Что система оповещения. Тип системы оповещения соуэ, критерии выбора. Проектирование системы оповещения

ГК Эколайф выполняет проектирование и монтаж системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) под ключ для предприятий, офисных и торговых центров, школ и спортивных сооружений и других объектов. Также компания принимает на техническое обслуживание и производит ремонт любых типов оборудования систем оповещения.

Договор на систему оповещения и полный комплект документов

Наша компания работает с юридическими и физическими лицами. Мы заключаем договор на все предоставляемые услуги, который является документом, четко определяющим стоимость и сроки выполнения работ. Заранее обговоренные условия снижают риски для обеих сторон, а также обеспечивают выгоду сделки для продавца и покупателя.
Подписание актов выполненных работ и приема-передачи оборудования означает успешное окончание работ. Мы предоставляем полный пакет документов, в том числе накладные, акты, счета-фактуры и кассовые чеки при оплате наличными, акты пуско-наладки, параметры настройки системы. После выполнения работ мы продолжаем с вами работать, в качестве консультанта и сервисной организации.

Выезд инженера для расчета стоимости работ производится бесплатно

Назначение и типы системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ)

Когда потенциальный заказчик обращается в специализированную организацию и говорит: «Мне нужно установить пожарную сигнализацию», как правило, он имеет в виду две системы: автоматическую пожарную сигнализацию (АПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Это абсолютно разные системы по назначению и составу. Общее у них только одно - они должны быть смонтированы на всех объектах строительства. И это требование вполне обосновано, ведь эти системы взаимно дополняют друг друга. Если нет пожарной сигнализации, то система оповещения не сможет сработать в автоматическом режиме. А если не будет оповещения, то работа пожарной сигнализации, по большому счёту, становится бессмысленной.

Полное название системы выглядит так: система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Следовательно, можно сделать вывод, что назначение системы не только в том, чтобы оповестить людей о возможном возгорании, но и помочь им эвакуироваться из здания. Для выполнения этих функций разработан целый комплекс средств и мероприятий, которые входят в состав системы оповещения при пожаре.

Для начала, необходимо выяснить какие средства использует система оповещения для достижения своих целей. При всём разнообразии оборудования и материалов, применяемых в построении системы, суть оповещения сводится к воздействию на слуховые и зрительные рецепторы человека. Поэтому все оповещатели делятся на световые и звуковые. В дополнение к ним на сложных объектах предусматриваются технологии и мероприятия, помогающие организовать максимально безопасную эвакуацию людей.

Световые оповещатели. Данный тип оповещателей отвечает за управление эвакуацией людей при пожаре. Световые оповещатели очень эффективны, когда пути эвакуации задымлены. Поэтому, при наличии на объекте грамотно размещённых световых указателей, выход людей из здания занимает минимальное количество времени.

Световое оповещение может быть реализовано с применением различных световых табло, сигнальных ламп и фотолюминесцентных указателей.

Световые табло работают от электросети. Источником электроэнергии для них может быть как система электроснабжения здания (220 вольт), так и слаботочная сеть оборудования противопожарной автоматики (12 или 24 вольта). Если световые оповещатели работают от сети 220, то их дополнительно снабжают аккумуляторами, чтобы их работа не прекращалась даже при отсутствии электроснабжения здания.
Табло оснащаются надписями («ВЫХОД», «АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД» и т.п.) или указателями направления для эвакуации людей из здания. Их значения могут быть как постоянными, так и меняющимися. Это зависит от конкретного сценария эвакуации.

Сигнальные лампы - ещё один способ оповещения. Наверное, самым популярным исполнением такого оповещения можно считать устройства, размещаемые на фасадах зданий. Как и световые табло, они находятся во включенном состоянии круглосуточно. А когда срабатывает пожарная сигнализация, сигнал лампы становится мигающим. Это позволяет привлечь внимание находящихся вблизи людей, которые в свою очередь смогут позвонить в пожарную службу. Сигнальные лампы особенно эффективны в ночное время суток.

Ещё одна составляющая световых технологий оповещения - фотолюминесцентные знаки и указатели . В дневное время суток они выглядят как обычные таблички, указывающие направление к ближайшему выходу или предупреждающие о наличии опасной зоны. Чтобы эти указатели были видны в темноте, их покрывают фосфорсодержащим составом или прозрачной фотолюминесцентной плёнкой. Свечение, излучаемое фосфором, помогает разглядеть смысловое значение установленного указателя.

Дополнительно на объекте могут использоваться надписи и указатели, нанесённые специальной краской, так же содержащей фосфоресцирующие компоненты. Эта краска, так же в виде значений о направлении необходимого движения, может быть нанесена на поверхности пола, стен и потолка. Любые светящиеся элементы предназначены для облегчения эвакуации в условиях задымления и отсутствия освещения.

Звуковые оповещатели. Нормами предусматривается деление данного вида оповещения на звуковое и речевое. При звуковом варианте используются сирены, а при речевом - громкоговорители. Главная задача звукового оповещения - сообщить о возможном возникновении пожара и необходимости покинуть здание. Если на объекте установлено речевое оповещение с возможностью применения микрофона, то дополнительно можно осуществлять управление эвакуацией.
В больших зданиях со сложной архитектурой и планировкой систему оповещения разбивают на зоны. Это даёт возможность организации эвакуации людей группами, начиная с наиболее опасной зоны.

