Вредные факторы укладчика асфальтобетона. Условия труда асфальтобетонщика. Правительство российской федерации

5.1. В основу настоящего раздела положены материалы, излагаемые в "Правилах по охране труда в дорожном хозяйстве", М., Стройиздат, 1989, в СНиПе III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", а также "Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР", утвержденном приказом по МКХ РСФСР от 22.01.76 № 43.

5.2. К работам по приготовлению смесей и устройству дорожных конструкций из этих смесей допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр, вводный (общий) инструктаж по технике безопасности и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте (проводится также при переходе на другую работу и изменении условий труда).

Проведение инструктажа оформляется документально.

Кроме инструктажа необходимо не позднее одного месяца со дня поступления на строительство обучить рабочих по утвержденной программе безопасным методам работы. После окончания обучения организуется проверка знаний рабочих с выдачей им удостоверений. Проверка знаний проводится ежегодно.

5.3. К работе на механизмах допускаются лица, имеющие удостоверение о прохождении техминимума и право на управление механизмами.

Рабочие, страдающие кожными и глазными болезнями, не допускаются к работе с поверхностно-активными добавками и активаторами.

Рабочие, занятые на работах по приготовлению и устройству асфальтобетонных покрытий, должны быть обучены безопасным приемам выполнения работ.

5.4. В бытовых помещениях должны быть аптечка с медикаментами и средствами оказания первой помощи пострадавшим, а также бачок с питьевой водой.

5.5. Рабочие должны быть снабжены спецодеждой и защитными приспособлениями (респиратор, защитные очки) в соответствии с действующими нормами.

5.6. Во всех опасных в пожарном отношении местах должны быть установлены щиты с противопожарным инструментом, ящики с сухим песком (не менее 1 м 3), совковыми лопатами и огнетушителями.

Запрещается при тушении битума пользоваться водой.

Запрещается также курить и пользоваться открытым огнем при обращении с легковоспламеняющимися материалами и жидкостями.

5.7. Рабочие, обслуживающие машины, должны быть одетыми в спецодежду установленного образца, а также в специальный сигнальный жилет. Спецодежда и спецобувь должны содержаться в опрятном состоянии.

5.8. Перед началом работы следует проверить ручной инструмент, который должен иметь исправные рукоятки, гладкую поверхность и должен быть плотно насажен на металлические части. Конструкция механизированного ручного инструмента должна отвечать требованиям "Санитарных норм и правил при работе с инструментами, механизмами и оборудованием, создающими вибрацию, передаваемую на руки работающих, и по ограничению общей вибрации рабочих мест".

5.9. Установить дорожные сигнальные знаки на расстоянии 10 м от производства работ. При этом следует руководствоваться ГОСТ Р 50597-93 .

5.10 Место производства работ оградить штакетными барьерами установленного образца, сплошными деревянными щитами ограждения и дорожно-сигнальными переносными знаками или специальными конусами, окрашенными в яркие цвета. Вечером, ночью и во время тумана по внешним контурам ограждений и на дорожно-строительных знаках вывешиваются сигнальные красные фонари, свет от которых должен быть виден на расстоянии не менее 100 м.

Стандартные ограждения устанавливают поперек дороги с обеих сторон сплошными рядами, а вдоль дороги - с интервалами 5-10 м. Конусы должны устанавливаться не реже, чем через 3 м.

5.11. При установке бортов в местах кабельных прокладок запрещается работать ломами, клиньями. Грузить и выгружать бортовые камни следует при помощи подъемных механизмов, оборудованных специальными захватами. При необходимости разрешается переносить бортовые камни четырем рабочим при помощи двух специальных клещей. Перемещение их волоком запрещается.

Осадку камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку, удерживаемую на осаживаемом камне специальными клещами.

5.12. Бригадир совместно с общественным инспектором по технике безопасности и прорабом осматривают строительную площадку, выявляют имеющиеся нарушения в работе, наличие открытых люков колодцев, отсутствие необходимого ограждения или другие нарушения правил техники безопасности. Все замеченные нарушения устраняются немедленно или устанавливается определенный срок. Результаты осмотра строительной площадки заносятся в журнал 3-х звеньевого контроля.

5.13. Для приемки асфальтобетонной смеси, а также других материалов на каждом объекте из состава бригады выделяется рабочий-сигнальщик. Сигнальщик должен быть проинструктирован непосредственно на рабочем месте. Содержание инструктажа и фамилия, имя, отчество сигнальщика должны быть записаны в журнале инструктажа рабочих.

5.14. Прибывающие на объект автомобили встречает и сопровождает к месту разгрузки только сигнальщик, который должен иметь красный флажок и нарукавную повязку.

5.15. Для измерения температуры асфальтобетонной смеси, доставляемой с завода, запрещается становиться на подножку двигающегося автомобиля-самосвала.

5.16. Во время разгрузки автомобиля-самосвала запрещается нахождение рабочих у бункера асфальтоукладчика. Запрещается нахождение рабочих между бункером укладчика и автомобилем с асфальтобетонной массой.

5.17. Поднятый кузов автомобиля-самосвала следует очищать от налипших кусков смеси скребком с длинной ручкой. Нельзя ударять по днищу кузова снизу. Рабочим, производящим очистку кузова, следует стоять на земле, а не на колесах или бортах автомобиля - самосвала.

