Выбор способа обеспечения исполнения контракта осуществляется самостоятельно. Государственный контракт: способы обеспечения. Какие требования предъявляются банкам

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса - 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше - как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Виды обеспечения исполнения контракта

Требование об обязательном предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон №44-ФЗ, закон о государственных закупках).

Необходимость предоставления обеспечения всегда зафиксировано в проекте контракта, закупочной документации, в извещении о закупке или приглашении принять участие в выборе определенного поставщика.

Когда не требуется обеспечение контракта

Существуют случаи, когда предоставление обеспечения не требуется . Таких случаев немного и все они регламентированы законом о государственных закупках. Так, требование о предоставлении обеспечения не действует в случае, если контракт подписывается между государственными или муниципальными организациями. Даже если в документации о закупке указана необходимость обеспечения, участник, являющийся государственной организацией вправе такое требование не исполнять и обеспечение не предоставлять. Не применимо также требование о предоставлении обеспечения в случае, если предметом контракта является оформление кредита, займа или выдача банковской гарантии. Требование о необходимости оформления обеспечения в таком контракте всегда отсутствует.

Кроме того, законом предусмотрен перечень случаев, в которых заказчик может самостоятельно определять, необходимо ли предоставление обеспечения или есть возможность предоставить исполнителю возможность осуществлять работу без предоставления какого-либо обеспечения. К таким исключительным случаям относятся некоторые контракты с единственным поставщиком, например на закупку товаров или услуг на незначительные суммы в размере менее 100 тысяч рублей или покупка учреждениями культуры различных ценностей культурного, исторического или художественного значения. Нет необходимости в обеспечении также при закупке у естественных монополий или производителей военного оборудования и техники, не имеющих аналогов, у российских поставщиков. Закупка услуг по защите интересов Российской Федерации в различных международных организациях и судах, а также контракты, обеспечивающие проведение переговоров на уровне официальных лиц иностранных государств и деятельности организаций государственной охраны при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц Российской Федерации, тоже не требуют предоставления обеспечения.

Стоит отметить, что перечень подобных исключений, в которых установление требования о предоставлении обеспечения остается на усмотрение заказчика, достаточно обширен и полностью содержится в законе №44-ФЗ.

Кроме того, исключения из правила об обязательном предоставлении обеспечения могут устанавливаться Правительством РФ. Так, в 2015 году Постановлением от 06.03.2015 № 199 государственным заказчикам разрешено самостоятельно определять необходимость обеспечения в следующих случаях:

  • если участник закупки - субъект малого предпринимательства или некоммерческая социально ориентированная организация;
  • в проекте контракта указаны условия, регламентирующие банковское сопровождение контракта;
  • авансовые платежи по контракту перечисляются на счет, который открыт территориальному органу Федерального казначейства или финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России;
  • размер аванса в соответствии с контрактом не более 15% в случае, если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд. Субъекты федерации и муниципальные образования вправе самостоятельно установить предельный размер авансового платежа, при выплате которого предоставление обеспечения не является обязательным при закупке с целью удовлетворения нужд субъекта федерации или муниципального образования соответственно;
  • в контракте предусмотрена оплата не более 70% стоимости поставки при закупке для федеральных нужд, а остаток оплаты предусмотрен только после полного выполнения услуг или поставки товаров. В данном случае субъект и муниципальное образование также вправе самостоятельно определять размер первоначальной оплаты при закупке для нужд обеспечения органов власти субъекта или муниципального образования;
  • участник закупки является бюджетным учреждением, предложившим низкую стоимость товаров или услуг, но не более 25% от первоначальной стоимости контракта.

Проект государственного контракта, заключение которого требует обязательного предоставления обеспечения, должен в обязательном порядке содержать все существенные условия обеспечения, а именно: размер, срок предоставления и порядок его возврата.

Выбор способа обеспечения государственного контракта

Существует только два способа обеспечения исполнения государственного контракта:

1. Предоставление банковской гарантии, удовлетворяющей всем необходимым требованиям, которые будут охарактеризованы ниже.

