Виды шлагбаумов для дворов. Все, что нужно знать об установке шлагбаума во дворе жилого дома

Часто можно наблюдать следующую картину: владельцам квартир негде парковать машины во дворе, в то время как их место занимают жильцы другого (соседнего) дома. Также у жильцов может быть подземный паркинг, но они не хотят видеть во дворе стоянку для других автомобилей. Эти причины чаще других подталкивают собственников поставить шлагбаум во дворе .

Сколько денег можно получить в качестве субсидии?

Если жильцы дома приняли коллективное решение о необходимости установления шлагбаума на въезд во двор - государство предоставит им дотацию в размере 100 тысяч рублей .

Подавать заявление на получение государственной дотации такого вида нужно еще на этапе планирования работ. Это избавит от необходимости собирать средства с жильцов (этот процесс часто затягивается и плохо организован).

С чего начать?

Этап 1. Провести собрание владельцев многоквартирного дома. На сборах должно быть принято решение о выделении границ придомовой территории, постановление ее на кадастровый учет на условиях общей долевой собственности, с выделением места конструкции, со схемой размещения шлагбаумов.

Этап 2. Согласовать планируемый объект с пожарной службой и ГИБДД, получить письменные разрешения на установку от учреждений. Это даст гарантию того, что шлагбаум не придется демонтировать в будущем. Отведенное место не должно быть сквозным проездом, а собственно придомовой территорией. Кроме того, конструкция должна быть поднята незамедлительно для скорой помощи, полиции, газовой и пожарной службы. Это реализуется с помощью нанимаемого круглосуточно охранника или . Только на этих условиях согласие устанавливать шлагбаум будет выдано.

Этап 3. Соответствующее заявление с прошением о выделении субсидии на установку шлагбаума следует подать в органы государственной власти.

Этап 4. Составить смету (самостоятельно или с помощью строительной компании) по закупке частей и установке оборудования, выбрать модель и технические характеристики шлагбаума.

Этап 5. Получить денежные средства и произвести установку.

Этап 6. Предоставить отчетность о проведенных работах.

Если шлагбаум уже установили на законных основаниях, жители вправе подать коллективное заявление на компенсацию средств.

Как провести собрание собственников многоквартирного дома?

На собрание должны быть приглашены все жители МКД (или двух, если они делят двор между собой), а также представители всех других жилых или нежилых строений, размещенных на общей территории.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствовали представители не менее половины квартир и нежилых строений. Решение будет законно, если «за» проголосовало 50% +1 человек .

Так как очень сложно подстроить проведение собрания под график работы всех жителей, то разумным будет решение провести онлайн-опрос. Такое коллективное решение будет иметь силу, если:

  • в опросе примет участие минимум половина владельцев квартир дома;
  • инициирует проведение онлайн-собрания кто-то из собственников.

В осуществлении заочного опроса поможет сервис «Электронный дом».

Какие вопросы нужно обсудить на собрании?

Чтобы не пришлось собираться несколько раз, нужно точно знать, ответы на какие вопросы должны быть даны в общем протоколе:

  • кто будет представлять интересы жильцов, заниматься оформлением документов и взаимодействовать со всеми органами власти? (Это обязательно должен быть кто-то из собственников);
  • согласны ли владельцы квартир на установку шлагбаума?
  • сколько конструкций будет всего? (Иногда нужно 2 шлагбаума, в зависимости от того, как расположен дом и двор);
  • где точно будет размещаться шлагбаум? (после присвоения участку кадастрового номера, конкретное место ему отводится и в документах);
  • какую модель шлагбаума хотят видеть собственники квартир, технические характеристики, определить цену;
  • общее согласие на обращение за субсидией.

После подачи соответствующего заявления и предоставления протокола общего собрания жильцов, решение об установке конструкции Совет выдаст в течение 30 дней.

Если проводилось электронное собрание - инициатору следует обратиться к администратору платформы «Электронный дом», чтобы получить результат опроса в виде документа.

Как получить субсидию на установку шлагбаума?

Уполномоченный жильцами должен обратиться в Дирекцию жил.-ком. хозяйства с пакетом документов:

  • документ о проведении общего собрания собственников;
  • заявление на дотацию;
  • согласование установки Советом депутатов;
  • подписанный проект договора субсидии (2 шт).