5.18. Запрещается нахождение рабочих на свежеуложенном асфальтобетонном покрытии во время его укатки катками.

5.19. Во время работы выход за зону ограждения места работы категорически запрещается, переходить улицу можно только в установленных для перехода местах.

5.20. Нахождение посторонних лиц в зоне производства работ запрещается.

5.21. Во время перерывов в работе инструмент складывать аккуратно и только в зоне ограждения, исключая возможность наезда на него транспорта.

5.22. Убрать все инструменты, спецодежду и защитные приспособления в специально отведенные для них места. Убрать остатки материалов и строительный мусор в специально отведенное место, не мешающее движению транспорта и пешеходов.

5.23. Установить механизмы в безопасной для движения транспорта зоне, а в случае нахождения их на проезжей части оградить конусами, в вечернее и ночное время обеспечить сигнальным освещением. Запрещается установка катков на проезжей части с уклонами выше 20+.

5.24. Место работы в вечернее или ночное время должно быть освещено. Предупредительные и запрещающие знаки также должны быть освещены так, чтобы их могли видеть водители транспорта.

5.25. Перед началом работы в вечернюю и ночную смену сигнальщик должен быть специально проинструктирован с учетом условий работы в темное время суток.

5.26. При перерывах в работе категорически запрещается отдых на уложенном асфальтобетонном покрытии, под катками, в бункерах асфальтоукладчиков, у других механизмов. Отдых при перерывах в работе разрешается только в бытовом помещении.

5.27. Все работающие в вечернее и ночное время механизмы должны быть оборудованы сигнальным освещением, а также иметь звуковой сигнал.

В практике строительства дорог в последние годы просматривается тенденция к перенесению удельного веса смесей на платформу альсфальтоукладчика. Чтобы уменьшить или ликвидировать продольные швы, повышается степень этих уплотнительных смесей и увеличивается ширина укладки. Это значительно повышает поперечную и продольную ровность покрытия.

В работе такого характера важно соблюдать основные правила техники безопасности и не пренебрегать рекомендациями специалистов. Во-первых, нужно помнить, что при устройстве верхних слоев дорожных оснований и нижнего слоя крупнозернистого асфальтобетонного покрытия скорость не должна превышать 2-3 м/мин. Каждый рабочий орган асфальтоукладчика должен иметь частоту вращающихся валов от 1000 до 1500 оборотов в минуту и частоту вибраторов плиты до 3000 оборотов в минуту.

Основные методические рекомендации по безопасности во время работы асфальтоукладчика

  • Если работа организована в условиях пониженной температуры воздуха, то смеси целесообразно укладывать при скорости передвижения машины в 1 м/мин.
  • Все работы должны производиться в строгом соответствии с требованиями безопасности, установленными соответствующими органами (в том числе с органами ГАИ).
  • На каждом объекте строительства должны быть оборудованы передвижные бытовые помещения, а все линейные и рабочие линии должны обеспечиваться специальной одеждой (согласно действующим постановлениям и нормам).
  • Непосредственными ответственными лицами и организаторами работы (в том числе организаторами по охране и безопасности труда) должны быть мастера, инженеры по ТБ, старшие производители работ и непосредственно начальники данных участков.

При устройстве верхних слоев дорожных оснований и нижнего слоя крупнозернистого асфальтобетонного покрытия скорость рабочей техники не должна превышать 2-3 м/мин.

Обязанности ответственных лиц по обеспечению безопасности на рабочем участке

Специалисты, ответственные за обеспечение безопасности на рабочем, участке осуществляют следующие мероприятия по контролю за рабочим процессом:

  • Осуществляют обход данного объекта.
  • Определяют места установки бытовой конструкции и площадки, а также места, где будут складироваться материалы. Кроме этого, намечают участки для заправки и стоянки механизмов и машин со смесью, а также определяют места их разворотов и движения.
  • Составляют точные схемы вместе с органами ГАИ (ГИБДД), а также с другими заинтересованными органами (пожарная инспекция, санитарная служа и так далее).

Запрещено находиться на только что уложенной смеси во время работы катка.

Обязательно:

Также стоит отметить, что:

  • Машинисты и все дорожные рабочие должны быть в специальной одежде, рукавицах и обуви установленного и неизменного образца.
  • Весь ручной специнструмент должен иметь только гладкую плоскость и исправные плотно насаженные рукоятки. Хранится он в установленном на рабочем участке бытовом помещении.
  • Принимать асфальтобетонную смесь должен проинструктированный заранее рабочий, фамилия которого записывается в журнале инструктажа. Он включает каждую машину, в которой смесь и сопровождает ее к тому месту, где она будет разгружаться. Только после этого он выводит механизм из зоны работ.
  • Измерять температуру нужно только во время полной остановки агрегата.
  • Нельзя вставать на подножку машины во время ее движения.
  • Выгружать смесь из машины можно только в том случае, если в зоне выгрузки полностью отсутствуют рабочие.
  • Находиться рабочим между бункером укладчика и автомобилем также нельзя.
  • Остатки смеси, оставшиеся на кузове, можно выгружать только лопатами или скребками, рукоятка которых не менее 2м.
  • Находится в бункере или поднятом кузове, а также раскачивать их вручную, чтобы ускорить выгрузку также нельзя.

