Жильцы решили установить шлагбаум. Законна ли установка шлагбаума во дворе дома

В последние годы шлагбаум, перегораживающий въезды на стоянки, на заводские территории, парковки возле торговых комплексов, во дворы стал привычной деталью городских пейзажей в Российской Федерации. Автоматические шлагбаумы надежно регулируют городские потоки машин, отсекая лишние автомобили. Без них бы во многих местах больших городов царил бы автомобильный хаос.

Для заводов, гипермаркетов установить шлагбаум не такая уж и большая проблема. Территория, куда перекрывается въезд, принадлежит им, а рядом стоит будка охранника. Но поставить шлагбаум у въезда на дворовую зону около жилых домов, задача не из легких. Решить ее можно лишь с помощью профессионала, специализирующего в области автоправа и обладающего знаниями по юридической стороне действий с объектами недвижимости.

Согласование с жильцами

Понять жильцов можно и нужно. Во дворе нередко паркуются «чужие» машины. Припаркованные сужают обзор, что чревато опасностью. В любой момент из-за машины могут выскочить дети - прямо под колеса. «Свои» автовладельцы ведут себя более-менее аккуратно, не превышают скоростной режим при движении на дворовых территориях, стараются не парковаться на зеленой зоне. Поэтому у жильцов многих дворов возникает объяснимое желание перекрыть к себе въезд и стоянку чужих машин, транзит транспорта. Однако, самостоятельно осуществить такую мечту сложно. Требуется целый ряд согласований и разрешений. Сперва, следует провести собрание жильцов и заручится поддержкой более половины дворового населения. Так же необходимо документальное оформление земельного участка (двора), как собственности жильцов. Потом - разрешение местных властей, согласование с ГИБДД и с пожарными службами.

Начнем с собрания жильцов. Казалось бы, это несложно, развесил объявления - указал место и время. Но, мало провести собрание по факту. Необходимо еще осуществить полноценное голосование, подсчет голосов и оформить все протоколом. Это может сделать только тот, кто имеет подобный опыт и знает слабые места таких документов. При любительском подходе дворовых активистов вполне может оказаться, что в голосовании принимали участие и те, кто не имел на это права. Не собственники квартир, а арендаторы, не уполномоченные выступать от лица владельцев. Кворум в начале собрания будет, но к голосованию часть людей, не заинтересованных в установке шлагбаума, могут разойтись. Подобные неточности могут впоследствии привести к тому, что само собрание и голосование будут признаны неправомочными. Собрание следует провести быстро и по существу, не затрагивая побочные, накопившиеся друг к другу у жильцов вопросы. Для этого необходимо оговорить с юристом, помощь которого желательна и в проведении самого собрания, круг тем и возможные варианты ответов, на вопросы, которые будут обсуждаться.

Участок или двор не оформлен в собственность

Если земельный участок - двор не оформлен, как собственность жильцов, проблему установки шлагбаума не решить в принципе. Распоряжаться, кому тут ездить, а кому нет, никто не имеет права. Это тоже отдельная работа для профессионала. В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме». Регистрация права общей долевой собственности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и никак иначе.

Не стоит надеяться, что проколы на начальных этапах сойдут с рук активистам. Очень часто существуют те, кого установка шлагбаума не устраивает. Ведь, если лишние машины отсекаются, то это создает их владельцам определенные неудобства. Возможно, в цокольном этаже одного из домов арендует площади туристическая фирма. Ее сотрудники привыкли парковать свои машины во дворе, к ним приезжают клиенты. Шлагбаум отсечет не только машины, но и часть клиентуры. Вот эта фирма и приложит усилия, чтобы впоследствии установка шлагбаума была признана незаконной.

Согласование с пожарной охраной

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной на первый взгляд кажется вообще невозможной. Последняя структура редко готова дать разрешение. Мотивация у них железная. Правила противопожарной безопасности требуют, чтобы спасатели имели постоянный доступ во двор на случай возникновения пожара. Как вариант, они предлагают, чтобы возле шлагбаума круглые сутки дежурил охранник - поднимал его и опускал. Такое удовольствие дорого стоит, не все автовладельцы согласятся платить круглосуточной охране зарплату или дежурить у шлагбаума по очереди. Однако, каждый отказ должен быть мотивирован. Дело в том, что легкий пластмассовый шлагбаум не может стать препятствием для тяжелой пожарной техники. Правда, доказать это в подразделении МЧС под силу лишь опытному юристу.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

