Заявление в налоговую при ликвидации организации. Как узнать о ликвидации ооо

02 Сен 2010 14:47

Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи об исключении его из ЕГРЮЛ , - с этого момента юридическое лицо перестает существовать.

Исключение возможно при ликвидации юридического лица (в соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам) либо при наличии признаков недействующего юридического лица .

Регламентируется ГК РФ, ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Исключение юридического лица из единого государственного реестра может быть как добровольным, так и принудительным. Учредители юридического лица в добровольном порядке в любое время могут принять решение о его ликвидации, в связи с чем обратиться в регистрирующий орган об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из единого реестра может быть осуществлено только по решению суда, а также на основании решения регистрирующего органа при наличии признаков недействующего юридического лица. Также принудительное исключение происходит в случаях прекращения унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества, учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества, унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса РФ. Особым случаем ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом).

В любом случае процедура ликвидации и исключения юридического лица из ЕГРЮЛ длительная и включает в себя: принятие решения о ликвидации юридического лица, формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора; публикацию сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса; осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса; государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.

Исключению юридического лица из единого реестра юридических лиц посвящена гл. 7 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Кроме того, в своем письме от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц" Федеральной налоговой службой даны рекомендации для территориальных органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, по вопросам государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц, в том числе и в отношении отдельных видов ликвидации (по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; на основании требования органа государственной власти либо вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом)).

Данные рекомендации направлены на совершенствование процедуры регистрации, соответствие ее требованиям ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", но предназначены исключительно для использования налоговыми регистрирующими органами при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц. Однако ничто не мешает изучить данные рекомендации для лучшего понимания процесса ликвидации юридического лица, порядка предоставления необходимых сведений в регистрирующий орган для своевременного получения документа о последней записи в Едином государственном реестре юридических лиц.

В приложении к письму Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439 рассматриваются случаи ликвидации юридических лиц:

По решению учредителей юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

На основании требования органа государственной власти;

Вследствие признания его несостоятельным (банкротом);

На основании требования регистрирующего органа при признании судом записи о создании юридического лица недействительной;

Иные случаи ликвидации юридических лиц.

Для процедуры исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц предусмотрены следующие формы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439:

- "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма N Р16001);

- "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" (форма N Р15001);

- "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)" (форма N Р15002);

- "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица" (форма N Р15003);

- "Заявление о государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса" (форма N Р16002);

- "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица" (форма N Р16003).

Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" определяется порядок заполнения таких заявлений и уведомлений.

Внесение сведений в ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности юридическим лицом (добровольный порядок)

В случае принятия учредителями (участникам) юридического лица (либо иным органом юридического лица, уполномоченным на основании учредительных документов) решения о прекращении деятельности юридического лица (в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано) в регистрирующий орган направляется уведомление о принятом решении. Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", при этом расписка в получении уведомления не оформляется.

Заявителем - лицом, уполномоченным подписывать уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, в этом случае является учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации. По рекомендациям, данным регистрирующим органом, в случае представления уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, удостоверенного подписью неуполномоченного лица, запись в Единый государственный реестр юридических лиц не вносится, о чем уведомляется учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.

В соответствии со ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Нарушение вышеуказанного срока влечет привлечение учредителей юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

По получении уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, - с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица (а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации). Одновременно заявителю (юридическому лицу) выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (по форме N Р50003), а также выписка из ЕГРЮЛ (в которой отражены последние внесенные изменения сведений о юридическом лице - что оно находится в процессе ликвидации).

Также учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, согласно ст. 62 ГК РФ, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством РФ. Право действовать от имени юридического лица с момента назначения ликвидационной комиссии переходит именно к ней в соответствии со ст. 62 ГК РФ к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. После принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по утвержденной форме N Р15002 (при этом расписка также не оформляется).

На основании указанного уведомления регистрирующим органом вносится запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. При этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора должна содержать сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) - сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) должны быть указаны в разделе ЕГРЮЛ, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, причем указываются должность "ликвидатор" или "председатель ликвидационной комиссии", их Ф.И.О., а также иные сведения, содержащиеся в приложении "А" к форме уведомления N Р15002.

Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 63 ГК РФ помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в настоящее время это журнал "Вестник государственной регистрации", в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц), публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Данные такой публикации содержат следующую информацию: полное наименование юридического лица; место нахождения юридического лица; наименование органа, принявшего решение о ликвидации; ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией.