Организационные мероприятия. К дополнительным средствам при эвакуации можно отнести пункты со 2-го по 5-тый из нижеприведённой таблицы (см.ниже ). Стоит отметить, что все они требуются при четвёртом и пятом типах оповещения. Следовательно, их необходимость обусловлена сложностью и опасностью объекта защиты.
Для того чтобы выполнить требования, предъявляемые к последним типам оповещения, порой необходимо оборудовать диспетчерский пост очень серьёзным и дорогостоящим оборудованием. Ведь помимо многозадачности система оповещения должна обладать большим запасом мощности. А для этого её необходимо оснастить достаточным количеством звукоусиливающего оборудования, которое при установке в специальную стойку может достигать человеческого роста.

Основным документом, регламентирующим состав, количество компонентов и устройств системы, а так же требования к ним, на сегодняшний день является СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» Этот документ менее объёмный, в отличие от СП 5.13130.2009, но не менее важный. Условно его можно поделить на четыре раздела:

1. Общие требования;
2. Специальные требования;
3. Таблица с Типами оповещения;
4. Таблица, соотносящая виды зданий с типами системы оповещения.

Документ предусматривает пять типов системы оповещения, для каждого из которых есть свои обязательные и рекомендуемые составляющие. Выглядит эта таблица следующим образом:

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1 Способы оповещения:
звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.); + + * * *
речевой (передача специальных текстов); - - + + +
световой:
а) световые мигающие оповещатели; * * * * *
б) световые оповещатели "Выход"; * + + + +
в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; - * * *
г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением - - - * +
2 Разделение здания на зоны пожарного оповещения - - * + +
3 Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской - - * + +
4 Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения - - - * +
5 Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре - - - - +
Примечания
а) Условные обозначения в таблице:
"+" - требуется;
"*" - допускается;
"-" - не требуется.
б)

Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

в)

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей).
Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

г)

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

На первый взгляд может показаться, что система оповещения - это очень простая система, ведь она располагает всего пятью вариантами исполнений. Более того, если взять во внимание вторую таблицу, где каждому типу строительного сооружения соответствует определённая система оповещения, то принцип её построения может показаться просто детской шалостью.

На самом деле, за этой кажущейся простотой стоит огромное количество технических нюансов и тонкостей, которые в полном объёме должны быть тщательно проработаны на этапе проектирования.

Разработанная для СП 3.13130.2009 таблица очень удобна для прочтения и понимания сути требований. Если не вдаваться в подробности, то можно резюмировать несколько основных правил :

1. Звуковое или речевое оповещение требуется на всех без исключения объектах, вне зависимости от их площади, этажности или назначения. Громкоговорители применяются при третьем, четвёртом и пятом типах оповещения. Сирены - для первого и второго, а так же в качестве дополнительного оповещения отдельных зон, когда основное оповещение речевое;
2. Фотолюминесцентные системы предусматриваются только в качестве рекомендованных для всех типов оповещения, за исключением первого (не требуется) и четвёртого (требуется обязательно);
3. Световые мигающие оповещатели так же указаны только в качестве рекомендованных для всех типов оповещения;
4. Для четвёртого и пятого типов оповещения является обязательным организация на объекте постов со связью с диспетчерской, а так же зонирование системы оповещения;
5. Для всех типов речевого оповещения предусмотрено полуавтоматическое включение.

Проектирование системы оповещения

Проектирование системы оповещения - работа уникальная. Для проектировщиков - это лакмусовая бумажка, способная отличить грамотного специалиста от начинающего. Особенность её заключается в кажущейся простоте. Прочитав свод правил, можно сделать вывод, что суть системы сводится к размещению над выходами нужных световых указателей и распределению по объекту нескольких звуковых (или речевых) оповещателей. Такой подход к делу приводится в тупик одним простым вопросом: «На каком основании?» Выбор типа оповещения должен иметь основание, так же как и размещение каждого элемента системы. Чтобы в этом разобраться, необходимо более подробно изучить требования СП 3.13130.2009 и детально вникнуть в суть каждого типа оповещения.

Разница между требованиями, изложенными в СП 5.13130.2009, касающиеся автоматической пожарной сигнализации, и СП 3.13130.2009 об организации системы оповещения, в количестве приведённой информации. Первый документ очень подробно описывает, как и где необходимо предусматривать извещатели, приборы, какими они должны быть, в каком количестве. Очень многие пункты правил начинаются со слов «В случае, если…», и далее описывают особенность или тонкость построения системы пожарной сигнализации. То есть, изучив один документ, можно почерпнуть если не всю, то уж точно большую часть информации о системах автоматической пожарной сигнализации.

В случае с оповещением, свод правил преподносит требования таким образом, что для их реализации необходимо изучить ещё ряд нормативных документов. Это касается, например, кабельной системы. В требованиях не говорится, какой кабель необходимо использовать для линий систем оповещения. Норматив гласит, что

"Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону"

Всего один пункт свода правил заставляет задуматься о том,
. сколько времени займёт эвакуация людей из конкретного здания?
. какие кабели и провода смогут удовлетворить это требование?
. как это всё технически грамотно обосновать в проекте?

Конечно, разрабатываемые проекты не предусматривают в своём составе расчёт времени эвакуации людей из здания. Это отдельная и трудоёмкая работа, которая входит в состав Декларации пожарной безопасности объекта и Расчёт пожарного риска. Требуется эта Декларация в строго определённых случаях.
Все проектные организации для линий систем оповещения используют кабели с маркировкой FR (Прим.: от англ. терм. «fire resistant» - стойкий к огню), в сертификатах которых указано, что они сохраняют работоспособность в течение 180-ти минут в условиях пожара. А за три часа можно провести эвакуацию людей из самого сложного и большого здания.

