Сроки проведения плановой проверки. Внеплановая проверка трудовой инспекции - основания. Возможность проверки по анонимному обращению

Как известно, законодатель жестко регламентирует сроки проведения плановых проверок: не чаще одного раза в три года. Но выявив в ходе планового контрольного мероприятия действительные или мнимые нарушения, в целях контроля за их устранением проверяющие назначают внеплановые проверки. В результате такого внепланового контроля нередко выявляются и оформляются актами новые нарушения. Затем выдаются новые предписания и впоследствии, посредством проведения новых внеплановых проверок, контролируется исполнение уже этих предписаний. Однако прервать бесконечный хоровод проверок можно. Для этого предпринимателю или организации бывает достаточно обратиться в арбитражный суд.

Новая идеология

1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), который изменил идеологию проведения внепланового государственного и муниципального контроля (надзора).

Главная идея, которую стремились воплотить в жизнь авторы закона, - осуществление контроля преимущественно посредством документарных проверок. Их предметом могут становиться сведения из документов предпринимателей и организаций об их организационно-правовой форме, правах и обязанностях; документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Посредством документарных проверок в большинстве случаев должно контролироваться также исполнение выданных предписаний и вынесенных постановлений. Сомнения контролеров в достоверности представленных сведений, их недостаточность не являются основанием для назначения внеплановой выездной проверки. Законодатель в таких случаях предписывает проверяющим запросить у индивидуального предпринимателя или юридического лица дополнительные документы. Причем к такому запросу должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Законом № 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой (документарной или выездной) проверки (ч. 2 ст. 10).

Таких оснований всего два:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и/или требований муниципальных правовых актов;
  2. получение контролерами обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах:

Посмотрим, как указанные выше положения понимаются проверяющими и как судьи арбитражных судов применяют законодательство о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.

Контроль за выполнением предписаний

Отметим, что контроль за выполнением ранее выданного предписания может осуществляться, только если предписание об устранении нарушений является законным, если истек установленный срок для его исполнения. Предписание является законным, если оно выдано уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах своей компетенции по осуществлению контроля (надзора) с соблюдением установленного порядка.

Если под предлогом внеплановой проверки, формально являющейся проверкой по выполнению предписаний, фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, результаты такой проверки подлежат отмене.

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В частности, грубым нарушением является требование документов, не относящихся к предмету внеплановой проверки выполнения предписания. П. 3 ст. 15 данного закона установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

Пример 1

Свернуть Показать

В середине 2008 г. по результатам контрольного мероприятия ООО получило от проверяющих два предписания по устранению выявленных нарушений. Предписаниями общество обязали в трехмесячный срок представить проверяющим необходимую документацию и соблюдать требования законодательства.

Летом 2009 г. была проведена внеплановая документарная и выездная проверка. Из приказа на проверку следовало, что ее предметом являлось выполнение юридическим лицом ранее выданных предписаний, требований законодательства и лицензионных требований. В ходе проверки от общества были затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки, проводимой с целью контроля выполнения предписаний. По результатам мероприятия выявилось неисполнение предписаний, а также установлены новые нарушения. Был составлен акт. В целях устранения нарушений ООО получило еще одно предписание.

Решением Арбитражного суда акт и предписание, датированные 2009 г., были признаны недействительными. Кроме того, суд обязал контролеров устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО, вызванное принятием последнего предписания.

При вынесении такого решения суд принял во внимание положения Закона № 294-ФЗ.

В частности, суд указал: "…в ходе контроля исполнения предписания может быть проверено устранение выявленных ранее нарушений, на устранение которых оно и было выдано". При проведении в 2009 г. внеплановой проверки по выполнению предписаний были выявлены новые нарушения, т.е. фактически проводилась повторная проверка по соблюдению ООО условий лицензий и обязательных требований. В решении по делу суд подчеркнул, что в силу ч. 2 ст. 9 это недопустимо (плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в 3 года).