2. Перечисление денежных средств на счет заказчика.

Заказчик не вправе регламентировать в конкурсной документации, какой способ обеспечения должен использовать участник закупки. Исполнитель вправе самостоятельно определить наиболее приемлемый и удобный для него способ. Вместе с тем, можно использовать только один вид обеспечения - либо банковскую гарантию, либо депозит. Возможность частично использовать в качестве обеспечения банковскую гарантию, а на оставшуюся часть предоставить денежные средства в виде депозита законом не предусмотрена. Если участник закупки выбирает в качестве обеспечения банковскую гарантию, то должна быть выпущена банком и предоставлена заказчику только одна банковская гарантия на всю сумму. Предоставление нескольких гарантий в общей сумме, покрывающей необходимый размер обеспечения, не разрешается.

Размер обеспечения, которое должен предоставить участник закупки, варьируется от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Эта цена всегда указана в извещении о закупке. При высокой стоимости контракта, превышающей 50 млн рублей, заказчик вправе повысить минимальный размер обеспечения и установить его диапазон в размере от 10% до 30% от НМЦ. Но в любом случае размер обеспечения не должен быть ниже, чем размер аванса, перечисляемого исполнителю, если выплата такого аванса предусмотрена государственным контрактом. Это требование действует также в случае, если размер аванса более 30% всей стоимости контракта. Таким образом заказчик страхует риски невозврата аванса в случаях, если исполнитель после его получения прекратит исполнять свои обязательства по государственному контракту.

Особенности предоставления банковской гарантии

Банком, гарантию которого можно предъявить в качестве обеспечения по государственному контракту, может быть не любой банк по выбору участника закупки, а лишь тот, что включен в перечень банков , гарантии которых принимаются для целей налогообложения. Такой перечень ведется Министерством финансов совместно с Центральным банком РФ. Ознакомиться с ним можно в интернете на сайте Министерства финансов. В этом перечне фигурируют только банки с устойчивым финансовым положением, не требующие процедуры финансового оздоровления, соблюдающие все необходимые банковские нормативы, имеющие соответствующую лицензию на осуществление банковских операций, а также собственный капитал в размере не менее 1 млрд рублей.

Основные требования к банковской гарантии, которая может быть предоставлена в качестве обеспечения:

  • Банковская гарантия обязательно должна быть безотзывной. Это означает, что гарантия не может быть отозвана банком-гарантом ни при каких обстоятельствах и не должна содержать условий, позволяющих отозвать гарантию до истечения ее срока действия. Срок действия такой гарантии должен превышать срок заключаемого государственного контракта минимум на один месяц.
  • Гарантия должна содержать точное определение обязательств, в обеспечение которых она выдается, а также сумму, которую банк-гарант выплатит заказчику в случае, если исполнитель не выполнит свои обязательства по контракту, обеспечиваемые данной гарантией. Кроме того, в гарантии необходимо указать, что банк-гарант в случае задержки выплаты, обязуется выплатить заказчику неустойку. Размер такой неустойки составляет 0,1% в день. Исполнением обязательств по банковской гарантии считается дата фактического зачисления денежных средств на счет заказчика. Именно с этой даты обязательства гаранта могут считаться исполненными. Соответствующий пункт также должен обязательно содержаться в тексте гарантии. Кроме того, закон 44-ФЗ позволяет заказчику в случаях, если гарант не осуществляет выплату в течение 5 рабочих дней, осуществить бесспорное списание средств со счета гаранта. Однако действующее законодательство пока не содержит юридических механизмов, предоставляющих заказчику право реализовать такую возможность.
  • Банковская гарантия должна содержать полный необходимый и достаточный перечень документов, которые заказчик должен будет предоставить в банк при обращении за выплатой в случае, если участник закупки нарушит обязательства по контракту. Стоит отметить, что такой перечень не может противоречить требованиям Постановления Правительства, определяющим, какие документы должны быть предоставлены и являются достаточными для осуществления выплаты (Постановление Правительства №1005 от 08.11.2013). Заказчик не имеет обязанности доказывать нарушение исполнителем требований контракта в судебном порядке, поэтому предоставления для выплаты каких-либо судебных актов не требуется, и банковская гарантия не должна содержать подобных обязательств.