Кредиторы юридического лица в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

Сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

Перечень предъявленных кредиторами требований;

Результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс (так как официальных требований к оформлению промежуточного ликвидационного баланса нет) составляется в простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками). После этого ликвидационной комиссией или ликвидатором в регистрирующий орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 и прилагается сам промежуточный ликвидационный баланс (при этом расписка в получении документов не оформляется). При получении указанного уведомления регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ. Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ, выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Для внесения записи регистрирующим органом об исключении ликвидируемого юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21 Закона о регистрации в регистрирующий орган направляются следующие документы:

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Форма заявления о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212, форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

Ликвидационный баланс;

Документ об уплате государственной пошлины;

Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Таким образом, до подачи юридическим лицом заявления в регистрирующий орган вся процедура ликвидации должна быть завершена, соблюдены требования законодательства по ликвидации юридического лица, в том числе уведомлены все кредиторы, составлен и утвержден промежуточный ликвидационный баланс и т.д.

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс - согласно ст. 22 Закона о регистрации ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Необходимо отметить, что при принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, утвержденной Постановлением N 439, представляется в регистрирующий (налоговый) орган ликвидационной комиссией или ликвидатором, вместе с ним направляются ликвидационный баланс (окончательный), платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер госпошлины составляет 800 рублей (20% размера госпошлины, взимаемой при регистрации юридического лица). В заявлении по форме N Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

Одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, является ликвидационный баланс. Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Но в любом случае в нем должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

Заявление по установленной форме, подписанное и направляемое от имени юридического лица ликвидационной комиссией или ликвидатором, представляется в регистрирующий орган, который на основании полученных документов вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Юридическому лицу выдается (направляется) свидетельство по форме N Р15001 и выписка из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

При этом при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусмотрены следующие случаи отказа регистрирующей службы:

Если юридическим лицом подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (до истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица), то регистрирующий орган в целях недопущения таких нарушений принимает решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (непредставление заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией) - документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока;

В случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе подтверждающих завершение всех расчетов с кредиторами (ликвидационный баланс), и при наличии в то же время в регистрирующем органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам) либо при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, п. 1 ст. 226 Закона N 127-ФЗ.

Исключение из ЕГРЮЛ (принудительный порядок)

Принудительное исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц производится регистрирующим органом на основании решения суда, на основании решения регистрирующего органа при наличии признаков недействующего юридического лица.

Решение суда (арбитражного суда - в отношении коммерческих организаций и суда общей юрисдикции - в отношении организаций некоммерческих) о ликвидации юридического лица может быть принято при направлении в суд требования соответствующего органа государственной власти (это может быть налоговая инспекция, прокуратура, антимонопольный орган и т.д.). Так, в соответствии со ст. 25 Закона о регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

По инициативе Банка России может быть принято решение о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Таким образом, принудительно юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда и в случае банкротства юридического лица (хотя объявление банкротом и ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (на основании заявления конкурсных кредиторов, уполномоченных органов), так и добровольными (по решению самого должника)).

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при принудительной ликвидации такой же, как и при добровольной. В регистрирующий орган направляется уведомление, после завершения процесса ликвидации в соответствии со ст. 22 Закона о регистрации представляются документы для внесения в единый государственный реестр записи о завершении процесса ликвидации и исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Несмотря на то что принудительная ликвидация совершается на основании решения судебного органа, уведомление в регистрирующий орган о предстоящей ликвидации должны направлять учредители юридического лица (либо уполномоченный на то орган) после принятия ими решения о ликвидации. В дальнейшем право выступать от имени юридического лица переходит к ликвидационной комиссии (ликвидатору), назначенной учредителями, конкурсному управляющему - при принятии судом решения о признании юридического лица банкротом (судом может быть возложена обязанность по ликвидации юридического лица на одного из учредителей). Так как сведения о ликвидационной комиссии (конкурсном управляющем) передаются в регистрирующий орган путем направления уведомления, эти сведения вносятся регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц в графы, где указывается руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности. После получения регистрирующим органом сообщения о завершении процесса ликвидации и внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц соответствующее свидетельство регистрирующий орган направляет именно тем лицам, которые подавали заявление, - ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему).