Одновременно было установлено, что предписание, выданное обществу в 2008 г., было исполнено им частично, о чем проверяющие были уведомлены. Но в нарушение п. 7 ч. 2 ст. 16 контролеры в акте проверки не указали на частичное исполнение предписания.

В решении по делу суд обратил внимание и на другие упущения контролеров.

Получив предписание об устранении нарушений, не стоит ожидать визита контролеров с проверкой выполнения сразу же по истечении указанного в предписании срока. Законом № 294-ФЗ не установлен срок начала проведения внеплановой проверки по истечению срока выполнения предписания.

Так, в рассмотренном примере в своем обращении к суду ООО указывало, что проверяющие нарушили срок для проведения внеплановой проверки (срок выполнения предписаний истекал в конце октября 2008 г., а проверка была проведена в середине 2009 г.), однако данный довод суд отклонил.

Ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Санкции за такие правонарушения достаточно жесткие: крупные административные штрафы, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, в некоторых случаях возможна дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Срок давности для привлечения нарушителей, не исполнивших предписание, к административной ответственности предусмотрен ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и составляет 1 год. Пропуск указанного срока давности не дает проверяющим возможности наложить штраф за неисполнение предписания, но под предлогом проведения проверки выполнения выданного предписания они могут попытаться найти новые нарушения и новые поводы для будущих контрольных мероприятий.

Пример 2

Свернуть Показать

Осенью 2009 г. административным органом проводилась внеплановая документарная, а впоследствии и выездная проверка ОАО в целях контроля за исполнением выданного в феврале 2007 г. предписания по устранению административного правонарушения в связи с истечением срока его исполнения.

В распоряжениях о проведении внеплановых проверок ОАО в качестве предмета проверок указывалось соблюдение обществом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). В акте проверки также было отражено, что целью проверки являлось исполнение ОАО предписания 2007 г.

В ходе проверки были выявлены факты невыполнения предписания. Данное обстоятельство зафиксировано проверяющими административного органа в акте проверки. Впоследствии в отношении ОАО составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания.

Но ОАО не вменялось правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, т.к. истек предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения ОАО к административной ответственности по указанной статье. Находчивые контролеры привлекли ОАО к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. По постановлению должностного лица ОАО должно было уплатить административный штраф в размере 250 тыс. руб.

Постановление административного органа отменил арбитражный суд как незаконное.

В решении по делу суд указал, что законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены два вида проверок - плановые и внеплановые - и что данные виды проверок имеют различия как по порядку назначения, так и по предмету. Хотя в документах было указано, что проверка являлась внеплановой и проводилась в целях контроля за выполнением предписания, суд установил, что фактически осуществлялась плановая проверка в целях проверки соблюдения ОАО обязательных экологических и

Обращения и заявления как повод для проверки

В целях защиты предпринимателей и организаций от безосновательных проверок законодатель установил ряд ограничений, которыми должны при получении сигналов, требующих вмешательства, руководствоваться контролеры.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ не могут служить основанием для проведения внеплановой (документарной/выездной) проверки :

1. Анонимные обращения и заявления

В Законе оговаривается, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Ссылаясь на данное указание законодателя, организации и предприниматели при обжаловании действий контролеров, требуя отмены вынесенных ими постановлений/решений/предписаний, нередко указывают вышестоящим органам и судам, что коллективные заявления граждан являются анонимными жалобами, поскольку не позволяют установить всех лиц, подписавшихся под заявлением. Однако если в такой коллективной жалобе приведен хотя бы один адрес для обратной связи с указанием фамилии и инициалов гражданина и обращение подписано этим гражданином, оно не признается анонимным. Следовательно, у административного органа имеются основания и обязанность провести по такому обращению .

Обратите внимание, что если в отношении проверяемого лица назначено контрольное мероприятие по жалобе, обращению, в распоряжении (приказе) на проверку в качестве основания должно быть указано именно это обращение.

Пример 3

Свернуть Показать

Административный орган на основании поручения прокуратуры провел внеплановую выездную проверку общества.

Как впоследствии установил арбитражный суд, данное поручение не содержало сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, т.е. прокуратура не поручала инспекции проверить конкретное лицо или определенный объект, не устанавливала какую-либо определенную форму (вид) проверки и не согласовывала конкретные проверки.