Для рассмотрения банковской гарантии и принятия решения о ее соответствии всем требованиям заказчику предоставляется не более 3 рабочих дней. Если заказчик принял решение, что банковская гарантия не может быть принята, он должен в обязательном порядке уведомить о данном факте исполнителя - в письменной форме и с указанием причины, по которой гарантия не может быть принята. Перечень таких причин регламентирован 44-ФЗ. Отказаться использовать предоставленную банковскую гарантию в качестве обеспечения заказчик может лишь в нескольких случаях:

1. После проверки гарантии выясняется, что она отсутствует в реестре банковских гарантий , который ведется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками-гарантами. Такой реестр размещен в интернете в свободном доступе и участник закупки сам может проверить, есть ли выданная гарантия в данном реестре. Мера по формированию реестра была принята в связи с возрастающим числом поддельных банковских гарантий, которые были предоставлены в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, но не стояли на балансе выдавших их банков.

2. Гарантия выдана банком, который отсутствует в перечне Минфина РФ.

3. Предоставленная банковская гарантия не соответствует хотя бы одному требованию, предъявляемому к гарантиям законом №44-ФЗ.

4. Гарантия не соответствует документации о закупке. Стоит внимательно ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к обеспечению всеми конкурсными документами, чтобы избежать возврата банковской гарантии по данному основанию.

Обеспечение в виде перечисления денежных средств

Предоставление обеспечения в форме перечисления денежных средств является более простым в реализации способом, чем получение в банке банковской гарантии. При таком способе нет необходимости внимательного изучения всех требований и нормативов к банковским гарантиям, отсутствует риск, что гарантия не будет принята заказчиком по каким-либо основаниям и контракт не будет заключен. Для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнительно может либо использовать собственные средства, либо воспользоваться кредитными.

Обеспечение должно быть перечислено в срок, оговоренный в проекте контракта. Поступившие денежные средства до момента исполнения всех обязательств по контракту остаются в распоряжении заказчика. Следует зафиксировать срок возврата обеспечения при заключении контракта. Так как основной целью предоставления денежных средств является обеспечения исполнения всех обязательств по контракту, то возврат обеспечения должен быть осуществлен после подписания Акта выполненных работ между исполнителем и заказчиком.

Стоит обратить особое внимание, что если участник закупки не сможет предоставить обеспечение в срок, регламентируемый проектом контракта, то контракт с ним не будет заключен. Кроме того, такой участник рискует быть добавленным в реестр недобросовестных поставщиков и, таким образом, потерять возможность участвовать в каких-либо еще государственных закупках.

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В качестве исполнения контракта участник может:

  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Платежное поручение на перечисление средств

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Ситуация

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии

Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Ситуация

Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе. Закон № 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе. Статья 96 Закона № 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

16 393 просмотра

Федеральный закон 44-ФЗ существенно изменил порядок и условия работы системы заключения контрактов. Затронули изменения и обеспечение исполнения контракта, которое теперь регулируется преимущественно ст. 96 данного закона. Новый закон позволил серьезно структурировать и сделать более понятными все процессы, касающиеся конкурсных закупок, он регламентирует возможности, обязанности и права всех сторон сделки.

Что такое обеспечение исполнения контракта?

Обеспечение исполнения контракта – это внесение исполнителем залога, выступающего страховкой того, что его обязательства будут выполнены, либо ущерб за их невыполнение будет возмещен. В отличие от обеспечения участия в торгах данный вид гарантии применяется уже непосредственно после победы в тендере, а срок действия гарантии не может быть меньшим, чем срок действия контракта.