Особым случаем принудительного исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является исключение из реестра фактически недействующего юридического лица самим регистрирующим органом. Такие полномочия регистрирующего органа определены в ст. 22.1 Закона о регистрации.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указывает на особенности применения указанной статьи. Президиум ВАС РФ разъясняет, что при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

В соответствии со ст. 22.1 ФЗ "О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при одновременном наличии признаков прекращения деятельности, перечисленных в данной статье: если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-09/591@.

В случае непоступления в течение трех месяцев со дня опубликования регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица заявлений от самого юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в срок не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Федеральной налоговой службой обращено внимание на следующий интересный момент: "В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" незарегистрированные выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", то есть до 22 апреля 1996 г., должны быть зарегистрированы.

Порядок регистрации выпуска акций и отчетов об итоговых выпусках акций определен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. N 03-30пс "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".

Для подачи документов на регистрацию акционерное общество должно обратиться в Федеральную службу по финансовым рынкам или ее территориальное отделение.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, акционерные общества, не представившие в срок, указанный в абзаце втором ч. 1 ст. 1 Закона N 174-ФЗ, документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

На основании изложенного, регистрирующие (налоговые) органы осуществляют мероприятия по ликвидации акционерных обществ в соответствии со ст. 2 Закона N 174-ФЗ в случае наличия у них информации из Федеральной службы по финансовым рынкам или ее территориальных отделений об отсутствии государственной регистрации выпусков акций.

Необходимо отметить, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Решение суда о ликвидации юридического лица является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица (письмо ИФНС РФ от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц").

В своем решении суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей). В этом случае при получении судебного решения регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи, соответствующие форме N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", и форме N Р15002 "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора". Сведения о лицах (органе), на которые судом возложена обязанность по ликвидации, берутся регистрирующим органом из судебного решения.

В целях предотвращения государственной регистрации юридических лиц, учредителями которых могут являться находящиеся в стадии ликвидации по решению арбитражного суда юридические лица, регистрирующими (налоговыми) органами на основании указанного решения суда осуществляется внесение записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица без направления уведомления по форме N Р15001. Все соответствующие свидетельства о внесении регистрирующим органом записей в ЕГРЮЛ (по форме N Р50003) направляются регистрирующим органом после внесения соответствующей записи по адресу (месту нахождения) ликвидируемого юридического лица.

В случае ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) при поступлении решения об открытии конкурсного производства регистрирующий орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации. При этом соответствующее свидетельство вместе с выпиской из ЕГРЮЛ направляется конкурсному управляющему (так как при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение, после получения которого регистрирующим органом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц).

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, на основании чего регистрирующий орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией возможно принятие учредителями юридического лица (судом по требованию заинтересованных юридических лиц) решения об отмене ликвидации юридического лица. В этом случае (в соответствии с рекомендациями ФНС - письмо от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц"):

При принятия такого решения учредителями юридического лица после того, как уже были представлены уведомления по формам N Р15001, N Р15002, N Р15003, в регистрирующий орган необходимо представить: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001); заверенную копию решения об отмене решения о ликвидации юридического лица;

В случае принятия судом решения об отмене ликвидации юридического лица регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ только на основании решения суда.

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией юридическое лицо считается действующим.

При ликвидации ООО вы не сможете обойтись без кипы различных документов. Одну часть нужно предоставить в налоговую, другую – в фонды, третью – нотариусу для заверения подписей. Какие документы при ликвидации ООО в 2017 году вы должны подготовить?

Пакет документов для налоговой

Одним из внутренних документов является приказ о ликвидации. Он никуда не подается и служит скорее основанием для увольнения персонала и урегулирования процесса остановки производства. Уведомления и сами приказы на увольнение – тоже часть внутреннего учета, касаемого ликвидационного процесса. Для налоговой эти бумаги не имеют значения, если только к вам не нагрянет выездная проверка (ст. 89 НК РФ).

Для визита в налоговую вам будет необходимо подготовить целый пакет документов. В перечень войдут:

Сроки подачи в первый раз – вместе с протоколом и не позднее 3 дней с момента заседания учредителей (п. 1 ст. 62 ГК РФ). В нем отражается решение о закрытии компании, а также даются сведения о председателе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) и сведения о заявителе. Заявителем выступает сам ликвидатор или председатель ЛК. Повторно заявление по форме Р15001 подается при составлении промежуточного ликвидационного баланса, то есть спустя около 2 месяцев с момента подачи первого. В обоих случаях заявление заверяется у нотариуса.

Сроки подачи уведомления Р15001 в первый раз – вместе с протоколом о ликвидации и не позднее 3 дней с момента заседания учредителей.