К слову о надёжности системы, не только кабельные линии и кабельные системы должны работать в течение всего времени эвакуации. Логично, что эти же требования распространяется и на оборудование систем оповещения. Но они, конечно же, в большей степени касается производителей. Если на применяемое оборудование прошло процедуру сертификации, значит оно пригодно к использованию. В этом плане для проектировщиков большего и не требуется. А вот что действительно требуется - это предусмотреть систему резервного питания и рассчитать ёмкость и количество аккумуляторных батарей. Потому что система оповещения потребляет большое количество энергии, особенно в режиме «Тревога». А работать она должна долго, вне зависимости от того подаётся ли на объект электроэнергия от магистральных сетей или нет.

Но больше всего вопросов вызывает раздел 4, СП 3.1310.2009 «Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей». Главным образом, в этом разделе говорится о том, какой минимальный уровень звука должен быть обеспечен в различных помещениях. Так же, приводятся нормативы по частотному диапазону воспроизводимых сообщений и инструкции по замерам звукового давления, создаваемого системой оповещения.

Все изложенные требования достаточно чёткие и понятные. Взяв в руки шумомер и руководствуясь инструкциями из 4-го раздела СП 3.13130.2009, произвести замеры уровня звука не составит труда. Но проблема в том, что на стадии проектирования, когда система должна появиться «на бумаге», произвести замеры попросту невозможно. Более того, задача проектной организации состоит не только в том, чтобы правильно определить тип оповещения. Не менее важно правильно определить мощность и места размещения оповещателей, ведь правила предусматривают не только минимальный, но и максимальный уровень звука, производимый системой оповещения, а так же требования к его равномерности.

Чтобы выполнить все вышеперечисленные требования есть только один выход - выполнить расчёт звукового давления системы оповещения. А выполнить такой расчёт - задача не из простых. И главная сложность заключается даже не в том, что для выполнения такого расчёта нужно изучить дополнительные нормативные документы, методики и пособия. Основная сложность состоит в том, что звук - структура неосязаемая. Согласитесь, гораздо проще просчитать нечто материальное, то, к чему можно прикоснуться. Например, сделать расчёт падения напряжения проще, ведь оно напрямую зависит от длины кабеля, а длину кабеля можно легко измерить даже на стадии проектирования. Но измерить в теории и рассчитать, например, количество звука или световой поток - задача гораздо более сложная.

Данная тема является одной из самых обсуждаемых на всех форумах, так или иначе касающихся пожарной безопасности. Ведь помимо сложностей самого процесса расчета, проектировщикам необходимо брать во внимание архитектурно-планировочные особенности каждого без исключения помещения, их размеры, отделка поверхностей, наличие фальшполов, фальшпотолков, колонн, перегородок и много чего ещё. Поэтому неудивительно, что некоторые производители оборудования систем оповещения разрабатывают собственные методики и даже программное обеспечение для выполнения расчета звука.

Этот пример показывает насколько осторожно и внимательно необходимо подходить к проектированию систем оповещения. Более того, требования к системам оповещения на этом не заканчиваются. Самое главное, становится понятно, что разработку проекта настолько важной системы можно доверить только опытной компании.

Резюмируя всё вышесказанное, можно задаться вопросом: «Должен ли заказчик разбираться во всех тонкостях пожарного дела, и, в частности, в тонкостях проектирования систем оповещения?» Наверное, нет. Ведь для чего тогда существуют специализированные организации? С другой стороны, информация лишней не бывает. В любом случае, каждый собственник вправе задавать вопросы о работе, планируемой на его объекте.

Монтаж, пусконаладочные работы, обслуживание и ремонт систем оповещения

Труд, затраченный на разработку проекта, в первую очередь должна ценить монтажная организация во время производства работ. Каждый оповещатель должен находиться точно на своём месте, иначе должного уровня звука и его равномерного распределения можно лишиться.

Монтаж системы оповещения и пусконаладочные работы

В техническом плане, работы по монтажу системы оповещения мало чем отличаются от монтажа пожарной или охранной сигнализации. Их нельзя считать более сложными или простыми. Но свои особенности, безусловно, есть.

Во-первых , нужна хирургическая точность при расположении оборудования оповещения в соответствии с проектом. Кстати, к способам и местам прокладки кабеля эта рекомендация относится не меньше. Изменение трасс может привести к увеличению (или уменьшению) длины кабельных линий. А это, в свою очередь, может отразиться на уровне громкости звука.

Во-вторых , при монтаже необходимо всегда проверять только что выполненную работу измерительным инструментом - шумомером. Только так можно быть уверенным, что работа выполнена правильно и на приёмке не возникнет лишних вопросов. Естественно, у прибора должно быть свидетельство о поверке, и проводить измерения необходимо в точном соответствии с требованиями раздела 4, СП 3.13130.2009.

В третьих , начинать работу необходимо с установки и настройки воспроизводящего звук оборудования. В случае с первым и вторым типом оповещения - с монтажа приёмно-контрольных приборов. Это позволит вести проверку уровня звука при монтаже, начиная с первого звукового оповещателя, с первой оснащённой оповещением комнаты. Более того, если производить замеры уровня громкости, начиная с самого начала производства монтажных работ, это значительно сократит время пусконаладки.
Если объект большой, а воспроизводящего и усиливающего оборудования много, то начать работу со сборки и тестирования стойки оповещения обусловлено ещё и необходимостью проверки оборудования на работоспособность. Как правило, такие приборы достаточно дорогостоящие, и найти их у поставщиков в наличии бывает крайне сложно. Поэтому, при выявлении некорректно работающего оборудования на ранних сроках, у монтажной организации будет время для его замены, пока другие работы ещё ведутся.

