Санитарная медицинская статистика отрасль статистической науки. Источники предложений для внедрения являются

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Задачи санитарной статистики

2. Источники данных санитарной статистики

3. Показатели здоровья населения

4. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма

Заключение

Список литературы

Введение

Санитарную статистику можно назвать одним из важнейших разделов социальной статистики, позволяющим сделать заключение о главном факторе развития страны - о здоровье населения, о безопасности среды обитания для здоровья человека.

Санитарная статистика начала формироваться в России в последней четверти XIX в. прежде всего в трудах П.И. Куркина (1858-1939 гг.), В.Г. Михайловского (1871-1926 гг.), Ф.Д. Маркузона (1884-1967 гг.) и др.

В настоящее время в состав санитарной статистики входят показатели здоровья населения, здравоохранения, клинической статистики, состояния окружающей среды, характеризующие степень ее безопасности и позволяющие измерить ее влияние на здоровье человека.

Цель реферата - дать характеристику санитарной статистике.

· Изучить литературу по теме;

· Определить задачи санитарной статистики;

· Рассмотреть источники данных;

· Изучить показатели здоровья населения;

· Охарактеризовать здравоохранение, медицинские услуги, производственный травматизм.

1. Задачи санитарной статистики

Санитарная статистика в Статистическом словаре трактуется так: "Отрасль социальной статистики, изучающая количественные характеристики состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них социально-экономических факторов, а также занимается приложением статистических методов к обработке и анализу результатов клинических и лабораторных исследований”.

Термин “санитарная статистика” употребляется довольно редко -- чаще данная отрасль статистики называется “статистика здоровья и медицинского обслуживания населения". Однако это несколько сужает данную отрасль статистики (не ясно, например, входит ли в нее клиническая статистика, статистика травматизма).

В Статистическом словаре перечисляются и задачи санитарной статистики: “...своевременное получение и разработка данных о заболеваемости, смертности, инвалидности, физическом развитии населения в целом и отдельных его групп, о размещении, состоянии, оснащении, медицинских кадрах учреждений здравоохранения, клинических и лабораторных исследованиях”.

Санитарная статистика необходима для: подготовки федеральных и региональных программ медицинского обслуживания населения, страхования, развития социальной инфраструктуры (строительства и реконструкции жилья, магазинов, клубов, стадионов, спортивных площадок и т.д.); программ по охране труда, жилищной программы, оказания социальной помощи и других социальных программ; популяризации здорового образа жизни; проведения мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды для здоровья человека и т. д.

2. Источники данных санитарной статистики

Источниками данных санитарной статистики являются: первичная учетная медицинская документация, которая ежедневно ведется в учреждениях здравоохранения; статистическая отчетность; единовременные учеты, лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования. Отдел статистики входит в структуру практически каждого лечебно-профилактического учреждения.

Перечисленные формы годовой статистической отчетности направлены на сбор данных об определенных категориях лиц, получающих медицинскую помощь, а также о работе учреждений системы здравоохранения и их обеспеченности кадрами. Кроме того, существует годовая отчетность, нацеленная на сбор данных по территориальным единицам.

В органы государственной статистики поступают сводные данные о заболеваемости, смертности и деятельности лечебно-профилактических учреждений. Перечень форм отчетности свидетельствует об учете больных как традиционными, так и неизвестными заболеваниями, учете психических расстройств и заболеваний, которые представляют первостепенную опасность для жизни людей.

Получая информацию через статистическую отчетность, территориальные органы Министерства здравоохранения России и службы государственной статистики обобщают данные по населенным пунктам, городам, территориям -- субъектам федерации, рассчитывают сводные показатели, анализируют их изменения. Показатели включаются в статистические сборники и публикуются Госкомстатом России, региональными органами государственной статистики.