Его подают после расчетов со всеми кредиторами, заверяют у нотариуса.

4. Окончательный ликвидационный баланс.

Его утверждают учредители ООО. Подается вместе с заявлением на регистрацию ликвидации.

5. Документ из ПФР, подтверждающий факт подачи вами сведений об уволенных сотрудниках. Сведения подают в течение 1 месяца со дня составления промежуточного ликвидационного баланса.

6. Квитанция об оплате госпошлины размером в 800 рублей.

Весь список документов указан в хронологическом порядке. Всего в налоговую вы обращаетесь 3 раза, если не допускаете ошибок. Столько же раз в ответ получаете расписки и листы записи в ЕГРЮЛ.

Документы для нотариуса

Закон обязывает заверять у нотариуса заявления по формам Р15001 и Р16001 , которые потом вы подаете в налоговую для регистрации (п. 1.2. ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ). Подготовка бумаг должна начаться заблаговременно, так как на подачу самих заявлений вам отводится всего несколько дней.

Чтобы нотариус заверил подпись заявителя, потребуются следующие документы:

  • Устав ООО и протокол с утверждением его последней редакции.
  • Прокол с решением ликвидировать общество и с данными о создании ликвидационной комиссии.
  • ОГРН, ИНН.
  • Решение о создании ООО.
  • Паспорта членов ликвидационной комиссии.
  • Свежая выписка из ЕГРЮЛ (по ней вы заполняете заявления).
  • Решение о назначении руководителя ООО.
  • Сами заявления, требующие удостоверения.

Вы не можете обратиться к нотариусу сразу со всеми заявлениями, поскольку их формирование подчинено общему порядку, требующему выполнения промежуточных процедур. Если кто-то из членов ликвидационной комиссии или стороннее лицо выступает вместо уполномоченного на то человека, то вам еще потребуется составить и заверить у нотариуса доверенность.

Документы для публикации в СМИ

Одним из этапов ликвидации ООО является публикация новости о предстоящем закрытии в СМИ, а именно в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Для его осуществления вам также потребуются:

  • Бланк-заявка в 2 экземплярах. Подписывает ликвидатор (председатель ЛК).
  • Сопроводительное письмо в 2 экземплярах. Подписывает ликвидатор (председатель ЛК).
  • Копия протокола с решением о ликвидации и созданием ЛК. Заверяет заявитель.
  • Копия листа записи ЕГРЮЛ (выдается после подачи первого заявления Р15001 спустя 5 рабочих дней). Заверяет заявитель.
  • Платежные документы: платежное поручение с отметкой исполняющего банка, квитанция банка, приходный ордер и оригинал чека.
  • Доверенность, если заявитель действует на ее основании.
  • Выписка из ЕГРЮЛ сроком не больше 2 недель. Она требуется только в том случае, когда на копиях документов нет печати ООО.

Будьте внимательны к заполняемым документам – они должны соответствовать действительности и законодательству. На выдвижение требований кредиторам необходимо отвести не менее 2 месяцев.

Кроме перечисленных документов, вам следует представить отчетность в ПФР и ФСС (до заявления по форме Р16001), статистическую и бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации – все то, что вы сдавали, пока общество функционировало. Изменяется при этом лишь рассматриваемый период: для большинства отчетностей он заканчивается в момент, когда компания закрывается.

К ликвидации ООО стоит готовиться заблаговременно, обозначив необходимый перечень документов и инстанций, которые придется посетить. В заполнении бумаг не допускайте ошибок – это одна из основных причин отказа в закрытии компании, из-за которой приходится повторно совершать одни и те же действия.

Порядок ликвидации юридического лица может отличаться. Это зависит от конкретной ситуации, когда ликвидация может быть добровольной, принудительной или связанной с банкротством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основной причиной для ликвидации компании является то, что она перестала приносить доход и дальнейшее ее существование становится нецелесообразным.

Ликвидация организации также осуществляется при достижении цели или истечении срока, на который создавалась организация.

Законодательство

Выделяют следующие законы, которые регулируют юридических лиц:

  • ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года;
  • «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года;
  • ФЗ № 41 «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года;
  • ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года;
  • «О банкротстве».

Все эти федеральные законы отвечают за регулирование определенных вопросов, касающихся ликвидации организации в зависимости от выбранной для нее организационно-правовой формы.