Что запрещено делать при распределении и уплотнении смеси

Когда происходит процесс распределения смеси и ее уплотнения укладчиком не разрешается:

  • Близко находится от боковой стенки бункера машины
  • Прикасаться к плите или отбирать смесь из камеры
  • Находиться на только что уложенной смеси во время работы катка
  • Смазывать вручную вальцы на катке
  • Складывать инвентарь на приемный бункер асфальтоукладчика или плиту
  • Сокращать расстояние между катком и укладчиком менее чем на десять метров
  • Осуществлять затирку перед движущейся машиной-катком
  • Подогревать необходимый инструмент над открытым огнем

В завершении работы каждый механизм должен быть отведен на безопасное расстояние или в спецзону. Если это темное время суток, то участки с машинами должны быть освещены, а во время их работы после захода солнца механизмы должны работать с включенными фарами и звуковым сигналом.
Вся ответственность возлагается на руководителей, лиц по охране труда и инженеров дорожных организаций. За невыполнение, бездействие или нарушение установленных правил на них возлагается административная и уголовная ответственность.

Инструкция по охране труда при асфальтобетонных работах

Техника безопасности

1. Общие положения

1.1. К выполнению асфальтобетонных работ допускаются мужчины, которые достигли 18-летнего возраста, имеют удостоверение на право выполнения асфальтобетонных работ и признаны медицинской комиссией пригодными для данной работы.

1.2. Рабочий-асфальтобетонщик, поступая на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим и должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

До начала работы непосредственно на рабочем месте рабочий-асфальтобетонщик должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

1.3. Рабочий-асфальтобетонщик после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного асфальтобетонщика, который назначается приказом (распоряжением) по предприятию организации.

1.4. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работы и охраны труда рабочий-асфальтобетонщик должен проходить:

  • периодически, не реже одного раза в квартал;
  • при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;
  • в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

1.5. Асфальтобетонщик должен знать требования по обеспечению безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ на автомобильных дорогах.

Место работы должно быть обнесено инвентарным барьерным ограждением с установкой необходимых дорожных знаков.

Запрещается работать на дороге без ограждения. В темное время суток надо оградить рабочую зону красными фонарями и обеспечить ее достаточным освещением (не менее 10 лк).

1.6. На месте работ должны быть оборудованы передвижные вагончики для отдыха и укрытия рабочих в ненастье. Там же должны храниться инструменты, медицинская аптечка, бак с питьевой водой, а также средства пожаротушения.

1.7. Деревянные рукоятки ручного инструмента должны быть изготовлены из древесины твердых пород, гладко обработаны и надежно закреплены.

1.8. Рукоятки кувалд, кирок должны быть гладко обработаны и расклинены дубовыми или металлическими клиньями, а лопат - закреплены шурупами.

1.9. Пневматические инструменты (молотки, трамбовки) следует хорошо отрегулировать. Клапаны на рукоятках пневматических инструментов должны плотно прилегать и в закрытом положении не пропускать воздуха, легко открываться и быстро закрываться при прекращении нажима на рукоятку управления.

Работать неисправным инструментом запрещается.

1.10. Асфальтобетонщик, который входит в состав комплексной бригады, должен быть обучен безопасным приемам всех видов работ, которые выполняются бригадой.

1.11. Асфальтобетонные работы возле железнодорожных путей асфальтобетонщик должен выполнять под руководством инженерно-технического работника.

1.12. Асфальтобетонщик должен содержать в порядке рабочее место - не допускать загромождения его и рабочих площадок отходами, материалами, разными предметами.

1.13. Запрещается вести асфальтобетонные работы в неосвещенных или затемненных рабочих местах.

1.15. Рабочий-асфальтобетонщик должен работать только в спецодежде и спецобуви, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами: полукомбинезоне хлопчатобумажном, ботинках кожаных, рукавицах брезентовых и в наколенниках брезентовых.

Сигнальный жилет асфальтобетонщик должен надевать при проведении ремонтных работ на дорогах. Спецодежда и спецобувь должны быть исправные и соответствовать росту и размеру рабочего.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Асфальтобетонщик должен:

  • осмотреть свое рабочее место и подходы к нему;
  • по указанию мастера установить на подходах к участку работ инвентарные барьерные ограждения с необходимыми дорожными знаками;
  • получить указания о порядке приема асфальтобетонной смеси, которую будут подвозить автомобили-самосвалы;
  • получить и осмотреть ручные и механизированные инструменты, устранить все выявленные неисправности, заменить непригодные инструменты.

2.2. Асфальтобетонщик должен надеть спецодежду, спецобувь.

При наличии опасных и вредных производственных факторов асфальтобетонщик должен применять средства индивидуальной защиты:

  • при работе с механизированным инструментом - защитные очки;
  • при наличии аэрозолей, паров органических растворителей, приготовлении холодных мастик, грунтовании основ распылителем - респиратор РУ-60Н;
  • при ремонтных роботах - сигнальный жилет.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Асфальтобетонщик во время работы должен находиться на своем рабочем месте, внимательно следить за сигналами, которые подают водители автотранспорта, машинист асфальтоукладчика и мастер, не должен отвлекаться на посторонние разговоры и перебегать дорогу перед подвижным транспортом.

3.2. Не разрешается выходить во время работы за установленные ограждения на открытую для движения автомобилей проезжую часть.

