Виды подготовки к военной службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Подготовка по основам военной службы

Основной целью обязательной подготовки гражданина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости, но с согласия гражданина - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовку по основам военной службы (в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

    военно-патриотическое воспитание;

    подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Организация обязательной подготовки граждан к военной службе.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях при изучении обязательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На занятиях учащиеся:

    знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

    изучают практические основы здорового образа жизни;

    получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

    приобретают практические навыки по гражданской обороне.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях. Эта подготовка предусматривает:

    знание положений статей Конституции и законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил;

    знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

    приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальностям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17лет. Ее задачами являются:

    воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинского долга;

    приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти мероприятия включают: проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием будущих призывников.Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях. Основные направления военно-патриотического воспитания: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, патриотическое, профессионально де­ятельное, психологическое, воспитание на воинских традициях.

>>Обязательная подготовка граждан к военной службе


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

(Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами организатора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

Способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
- упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; увлечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь - основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск , которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

Высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполнении обязанностей водителя, способствуют:

Занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, автомобилем, работа на сельскохозяйственной технике;
- занятия видами спорта, развивающие физическую выносливость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спортивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

Безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготовленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, самоотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
2. Основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов на командных воинских должностях.
3. Необходимые профессиональные качества для исполнения обязанностей на операторских должностях.
4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.
5. Воинские должности специального назначения и технологические воинские должности, основные требования по их исполнению.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Многие люди добровольно согласны поступить на срочную службу, а может быть, и пойти дальше, заключив соответствующий контракт. Однако физическая форма и незнание всех особенностей порой становятся настоящей проблемой. Именно поэтому правительство озаботилось вопросом устранения всех важнейших пробелов в знаниях граждан.

Добровольная подготовка граждан к военной службе регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. И сегодня о ее тонкостях мы и поговорим.

Что включает в себя добровольная подготовка

Действующим законодательством четко очерчен круг мероприятий, которые предусматривает добровольная подготовка. Подробно ознакомиться с ними вам предлагает Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.07.2016). В соответствии с его положениями, данное мероприятие включает в себя:

  1. Военно-прикладные спортивные дисциплины (этот вопрос мы разберем более подробно далее).
  2. Обучение по специальным программам общего среднего образования. Комплекс специальных мероприятий разработан для средних школ и специальных образовательных организаций нашей страны, военных оркестров, иных учебных учреждений.
  3. Образование на военной кафедре в государственных высших учебных заведениях. В рамках данных мероприятий происходит подготовка рядового, сержантского и офицерского состава для Вооруженных сил Российской Федерации. В особенности, студенты, поступившие на Военную кафедру, могут получить любое воинское звание до лейтенанта.
  4. Образование в специфических Воинских центрах, которые также организовываются при академиях, институтах и университетах нашей страны.

Порядок подготовки специалистов для Вооруженных сил происходит в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, к мероприятиям, которые можно входят в курс добровольной подготовки, следует отнести сдачу нормативов и тестов по конкурсу «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все добытые успехи отмечаются специальными наградами и значками ГТО. Далее поговорим о том, что входит в список военно-прикладных видов спорта, относящихся к добровольной подготовке.

Военно-прикладные виды спорта

Действующим законодательством предусмотрен перечень военно-прикладных видов спорта, которые входят в курс добровольной подготовки. Всего сюда входит около 14 дисциплин, однако мы приведем лишь некоторые, которые могут проводиться в гражданских условиях.

В частности, к таковым относятся:

  • забег на 1 и 3 км, который производится по дорожкам стадиона;
  • армейские рукопашные бои;
  • марш-броски на 5 000 и 10 000 метров по пересеченной местности. Обращаем внимание, что начало и конец марш-броска находятся в одной и той же точке, бег проходит по кругу;
  • прохождение полосы препятствий;
  • лыжный спорт. В частности, в него входят гонки на скорость и марш-броски на выносливость. Первая дисциплина включает в себя дистанцию 5 000 или 10 000 метров, марш-бросок может достигать и 20 000 метров;
  • прыжки в длину. Задача спортсменов заключается в том, чтобы совершить прыжок с тумбы, высотой до 1,5 метра в бассейн, и проплыть под водой как можно большую дистанцию;
  • парусный спорт;
  • перетягивание каната в специальной форме, длина снаряда может достигать 34 метров, а толщина – 13 сантиметров;
  • плавание с автоматом. При прохождении добровольной подготовки используется макет снаряда, по форме и массе максимально приближенный к оригиналу;
  • метание гранаты. Для соревнований используются снаряды, аналогичные гранатам Ф-1, масса которых составляет 600 граммов;
  • скоростное маневрирование на автомобиле. Используется автотранспорт, состоящий на вооружении в Вооруженных силах Российской Федерации. Применяются как легковые, так и грузовые транспортные средства. К участию допускаются только совершеннолетние участники, обладающие водительскими правами соответствующей категории;
  • военное троеборье. Включает в себя прохождение полосы препятствий с бегом на 400 метров, соревнования по стрельбе, а также метание гранаты;
  • кросс на дистанцию 3 км.

В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики.

В рамках реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, создана многоуровневая (федеральная, региональная, муниципальная) система подготовки молодежи к военной службе. Расставлены приоритетные направления развития этой системы, намечены цели и пути ее реализации.

Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
. подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.

Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования и предусматривает получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с ними учебных сборов.

Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Важной составляющей является и военно-патриотическое воспитание граждан. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций в обязательном порядке и систематически проводят работу в этом направлении.