После этого в течение 10 рабочих дней документ подпишут и передадут копию уполномоченному лицу. За это же время на расчетный счет представителя жильцов многоквартирного дома должна поступить сумма (100 тысяч рублей за 1 шлагбаум) для выполнения работ.

Какие моменты необходимо учесть до начала работ?

Одним из важных факторов является доступ специальных неотложных служб к дому. Поэтому обязательно нужно организовать посменную круглосуточную работу охранника, или подключить диспетчерскую, которая будет по звонку открывать шлагбаум, или обеспечить неотложки специальными универсальными брелками-пультами.

Другой фактор - установка конструкции должна произойти не позже 2 месяцев после того, как средства субсидии поступили на счет. После этого периода предоставляют месяц для отчетности. Потребуются:

  • акт выполненных работ;
  • договор на проведение работы.

Можно ли оформить субсидию, если шлагбаум уже установлен?

Законом предусмотрена возможность возмещения средств жильцам многоквартирного дома, если шлагбаум уже установлен, и это было сделано после 30 сентября 2015 года. Установившим конструкцию до 24 мая 2018 вернут 50 тысяч рублей, а тем, кто позже - 100 тысяч рублей .

Чтобы реализовать общую возможность, нужно провести собрание, составить протокол (как и в случае подачи прошения установки шлагбаумов на въездах во двор в Москве), написать коллективное заявление о субсидии и выбрать уполномоченного. Далее, в окружную Дирекцию ЖКХ подают все перечисленные выше документы, вместе с итоговыми актами приема работы.

Если у Дирекции жилищно-коммунального хозяйства не будет претензий к документам, а установленный во дворе дома шлагбаум будет соответствовать всем нормам, в течение 22 рабочих дней деньги будут переведены на специальный счет уполномоченного жильцами лица. После этого их нужно распределить между собственниками в количестве, соответствующем взносам.

Следовательно, постоянный рост количества личных автомобилей усугубил проблему нехватки парковочного места. Установка при въезде во двор многоквартирного дома шлагбаума или ворот решает этот вопрос весьма эффективно - места перестают занимать жители соседних многоэтажек.

Для начала давайте разберемся, можно ли установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома?

Несанкционированное ограничение въезда на площадки и проезды у жилого здания законным назвать нельзя: прежде всего, это препятствует пожарной службе быстро попасть к месту вызова, не сможет подъехать машина скорой помощи, работники обслуживающих организаций также не будут иметь возможности беспрепятственного доступа к помещениям МКД.

Без положительного решения заинтересованных служб установка шлагбаума будет считаться самовольным действием, влекущим штрафные санкции (ч. 8 статьи 20.4 КоАП РФ) .

Законодательного акта в отношении установки шлагбаума не существует, но зато есть правила пользования общедомовой территорией, и в том числе и касаемо ограничения, каким является шлагбаум.

Принятие такого решения может быть осуществлено общим собранием собственников (п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ), причем большинство голосов должно быть не менее 2/3 от общего числа владельцев.

Но все эти действия возможны только в случае, если придомовая территория правильно оформлена и закреплена за домом .

Не принимающие участия в голосовании владельцы обязаны подчиниться принятому решению (с ч.5 ст.46 ЖК РФ) и сдать деньги на приобретение и устройство ограничителя. Другое дело, что шлагбаум – недешевое удовольствие.

К тому же выходит, что у полосатой планки постоянно, и причем круглосуточно, должен находиться человек для управления таким устройством, или это должен быть крутой дорогостоящий шлагбаум, управляемый автоматически.

Но и это не все – нужно получить разрешение на подобное ограничение от специальных городских служб и органов .

Теперь, когда вы знаете, законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома, поговорим о том, как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома и что для этого требуется.

Требования


По правилам пожарной службы, путь во двор любого жилого объекта обязан быть всегда беспрепятственным.

Ст. 23 ППБ РФ именно это и утверждает, что дает право сотрудникам пож. инспекции сразу отказать в оснащении двора преградой в виде шлагбаума.