Этапы

Выделяют ряд этапов, которые необходимо пройти в случае с ликвидацией компании:

  1. Принятие соответствующего решения о ликвидации компании. В данном случае проводится общее собрание, на котором назначается председатель и ликвидационная комиссия, выполняющая функции ликвидатора. Сведения о принятом решении передаются в регистрирующий орган в течение 3-х дней.
  2. . Если речь идет о ликвидации компании с долгами, важно уведомить потенциальных и известных кредиторов. Для этого необходимо поместить в «Вестнике» соответствующие данные.
  3. Уведомление для кредиторов. Это необходимо сделать еще до запуска процедуры ликвидации. Оно осуществляется в письменной форме. При этом у компании должны оставаться подтверждения, которые могут быть представлены заказными письмами с уведомлением или подписью ответственного лица.
  4. Налоговая проверка. Инспекция может провести выездную внеплановую проверку еще до передачи промежуточного ликвидационного баланса. Но если говорить о практической стороне, этот пункт осуществляется не всегда.
  5. Предоставление промежуточного баланса. Документы на утверждение промежуточного баланса на ликвидацию можно подать только через два месяца после публикации в «Вестнике».
  6. Сдача баланса и ликвидация компании. В качестве заявителя выступает ликвидатор или председатель комиссии. Именно это лицо является ответственным для предоставления необходимых документов. Также выполняется передача имеющихся документов в архив, производится уничтожение печатей и закрытие расчетных счетов.

Порядок ликвидации юридического лица

Ликвидация является прекращением юридического лица без возможности его правопреемства.

При этом его права и обязанности не переходят к другим организациям. Все правовые особенности осуществления самой процедуры закрепляются в федеральных законах, ГК РФ и некоторых других актах.

Можно выявить следующие варианты ликвидации:

  • принудительную.

Также выделяют ликвидацию, осуществляющуюся путем реорганизации.

Добровольной

В данном случае для запуска процедуры необходимо только решение учредителей или органов, которые уполномочены на данные действия учредительной документацией.

Если речь идет о ликвидации организации муниципальной или государственной, решение будет принимать собственник имущества.

В его качестве может выступать:

  • орган местного самоуправления;
  • государственный орган.

Принудительной

Если речь идет о принудительной ликвидации, решение принимается только в следующих ситуациях:

  • когда деятельность осуществляется без лицензии, если в ней есть необходимость;
  • когда осуществляется деятельность, запрещенная на законодательном уровне;
  • однократное или неоднократное, но при этом грубое нарушение действующего законодательства.

Путем реорганизации

Если ликвидация осуществляется путем реорганизации, ранее существующее юридическое лицо прекращает свое действие ().

Это может быть поглощение, слияние или преобразование.

При таком способе ликвидации неисполненные обязательства не подлежат дальнейшему исполнению, так как они погашаются.

Это связано с тем, что все обязательства переходят к правопреемнику, в результате чего подлежат исполнению наравне с собственными обязательствами.

Пошаговая инструкция

Если решение принято, важно понять, как правильно осуществляется ликвидация юридического лица, какова в 2019 году.

Важно провести все правильно, чтобы в дальнейшем не возникло проблем.

Принятие решения

Само решение о ликвидации принимается на общем собрании участников. В результате формируется ликвидационная комиссия.

Но и может назначаться лицо, которое берет на себя ответственность за всю процедуру ликвидации. Это так называемый ликвидатор.

С момента его назначения к нему переходит вся полнота полномочий по управлению компании.

Уведомление

Когда будет принято окончательное решение о ликвидации компании, в течение трех лет передается уведомление по месту расположения организации ().

Уведомление предоставляется по форме Р15001. В обязательном порядке к нему необходимо приложить решение по ликвидации.

Уведомление может предоставляться в налоговый орган не только лично, но и через своего законного представителя с доверенностью.

Также его можно направить посредством Интернета или по почте. Но важно подтвердить подпись у нотариуса.

Ликвидационная комиссия

После этого назначается ликвидатор или целая ликвидационная комиссия.

С данного момента ликвидатор не только берет на себя ответственность по управлению, но и представляет интересы юридического лица в судебных органах.

Увольнение сотрудников

Увольнение сотрудников осуществляется согласно требованиям законодательства. Оно происходит не позже, чем за 2 месяца до возможного увольнения.

Для этого каждый сотрудник получает уведомление в письменной форме в связи с прекращением деятельности организации.

Также в письменной форме уведомляется Служба занятости населения.

Расчеты

Происходит формирование активов и пассивов компании.