Когда монтаж закончен, то остаётся лишь проверить работоспособность системы, сделать контрольные замеры уровня звука и опробовать систему оповещения в действии. Система оповещения - это ведомая система, поэтому сложной автоматики в ней, как правило, нет. Следовательно, пусконаладочные работы занимают гораздо меньше времени, в сравнении, например, с системой автоматической пожарной сигнализации.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы оповещения

В части технического обслуживания системы оповещения, так же нет особенных сложностей. Визуальный осмотр и проверка работоспособности оборудования во всех режимах, измерение сопротивления кабельных линий, проверка ёмкости аккумуляторов и т.д. И конечно, ведение эксплуатационной документации, и проведение обучения для персонала так же должны быть в этом списке. Казалось бы, в этом вопросе всё достаточно просто, по крайней мере, проще, чем с пожарной сигнализацией, и уж тем более с пожаротушением.

Но занимательным остаётся тот факт, что среди огромного списка документов, регламентирующих деятельность в области пожарной безопасности, нет ни одного, который бы относился к техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения и эвакуации людей при пожаре. Требования о необходимости проведения этих работ прописаны и в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и в Постановлении Правительства Российской Федерации № 390 «О противопожарном режиме». Но конкретного регламента выполнения данных работ нигде не приводится.

Есть документ рекомендательного характера, который можно взять за основу. Это ГОСТ Р 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт». А далее необходимо обратиться к производственной документации на каждый элемент оборудования. В паспортах и инструкциях по эксплуатации в обязательном порядке присутствуют требования к техническому обслуживанию каждого прибора. На основании этих данных заказчиком должен быть составлен регламент проведения работ.

Как правило, обслуживает систему оповещения та же организация, которая обслуживает ведущую систему - пожарную, охранную сигнализацию или систему пожаротушения. Соответственно, регламент выполнения работ составляется единый. Так как обе системы построены на применении электричества, многие требования будут дублироваться. Но в отношении системы оповещения обязательно должен быть пункт о периодических замерах уровня звука, производимого оповещателями, и, в случае необходимости, проведении корректировки их местонахождения и направленности.

Система оповещения и эвакуации: как мы работаем

Для расчета стоимости работ по монтажу системы оповещения позвоните нам или отправьте имеющийся проект на оповещение. Мы рассчитаем цену монтажа системы оповещения в течение дня.

Монтаж систем оповещения осуществляется на основе утвержденной рабочей (проектной) документации.
При её отсутствии инженеры ГК «Эколайф» готовы выполнить для вас проектные работы . Для этого нам потребуются поэтажные планировки вашего объекта и технические требования в форме технического задания на проектирование системы оповещения.
После выполнения проекта наши специалисты приступят к работам по монтажу системы оповещения. Таким образом, ГК «Эколайф» выполняет проектирование и монтаж системы оповещения в комплексе.

Интеграция системы оповещения с другими пожарными системами

Для того, чтобы обеспечить по-настоящему безопасную и своевременную эвакуацию, объекты защиты дополнительно оснащают такими системами, как аварийное освещение, дымоудаление и систему дистанционного открывания запоров на эвакуационных и аварийных выходах. Кроме того, интеграция системы автоматической пожарной сигнализации с любыми другими инженерными сетями здания так же направлена на безопасность эвакуации.

Система аварийного освещения строится на использовании специальных светильников, которые размещаются на путях эвакуации. Назначение системы заключается в том, чтобы осветить пути эвакуации в случае возникновения опасных факторов пожара при отсутствии или отключении системы электроснабжения. Для этого светильники оснащены аккумуляторными батареями. Пока система электроснабжения здания работает, система аварийного освещения находится в режиме ожидания. Как только питание пропадает, светильники включаются.
Как и в случае со звуковым оповещением, чтобы определить необходимое количество аварийных светильников, нужно сделать расчёт требуемого уровня освещённости на путях эвакуации. А так как световой поток неосязаем, то рассчитать его количество задача непростая.

Систему дистанционного открывания запоров на аварийных и эвакуационных выходах сейчас в чистом виде встретить практически невозможно. Её полностью вытеснила система контроля и управления доступом, которая имеет более широкий спектр возможностей. Но при пожаре интеграция пожарной автоматики с ней необходима, особенно на тех объектах, где для эвакуации разрабатывается несколько сценариев. Каждый выход может оказаться крайне полезным, ведь заранее неизвестно какие пути эвакуации будут свободны, а какие будут «отрезаны» пожаром.
Так как система управления доступом тоже строится на электрооборудовании, то в процессе проектирования для неё должна быть предусмотрена система резервного электропитания .

В общем и целом, можно понять, что оповещение людей и их дальнейшая эвакуация из здания требует комплексного подхода. Необходимо учитывать архитектурно-планировочные особенности здания, необходимость использования множества пожарных и инженерных систем, возможные особенности находящегося в здании контингента, времени и способов эвакуации всех людей из здания.

Система оповещения и управления эвакуацией людей необходима на каждом объекте. Крайне важно, чтобы она была смонтирована на основании грамотного и подробного проекта, чтобы она обслуживалась специализированной организацией на постоянной основе. Но ещё более важно, чтобы эксплуатация системы оповещения заключалась только лишь в воспроизведении приятной фоновой музыки.

План пожарной
эвакуации Автоматическое
пожаротушение

Оповещение и управления эвакуацией (СОУЭ) при пожаре является одной из наиболее важных составляющих в общей структуре системы пожарной безопасности объекта. Если говорить о видах таких систем, то они бывают:

  • световыми;
  • звуковыми;
  • и речевыми.

Применяются они не по отдельности, а в различных сочетания, которые определяют пять типов систем оповещения в зависимости от характеристик объекта. Если говорить о нормативных документах, определяющих порядок применения оповещения о пожаре, то это свод правил СП 3.13130.2009. Если есть необходимость, то его можно скачать с этой страницы .

Для тех же, кому нужно составить общее представление об организации и применении СОУЭ вполне достаточно будет размещенной ниже информации.

