Передача автономным учреждением имущества в безвозмездное пользование. Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях. Дарение между юридическими лицами

В настоящее время достаточно часто хозяйствующие субъекты оформляют договор безвозмездного пользования имуществом. С его помощью, например, юридические лица оформляют отношения, связанные с эксплуатацией материальных ценностей, подлежащих в будущем приобретению в рамках сделки купли-продажи. Рассмотрим далее, что собой представляет право безвозмездного пользования имуществом.

Общие сведения

У многих субъектов-участников рассматриваемых отношений возникает вопрос, связанный с формой и типом соглашения, посредством которого осуществляется юридическое оформление действий. На первый взгляд, сделка имеет те же признаки, что и аренда недвижимого имущества. Однако последняя предполагает оплату за предоставление материальных ценностей (ст. 606 ГК). Безвозмездное пользование недвижимым имуществом регламентируется гл. 36 ГК. Соглашение, которое оформляют участники, именуется ссудным, а участники - ссудодателем и ссудополучателем.

Суть отношений

Одна сторона обязуется предоставить на конкретный срок материальные ценности другой, а последняя, в свою очередь, обязуется вернуть вещь в том же состоянии, в котором она была получена, с учетом нормальной степени износа или в виде, определенном в соглашении. В качестве участников сделки могут выступать юрлица или граждане. Для коммерческих предприятий устанавливается ограничение на предоставление в безвозмездное пользование материальных ценностей руководителям, учредителям, членам контрольного или административного органа. Если оформляется безвозмездное пользование муниципальным имуществом, в качестве ссудодателя могут выступать:

  1. Органы управления.
  2. Бюджетные, казенные, автономные учреждения.

Предоставление объектов в последних двух случаях осуществляется при наличии письменного согласия собственника.

Нюанс

По ст. 690 ГК в качестве ссудодателя может выступать собственник объекта либо лицо, которое управомочено владельцем либо имеет соответствующее право по прямому указанию закона. Так, по такому нормативному предписанию сооружения, здания и предприятия могут выступать как объект рассматриваемой сделки. При этом в качестве ссудодателя может выступать арендатор без согласия на это арендодателя (если иное не установлено соглашением между ними). Вместе с этим последний должен получить согласие первого по ст. 615 ч. 2 ГК, если решит предоставить кому-либо объект на определенный срок без платы.

Предмет соглашения

В качестве него выступают индивидуально-определенные, непотребляемые вещи. Этим характеристикам соответствует множество объектов. В частности, к ним относят помещения, сооружения, участки. Безвозмездное пользование в этих случаях, однако, осуществляется по определенным правилам. В первую очередь, в соглашении должны четко указываться сведения, по которым можно определить конкретный объект, являющийся предметом сделки. В случае отсутствия соответствующей информации в документе условие о вещи считается несогласованным. Это, в свою очередь, делает договор безвозмездного пользования имуществом незаключенным. К примеру, при предоставлении части здания либо помещения в документе необходимо указывать номера комнат согласно техническому паспорту или оформлять приложение, содержащее план с выделенными площадями.

Договор безвозмездного пользования: образец

В ГК отсутствуют конкретные предписания, касающиеся формы документа. На практике его составление осуществляется по примеру соглашения об аренде на период более года или на любой срок, если в качестве одного из участника сделки выступает юрлицо. Федеральная регистрационная служба утвердила различные инструкции относительно порядка, в соответствии с которым ставится на учет имущество, переданное в безвозмездное пользование. Выработаны также правила, относящиеся к объектам культурного наследия, лесного фонда и пр.

В качестве одного из существенных условий соглашения выступает период, в течение которого будет осуществляться безвозмездное пользование недвижимым имуществом. Этот период может быть как неопределенным, так и конкретным. В первом случае соглашение может расторгаться в одностороннем порядке. При этом инициатор прекращения отношений обязан известить второго участника о своих намерениях за один месяц. Само соглашение может предусматривать и другой срок уведомления.

Безвозмездное пользование земельным участком либо другим объектом оформляется документом, в котором присутствуют пункты о предмете, периоде действия, сторонах сделки. В соглашении устанавливаются обязанности и ответственность участников. При аренде в документе указывается размер и порядок оплаты. В ссудном соглашении этот пункт отсутствует. В нем указывается на безвозмездное пользование земельным участком или иным объектом – ключевое условие сделки.