При обжаловании обществом постановления инспекции о назначении наказания представитель инспекции представил суду коллективную жалобу граждан, указав, что она также являлась основанием для проведения проверки. Однако суд отнесся критически к такому основанию для проведения проверки. Данный документ в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ не был указан как основание проверки в соответствующем распоряжении.

При рассмотрении дела были установлены и иные нарушения требований к организации и проведению проверок, допущенные при проведении проверки общества. Суд признал их грубыми в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ и указал, что результаты проверки не могут являться доказательствами нарушений, допущенных юридическим лицом. Постановление по административному делу было признано незаконным и отменено.

2. Обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах причинения вреда/возникновения угрозы, причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения/угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или информацию о фактах нарушения прав потребителей

Причем в последнем случае внеплановая проверка не может назначаться по обращению третьих лиц, а только в случае обращения самого потребителя, который считает, что его права и законные интересы нарушены.

При поступлении обращений и заявлений внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего (МСП), назначается только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемых. В Законе № 294-ФЗ прямо предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки:

  1. отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов МСП;
  2. отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  3. несоблюдение рассмотренных требований к оформлению решения органа контроля о проведении проверки;
  4. осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ, нормативным правовым актам Правительства РФ;
  5. несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  6. проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Проведение проверки субъекта МСП без согласования прокуратуры является грубым нарушением Закона № 294-ФЗ.

Пример 4

Свернуть Показать

В целях рассмотрения обращения жительницы с сообщениями о фактах, требующих немедленного вмешательства, инспекцией была назначена и проведена внеплановая выездная проверка организации-субъекта МСП. Согласование проверки с органом прокуратуры не проводилось.

В ходе контрольного мероприятия инспектор выявил нарушения и составил акт. Впоследствии административным органом вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности в виде штрафа.

Арбитражный суд признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении. Суд указал, что результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, недействительны и не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Если возникает необходимость принятия неотложных мер, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (в прокуратуру документы направляются в течение 24 часов).

О проведении внеплановой выездной проверки объект проверки уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. В таких ситуациях предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Пример 5

Свернуть Показать

Получив заявление гражданина-потребителя с жалобой на ООО "М", прокуратура направила информацию о сути жалобы в адрес уполномоченного органа, который назначил и провел в отношении нескольких организаций внеплановые проверки. По результатам выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Н", были установлены нарушения. Постановлением должностного лица на ООО "Н" наложили административный штраф.

ООО "Н" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. В обоснование своих требований общество сослалось на нарушение контролерами п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры).

В возражениях на это заявление административный орган указал суду, что основанием для назначения и проведения внеплановой выездной проверки послужила поступившая от органа прокуратуры информация о жалобах граждан, поэтому санкции прокурора на проведение проверки не требовалось. Суд с таким доводом не согласился, признав его необоснованным. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для назначения внеплановой проверки действительно послужила информация, поступившая из прокуратуры, но жалобы были не на деятельность ООО "Н", а на деятельность другого юридического лица - ООО "М".

К аналогичным выводам пришел другой судья арбитражного суда при рассмотрении похожего дела. Тогда районная прокуратура направила информацию в адрес жилищной инспекции. Проведя проверку без санкции прокуратуры и установив нарушение, инспекция оштрафовала управляющую компанию на 50 тыс. руб. Как потом указал арбитражный суд, "просьба жителя проверенного дома в адрес заявителя о ремонте кровли к жалобам не относится, т.к. доказательств ее неисполнения ответчиком (жилищной инспекцией) не представлено". Такое обращение, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, не может являться основанием для назначения внепланового контрольного мероприятия. Суд указал, что назначение внеплановой проверки было неправомерным, признал, что ее результаты получены с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и не могут являться доказательствами нарушения управляющей компании обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Постановление по административному делу было признано незаконным и отменено.

