом, любой заказчик может без получения справки от потенциальных поставщиков самостоятельно проверить их на предмет соответствия данному требованию.

Далее мы рассмотрим, каким образом можно составить данную справку, если заказчик все же запросит ее в комплекте документации, поскольку уполномоченный на ведение реестра госорган — Федеральная антимонопольная служба — таких справок не выдает.

Справка (декларация) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец

Унифицированной формы справки/декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не утверждено, поэтому каждая организация или индивидуальный предприниматель, желающие участвовать в закупках, могут составить ее в свободной форме с указанием всех необходимых данных.

Структура документа может быть следующей:

  • Сведения об адресате: наименование и адрес заказчика.
  • Сведения о потенциальном поставщике: наименование и адрес.
  • Название документа: справка/декларация об отсутствии сведений об организации/ИП в реестре неблагонадежных участников закупочной деятельности.
  • Основной текст справки.

Поскольку четких требований к форме справки для подтверждения данных об отсутствии поставщика в таком реестре нет, на практике такие сведения представляются различными способами. Например, может быть письменно изложено, что субъект не внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Другой вариант — распечатка с официального сайта ЕИС в сфере закупок по ссылке данных поиска.

Еще один способ — указание потенциальным поставщиком на соответствие организации требованиям заказчика (например, когда заказчик установил в закупочной документации соответствующие требования об отсутствии данных о поставщике в таком реестре).

  • Подпись руководителя организации.
  • Дата составления справки.
  • Приложения (например, скриншот страницы поиска ЕИС в сфере закупок с результатами поиска).

Шаблон, на основе которого может быть составлена такая справка, можно скачать по ссылке ниже: Выписка из реестра недобросовестных поставщиков - образец .

Итак, справка/декларация/выписка из реестра недобросовестных поставщиков составляется в свободной форме самим потенциальным поставщиком и представляется в общем комплекте документации за подписью руководителя организации-поставщика.

Заказчик также может собственными силами проверить любого потенциального поставщика с помощью официального сайта ЕИС в сфере закупок.

ФЗ № 44 пришел на смену ФЗ № 94. В новом нормативном акте был учтен практический опыт проведения закупок. Совершенствование законодательства направлено главным образом на обеспечение защиты и заказчика, и предприятий, принимающих участие в торгах и извлекающих из этого основной свой доход.

В обновленном Законе предусмотрена возможность проверить недобросовестных поставщиков по реестру. 44-ФЗ предусматривает формирование единой информационной базы, в которой содержатся сведения о субъектах, участвовавших в закупках, выигравших их, но уклонившихся от заключения контракта. Кроме того, в ней присутствуют данные о лицах, договора с которыми расторгнуты по судебному постановлению либо в связи с допущенными нарушениями.

В статье рассмотрим особенности включения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ .

Общие сведения

В соответствии со 104 статьей 44-ФЗ, в реестре недобросовестных поставщиков должны содержаться сведения не только о самих организациях. В нем должны присутствовать данные и об их участниках, информация о которых, как правило, приводится в справке о бенефициарах.

Законодательство устанавливает обязанность заказчиков направлять данные в ФАС. За непредставление информации в КоАП предусмотрен штраф. Должностным лицам может вменяться до 15 000 р., а юрлицам - до 100 тыс. р.

Стоит сказать, что проконтролировать заказчика довольно сложно.

Проверка организации

Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков находится на официальном сайте Единой информсистемы в сфере закупок, в разделе "Заказчикам".

Чтобы узнать, имеет ли субъект статус недобросовестного поставщика, необходимо в поисковом поле ввести ИНН либо наименование организации. Далее нужно нажать на поиск. В выпавшем перечне будут представлены нужные сведения.

В настройках расширенного поиска можно выбрать один из законов: 223-ФЗ или 44-ФЗ. В реестре недобросовестных поставщиков содержится большой объем сведений о каждом субъекте. Поэтому в поисковых полях можно указать страну происхождения, КПП, Ф. И. О. предпринимателя, местонахождение лица, основание и дату внесения данных.

Также в разделе "Заказчикам" присутствует гиперссылка "Проверка юрлица/индивидуального предпринимателя. Нужно поставить точку напротив нужного поля, ввести ОГРНИП или ОГРН, КПП (для юрлиц) и ИНН. Система выдаст сведения о

Важный момент

Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ субъект должен задекларировать. Раньше это можно было сделать через сайт ФАС. Декларацию подавали или в свободной форме, или в виде справки. Ее можно было подготовить в автоматизированной системе на сайте ФАС "Реестр недобросовестных поставщиков" по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

На сайте ФАС нужно было открыть реестр, ввести наименование, ИНН или Ф. И. О. организации. После этого появлялись сведения об отсутствии или наличии информации о недобросовестном поставщике в реестре по 44-ФЗ или по 223-ФЗ. Далее нужно было нажать "Печать справки". В настоящее время все эти действия можно осуществить на сайте Единой информсистемы в сфере закупок.