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ППБ 01-03)

23. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Тот же смысл и в требованиях Град. кодекса (СНиП 2.07.01-89) – еще на стадии проектирования специалисты обязаны предусмотреть вольный доступ к зданиям .

Есть еще одно требование: от кромки проезда до стены дома на расстоянии 5-8 м при высоте дома до 10 этажей, и 8-10 м для зданий большей этажности запрещено устраивать ограждения.

На эти требования есть возражение, которое почерпнуто из тех же ППБ РФ, утверждающими пунктом 1.5, что придомовую площадь проездов нельзя нагружать сквозным движением машин, а близкие к дому проезды дорогой считать нельзя.

Таким образом, шлагбаум служит для упорядочения движения по близко расположенным к дому проездам, так как препятствует сквозному движению авто (п. п. 17.2,17.4 ПДД РФ).

Такая формулировка должна убедить ГИБДД.

Что касается пожарных, то и здесь есть аргументы в пользу установки шлагбаума :


Чтобы не нарушить этих требований, есть такие пути решения проблемы: у шлагбаума устроить пункт круглосуточного обслуживания, или же оборудовать недалеко расположенную диспетчерскую службу с пультом управления шлагбаумом.

Прямо на полосатой преграде должна быть прикреплена табличка с указанными на ней телефонами соответствующих постов, одним движением руки способных открыть доступ .

Документы и согласование


Прежде чем заниматься подготовкой бумаг, надо собрать общее собрание собственников.

И решив вопрос одобрения устройства полосатого препятствия для транспорта, сразу же важно определиться с видом шлагбаума.

Так как проектная компания должна получить конкретное задание.

Прийти на согласование в любое из учреждений нужно не с пустыми руками, поэтому важно, чтобы были подготовлены такие документы :

  • протокол общего собрания владельцев помещений МКД;
  • проект на привязку и строительство шлагбаума и поста охраны или диспетчерского пункта;
  • письма с просьбой разрешить устроить преграду;
  • документы о праве собственности на придомовую территорию с планом размежевания.


Согласовать устройство ограничителя въезда во двор нужно будет с такими органами и службами :

  1. ГИБДД.
  2. Пожарной инспекцией.
  3. Местной администрацией.

Основной задачей будет получение разрешения именно от пожарной службы, но это реально, если выбрать правильный вариант шлагбаума и в письме правильно мотивировать свое пожелание установить преграду.

Виды шлагбаумов и их выбор

Шлагбаумы делятся на два основных вида – механические и автоматические. В первом случае управление ручное, то есть человеком.

Это недорогой вариант по стоимости приобретения и проведения строительных работ, но зато проблемный с точки зрения обслуживания, так как требует круглосуточного присутствия обслуги.

Автоматические преграды – более современный вид, а еще и удобный, с несколькими разновидностями управления :


Оба вида преград могут быть оборудованы подсветкой, сигналом, светодиодным освещением. Различной может быть и длина стрелы, этот показатель диктуется шириной въезда во двор.

Выбор вида полностью зависит от платежеспособности жильцов, а еще – функциональной необходимостью .

Если поток транспорта небольшой, то никакого смысла в автоматическом шлагбауме нет, а при частой потребности в манипуляциях со стрелой конечно, стоит остановиться на автоматическом варианте.

Порядок установки

Инициатива может исходить и от активных жильцов, и от правления жилищной компании. Получив подобное предложение, актив собственников вместе с правлением должны подготовить собрание, на котором выступить с уже конкретными предложениями вариантов.

Порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома :


Наличие заторов автотранспорта и попытки водителей обойти пробку дворами, нарушая покой и безопасность жильцов, вынудили чиновников пойти на ободрение таких мер, как установка шлагбаумов, по упрощенной схеме. Так, например, вышли из положения, приняв ПП Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП, где вопрос сразу решается в райсовете, без хождений по инспекциям.

В едином окне райсовета пакет зарегистрируют, и на ближайшей сессии рассмотрят . Сотрудники районной администрации обязаны уложиться в 30-дневный срок, после чего выдадут результат.

Не всегда этот результат положительный, если правила доступа к подъездам нарушаются (п. 9 ПП Москвы №448), то последует отказ.