В силу положений п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Ст. 64 АПК (п. 3) предусмотрено, что в рамках арбитражного процесса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Перечень грубых нарушений Закона № 294-ФЗ, являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительной, с правом проверяемого лица на реабилитацию и возмещение понесенных убытков в судебном порядке

К грубым нарушениям, согласно ст. 20 Закона № 294-ФЗ, относятся:

  • проведение плановой проверки чаще чем раз в 3 года, проведение такой проверки не в соответствии с ежегодным планом (отсутствие оснований проведения плановой проверки), несоблюдение срока, установленного для уведомления проверяемого о проведении плановой/внеплановой выездной проверки;
  • безосновательное назначение внеплановой выездной проверки, а также отсутствие необходимого несогласования с прокуратурой такой проверки;
  • нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения/приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа;
  • требование контролерами документов, не относящихся к предмету проверки, а также превышения установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление контролерами акта проверки представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю).

В Законе № 294-ФЗ прямо указано, что результаты проверок, проведенных с указанными нарушениями, "… не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя".

Сноски

Свернуть Показать


Государственные надзорные органы проверяют организации и ИП в соответствии с нормами закона № 294-ФЗ, который предусматривает уведомление о предстоящем контрольном мероприятии. Однако внеплановая проверка работодателя по Трудовому кодексу проводится без предупреждения.

Плановые и внеплановые проверки ГИТ

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) периодически проверяет все предприятия, независимо от формы собственности. По общему правилу мероприятия подразделяются на два вида: плановые и внеплановые проверки. Особенность состоит в том, что согласно Трудовому кодексу она имеет право не уведомлять организацию о своем внезапном посещении.

Плановые контрольные ревизии проводятся не чаще 1 раза в 3 года, начиная со дня государственной регистрации, или получения уведомления о начале деятельности. Нарушение этого правила ведет к тому, что результат проверки может быть признан недействительным по жалобе проверяемого лица.

Более неожиданной для предпринимателя бывает внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях она проводится? Обычно поводом для этого служит нарушение норм трудового законодательства, игнорирование обращения работника. Но источником информации для ГИТ служат не только жалобы. В трудовую инспекцию регулярно отправляют информацию полиция, налоговики, прокуратура, а иногда и СМИ.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст. 360 ТК РФ.

  • сведения о нарушении требований ТК, поступившие от граждан, должностных лиц органов власти и местного самоуправления, профсоюзов, СМИ;
  • жалоба работника о нарушении его прав со стороны администрации;
  • заявление о проверке вредных (опасных) условий труда на рабочем месте;
  • истечение срока предписания, установленного для исправления нарушения.

При наличии основания, согласование внеплановой проверки с прокуратурой не обязательно, достаточно отправить уведомление о ее проведении.

Инспектор труда может предъявить администрации предписание с требованием:

  • восстановить нарушенные права работника;
  • об устранении выявленных нарушений;
  • о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • об отстранении виновных лиц от должности.

Выданные предписания обязальны к исполнению. Однако нарушение закона должно быть явным, а вмешательство - соразмерным. Статья 358 ТК прямо указывает, что инспектор обязан действовать соблюдать законные интересы работодателей, хранить служебную, коммерческую тайну. Когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника, то его имя не разглашается, если он попросил об этом в своем заявлении.

Кроме того, законом допускается внеплановая проверка прокуратуры, основанием для которой служат поступившие материалы и обращения. В этом случае закон прямо запрещает предварительное уведомление работодателя.

Какие нарушения выявляют чаще всего

Основная функция Трудовой инспекции - надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства. Внеплановая выездная проверка обычно проводится на предприятиях, где работает много иностранцев, отмечается большая текучка, возникают скандалы. Иногда причиной может послужить даже публикация о вакансии, если в ней содержатся дискриминационные требования о регистрации, национальности или возрасте.

Заявления, которые послужили основанием для проведения внеплановой проверки, являются далеко не всегда обоснованными. Нередко, таким образом конфликтный работник сводит счеты с работодателем. Из нарушений, влекущих серьезные последствия, можно отметить следующие.

