Управление гражданской обороной в стране осуществляют. Руководство гражданской обороной. Организация и ведение ГО

Управление гражданской обороной

составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны. Представляет собой деятельность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и системы средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и др. специальных систем. У. ГО осуществляют: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти; на территории субъектов РФ и на территории муниципальных образований; структурные подразделения (работники) организаций. Указанные органы комплектуются военнослужащими гражданской обороны и гражданским персоналом и должны быть специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Управление гражданской обороной" в других словарях:

    Управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность должностных лиц и органов управления по поддержанию готовности сил и средств ГО, эффективному проведению мероприятий по подготовке ГО в мирное время и угрожаемый период, в военное время по ее ведению. У. ГО… …

    органы, осуществляющие управление гражданской обороной - органы управления ГО Специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти;… … Справочник технического переводчика

    органы, осуществляющие управление гражданской обороной - 18 органы, осуществляющие управление гражданской обороной; органы управления ГО: Специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Органы, осуществляющие управление гражданской обороной - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны и представляющая собой совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и систем средств управления… …

    1) в гражданской защите процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления [органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороной] на объекты управления… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Силы гражданской обороны - (англ. civil defence forces) в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.… … Большой юридический словарь

    Силы гражданской обороны - (англ. civil defence forces) в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также … Энциклопедия права

    Специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Пункт управления гражданской обороны - Пункт управления гражданской обороны; пункт управления ГО: специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление… … Официальная терминология

Руководство ГО осуществляют начальники ГО всех степеней. Руководство ГО РФ осуществляет правительство РФ, непосредственно – Председатель Правительства РФ – он же начальник ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в органах исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов управления и организаций. Например, В нашей академии начальником ГО академии является ректор. Он подчиняется по вопросам организации ГО начальнику ГО Кировского района г. Ярославля и начальнику ГО ФОИВ, т.е. министру здравоохранения).

Для повседневного управления ГО при начальниках ГО всех уровней создаются штабы ГО . Штаб является структурным подразделением ГО, создается приказом руководителя и является основным рабочим органом управления. Общее управление ГО осуществляет МЧС России.

Количество работников в штабе ГО определяется, исходя из следующих норм:

С количеством работников до 500 чел. – 1 освобожденный работник;

От 500 до 2000 чел. – 2-3 освобожденных работника;

От 2000 до 5000 тыс. чел. – 3-4 освобожденных работника,

Свыше 5000 чел. – 5-6 освобожденных работников.

С количеством работников до 200 чел. – работа по ГО может выполняться в установленном порядке одним из работников организации по совместительству.

С количеством работников свыше 200 чел. – 1 освобожденный работник,

Службы ГО.

В мирное время в Российской Федерации созданы и функционируют следующие федеральные службы гражданской обороны:

- федеральная медицинская служба гражданской обороны . Организует и проводит мероприятия по медико-санитарному обеспечению населения;

- федеральная противопожарная служба гражданской обороны . Организует и проводит мероприятия, направленные на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

- федеральная служба гражданской обороны по охране общественного порядка . Организует и проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

- федеральная служба гражданской обороны по защите животных и растений . Организует и проводит мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений;

- федеральная служба гражданской обороны по защите культурных ценностей . Организует и проводит мероприятия, направленные на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

В военное время начинает функционировать значительно большее количество служб. Например: служба оповещения и связи; служба энергоснабжения и светомаскировки; транспортная служба; аварийно-техническая служба; служба радиационной, химической и биологической защиты и др.

3.Силы и средства ГО. К ним относятся:

– спасательные воинские формирования постоянной готовности (Войска ГО).

– нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

– для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться Вооруженные силы РФ, др. войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и формирования.

4. Эвакуационные органы. К ним относятся:

- эвакуационные комиссии . Создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях территорий. Возглавляются один из заместителей руководителя учреждения, объекта, главы администрации. В нашей академии эвакуационную комиссию возглавляет проректор по учебной работе,

- сборные эвакуационные пункты (СЭП). Создаются на базе предприятий (учреждений) и предназначаются для сбора и учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в безопасный район или загородную зону;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) . Создаются для кратковременного размещения эвакуируемого населения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших населенных пунктах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

Как вы их представляете?

В системе Гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления . В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные, и объектовые органы управления .

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

Межрегиональными органами управления являются региональные центры МЧС России по территориям федеральных округов.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России. Например, на территории нашей республики органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по территории Чувашской Республики.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления

в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной. Основной функцией органа управления гражданской обороны является предвидение опасностей, возникающих при ведении военных действий,

заблаговременная подготовка сил и средств, планирование мероприятий по защите

населения, материальных и культурных ценностей организаций (учреждений, предприятий) и своевременное их осуществление. Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки. Определенные трудности составляют для

слушателей ответ на вопрос: Какие должностных лица входят в объектовый орган управления гражданской обороны и какие функции они должны исполнять. В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);

специалиста по связи;

специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;

специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;

специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи - руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала , материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть - первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Слушатели часто задают вопрос: В каком соотношении находятся органы управления

гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности? Такой вопрос возникает тем, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

координирующий орган управления объектовым звеном - КЧС и ОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации и орган повседневного управления - дежурно - диспетчерская служба.

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧС и ОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ФЕДЕРАЛЬ-НЫЕ

МЕЖРЕГИО-НАЛЬНЫЕ

РЕГИО-НАЛЬНЫЕ

МУНИЦИ-ПАЛЬНЫЕ

ОБЪЕКТО-

МЧС России

Региональные центры по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны

Структурные подразделения уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в составе администраций муниципальных образований

Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны в составе администрации объекта

РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

4. Руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

- федеральные органы исполнительной власти и их структурные подразделения, территориальные органы (региональные центры по делам ГО и ЧС), структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;



3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.




Top