3. Показатели здоровья населения

Показатели здоровья населения включают: демографические, заболеваемости и самооценку здоровья населением. Основными из них для измерения уровня здоровья являются демографические показатели, такие, как: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (всего, в том числе для мужчин и женщин), коэффициенты общей, повозрастной, в том числе младенческой, смертности (всего, в том числе для мужчин и женщин); показатели смертности, ее причины (всего и по половозрастным группам). Все показатели должны рассматриваться в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза.

Показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении используется не только в отечественной науке и практике, но и в международных сравнениях, поскольку он всегда рассчитывается по одной и той же методике. К тому же он входит в интегральный показатель -- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении -- это средняя предстоящая продолжительность жизни новорожденного при условии сохранения уровня смертности, сложившегося на момент определения этого показателя, рассчитывается на основетаблицы дожития по формуле

где -- общее число человеколет, которое предстоит прожить всей совокупности родившихся с момента рождения и кончая предельным возрастом, 100 лет;

Исходная совокупность родившихся (10 тыс. или 100 тыс. чел.);

0,5 -- поправка, учитывающая то, что человек редко умирает в свой день рождения и живет некоторое время в году своей смерти; считается, что в среднем человек проживет не менее 6 мес. до дня смерти.

Специалист, занимающийся социальной статистикой, должен связывать показатели состояния здоровья детей с численностью педиатров, обеспеченностью продуктами для искусственного вскармливания младенцев и детским питанием, состоянием здоровья матери и другими факторами.

Важным показателем уровня развития страны и здоровья населения выступает материнская смертность. Коэффициент материнской смертности рассчитывается как число умерших беременных женщин и рожениц на 100 тыс. живорожденных детей.

По данным статистической отчетности проводится анализ уровня и структуры заболеваемости по основным видам болезней, их динамики. Делается вывод о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения.

Объективные показатели здоровья населения могут быть дополнены субъективными, полученными в результате опроса населения самооценками состояния здоровья. Субъективные оценки привлекаются сравнительно редко, тогда как их использование в сочетании с данными государственной статистики позволяет повысить доказательность выводов.

4. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма

Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов: больниц, диспансеров, поликлиник и амбулаторий, родильных домов фельдшерско-акушерских пунктов, станций скорой и неотложной медицинской помощи, санаториев для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станций и т. д.

Учреждения здравоохранения и медицинское обслуживание населения характеризуются тремя группами показателей:

1. доходы и расходы, связанные с медицинским обслуживанием;

2. показатели обеспеченности населения медицинской помощью;

3. показатели использования медицинских учреждений.

Важную и хорошо разработанную часть санитарной статистики составляет статистика профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Устанавливаются связи между болезнью и профессией: изучаются особые заболевания работников, вызываемые условиями их труда и практически не встречающиеся у остального населения и у лиц других профессий. Эти заболевания, или патологические изменения организма, называются “профессиональными". Решающий фактор в определении такого заболевания -- частота его появления (его распространенность). Разработана специальная профессиональная классификация с указанием санитарных характеристик каждой профессии.

С помощью группировок статистика дает необходимые основания для выработки норм специальной одежды и предохранительных приспособлений, выделения особо вредных производств с целью: сокращения рабочего времени; ограничения женского и детского труда; установления дополнительных отпусков; установления выдачи молока, жиров и специальных противоядий; установки в отдельных случаях денежной компенсации и т. п. Принятие таких решений требует разработки специальной шкалы вредностей и распределения профессий не только по санитарным признакам, но и по этой шкале. Такие классификации и шкалы применяются при изучении профессиональной смертности, нетравматической инвалидности, стойкой утраты трудоспособности, вызываемой общим состоянием здоровья. Для таких целей используются данные страховых компаний, а также данные медицинской статистики, на основе которых рассчитывается не только частота, но и средняя продолжительность заболевания, повторность заболеваний.