3.3. При укладывании асфальтобетонной смеси на дорогах необходимо стоять лицом к движущемуся транспорту и механизмам.

3.4. Не допускается пребывание на площадке управления работающего асфальтоукладчика, а также в бункере и возле рабочих органов укладчика.

3.5. Во время работы асфальтоукладчика не разрешается держать на раме машины или рабочей площадке рабочий инструмент и опускать его в бункер укладчика.

3.7. Во время доставки асфальтобетона в автомобилях-самосвалах асфальтобетонщик должен выполнять такие требования по охране труда:

  • в момент подхода автомобиля-самосвала к асфальтоукладчику находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;
  • не подходить к самосвалу до полной его остановки;
  • не становиться на подножку автомобиля до его остановки (при измерении температуры смеси, которая лежит в кузове, и в других случаях);
  • не находиться под поднятым кузовом автосамосвала;
  • не переходить дорогу между асфальтоукладчиком и автосамосвалом, который еще не остановился;
  • не становиться на ходовые части и не влезать в кузов самосвала.

3.8. Возле бункера асфальтоукладчика должен быть только асфальтобетонщик, который отвечает за подачу необходимых сигналов водителю самосвала.

3.9. Во избежание ожогов запрещается:

  • при загрузке бункера асфальтоукладчика находиться возле боковых стенок бункера;
  • затрагивать кожух, который находится под выглажующей плитой, во время ее подогревания;
  • вынимать руками камни или другие предметы из асфальтобетонной смеси при укладывании. Вынимать их надо граблями, лопатой или специальными устройствами.

3.10. Очищать поднятые кузова автосамосвалов от остатков асфальтобетонной смеси следует лопатой или скребком с продленными рукоятками (не меньше 2 м), стоя на земле. Запрещается стоять на колесах и бортах самосвала и стучать по днищу.

Смесь, которая выпала за стенки бункера асфальтоукладчика при загрузке, разрешается перебрасывать в бункер только после окончательной разгрузки ее из самосвала.

3.11. Запрещается удалять остатки смеси из бункера асфальтоукладчика при работающем питании.

3.12. Во время работы катков и других самоходных машин не разрешается проходить между ними, а также исправлять дефекты покрытия (затирать пористые места и т.п.) перед подвижным катком.

3.13. При разгрузке асфальтобетонной смеси из самосвала для ручного укладывания асфальтобетонщик должен стоять в стороне от кузова, который переворачивается.

При заклинивании заднего борта самосвала его следует открывать специальными металлическими крюками, стоя сбоку.

3.14. Разносить горячую асфальтобетонную смесь совковыми лопатами вручную можно на расстояние не более 8 м. Подавать горячую смесь в место укладывания перебрасыванием не разрешается.

3.15. При необходимости подачи горячей асфальтобетонной смеси к месту укладывания на расстояние больше 8 м необходимо пользоваться носилками с бортами с трех сторон высотой не меньше 8 см или тачками с разгрузкой переворачиванием вперед.

3.16. Инструмент, который применяется для образования асфальтобетонного покрытия из горячей смеси, запрещается подогревать на костре. Его следует подогревать в передвижных жаровнях. Жаровни необходимо устанавливать в пожаробезопасных для рабочих и транспорта местах.

3.17. Складывать инструмент во время перерыва в работе разрешается только на обочине проезжей части или в огражденном месте.

3.18. Для испытания дефектных мест на асфальтобетонном покрытии необходимо применять пневматические инструменты или, при маленьких объемах работ, специальные топоры с рукоятками длиной не менее 1 м и кувалды.

3.19. При работе с пневматическим инструментом необходимо выполнять такие мероприятия по охране труда:

  • надеть защитные очки;
  • включить подачу воздуха только после того, как инструмент будет поставлен в рабочее положение;
  • во время работы отбойным молотком буртик пики должен быть всегда прижат к буксе;
  • пика отбойного молотка не должна углубляться в дорожное покрытие до упора конечной пружины;
  • не допускать холостого хода инструмента;
  • при перенесении держать инструмент за рукоятку или корпус (не разрешается переносить инструмент за шланг или рабочую часть);
  • при перерывах в работе, а также при переходах с одного места на другое необходимо выключить подачу воздуха к инструменту;
  • для крепления шлангов следует применять штуцеры и зажимы. Крепить шланги проводом запрещается;
  • шланги пневматических инструментов надо оберегать от перекручивания, резких изгибов и защемления любым предметом;
  • не работать пневматическим инструментом, если рабочее место не обеспечивает устойчивого положения.

3.20. Присоединять к пневматическому инструменту и отсоединять от него резиновый шланг разрешается только после выключения подачи воздух и снятия давления в шлангах.

3.21. Инструмент должен быть отрегулирован так, чтобы во время работы не было сильной отдачи. При ощущении резко повышенной вибрации необходимо сообщить об этом мастеру.

3.22. Запрещается затирание раковин и заравнивание лабораторных вырубок на асфальтобетонном покрытии без ограждения участка работы переносными дорожными знаками "Ремонтные работы".

3.23. При разогревании битума на линии в передвижных битумных котлах необходимо соблюдать такие требования:

  • устанавливать котел на расстоянии 50 м от места работы;
  • битум загружать в котел постепенно, небольшими кусками, не допуская разбрызгивания;
  • котел загружать битумом не более, чем на 2/3 его вместительности, чтобы не допустить истечения при нагревании.

