Минэкономразвития 495 от 23.07. Порядокпроведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. II. Регистрация на электронной площадке

  1. 1. Согласно ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере, установленном судебным актом (ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

  1. 2. Согласно ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

А) Удовлетворение требований кредиторов второй очереди по заработной плате:

Арбитражный управляющий самостоятельно включает в реестр требований кредиторов требования о выплате заработной платы и выходных пособий на основании бухгалтерской документации, имеющейся у предприятия.

Сами работники с заявлением в арбитражный суд обратиться не могут (абз. 1 п. 11 ст. 16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Работник может обратиться к арбитражному управляющему, предоставив ему документы, подтверждающие наличие у последнего задолженности по оплате труда

Если работник не согласен с составом или размером требований, то его законные интересы работника представляет представитель работников должника. Представитель работников должника может обжаловать действия (бездействия) арбитражного управляющего в арбитражном суде.

Таким образом, действия работника (работников) при невнесении задолженности по выплате заработной платы арбитражным управляющим во вторую очередь реестра:

  1. Обратиться к управляющему, с требованием внести такую задолженность во вторую очередь реестра, подтвердив свои требования документально (трудовые договора, приказы, записи в трудовой книжке, иные документы, подтверждающие фактическое осуществление трудовой функции).
  2. Избрать представителя работников (протокол голосования трудового коллектива)
  3. Представитель работников обжалует действия (бездействия) управляющего в арбитражном суде, требуя включения данных требований.

ЛИБО (этот способ увеличивает шансы на включение в реестр несмотря на отсутствие взносов и прочего):

  1. Обращение в суд общей юрисдикции за взысканием задолженности по выплате заработной платы, получение судебного приказа либо исполнительного листа.
  2. Предъявление данных документов Арбитражному управляющему.
  3. Обжалование действий АУ в арбитражном суде при отказе во включении в реестр

Риски для сотрудников:

При обращении за защитой своих прав (например, получением судебного приказа) в суд общей юрисдикции после начала процедуры банкротства есть риск в отказе в рассмотрении требований в связи с наличием процедуры банкротства в отношении ответчика.

В соответствии с п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от хх июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.

В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника - гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения.

Арбитражный суд может отказать во включении в реестр требований по уплате заработной платы, в случае если в бухгалтерских документах отсутствует информация о начислении заработной платы сотрудникам, фактически налоги и взносы не платились, в внебюджетных фондах отсутствует информация о выплатах данным физическим лицам и начисления взносов на выплаты.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда сообщила об отсутствии сведений о доходах указанных лиц, отделение Пенсионного фонда по Волгоградской области также не располагает сведениями и анкетами на работников должника граждан Кравченко И.Н., Агафонова А.В., Покусаева В.Н.

Кроме того, судебными инстанциями установлено, что в соответствии с бухгалтерским балансом должника по состоянию на 23.03.2009 задолженность перед персоналом организации составила 38 000 руб., вместе с тем, конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов включены требования по заработной плате на общую сумму 454 545 руб. 40 коп.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкурсным управляющим не предприняты все необходимые меры по проверке обоснованности заявленных Кравченко И.Н., Агафоновым А.В., Покусаевым В.Н. требований, жалоба конкурсного кредитора обоснована и подлежит удовлетворению.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2012 г. N Ф06-1658/12 по делу N А12-6029/2009

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Тепикина И.В., сослался на то, что судебный акт в отношении спорной задолженности Тепикина И.В. отсутствует, то есть он документально не подтвердил наличие задолженности ООО «Домино-1» перед Тепикиным И.В. в размере 1 260 630 рублей, поскольку справка от 14.02.2011 № 7 и ведомости, составленные непосредственно Тепикиным И.В., А27-15408/2010 при отсутствии иной первичной документации не являются безусловными доказательствами наличия задолженности по заработной плате.