Особое внимание уделяется производственному травматизму, Все юридические лица, их обособленные подразделения (независимо от формы собственности), осуществляющие деятельность в отраслях экономики, отчитываются по форме № 7 “Сведения о травматизме на производстве за 20ХХ год”. Представляются сведения об общей численности работающих и о количестве женщин; о численности пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в том числе женщин, подростков до 18 лет; о числе пострадавших со смертельным исходом, включая женщин, подростков до 18 лет: о числе человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году. Приводятся данные о материальных последствиях несчастных случаев (тыс. руб.) и расходы на мероприятия по охране труда (тыс. руб.).

Заключение

Обеспечение здоровья нации -- главная задача государства. На здоровье населения влияет образ его жизни. Поэтому данные о здоровье должны не только собираться в институциональных единицах, обеспечивающих реализацию профилактических и лечебных мероприятий, но и включать сведения о поведении людей (распространенности алкоголизма, курения, употребления наркотиков, организации свободного времени, труда и быта). Это требует специальных статистико-социологических обследований и разработки показателей по социальным типам, образовательным группам, горожанам и жителям села, мужчинам и женщинам, семейным и одиноким. Необходима сравнительная оценка уровня здоровья населения разных социально-профессиональных и демографических групп с выявлением групп населения, требующих повышенного внимания со стороны государственных служб.

Список литературы

1. Елисеева И.И. Социальная статистика. - М., 2001.

2. Мерков А.М., Поляков Л.Е. Санитарная статистика: Пособие для врачей. - М., 2004.

Подобные документы

    Основные задачи первичной медико-санитарной помощи населению. Целевые показатели работы организаций здравоохранения. Санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия и профилактика заболеваний. Обеспечение комплекса доступных медицинских услуг.

    презентация , добавлен 15.04.2014

    Изучение состояния здоровья населения города. Динамика демографических показателей. Причины детской смертности. Показатели общей заболеваемости населения в разных возрастных группах. Характеристика сети и деятельности учреждений здравоохранения города.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2016

    Правовые гарантии и обязанности пациента в момент оказания медицинских и косметологических услуг. Врачебная ошибка и ее допустимость в сфере медицинских и косметологических услуг. Защита прав пациентов за рубежом. Государственная служба здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Особенности медико-демографической ситуации Смоленской области. Возрастно-половая структура и ее динамика. Анализ состояния здоровья населения. Деятельность медицинских учреждений. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Санитарная сумка как предмет снаряжения санитара для оказания первой медицинской помощи. Санитарная тактика - учение об эффективном использовании средств санитарной службы армии в военное время. История санитарной службы. План санитарной эвакуации.

    шпаргалка , добавлен 07.04.2010

    Понятие страховых медицинских организаций, их роль в системе социальной защиты населения. Функции и задачи страховых медицинских организаций. Проблемы системы медицинского страхования в России.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2005

    Роль здравоохранения в обеспеченности качества жизни населения РФ. Оценка динамики численности медицинских работников. Изменения в составе и структуре численности врачей по специальностям. Анализ динамических изменений в численности медицинских кадров.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Структура рынка общественного здоровья и здравоохранения, его сегментирование и другие приемы маркетинга. Медицинская услуга - один из основных его элементов. Специфика проявления результата профессиональной деятельности. Маркетинг медицинских услуг.

    презентация , добавлен 01.02.2015

    Основные тенденции развития платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения. Рынок медицинских услуг г. Екатеринбурга. Стратегия развития предоставления платных медицинских услуг в Детской городской больнице № 8 г. Екатеринбурга.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2016

    Медико-демографические показатели Иссык-кульской области. Анализ показателей здравоохранения. Показатели материнской и младенческой смертности. Анализ обеспеченности населения врачами и другими специалистами. Обеспеченность населения больничными койками.

Статистика - самостоятельная общественная наука. Она изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает та или иная отрасль статистики, она получает специальное название: - демографическая статистика,

Экономическая статистика,

Промышленная статистика,

Сельскохозяйственная статистика,

Статистика торговли,

Статистика культуры и др.

Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит названиемедицинской или санитарной статистики.