Автотранспорта в городах меньше не становится, пробки, нехватка парковочных мест. Автомобилисты, стараясь сократить маршрут и объехать пробку, несмотря на штрафы (это считается административным правонарушением) сокращают расстояния через дворы, тем самым делая невозможным нормальный выезд или въезд жителей к своим подъездам. Создается опасная ситуация для пешеходов и детей, ведь во дворах есть детские площадки, дети идут в школу или садик, или попросту катаются на велосипеде или играют. А еще сотрудники соседних офисов, магазинов и бизнес центров допоздна занимают парковку около дома. Или, к примеру, если вы живете в центре, где на каждом шагу платные парковки или ненавистный знак «Остановка запрещена», так же возникает резонный вопрос: куда ставить машину?!

Терпеть такие обстоятельства невозможно, попросту опускаются руки, хоть меняй место жительства. Нужно какое-то решение! И это решение - шлагбаум.

В условиях мегаполиса и большого пятна платных парковок, установка ограждающих устройств во дворах многоквартирных домов может оказаться неплохим вариантом и одним из действенных способов решения вопроса.

А в таких делах подходить к этому нужно со всей ответственностью и не заниматься самовольной установкой шлагбаумов. К тому же незаконно установленное ограждающее устройство подлежит сносу, а деньги за установку вам никто не вернет. Учитывая, что стоимость установки шлагбаума может варьироваться в среднем от 50 до 150 тысяч рублей и даже более – согласитесь, лучше все продумать и сделать в соответствии с законом, чтобы потом не было мучительно больно за потерянные деньги, время и нервы.

И на минуточку задумайтесь о возможных страшных последствиях установки шлагбаума. Представьте такую ситуацию: приезжает скорая помощь по экстренному вызову и упирается при въезде во двор в стоящий шлагбаум, на котором висит табличка с мелким текстом номера телефона, по которому водителю скорой нужно позвонить, чтобы шлагбаум открыли. Водитель вынужден выйти из машины, отыскать номер телефона, начать звонить. А время ведь может идти на секунды. Линия диспетчерской может быть занята. А охранник может отойти. Сработает человеческий фактор. А человека уже не вернешь. Или пожар?...

Если все же установка шлагбаума для вас - единственный выход отстоять свое парковочное место и спокойный двор, мы расскажем вам о законных методах установки шлагбаумов во дворах.

Для законной установки шлагбаума нужно соблюсти два основных момента. Первый – земля должна быть в собственности жильцов. Второй – необходимо получить согласие не менее 2/3 собственников помещений в доме в рамках общего собрания.

То есть сначала нужно понять, какие границы имеет ваша придомовая территория, поскольку только именно в этих пределах земельного участка вы можете установить шлагбаум. Такие границы должны быть указаны в кадастровом паспорте. Затем необходимо провести собрание собственников помещений.

В соответствии со ст. 161 ГК РФ существует 3 способа управления многоквартирным домом:

Непосредственное управление собственниками помещений. Однако при выборе такого способа управления необходимо учесть, что он возможен лишь в случае, если количество квартир в вашем доме не превышает 30.

Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Управление управляющей организацией.

В зависимости от способа управления проводится собрание собственников помещений. Обратите внимание, что, согласно ч.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, для принятия решения об установке шлагбаума нужно заручиться поддержкой не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Далее, если согласие получено, необходимо изготовить проект размещения шлагбаума с указанием места размещения, типа, размера и внешнего вида.

Установка шлагбаумов во дворах города Москвы регулируется Постановлением Правительства Москвы от 02 июля 2013 года №428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве». В соответствии с п. 7 данного Постановления уполномоченное собственниками дома лицо направляет в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства.

Решение о согласовании установки шлагбаума либо об отказе в согласовании принимается в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов.

Отдельно нужно остановиться на обязанности жильцов при установке шлагбаума обеспечить беспрепятственный и круглосуточный проезд на придомовую территорию скорой помощи, пожарной техники, полиции и других экстренных служб. Согласно п. 12 Постановления Правительства Москвы от 02 июля 2013 года №428-ПП «собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб».

Вариантов выполнения этого требования несколько:

Установить видеокамеру с обзором подъезда к дому и шлагбаума, нанять охранника, который проживает или будет проживать в этом доме и осуществлять круглосуточный контроль за работой шлагбаума.

Поставить будку для вахтера, куда будет присоединено управление шлагбаумом.