Внесение информации

Как установлено в п. 1 ст. 104 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральным исполнительным институтом власти, осуществляющим контроль в сфере закупок. Им является ФАС. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ может осуществляться региональным подразделением этой контролирующей структуры.

Цели информационной базы

Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков способствует сокращению количества сорванных контрактов и исключает участие таких лиц в торгах.

Открывая тендер, заказчик вправе включить в условия участия требование об отсутствии сведений о поставщике в реестре. В любом случае заинтересованное лицо может проверить информацию самостоятельно. Сведения хранятся в течение двух лет и доступны бесплатно.

Удаление записи из реестра производится только при отмене решения, на основании которого она была туда внесена.

Спорные случаи

Риск внесения информации о поставщике в реестр может обуславливаться разными причинами. Чтобы избежать негативных последствий хозяйствующим субъектам необходимо оперативно предпринимать защитные меры.

К примеру, проект договора отправляется заказчиком после истечения срока, отведенного для его подписания. Поставщику придется доказать, что его вины в том, что контракт не заключен, нет. В таких ситуациях суд, как правило, принимает сторону участника закупок.

Бывает так, что договор пришел вовремя, но поставщик не смог его подписать в связи с техническими неполадками, отсутствием электроэнергии, интернета и пр. Чтобы доказать непреднамеренность своих действий, необходимо предоставить доказательства форс-мажора. К примеру, это может быть чек о ремонте ПК, справка от интернет-провайдера о сбое. Причина неподписания контракта должна быть уважительной. Заказчик дает поставщику минимум 5 дней для подтверждения договора.

Обеспечительные меры

Условие о предоставлении банковской гарантии или внесении денежных средств присутствует практически во всех контрактах. Если поставщик не выполнил его в срок, установленный в документации по тендеру, то он может быть включен в реестр.

С денежным обеспечением, в целом, все ясно. Что касается банковской гарантии, то с ней могут возникнуть сложности. К примеру, она была предоставлена, но текст заказчика не устроил. В такой ситуации поставщик вполне может доказать, что причин для внесения в реестр нет.

Ненадлежащее исполнение контракта

При нарушении условий договора заказчик вправе направить иск в суд. В случае принятия решения в пользу него поставщик будет включен в реестр.

Этих последствий можно избежать, если участник заказа сможет доказать, что контракт был нетиповой и содержал третейскую оговорку.

Контракт все равно будет расторгнут, но оснований для внесения информации о поставщике в реестр не будет.

Односторонний отказ от договора

Среди заказчиков этот вариант расторжения контракта не особо пользуется популярностью. Дело в том, что причины одностороннего отказа необходимо доказывать в судебном порядке.

Порядок отказа регламентируется ст. 95 44-ФЗ. В реестр сведения о поставщике можно включить только после совершения определенных процедур. Заказчик, во-первых, должен вынести официальное решение об отказе от контракта. В трехдневный срок он направляет его поставщику. Решение вступит в действие только по истечении 10 дн. с момента получения его поставщиком. Если последний устранит за это время допущенные нарушения, то отказаться от контракта заказчик не сможет. При этом он обязан отменить свое решение в соответствии с п. 14 95 статьи 44-ФЗ.

Какие сведения содержатся в реестре?

В РНП информация разделена на несколько блоков по каждому поставщику. В первом блоке содержатся сведения о недобросовестном поставщике:

  1. Полное и сокращенное или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
  2. ИНН либо аналог ИНН, выданный в соответствии с положениями законодательства иностранного государства.
  3. Страна происхождения.

Следующий блок содержит общую информацию по заявке о включении в реестр:

  1. Наименование органа, внесшего информацию в РНП.
  2. Причина включение записи.
  3. Реестровый номер.
  4. Даты включения и исключения из реестра.

В следующем разделе приводятся сведения о заказчике, направившем заявку на внесение информации о поставщике в реестр:

  1. Наименование.
  2. Адрес местонахождения.

Следующий блок посвящен информации о проведенных закупках. В нем содержатся сведения о:

  1. Номере извещения, размещенного на сайте ЕИС. Если оно не опубликовано, в соответствующей строке будет стоять отметка.
  2. Название заказа/закупки, идентификационный код (при наличии).
  3. Способ размещения/определения поставщика. К примеру, это может быть электронный аукцион.
  4. Дата организации закупки, подведения итогов запроса котировок/предложений либо конкурса или дата признания торгов несостоявшимися.
  5. Номер лота.
  6. Наименование и реквизиты (номер и дата) подтверждающего документа.