Медицинская статистика рассматривает человека, как социальное существо, а все явления социальной жизни, как социально обусловленные. Нет таких процессов в организме человека, которые не подвергались бы воздействию социальной среды. Особенно наглядно зависимость от социальной среды выявляется при рассмотрении биологических процессов (болезнь, смерть).

Санитарная статистика делится на два раздела:

1. Статистика здоровья (количественная характеристика состояния здоровья различных групп населения в зависимости от комплекса социально-биологических факторов);

2. Статистика здравоохранения (состояние сети кадров, оценка деятельности учреждений здравоохранения, мероприятий по охране здоровья населения).

Основными задачами медицинской статистики являются:

1. Выявление особенностей состояния здоровья населения с использованием демографических данных, данных о заболеваемости, физическом развитии и инвалидности, а также факторах, их определяющих;

2. Изучение данных о сети, структуре, кадрах и деятельности лечебно-профилактических учреждений.

3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения и повышение эффективности работы медицинских учреждений.

4. Оценка клинических, гигиенических и лабораторных данных, а также материалов научных исследований.

Статистическая методология строится на основе выработанных в процессе практики и научно обобщенных принципов, правил и приемов.

Важнейшим методом статистики является статистическое исследование.

Статистическое исследование - это процесс изучения общественных явлений на основе статистических методик.Предметом статистического исследования в области здравоохранения могут быть деятельность медицинских учреждений, вопросы кадров, санитарно-гигиенические условия труда, быта, заболеваемость, рождаемость, смертность, физическое развитие населения, результаты лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.

В статистическом исследовании выделяют ряд последовательных этапов.Этапы статистического исследования :

1. План статистического наблюдения.

2. Наблюдение.

3. Сводка.

4. Анализ.

1 Этап. “План статистического наблюдения”.

Первый этап представляет собой подготовительную работу: составление заранее продуманного четкого плана и программы исследования.

1. Установление цели и задач исследования, т.е. формулировка теоретических положений и обоснование необходимости данного исследования.

2. Определение объекта наблюдения. Объект наблюдения - кто или что подлежит исследованию, как правило это определенные контингенты лиц. Объектом наблюдения могут быть люди, предметы, явления, события и т. п.

3. Определение объема наблюдения.

4. Установление единицы наблюдения. Единица наблюдения - составная часть статистической совокупности, подлежащая отдельной регистрации. Единицей наблюдения может быть больной, умерший, здоровый, семья. Единица наблюдения должна отражать особенность изучаемого объекта.

5. Определение субъекта наблюдения, т. е. какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будет проводиться исследование.

6. Установление места и времени наблюдения.

7. Определение источников получения материалов. чаще всего ими являются первичные учетные медицинские документы – статистический талон, карта выбывшего из стационара и др.

8. Определение формы практической реализации результатов исследования.

Можно сказать, что план должен ответить на вопросы: кем, что, когда и как будет изучаться.

Вопрос 1.

Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредствам мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.

Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.

Предмет науки .

Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

I. Социально-экономические факторы.

1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.

2. Организация медицинской помощи.

3. Законодательство по здравоохранению.

4. Образ и условия жизни.

II. Природно-климатические.

III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

IV. Психоэмоциональные.

Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.

4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Вопрос 2.

Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.
Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.
Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Вопрос 3.

Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.

Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Медицинская статистика - отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения.

Основными задачами М.с, являются

Разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении;

Выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

В медицинской статистике выделяют следующие основные разделы:

Общая теория и методы;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения;

Применение методов М.с. в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях.

Основными методами статистических исследований являются

Статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации);

Группировка и сводка материалов наблюдения; методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин - средних и относительных, критериев их достоверности);

Метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных;

Методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др.

Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий,

Статистическая совокупность - совокупность объектов или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

Различают два вида статистической совокупности:

А) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

Б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т. д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т. д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т. д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной совокупности.

Вопрос 4.

Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.

Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов:

1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования);

2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки);

3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения:

4) первичная статистическая обработка данных;

5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).

Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой.

Основными вопросами плана являются:

1. определение объекта наблюдения;

2. определение срока проведения работы на всех этапах;

3. указание вида статистического наблюдения и метода;

4. определение места, где будут проводиться наблюдения;

5. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

I этап статистического исследования - составление программы и плана исследования.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала;

2. Составление программы разработки материала; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.

3. Составление программы анализа собранного материала.

Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.

План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов:

1. Выбор объекта исследования

2. Определение объема статистической совокупности

3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала

4. Характеристика исполнителей (кадры)

5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств

6. Объект статистического исследования - это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

II этап статистического исследования – сбор материала.

Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

III этап статистического исследования – обработка полученный данных.

3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1. Контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

3. Группировка материала - это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная). Пример: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

4. Сводка данных в статистические таблицы - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы

5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.

IV этап статистического исследования - анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования.

Вопрос 5.

Медицинская статистика - это наука, которая изучает количественную составляющую мас-совых явлений и процессов в обществе в неразрывной связи с их качественными характеристиками в определенных условиях места и времени. Данная универсальная наука охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Медицинская или по-другому санитарная статистика занимается изучением количественной стороны явлений, а кроме того, процессов, которые связаны со сферой здравоохранения и гигиены. Подробнее о медицинской статистике, а также о ее задачах пойдет речь далее.

Разделы медицинской статистики

Медицинская статистика - это наука, в которой выделяют три следующих раздела:

  • Статистика, связанная со здоровьем населения. Этот раздел занимается изучением состояния здоровья всего населения в целом. Также он затрагивает его отдельные группы. Сведения, как правило, собираются посредством проведения статистических анализов, а кроме того, сбора данных о составе и общей численности населения. При этом строго учитывается воспроизводство населения, а также его естественное движение наряду с физическим развитием, распространенностью различных болезней, продолжительностью жиз-ни и так далее. Оценку показателей здоровья населения проводят, сопоставляя данные с общепринятым оценочным уровнем. В частности в динамике наблюдаются сведения, которые получаются по различным регионам.
  • Это медицинская статистика в области здравоохранения. Раздел занимается решением вопросов по сбору, обработ-ке и анализу информации обо всех учреждениях здравоохранения. При этом учитываются такие параметры, как размещение данных организаций, их оснащение, деятельность и кадры. В отношении кадров собирают информацию об общей численности врачей, а кроме того, о среднем и младшем медицинском персонале, а также о распределе-нии лиц, согласно их непосредственным специальностям и длительности стажа работы. В отношении кадров также собираются сведения о прохождении переподготовки и так далее. В рамках проведения анализа деятельности лечебно-профилактических организаций выполняется сопоставление полученной информации с нормативны-ми уровнями.
  • Клиническая статистика в медицине является разделом, который следит за использованием методик в рамках обработки экспериментальных, а кроме того, лабораторных результатов исследований. Такая статистика дает возможность с количественной точ-ки зрения оценивать достоверность полученных результатов проведенного исследования. Благодаря ей удается ре-шать и ряд других задач, к примеру, речь идет об определении объемов необходимого количества наблюдений во время выборочных исследований, формировании экспериментальной и контрольной группы, об изучении наличия корреляционных и регрессионных взаимосвязей, а также об устранении качественной неоднородности групп и так далее.

Медицинская статистика и ее задачи

Медицинская статистика - это раздел науки, который преследует ряд определенных задач, среди которых необходимо называть следующие:

  • Изучение состояния здоровья всего населения в целом.
  • Осуществление анализа критерия количественной характеристики здоровья в обществе.
  • Установление связи между показателями и разными фак-торами социальной и природной среды.
  • Оценивание влияния фак-торов природной и общественной среды на уровень здоровья населения. Какие еще задачи медицинской статистики известны?
  • Изучение вопросов материальной и технической базы в системе здравоохранения.
  • Проведение анализа деятельности лечебно-профилактических организаций.
  • Оценивание медицинской и социальной, а кроме того, экономической эффективности, которая достигается в рамках лечебных, противоэпидемических и профилактических мероприятий.
  • Применение статистических методик при выполнении клинических, а кроме того, экспериментальных медицинских и биологических исследований.