Заключить договор с организацией по удаленному обслуживанию ограждающих устройств.

И не забывайте, что шлагбаум нужно будет обслуживать. Платить охраннику зарплату или оплачивать услуги организации по удаленному обслуживанию. То есть будут дополнительные ежемесячные расходы. Все ли жильцы смогут такие расходы нести? Также шлагбаум кто-то может сломать, и его нужно будет чинить. Все эти моменты нужно учитывать, и определиться со всеми вопросами желательно до установки шлагбаума, а не тогда, когда возникнет некое техническое или административное препятствие.

Шлагбаумы с точки зрения автомобилистов – читайте в нашей статье «Незаконный шлагбаум во дворе. Как противостоять произволу?»

Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем. Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи. Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!

Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО "ЮСБ "СПЕКТО" на сайт или напрямую в ООО "ЮСБ" СПЕКТО" www.specto.ru

Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала сайт
(Портал профессиональных юридических услуг)
Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя

Условия для установки шлагбаума в жилом дворе

1. Получение разрешения на установку из управы или другого местного органа

Выдача разрешения на установку шлагбаума в жилом дворе происходит после подачи соответствующей заявки вместе с общим решением собрания жильцов (в соответствии с законами и постановлениями об установке шлагбаумов в РФ). Форму заявления вы можете получить в нашей компании, сделав запрос по телефону.

2. Организация проезда спецтранспорта (машины скорой помощи, полиции, пожарных расчетов)

Круглосуточный доступ спецтранспорта на огороженную территорию можно организовать одним из 3х способов.

  • Через консьержа или пункт охраны
  • Через ответственного по дому
  • Через услугу «Удаленная диспетчеризация»
При отсутствии охраны, «Удаленная диспетчеризация» является самым надежным и удобным способом. Более подробно познакомиться с принципом работы и стоимостью данной услуги можно на странице «Удаленная диспетчеризация» .

Модели шлагбаумов для установки в жилые дворы

Установка шлагбаума во дворе - стоимость

1. Установка шлагбаума под ключ

Ниже приведен примерный расчет. Точная смета составляется менеджером при обращении.

При расчете указано дополнительное оборудование , которое рекомендуется использовать при установке.

2. Минимальная стоимость установки шлагбаума

Материалы и работы рассчитываемые за погонный метр.
Способ прокладки кабеля,а также длина до источника питания определяется при выезде мастера на объект.

Вопрос
Можно ставить шлагбаум над трубами?
У нас во дворе, где мы планируем установку шлагбаума, проходят трубы. Разрешена ли установка над ними. Что будет, если их начнут ремонтировать, и надо будет раскопать то место, где стоит шлагбаум?

Ответ
Как вариант - узнать точной расположение труб и ставить дальше от них. Ставить над трубами можно, никаких, запрещающих. документов на этот счет нет. конечно, в случае ремонта шлагбаум надо будет его разобрать, НО трубы меняют раз в 15-20 лет, а то и реже. В принципе. на этот момент можно вообще не обращать внимание.

Вопрос
Как лучше тянуть провод: по воздуху (через столбы) или под землей?

Ответ
В стандартных случаях принципиальной разницы нет.
Поэтому, обычно все ориентируются на цены, где будет меньше кабеля и меньше стоимость работ.

Вопрос
У нас 4 заезда во дворе. Надо ставить 4 шлагбаума? У нас большой двор между 2мя многоквартирными домами. Произвести установку сразу 4 шлагбаумов во дворе мы не можем по понятным причинам. Есть ли смысл ставить на 2 заезда?

Ответ
1. Вы можете установить шлагбаум на 2 заезда, через которые идет основной трафик (например, большой дороги). Кто-то просто не будет объезжать весь двор для поиска открытого проезда.
2. Обычно, когда шлагбаум уже установлен, жильцы, которые не приняли участие в сборе средств, начинают досдавать деньги. Через какое-то время вы наберете нужную сумму и сможете полностью закрыть двор.

Вопрос
Нужен ли во дворе гидравлический шлагбаум?
Чем принципиально отличается гидравлический шлагбаум от обычного? Мы собираемся установить шлагбаум во дворе своего дома (Москва), нужна ли нам гидравлическая модель?

Ответ
Описание гидравлического шлагбаума, а также его плюсы и минусы можно прочитать на странице ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ШЛАГБАУМЫ .
В большинстве случаев во дворах Москвы ставятся обыкновенные (электромеханические) шлагбаумы.