3.24. При разливании битума автогудронатором запрещается находиться ближе 15 м до места разливания.

3.25. Запрещается отдыхать (сидеть или лежать) в зоне работающих механизмов, на проезжей части дороги и вблизи мест движения транспорта. Принимать пищу и отдыхать следует в безопасном месте, указанном мастером.

3.26. Во время грозы дорожно-строительные работы следует прекратить, а рабочим спрятаться в передвижных вагончиках.

3.27. При нанесении изоляционных мастиковых материалов на горячие поверхности следует надевать защитные очки.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. После окончания работ асфальтобетонщик должен:

  • погасить топку передвижного битумного котла (при разогревании битума в нем) и закрыть горловину котла крышкой;
  • очистить бункер асфальтоукладчика;
  • привести в порядок рабочее место и проходы;
  • включить сигнальное освещение на ограждении (барьере);
  • очистить ручной, механизированный инструмент и устройства и убрать в предназначенное для хранения место;
  • очистить от пыли и другой грязи спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты и положить их в отведенное место;
  • вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, принять душ.

4.2. Обо всех неполадках, подмеченных во время работы, следует сообщить инженерно-техническому работнику.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае вспенивания битума интенсивно перемешивать его мешалкой, не допуская проникновения битума в топку. Если перемешиванием уменьшить вспенивание не удается - через кран перелить часть битума в запасную емкость.

5.2. При загорании битума в котле необходимо немедленно плотно закрыть крышку котла и трубу, погасить топку.

5.3. В случае пожара немедленно отойти на безопасное расстояние, сообщить пожарной охране и принять меры по тушению.

5.4. Для тушения битума, который пролился из котла, необходимо применять углекислотные огнетушители и песок. Запрещается использовать для этого воду.

5.5. При несчастных случаях асфальтобетонщик должен уметь оказывать первую доврачебную помощь, при необходимости, должен вызвать скорую медицинскую помощь и сообщить администрации о том, что произошло.

Смотрите другие статьи раздела .

Производственные вредности


К атегория:

Охрана труда в дорожном строительстве

Производственные вредности

Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздейстие на работающих вредных производственных факторов.

Совокупность практических мероприятий, основанных на научных положениях гигиены труда, называется производственной санитарией. К мероприятиям производственной санитарии относятся: оборудование помещений вентиляцией, отоплением и другими санитарно-техническими устройствами; обустройство гардеробных, душевых, умывальных и других санитарно-бытовых помещений; благоустройство и содержание территорий предприятий; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты на производстве. Одним из новых направлений производственной санитарии является разработка вопросов научной организации труда и производственной эстетики.

На дорожном строительстве работники подвергаются воздействию неблагоприятных условий. Нередко на работников оказывает воздействие совокупность производственных вредностей. Рабочие, занятые на укладке асфальтобетонной смеси, подвергаются воздействию повышенной температуры воздуха, вдыхают продукты испарения битума. На машиниста камнедробилки одновременно могут оказывать воздействие такие производственные вредности, как шум, вибрация и повышенная запыленность, поэтому необходимо придавать важное значение проведению профилактических мероприятий производственной санитарии, позволяющих устранить или снизить воздействие производственных вредностей на здоровье работающих.


Метеорологические условия производственной среды

На работоспособность и самочувствие человека большое влияние оказывают метеорологические условия, особенно при работе на открытом воздухе. Во время работы рабочие подвергаются непосредственному воздействию солнечных лучей или воздействию высоких температур при приготовлении и укладке асфальтобетонной смеси. От воздействия избыточного тепла и тепловых лучей самочувствие человека ухудшается по мере увеличения времени и интенсивности облучения. Резкое ухудшение самочувствия может наступить при длительном облучении солнечными лучами даже при небольшой их интенсивности.

Подвижность воздуха также может оказать вредное влияние на самочувствие человека. Движение воздуха в атмосфере или внутри производственного помещения происходит от неравномерного нагревания воздушных масс. Чем сильнее нагревается воздух, тем меньше становится его плотность и с большей скоростью он поднимается в верхние слои или зоны помещения, создавая сквозняки, сильно охлаждающие помещение и вызывающие у человека ощущение холода.

Человек, занятый физической работой, выделяет тепло. В этом случае движение воздуха Способствует усилению теплоотдачи и улучшению самочувствия работающего. На интенсивность теплоотдачи человека влияет также и влажность воздуха. Количество паров, находящихся в 1 м3 воздуха, выраженное в граммах, называется абсолютной влажностью воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше может содержаться в нем водяных паров, т. е. тем выше его максимальная влажность.

Отношение абсолютной влажности к максимальной при данной температуре называется относительной влажностью воздуха. Она выражается в процентах и определяется при гигиенической характеристике внешней среды. Обычно влажность бывает в пределах 35-70% при температуре воздуха около 18 °С.

Насыщенный водяными парами воздух обладает большей теплоемкостью, чем сухой. Это особенно ощущается при влажном воздухе и низкой температуре, когда значительно повышается теплоотдача с поверхности тела, что может вызвать его переохлаждение.

Для защиты работающих на открытом воздухе от переохлаждения используется теплая одежда. Ткани для спецодежды должны быть не только малотеплопроводными и влагоемкими, но и воздухопроницаемыми. Другими важными мероприятиями, предупреждающими переохлаждение организма, являются периодические перерывы в работе и обогрев в помещениях с температурой 18-20 °С.