Методика социальной диагности-ки

Статистику в медицине считают методикой социальной диагности-ки, так как она дает возможность предоставить оценку общего состояния здоровья всего насе-ления в стране или в регионе. На этой основе разрабатываются меры, которые направ-ляются на улучшение здоровья общества. Наиболее важным принципом медицинской статистики выступает ее применение для изу-чения не единичных, а именно массовых явлений. Благодаря этому удается выявить общие закономерности таких явлений. Данные закономерности можно наблюдать, как правило, при изучении общей статистической совокупности.

Статистика как ведущий метод в медицине

Медицина остро нуждается в проведении статистических исследований. Благодаря таким исследованиям удается управлению здравоохранения добиваться следующих результатов:

  • Происходит количественное измерение показателей здоровья населения.
  • Устанавливаются показатели деятельности медицинских организаций.
  • Определяется сила влияния тех или иных факторов на здоровье населения.
  • Определяется эффективность проведения лечения.
  • Устанавливается эффективность осуществления оздоровительных мероприятий.
  • Происходит оценивание динамики показателей здоровья, благодаря чему удается их прогнозировать.
  • Получаются необходимые сведения, которые требуются для разработки норм, а кроме того, нормативов здравоохранения.

Объективные законы действительности

Непосредственно санитарная статистика предполагает следующие объективные законы действительности:

  • Закономерность больших чисел. Подобные закономерности наиболее четко могут проявляться при большом количестве всевозможных наблюдений.
  • Теория вероятности. Данная теория лежит в основании выборочных методик исследования. Суть заключается в создании одинаковых условий для того, чтобы материал был отобран и изучен.

Чем еще занимается эта отраслевая статистика?

Уровни оценки состояния здоровья населения

Выделяют следующие уровни оценивания здоровья в рамках медицинско-социальных исследований:

  • Индивидуальный. В данном случае речь идет непосредственно о состоянии здоровья отдельно взятого человека.
  • Групповой. Этот уровень предполагает исследование общей картины здоровья в социальных и этнических группах.
  • Региональный. Данный уровень предоставляет сведения о здоровье на площади административных территорий.
  • Общественный. Этот уровень является глобальным и занимается изучением популяции. Управление здравоохранения крайне заинтересовано в этом.

задачи науки

Наука в сфере общественного здоровья преследует следующие цели:

  • Изучение и наблюдение влияния медицинских, а также социальных факторов, наряду с условиями и образом жизни, на здоровье различных категорий населения.
  • Составление научно обоснованных рекомендаций в целях предупреждения и устранения неблагоприятных медицинских и социальных условий. А кроме того, факторов и оздоровительных мероприятий для общего усовершенствования уровня здоровья населения.

Для чего еще нужна медико-санитарная статистика?

  • Составление рекомендаций для практических органов и организаций в сфере здравоохранения в рамках нормативно-кадрового обеспечения, планирования и прогнозирования деятельности отдельно взятых специалистов и учреждений. Помимо этого, рекомендации составляются в отношении организаций медицинской помощи, а кроме того, санитарного и эпидемического благополучия. Параллельно анализируются основы организационных и экономических форм медицинского страхования наряду с менеджментом, маркетингом и моделированием клинических услуг для населения.
  • В бюро медицинской статистики производится оценивание критериев общественного здоровья наряду с качеством предоставления медицинской помощи и ее оптимизацией.