  1. Связанные с оплатой труда.
  • Невыплата за сверхурочные работы - работодатель должен вести журнал их учета, оплата положена в 1,5 и 2-ом размере.
  • Не предоставление отгула или 2-ой оплаты за работу в праздничные и выходные дни.
  • Неоплата при совмещении - за возложение дополнительных обязанностей на время отсутствия другого работника.
  • Лишение премии, предусмотренной системой оплаты труда - часто служит основанием для проведения внеплановой проверки. Желая наказать нерадивого сотрудника, работодатель превышает полномочия. Это не входит в список дисциплинарных взысканий по ТК.
  • Несвоевременная выплата зарплаты - грубое нарушение, это известно большинству руководителей. Однако, невыдача расчетных листков также предусмотрена законом, их отсутствие - повод для жалобы.
  1. Незаконные удержания из зарплаты.
  • Взыскание суммы зарплаты, переплаченной по вине работодателя. Такие действия неправомерны в случае сбоя или ошибки программы, ошибочного применения нормы права, или технического расчета бухгалтера.
  1. Нарушение графика предоставления отпусков.
  • Если во время внеплановой выездной проверки выявят отсутствие этого документа, или обоснованных приказов о его изменении - это повод для предписания.
  1. Увольнение по сокращению штатной численности. На предприятии всегда должны документы, с помощью которых можно доказать, что работник:
  • не имел преимущественного права остаться по сравнению с другими, занимающими аналогичную должность;
  • ему предлагались другие рабочие места (при наличии), и он отказался;
  • был предупрежден письменно за 2 месяца до увольнения.
  1. Необоснованное увольнение за прогул (с нарушением).
  • На практике часто забывают о том, что по закону работнику дается 2 дня для предоставления письменного объяснения. Его отказ должен быть оформлен актом. Приказ об увольнении до истечения 2-х дней будет считаться незаконным.

Работодателю всегда нужно помнить о том, что внеплановая проверка трудовой инспекции по одной поводу, может закончиться выдачей предписания совершенно по другому нарушению. Поскольку Роструд выполняет надзорные функции, он имеет право проверять все документы, связанные с трудовым законодательством.

?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ , то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок , который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.

Налоговая проверка — понятие и виды

Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:

  1. Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
  2. Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.

Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.

Не знаете свои права?

Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:

  • истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.

Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.

Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.

Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:

  1. Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
  2. Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
  3. Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
  4. Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
  5. Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/333@ определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:

  1. Низкая налоговая нагрузка на налогоплательщика. При оценке данного показателя налоговики сопоставляют налоговую нагрузку конкретной организации, со средним размером налоговых платежей, перечисляемых предприятиями, ведущими деятельность в той же отрасли. Расчет среднего уровня налогового бремени ведется на основании статистических сведений, характеризующих общий объем оборота денежных средств по анализируемому направлению деятельности, а также суммы уплаченных по итогам ее осуществления налоговых взносов. Если размер обязательных платежей, вносимых компанией, существенно отличается от установленных средних значений, вероятность того, что налоговики решат провести внеплановую проверку, крайне высока.
  2. Работа в убыток. Если налоговые декларации, подаваемые налогоплательщиком на протяжении нескольких налоговых периодов, содержат информацию о том, что предприятие не только не получает прибыль, но и не покрывает собственных расходов, понесенных на осуществление предпринимательской деятельности, представители налоговой службы могут вынести решение о необходимости проведения внеплановой проверки. Однако при этом, как показывает практика, налоговики относятся к убыточным компаниям весьма лояльно, т. к. обычно в ущерб себе работают предприниматели, недавно вышедшие на рынок и не успевшие покрыть понесенные на стадии запуска производства затраты.

