Организации единой системы государственного. Основные задачи рсчс. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территориальные подсистемы рсчс
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах:
признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
приоритет профилактической работе;
комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган - комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:
силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1. Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
2. Режим повышенной готовности - функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.
3. Чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.
По материалам книги - "Безопасность жизнедеятельности" Под редакцией проф. Э. А. Арустамова.
Слайд 2-3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление правительства РФ от 05. 11. 95 № 1113).
РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Слайд 4-5. На каждом уровне РСЧС включает органы управления (координирующие, постоянного управления и повседневного управления), силы и средства, системы связи и оповещения, резервы финансовых и материальных ресурсов
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Координирующими органами на разных уровнях являются: межведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), региональный центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), территориальная (областная, краевая, республиканская) КЧС, местная (районная, городская) КЧС, объектовая КЧС.
Слайд 6. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:
· организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;
· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Слайд 7-8. Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
Органами постоянного управления на разных уровнях являются: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), ЦУКС, Управление ГОЧС, Отдел ГОЧС, уполномоченный по ГОЧС.
Органы повседневного управления включают: оперативно-диспетчерскую службу МЧС, оперативно-диспетчерскую службу ЦУКС, территориальную оперативно-дежурную службу, местную дежурно-диспетчерскую службу, объектовую дежурную службу.
Слайд 9. Силы и средства РСЧС включают силы наблюдения и контроля, силы по ликвидации ЧС, финансовые и материальные резервы для ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхозпрома; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений ОВД и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.
Слайд 10-13. Территория РФ разделена на 6 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск.
Для РСЧС предусмотрены три режима функционирования, которые вводятся решением КЧС в зависимости от складывающейся обстановки:
· Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. При данном режиме проводятся мероприятия:
Планирование и выполнение программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения;
Мероприятия по совершенствованию системы РСЧС, обучению личного состава органов управления, сил и средств РСЧС;
Накоплению средств для ликвидации ЧС;
Создание благоприятных условий для увеличения устойчивости функционирования предприятий, организаций и учреждений;
Обучение населения действиям в ЧС.
· Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении обстановки или получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Проводятся мероприятия:
КЧС принимает на себя управление силами и средствами функциональных подсистем РСЧС;
Усиливается дежурно-диспетчерская служба;
Усиливается наблюдение и контроль за обстановкой;
Принимаются меры по защите населения и окружающей среды (производится частичная эвакуация, защитные сооружения подготавливаются к приему населения), обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Силы и средства РСЧС приводятся в готовность к действию.
· Режим ЧС водится при возникновении или в ходе ЧС. Проводятся мероприятия:
Защита населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организация ликвидации ЧС;
Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Контроль окружающей среды.
Слайд 14. Основными задачами РСЧС являются :
Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
Подготовка населения к действиям при ЧС;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Ликвидация ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе, непосредственно участвующих в их ликвидации;
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей, экономики и права>> в г. Калининграде.
по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>
Студента 2 курса
Юридического факультета
Группы 58 - Ю
Прусакова Максима
Владимировича.
Преподаватель:
к.ю.н., доц.Тимошевская А.Д.
Калининград
Введение..........................................................................................................
Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.
Региональный уровень РСЧС имеет:
координирующие органы;
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
органы повседневного управления;
силы и средства;
системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).
Органы повседневного управления:
пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти:
силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
силы и средства органов местного самоуправления;
силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются на:
силы наблюдения и лабораторного контроля;
силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;
военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирований ГО территориальных уровней;
специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
З аключение.
В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:
· заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
· созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;
· обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,
· заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.
Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Список литературы:
1. Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.
2. Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.
3. Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.
Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:
Разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;
Обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
Прогнозирование и оценка последствий ЧС;
Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация последствий ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
Международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.
РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).
Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.
Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.
Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.
ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.
РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.
Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.
Конспект по безопасности жизнедеятельности
Основные задачи РСЧС:Единая государственная система предупреждения и ликвидации решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций , и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
- Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
- Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
- Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
- Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
- Ликвидация ЧС
Организационная структура РСЧС
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный — территорию ;
- местный — территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:- координирующие органы;
- органы управления по делам и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:- Центральный (Москва)
- Северо-западный (Санкт-Петербург)
- Южный (Ростов-на-Дону)
- Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
- Сибирский (Красноярск)
- Дальневосточный (Хараровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности
- режим повышенной готовности
- режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области .
Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер”.
МГСЧС является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом.
МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий.
Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью Российской Федерации.