С данной целью:

  • предпринимаются меры в получении дебиторской задолженности;
  • выявляются кредиторы;
  • проводится подробная инвентаризация всего имущества.

Уплата налогов

Согласно законодательству, в такой организации осуществляется выездная налоговая проверка.

Как правило, налоговые службы проводят проверку в течение 2-3 месяцев.

Если выявлены недоимки по налогам, выносится решение к привлечению компании к налоговой ответственности.

Здравствуйте! Меня зовут Даша и я несколько лет занимаюсь регистрацией юридических лиц, в Профдело я – менеджер по регистрации. Я лично веду все регистрационные дела клиентов от принятия заказа и до передачи готовых документов клиентам. Основная моя специализация – ликвидация ООО. К нам часто приходят те, кто попробовал ликвидироваться самостоятельно, но по какой-то причине не довел дело до конца, или даже не начал, а получил отказ. Я расскажу вам 11 самых частых ошибок, которые совершают собственники при ликвидации компаний.

Первая и самая важная ошибка - безответственный руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор

Выбирая человека на данную должность, помните, он всегда должен быть в «зоне доступа» на протяжении всего срока ликвидации. Так как именно он будет являться заявителем и ответственным лицом вместо генерального директора. К этому выбору следует подойти с особой ответственностью. Выбрав недобросовестного руководителя ликвидационной комиссии (далее – ликвидатор) вы подвергаетесь большому риску «зависания процесса ликвидации», и придется менять ликвидатора, а это дополнительные денежные траты и проволочки по времени.

В нашей практике была компания, в которой недобросовестный ликвидатор просто исчез слово «ёжик в тумане» вследствие чего пришлось искать нового ликвидатора и переоформлять назначение. Это повлекло за собой колоссальную потерю времени и соответственно дополнительные расходы, которые влетают в «копеечку».

Также многие полагают, что ответственным лицом за ликвидацию общества в обязательном порядке является генеральный директор, либо один из участников общества. На самом деле назначить ответственным лицом за ликвидацию можно любое иное лицо, даже не имеющее никакого отношения к обществу.

Вторая и очень распространенная - несвоевременная подача уведомления

На первом этапе ликвидации, когда принято соответствующее решение, важно помнить, что уведомление о ликвидации должно быть подано в регистрирующий орган в течении трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации.

Если просрочить трехдневный срок подачи уведомления о начале процедуры ликвидации, то налоговый орган выставит штраф в размере 5000 руб. за несвоевременную подачу уведомления.

Простой пример, который наглядно покажет, как легко можно не успеть подать уведомление: решение о ликвидации было принято 01.11.2016 г., к нотариусу по каким-то причинам попали 03.11.2016 г., а уведомление в регистрирующий орган было подано 05.11.2016 г., хотя крайний срок подачи был 04.11.2016г.

Третья - некорректное заполнения заявки на публикацию в «Вестнике»

Если вы ошибочно укажете не те данные при заполнении заявки и отправите ее на проверку и дальнейшую публикацию, то сообщение с недостоверной информацией будет является недействительным. Это приведет к необходимости повторного заполнения заявки, платы за публикацию и конечно же потере времени.

После того, как успешно прошел первый этап ликвидации необходимо подавать заявку на публикацию в журнал «Вестник государственной регистрации».

На этом этапе нужно уделить пристальное внимание заполнению заявки. Во избежание допущения ошибок уделите свое внимание заполняемым полям, например обратите внимания на поле «решение принято» - в нем нужно дословно указать каким именно высшим органом было принято решение о ликвидации, в точности как в вашем протоколе или решении участников.

Четвертая - подача документов раньше выхода публикации в «Вестнике»

Еще одна ошибка которую можно допустить на этапе Вестника – подать документы на следующий этап ликвидации (утверждение промежуточного ликвидационного баланса) раньше, чем пройдет 2 месяца с момента выхода публикации.

Во избежание данной ошибки вам необходимо будет выдержать двухмесячный срок публикации, после чего спокойно подавать документы об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Пятая - невыполнение обязательств перед кредиторами

В случае если вы будете уклоняться от своих обязательств, ваши кредиторы могут подать на вас иск в суд. При таком варианте развития событий, суд может приостановить процедуру ликвидации . В свою очередь вы потеряете время, а также понесете дополнительные расходы, связанные с судебными разбирательствами.

Когда вы приняли решение о ликвидации в обязательном порядке возникает обязанность по расчету со всеми имеющимися у вас кредиторами.

