Что такое компетенция полномочия функция государственных органов. Административное право российской федерации. В сфере административной деятельности

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих функции государства. Понятие аппарат государства и механизм государства в своей основе совпадают, однако иногда в теории государства и права под государственным механизмом понимают не только систему государственных органов, но и те приемы и методы, с помощью которых эти органы осуществляют государственную власть. Основу государственного механизма составляют органы государственной власти, органы государственного управления, судебные органы и контрольно-надзорные органы. Особое место в системе государственного механизма занимают силовые структуры (вооруженные силы, милиция/полиция, тюрьмы и т. д.). Существуют 3 основные модели построения механизма государства:

    Централизованно-сегментарное, которая характеризуется сочетанием центральной власти с хорошо развитым местным самоуправлением.

    Моноципальная модель, которая характеризуется тем, что в таких государствах существует единая, разветвленная система государственных органов со строгой централизацией и системой отношений власти и подчинения.

    Монотеократическая модель, которая характеризуется единовластием главы государства, основанная на религиозных догмах.

    Принципы построения механизма государства

    Принцип народовластия – проявляется демократической организацией государства, при которой носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве является народ

    Принцип разделения властей , в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, и при этом каждая из ветвей власти является относительно самостоятельной и наделена контрольными функциями в отношении других ветвей.

    Принцип законности – заключается в том, что все государственный органы формируются на основании законов и осуществляют свою деятельность в соответствии с его требованиями. Закон признается нормативным актом высшей юридической силы

    Верховенство конституции

    Приоритет прав и свобод человека

    Единство системы государственной власти

    Профессионализм осуществления государственной власти (власть осуществляется на профессиональной основе)

    Равный доступ граждан к государственным службам (в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой)

    Гласность в осуществлении государственной службы

    Ответственность государственных служащих за принимаемые решения, а так же за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей

    Органы государства и их классификация

Государственный орган – это лицо или организация, выступающая от имени государства, наделенное определенной компетенцией и способное применять силу государственного принуждения. Основные признаки государственных органов:

    Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства и всегда выполняет какую-либо функцию государства

    Государственный орган образуется в установленном законом порядке

    Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией. Компетенция государственного органа – это сфера его полномочий, то есть границы, в пределах которых государственный орган действует от имени государства. Компетенция любого государственного органа определена в конкретном нормативно-правовом акте. Для высших органов власти и управления (парламента, правительства, президента), таким актом является конституция. В зависимости от содержания и объема полномочий государственного органа, различают общую и специальную компетенцию.

    Государственный орган характеризуется определенной структурой, располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его функций

    Государственный орган состоит из государственных служащих, то есть лиц, которые непосредственно осуществляют его функции. Государственный служащие – это работники государственного органа, выполняющие определенную функцию, подчиненные служебной дисциплине и получающие заработную плату в соответствии с занимаемой должностью. К числу государственных служащих относится так же должностное лицо, в силу занимаемой должности оно имеет властные полномочия и в праве самостоятельно принимать решения по их использованию

Классификация государственных органов:

    По принципу разделению властей органы подразделяются на: законодательные (органы государственной власти, коллегиальные, выборные представительные органы), исполнительные (органы государственного управления), судебные органы (осуществляют правосудие). Эта классификация требует следующих уточнений: отдельное место в государственном механизме занимает глава государства, то есть президент, поскольку в большинстве государств роль президента не ограничивается лишь тем, что он возглавляет исполнительную власть, существует еще органы государственного надзора и контроля, которые осуществляют контрольно-надзорные функции.

    По характеру формирования различаются первичные государственные органы, которые возникают либо в порядке наследования (к примеру наследственные монархии), либо избираются по установленной процедуре, и производные органы (они создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями).

    В зависимости от территориальной сферы деятельности , органы государства подразделяются на высшие (например парламент, президент, правительство, верховный суд), которые возглавляют определенную ветвь власти и действуют на всей территории государства, центральные органы (например отраслевые министерства и департаменты), они подчиняются высшим органам, но действуют так же на всей территории государства, местные органы (местный совет депутатов и т.д.), действуют в пределах определенной административно-территориальной единицы.

    По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (решения принимаются коллегиально) и единоначальные (либо состоят из одного лица, либо возглавляет одно лицо) органы.

    По характеру компетенции различают органы общей компетенции, полномочия которых охватывают все вопросы деятельности государства, относящиеся к их предмету деятельности (парламент, правительство, исполком), и органы специальной компетенции, компетенция которых распространяется только на строго названные вопросы.

    По времени функционирования различают органы постоянно действующие и временные. Временные органы создаются для решения каких-либо временных функций, например чрезвычайный совет или какое-либо учредительное собрание и т.д.