В материалах дела имеется информация Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области, согласно которой в 2008 году в ООО «Домино-1» числилось 11 человек, начислена заработная плата в размере 444 462 рублей, за 2009 год ООО «Домино-1» не представляло сведения о начислении заработной платы работникам. Согласно поступившему в адрес Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области уведомления от 20.01.2010 № 2, подписанного директором ООО «Домино-1» Тепикиным И.В., в 2009 году предприятие финансово-хозяйственную деятельность не вело, начисления в Пенсионный фонд Российской Федерации не производились, индивидуальные сведения за 2009 году сдаваться не будут. Кроме того, представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год со сведениями об отсутствии начислений. 30.12.2010 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) ООО «Домино-1» представлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год со сведениями об отсутствии начислений.

В этой связи представляется правильным вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии доказательств обоснованности начисления заработной платы включение во вторую очередь реестра требования Тепикина И.В. в значительном размере 1 260 630 рублей может привести к нарушению прав кредиторов третьей очереди.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Дело № А27-15408/2010 от 02 ноября 2012 года

Риски для работодателя:

Статья 5.27. КоАП РФ Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 145.1. УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Статья 199.1. УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Привлечь по такой статье за неуплату в срок НДФЛ не представляется возможным, поскольку срок уплаты НДФЛ совпадает с датой получения гражданином дохода, в отношении обязательных взносов в ПФР и ФСС статья не применяется, но Минюст разработал и внес в правительство законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Законопроект дополняет УК РФ двумя статьями: уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с физического лица и организации - ст. 199.3 и 199.4 УК. При этом максимальным наказанием по ним станет штраф в 500 тыс. рублей или лишение свободы до шести лет.

Также поправки будут внесены в ст. 199.1 УК, регулирующей наказание за неисполнение обязанностей налогового агента. Теперь в ней появится ответственность за неуплату страховых взносов.

Очередность погашения требований по уплате взносов, начисленных до возбуждения дела о банкротстве:

Относятся к требованиям третьей очереди и предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.

Следовательно, уплата взносов по заявленной задолженности по заработной плате будет произведена только в рамках расчетов с кредиторами третьей очереди.

По требованиям по выходным пособиям закон о банкротстве устанавливает следующие ограничения:

Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым Multiagent System Technologies: 13th German Conference, MATES 2015, Cottbus, Germany, September 28 - 30, 2015, Revised Selected Papers (Lecture Notes in Computer Science) , не относятся к числу требований кредиторов второй очереди и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.

Б) Удовлетворение требований кредиторов второй очереди производится также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (п. 4 ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»))

Результатами интеллектуальной деятельности согласно ст. 1225 ГК РФ являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 года по делу № А56-48175/2012.

По данному делу автором, передавшим банкроту на основании авторского договора исключительное право на программный компонент комплекса для ЭВМ, выступало юридическое лицо (несмотря на то, что автором может являться только гражданин - ст. 1228 ГК РФ). В судебном заседании спорный договор пытались оспорить. Заинтересованная сторона просила провести экспертизу в части даты составления договора и проверки подлинности подписи; также ссылалась на то, что договор не авторский (было отказано, т.к. было заявлено, что положения статьи 134 Закона о банкротстве не делают различий в требованиях об уплате авторского вознаграждения, заявленных юридическим или физическим лицом. Любое требование о выплате авторского вознаграждения подлежит удовлетворению во вторую очередь.), т.к. автором ЮЛ быть не может. Также в материалах дела отсутствовали сведения о государственной регистрации договора о переходе права на программу ЭВМ не представлено. В заседание было представлено решение международного коммерческого суда, подтверждающее право требования.

  1. 3. За реестровые требования кредиторов второй очереди.

Согласно п. 14. Федеральный закон от 22.12.2014 N 432-ФЗ, требования кредиторов второй очереди, предъявленные до завершения расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 12 настоящей статьи

П. 12 гласит, что требования кредиторов первой очереди, предъявленные после закрытия реестра требований кредиторов, но до завершения расчетов со всеми кредиторами, после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующей очереди. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований кредиторов последующей очереди приостанавливается.