Шестая - неверно составленные промежуточный и ликвидационный балансы

Если в вашем утверждённом промежуточном ликвидационном балансе (ПЛБ) или окончательном ликвидационном балансе (ЛБ) будут расхождения по датам или кодам ОКПО, ОКОПФ, ОКФС, налоговый орган выдаст отказ, в такой ситуации вы потеряете время и понесете материальные убытки на повторное заверение формы.

На этапе заполнения промежуточного ликвидационного баланса следует обратить свое внимание на заполнение самого бланка ПЛБ. Даты составления баланса должны быть идентичны дате принятия решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, все коды должны также совпадать.

Немного о самом ликвидационном балансе. Как и в предшествующим этапе стоит уделить внимание правильному оформлению и соблюсти постановку дат, а также достоверность вносимых кодов ОКПО, ОКОПФ, ОКФС. Самое главное: к данному моменту на балансе общества уже не должны быть отражены какие-либо активы и обязательства, кроме уставного капитала и денежных средств, причитающегося к выплате участника. Если в балансе будут отражаться иные активы или обязательства, то такую компанию не ликвидируют .

Седьмая - неуплата налогов или непредоставление отчетности

Невыполнение требований государственных органов по уплате налогов, штрафов, пеней, взносов, не предоставление отчетности, влечет тяжкие последствия. Компанию с долгами не ликвидируют до тех пор, пока все задолженности не будут погашены. Если не соблюсти эти требования, то вы не сможете получить справки, которые рекомендуется прикладывать к пакету документов на последний этап ликвидации - утверждение ликвидационного баланса.

Я не рекомендую подавать документы в регистрирующий орган без данных справок, во избежание отказа в регистрационном органе. Перед тем, как подавать документы на последний этап – ликвидационный баланс - важно получить справки из налогового органа об отсутствии задолженности, а также справку из пенсионного фонда об исполнении обязанностей по персонифицированному учету.

Для получения нужных справок необходимо уплатить все налоги, пени, штрафы, взносы. Сдать всю отчетность, запрашиваемую государственными органами.

Восьмая - страх выездной налоговой проверки

Многие предполагают, что выездные проверки назначают каждой первой компании, которая вступила в процедуру ликвидации.

Моя практика показывает, что это ошибочное предположение. Конечно инспекторы назначают такие выборочные проверки, но при определенных условиях. Самыми распространёнными условиями для ее назначения могут являться:

  1. Компания вела активную деятельность и были большие обороты.
  2. Имеются задолженности по уплате налогов, штрафов, пеней, отчетности.
  3. Представленные налоговые декларации за текущий и предыдущий квартал кардинально отличаются (размер налога в прошлом квартале был больше, а в текущем значительно меньше).

Если у вас нет проблем с ведением бизнеса, то вы абсолютно легко пройдете проверку, или ее вообще не назначат.

Девятая - понадеяться на исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что если «забросить» компанию, то есть шанс, что регистрирующий орган сам примет решение об исключении из ЕГРЮЛ. Порой такое неверное решение ведет к запущенному состоянию компании из которого потом очень сложно «выкарабкаться».

Есть определенные признаки, по которым рег. орган, может принять такое решение:

  • отсутствуют движения на расчетном счете или в кассе в течении 12 месяцев.
  • не сдается отчетность в государственные органы в течении 12 месяцев.

В случае если у вас было хоть одно движение по банковскому счету или вы сдавали хотя бы одну декларацию даже «нулевку» в течении 12 месяцев, ваша компания уже не берется в расчет как недействующая.

Десятая - утилизация документов после прохождения процедуры ликвидации

Итоговая, и немаловажная ошибка, которую можно допустить даже после того как процедура завершилась и можно спокойно жить дальше без оглядки назад. При возникновении каких-либо вопросов от государственных органов, в случае отсутствия у вас документов вы окажетесь в неприятном положении. Придется давать объяснения по каким причинам были уничтожены все документы, и их отсутствие может повлечь за собой проблемы или даже штрафы.

По закону, когда официальная ликвидация закончилась, вы обязаны передать все имеющиеся у вас документы (учредительные документы, отчетность) в архив, где они должны храниться еще в течение трех полных лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.

Также не забудьте после ликвидации составить акт об уничтожении печати и соответственно уничтожить саму печать.

Одиннадцатая – «нет компании - нет ответственности!»