    Характеристика государственных органов

Органы государственной власти. К этим органам относится парламент, как высший орган государственной власти, и органы местного самоуправления. В целом это всегда выборные представительные коллегиальные органы, которые как правило формируются непосредственно населением. Парламент – это общее название (к примеру в Беларуси это национальное собрание, конгресс в США). Состав парламента может быть либо двухпалатным, либо однопалатным. Двухпалатный парламент как правило характерен для федеративных государств. В таком двухпалатном парламенте нижняя палата избирается всем населением и представляет интересы всего населения, а верхняя палата формируется из представителей/субъектов федерации и представляет интересы этих территорий. Иногда двухпалатный парламент существует и в унитарных государствах, например в Республике Беларусь. У нас в Республике нижняя палата – палата представителей, состоит из 110 депутатов, избирается непосредственно населением. Верхняя палата – совет Республики состоит из 64 членов совета Республики, формируется: по 8 человек от каждой области и города Минска, еще 8 избираются президентом. Верхняя палата представляет интересы административно-территориальных единиц. Депутаты нижней палаты парламента и члены Совета Республики имеют особый статус. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий. Основные функции парламента:

    Законодательная функция, принятие законов. Она включает так же право законодательной инициативы. Это возможность представить законопроект на рассмотрение парламента. Таким правом обладают в РБ депутаты палаты представителей и Совета Республики.

    Принятие бюджета и отчета о его исполнении. Бюджет – это финансовый документ государства, где сопоставляются доходы и расходы государства.

    Установление общегосударственных налогов и сборов.

    Ратификация (одобрение) внешнеполитических, международных договоров

    Участие в формировании органов государственного управления, прежде всего правительства, и контроль их деятельности

Местные органы самоуправления действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В Республике Беларусь к таким органам относятся: областные, городские, районные, сельские и поселковые советы депутатов. Как правило эти органы существенной роли не играют, в их компетенцию входит: установление местных налоговых сборов, которые направляются на развитие соответствующей административно-территориальной единицы, утверждение местного бюджета, осуществление контроля деятельности местных органов государственного управления (исполкомов), решение иных вопросам на местном уровне.

    Глава государства

Высшее должностное лицо государства. Существуют 2 формы осуществления полномочий главы государства: монарх и президент. Монарх приобретает свою власть по наследству, осуществляет свои полномочия как правило пожизненно, в руках монарха концетрируется вся полнота власти (формально), монарх не несет юридической и политической ответственности за свои решения. Президент, как глава государства – это выборная сменяемая должность, как правило избирается всем населением путем прямых выборов по мажоритарной избирательной системе. Президент осуществляет свои полномочия срочно, то есть избирается на определенный срок. Президент может возглавлять ветвь исполнительный власти, то есть являться одновременно и главой правительства, например в президентской республике. Может не относится ни к одной из ветвей власти (как например в РБ) и являться главой государства, осуществляя как законодательную, так и исполнительную распорядительную функцию.

    Органы государственного управления

Органы государственного управления – это исполнительно-распорядительные органы. Они обеспечивают реализацию законов и фактически организуют управление обществом. Система органов государственного управления строго централизована, нижестоящие органы подчиняются вышестоящим. Как правило, должности служащих органов государственного управления замещаются по назначению, а не по избранию, то есть это производные органы. Система органов государственного управления:

Высшие органы государственного управления. К ним всегда относится правительство, иногда президент (если он возглавляет правительство).

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции. Существуют несколько способов формирования правительства:

    Парламентский (правительство формируется из членов политической партии, победившей на выборах в парламент)

    Внепарламентский (для президентских и смешанных республик. Правительство назначается президентом, кандидатуры согласуются с парламентом или с одной из его палат. Правительство возглавляется премьер-министром, в президентской республике – президентом. В состав входят руководители центральных органов государственного управления – государственные комитеты. Основные функции правительства – это исполнение законов и организация всего государственного аппарата

Центральные органы государственного управления

Министерство – отраслевые органы управления специальной компетенции, то есть круг вопросов, которые они в праве решать, четко определен соответствующим актом законодательства. Государственные комитеты – это межотраслевые органы управления, ответственные за определенную управленческую функцию в различных сферах общественной жизни.

Местные органы государственного управления:

Исполкомы местных советов депутатов, администрации в районах городов, их отделы и управление.