Виды медицинско-социальных исследований

Приемы проведения в области статистики предполагают использование следующих методов сбора информации:

  • Исторический метод.
  • Динамическое наблюдение.
  • Санитарно-статистический прием. Данный метод исследования является основным.
  • Выполнение медицинско-социологического анализа.
  • Сбор экспертных оценок.
  • Проведение системного анализа.
  • Осуществление организационных экспериментов.
  • Использование планово-нормативной методики.

Предмет и объект медицинско-социальных исследований

Предметом медицинской статистики являются:

  • Изучение общественного здоровья (состояние здоровья определенной территории, факторы риска вредного производства и др.).
  • Научно-исследовательская работа (проведение научных исследований, написание научных работ, организация научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и др.).
  • Изучение деятельности учреждений здравоохранения (качество работы территориальной поликлиники, эффективность деятельности диспансера, оборот коек стационара и др.).
  • Работа над методикой проведения медико-статистических исследований.

Непосредственно объектами медицинско-социальных исследований выступают:

  • Население административных территорий. В данном случае речь идет о пациентах, которые страдают определенной нозологией.
  • Отдельные организации. В этом случае подразумеваются всевозможные поликлиники наряду со стационарами, диагностическими центрами, специализированными службами, промышленными предприятиями, учреждениями здравоохранения и тому подобное.
  • Органы в системе здравоохранения, например, различные министерства наряду с агентствами, комитетами, отделами, секторами и так далее.
  • Объекты окружающей среды. Под такими объектами имеются в виду водоемы наряду с участками растительных насаждений, сельскохозяйственными владениями и тому подобное.
  • Общие, а кроме того, специфические факторы, влияющие на риск появления различных заболеваний. К таким факторам относят экологическое неблагополучие наряду с вредным производством, механическими, химическими и физическими предпосылками.

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений, важнейших процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, в системе организации медицинской помощи населению.

Санитарная статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науку о количественных изменениях в развитии общества, экономики, а именно медицины, здравоохранения.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

Общетеоретические и методические основы статистики;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на них.

Статистика здравоохранения изучает сеть и «кадры» здравоохранения, показатели их деятельности.

Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Основным понятием статистики является статистическое исследование. Санитарно-статистическим исследованием называется такое исследование, которое имеет целью изучение какого-либо вопроса санитарной статистики.

Каждое санитарно-статистическое исследование состоит из 5 основных этапов:

I этап. Организационно-подготовительный этап или составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Сбор статистического материала.

III этап. Разработка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

V этап. Литературное оформление, графическое изображение и внедрение результатов исследований в практику.

§ выбор темы исследования;

§ постановка цели и задач исследования;

§ формулировка гипотезы;

§ определение научной новизны и научно-практической значимости;

§ изучение истории проблемы;

§ проведение информационного и патентного поиска;

§ составление плана и программы исследования.

Тема исследования – это лаконичное, конкретное название, дающее общее целостное представление.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример. Цель исследования: Разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков. Задачи исследования: Изучение распространенности никотинизма среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе. Изучение причин и возраста начала курения.

Гипотезы – это обоснованное предположение о результатах исследования.

Научная новизна характеризует то, что впервые предлагается авторами исследования и ранее не было изучено.

Научно-практическая значимость имеет теоретический и прикладной аспекты, включает медицинскую, социальную и экономическую направленность.

История проблемы – это изучение развития теоретических знаний и практической деятельности по исследованию темы проблемы (трудноразрешимой задачи).

Информационный поиск – изучение тематических опубликованных материалов (до 10 лет). Могут ли результаты исследования «претендовать» на получение охранного авторского права (патента) для внедрения в клинический процесс определяет патентный поиск .

План санитарно-статистического исследования – это порядок его проведения. Программа санитарно-статистического исследования – это перечень вопросов, подлежащих изучению.

1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

4. Определение вида исследования.

5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала - ручная, машинная и т.д.)

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом.Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования :

Достаточность (по численности, по объему);

Репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования , проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали. Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

1) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

2) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

3) обеспечение статистическим бланком;

4) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Таблица - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам :

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и




Top