Закон о туризме. Первые «трещины» нового закона о туризме. Что происходит с туристической отраслью в России

В скором времени вступит в силу новый закон для турфирм 2017 года , который создан для того, чтобы провести реформацию туристической отрасли. Специалисты утверждают, что такой подход позволит значительно увеличить степень доверия к туристическим фирмам и сделают их доходы более “прозрачными”.

Сейчас уже практически готова новая законодательная база, поэтому турфирмы должны начинать привыкать к тому, что им придется работать в совершенно других условиях. Если они не сумеют быстро адаптироваться к внедряемым новшествам, на их существовании можно ставить крест. Давайте же разберемся с основными инновациями в сфере этого бизнеса, которые ждут нас в 2017 году.

Нововведения в турбизнесе с 2017 года

Еще два года назад, а именно в 2015 году Владимир Путин подписал ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность”. Главной целью такой инициативы было устранение фирм-однодневок, которые не влияли на наполняемость бюджета страны.

Власти уверены, что подписание этого закона приведет к повышению ответственности среди участников туристического бизнеса, а также позволит многим выйти из “тени”. Туристы без труда смогут отследить наличие фирмы в реестре и выбрать для себя подходящую компанию, предлагающую лучшие .

После того, как в марте 2016 года был подписан закон, касающийся объединения “Турпомощь” был создан особый реестр. Кроме того, фонд “Турпомощи” также претерпел некоторые изменения. Теперь вместо одного “компенсационного фонда”, туроператорам придется вносить средства в два: резервный и фонд персональной ответственности, причем, согласно новому закону изменились основные взносы в резервный фонд:

  • 50 тысяч рублей для тех туроператоров, которые имеют не больше 10 тысяч туристов в год в сфере выездного туризма. При этом, необходимо, чтобы общая стоимость турпродукта в этой области за прошлый год не превышала 40 млн. рублей.
  • 100 тысяч рублей для тех туроператоров, которые имеют не больше чем 100 тысяч туристов в год в сфере выездного туризма.
  • 300 тысяч рублей для туропераротов, которые имеют больше чем 100 тысяч туристов в год в сфере выездного туризма, но не больше чем 500 тысяч включительно.
  • 500 тысяч рублей для тех туроператоров, количество туристов у которых превышает 500 тысяч человек в год в сфере выездного туризма.

С 1 января 2017 года участие в реестре “Турпомощи” будет обязательным. Как заявил руководитель этой организации Александр Осауленко, если до установленной даты турфирмы не вступят в “Турпомощь”, а также не предоставят всю необходимую информацию о себе, они просто не смогут функционировать и продавать путевки туристам.

Кроме того, Осауленко отметил, что фирму могут исключить из реестра, если она подаст письменное прошение об этом в адрес “Турпомощи”. Также стоит уточнить, что новый законодательный акт не оставил без внимания и турагентства. Теперь агентством, по сути, может являться лишь реализатор путевок, который работает за определенную комиссию от туристического оператора и выступает от его имени и по предварительному поручению.

Это уточнение крайне важно для турбизнеса России, ведь до недавних пор здесь функционировало более 40 тысяч агентств, при этом деятельность этих организаций никоим образом не контролировалась. Такая вседозволенность привела к тому, что начали появляться компании-мошенники, прекращающие свою работу сразу после получения предоплаты от клиента.

Новый закон, прежде всего, коснется фирм, работающих на продажу путевок за границу. Но учитывая тот факт, что в последнее годы увеличился поток туристов на , закон следует слегка доработать, чтобы защита распространилась и на туристов, предпочитающих отдыхать в пределах родины.

Законодательные “пробелы”

В то время как чиновники в кулуарах рассуждают о достоинствах нового закона, до сих пор непонятны некоторые моменты в нем:

  • Закон никак не регламентирует деятельность фирм, которые заключили договора сразу с несколькими туроператорами.
  • Исходя из положений закона, агентство в некоторых случаях должно перечислить предоплату туроператору. Однако депозиты не возможны в тех организациях, которые работаю за 10-15% комиссии от сделки. Такая позиция приведет к тому, что рынок туризма ослабнет и многие фирмы разорятся. Уже сейчас понятно, что большинство турагентств “лопнет” в 2017 году, правда, точное их количество неизвестно.
  • Обязательная регистрация в едином реестре вызвала ряд разногласий. Вся соль в том, что регистрационные списки должны проверяться общероссийским органом исполнительной власти. Но на данный момент никто из них не взял на себя подобную ответственность за релевантность информации. Даже при возникновении каких-либо ошибок, предприниматель или покупатель не будут знать, кому предъявлять претензии. Даже у “Турпомощи” нет подобных полномочий, потому что она является лишь авторитетным объединением.
  • На данный момент нет четко прописанных критериев, по которым бы туристическая фирма имела законное право функционировать. Пока установлено единственное требование — договор с туроператором, но как показывает практика, это далеко не все!