    Судебные органы

Судебные органы – это органы, осуществляющие правосудия в пределах своей юрисдикции. Понятием юрисдикции охватывается компетенция судов и других государственных органов, уполномоченных законом на решение юридических дел. Суды занимают особое место в механизме государства, никому не подчинены и не подконтрольны. Основным принципом осуществления правосудия является осуществления правосудия только судом и только на основе законов. Судьи имеют особый статус, они неприкосновенны и несменяемы. Особое место в системе судов занимают конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, то есть проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую распространяются их полномочия подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции. Суды общей юрисдикции (или общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях, уголовные дела и другие дела не попадающие под юрисдикцию других судов, то есть это органы предельно общей юрисдикции. Суды специальной юрисдикции рассматривают дела отнесенные к юрисдикции определенных законодательным актам (как правило в какой-то сфере).

    Контрольно-надзорные органы

Эти органы осуществляют от имени государства контроль и надзор за соблюдением законодательства во всех сферах общественной жизни. К ним относятся: прокуратура и ее органы на местах (это органы осуществляющие надзор за соблюдением законодательства всеми лицами, организациями, учреждениями и т.д. во всех сферах общественной жизни. При выявлении правонарушений прокуратура дает предписание об их устранении и обращается в уполномоченный орган для привлечения виновных лиц к ответственности), комитет государственного контроля и его органы на местах (осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни, но прежде всего выявляет нарушения, связанные с финансовой деятельностью государства), различные государственные контролирующие инспекции (следят за соблюдением законодательства в определенной сфере)

Право в системе социального регулирования

    Вопрос: Понятие социального регулирования и социальные нормы.

Социальное регулирование- это упорядочивание общественных отношений с помощью социальных норм.

Социальные нормы- это правила регулирующие поведение людей в обществе.

Социальные нормы необходимы для поддержания порядка в обществе, а также для разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Для социальных норм характерны следующие черты:

    Социальность, поскольку они действуют в сфере общественных отношений.

    Объективность, социальные нормы складываются исторически, закономерно под давлением социальной необходимости.

    Нормативность, они действуют на неопределенный круг лиц и на неограниченное число ситуаций.

    Санкционированность, каждая норма обеспечивается какой-либо санкцией.

К социальным нормам относятся:

    Правовые нормы

    Обычаи- правила поведения складывающиеся исторически и в результате не однократного повторения вошедшие в привычку.

    Религия- мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие поведение и специфические действия основанные на вере в существование Бога или Богов.

    Мораль, одна из форм общественного сознания, система представлений о справедливости, о добре и зле, о честном и бесчестном.

    Семейные нормы, правила поведения принятые в семье.

    Эстетические нормы, представление о красоте.

    Корпоративные нормы, принятые в определенной социальной группе.

    Правила этикета.

2вопрос: Место права в системе социальных норм

Характеристика

Корпарат.нормы

Общеобязательность

Порядок и средства установления норм

Устанавливается государством и закрепляется в источниках права(НПА)

Спонтанно в процессе развития общественных отношений и нигде не закрепляется

Исходят от Бога и закрепляются в религиозных текстах(Библия)

Возникают в определенной организации и закрепляются в нормативных документах (устав университета)

Возникают исторически и действуют в силу их многократного повторения

Обеспеченность норм

Обеспеченно силой государственного принуждения, за нарушение правовых норм наступает юридическая ответственность

Обеспечивается

Силой общественного мнения и общественное порицание

Верой в них человека

Обеспечиваются самой организацией в пределах возможных мер воздействия, самая строгая из которых является- исключение из членов организации

Обеспечиваются силой общественного мнения

По сфере действия

Регулирует наиболее важные общественные отношения

Предельно широка, практически по всем вопросам

Регулирует чувственную сферу.

Действуют в рамках социальной группы и регулируют исключительно вопросы связанные с деятельность организаций

В системе социальных регуляторов право занимает особое место, что обусловлено его следующими чертами:

    Нормы права регулируют наиболее значимые общественные отношения.

    Нормы права являются общеобязательными, т.е. по общему правилу распространяют свое действия на всю территорию государства в пределах государственных границ, а также действуют в отношении граждан данного государства находящихся за границей.

    Нормы права формально определены, т.е. всегда имеют объективный источник выражения, как правило право существует в форме законодательства, т.е. в совокупности НПА, либо закрепляется в системе юридических прецедентов.

    Нормы права устанавливаются, санкционируются (одобряются) государством.

    Нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения, и за их нарушение наступает юридическая ответственность.

Компетенция органов как важнейший элемент их правового статуса:

    • Понятие компетенции
    • Факторы, влияющие на компетенцию
    • Обязанности
    • Права

Понятие компетенции

Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций создается система (структура), структура определяет компетенцию.

Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач.

Обязанности – это мера должного поведения

Право – это мера возможного поведения

Компетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа.

Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа в системе механизма государства.

Исходной базой для определения правового положения гос. органа является правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих правоотношений.

Правовое положение <=> Правовой статус <=> Правосубъектность

В статусе выделяются следующие элементы:

  1. Цель (назначение)
    Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности; глобальная задача.
  2. Задача
    То, что требует исполнения решения
  3. Функции
    Работа, производимая органами; направление деятельности
  4. Компетенция
    Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия, права гос. органа.
  5. Принципы организации и деятельности
    Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений
  6. Виды контроля и надзора
  7. Формы и методы координации и взаимодействия
  8. Система и структура

Факторы, влияющие на компетенцию

Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий, определяющих направления движения к какой – либо цели.
Виды:

  • Внутренние и внешние:
    • политические
    • экономические
    • социальные
  • Субъективные и объективные

Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи, функции)

Обязанности и права ФСБ РФ

Обязанности:

В сфере КРД и РД:
1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и оборонного потенциала;
3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;
4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;
8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;
4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

В уголовно – правовой сфере:

1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Права

В сфере КРД и РД:

1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;
4. направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

В сфере административной деятельности:

1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;
8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;
9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
10. создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;
11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;
15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности.

В сфере уголовно – процессуальной сфере:

1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

  • Тема 16. Государственное управление экономикой
  • Тема 17. Государственное управление социально-культурной сферой
  • Тема 18. Государственное управление в административно-политической сфере
  • 1.1. Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть
  • 1.2. Принципы государственного управления
  • 2.1. Генезис возникновения и развития административного права
  • 2.2. Предмет и метод административного права
  • 3.1. Механизм административно-правового регулирования
  • Тема 4. Субъекты административного права Российской Федерации
  • 4.1. Общая характеристика субъектов административного права
  • 4.2.Административно-правовая характеристика опеки и попечительства
  • Тема 5. Административно-правовой статус граждан
  • Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
  • 6.1. Органы исполнительной власти
  • 6.2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
  • Тема 7. Государственная служба и государственные служащие в Российской Федерации
  • 7.4. Система государственной службы Российской Федерации
  • 7.6. Реестр государственных служащих
  • 7.7. Принципы государственной службы
  • 7.9. Юридическая ответственность государственных служащих
  • 8.3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
  • 8.4. Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • 9.3. Административно-правовые акты управления
  • 9.6. Лицензирование – как метод контроля в государственном управлении
  • Тема 10. Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
  • 10.5. Административные регламенты – как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Тема 11. Ответственность по административному праву
  • 11.1. Понятие и характерные черты административного принуждения
  • 11.3.Сущность административного принуждения
  • Тема 12. Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
  • 12.3. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 12.4.Стадии административного процесса
  • Тема 13.1. Понятие и содержание государственного механизма
  • 13.2. Органы государства и их классификация
  • 13.3. Органы исполнительной власти
  • 13.4. Органы местного самоуправления
  • 13.5. Компетенция органов государственной власти
  • 14.3.Административно-правовая характеристика чрезвычайных (кризисных) ситуаций
  • 14.4. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях
  • Тема 15. Организация государственного управления в условиях действия специальных правовых режимов Российской Федерации
  • 15.1. Понятие и сущность специальных правовых режимов
  • 15.2. Особые правовые режимы
  • 15.5. Административно–правовой режим военного положения
  • 15.6. Административно–правовой режим чрезвычайного положения
  • 15.7. Административно–правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
  • 15.8. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Тема 16. Государственное управление экономикой
  • 16.2.1. Промышленность
  • 16.2.2. Агропромышленный комплекс
  • 16.2.3. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
  • 16.2.4.Транспорт
  • 16.2.5. Связь
  • 16.2.6. Торговля
  • 16.2.7. Окружающая природная среда и природопользование
  • 16.2.8. Государственное управление финансами и бюджетом
  • 17.1.1. Организация и осуществление процесса получения образования
  • 17.2. Система и административно-правовой статус органов управления культурой
  • 17.3.Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Тема 18. Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
  • 18.1. Понятие безопасности. Субъекты обеспечения безопасности
  • 18.2. Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
  • 18.3. Система и правовой статус органов государственной безопасности
  • 18.4. Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации
  • ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ (КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
  • ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Ко всем темам
  • К темам 1-12 (общая часть)
  • К темам 13-18 (особенная часть)
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Терминологический словарь
  • Приложения к темам 11-12 (образцы процессуальных документов об административном правонарушении)
  • Федерации»

    Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

    Полномочия органов местного самоуправления в Италии также находятся под контролем центральной власти. Назначаемые правительством страны комиссионеры предназначены координировать деятельность областных правительств (джунт). В провинциях и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры.