В случае, если указанные требования были предъявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение.

Юлия Викторовна ЛИТОВЦЕВА, судья Арбитражного суда Калужской области

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ можно оценить как важную ступень в реализации конституционного принципа экономических отношений, заключающегося в равной защите всех форм собственности.

Особенно наглядно это проявилось в положениях названного Закона, которыми регулируется очередность удовлетворения требований кредиторов. Как известно, ранее действовавший ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривал пять очередей требований кредиторов. Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, относившиеся к четвертой очереди, удовлетворялись преимущественно перед требованиями конкурсных кредиторов пятой очереди.

Новый Закон предусматривает три очереди требований кредиторов, в том числе:
первая очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;
вторая очередь - выходные пособия и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения по авторским договорам;
третья очередь - требования других кредиторов.

Тем самым, обеспечена равная защита требований по обязательным платежам , иными словами, требований государства, и требований конкурсных кредиторов .

Прежде чем приступить к анализу порядка удовлетворения требований кредиторов названных очередей, следует остановиться на изменениях в перечне и порядке удовлетворения внеочередных требований.

Перечень внеочередных расходов, предусмотренный прежним ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , - судебные расходы, расходы по выплате вознаграждения арбитражным управляющим, текущие и эксплуатационные платежи должника - дополнен новыми видами:

  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения реестродержателю;
  • расходы на проведение мероприятий по недопущению техногенных и экологических катастроф либо гибели людей в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой такие последствия.
К числу судебных расходов отнесены расходы на опубликование сообщений, предусмотренных ст. 28 и 54 Закона.
Следует отметить, что перечень расходов конкурсного производства, относящихся к внеочередным, не является исчерпывающим.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 № 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ ст. 56 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом. В этой связи новым Законом в период, в течение которого возникающие требования кредиторов относятся к внеочередным, включен период с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до введения процедуры наблюдения.
Законодатель счел необходимым особо оговорить, что задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства, также относится к внеочередным расходам.

Впервые в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. предусмотрено, что очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ, т. е. в календарной очередности. При недостаточности денежных средств на расчетном счете должника списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь удовлетворение других денежных требований.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Новым Законом разрешен вопрос об удержаниях из заработной платы, часто вызывавший споры между должником и, например, профсоюзными органами. Ранее этот вопрос был разъяснен Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.06.2001 № 64. В соответствии с п. 5 ст. 134 Закона при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральными законами.

Перечень требований первой очереди дополнен требованиями, связанными с компенсацией морального вреда. Данные требования удовлетворяются в размере, установленном судебным актом. Учитывая отсутствие каких-либо оговорок, следует полагать, что к таковым относятся требования по возмещению морального вреда, возникшего из любых правоотношений в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Помимо перечисленных в ст. 150 ГК РФ и подлежащих защите нематериальных благ, речь может идти о компенсации морального вреда в случаях, предусмотренных законами, в том числе Законом РФ "О защите прав потребителей", Трудовым кодексом, КоАП, УПК, Семейным кодексом.

Важные изменения внесены новым Законом в порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди. Если ранее суммы, не выплаченные лицам, работающим по трудовому договору, до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включались в общую сумму задолженности перед кредиторами второй очереди, то теперь они отнесены к текущим требованиям.

В соответствии со ст. 137 Закона требования кредиторов третьей очереди включают в себя требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Внутри третьей очереди предусмотрен особый порядок удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Названные требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Как указано в ст. 134, 138 Закона, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

В этой связи арбитражным управляющим необходимо будет вести раздельный учет обязательств перед кредиторами первой и второй очереди в период до и после заключения каждого договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
Таким образом, в рамках процедуры банкротства, осуществляемой по новому Закону, кредиторы, требования которых обеспечены залогом, утратили существенную часть своих привилегий по сравнению с прежним ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" , поскольку ранее их требования погашались в преимущественном порядке за счет реализации не только предмета залога, но и любого другого имущества должника (п. 3 ст. 109).
Впервые ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. урегулирован вопрос об определении состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте. В соответствии со ст. 4 Закона они определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком РФ на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

Новым Законом закреплена возможность погашения требований кредиторов путем перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора или (при невозможности такого способа погашения) внесения денежных средств конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника.