Ответственность

Ссудодатель отвечает за дефекты объекта, которые он по грубой неосторожности либо умыслу не оговорил во время оформления соглашения. За недостатки, о которых не знал субъект, которым осуществляется предоставление материальных ценностей, либо о которых ему было известно, но он указал на них при совершении сделки, либо которые должны быть выявлены получателем при осмотре или проверке, он ответственности не несет.

Существует еще одно важное правило, в соответствии с которым осуществляется безвозмездное пользование имуществом. Временно эксплуатируемые объекты могут затрагивать интересы третьих лиц. Ссудодатель отвечает за вред, причиненный сторонним субъектом при использовании вещи, в случае если не сможет доказать, что ущерб возник в результате грубой неосторожности или умысла получателя либо лица, у которого объект оказался с согласия последнего. Другие субъекты могут обладать правами на имущество, предоставляемое в безвозмездное пользование. Оформление соответствующего соглашения не лишает этих субъектов имевшихся у них юридических возможностей.

Важные моменты

Оформляя акт приема-передачи объекта, ссудодатель обязан предупредить получателя о третьих лицах, интересы которых затрагиваются данной сделкой. В противном случае вторая сторона может требовать расторжения соглашения и компенсации ущерба, понесенного ею. Безвозмездное пользование недвижимым имуществом не прекращается при переходе объекта в собственность другого лица. Действие соглашения сохраняется и в случае гибели ссудодателя-гражданина или ликвидации/реорганизации юрлица, от которого был получен объект. В таких ситуациях обязанности и права ссудодателя переходят к его преемникам. В случае смерти ссудодателя физлица или ликвидации организации допускается также прекращение действия соглашения.

Досрочное расторжение

Соглашение на безвозмездное пользование недвижимым имуществом может быть прекращено до истечения периода его действия ссудодателем в случаях, когда получатель:


Получатель может расторгнуть соглашение досрочно, если:

  1. Обнаружены дефекты объекта, вследствие которых его нормальная эксплуатация невозможна или обременительна при условии, что он не знал и не мог знать о них, когда осуществлялось заключение договора безвозмездного пользования имуществом.
  2. Вещь вследствие обстоятельств, за которые он ответственности не несет, оказалась в состоянии, непригодном для эксплуатации.
  3. Ссудодатель не предупредил о правах сторонних лиц на имущество при оформлении соглашения.
  4. Субъект, от которого принята вещь, не исполнил обязанности предоставить ее, принадлежности или документы, относящиеся к ней.

Особенности эксплуатации

Оформляя акт приема-передачи, ссудополучатель принимает на себя определенные обязанности. В частности, эксплуатация объекта должна осуществляться в соответствии с условиями соглашения. Если они не прописаны в документе, вещь используется согласно ее назначению. Получатель обязан поддерживать материальные ценности в исправном состоянии. Речь в том числе идет о производстве капремонта и осуществлении всех расходов на содержание вещи, если иное не установлено условиями соглашения. Все неотделимые улучшения, которые совершил получатель, выступают в качестве его собственности, если в договоре не предусматривается другое. Если они произведены без согласия ссудодателя, то расходы на них компенсации не подлежат. Иное условие может устанавливаться соглашением между сторонами.

Налогообложение

В п. 8 ст. 250 НК установлено, что безвозмездно приобретенное имущество относится к внереализационным расходам. Разъяснения по этому поводу даны президиумом ВАС в Информационном письме № 98 от 22.12.2005 г. В нем сказано, что предприятие, эксплуатируя чужой объект, получает имущественное право. Следовательно, возникает выгода. Доходы, полученные при использовании имущества, приобретенного по договору безвозмездного пользования, необходимо учитывать в расчете налога с прибыли. Затраты на содержание объекта можно включить в расходы при начислении суммы обязательного платежа в бюджет. При этом должны соблюдаться определенные условия:

Особенности оценки

Прибыль устанавливается исходя из рыночной стоимости (с учетом положений ст. 40 НК) аренды аналогичного имущества. Данное утверждение присутствует в Письме Минфина № 03-03-04/1/359 от 19.04.2006 г. В другом разъяснении плательщикам разрешалось самостоятельно устанавливать порядок, по которому будет осуществляться оценка доходов, касающихся безвозмездного приобретения имущественных прав. При этом Минфин напоминает, что схема расчета таких поступлений НК не устанавливается. Кроме этого в письме указывается, что оценка дохода аналогично порядку определения рыночной цены на услуги, продукцию, работы выступает в качестве права, а не обязанности предприятия. Тем не менее в любом случае сведения о стоимости должны подтверждаться ссудополучателем с помощью соответствующих документов либо посредством выполнения независимой оценки. Доказывать идентичность объектов достаточно проблематично. Для этого налоговым органам надлежит исследовать цену, которая сложилась на рынке аналогичных услуг при сопоставимых экономических условиях за аренду. Кроме этого должно проводиться сравнение схожих характеристик и подобных компонентов, позволяющих выполнять объекту одинаковые функции.

Получение объекта от учредителя

Согласно п. 1, подп. 11 НК, в процессе определения налоговой базы доходы в форме имущества, полученного от участника общества, владеющего более 50 % уставного капитала, не учитываются. Но в данном положении речь идет о приобретенных материальных ценностях. Оно не относится к безвозмездному пользованию имуществом. В этой связи полученная прибыль должна учитываться в расчетах. Это подтверждается и Письмом Минфина № 03-11-04/3/88.

Спецрежимы обложения

Предприятия, работающие по УСН, устанавливают доходы по положениям ст. 250 и 249 НК. В соответствии с этим на основании п. 8 ст. 250 НК у таких компаний при получении объектов в безвозмездное пользование появляется внереализационный доход. Предприятие может применять в ходе деятельности ЕНВД. В Письме Минфина № 03-11-04/3/83 сказано, что осуществлять налогообложение экономической прибыли не нужно. Это обусловливается тем, что в соответствии с п. 8 ст. 250 НК поступления от безвозмездного пользования относятся к внереализационному доходу. При этом компании, осуществляющие деятельность с применением ЕНВД, не имеют отношения к затратам по налогу с прибыли.

Порядок предоставления объектов из муниципальной (государственной) собственности

Решение о передаче имущества принимает глава исполнительной власти. Субъект, заинтересованный в получении объекта, направляет заявление в орган управления. В течение 30 дней с момента получения обращения и необходимых документов глава исполнительной структуры принимает одно из решений:

В первом случае конкурс (аукцион) проводится в соответствии с порядком, определенным в антимонопольном законодательстве. Без торгов имущество может предоставляться:

  1. В соответствии с международными соглашениями, ФЗ, определяющими другой порядок распоряжения объектами, решениями суда, актами президента страны.
  2. Госорганам, структурам территориальной власти, внебюджетным фондам, ЦБ.
  3. Муниципальным и госучреждениям, госкорпорациям, госкомпаниям.
  4. Некоммерческим объединениям, сформированным в виде союзов и ассоциаций (работодателей, работников и пр.), общественных и религиозных организаций, ТСЖ и другим при условии осуществления ими деятельности, ориентированной на решение проблем социальной сферы и развитие в РФ гражданского общества.
  5. Торгово-промышленным, нотариальным, адвокатским палатам.
  6. Субъекту, имеющему права пользования/владения сетью инженерно-технических коммуникаций, если имущество, которое передается, является ее частью, и в других случаях.

В качестве основания для составления договора выступает постановление главы исполнительного органа или заключительный протокол торгов.

Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом


Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну: Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: — органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; — унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; — казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Безвозмездное пользование

Образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.7. Для размещения объектов почтовой связи.8. Лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.9. В случае предоставления имущества в виде преференции в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.10.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Правомерны ли действия учреждения и как должен в данной ситуации поступить собственник, учитывая, что изымать животных он не собирается? Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ).Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными образовательными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120, п. 3 ст. 215 ГК РФ, ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании)).Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст.

Безвозмездная передача имущества бюджетным учреждением

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества республиканского автономного учреждения является Республика Бурятия. Передача республиканского имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду и безвозмездное пользование (далее – пользование) осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделе 7 Положения о порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия, утвержденного Постановлением N 187.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Российской Федерации; · развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; · развития физической культуры и спорта; · обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; · производства сельскохозяйственной продукции; · социального обеспечения населения; · охраны труда; · охраны здоровья граждан; · поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; · поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; · определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Проведение торгов (конкурса, аукциона) осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФАС № 67.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Приказ ФАС № 67); — закон Республики Бурятия от 01.01.2001 «О переходном периоде при изменении правового положения государственных учреждений Республики Бурятия»; — постановление Правительства Республики Бурятия «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия» (далее — Постановление № 000); — приказ Минимущества РБ «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по передаче государственного имущества Республики Бурятия, за исключением земельных участков, в аренду или безвозмездное пользование» (далее – регламент). 1.3. Методические рекомендации и регламент размещены на сайте Минимущества РБ www. mizo. / в разделе «Управление государственным имуществом» на странице «Передача государственного имущества в пользование (возмездное/ безвозмездное)». II.