    Государственное управление рассматривается как управление делами государства. В тоже время, само государство можно рассматривать как один из органов управления делами общества в целом. Оно выступает как внешнее управление в отношении объединенных в коллективы членов общества (национально-территориальных и территориальных общностей, трудовых коллективов, широкого круга общественных объединений).

    В определенных случаях государство может делегировать органам местного самоуправления на определенных полномочиях часть принадлежащих ему полномочий (например, взимание налогов и пошлин,а также штрафных санкций). Поэтому на каждом этапе социального развития необходим взвешенный подход к соотношению конкретного сочетания между государственным управлением и органами местного самоуправления. Они являются разными формами единой публичной власти и социального управления.

    13.5. Компетенция органов государственной власти

    Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства являются: представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет; федерализм; гласность; профессионализм и компетентность; законность; демократизм; принцип разделения властей.

    Компетенция – совокупность всех полномочий (прав и обязанностей), которыми законом наделен определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо, представитель власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.

    Базовые источники компетенции – это положения Конституции Российской Федерации и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти определяется на основе сочетания трех принципов (статьи 71-72 Конституции Российской Федерации):

    1. Исключительной компетенции федерации – определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

    2. Совместной компетенции – установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;

    3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации .

    В СССР по Конституции 1936 года распределение предметов ведения между союзным центром и входящими

    в его состав 15-ю союзными республиками определялся тем, что все министерства и государственные комитеты делились на три вида:

    союзные – решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);

    союзно–республиканские – решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;

    республиканские – решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик. В отличие от выше перечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.

    В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

    В своей совокупности органы государства различных ветвей власти предназначены осуществлять эффективно государственное управление во всех сферах общественной жизни и на всех управленческих уровнях. Например, Всемирный банк раз в два года на основе 25 различных показателей определяет эффективность государственного управления в различных странах.

    Российскую систему государственного управления оценивают по следующим основным показателям: качество оказываемых государством услуг; качественные характеристики функционирования государственных институтов; компетенция и уровень компетентности государственных служащих; уровень доверия со стороны населения и бизнеса к политике, проводимой правительством; качество государственного регулирования экономики.

    Проводимые в 2004 году социологические опросы показали, что только 14% граждан из числа опрошенных были удовлетворены качеством и доступностью предоставляемых им государством услуг. В Канаде этот показатель составил 56%. В целом по разработанным Министерством экономического развития и торговли России критериям эффективность государственного управления в 2004 году в сумме по отдельным позициям составила 48,1 единицы из 100 возможных. К 2010 году этот показатель планируется довести до 70 единиц.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    Вопросы для закрепления изученного материала:

    1. Конституционные основы разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации (ст. 71-72).

    2. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

    3. Административно-правовой статус Центрального банка России.

    4. Административно-правовой статус Счетной палаты России.

    5. Роль и место органов прокуратуры Российской Федерации в процессе функционирования системы государственного управления.

    6. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

    7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам формирования органов исполнительной власти других управленческих уровней.

    8. Взаимосвязь и взаимодействие органов исполнительной власти Российской Федерации с другими органами государственной власти.

    9. Понятие административно-правового регулирования процессов прогнозирования и программирования.

    10. Основные черты административно-правового регулирования прогнозирования и программирования.

    11. Характер взаимоотношений органов прогнозирования и программирования с органами государственной

    12. Административно-правовое регулирование службы занятости населения.

    13. Права и обязанности службы занятости.

    Тема 14. Государственное управление в условиях чрезвычайных (кризисных) ситуаций (ЧС)

    При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений:

    Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственного управления в условиях ЧС.

    Виды ЧС. Характер изменений в государственном механизме. Полномочия органов государственного управления по предотвращению и ликвидации последствий ЧС. Компетенция МЧС РФ. Задачи ГО РФ и РСЧС. Стадии государственного управления в кризисных ситуациях. Особенности применения мер административной ответственности в условиях ЧС.

    14.1. Понятие и сущность чрезвычайного законодательства Российской Федерации

    Чрезвычайные ситуации являются своеобразным экзаменом для проверки способности государства им противостоять. Эти ситуации определяют степень готовности (способности) посредством эффективных действий практически всех ветвей и институтов государственной власти, и, в первую очередь, органов исполнительной власти на всех управленческих уровнях по предотвращению или минимизации возможных разрушительных последствий.

    В триаде личность-общество-государство в рассматриваемых условиях не подлежит сомнению точка зрения

    о том, что ведущая роль должна принадлежать государству. В зависимости от видов чрезвычайных ситуаций все элементы этой триады могут действовать в единстве (общая беда объединяет) и это значительно повышает эффективность принимаемых ими усилий.