Начнем с того, что управление оповещением любого типа осуществляет автоматическая пожарная сигнализация . Исключения могут быть, но они встречаются достаточно редко - во всяком случае, за все время практической деятельности, я с системами ручного пуска не встречался.

Несколько слов об оборудовании. Любая система оповещения о пожаре имеет в своем составе световые и звуковые оповещатели. В качестве световых для всех типов оповещения, кроме первого, используются информационные табло "выход", а также указатели направления движения при эвакуации в виде различных стрелок.

Кроме того, для речевого оповещения используются различные модули, коммутаторы и усилители.

ТИПЫ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

Как уже говорилось, всего существует пять типов систем оповещения и управления эвакуацией. Чаще всего используется второй тип оповещения, поскольку под требования, определяющие его применения подпадают небольшие магазины, офисы и пр., процент которых в общем количестве объектов, подлежащих оборудованию СОУЭ, достаточно высок.

Ниже будут рассмотрены требования к составу оборудования систем различных типов. Я не буду досконально расписывать категории объектов, на которых требуется установка той или иной СОУЭ - соответствующая таблица имеется в упомянутом в начале статьи СП 3.13130.2009, но некоторые комментарии позволю.

Система оповещения 1 типа.

Самый простой вариант. В обязательном порядке требует только установки звукового оповещателя (сирены). Несмотря на то, что под оборудование этим видом подпадает достаточно много объектов, например, одноэтажные магазины площадью до 500 м2, монтажные организации в большинстве своем предпочитают повесить табло "Выход", что соответствует уже следующему типу оповещения.

Система оповещения 2 типа.

Как я уже говорил, используется достаточно часто. В этом случае требуется установка звуковых оповещателей и информационных табло "выход", размещаемых на путях эвакуации. Такие системы подходят для 2-х этажных предприятий торговли площадью от 500 до 3500м2, набольших музеев, выставочных залов, кинотеатров.

С технической точки зрения ничего экстраординарного перечисленные выше варианты не требуют. Любой пожарный приемно-контрольный прибор имеет выходы для подключения сирены и световых оповещателей, которые включаются при переходе прибора в режим "пожар".

Система оповещения 3 типа.

Здесь уже обязательно применения устройства трансляции речевой информации (динамик, звуковая колонка). При этом использование сирены становиться необязательным. Световые указатели "выход" однозначно устанавливаются.

Обратите внимание, в описаниях я указывают минимально необходимый состав оборудования. Никто не запрещает установить, например, дополнительные указатели направления движения (стрелки) или использовать совместно с речевым оповещением сирену.

Стоит заметить, что в своем минимальном составе 3 тип оповещения отличается от второго только большей информативностью (за счет речевых сообщений). Для всех трех уже перечисленных вариантов разделение объекта на зоны оповещения не требуется, чего не скажешь о следующих двух СОУЭ.

Система оповещения 4 типа.

В этом варианте уже четко прослеживается возможность не только оповещения, но и управления эвакуацией. Для этих целей требуется:

  • установка указателей направления движения;
  • разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • обратная связь зон с пожарным постом.

Соответственно и устанавливаются они на "серьезных" объектах - многоэтажных (9 и более) гостиницах, крупных гипермаркетах, вокзалах и пр.

Система оповещения 5 типа.

Это своего рода монстр. Ко всем перечисленным ранее функциям добавляются требования об обеспечении возможности реализации нескольких вариантов эвакуации, использования динамических световых оповещателей, координации управления всеми системами пожарной безопасности.

По большому счету эта система требует высочайшего уровня профессиональной подготовки на всех этапах оборудования объекта - от проектировании, до эксплуатации и обслуживания. Поэтому рядовому пользователю достаточно просто знать что она есть и не забивать себе голову высокими техническими материями.

ЗВУКОВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ О ПОЖАРЕ

Звуковое оповещение используется в системах первого и второго типа. В качестве оповещателей используются различные типы сирен. Как правило они формируют двухтональный звуковой сигнал, что дополнительно способствует его выделению из общего уровня шумов помещения, оборудованного СОУЭ указанных типов.

Основным требованием к звуковым вариантам оповещения является уровень звукового давления, создаваемого оповещателем. Он должен лежать в пределах 75 дБА - 120 дБА в любой точке помещения. Кроме того, существует еще одно требование, а именно, - превышение звукового сигнала над уровнем шума не менее чем на 15 дБА.

В соответствии с этими требованиями определяется требуемого количество оповещателей и их моделей. Основными параметрами. влияющими на выбор конкретного устройства являются:

  • уровень звукового давления;
  • напряжение питания и ток потребления;
  • климатическое исполнение.

Что касается первого пункта, то большинство моделей обеспечивают громкость на уровне порядка 100 дБ (плюс-минус 5-6дБ). Здесь стоит обратить внимание на расстояние, на которым обеспечивается заявленный уровень звукового давления. Большинство производителей указывает значение 1 метр. Не забывайте - чем дальше, тем тише. Тот же самый СП 3.13130.2009 нормирует эту величину на расстоянии 3 метра. Этот момент стоит учесть.

Если говорить про напряжение питания, то, как правило, выбирают 12 или 24 Вольт, поскольку это проще и, главное, безопаснее. Но не стоит забывать, что существует еще ток потребления. При прочих равных условиях оповещатели, которые питаются от 220 вольт будут потреблять его примерно в несколько раз меньше, чем их низковольтные аналоги.

Это может оказаться критичным при одновременном использовании большого количества сирен, главным образом, из за нагрузочной способности управляющих реле приборов пожарной сигнализации.

Что касается климатического исполнения, то, на первый взгляд, поскольку установка систем оповещения производится в помещениях, этот момент не критичен. Не стоит однако забывать, что помещения могут быть неотапливаемыми, поэтому на диапазон рабочих температур внимание обратить стоит.

СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ

В простейшем случае (рис.1-2) в состав речевого оповещения входят:

  • блок (модуль) речевого оповещения;
  • и нужное количество динамиков (колонок).

Модуль включает в себя синтезатор речевых сообщений и (или) устройство записи, которое позволяет записать нужную информацию непосредственно "с голоса" или стороннего источника. Также он содержит усилитель и, при необходимости, устройство согласования с акустической системой. Излишне, наверное, говорить, что мощность акустики не должна превышать возможностей усилителя.

Более сложные системы строятся на основе многоблочного принципа и содержат блоки усиления мощности, линейные усилители (УС), пульты управления, коммутаторы, приборы управления и пр. Такие системы конфигурируются исходя из индивидуальных особенностей объекта. Безусловно, все входящее в их состав оборудование должно быть совместимо, поэтому, как правило, используется модельный ряд одного производителя.

Все системы речевого оповещения должны иметь возможность контроля состояния соединительных линий, запуска от приборов пожарной сигнализации. При монтаже запрещается подключение акустических устройств с помощью разъемов. Только "под винт" или "пайку".

Для крупных объектов целесообразно использование интегрированных систем безопасности - работающих на одной платформе систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, контроля доступа и т.п.

Достаточно популярной в нашей стране является ИСБ «Орион» от компании Болид. Очень гибкая в конфигурировании система с достаточным количеством функциональных возможностей и опций. легко масштабируется и дружелюбная в инсталляции и настройке.

Если уже заговорили о конкретике, то можно отметить систему речевого оповещения "Орфей" от компании "Аргус Спектр". Ее оборудование может быть использовано самостоятельно в системах оповещения 3 типа или в качестве управляемого модуля для систем 4 и 5 типов. Запуск установки может осуществляться вручную персоналом или от приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации.

Система является универсальной и может быть использована на производственных предприятиях, в коммерческих структурах, образовательных, медицинских, гражданских зданиях.

По большому счету, выбор подобного оборудования достаточно широк. Немалую роль при выборе играют личные предпочтения инсталлятора, однако не нужно забывать о соответствии возможностей оборудования применительно к особенностям конкретного объекта.

© 2010-2019 г.г.. Все права защищены.
Материалы, представленные на сайте, имеют ознакомительно-информационный характер и не могут использоваться в качестве руководящих документов

Оповещение людей о пожаре и эвакуация из опасной зоны является приоритетной задачей любой системы пожарной сигнализации или автоматического пожаротушения. Состав, функциональность, эксплуатационные параметры системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), регламентируются НПБ-104-63, НПБ-77-98, и федеральным законом № 123-Ф3.

Классификация СОУЭ

Различают 5 типов СОУЭ по сложности исполнения и функциональности:

  1. Используемые извещатели: , . Линия оповещения всего одна, все устройства работают одновременно и неуправляемы.
  2. Добавлен светящийся указатель направления движения в сторону выхода. Реализовано две независимые линии оповещения, их управление независимо, можно включать попеременно для перенаправления эвакуационного потока.
  3. Добавлен . Допускается подключение двух линий, которые можно включать поочередно.
  4. К предыдущей структуре добавлен внешний блок управления. Переключение линий эвакуации может производиться с диспетчерской;
  5. Технические параметры детекторов и их комплектность остались те же, Добавилось более совершенное ПЗ дающее возможность выбрать и реализовать автоматическое, поочередное включение множества линий оповещения.

В зависимости от типа активации и управления переключениями линий бывает:

  • Автоматическая система оповещения о пожаре – где устройства оповещения включаются центральным контроллером системы пожаротушения или сигнализации. Активация происходит по сигналу адресного детектора;
  • Полуавтоматическая, управлением активации зон занимается диспетчер;

По принципу работы и устройству, различают:

  • Локальный моноблок – в одном корпусе монтируются все модули, громкоговоритель, речевой блок (карта памяти), усилитель сигнала, пожарный оповещатель. Аппарат активируется по обнаружению возгорания или с центрального контроллера, но воспроизвести может только ту информацию, которая записана у него на карту.
  • Централизованная система – может, по команде, транслировать записанную на нее информацию. В полуавтоматическом режиме транслирует голос оператора с пульта управления, оснащенного микрофоном.

По месту размещения устройства оповещения бывают:

  • Установка внутри здания;
  • Монтаж снаружи здания;
  • Использование на взрывоопасных производствах.

Требования, предъявляемые к системам оповещения любого типа

  • Передача сигналов управления на устройства;
  • Мониторинг линии связи на предмет обрыва;
  • Ограниченный доступ к управлению всей системой, защита от несанкционированного доступа у локального устройства (сигнал тревоги на пульт);
  • Контроль заряда батареи, аварийного источника питания;
  • Расширенные функции , отключение сирен, без отключения световой индикации направления эвакуации;
  • Корректировка интенсивности и очередности включения направляющей световой индикации;
  • Система внешнего тестирования или внутренне самодиагностики для быстрого определения неисправностей;
  • Автоматическое снятие блокировки с аварийных и пожарных выходов;
  • Автоматическое переключение источников питания с основного на резервный и обратно, по возможности быстрая блокировка сирены ложного срабатывания.
  • Длительное время работы на резервных источниках, в режиме ожидания до 24 часов, в активном режиме достаточно 1 часа.
  • Кабели питания и связи должны выдерживать высокую температуру как можно дольше.

Использование автономных извещателей, с передачей информации по радиосигналу не только значительно упростит монтаж, но и сделает систему более устойчивой к обрыву связи.