Влияние на здоровье работающих повышенной концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Производственная пыль появляется при переработке минеральных материалов (дроблении камня, грохочении щебня, гравия и других материалов), приготовлении минерального порошка для асфальтобетонных смесей, разгрузке и транспортировке цемента, приготовлении асфальто- и цементобетонной смесей.

У рабочего, который продолжительное время находится в условиях запыленного воздуха, развиваются хронические воспалительные заболевания дыхательных путей и легочной ткани. К наиболее тяжелым заболеваниям легких от действия пыли относится силикоз, который возникает от попадания в легкие пыли, имеющей в своем составе значительный процент свободной двуокиси кремния, т. е. кремнезема SiCb. Силикоз развивается медленно и обнаруживается примерно после 8-10 лет работы в пыльной среде. Если содержание кварца и пыли является высоким^то силикоз может развиться в течение 2-3 лет. При заболевании силикозом возможны жалобы на небольшую одышку при физическом напряжении, боль в груди и легкий сухой кашель. В дальнейшем отмечаются заметная одышка при физическом напряжении, кашель с выделением мокроты, бронхит. И в третьей стадии силикоза наступают резкая одышка даже в состоянии покоя, кашель с обильным выделением мокроты, нарушается сердечная деятельность с расстройством кровообращения и отеками.

Отдельные дорожно-строительные материалы, а также некоторые виды топлива при испарении выделяют вредные для здоровья работающих вещества. Их действие на организм человека в значительной степени зависит от условий внешней среды - температуры и влажности воздуха, барометрического давления и др.

Нефтяные битумы являются продуктом переработки остатков перегонки нефти. При работе с битумами необходимо принимать меры профилактики и защиты работающих от вредного воздействия нефтяных продуктов, учитывая их высокую испаряемость и токсичность.

Пек - тяжелые фракции каменноугольного дегтя и других веществ, способных повышать чувствительность кожи под влиянием солнечного света, что вредно влияет на организм человека.

Рабочие, имеющие контакт с пеком, при несоблюдении правил безопасности могут заболеть солнечным дерматитом (фотодерматитом).

Работать с пеком нужно преимущественно в ночное время. Погрузочно-разгрузочные работы, в том числе и загрузка пека в котлы, должны быть полностью механизированы.

Работы вручную допускаются как исключение и с обязательным применением тележек, тачек и др.

Во время всей работы (погрузки, разгрузки, перемещения по территории баз, заводов) пек надо смачивать водой. Котлы, в которых пек плавится или смешивается с другими материалами, должны быть оборудованы вентиляцией.

Лица, страдающие кожными заболеваниями, к работе с пеком не допускаются.

Кроме технического надзора, на работах с пеком должен быть установлен медицинский надзор за состоянием здоровья рабочих. В случае обнаружения значительного раздражения кожи, слизистых оболочек или конъюнктивита глаз рабочие должны быть освобождены от работы и переведены на другую до полного выздоровления.

На работах, где применяется пек, должен быть оборудован душ с теплой водой.

Каменноугольный деготь также обладает вредными свойствами и является опасным для здоровья работающих. При нагревании дегтя до 100-150° С образуются ядовитые пары, в состав которых входят углеводороды ароматического ряда и фенолы. При продолжительном их вдыхании происходят тяжелые отравления и воспаления дыхательных путей, приводящие к общему расстройству дыхания. Признаками отравления являются: головная боль, головокружение, сонливость и утомляемость.

Рабочие, обслуживающие установки по разогреву дегтя и пека, должны находиться с наветренной стороны от места выделения вредных паров. Следует систематически брать пробы воздуха в пределах рабочей зоны для определения концентрации ядовитых веществ. Содержание ядовитых веществ выше установленной нормы вызывает отравление организма.

Применение дегтевых вяжущих материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог ограничено. Запрещено устройство покрытий с применением дегтевых вяжущих на участках подъездных дорог и тротуарах, проходящих через жилые кварталы населенных пунктов, на всех дорогах, проходящих через населенные пункты, на всех тротуарах и площадях, примыкающих к зданиям общественного назначения. Без ограничения разрешено применять дегтевые вяжущие материалы на дорогах, проходящих вне населенных пунктов, для устройства оснований под покрытия автомобильных дорог.

Этилированный бензин используется исключительно как топливо. Он обладает ядовитыми свойствами и при нарушении установленных санитарных правил может вызвать острые и хронические отравления.

Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную маслянистую жидкость сладковато-приторного запаха, в воде нерастворим. Пары тяжелее. воздуха в 11,2 раза. На воздухе он постепенно окисляется до окиси свинца и этана. Прибавляемый в очень небольших количествах к бензину тетраэтилсвинец устраняет детонацию в двигателях внутреннего сгорания, повышая тем самым качество топлива.

Для смещения с бензином тетраэтилсвинец выпускается в виде этиловой жидкости, содержащей примерно 50-55% тетраэтилсвинца. Эта жидкость прибавляется к бензину в количестве 2-4 см3 на 1 кг. Для опознавательных целей этиловую жидкость и бензин подкрашивают.