Москвичка Cветлана Ермакова живет во 2-м Хвостовом переулке, дом 10, корпус 12. Недавно между ее домом и соседним снесли ракушки. Территорию облагородили, а потом внезапно установили шлагбаум. Подъехать к своему подъезду ближе чем на пять метров Светлана не может. «А ведь доступ к подъезду должны иметь и машины скорой помощи и пожарной службы, да даже если мебель привезут — к крыльцу приблизиться невозможно», — говорит она.

Светлана пыталась общаться с жильцами, которые установили шлагбаум и владеют ключами от него. Разговора не получилось. Они сказали, что разрешение на установку у них есть, но документы не показали. Тогда Светлана обратилась в управу района Якиманка: «Глава управы меня внимательно выслушал, сказал, да, это неправильно. Пообещал, что проведет собрание жильцов трех домов до 4 июля, но до сих пор никакого собрания не было.

Светлана говорит, что не против шлагбаумов как таковых. Ведь она живет в центре, ездит на автомобиле и проблема с парковками ей известна. Но решение должна принимать не ограниченная группа людей, а все жильцы двора, в котором хотят поставить шлагбаум.

Руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Виктор Бирюков советует в подобных случаях сразу обращаться к участковому. «Если вы видите незаконно установленный шлагбаум, звоните участковому. Он придет, проверит, свяжется с представителями городской административно-технической инспекции (АТИ) и выяснит, законно установлено заграждение или нет. Если ничего не согласовано, шлагбаум уберут очень быстро».

Поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы

По словам Бирюкова, автомобили спецтехники не имеют права ломать заграждения или переставлять машины, мешающие проезду. Поэтому пожарные всегда ищут хозяев автомобилей, перегородивших доступ к дому. Счет в это время идет на секунды, на кону — человеческие жизни, и любые препятствия становятся не просто помехой, а причиной страшных последствий, говорит Бирюков.

Проблема незаконных ограждений столичных дворов вновь стала актуальной после того, как муниципальные депутаты предложили городским властям упростить процедуру

Блогер Илья Варламов считает, что, если мэрия и согласится на это, количество заграждений в Москве не увеличится: «Те, кто хотел ставить заборы и шлагбаумы у своих домов, они их уже поставили или ставят. С упрощением процедуры их станет больше ненамного — от силы на 10%». Варламов говорит, что ему не нравится «город заборов», но он понимает тех, чьи дома стоят у вокзалов, метро или экспоцентров. «Мой друг жил возле экспоцентра, так его соседи во дворе даже организовали дежурство, следили, чтобы чужие автомобили не парковались у них под окнами».

Да, поставить забор и шлагбаум — примитивный путь решения проблемы. Но можно ведь найти и иной вариант. Варламов предлагает, к примеру, ввести практику резидентских парковок, когда автоместа во дворе — только для жителей этого дома или района. Если жители видят «чужую» машину во дворе, вызывают эвакуатор, и он увозит ее на штрафстоянку. «К сожалению, у нас всегда идут по пути запрета: поставить забор, шлагбаум. И это очень плохо», — считает блогер.

Дмитрий Кох , руководитель проекта «Сердитый гражданин»

— Если нет протокола собрания собственников дома с более чем 50% голосов за установку шлагбаума, то шлагбаум во дворе — чистое самоуправство. Но даже если шлагбаум установлен по согласованию всех жильцов и управы, его все равно могут снести на законных основаниях.

Во-первых, законодательством не предусмотрена возможность установки подобных устройств на придомовой территории, которая не оформлена в установленном законом порядке, а в Москве далеко не все кварталы прошли процедуру межевания.

Во-вторых, согласовать проект с пожарными и ГИБДД очень сложно. Представители этих ведомств против подобных экспериментов по соображениям безопасности: в случае пожара или экстренного вызова их машины не смогут проехать к нужному подъезду. Беспрепятственный проезд можно обеспечить лишь при наличии круглосуточной охраны, а к этому жильцы в большинстве своем не готовы.

Если государственные инспекторы пожарного надзора, входящие в структуру МЧС, выявят нарушения в установке шлагбаума, то на собственников объекта (ТСЖ, УК, управа) будет наложен штраф и выдано предписание убрать незаконное ограждение.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (статья 20.4, часть 8), за ограничение доступа к домам предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении должностных лиц — 10 тыс. руб., для юридических лиц — 150 тыс. руб.




Top