В последнем разделе приводится информация о контракте. Здесь указываются:

  1. Номер записи в реестре.
  2. Стоимость контракта.
  3. Валюта сделки.
  4. Дата подписания контракта.
  5. Номер записи в реестре договоров.
  6. Предмет контракта/объект закупки. Здесь указывают название продукции, работы или услуги.
  7. Плановая дата выполнения.
  8. Дата расторжения договора.
  9. Основание для прекращения контракта.

Сроки направления сведений

Если участник закупки занял первое место, но уклонился и не подписал договор, в связи с чем контракт был заключен со вторым победителем, заказчику дается 3 раб. дня для подготовки и отправки сведений о недобросовестном поставщике в ФАС.

Если хозяйствующий субъект был признан единственным участником тендера, но не подписал соглашение, заказчик может передать информацию в ФАС в пятидневный срок. Исчисление начинается с последнего дня периода, отведенного для заключения контракта.

При нарушении условий закупки, признанных судом существенными, выигравшей стороной заказчик должен направить сведения в ФАС в течение 10 дней. Исчисление начинается с даты составления и подписания решения о прекращении действия договора.

В любом из перечисленных случаев заказчик обязан направить подтверждающие документы. Ими могут быть выписки из протоколов, отражающие отказ победителя от договора или результаты закупки. Также заказчик может приложить копию судебного постановления, в соответствии с которым контракт признан расторгнутым, или решение об отказе от договора с приведением пояснений, обосновывающих его.

Документы могут направляться через ЕИС в электронном виде. При этом они должны быть заверены усиленной цифровой подписью. Допускается направление сведений и на бумажных носителях. В этом случае отправка осуществляется заказным письмом с описью.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков - санкция для тех, кто нарушает условия закона и контракта. К кому она применяется, в каких случаях и можно ли оспорить решение, расскажем в статье.

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Список поручено вести ФАС. Посмотреть его можно на сайте ведомства и в ЕИС. Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков делятся на две группы. Такая участь ждет тех, кто:

  • уклонился от подписания контракта (вовремя не поставил подпись или не перечислил обеспечения);
  • существенно нарушил условия сделки (контракта), после чего заказчик был вынужден расторгнуть его.

Все основания, по которым заказчик обязан направить сведения в ФАС, со ссылками на положения Закона № 44-ФЗ смотрите в таблице:

Порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ

Порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков описан в ПП РФ от 25.11.2013 № 1062. Рассмотрим алгоритм на случай, если контракт расторгли по суду или в одностороннем порядке из-за существенных нарушений со стороны поставщика. В течение 3 дней после официального расторжения (когда оно вступило в силу) заказчик должен направить в УФАС следующие сведения и документы:

  • название, ИНН, адрес поставщика;
  • объект закупки, цену контракта и срок его исполнения;
  • код закупки;
  • причину и дату расторжения контракта;
  • копию решения суда или письменное обоснования причин отказа заказчика от исполнения контракта.

Заказчик направляет в ФАС информацию о недобросовестном поставщике. Контролеры решают, включать ли участника или контрагента в РНП. Смотрите в таблице причины, по которым компаниям удалось избежать реестра.

Документы и информация могут быть переданы в вид бумажного документа или на электронном носителе. К ним нужно приложить сопроводительное письмо с перечнем прилагаемых документов.

ФАС проверяет сведения в течение 10 рабочих дней. Если заказчик предоставил неполный комплект документов, их вернут в течение 3 дней.

Вопрос о включении поставщика в реестр рассматривают с участием представителей обеих сторон контракта. По итогу ФАС выносит решение об отказе или включении в РНП. Данные появляются в реестре недобросовестных поставщиков в течение 3 дней с даты, когда было принято решение ФАС.

Если поставщик оказался уклонистом, у заказчика есть пять дней на подачу бумаг в ФАС. В этом случае в ФАС нужно сообщить:

  • данные участника закупки;
  • его ИНН;
  • даты проведения закупки;
  • документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

Заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Заявление должно содержать:

  • название компании или ФИО ИП;
  • данные об учредителях, руководителях и членах правления - для компаний;
  • причину внесения участника в РНП;
  • даты закупки;
  • дату подписания контракта;
  • объект закупки, другие основные условия процедуры;
  • причину расторжения контракта;
  • список прилагаемых документов.