Дополнительные критерии, установленные ФНС

Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:

  1. Несоответствие темпа роста расходов и доходов, приводящее к уменьшению размера прибыли и, как следствие, снижению размера налоговых платежей.
  2. Применение налоговых вычетов в значительных размерах. Значительным признается размер, при котором доля вычетов по НДС превышает 89% за последний год.
  3. Низкий уровень заработка работников, входящих в штат организации: сотрудники предприятия получают зарплату, размер которой существенно отличается от величины среднего заработка, сложившегося в регионе у специалистов этой отрасли.
  4. Неоднократное приближение значения показателей, характеризующих результаты финансово-экономической деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве ограничения для использования определенного специального налогового режима.
  5. Представление в ФНС декларации, суммы доходов и расходов в которой различаются минимально (для ИП).
  6. Осуществление взаимосвязи с контрагентами через нескольких посредников, создающих так называемую цепочку, в том случае, если нет разумного и обоснованного подтверждения целесообразности использования подобного подхода.
  7. Непредставление пояснений и ответов на запросы, направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика.
  8. Неоднократное снятие с учета в одном территориальном отделении ФНС с последующей постановкой на учет в другом.
  9. Существенное отклонение уровня рентабельности от значения аналогичного показателя, сложившегося в среднем в отрасли.

Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.

Внеплановые выездные проверки проводятся в соответствии с нормами, установленными законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ. Регламент назначения и реализации проверок на территории субъектов хозяйствования прописан в ст. 10 закона № 294-ФЗ. Контролирующие органы могут заинтересоваться деятельностью как юридического лица, так и ИП.

Внеплановая выездная проверка предпринимателей и юрлиц нацелена на выявление фактов несоблюдения требований действующих федеральных и муниципальных правовых актов в соответствующем сегменте бизнеса. Предметом исследования может стать выполнение предписаний госорганов. Задачи проверки включают и обеспечение условий для выполнения законодательных норм, минимизации риска причинения ущерба жизни, здоровью людей и животных, причинения вреда культурному наследию, окружающей среде, предупреждение чрезвычайных ситуаций (техногенного и природного характера), ликвидации их последствий.

Основания проведения внеплановой выездной проверки

Инициировать внеплановые проверочные мероприятия можно по следующим причинам (ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • В случае, когда субъекту хозяйствования ранее выдавались предписания об устранении нарушений. На дату истечения срока, отведенного на исправление недочетов, контролирующая структура может навестить юрлицо или ИП и ознакомиться с результатами «работы над ошибками».
  • Когда внеплановые выездные проверки проводит надзорный орган при получении им аргументированного представления от должностного лица органа госконтроля (надзора). В ходатайстве может быть озвучена информация о наличии угрозы или свершившемся факте нанесения урона здоровью или жизни людей, животных, государственной безопасности, сохранности музейных экспонатов, редких растений, архивной документации, научных изобретений, при нарушении прав потребителей (если в надзорный орган обращались граждане, чьи права нарушены), требований к маркировке товара.
  • По нормам закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена на основании приказа или распоряжения руководителя государственного надзорного органа, изданного по поручению Президента или Правительства России.
  • Проверка возможна если имеется требование прокурора, основанное на материалах обращения в органы прокуратуры третьих лиц.

О проведении проверки предприятие или ИП уведомляются не менее чем за 24 часа любым способом (телефонограммой, письмом, в т.ч. электронным, подписанным ЭЦП, нарочным и т.д.). Исключение – угроза жизни, здоровью людей, животным, окружающей среде, культурным объектам, безопасности страны, угроза чрезвычайных ситуаций. В таких экстренных случаях о проверке надзорные инстанции заранее могут не уведомлять (п. 16, 17 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование внеплановой выездной проверки с прокуратурой

Проверочные мероприятия, которые не были заложены в план на предстоящий год, должны быть отдельно согласованы с прокуратурой (п. 5-10 ст. 10 закона № 294-ФЗ). Обращение требуется направлять в отделение прокуратуры по месту реализации коммерческой деятельности ИП или юридического лица, к которому намереваются наведаться проверяющие. Согласование внеплановых выездных проверок осуществляется в таком порядке:

  • оформляется заявление на согласование проверки по типовой форме;
  • заявление с документами, подтверждающими необходимость незапланированного визита на предприятие, направляется в прокуратуру;
  • поступившие заявки сотрудники прокуратуры рассматривают день в день;
  • в этот же день или на следующие рабочие сутки выносится решение о возможности или невозможности проведения проверки.