Передача в безвозмездное пользование имущества находящегося в оперативном управлении

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯАД РЕСПУБЛИКЫН ЗООРИИН БА ГАЗАРАЙ ХАРИЛСААНУУДАЙ МИНИСТЕРСТВО П Р И К А З 28 декабря 2011 года № 85 г. Улан-Удэ Об утверждении методических рекомендаций по вопросам передачи республиканского имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в пользование (возмездное, безвозмездное) Во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия и в соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики, ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного контракта; ü на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); ü взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям.
При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.
Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме.

Внимание

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:т/p — при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора; — если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; — если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество; — при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы. Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет. Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него.

Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.6.

Вопрос: Между федеральным бюджетным учреждением и территориальным управлением Росимущества заключен договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения (200 кв. м). Договор заключен на неопределенный срок. Подписан акт приема - передачи.

До 1 января 2018 г. объект, полученный в безвозмездное пользование, учитывался на забалансовом счете 01. Согласно СГС "Аренда" право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды. Функции по содержанию переданного имущества на федеральное бюджетное учреждение не возложены. Право оперативного управления имуществом переоформляться не будет.

Можно ли в этом случае в 2018 г. и последующие годы продолжать учитывать имущество на счете 01 и не ставить его на балансовый счет 111.40 "Право пользования имуществом" как объект операционной аренды?

Ответ от 13.08.2018

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, в т.ч. федеральный стандарт "Аренда" , утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда"). В силу п. 2 СГС "Аренда" объекты имущества, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.

СГС "Аренда" не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС "Аренда" (до 1 января 2018 г.):

  • передающей стороной - на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", одновременно на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
  • принимающей стороной - на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):

  • наличие распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества в рамках выполнения функций (полномочий), без возложения на пользователя (арендатора) имущества обязанности по его содержанию;
  • наличие организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества.

Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 "Права пользования активами" (п. 151.1 Инструкции № 157н).

Актив, полученный учреждением в бессрочное безвозмездное пользование, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды на льготных условиях (пп. 12 , 26 СГС "Аренда"). Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794 .

Отсутствие каких-либо платежей за помещение (например, возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов) само по себе не говорит о том, что применять СГС "Аренда" не нужно. Важно, чтобы функции по содержанию имущества были официально возложены на другую организацию.

Очевидно, в рассматриваемом случае эти расходы погашаются за счет средств ссудодателя. Использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (ссудополучателям), без их возмещения арендаторами (ссудополучателями), а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), квалифицируется как нарушение. См., например, п. 3.3 Методических рекомендаций по оценке правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания, утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 19.06.2014 № 31/01-05, см. письмо Минимущества России от 17.09.2001 № НГ-30/16725.

Следовательно, поступление имущества на забалансовый счет 01 отражается на основании акта о приеме-передаче. Также в п. 333 Инструкции № 157н указано, что внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Следовательно, если имущество, которое учреждение получило в пользование, затем передается куда-то еще, это следует отразить на счете 01 как внутреннее перемещение путем изменения места хранения. Договором, на основании которого учреждение передает это имущество, может быть предусмотрено право учреждения проверять наличие и состояние этого имущества.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Ответ от 21.05.2015: Забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование», согласно п. 333 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование. Таким образом, забалансовый счет 01 отражает то имущество, которым учреждение пользуется на том или ином законном основании, которое следует сохранять и проверять при инвентаризации.


Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Учет имущества, полученного безвозмездно

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.
Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ.

Безвозмездное временное пользование для бюджетной организации

Инфо

Если этого в договоре не предусмотрено, инвентаризация в отношении переданного имущества будет заключаться в проверке сохранности документов о передаче и его наличии на счете 26,31. Забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (согласно п.