При этом граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. А их подготовка учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Приоритетным направлением обязательной подготовки является и подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса или сержанта, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид Вооруженных Сил Российской Федерации и род войск, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

В настоящее время существенным этапом подготовки к военной службе является военно-патриотическое воспитание детей и подростков, которое позволяет сформировать первичные навыки еще в детском возрасте и в последующем развивать их. В зависимости от целей проведения подготовительных мероприятий их можно разделить на 2 основные категории: добровольная и обязательная подготовки.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

1) получение начальных знаний в области обороны. Как правило, получение начальных знаний в области обороны производится в рамках Образовательного учреждения, в рамках основ безопасности жизнедеятельности. Основной задачей такого обучения является получение знаний о том, как себя вести в экстренной ситуации и обезопасить при возникновении угрозы. Содержание подобной подготовки может существенно различаться, что зависит от персонального подхода педагога к поставленным перед ним задачам. Так, в одном случае начальная подготовка может быть ограничена исключительно теоретическими знаниями об армии, в других расширяться за счет изучения средств защиты и принципов их использования, оказания медицинской помощи, приобретения навыков обращения с оружием и т.п.;

2) подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Особенностью данного вида подготовки является специфика преподавательского состава, для которого приоритетным является не столько наличие педагогического образования, сколько прохождение военной службы. Таким образом, реализация данного вида подготовки осуществляется военнослужащими в запасе или в отставке, причем подготовка и ее содержание разграничивается по половому признаку. Для лиц мужского пола акцент делается на тактике и стратегии ведения боя и навыках обращения с оружием, для лиц женского пола основным является приобретение навыков оказания медицинской помощи. Занятия для лиц женского пола проводятся профессиональными медицинскими работниками. По окончаний обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки. Списки граждан, прошедших подготовку в учебных пунктах, с результатами сдачи зачетов по основам военной службы направляются в военные комиссариаты по месту воинского учета граждан. Сотрудники военных комиссариатов делают соответствующие записи в учетных картах призывников и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу;

3) военно-патриотическое воспитание. Организуется вне общеобразовательных учебных заведений, в большинстве случаев осуществляется гражданами в специальных заведениях;

4) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность. Морские, технические и радиотехнические образовательные учреждения общественных объединений комплектуются в первую очередь;

5) медицинское освидетельствование.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

1) занятие военно-прикладными видами спорта. Реализуется гражданами самостоятельно, посредством определения для себя наиболее приемлемого вида спорта и выбора учреждения, в котором он будет заниматься данным видом спорта. Спортивная подготовка граждан учитывается призывными комиссиями и командованием воинских формирований, в которых они будут проходить военную службу. Причем наличие спортивного разряда является существенным преимуществом гражданина, поскольку предоставляет ему льготы при поступлении в военные образовательные учреждения. Военно-прикладные виды спорта (упражнения), собирательное название упражнений, их сочетаний, взятых из отдельных видов спорта (легкой атлетики, плавания, лыжного и др.) и имеющих военно-прикладное значение, способствуют развитию качеств и навыков, необходимых для различных воинских специальностей. К военно-прикладным видам спорта относятся военно-спортивные многоборья, преодоление полос препятствий, марши-броски, кроссы с ориентированием на местности, лыжные гонки патрулей со стрельбой, плавание в обмундировании и с оружием, наведение шестовой и кабельной линии связи, фигурное вождение автомобиля и др. Выполняются они в военной форме одежды, со снаряжением и оружием на местности, на специальных полосах препятствий, на специальных снарядах индивидуально или в составе подразделений (команд). Занятия граждан военно-прикладными видами спорта организуются в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, например приказом Минобороны России от 30 октября 2004 г. №352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации";

2) обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством РФ, а также в иных создаваемых Правительством РФ образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Несовершеннолетние граждане мужского пола, являющиеся сиротами либо оставшиеся без попечения родителей, поступающие в указанные образовательные учреждения, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. Обучение граждан по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 328 "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах");

3) обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны РФ конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством РФ. Обучение граждан по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанная программа может предусматривать обучение граждан женского пола. Министерство обороны РФ по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования осуществляет подбор и направление военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, для Назначения не на воинские должности преподавательского состава военной кафедры при этом образовательном учреждении. Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам;

4) обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством РФ. Прием граждан для обучения в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение о проведении добровольной подготовки принимается самостоятельно самим гражданином, причем в большинстве случаев первоначально такая подготовка предполагается лишь для общего развития личности, самозащиты и т.п. Однако впоследствии подобные навыки имеют существенное значение при прохождении военной службы. Например, наличие спортивного разряда кандидата или мастера спорта, а также иных отличительных признаков можно рассматривать в качестве дополнительных преимуществ отдельного военнослужащего. Более того, наличие навыков восточных единоборств, иных видов борьбы указывает на наличие специальной подготовки и возможность гражданина реализовать их в случае возникновения угрозы со стороны потенциального противника при прохождении военной службы.

Прохождение как обязательной, так и добровольной военной подготовки является необходимым условием современной действительности, поскольку направлено на обеспечение защищенности личности от любых потенциальных угроз. Практическая реализация полученных навыков возможна не только при прохождении военной службы, но зачастую требует их и в мирной жизни. При этом следует помнить, что важное место занимает и медицинская часть подготовки, т.е. проведение лечебно-профилактических мероприятий и медицинское освидетельствование, которые позволяют объективно оценить состояние здоровья гражданина.




Top