Немало разногласий возникало в судебной практике в связи с рассмотрением требований кредиторов, заявленных после закрытия реестра. На мой взгляд, в новом Законе данный вопрос урегулирован более определенно. В соответствии с п. 4 ст. 142 Закона такие требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника.

Статьей 142 Закона подробно урегулирован порядок удовлетворения требований кредиторов каждой очереди, заявленных после закрытия реестра или возникших в период конкурсного производства. Требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), но после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди погашение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.
В случае, если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их погашение.

Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра), подлежат удовлетворению в аналогичном порядке.

Дополнительной гарантией реализации прав кредиторов, чьи требования не были признаны конкурсным управляющим и рассматриваются в арбитражном суде на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди, является положение Закона, в соответствии с которым конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований таких кредиторов.

Требования кредиторов третьей очереди, заявленные в надлежащий срок, но установленные арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов третьей очереди, подлежат удовлетворению в размере, предусмотренном для погашения требований кредиторов третьей очереди.

Новым Законом урегулированы различные способы прекращения обязательств, предусмотренные ГК РФ, в процессе конкурсного производства. Так, в качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается лишь при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном возможно только в случае согласования данного соглашения с собранием (комитетом) кредиторов. Закон содержит запрет на прекращение обязательств должника путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве.

Фактически Законом введен новый способ прекращения обязательств. Так, погашенными считаются требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Безусловно, в процессе применения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г. выяснится немало вопросов, требующих разъяснений, но нельзя не признать того обстоятельства, что он содержит более понятный, подробно регламентированный порядок удовлетворения требований кредиторов.

Производится его вынужденная ликвидация. Все субъекты, предоставлявшие обанкротившейся компании средства или активы, могут объявить о своих претензиях. Для этого каждому из них следует написать заявление кредитора о включении в реестр кредиторов. В статье пойдет речь о процедуре банкротства и соблюдении принципа очередности при требованиях возврата вложенных в компанию денег.

Что такое приоритетность при вынужденной ликвидации?

Прекращение деятельности юридического лица может происходить двумя путями:

Добровольно;

Принудительно.

Второй путь фактически означает, что произошло банкротство компании.

У большинства активно действующих организаций есть текущие долги, которые сначала возникают, а затем погашаются по мере поступления средств. Если по какой-то причине владельцы бизнеса, являющиеся учредителями, решают добровольно прекратить деятельность компании, то они в процессе ликвидации сами погашают задолженности. В таких обстоятельствах последовательность выплаты долгов устанавливают сами учредители.

Ситуация меняется, когда юридическое лицо арбитражным судом признано несостоятельным. При таком виде ликвидации законом определена приоритетность выплаты долгов. Она, по сути, означает следующее:

  • Требования будут удовлетворяться только в той последовательности, которая установлена законом.
  • Полномочия в ходе конкурсного процесса разделят между кредиторами.

Особенности процедуры

Очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается только для тех лиц, сведения о которых включены в реестр. Закон разделяет кредиторов на две категории:

А) Текущие, не участвующие в банкротстве. К их числу относятся лица, предъявившие требования до начала процедуры или чьи требования входят в перечень обязательных платежей, даже если предъявлены после подачи заявления о несостоятельности (ФНС, ПФР). В реестр кредиторов они не включаются.

Б) Кредиторы, участвующие в банкротстве, из которых составлена очередь на удовлетворение требований (оформили заявление кредитора о включении в реестр кредиторов).