Состав системы оповещения

Принципиальная система оповещения о пожаре должна иметь следующую структуру:

  • Аппарат, принимающий сигналы и рассылающий команды согласно заложенной программе или под управлением оператора;
  • Оборудование для усиления мощности. Разделено на два типа, центральный усилитель и локальные, удаленные устройства;
  • Устройства для организации удаленного рабочего места, выносные микрофоны или консоли;
  • Эвакуационные световые знаки «ВЫХОД»;
  • Рупоры, громкоговорители настенные или потолочные;
  • Источники информации тревожного сигнала: цифровые записи, ретрансляционная сеть, приспособление, генерирующее тональный сигнал (сирена).

От качества оповещателей, их размещения в помещении и наполненности всего здания этими приборами зависят жизни людей.

Профилактика возгораний, предотвращение человеческих жертв и гибели имущества, строгое регламентирование норм противопожарной безопасности и контроль за их соблюдением — задачи, не теряющие актуальности и требующие повсеместного решения. В Российской Федерации правила пожарной безопасности прошли государственную стандартизацию, зафиксированы в Федеральном законодательстве, а также регламентируются «Сводом Правил СП3.13130.2009».

Как избежать катастрофы

Как не бывает дыма без огня, так нет огня, не представляющего опасности. Когда возгорание происходит в закрытом помещении, в котором к тому же находятся сотни людей, может разразиться масштабная катастрофа.

Быстро сориентироваться в условиях критической ситуации, не поддаться панике, организованно покинуть место происшествия – только так нужно действовать, чтобы избежать трагических последствий. Но этот сценарий поведения не сработает, если он не будет четко отрежиссирован и обеспечен необходимыми элементами технической поддержки:

  • о том, что произошло возгорание, людей надо оповестить;
  • затем дать сигнал о необходимости покинуть помещение или перейти в безопасное место;
  • нужно указать маршруты движения, чтобы люди знали, где спастись.

Организация управления эвакуацией людей при пожаре – задача не из простых. Нужно организовать действия по выходу из зоны бедствия так, чтобы развести потоки и избежать скопления людей, особенно в узких местах.

Решение задачи спасения людей существенно упрощается, если есть эффективная и действенная система оповещения и управления эвакуацией.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана эвакуации. Под планом эвакуации понимается не вывешенная на общее обозрении в вестибюле любого учреждения схема. Это один из важнейших технических документов, разработкой которого для каждого конкретного объекта специалисты занимаются на подготовки проекта.

Предусмотрено в проекте

Условия и технические возможности, необходимые для организации управления эвакуацией людей при пожаре, закладываются на этапе подготовки проектной документации:


Средства и методы экстренного оповещения

Управление организованной эвакуацией находящихся в здании людей при пожаре начинается с экстренного оповещения. Включение оповещающей системы происходит от команды, передаваемой автоматической здания, при поступлении на нее сигнала о возгорании.

Техническими средствами оповещения являются световые, звуковые устройства, устройства речевой трансляции, акустические блоки, панели и табло. Средства оповещения включаются сразу после поступления сигнала пожарной тревоги и не прекращают работу до окончательного освобождения здания.

Успех мероприятий по экстренному выводу людей из горящего здания был бы невозможен без работы звуковой сигнализации и передачи речевых инструкций и предупреждений.

Тоновый сигнал (сирена) оповещает о наступлении тревоги, трансляция профессионально разработанных текстов сообщает о необходимости покинуть здание, маршрутах передвижения, открытии дополнительных выходов и другую важную для организованного вывода людей из зоны пожара информацию.

Осуществляется при помощи прибора управления оповещением, смонтированного внутри защищаемого объекта и рассчитанного на круглосуточную непрерывную работу.

Прибор представляет собой — систему из блока управления, усилителей, микрофонов, акустических модулей, подключенных с помощью соединительных линий.

Количество и размещение акустических блоков рассчитываются так, чтобы производимый ими звук был слышен везде, где могут оставаться люди. Уровень подаваемого звука должен быть не менее чем на 15 дБА выше уровня постоянного шума в помещении. Речевая трансляция должна работать в нормально воспринимаемой частоте 200-5000 гЦ.

В цехах с высоким шумовым фоном, в местах, где люди работают в шумоизолирующей спецодежде, оповещение звуком обязательно комбинируется со световыми мигающими оповещателями.

Для светового оповещения используются следующие устройства:

  1. световые оповещающие мигающие знаки;
  2. световые указатели «Выход»;
  3. световые указатели «Аварийный выход»;
  4. световые знаки с указанием направления движения;
  5. световые указатели направления движения людей с изменяющимся смысловым значением.

Включение световых эвакуационных знаков автоматически происходит при общем освещении здания. До тех пор, пока в зрительных, демонстрационных, выставочных и подобных им залах есть люди, световые табло «Выход» выключать нельзя. В помещениях, где одновременно находится более 50 человек, указатель «Выход» должен гореть.

Светящиеся табло размещаются также над аварийными выходами с этажей здания. Световые знаки, показывающие направление движения к аварийному выходу, размещаются через 25 метров друг от друга в коридорах, а также в местах поворотов.

Знаки следует размещать на высоте 2 метра. В случае постоянного нахождения на объекте слабослышащих и слабовидящих людей звуковое оповещение должно передаваться на особенных частотах, а уровень светового импульса – повышенной яркости .

Помимо светового, звукового и речевого оповещения, система управления отвечает за включение аварийного освещения, разблокировку запасных выходов и коммуникацию пожарного поста с зонами оповещения о пожаре. Ведется автоматическое слежение за исправностью оборудования.

Типы систем

Все системы оповещения и управления эвакуацией можно разделить на пять видов. Устройствами какого из пяти типов должен быть оборудован каждый конкретный объект, можно проверить по таблице 2 Свода правил СП3.13130.2009.