Заключение

Установка шлагбаума на придомовой территории МКД – задача непростая, но вполне решаемая.

Важно учитывать, что инициатива, решение вопроса разрешения, а также и финансирование этого мероприятия целиком ложится на плечи управления многоквартирным домом.

Шлагбаумы уже давно стали привычным атрибутом городской инфраструктуры.

Когда встает вопрос ограничения въезда во двор жилого дома посторонних автомобилей – шлагбаум приносит весомую пользу, ведь он позволяет обеспечить гарантированный участок для парковки. Особенно это актуально в больших городах, где для того чтобы поставить автомобиль в собственном дворе, приходится изрядно покрутиться.

Законна ли установка?

Что касается законности установки шлагбаума, представители пожарных органов однозначно запрещают данную манипуляцию. В Правилах пожарной безопасности есть пункт о том, что проезд к зданию должен быть постоянно свободным. Это подразумевает либо наличие работника, управляющего шлагбаумом, либо необходимо отказаться от установки. Конечно же, вахтеру придется платить заработную плату, а это обойдется в приличную сумму всем жильцам. Также стоит учитывать, что в случае чрезвычайного происшествия пожарная машина без труда преодолеет преграду, сломав шлагбаум. А вот получить компенсацию, если все требования по установке ограничивающего устройства не соблюдены, не представляется возможным.

Есть выбор – незаконная или легальная установка. Если шлагбаум будет находиться на придомовом участке без согласования – это приведет к штрафным санкциям и недешевому демонтажу. Установка в соответствии с законодательными предписаниями сложна и трудоемка, но позволяет избежать многих проблем в дальнейшем.

Какие требования предъявляют к подобным заграждениям?

Если жители дома приняли решение установить ограничивающий шлагбаум, и придомовая территория не сформирована, им следует выполнить следующие требования:

  • Провести собрание собственников с целью принятия решения о формировании придомового участка и проведении его кадастрового учета.
  • Далее следует обращение в соответствующие органы для того чтобы сформировать участок и осуществить его кадастровый учет.

Помимо согласования, есть требования к самой ограничивающей системе:

  • Так, абсолютно каждый житель дома должен быть в состоянии самостоятельно открыть шлагбаум.
  • Также должен быть обеспечен свободный проход всех жильцов дома, в т.ч. проезд с коляской.
  • При собрании жильцов следует выбрать одного ответственного человека, который бы осуществлял контроль за работой устройства и имел ключ, чтобы в случае неисправности можно было отключить шлагбаум и устранить препятствие для въезда во двор.

Шлагбаум не считается объектом капитального строительства, следовательно, разрешение на строительство не нужно.

Важно учесть один момент, так как на сегодняшний день не существует подробного регламентированного описания для установки шлагбаума, есть риск, что городские власти могут выдвинуть дополнительные требования. Поскольку монтаж заграждения во дворе дома относится к дорогим мероприятиям (на сегодняшний день установка самых бюджетных устройств имеет стоимость от 40 тысяч рублей), важно предусмотреть все нюансы и соблюсти все необходимые требования, чтобы в последующем не тратиться на его демонтаж или перенос. Если шлагбаум установлен незаконно, для его устранения нужно обратиться в районную администрацию с жалобой на незаконное устройство. Обращение в органы ГИБДД и МЧС также принесет эффект.

Стоит помнить о том, что ограничители не должны создавать препятствие для выхода на общегородские улицы, а также перегораживать проезды общего пользования. После установки обязательно производится проверка уполномоченными органами, и если будут выявлены нарушения, вносится предписание о демонтаже. Помимо этого, ответственные лица могут понести административное наказание в виде штрафных санкций. В случае, если после предписания шлагбаум не устранили, органы городской власти имеют право обратиться в суд с требованием демонтажа.

Штраф за незаконную установку заграждения варьируется в пределах 1-2 тысяч рублей для физического лица и 10-20 тысяч рублей для юридического.

После выписки штрафа ограничитель въезда на территории должен быть демонтирован.

Какие документы нужны и с кем нужно согласовать работы по монтажу шлагбаума?