Общие принципы очередности

Перемещение в очереди кредиторов строго регламентировано законом. Основные положения здесь таковы:

  • Арбитражный суд устанавливает величину очереди и ее участников.
  • В пределах одной очереди (например, второй) требование кредитора удовлетворяется в календарной последовательности. Приоритетности внутри нет.
  • Удовлетворение обязательств производится после окончания расчетов с кредиторами вышестоящей очереди. Это норма, впрочем, имеет одно исключение. Если обязательства какого-либо кредитора обеспечены имущественным залогом, то они могут быть удовлетворены сразу после продажи. Если такие обязательства не получается удовлетворить за счет залоговых активов, то кредитору придется дожидаться четвертой очереди.
  • Если имущества окажется недостаточно, то в пределах одной очереди каждый кредитор получит сумму, пропорциональную требованиям, внесенным в реестр.

Ликвидационная комиссия через арбитражный суд может погасить требования, если:

У должника не хватило имущества для удовлетворения всех требований;

Ликвидационная комиссия не признала требований кредитора из-за решения суда, в котором ему отказано в удовлетворении;

Ликвидационная комиссия не признала требования кредитора из-за того, что последний не обратился в суд.

Как формируется очередность по текущим платежам?

Текущие платежи погашаются в первую очередь, для них не требуется заявление кредитора о включении в реестр кредиторов. Однако и здесь придется подождать. Первая очередь состоит из:

Вознаграждения конкурсного управляющего;

Судебных расходов по ведению дела о банкротстве;

Оплаты других лиц, привлеченных для проведения процедуры банкротства.

Вторая очередь включает:

Вознаграждение лиц, работавших по трудовым договорам;

Оплату труда лиц, привлекаемых к делу конкурсным управляющим.

Третья очередь включает требования, сформированные из и эксплуатационного характера.

В четвертую очередь внесены оставшиеся платежи текущего характера.

Как формируется очередь по платежам?

Очередность удовлетворения требований кредиторов сформирована следующим образом.

Первая очередь включает:

Требования тех лиц, здоровью и жизни которых нанесен вред (им должник обязан компенсировать ;

Требования о компенсации того вреда, который образовался ввиду нарушения правил безопасности при стройке и эксплуатации здания, ввиду повреждения или же разрушения объекта и т.п.

Вторая очередь содержит:

Лицам, работавшим по трудовому договору, которым полагается или вознаграждение за интеллектуальный труд.

Третья очередь содержит:

Обязательные платежи (налоги, акцизы) и отчисления во внебюджетные фонды.

Наконец, в четвертую очередь входят все остальные кредиторы.

Как формируется реестр?

Заявление кредитора о включении в реестр кредиторов может подаваться в течение двух месяцев после объявления должника банкротом. Каждое обращение должно сопровождаться подтверждающими документами, в которых отражена величина долга с пенями и штрафами. Их рассматривает конкурсный управляющий.

При желании попасть в реестр кредиторов образец заявления можно составить самому на основе в арбитраж. Рекомендуется излагать последовательно все обстоятельства возникновения задолженности. Если кредитора в реестр не включат, у него есть право обратиться в арбитраж с жалобой на действия ликвидаторов.

Список ведет реестродержатель, который выполняет, по сути, техническую работу, лишь фиксируя информацию, поступившую от управляющего. Сюда заносятся сведения о каждом кредиторе, информация о размере обязательств и основании их возникновения, а также о том, в какую очередь поставлен заявитель.

По истечении двух месяцев производится закрытие реестра кредиторов. Российское законодательство при этом не предусматривает возможности для продления этого срока, какие бы уважительные причины ни приводились.

Финальный этап

Расчеты с кредиторами производятся конкурсными управляющим на основании сформированного списка таких лиц. При поступлении средств все задолженности гасятся в строгом соответствии с очередностью.