Тип устанавливаемой системы определяется назначением сооружения, его этажностью, количеством людей, которые могут там находиться. Требования усложняются от первого типа к пятому по возрастающей.

Самая простая из них, система первого типа предполагает звуковой и световой способы оповещения. В систему второго типа входят также световые знаки с направлением эвакуации. Третий тип предусматривает обратную связь с помещением пожарного поста всех зон пожарного оповещения, на которые разделено здание.

Четвертый тип требует наличия в каждой из зон пожарного оповещения дополнительных нескольких вариантов возможной эвакуации. В системе оповещения по пятому типу все средства и механизмы обеспечения безопасности при пожаре управляются и координируются из единой диспетчерской. Каждый из последующих типов системы использует все способы оповещения и управления из предыдущей.

Для систем первого и второго типов, применяемых на большинстве небольших и средних объектов, разработаны готовые решения. Российский рынок предлагает специальные приборы управления, оснащенные всеми функциями, необходимыми для осуществления руководства безопасной эвакуацией людей при пожаре.

Система оповещения по 3- 5 типу применима для управления эвакуацией людей на особо важных объектах. Такими являются торгово-развлекательные центры, предприятия транспорта, большинство административных и общественных зданий, музеи, банки.

Статистика возгораний

По данным МЧС, с января по июнь этого года в России зарегистрировано 67864 крупных возгорания. Основными их причинами являются неисправности в работе электрооборудования и бытовых приборов, нарушения в эксплуатации производственного оборудования, неосторожное обращение с огнем.

Неофициальная редакция

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Об утверждении норм пожарной безопасности

«Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»

(НПБ 104-03)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 33, (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю :

1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу прилагаемые нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

НПБ 104-03

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Разработчики от ГУГПС МЧС России: А.А. Бондарев, B.C. Горшков; от ФГУ ВНИИПО МЧС России: А.В. Матюшин, А.Н. Щеглов, М.М. Шлепнев.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.

Взамен НПБ 104-95.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

2. Термины и определения

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3. Общие положения

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

включением эвакуационного освещения;

дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.

3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.

3.26 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста‑диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

4. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) + + * * *
Речевой (передача специальных текстов) + + +
Световой:
а) световые мигающие указатели * * * * *
б) световые оповещатели “Выход” * + + + +
в) статические указатели направления движения * * + *
г) динамические указатели направления движения * +
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения * + +
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста‑диспетчерской * + +
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения * +
5. Координированное управление из одного пожарного поста‑диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре +

Примечания:

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 – 5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.


5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя) Значение нормативного показателя Наибольшее число этажей Тип СОУЭ Примечания
1 2 3 4 5
1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м 2) До 800 1 * Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т. п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2) До 300

300 и более

*
3. Предприятия До 50 2 Не требуется
общественного питания (вместимость, чел.) До 50 Более 2 *
Размещаемые в подвале (цоколе) *
4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.) До 20

20 и более

* Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны
5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2) До 500 1 * Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны
Торговые залы Без ест. освещения *
6. Дошкольные учреждения (число мест) До 100 1 * В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел. они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся
Специальные детские учреждения *
7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.) До 270 1 *
Специальные школы и школы-интернаты *
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании) До 100 1 *
8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений До 4 * Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)

сезонного действия:

До 300 1 *
а) закрытые До 600

600 и более

1 *
б) открытые До 800

800 и более

1 *
клубы До 400 2 *
10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест) До 200 3 *
11. Лечебные учреждения (число койкомест): До 60

60 и более

* Помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
психиатрические больницы - *
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.) До 90

90 и более

*
12. Санатории, учреждения отдыха и туризма До 10 *
10 и более *
При наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения * *
13. Детские оздоровительные лагеря:
круглогодичного действия *
летние IV-V степени огнестойкости *
14. Библиотеки и архивы: *
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.) *
хранилища (книгохранилища) *
15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания До 6 *
16. Музеи и выставки (число посетителей) До 500 3 *
17. Вокзалы 1 *
18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.) До 50 До 3 *
19. Жилые здания:
секционного типа До 10 Не требуется
10-25 *
коридорного типа До 10 *
20. Производственные здания и сооружения (категория здания) А, Б, В, Г, Д 1 * 1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категорией А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой
Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.п.) *

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС России)

Главное управление Государственной

противопожарной службы

(ГУГПС МЧС России)

129085, Москва, Звездный бульвар,7

Телефон 217-20-59 Телефакс: 216-85-74

28.07.2004 № 18/4/2098

Первым заместителям начальников

ГУ ГОЧС Субъектов Российской

Федерации - главным

государственным инспекторам

по пожарному надзору

Субъектов Российской Федерации

(по списку)

В связи с поступающими запросами по применению требований НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России направляет свои разъяснения по проектированию данных систем.

Приложение по тексту: на 3 л.

Первый заместитель начальника-

заместитель главного государственного

инспектора Российской Федерации

по пожарному надзору

В.П. Молчанов

Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ.

Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03 является обеспечение выполнения СОУЭ своих функций в течение всего периода времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т. е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели наряду с техническими средствами и соединительными линиями являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ допускается воздействие опасных факторов пожара, лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

t отк > t p + t н.э.

где t p - расчетное время эвакуации людей, мин;

t отк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

t н.э. - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия возможно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4 и 5 типов.

В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4 и 5 типов. В качестве такой связи возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения.

Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных, типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к тексту оповещения можно сформулировать так:

Должен учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ.

Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения отвечающего требованиям НПБ 88-2001 *. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001 *. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны.

В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако, в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек.

Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 . Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована с целью реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104). Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.




Top