Поводом для отказа может послужить отсутствие оснований для внеплановой проверки, отсутствие документальных подтверждений позиции надзорной организации или неправильно оформленное решение о проверке. Разрешение не будет получено и в случае, если контролирующая структура пытается проверить сегмент работы компании, который выходит за рамки компетенции госоргана, либо если разные надзорные структуры собираются проверять соблюдение субъектом одних и тех же требований (п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В исключительных случаях (когда требуются неотложные меры при угрозе причинения вреда или возникновения чрезвычайных ситуаций) проверка может быть начата в срочном порядке, в прокуратуру при этом направляется уведомление в течение суток после ее начала (п. 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Выездная внеплановая проверка прокуратуры

Прокурорский надзор деятельности субъектов хозяйствования может затрагивать вопросы соблюдения законодательных норм во всех сферах деятельности компаний и ИП. Полномочия органов прокуратуры прописаны в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1. У субъекта для целей проверки может быть запрошена документация, но вся она должна иметь непосредственное отношение к предмету проверки. Прокуратура не может заменять другие надзорные органы (например, если рассматривается спор о несоблюдении прав потребителя, этим заниматься должен Роспотребнадзор, а не прокурор). По результатам проверки обязательно составляется акт, повторно проверить указанный в акте период нельзя.

Внеплановые выездные проверки государственной инспекции труда

Трудовая инспекция может появиться на предприятии с внеплановой проверкой, если подошел к концу срок исправления недочетов, зафиксированных во время предыдущей проверки, или поступила жалоба от работника фирмы/ИП. Поводом для проверки не может стать анонимная жалоба.

Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции реализуется только в том случае, если нельзя дать объективную оценку действиям работодателя на основании документального анализа. Проход на территорию проверяемого субъекта хозяйствования возможен после удостоверения личности проверяющего и представления копии приказа на проведение проверочных мероприятий. Трудовой инспектор может посещать рабочие объекты в любое время суток, запрашивать документы, получать пояснения должностных лиц в письменном виде, производить изъятие образцов материалов, выдавать предписания по выявленным недочетам и участвовать в расследовании несчастных случаев. Трудовой кодекс предписывает инспектору сохранять в тайне все полученные сведения о работе компании.

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

В ходе проверки субъекта хозяйствования Роспотребнадзором может проверяться соблюдение норм закона о защите прав потребителей, соблюдение санитарных норм и т.п. Проверяющие могут обследовать состояние зданий и сооружений, используемых в хозяйственной деятельности, исправность оборудования и транспортных средств, качество производимой продукции.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Выездные проверки по вопросам соблюдения таможенного законодательства могут быть реализованы при наличии соответствующего распоряжения руководителя таможенной структуры. Проверяется соблюдение требований, установленных российским таможенным законодательством, и нормами стран-участниц Таможенного союза. В предписании должны быть зафиксированы сведения о типе проверки, основаниях для ее назначения, наименование проверяемого лица, фамилии проверяющих. Внеплановые проверки могут проводиться с такой периодичностью, которая позволяет объективно оценивать правомерность действий компании. Подробно о таможенных проверках читайте .

Проведение внеплановой выездной проверки Госпожнадзором

Органы пожарного надзора могут инициировать внеплановый визит на предприятие, если на территории его расположения действует специальный противопожарный режим. Основанием для проверки в т.ч. может стать завершение капстроительства, изменение класса функциональной пожароопасности объекта, ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, поступившие от третьих лиц жалобы.

Внеплановая выездная проверка проводится органом пожарного надзора путем осмотра помещений, эксплуатируемых фирмой зданий и сооружений. В ходе проверки могут быть изучены документы о проведении инструктажа персонала по пожарной безопасности , обследованы комнаты для курения или хранения горючих материалов. Обязательно анализируется доступность аварийных выходов и исправность противопожарного инвентаря, фиксируется наличие схем эвакуации. Порядок проведения внеплановой выездной проверки Госпожнадзора регламентировано п.п. 66-79 приказа МЧС РФ от 30.11.2016 № 644.




Top