Для законного монтажа такой конструкции необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:

  • Более половины жильцов дома должны дать письменное согласие на установку.
  • Установить площадь участка вокруг дома, обратившись в БТИ. Участок, на котором находится жилое здание, считается объектом долевой собственности каждого жителя (ст. 36 ЖК РФ). На этом основании территорию возле дома следует оформить в собственность путем собрания собственников жилья, для чего составляется заявление на формирование придомового участка.
  • После установления прав на придомовую территорию в районной администрации согласовывается право на установку средств управления дорожным движением.
  • Данное право согласовывается также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ.
  • Обеспечение круглосуточного беспрепятственного доступа для спецтранспорта. Организовать круглосуточное дежурство охранников или консьержей, есть возможность далеко не в каждом доме, поэтому мы реализовали техническое решение по удаленной диспетчеризации наших шлагбаумов в круглосуточном режиме;
  • Подготовка Технического проекта на установку шлагбаума. Установка и монтаж шлагбаума в условиях мегаполиса имеет свою специфику и требует соответствующей квалификации от сотрудников подрядной организации. Мы гарантируем полное соответствие предлагаемого нами оборудования, а также работ по его установке и монтажу как требованиям заказчиков, так и строительным нормам (ТСН) города Москвы.
  • При успешном прохождении всех вышеприведенных этапов можно смело устанавливать во дворе шлагбаум, поскольку процедура будет проведена в соответствии со всеми законодательными требованиями.

Что касается установки в Москве, городские власти приняли решение об упрощенном порядке согласования.

Чтобы получить разрешение в г. Москва, необходимо:

  • Собрать все необходимые документы в соответствии с приложением к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП.
  • Все документы передаются в районный отдел Совета депутатов.
  • Решение принимается на заседаниях, которые осуществляются, как правило, ежемесячно.
  • Разрешение либо отказ можно получить не позже месяца со дня подачи документов.
  • Решение выдается там же, где осуществлялась подача документов.

В любых населенных пунктах, как крупных, так и мелких, зачастую можно встретить шлагбаумы. Но иногда ставят шлагбаум во дворе многоквартирного дома. У людей периодически возникает такая необходимость, так как ограждение не позволяет передвигаться чужим автомобилям по территории, где могут играть дети. Кроме того, при помощи шлагбаумов нередко ограничивают места для парковки. Это удобно и гарантирует сохранность парковочных мест для жильцов многоквартирного дома. В больших городах жителям, которым повезло иметь квартиры в центре, известно о том, как сложно бывает найти место для автомобиля в своем собственном дворе.

Чтобы не сталкиваться с подобными проблемами и не пускать на свою территорию других автомобилистов, приходится ставить ограничения. Но тут у многих возникает масса вопросов, ведь далеко не в каждом случае подобная установка является законной. Будет очень неприятно, если в результате окажется, что шлагбаум не соответствует правилам и его придется убирать, учитывая стоимость, в которую он обходится.

Закон и шлагбаум

Для тех людей, которые собираются установить шлагбаум во дворе, часто наибольшей проблемой становится не сбор денежных средств на подобное приспособление, а оформление документов. Именно на все разрешения и справки уходит столько времени, что многие попросту отказываются от идеи установить шлагбаум около своего дома.

Документов действительно понадобится очень много.

  • Все дело в том, что подобная конструкция и место ее расположения должны полностью соответствовать всем требованиям пожарной, автодорожной и других служб.

К примеру, по правилам к дому обязательно должны быть открыты подъездные пути, чтобы в случае опасности машины пожарной службы либо скорой помощи могли спокойно добраться до места назначения.

  • Поэтому получить разрешение на то, чтобы перекрыть въезд на территорию, где расположен жилой комплекс, бывает очень сложно.

Чаще всего удается договориться только в том случае, когда поставленный шлагбаум будет находиться под постоянным контролем человека. Это будет вызывать дополнительную финансовую нагрузку, так как придется платить зарплату дежурному сотруднику.


Не часто жильцы дома соглашаются на такие расходы, даже учитывая то, насколько полезным может быть ограничение въезда во двор. Нужно помнить и о том, что стоимость самого оборудования, а также его установки обходится в десятки тысяч. Более того, если шлагбаум не будет находиться под присмотром вахтера, то у сотрудников МЧС, полиции и скорой помощи есть законное основание сломать ограничение, чтобы получить доступ к месту.