Большинство предпринимателей склонны полагать, что после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации компании, ответственность с участников снимается «автоматом».

На самом деле даже после официальной ликвидации все участники несут субсидиарную ответственность еще в течении трех лет. Об этом стоит помнить.

Когда весь путь пройден, то можно спокойно приступить к новым свершениям и делам, не задумываясь о возникновении проблем с ликвидируемым в недавнем времени обществом.

Компания по тем или иным причинам прекратившая свое существование обязана проинформировать об этом своих партнеров и государственные инспекционные учреждения. Наиболее удобным способом сделать это является запись в .

Общие сведения про запись о ликвидации в ЕГРЮЛ

Прекращение деятельности компании во многих случаях влечет за собой ее . А ликвидация, так же как и начало деятельности, требует государственной регистрации. Поэтому после принятия этого решения, и прохождения предписанных законом процедур, следует завершающий этап – исключение компании из реестра (ЕГРЮЛ). Особенности данного процесса:

  • остается в силе, пока в ЕГРЮЛ не будет сделана запись о ее ликвидации.
  • Официальным документом, подтверждающим этот факт, является соответствующее свидетельство.
  • лишь предоставляет сведения о ликвидации юрлица по запросу заинтересованных сторон.

Нормативное регулирование

При исключении компании из реестра ЕГРЮЛ руководствуются следующими законодательными актами:

  • Гражданским кодексом РФ.
  • Законом №129-ФЗ о правилах и .
  • Законом №127-ФЗ о банкротствах.
  • Законом №14-ФЗ об .

Виды

Есть два варианта записи об исключении из ЕГРЮЛ. Это:

  1. В добровольном порядке. Если принимают решение о ее ликвидации, они подают уведомление об этом в регистрирующий орган, после чего тот вносит в реестр запись о ликвидации. И заявителям выдается свидетельство об изменении ЕГРЮЛ.
  2. В принудительном порядке. Производится решением суда по представлению одного из органов государственной власти.

Отличия ликвидации и исключения из реестра

  • Ликвидацию юрлица , Гражданский кодекс (ст. 61) трактует как прекращение деятельности компании без правопреемства прав и обязанностей другими организациями или гражданами.
  • Исключение из ЕГРЮЛ (129-й ФЗ) – это окончательная ликвидация фирмы, после которой она перестает существовать.

И если раньше эти понятия были тождественны, то с 2017-го года законодательство было изменено. Теперь:

  • В реестр включается информация о .
  • Исключение из списков ЕГРЮЛ приравнено к одностороннему отказу от обязательств.
  • Максимальный срок между началом процедуры ликвидации и исключением из ЕГРЮЛ составляет год. Продлить его может суд.
  • Заявление об исключении подается через ФНС по установленной форме.

Как производится запись

Запись в реестре о выходе оттуда компании является завершающим этапом мероприятий по ее ликвидации, которые включают:

  • Принятие решения и информирование об этом ФНС.
  • Публикация данного решения в прессе.
  • Прекращение деятельности фирмы и .
  • Сдача всех документов в ФНС.
  • И только после этого в ЕГРЮЛ делается соответствующая запись.

Свидетельство о внесении записи о ликвидаци в ЕГРЮЛ

Алгоритм

Сам процесс записи происходит это таким образом:

  • Заявитель, которым может быть лицо, официально уполномоченное собственниками или подписывать подобные документы, подает в ФНС заявление Р15001.
  • Это надо сделать не позднее чем через 3-и дня по принятию решения.
  • После этого служащий налоговой вносит в реестр запись, что компания вошла в стадию ликвидации, о чем заявителю выдается свидетельство.
  • После этого формируется ликвидационная комиссия, и начало ее работы фиксируется в реестре. Состав комиссии и ее председатель вписываются в раздел, где должны быть данные о руководстве компании. Об этом выдается свидетельство.
  • Данные о составлении ликвидаторами промежуточного баланса так же вносятся в ЕГРЮЛ после уведомления об этом налоговой.
  • После выполнения всех предписанных законом процедур расчетов с кредиторами в реестре делается окончательная запись об исключении компании из списков.

Необходимые документы

Для этого понадобятся такие документы:

  • Оформленное заявление Р16001.
  • Подтверждение пенсионного фонда об уплате страховых взносов.
  • Квитанция (документ) подтверждающий оплату пошлины за госуслуги.

Исключение из ЕГРЮЛ с 1 сентября 2017 г. Как избежать ликвидации? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном видео:




Top