    Думается, здесь уместны слова, хотя сказанные и по другому поводу, но имеющие прямое отношение к излагаемому предмету. Однажды Бертольт Брехт заметил: «Если вы боретесь, то можете проиграть. А если нет – то уже проиграли».

    Нередко причиной чрезвычайных (кризисных) ситуаций являются доходящие до точки кипения противоречия (непримиримые противоречия) между составными частями указанной триады. В этом случае все участники (стороны) конфликта выходят из кризисной ситуации с большими потерями (политическими, идеологическими, материальными, военными и иными).

    Наиболее распространенным и эффективным способом действия государства в чрезвычайных ситуациях является административно–правовой. Он предполагает построение системы государственного управления, способной в целом и на различных уровнях образующих ее подсистем действовать адекватно возникающим угрозам.

    Использование особых форм и методов государственного управления объясняется необходимостью своевременного реагирования на возникающие угрозы. В кризисных ситуациях изменяются организация государственного управления, структура и система органов исполнительной власти.

    В эти периоды времени органами государственной власти активно реализуется в процессе практической деятельности предварительно разработанная специальная система законодательства - чрезвычайное законодательство Российской Федерации . Это связано с возможностью возникновения общественных отношений на основе введения в действие качественно новых и более жестких правовых регуляторов, которыми выступают чрезвычайные, в том числе и особые правовые режимы.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    Чрезвычайное законодательство Российской Федерации - это разрабатываемая на основе базовых положений федерального законодательства Российской Федерации обязательная совокупность нормативных правовых актов, обладающих системным характером и вступающих в действие при необходимости предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Со ссылкой на Конституцию Российской Федерации бытует определенное мнение о том, что не очень корректно в государстве, стремящемся быть правовым1 , употреблять выражение «чрезвычайное законодательство». Тем более, с учетом печального отечественного опыта организации и деятельности государственного аппарата 20-30- х годов ХХ столетия (квазисудебные суды, чрезвычайные суды, суды троек).

    По этому поводу следует отметить, что в действующей Конституции Российской Федерации заложен своего рода «иммунитет» от повторения подобного опыта. В основном законе нашего государства говорится, что «Создание чрезвычайных судов не допускается» (глава 7 «Судебная власть» пункт 3 статьи 118). Нетрудно заметить, что при определенном словарном созвучии между понятиями «чрезвычайные суды» и «чрезвычайное законодательство» существует большая и принципиальная разница.

    Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Подобное условие необходимо соблюдать и при характеристике чрезвычайного законодательства. В соответствии с этим требованием и сформировавшимся подходом к классификации чрезвычайных ситуаций, на которые государство обязано реагировать, в том числе и правовыми методами. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации по периодам времени его действия можно сгруппировать следующим образом:

    чрезвычайное законодательство революционного периода (гражданская война); чрезвычайное законодательство военного времени (состояние войны и военное положение)1 ;

    чрезвычайное законодательство мирного времени (чрезвычайное положение и правовой режим проведения контртеррористической операции).

    Правоотношения, возникающие в процессе действия чрезвычайного законодательства, регламентируются различными отраслями законодательства. Чрезвычайное законодательство имеет много общего с административным законодательством.

    Независимо от наличия или отсутствия разработанного заблаговременно чрезвычайного законодательства любое государство имеет право на принятие адекватных угрозе мер по защите своего суверенитета. В истории СССР

    такие ситуации встречались неоднократно.

    Например, чрезвычайное законодательство военного времени СССР, действовавшее в 1941–1945 гг., создавалось непосредственно в годы Великой отечественной войны. С 1945 г. и до начала 90-х годов ХХ столетия в связи с объявленной в стране перестройкой, повлекшей за собой вначале возникновение ряда зон вооруженных конфликтов, а затем и распада СССР - в Советском Союзе также не было разработанного заранее чрезвычайного законодательства.

    Несмотря на то, что возможность введения в действие особых правовых режимов не предусматривалась все равно в различных регионах распадающегося государства неоднократно объявлялись «особые положения», предусматривающие ограничение конституционных прав и свобод, а также силовой характер действий не только правоохранительных органов, но и подразделений Вооруженных сил2 .

    Наряду с другими признаками наличие законодательства, предусматривающего правовой характер действия в различных ситуациях в соответствии с требованиями норм международного права является одним из основных признаков и одновременно принципов действия правового государства.