383

Инструкции № 157н) предназначен для учета имущества, переданного учреждением в безвозмездное пользование, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Следовательно, забалансовый счет 26 предназначен для наглядного отражения того факта, что какое-то имущество из того, что находится у учреждения в оперативном управлении или в пользовании, на самом деле учреждением не используется, потому что передано кому-то еще.

Передача имущества в безвозмездное пользование

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ). При этом к договору безвозмездного пользования применяются соответствующие нормы и правила, предусмотренные для договора аренды (п.

2 ст. 689 ГК РФ). В ст. 695 ГК РФ определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Безвозмездное пользование

Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010).

Бух.проводки передачи здания в безвозмездное пользование

Содержание имущества, переданного бюджетным (автономным) учреждением в безвозмездное пользование или аренду В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» за счет бюджетных субсидий осуществляется содержание следующих видов имущества бюджетного (автономного) учреждения, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем: — недвижимое имущество; — особо ценное движимое имущество. В то же время упоминаемыми выше нормами установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания имущества бюджетных и автономных учреждений, сданного в аренду.

А вот в отношении имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит*(1).

Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях

Основными ее целями является выявление фактического наличия имущества и обязательств, сопоставление их фактического наличия с данными бухгалтерского учета, документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, определение и оценка их состояния. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств бюджетной организации проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России (п.


7

Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н). Порядок проведения инвентаризации регулируется Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв.

Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания).

3. порядок учета имущества, переданного в безвозмездное пользование

В силу различных причин отдельные расходы по содержанию имущества, возлагаемые в установленном порядке на арендаторов, могут производиться бюджетными (автономными) учреждениями с последующей компенсацией затрат арендаторами. Как правило, подобным образом осуществляются расчеты по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг.

Внимание

Средства, поступающие от арендаторов в счет компенсации отдельных видов расходов бюджетных (автономных) учреждений, связанных с содержанием переданного в аренду имущества, как правило, учитываются на лицевых счетах в качестве доходных поступлений. Так, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г.

БК РФ бюджетному (автономному) учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели, за счет которой будут покрываться расходы по содержанию имущества, переданного на праве безвозмездного пользования. Такие субсидии специалисты Минфина России рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки госучреждениям.
Так, например, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться даже субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений несмотря на то, что по общему правилу субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Таким образом, учредитель, принимающий решение о передаче имущества госучреждения в безвозмездное пользование, обязан решить вопрос и о том, за счет каких средств будет осуществляться его содержание. Передача имущества в безвозмездное пользование В соответствии со ст.
689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в силу ст.
Таким образом, имущество, которое учреждение передало в безвозмездное пользование, всегда должно числиться на двух счетах учета: на соответствующем балансовом или забалансовом счете отражается факт существования этого имущества и наличия у учреждения прав на него, а на забалансовом счете 26 – факт отсутствия имущества в учреждении по причине передачи его в безвозмездное пользование. Согласно п. 383 Инструкции № 157н принятие к учету объектов имущества на забалансовый счет 26 осуществляется на основании первичного учетного документа (акта приема-передачи) по стоимости, указанной в акте. Следовательно, на основании акта о приеме-передаче, по которому объект имущества передается учреждением кому-то в безвозмездное пользование, факт передачи отражается поступлением на забалансовый счет 26.

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье. Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п.1 ст.689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен, с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков. жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектом движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие);
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передачи права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащее государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с право безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Срок действия договора безвозмездного пользования имуществом, принадлежащим государству, муниципальным, унитарным, бюджетным или автономным учреждениям, составляет не более 5 лет.

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

Вопросы от наших читателей

Передача имущества в безвозмездное пользование. Учет и снижение налоговых рисков (Селянина Е.)

Организация исчисляет НДС с рыночной стоимости услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ, Письма Минфина России от 17.01.2013 N 03-07-08/04, от 06.08.2012 N 03-07-08/237).