Какая информация вносится в реестр недобросовестных поставщиков

В реестр вносят:

  • название компании или ФИО физлица/ИП;
  • адрес или место жительства, ИНН;
  • ФИО учредителей, если поставщик - компания;
  • данные о закупке, даты проведения;
  • реквизиты контракта;
  • код закупки;
  • дату расторжения контракта, предмет, сроки выполнения, цену;
  • дату, когда информация была занесена в РНП.

Чем грозит внесение в реестр недобросовестных поставщиков

По закону заказчики имеют право требовать от участников, чтобы сведений о них не было в РНП, и часто пользуются этим правом. Такое требование установлено в большинстве закупок, поскольку ни один заказчик не хочет связываться с недобросовестным поставщиком. А значит, тем, кто числится в черном списке, закрыт путь к участию в госзакупках на 2 года. Именно столько данные остаются в реестре.

Возражение в УФАС на включение в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщику дают право высказать свою позицию. Сделать это можно, составив возражение на решение заказчика о включении в РНП и выступив на заседании комиссии. Объясните свое видение ситуации, последовательно изложите все факты, перечислите ваши действия, которые говорят о добросовестном поведении. Комиссия ведомства рассмотрит доводы и примет решение. На практике поставщикам нередко удается доказать свою правоту. Для примера рассмотрим два подобных дела.

Заказчик и подрядчик заключили контракт на реконструкцию двух объектов. Однако в срок работы не были закончены. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. А спустя некоторое время обратился в УФАС с просьбой включить сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольный орган рассмотрел обращение. Хоть заказчик и выполнил все действия, которые от него требовались, ему отказали. Тогда заказчик подал в суд.

Несмотря на срыв сроков, большую часть работы компания выполнила, а именно 83% (на сумму 102 млн руб. из 122 млн.). При суд учел, что повлияло на сроки выполнения работ. Подрядчику передали непригодную проектно-сметную документацию. Из-за этого ему пришлось заниматься разработкой новой, в том числе проводить неучтенные работы, которые требовали от администрации проведения дополнительных конкурсных процедур, по результатам которых были заключены дополнительные контракты. В итоге подрядчик не мог продолжать работы по своему контракту, пока не были закончены работы по другим контрактам.

Кроме того, в процессе работы подрядчик обнаружил недостатки, которые остались от предыдущего исполнителя и даже были приняты заказчиком. Поскольку эти недостатки угрожали годности и прочности результатов работ, не устранив их, продолжать работы было нельзя. В результате, несмотря на то, что установлено нарушение срока сдачи работ на 229 дней, суд не увидел оснований для включения в РНП (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу №А21-8955/2017).

Еще один пример говорит о том, как не угодить в РНП на стадии подписания контракта. Поставщик подал в суд на заказчика и потребовал отменить решение о признании его уклонившимся от подписания контракта на поставку молочной продукции и взыскании всей суммы обеспечения - более 4 млн руб.

Дело в том, что заказчик оставил без ответа все направленные протоколы разногласий. Компания подала заявку на электронный аукцион и перечислила обеспечение заявки. Предложение одобрили. Участника признали победителем процедуры. Как полагается по закону, заказчик разместил в ЕИС проект контракта и стал ждать, пока победитель его подпишет. Документ был опубликован 5 декабря. Победитель трижды направлял протоколы разногласий до конца декабря, но все они были оставлены без ответа. Компании не понравились разночтения в условиях поставки, которые она хотела устранить.

Последний протокол разногласий был направлен 21 декабря, а уже 22 декабря заказчик разместил в ЕИС протокол отказа от заключения контракта. Он сослался на то, что победитель не подписал проект контракта, нарушил срок направления протокола разногласий, подав его через 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов (хотя между 30 ноября, когда был размещен протокол, и 10 декабря, когда был отправлен первый протокол разногласий, не прошло 13 дней), а также не предоставил обеспечение исполнения контракта. Поскольку общество признали уклонившимся от заключения контракта, 4 млн руб. в качестве обеспечения заявки перечислили оператору ЭТП.

Суд напомнил заказчику, что уклонистом признается тот победитель, которые не подписал контракт и не предоставил протокол разногласий в установленный законом срок. Однако в нашем случае участник не уклонялся от подписания контракта, а, напротив, всеми силами стремился к его заключению. Невозможность в конечном итоге подписать документ в установленный срок вызвана действиями самого государственного заказчика. Позже заказчик обжаловал решение первой инстанции, однако своим постановлением по делу № А53-10174/2017 от 22.03.2018 арбитражный суд кассационной инстанции города Краснодар жалобу не удовлетворил. Правым в итоге оказался участник.

Вложенные файлы

  • Заявление о включении в РНП.docx



Top