Впрочем, наши власти в скором времени однозначно проведут доработки и все имеющиеся коллизии устранятся.

C 1 января 2017 года вступит в силу измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время продолжается совершенствование нормативной базы, определяющей особенности осуществления туристской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Пензенской области сообщает, что с1 января 2017 года вступит в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии с измененной статьей 4.1 Закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение ответственности туроператора).

Также Законом предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (статья 11.6 Закона). Если указанный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), то финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения - туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.

Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).

Основанием для возмещения является факт причинения туристу ущерба, в случае не выполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта.

Новой редакцией статьи 4.1 Закона предусмотрен ряд обязанностей туроператора в случае невозможности исполнения им всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

Так, туроператор обязан:

а) прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами,
реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором;

б) направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации
туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора;

в) разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.

Также Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Следует учесть, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов.

Обращаем внимание, что к новеллам Закона относятся положения в соответствии с которыми определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком в форме электронного документа (статья 10 Закона). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».

В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. К таковым отнесены:

а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений;

б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному
заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по
догов ору о реализации туристского продукта;

в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в
порядке и сроки, установленные Правилами.

При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма формируется Ассоциацией «Турпомощь» для каждой компании отдельно за счёт ежего-дного взноса туроператора - 1% от общей цены выездного турпридукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тыс. рублей. Если необходимость выплат наступит до формирования максимального размера фонда, то возмещению подлежит разница между суммой реального ущерба и суммой, полученной туристом по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или по банковской гарантии.


Вчера Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Он обсуждался почти два года и получил условное название закона об усилении ответственности туроператоров.

В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, это потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки.
Цель нынешних изменений - совершенствование законодательства в части правового регулирования выездного туризма, усиление ответственности участников рынка и повышение уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. Предполагалось, что закон вступит в силу уже к летнему сезону 2016-го года. Однако турбизнесу удалось перенести этот срок и синхронизировать начало действия закона с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс.
На освобождении резервного и персонального фонда «Турпомощи» от налогов, а главное, на одновременном принятии налогового законопроекта вместе с поправками в отраслевой закон с самого начала настаивал Российский союз туриндустрии.
По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, очень важно, что оба закона вступят в силу одновременно. Это избавит турбизнес от необоснованных трат, так как нельзя облагать налогами средства, выделяемые компаниями в интересах потребителей. К тому же перенос даты вступления закона в силу на 1 января 2017 года позволит бизнесу адаптироваться к довольно серьезным изменениям в работе.

Финальный текст проекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» пока еще не обнародован. Однако уже сейчас можно назвать основные изменения, которые ждут отрасль:

- Фингарантии для туроператоров сохраняются . Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.

- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта — когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.

- Взносы в «Турпомощь» отныне будут дифференцированными в зависимости от масштабов бизнеса компании. Минимальный взнос составит 50 тысяч рублей, максимальный — 500 тысяч рублей.

- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств , а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.

- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта . В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.

Серьезным достижением нового закона Юрий Барзыкин называет нормы, направленные на конкретизацию полномочий в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях, а также определение прав муниципальных образований. Эта тема также уже очень давно обсуждается в туризме. Разграничение и конкретизация этих полномочий, будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, социально-экономическому развитию регионов.

По оценкам экспертов, данных корреспондентам отраслевых СМИ, промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности.

30 марта приглашаем на семинар: Изменения Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в РФ»: новые правовые обязанности и последствия для турфирм

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработ...

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для «Турпомощи», в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» , сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи» . Вместо одного «компенсационного» , туроператоры будут вносить средства в два – резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд: « 50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей; 100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части; 300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно; 500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов. »

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента» . Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором» . Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

- Фингарантии для туроператоров сохраняются. Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.

- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта - когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.

- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств, а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.

- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта. В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.




Top