При отравлениях тетраэтилсвинцом пострадавший обычно жалуется на головные боли, головокружение и расстройство сна. В тяжелых случаях наблюдаются нервно-психические нарушения, ослабление памяти, снижение внимания и т. п.

Обезвреживать этилированный бензин, если он попал на почву, полы, оборудование, следует немедленно. Для этого следует применять дегазаторы - дихлорамин (1,5%-ный раствор в бензине) или хлорную известь (в виде кашицы или хлорной воды), а для металлических предметов - растворители (керосин) или щелочной раствор.

Все рабочие, работающие с этилированным бензином, периодически должны подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с инструкцией органов здравоохранения.

Бензин - жидкость с резким запахом, легко воспламеняется и испаряется при обычных температурах. Пары бензина тежелее воздуха и при температуре 16-20° С держатся в нижних слоях помещения.

Бензин проникает в организм человека в виде паров через дыхательные пути и через кожу. Он вызывает острые и хронические отравления и в первую очередь действует на центральную нервную систему. При слабых отравлениях появляются головные боли, состояние возбудимости (опьянение), в более тяжелых случаях - потеря сознания, судороги.

Меры, предупреждающие отравление бензином,- мощная местная вентиляция. Предельно допустимая концентрация паров бензина 0,3 мг/л.

Лак этиноль изготавливается из отходов производства синтетического каучука. Лак огнеопасен, при его применении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. Он обладает наркотическими свойствами, раздражает верхние дыхательные пути и может вызывать экземы и другие кожные заболевания.

Меры профилактики должны быть направлены на предупреждение вдыхания его паров и загрязнения им кожи.

Способы отбора и измерения объемов проб воздуха

В связи с применением в дорожном строительстве материалов, которые вредно воздействуют на организм человека, необходимо постоянно контролировать содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ.

Предельно допустимые концентрации вредных газов, паров, пыли и других аэрозолей в воздухе рабочей зоны производственных помещений не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.005-76:

Существуют три основных метода определения количества пыли в единице объема воздуха: весовой, счетный и электрический.

Весовой метод основан на принципе определения привеса фильтра после протягивания через него определенного объема исследуемого воздуха. Обычно пробу берут в зоне рабочего места на уровне органов дыхания рабочего.

Взвесив фильтр до и после отбора пыли и поделив полученную массу пыли на число литров воздуха, протянутого через фильтр за 1 мин, получают запыленность воздушной среды (мг/л), а затем запыленность относят к 1 м3 воздуха. Полученные данные сравнивают с предельно допустимыми, регламентируемыми ГОСТом.

Счетный метод применяется для определения гигиенической оценки пыли. Наряду s содержанием пыли в воздухе на рабочем месте необходимо знать размер частиц пыли и их количество в единице объема воздуха, особенно при большом проценте очень мелких частиц.

Наиболее простым способом забора проб для определения размеров пылевых частиц является осаждение пыли из свободного объема воздуха на покровном стекле. Покровное стекло (рис. 35) тщательно очищают и вкладывают в углубление специальной лопаточки, которую помещают в место отбора пробы на 1-5 мин в зависимости от степени запыленности. Размеры пылинок определяют с помощью микроскопа, снабженного препа-ратоводителем с крестообразным столиком и окулярными микрометрами - линейкой и сеткой.

Окулярная линейка (рис. 36) представляет собой стеклышко, на котором нанесена шкала с делениями. Стеклышко помещают в окуляр и с помощью шкалы-линейки определяют размеры пылинок в препарате, расположенном на предметном столике под объективом. Пылинки в количестве 400-500 шт. измеряют в нескольких полях зрения и в зависимости от размеров распределяют по группам, например, до 2, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 10 и свыше 10 мк.

Рис. 36. Окулярные микроскопические линейка и сетка

Электрический метод основан на заряжении частиц пыли соответствующим электрическим зарядом при помощи трубки, в которой создается электрическое поле высокого напряжения. В результате на электродах выпадают пылинки, которые можно подсчитать или взвесить.

К атегория: - Охрана труда в дорожном строительстве

12.12.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для машиниста асфальтоукладчика. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе в качестве машиниста асфальтоукладчика допускаются лица мужского пола, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, имеющие удостоверение (свидетельство) установленного образца о присвоении квалификационного разряда машиниста, прошедшие производственное обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

Перед допуском к самостоятельной работе машинист асфальтоукладчика (далее – машинист), должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.

2. Периодическое медицинское освидетельствование машинист проходит в порядке, установленном Минздравом.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда машинист должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

4. Машинист должен знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации укладчика асфальта и инструкции по охране труда.

5. Иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнение работ.

Основные вредные и опасные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (фенол, оксиды азота, оксид углерода);

повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте);

повышенная запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента и оборудования;

физические и нервно-психические перегрузки.

6. Знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения.

7. Пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

Наименование

Костюм хлопчатобумажный 3Ми — 12 мес.

Рукавицы комбинированные Ми – до износа

Ботинки кожаные Мп – 12 мес.

На наружных работах зимой дополнительно

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Сапоги кирзовые утепленные СлТн30 — 24 мес.

Рукавицы утепленные Тн- до износа

8. Обо всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента машинист должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

9. Курить разрешается только в специально оборудованных местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом.

10. Привлекаться к участию в ремонте и техническом обслуживании укладчика асфальта машинист может при соответствии его квалификации характеристике выполняемых работ или наличии соответствующей смежной профессии.