    14.2.Основные черты чрезвычайного законодательства Российской Федерации:

    является составной частью законодательства Российской Федерации и базируется на нем; обладает системностью, характерной для законодательства Российской Федерации; его содержание имеет направленность на защиту не только государства, но личности и общества;

    предусматривает более жесткие по отношению к обычному законодательству применение методов регулирования общественных отношений1 ;

    1 См.: статья 1 пункт 1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

    1 Следует отметить, что Федеральный конституционный закон «О военном положении» (2002 г.) предусматривает возможность введения военного положения в случае непосредственной угрозы и в условиях мирного времени.

    2 По действующей на рассматриваемый период времени Конституции СССР (1977 г.) Вооруженные силы страны предназначались только для отражения агрессии, исходящей со стороны других государств.

    1 КоАП России в обычных условиях устанавливает срок административного ареста до 15 суток, а в период действия

    режима чрезвычайного положения – до 30 суток. Такой же подход в усилении юридической ответственности наблюдается и в других государствах. Например, если в обычных условиях КоАП Республики Казахстан (часть 2 ст. 63) допускает при назначении наказаний за совершение нескольких правонарушений, рассматриваемых одним органом административной юрисдикции, максимальный размер административного ареста до 30 суток, то за нарушение требований режима чрезвычайного положения - 45 суток.

    Учебно-методические материалы по курсу «Административное право Российской

    Федерации»

    для обеспечения позитивного поведения субъектов права государством предпочтение отдается использованию мер запретительного характера и в меньшей степени - дозволениям2 ;

    в процессе реализации должны быть предусмотрены возможности для того, чтобы степень вводимых ограничений, основания и продолжительность их действия контролировались не только самим государством, но и мировым сообществом;

    при введении в действие предусматривает необходимость создания специальных органов управления или изменения полномочий у постоянно действующих органов государственной власти;

    оперативные органы управления наделяются надведомственными полномочиями; по времени действия чрезвычайное законодательство подразделяется на мирное и военное;

    по продолжительности действия оно устанавливается на: ограниченный законом конкретный срок (режим чрезвычайного положения); срок окончания действия чрезвычайных обстоятельств, послуживших причиной введения в действие чрезвычайного законодательства (прекращение войны, достижение поставленных целей в ходе проводимой контртеррористической операции);

    вводит ограничения, подразделяющиеся на комплексные (политические, идеологические, экономические, правовые и другие), системные (совокупность применяемых мер различными субъектами, наделенными официальными полномочиями) и отдельные.

    Отличительной особенностью действующего чрезвычайного законодательства Российской Федерации, основывающейся на отечественном и зарубежном опыте правоприменительной деятельности, является его профилактическая направленность на возможность предотвращения совершения (наступления) чрезвычайной ситуации определенного вида.

    В современных условиях возможность введения в действие чрезвычайного законодательства, как было отмечено в докладе специального докладчика ООН Н. Кестье (Франция), представленный 27 июля 1982 года 35 сессии Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссия по правам человека), может быть совместимо с демократическими принципами при выполнении следующих условий:

    если такое законодательство принято до возникновения кризиса; если оно содержит процедуры, предусматривающие предварительный и последующий контроль;

    если предусматривается, что оно будет применяться как временная мера.

    Конституция России является первичным внутригосударственным источником формирования чрезвычайного законодательства. Ее отдельные статьи, отражающие различные стороны проблем чрезвычайных ситуаций, расположены практически во всех главах конституции. Содержащиеся в них правовые предписания в зависимости от адресата изложены различными способами:

    императивными (например, запрет на создание чрезвычайных судов); управомачивающими (полномочия в рассматриваемой сфере Президента, Федерального собрания и

    Правительства России); предписывающими (характер вводимых ограничений при ЧС).

    Заблаговременный характер разработки чрезвычайного законодательства выполняет одновременно несколько функций: политическую; психологическую; организационную; экономическую и т. д. Кроме того, это позволяет создать не только основы механизма его реализации, но и минимизировать в рассматриваемых условиях случаи возникновения применения закона по аналогии. Исторический опыт свидетельствует, что это было характерно для норм административного и уголовного права, где аналогия закона запрещена.

    Введение в действие чрезвычайного законодательства предполагает разработку механизма его реализации, содержащего процедурные и материальные гарантии. Он должен включать в себя следующие обязательные для исполнения критерии:

    основания введения; указание на должностное лицо, принявшее решение о введении чрезвычайного законодательства;

    необходимость одобрения законодательным органом государственной власти принятого уполномоченным законом должностным лицом решения о введении чрезвычайного законодательства;

    перечень подлежащих ограничению конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц; перечень дополнительных обязанностей, возлагаемых на физических и юридических лиц; применительно к государствам с федеративным устройством - временные изменения в разграничении

    предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.