Причем НДС в бюджет уплачивается из средств передающей стороны, поскольку ссудодатель не предъявляет сумму налога к уплате ссудополучателю

Передача имущества в безвозмездное пользование не образует объекта обложения НДС, поскольку при этом не происходит реализации услуг (п. п. 3 — 5 ст. 38, п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), в отличие от аренды, которая для целей исчисления НДС признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148, пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Прямой законодательной нормы в отношении ссуды в гл. 21 НК РФ не содержится

Обратите внимание! Минфин России настоятельно рекомендует организации, передающей имущество в безвозмездное пользование, исчислять НДС с рыночной стоимости данной услуги, причем начисление налога должно осуществляться ежемесячно (Письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-07-11/204, от 04.02.2011 N 03-07-11/27). Аргументируется это следующим образом.
Согласно п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в п. 2 ст. 689 ГК РФ предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды.
В соответствии с пп. 1 и абз. 7 пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ аренда относится к услугам, поэтому, безвозмездно передавая имущество, организации важно не только исчислить НДС с услуги, но и подтвердить «рыночность» цены.
Наши рекомендации при передаче имущества в безвозмездное пользование:
— начислять НДС с рыночной стоимости услуги;
— составлять счет-фактуру в одном экземпляре и регистрировать ее в журнале учета и книге продаж;
— уплачивать НДС с рыночной стоимости услуги за счет передающей стороны.
Рыночную стоимость аренды идентичного имущества можно подтвердить или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации об арендной плате за аналогичное имущество (например, из СМИ), или отчетом независимого оценщика.
Стороной, осуществляющей передачу имущества в безвозмездное пользование, может являться собственник имущества либо лицо, управомоченное собственником или законом (п. 1 ст. 690 ГК РФ).
Имущество, переданное по договору безвозмездного пользования, продолжает числиться на балансе собственника, в связи с чем начисление амортизации по такому имуществу не прекращается, но это правило действует только в бухгалтерском учете.
В налоговом учете передача в безвозмездное пользование основного средства у ссудодателя влечет за собой прекращение начисления по нему амортизации, поскольку такой объект исключается из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ).
Согласно позиции, выраженной УФНС России по г. Москве в Письме от 20.08.2007 N 20-05/078880.2, расходы организации, связанные с содержанием имущества, которое передано в безвозмездное пользование, не учитываются в целях налогообложения, поскольку они не направлены на получение дохода.
Поэтому у организации-ссудодателя возникает разница между расходами, учитываемыми при формировании бухгалтерской прибыли (с учетом амортизационных расходов) и включаемыми в базу по налогу на прибыль (без учета амортизации).
Таким образом, риски по налогу на прибыль могут возникнуть у стороны, передающей имущество в безвозмездное пользование, если она решит включить сумму амортизации в состав расходов при расчете налога на прибыль.
Не рекомендуется также признавать в расходах и сумму начисленного НДС с рыночной стоимости услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование.
Однако что касается налога на имущество, то здесь ситуация иная. Если организация, передающая имущество в безвозмездное пользование, являлась плательщиком этого налога, то она продолжает исчислять его по данным бухгалтерского учета, и эта сумма учитывается в прочих расходах при расчете налога на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/1/589).
Если организация, передающая свое имущество в безвозмездное пользование, примет во внимание изложенные рекомендации, она может существенно снизить налоговые риски и избежать доначислений и штрафных санкций при проверках.

Читайте также: Как разделить имущество при разводе

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО «Росагролизинг» в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.

27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника).

4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона — совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.

В центре внимания:

Дата размещения статьи: 28.04.2017

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Безвозмездное пользование (ссуда) - передача ссудодателем вещи в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое государственное (муниципальное) имущество (далее имущество ):

— составляющее государственную (муниципальную) казну;

— закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

— закрепленное за казенными учреждениями и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления;

— закрепленное за автономными учреждениями на праве оперативного управления.

Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров безвозмездного пользования.

Торги (конкурс или аукцион ) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются:

— органы по управлению государственным и муниципальным имуществом;

— унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

— казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Ссудополучателями имущества могут выступать :

— государственные (федеральные и региональные) органы власти и управления;

— органы местного самоуправления;

— государственные (муниципальные) предприятия и учреждения;

— некоммерческие организации независимо от их организационно-правовых форм ;

— лица, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса или аукциона, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения контракта;

— иные лица в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну:

Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом.

Читайте также: Какие отношения регулирует семейное право

Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение:

— о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов;

— о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов;

— об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.

Государственное (муниципальное) имущество может передаваться в безвозмездное пользование без проведения торгов:

1. На основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

2. Государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации.

3. Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.

4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.

6. Образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

7. Для размещения объектов почтовой связи.

8. Лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

9. В случае предоставления имущества в виде преференции в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством .

10. Лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.

11. Взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения.

Основаниями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов).

Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями:

Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования.

При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.

Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме. Договор считается заключенным с момента передачи ссудодателем соответствующего имущества ссудополучателю по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора, при условии, что между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора.

Использование имущества является целевым. Изменение целевого назначения переданного в безвозмездное пользование имущества не допускается. Государственное (муниципальное) имущество не может передаваться в безвозмездное пользование для коммерческих целей.

Ссудополучатель не вправе передавать имущество в субаренду, перенаем в пользу третьего лица, вносить его в залог и в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

На ссудополучателя возлагается обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы по его содержанию, в том числе производить текущий и капитальный ремонты имущества за счет собственных средств и с предварительного письменного согласия ссудодателя. Коммунальные и иные обязательные платежи оплачиваются ссудополучателем по отдельным договорам в соответствии с установленными нормами на основании действующих цен и тарифов, которые он самостоятельно заключает с соответствующими службами.

Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения Договора в случаях, когда ссудополучатель:

— использует имущество не в соответствии с Договором или назначением имущества;

— не выполняет обязанностей по поддержанию имущества в исправном состоянии или его содержанию;

— существенно ухудшает состояние имущества;

— без согласия ссудодателя передал имущество третьему лицу.

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:т/p>

— при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора;

— если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования;

— если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество;

— при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы.

Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Выявив перспективу сложить претензионный документ, советуем мысленно разложить процесс на 3 частей. Найденные части не обязательно должны быть написаны в такой же последовательности. Сначала нужно осознать к чему вы стремитесь в результате, справивишись, обдумайте причины. Важными могут стать нормативные акты, порядки, бизнес обычаи. Начало принципиально необходимая часть, который производит отпечаток. Также стремитесь разобраться какому должностному лицу адресован данный претензионный документ и кто именно должен составить на него ответ.

Недостаток средств – это не повод отказываться от приобретения имущества, поскольку в современных условиях имеет место практика его передачи во временное пользование. В качестве передаваемого во временное пользование объекта могут выступать компьютер, автомобиль, промышленный станок и даже недвижимость, например, офисные или складские помещения. Как же такие договорные отношения понимаются Налоговым кодексом, какие налоговые последствия наступают для обладателей такого имущества?

Как можно передавать имущество?

При передаче любого имущества, в том числе недвижимости, важно различать безвозмездную передачу и передачу в безвозмездное пользование. В первом случае собственником (обладателем прав собственности на объект) становится получающая сторона, во втором – собственник имущества остается передающая сторона, которая становится ссудодателем.

С точки зрения правового регулирования, а именно, согласно ст. 689 Гражданского кодекса, во втором случае необходимо заключение договора безвозмездного пользования, который также носит название договора ссуды. Он означает безвозмездное временное пользование объектом ссудополучателем, причем состояние объекта при возврате обязательно оговаривается в одном из пунктов договора (естественный износ либо иное состояние, обусловленное заключенным соглашением). Чтобы разобраться с вопросами имущественных прав, эксплуатации объекта, его содержания, ремонта и пр. следует изучить нормы, перечисленные в ст. 695 ГК РФ.

Безвозмездное пользование с точки зрения налогов

Получив муниципальное имущество или имущество учредителя по договору ссуды, ссудополучатель получает право пользоваться им бесплатно.

Статья 250 НК РФ называет подобное приобретение внереализационным доходом. Его обязательно следует учитывать в момент формирования налоговой базы, которая необходима для расчета налога на прибыль (ст.ст. 247-248 НК РФ).

Как оценить полученный доход? Оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночным ценам, формируемым в соответствии со ст. 40 НК РФ. При этом доход не может быть ниже остаточной стоимости имущества (в случае с амортизируемым имуществом) или не ниже стоимости выполненных в отношении передаваемого в безвозмездное пользование объекта работ (услуг).

Образец договора безвозмездного пользования имуществом

«__»________ 20__ г.

В лице ________________________, действующего на основании _________________, именуемый в дальнейшем «Ссудодатель», с одной стороны, и _________________________ в лице ________________________, действующего на основании _________________, именуемый в дальнейшем «Ссудополучатель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:




Top