На данный момент заказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта при всех видах закупок за исключением случаев:

  • когда исполнителем является казенное учреждение;
  • когда контракт относится к оборонной сфере, поскольку в таком случае он регламентируется и регулируется законом 275-ФЗ;
  • если закупки выполняются только одним исполнителем, заказчик может требовать обеспечение, но это не обязательное условие.

В случае если закупка происходит в форме котировки или запроса цен, то заказчик не обязан, но имеет право включить в документацию обеспечение исполнения контракта (ч.2 ст. 96 44-ФЗ).

В любых других ситуациях по закону без применения данного инструмента обойтись невозможно.

Определение размера обеспечения

По действующему законодательству для разных сделок размер обеспечения исполнения контракта может различаться. В целом, он равен 5-30% от его максимальной суммы (ч.6 ст. 96 44-ФЗ), однако есть определенные тонкости, в частности:

  • если предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть меньшим его значения;
  • минимальный размер обеспечения составляет 10% в тех случаях, когда стоимость контракта превышает 50 миллионов рублей;
  • если в ходе торгов произошло падение по отношению к начальной цене контракта на 25 и больше процентов, размер обеспечения высчитывается с применением коэффициента 1,5 к указанному в контракте значению.

Относительно последнего пункта следует отметить, что, если исполнитель способен подтвердить собственную добросовестность, он может избежать повышения обеспечения. Подтверждение можно получить в реестре контрактов, их необходимо показать заказчику перед подписанием проекта контракта. Таким подтверждением послужит факт, показывающий, что на протяжении года до подачи текущей заявки исполнитель выполнил минимум три контракта без каких-либо нарушений и штрафных санкций.

Предоставление и оформление обеспечения

После победы в конкурсе или на тендере исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта. На данный момент существует два варианта выполнения этого требования:

  1. Можно внести средства в требуемом размере на депозит заказчика. Этот способ не нужно оформлять никакими дополнительными соглашениями, однако его повышенная рискованность для исполнителя очевидна даже без глубокого анализа.
  2. Гораздо более распространенным и надежным является предоставление банковской гарантии. Банк, который принимает на себя гарантийные обязательства, должен присутствовать в опубликованном на официальном сайте перечне Минфина. Также он обязан предоставлять данные о гарантиях государственному казначейству, вносящему их в отдельный реестр. Следует отметить, что выбирать банк-гарант имеет право исключительно исполнитель.

Если вы являетесь исполнителем по коммерческому, муниципальному или госконтракту, и вам требуется помощь в получении банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта, обращайтесь в Независимую финансово-правовую компанию. Мы решим вашу проблему максимально быстро и качественно!

Победителю аукциона (государственному бюджетному учреждению) по электронной площадке мы - учреждение-Заказчик направили проект контракта. Победитель подписал контракт, а обеспечение исполнения контракта (платежку с перечисленной суммой) на электронной площадке к контракту не прикрепил. Заказчик фактически получил на свой расчетный счет денежные средства, перечисленные в счет обеспечения исполнения контракта. Вопрос: документ об обеспечении исполнения контракта обязательно ли должен прикрепляться на эл.площадке? Где об этом требовании написано? Как необходимо поступить Заказчику: оформить протокол разногласий с требованием прикрепить документ об опеспечении контракта на эл.площадке?

Ответ

Требование о предоставлении документа, подтверждающего внесение обеспечения исполнения контракта, содержится в ч.6 ст.70 Закона № 44-ФЗ. Формально отсутствие такого документа может расцениваться заказчиком как непредоставление таких сведений (есть прецеденты судебной практики), несмотря на их (денежных средств) фактическое поступление. Наилучший вариант - решить через оператора ЭТП (временно контракт заключается через ЭТП) вопрос с прикреплением файла платежного поручения. Это чисто технический вопрос. Протокол разногласий не годится, т.к. он составляется ДО подписания контракта, а не после.




Top