Если деньги кредитору перевести не представляется возможным, то используется депозит того нотариуса, который находится в месте расположения кредитора. Если средства не будут востребованы в течение трех лет, они уйдут в федеральный бюджет.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2015 г. N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России"

А) Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" (зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2010 г., регистрационный N 17258);

Б) приказ Минэкономразвития России от 21 января 2011 г. N 22 "О внесении изменений в Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54" (зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2011 г., регистрационный N 20087);

В) приказ Минэкономразвития России от 19 сентября 2013 г. N 543 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2014 г., регистрационный N 31492);

Г) приказ Минэкономразвития России от 9 октября 2014 г. N 643 "О внесении изменений в Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54" (зарегистрирован в Минюсте России 27 ноября 2014 г., регистрационный N 34964).

4. Установить, что положения проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного настоящим приказом, применяются к отношениям по продаже имущества или предприятия должника на торгах в электронной форме, если сообщение о продаже имущества или предприятия должника опубликовано в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных о несостоятельности, после даты вступления в силу настоящего приказа.

Порядок
проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - торги).

1.2. Торги проводятся в соответствии с от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3753, 3754; N 41, ст. 4845; N 48, ст. 5814; N 49, ст. 6078, 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3582, 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, 7024, 7040, 7061, 7068; N 50, ст. 7351, 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 43, ст. 5787; N 53, ст. 7607, 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, 6979, 6984; 2014, N 11, ст. 1095, 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, 35; N 27, ст. 3945, 3958, 3967, 3977; N 29, ст. 4355, 4362) (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве), с учетом требований, предусмотренных настоящим Порядком.

1.4. При проведении торгов с использованием закрытой формы представления предложений о цене выполнение функций организатора торгов и оператора электронной площадки, на которой проводятся торги, одним лицом не допускается.

В случае выполнения функций организатора торгов и оператора электронной площадки, на которой проводятся торги, одним лицом, оператор электронной площадки должен быть зарегистрирован на этой площадке в качестве организатора торгов и иметь рабочий раздел на этой площадке ("личный кабинет"). При этом положения настоящего Порядка, касающиеся представления заявки, документов и сведений для регистрации организатора торгов на электронной площадке, не применяются.

1.5. Сообщения и документы, подлежащие направлению в соответствии с настоящим Порядком оператором электронной площадки организатору торгов, заявителю на участие в торгах или участнику торгов, подлежат размещению в рабочем разделе на электронной площадке ("личном кабинете") организатора торгов, заявителя на участие в торгах или участника торгов, а сообщения и документы, подлежащие направлению оператору электронной площадки организатором торгов, заявителем на участие в торгах или участником торгов, отправляются из рабочего раздела на электронной площадке ("личного кабинета") организатора торгов, заявителя на участие в торгах или участника торгов.

Если иное не предусмотрено настоящим Порядком, сроком получения сообщений и документов организатором торгов, заявителем на участие в торгах или участником торгов от оператора электронной площадки считается срок поступления сообщений и документов в рабочий раздел на электронной площадке ("личный кабинет") организатора торгов, заявителя на участие в торгах или участника торгов, а сроком получения сообщений и документов оператором электронной площадки от организатора торгов, заявителя на участие в торгах или участника торгов считается срок отправления таких сообщений и документов из рабочего раздела на электронной площадке ("личного кабинета") организатора торгов, заявителя на участие в торгах или участника торгов.

Обмен информацией, связанной с регистрацией на электронной площадке, представлением и рассмотрением заявок на проведение торгов, иной информацией, связанной с проведением или подведением результатов торгов, осуществляется с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - программно-аппаратные средства сайта).

2.1. Для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке проводится без взимания платы.

2.2. Для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо (далее - заявитель на регистрацию на электронной площадке) с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением следующих документов и сведений:

А) выписки или копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), выданной не ранее чем за тридцать дней до даты представления заявления на регистрацию;

Б) копий учредительных документов (для юридических лиц), копий документов, удостоверяющих личность (для физических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке или представителями заявителей, в том числе руководителями юридических лиц, являющихся заявителями на регистрацию на электронной площадке);

Г) сведений об основном государственном регистрационном номере (для юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями), сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);




Top