При этом никакой компенсации за испорченный шлагбаум никто выплачивать не будет.

Поэтому перед тем, как задуматься над установкой ограничений для въезда транспортных средств на территорию двора, необходимо разобраться с документами, получить все разрешения для законного монтажа подобного приспособления, точно высчитать стоимость проекта и его дальнейшее обслуживание. Только после этого можно переходить непосредственно к работе по установке шлагбаума. Без согласования данного вопроса со всеми службами и жильцами дома нельзя начинать монтаж. Это грозит существенными штрафными санкциями.

Подготовка к установке

Что касается того, как установить шлагбаум, то в первую очередь нужно соблюсти определенные требования к местности, на которой будет установлено заграждение, а также к самому оборудованию. Поэтому необходимо для начала достаточное внимание уделить придомовой территории и сформировать ее так, чтобы заграждение было действительно полезным, а не стало пустой тратой денег.

В первую очередь всегда проводится собрание собственников жилья многоквартирного дома. Если окажется, что не все согласны с установкой шлагбаума на въезде во двор, то проводить монтаж нельзя. Если все подписи будут собраны и жильцы единогласно решат, что заграждение действительно нужно, следует начать оформление документов. Для этого придется обратиться в несколько важных инстанций, без которых сооружение будет признано незаконным и ответственные лица получат штраф.

Стоит заметить, что одним из важных требований является постановка участка придомовой территории на кадастровый учет.

Если территория не будет сформирована правильно, то и никакие установки, запрещающие въезд, на ней делать нельзя.

Каким должен быть шлагбаум

Кроме того, существуют определенные требования для самого оборудования. В первую очередь стоит заметить, что установленный электронный шлагбаум должен обязательно иметь специальную кнопку для открытия в случае поломки либо отсутствия электроэнергии. Если заграждение открывается при помощи ключей, то один из них обязательно должен быть у ответственного лица. В случае возникновения экстренной ситуации ключ всегда должен быть быстро доставлен к шлагбауму. Поэтому жильцы, как правило, выбирают для его хранения такого человека, который редко покидает свой дом.

При установке шлагбаумов для въезда автомобилей во двор необходимо обязательно продумать такой момент, как свободный доступ для людей с ограниченными возможностями и колясок с детьми. То есть, когда ставится ограждение, около него обязательно должна быть оборудована удобная дорожка для проезда колясок, велосипедов.

Для установки шлагбаума не требуется получение разрешения на строительство.

Данный объект не считается строительным, поэтому от необходимости получать подобное разрешение жильцы дома будут избавлены. Однако у них будет масса других обязательных справок и разрешений. На данный момент существует определенный список обязательных процедур, которые нужно пройти, прежде чем устанавливать шлагбаумпри въезде во двор. Но в некоторых регионах и отдельных населенных пунктах могут присутствовать дополнительные требования.

И все их нужно обязательно выполнять. Если местные власти признают, что заграждение является незаконным, то придется не только заплатить штраф, но и снести дорогостоящий объект. По грубому подсчету выходит, что самый дешевый шлагбаум обходится минимум в 40 тысяч. Чтобы эти деньги не были потрачены зря, необходимо собрать все документы и разрешения, а уже после заниматься монтажом.

Стоит отметить и то, что те бумаги, которые получены до начала работ, еще не являются гарантией законности ограждения для въезда во двор. После окончания монтажа необходимо пригласить специалистов из различных служб, которые проведут обследование объекта и вынесут решение, является ли он безопасным и законным. Если окажется, что монтаж был произведен с нарушениями, ответственные лица получат акт, в котором можно будет увидеть все недочеты, подлежащие исправлению. На это отводится определенное количество времени, после чего комиссия снова прибудет с проверкой.

Если игнорировать предписания различных служб и организаций либо и вовсе не оформлять документы, то установка шлагбаума при въезде во двор будет признана незаконной.