    Реализуя конституционный принцип правового государства о взаимной ответственности между государством и гражданами в современной России принимаются соответствующие виды нормативных правовых

    2 Поэтому принятие нормативных правовых актов, относящихся к системе чрезвычайного законодательства вызывает неоднозначную реакцию со стороны гражданского общества (опасения по поводу возможности отсутствия надлежащего контроля со стороны институтов общества за законностью действий специальных служб или принятия ими неадекватных мер, ограничивающих конституционные права и свободы).

    Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

    Президент

    Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

    Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

    Полномочия президента РФ :

    1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

    2) принимает решение об отставке Правительства

    3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

    4) утверждает военную доктрину РФ

    5) формирует Администрацию Президента

    6) назначает:

    а) полномочных представителей Президента

    б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

    в) дипломатических представителей РФ

    7) назначает выборы Государственной Думы

    8) распускает Государственную Думу

    9) назначает референдум

    10) подписывает и обнародует федеральные законы

    11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

    12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

    13) вводит в стране военное положение

    14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

    15) осуществляет помилование

    Законодательная власть

    Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

    Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

    Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

    Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

    1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

    2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

    3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

    4) Назначение выборов президента

    5) Отрешение президента от должности

    6) Назначение на должность:

    а) Конституционного суда Верховного суда

    б) Генерального прокурора

    в) заместителя Председателя Счетной палаты

    Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

    1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

    2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

    3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

    4) Назначение на должности:

    а) Председателя Центрального банка

    б) Председателя Счетной палаты

    в) Уполномоченного по правам человека

    5) объявление амнистии

    6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

    Исполнительная власть

    Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

    Полномочия Правительства РФ :

    1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

    2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

    3) осуществляет управление федеральной собственностью

    4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

    5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

    Судебная власть

    Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

    Полномочия Конституционного Суда РФ :

    1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

    в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

    г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

    2) разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;

    б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

    в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

    3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

    4) дает толкование Конституции РФ;

    5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

    1. Специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются:

    1) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда;

    2) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами;

    3) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства;

    4) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

    5) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий;

    6) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр;

    7) уполномоченный государственный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    8) уполномоченный государственный орган в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

    9) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии;

    10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений;

    11) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии.

    2. Компетенция специально уполномоченных государственных органов устанавливается Земельным, Водным и Лесным кодексами Республики Казахстан, а также законами Республики Казахстан о недрах и недропользовании, нефти, об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, об особо охраняемых природных территориях, в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, промышленной безопасности на опасных производственных объектах, ветеринарии, защиты и карантина растений, использования атомной энергии и радиационной безопасности.

    Статья 19. Компетенция местных представительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды

    Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) (далее - местные представительные органы) в области охраны окружающей среды:

    1) утверждают программы по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях, а также расходы по охране и оздоровлению окружающей среды;

    2) утверждают в пределах своей компетенции программы по управлению отходами;

    3) утверждают в пределах своей компетенции целевые показатели качества окружающей среды;

    4) заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и юридических лиц о состоянии охраны окружающей среды и природопользования;

    5) принимают в пределах своей компетенции правила природопользования, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность;



    6). Исключен в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред. )

    Статья 20. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области охраны окружающей среды

    Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) (далее - местные исполнительные органы) в области охраны окружающей среды:

    1) организуют разработку согласованных с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды программ и иных документов, предусматривающих мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию и их реализацию на соответствующих территориях;

    2) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов;

    3) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности;

    Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введен в действие с 1 января 2009 года)

    3-1) выдают разрешения на эмиссии в окружающую среду в пределах своей компетенции;

    4) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы;

    5) вносят предложения по разработке документов в области охраны окружающей среды, передают на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды инициативные проекты таких документов;

    6) привлекают для проведения экспертных работ внешних экспертов (физических и юридических лиц), имеющих лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды;

    7) разрабатывают в пределах своей компетенции целевые показатели качества окружающей среды;

    8) организуют разработку программ по управлению отходами и обеспечивают их выполнение;

    9) выделяют земельные участки под строительство объектов по размещению отходов производства и потребления;

    10) обеспечивают строительство объектов по удалению и размещению отходов;

    11) обеспечивают соблюдение экологических требований при обращении с коммунальными отходами;

    12) осуществляют контроль объемов образования отходов и разрабатывают мероприятия и экономические стимулы, направленные на снижение объемов образования отходов, повышение уровня их повторного или альтернативного использования и сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению;

    13) принимают решение о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

    14) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории;

    15) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы;

    16) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные проекты в области охраны окружающей среды.

    Раздел 2. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, экологическое нормирование, техническое регулирование в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологические разрешения, экологический аудит



    
    Top