11. Закрепление машиниста за укладчиком асфальта оформляется приказом руководителя организации.

12. Не допускается использовать укладчик асфальта без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на местности, уклон которой превышает предельно допустимый паспортный уклон.

13. Для продувки системы питания нужно использовать специальные приспособления (насосы).

14. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно- технических документов по охране труда машинист привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом;

15. Машинист, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения не допускается в этот день к работе.

16. Машинист обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работ

17. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть СИЗ.

18. Проверить оснащенность укладчика асфальта огнетушителем с опломбированной запорной арматурой, аптечкой первой медицинской помощи, набором инструментов и приспособлений.

19. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей укладчика асфальтобетона, в том числе:

двигателя, рулевого управления, тормозной системы;

приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;

электрооборудования, которое должно исключать возможность искрообразования и утечки тока в проводах и клеммах, особенно вблизи нагретых частей, и в местах, где возможно попадание масла и топлива;

уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень масла в картере двигателя, уровень масла в гидравлической системе;

состояние ограждения вращающихся частей;

натяжение открытых передач.

Проверку производить на заторможенном укладчике асфальта.

20. Площадка управления, рычаги должны быть чистыми и сухими. Запрещается находиться кому-либо на площадке управления, кроме машиниста, и загромождать ее посторонними предметами. Над площадкой управления должен быть установлен тент для защиты машиниста от солнечных лучей и атмосферных осадков.

21. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.

22. Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.

23. По прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы.

24. Определить рабочую зону укладчика асфальта, границы опасной зоны.

25. При обнаружении неисправностей в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом положении и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

26. При запуске карбюраторного пускового двигателя не допускается брать пусковую рукоятку в обхват, весе пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.

27. Во время движения асфальтоукладчика запрещается сидеть или стоять на раме, выходить из машины или подниматься на нее до полной остановки.

28. При работе выглаживающей плиты с подогревом форсунку следует разжигать только факелом с рукояткой длиной не менее 1,5 м и не касаться разогретого кожуха над выглаживающей плитой.

29. Запрещается приближаться к камере во время работы форсунки. Запрещается до полной остановки двигателя очищать механизмы и узлы асфальтоукладчика от налипшей асфальтобетонной смеси.

30. При загрузке бункера горячей смесью запрещается находиться возле боковых стенок бункера.

31. При укладке асфальтобетонной смеси двумя асфальтоукладчиками расстояние между ними должно быть не менее 10 м, между асфальтоукладчиком и дорожным катком – не менее 3 м.

32. При необходимости остановить асфальтоукладчик на дороге днем его следует оградить барьерным ограждением с установкой необходимых дорожных знаков. До наступления темного времени суток во всех случаях асфальтоукладчик необходимо вывести за границы автомобильной дороги.

33. Перед началом маневрирования во время работы укладчика асфальта машинист должен убедиться в отсутствии людей в опасной зоне действия укладчика и подать звуковой сигнал. На уклонах скорость укладчика асфальтобетона должна быть минимальной.

34. Во время работы машинист должен внимательно следить за:

работой механизмов управления;

показаниями контрольно-измерительных приборов;

нормальным режимом работы двигателя;

состоянием рабочей зоны.

35. Во время работы укладчика асфальтобетона запрещается сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки агрегата.

36. Не разрешается оставлять укладчик асфальта без присмотра с работающим двигателем.

37. При ремонте, требующем пребывание машиниста под укладчиком асфальта, двигатель должен быть остановлен, укладчик заторможен, а также должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное передвижение укладчика асфальта.

38. Запрещается производить ремонтные работы при работающем двигателе. При обнаружении течи масла необходимо выключить двигатель, сбросить давление до нуля и только после этого устранять неисправность.

39. Запрещается наносить удары по трубопроводу и другим элементам гидрооборудования, находящимся под давлением.

40. При перерывах в работе машинист должен заглушить двигатель и надежно затормозить укладчик асфальтобетона, исключая возможность самопроизвольного движения.

41. Запрещается оставлять укладчик асфальта на проезжей части дороги или обочине без наличия предупреждающего знака аварийной остановки.

42. Перемещение, установка и работа укладчика асфальта вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

43. Подъем и спуск укладчика асфальта на местности, угол наклона которой более установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускается.

44. Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями производить закрытым способом.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

45. По окончании работы машинист обязан:

произвести очистку укладчика асфальта;

произвести осмотр укладчика асфальта согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации;

сообщить непосредственному руководителю работ о недостатках, выявленных при осмотре;

поставить укладчик в отведенное для хранения место стоянки, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, затормозить укладчик асфальта.

спецодежду и другие средства индивидуальной защиты поместить в отведенные для их хранения место.

выполнить гигиенические процедуры, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

46. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

47. При возникновении пожара на укладчике асфальта немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить «массу», перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью подручных средств пожаротушения.

48. При возникновении пожара в зоне стоянки укладчика асфальта или на территории организации машинист должен:

принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

принять меры к эвакуации укладчика асфальта в соответствии с разработанным планом эвакуации;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившееся топливо следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов необходимо принять меры по отключению их от источника и применять углекислотные или порошковые огнетушители.

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения вызвать пожарную охрану.

49. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников здравоохранения;

сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».




Top