Такое оборудование подлежит демонтажу. Кроме того, ответственным лицам полагается штраф. Это может быть 2000 рублей для физического лица либо 20000 рублей - для организации. Не стоит забывать и о том, что придется снести заграждение, на которое уже были потрачены немалые деньги.

Документы для согласования установки шлагбаума

Если жильцы дома решили ограничить въезд транспортных средств на территорию своего двора, то им нужно быть готовым к тому, чтобы пройти массу различных инстанций и оформить немалое количество документов. Начать нужно с самих владельцев квартир. Они должны быть согласны со строительством заграждения. Желательно, чтобы документ подписали все.

Но считается, что для начала работ по возведению шлагбаума достаточно и чуть более 50 % голосов.

Тем не менее практика показывает, что в таком случае приходится очень часто сталкиваться с различными проблемами. Если несогласные начнут искать пути для запрета строительства шлагбаума, то процесс установки заграждения может затянуться на долгие годы. Поэтому работы стоит начинать только в том случае, если противников этому решению нет.

Далее следует перейти к оформлению участка. Для этого надо отправиться в БТИ. Очень важно сформировать одну полноценную территорию, так как по закону изначально за каждым собственником жилья будет закреплен определенный участок. Все это нужно объединить, чтобы получить возможность дальнейшего оформления документов.

Когда территория будет сформирована, необходимо обратиться в местную администрацию и получить право на управление дорожным движением на конкретном участке.

Помимо гор-, пос- или сельсовета, данный документ согласовывается с пожарной службой, ГИБДД и ЖКХ. Если бумаги будут подписаны, можно приступать к установке.

Но это основные документы и требования. В некоторых населенных пунктах, а иногда и в отдельных районах города могут существовать свои правила, и возникнет необходимость оформления дополнительных разрешений. Более того, не нужно забывать, что после установки шлагбаума нужно пригласить специалистов, которые выдадут справки о том, что заграждение соответствует всем требованиям и является безопасным для людей, животных и растений.

Разновидности шлагбаумов

Бумажная работа - это далеко не все, о чем нужно задумываться при установке шлагбаумов для ограничения въезда во двор жилого дома. Также нужно правильно выбрать оборудование, чтобы оно было и удобным, и недорогим одновременно. Шлагбаумы бывают нескольких типов, от чего зависит их цена, надежность и сложность обслуживания. При выборе необходимо обратить внимание на такие моменты, как особенности территории и ландшафта двора и поток транспортных средств, которые будут проезжать через загражденный участок.

Виды шлагбаумов:

  1. Самым дешевым вариантом является обычный механический шлагбаум. Тут абсолютно вся работа будет происходить вручную, поэтому при большом трафике такое устройство будет максимально неудобным. Однако если в день въезжает 3–4 машины и столько же выезжает, то можно сэкономить и поставить шлагбаум на въезде во двор механического типа.
  2. Второй тип заграждений называют автоматическими. Это дорогие шлагбаумы, которые в основном выполняются под заказ. Автоматические устройства обходятся недешево, но у них масса преимуществ. Они долговечны, прочны и очень удобны в использовании. Работают шлагбаумы такого типа на гидравлической либо электромеханической системе. От типа привода незначительно зависит стоимость, но по качеству они практически одинаковы. Что касается автоматических шлагбаумов, они обладают высокой степенью надежности. Их конструируют таким образом, чтобы заграждение не выходило из строя ни во время морозов, ни при сильных дождях, ни на жаре. Работают такие устройства через радиоканал, специальную клавиатуру либо приложение для мобильного телефона. Поэтому в данном случае даже нет необходимости нанимать вахтера, что сэкономит деньги жильцов на зарплату работнику. Но для экстренных случаев поблизости все же должно быть ответственное лицо. В случае возникновения технических неполадок автоматическим шлагбаумом можно пользоваться вручную.


Установка подобных устройств для многих дворов является вполне оправданной тратой времени и денег. Это надежная защита жильцов, особенно детей, от случайных автомобилистов. Кроме того, шлагбаум при въезде во двор будет гарантией сохранности парковочного места.

Но нужно учитывать, что требования к подобному оборудованию высокие, а соблюдать их необходимо обязательно.

В противном случае сооружение признают незаконным, что грозит большими штрафами и иными проблемами.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.




Top