Предназначение и задачи гражданской обороны. Тема: История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения Основное предназначение гражданской обороны в современных условиях
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Так, например, для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных средств и медицинской техники.
Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:
Обучение населения в области гражданской обороны;
Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
Срочное захоронение трупов в военное время;
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип состоит в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (ВУЗе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.
Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.
В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.
В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.
В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система гражданской обороны. Систему гражданской обороны составляют:
Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики или здравоохранения (предприятие, завод, медицинская или фармацевтическая организация и т.д.).
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.
В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий.
Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики.
Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- · Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- · Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- · Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- · Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- · Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- · Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- · Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- · Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- · Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- · Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- · Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- · Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Систему гражданской обороны составляют:
· Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- · Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- · Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер, проводимых в мирное и военное время.
Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. В то же время в силу ряда причин силы гражданской обороны не успевали эффективно реагировать и своевременно устранять последствия чрезвычайных ситуаций мирного времени. Поэтому в июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.
В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство (МЧС России).
Гражданская оборона - система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основные задачи в области гражданской обороны:
Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
Принятие мер по световой маскировке и другим видам маскировки;
Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание (включая оказание первой медицинской помощи), срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и принятие других необходимых мер;
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
Срочное захоронение трупов в военное время;
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.
Гражданская оборона (ГО) - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Своё предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
В СССР защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой комплекса защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, оповещением об опасности нападения противника 1 .
Гражданская оборона в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
В настоящее время характер и способы решения международных и других проблем с применением вооружённой борьбы, а также методы её ведения меняются. Возможные войны будут проходить преимущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами. Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В этих условиях в число основных задач в области гражданской обороны населения входят:
- обучение населения в области гражданской обороны;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
1 О гражданской обороне в СССР см. раздел «Дополнительные материалы».
Выводы
- Гражданская оборона - составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны.
- Свои функции гражданская оборона Российской Федерации наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами Российской Федерации.
- Одна из существенных задач гражданской обороны - проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вопросы
- Для чего предназначена гражданская оборона? Обоснуйте свой ответ.
- Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране?
- Какие основные задачи в первую очередь решает гражданская оборона по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
- Как осуществляется руководство гражданской обороной в нашей стране?
Задания
- Используя раздел «Дополнительные материалы» и Интернет, подготовьте сообщение на тему «Условия и этапы создания гражданской обороны в нашей стране».
- Используя Интернет и специальную литературу, приведите примеры героического поведения бойцов местной противовоздушной обороны (МПВО) при налётах вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
- Используя специальную литературу, подготовьте сообщение о том, как появление ядерного оружия и новых средств его доставки коренным образом изменило формы гражданской обороны в Российской Федерации и в целом мире.
Из истории создания гражданской обороны
В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер.
Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
Ликвидацию крупных чрезвычайных ситуаций обычно поручали силам гражданской обороны: ее воинским частям и невоенизированным формированиям. Однако в мирное время ее воинские части содержались в сильно сокращенном составе. Для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации их надо было развертывать до полной укомплектованности. На это требовалось несколько дней, а в чрезвычайной ситуации участь пострадавших порой решали минуты. Солдат в войсках гражданской обороны спасательному делу не обучали. Части не были обеспечены спасательным оборудованием.
В июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.
В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который (10 января 1994 г.) был преобразован в министерство (МЧС России).
Дальнейшему развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 1998 г.
Федерального закона «О гражданской обороне».
Предназначение и задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Обучение населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
срочное восстановление надежного функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России). Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют руководители этих органов и организаций. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. На схеме 16 представлена структура органов управления гражданской обороной.
Подготовку к ведению гражданской обороны осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с законом ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны , фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Граждане Российской Федерации в области гражданской обороны имеют следующие права и обязанности:
Проходить обучение по гражданской обороне;
принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне;
оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.
Вопросы и задание
1. Расскажите об истории создания в нашей стране системы гражданской обороны.
2. Какими причинами была вызвана коренная перестройка в системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
3. Что такое современная гражданская оборона и каково ее предназначение? Назовите основные задачи гражданской обороны.
4. Назовите органы, осуществляющие управление гражданской обороной.
Задание 23
Из приведенных задач выберите те, которые являются задачами в области гражданской обороны:
а) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
б) эвакуация раненых с места военных действий в безопасные районы;
в) тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время;
г) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий;
д) санитарная обработка населения, специальная обработка техники, обеззараживание зданий и сооружений;
е) строительство фортификационных сооружений в военное время;
ж) руководство коммунальными службами в мирное и военное время;
з) восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
и) принятие мер по организации медицинского обслуживания населения;
к) проведение мероприятий по светомаскировке.
Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений
от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время
Общеобразовательные учреждения организационно входят в функциональную подсистему РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию.
Основными задачами этой подсистемы являются:
Организация работ по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, поддержанию в готовности органов управления, сил и средств подсистемы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки специалистов и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, обучение учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
осуществление взаимодействия в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности с органами управления МЧС России.
Для решения этих задач в общеобразовательном учебном заведении может быть образована объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) . Кроме нее, в образовательном учреждении создают структурное подразделение или назначают работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
В целях уменьшения размеров людских потерь и материального ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных учреждениях разрабатывают несколько документов. Основные из них - план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и план гражданской обороны .
План гражданской обороны составляют обычно в соответствии со схемой 17, но при его разработке учитывают опасности, которые могут возникнуть при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Успешное выполнение общеобразовательным учреждением задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом зависит не только от качества разработки планирующих документов, но и от индивидуальной подготовки каждого учащегося. В настоящее время обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является обязательным.
Основными задачами обучения в области гражданской обороны являются:
Изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
совершенствование навыков в организации и проведении мероприятий по гражданской обороне;
выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учащиеся и студенты образовательных учреждений (за исключением дошкольных и образовательных учреждений дополнительного образования) выделены в отдельную категорию обучающихся и проходят обучение по месту учебы. Формами их обучения в области гражданской обороны являются следующие:
Обучение в учебное время по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
изучение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
Вопросы и задание
1. Выполнение каких задач возложено на функциональную подсистему РСЧС, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства РФ по образованию?
2. Какие планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывают в общеобразовательных учреждениях?
3. Каким образом в России организовано обучение населения в области гражданской обороны?
4. Назовите основные задачи обучения в области гражданской обороны.
5. Какие формы обучения в области гражданской обороны применяют в образовательных учреждениях?
Задание 24
Совместно с преподавателем составьте структурную схему системы гражданской обороны в вашем образовательном учреждении. Назовите, кто является начальником гражданской обороны, начальником штаба гражданской обороны, председателем эвакуационной комиссии (группы). Какие на них возложены обязанности в области гражданской обороны?