Характеристика принципов противодействия коррупции в рф. Организационная основа, принципы и меры противодействия коррупции в органах государственной власти. Факторы процесса принятия решений

«КОРРУПЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ И БОРЬБЫ С НЕЙ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"

Федеральный закон «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» определяет понятие коррупции как - злоупотребление служебным положением , дача взятки , получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – представители легального и нелегального частного сектора .

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупцияэто не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников); – коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); – политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; – подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); – криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки; – обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления , влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 01.01.01 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ 8 марта 2006 года.

Следует подчеркнуть, что в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Проблемы противодействия коррупции

В области нормативного регулирования наиболее слабым звеном противодействия коррупции в Российской Федерации являются:

1. несовершенство внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства, регулирующего сферу доказывания по уголовным делам. Предмет доказывания коррупции является наиболее сложным, содержит специфические факторы, присущие только этому преступлению, но они не нашли законодательного разрешения в уголовном процессе . Преступная деятельность коррупционеров усилена их должностным положением, что создает реальные возможности для нейтрализации доказательств. Эти обстоятельства требуют адекватных законодательных процедур, направленных на устранение таких препятствий;

2. полное отсутствие уголовно-процессуальных норм в действующем УПК РФ, регулирующих международное сотрудничество по уголовным делам;

3. действующие международные договоры РФ не восполняют названных пробелов, но опираются на обязательность ключевого правила взаимодействия – применение внутригосударственных уголовно-процессуальных норм при исполнении международных поручений иностранных государств. Этим подчеркивается необходимость развития и совершенствования национального процессуального законодательства;

4. несовершенство национального уголовно-процессуального законодательства и действующих международных договоров РФ по оказанию правовой помощи по уголовным делам, отсутствие специального регламентирования международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции исключает страну из позитивного взаимодействия с другими государствами, не решает ее внутренних проблем, в том числе и в вопросах коррупции, создает условия и предпосылки для заполнения правового вакуума иностранными правовыми системами в ущерб интересам России.

Подводя итоги можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации , граждан и общественных формирований;

в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), – не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования , чистейшая репутация, уважение общества) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов , внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у МБУК ГЦИИ появляется шанс миновать коррупционную составляющую в деятельности учреждения, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути дальнейшего развития учреждения.

Мигачев право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Эксмо, 2005.- С. 485-490

Основные принципы государственной политики в области борьбы с коррупцией декларированы в ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 3.

Сочетание разнохарактерных принципов противодействия коррупции имеет смысл в функциональном их предназначении. Во-первых, деятельность по противодействию коррупции строится на использовании как карательных, так и профилактических мер. Во-вторых, эти принципы разновекторны, потому что ориентированы на многих участников противодействия коррупции из числа широкого круга субъектов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные организации, физические лица).

1. В признании, обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданинакак принципе противодействия коррупции просматривается конституционно-правовое содержание образующих его компонентов. Тем самым подчеркивается, что применяемые антикоррупционные меры не должны носить характер исключительных по отношению к конституционным правам человека и гражданина, которые оправдывают достижение результатов противодействия коррупции любыми средствами.

Таким образом, принцип, определенный в статье, основывается на соблюдении следующих основных норм Конституции РФ:

  • - все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);
  • - арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22);
  • - каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • - ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 1 и 2 ст. 23);
  • - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 1-2 ст. 24);
  • - граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
  • - никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35);
  • - каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);
  • - каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
  • - неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
  • - при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50);
  • - права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);
  • - каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
  • 2. Законность должна определять практические аспекты любой деятельности, имеющей цель противодействия коррупции. Переоценить данный принцип невозможно как в теоретическом, так и в требуемом к исполнению значении. В соответствии с принципом законности все субъекты противодействия коррупции подчиняются праву, не могут нарушать или обходить его требования, дозволения и запреты, действуют в строгом соответствии со своими правомочиями. Реализация этого принципа должна быть противопоставлена любым проявлениям произвола и вседозволенности, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.
  • 3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления как принцип противодействия коррупции следует рассматривать как в самостоятельном значении, так и сквозь призму обеспечения всех остальных принципов, установленных комментируемой статьей. В самостоятельном значении этот принцип тесно связан с реализацией мер, направленных на информационную открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и участие в их деятельности гражданского общества. Для этих целей требуется законодательное закрепление процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности указанных органов. В данном контексте следует рассматривать реализацию механизмов общественной экспертизы, проведение государственно-общественных консультаций и общественного мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.

Меры, направленные на исполнение рассматриваемого принципа, как представляется, определены в положениях Национального плана противодействия коррупции, которым предусматриваются:

  • - создание и использование инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;
  • - расширение сети государственных бюро правовой помощи и центров социальной помощи населению, а также методическое обеспечение их деятельности органами юстиции РФ;
  • - формирование единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, а также взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
  • - создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
  • - размещение на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • - увеличение количества и повышение качества телевизионных программ по правовому просвещению.
  • 4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений как один из основных принципов противодействия коррупции следует рассматривать не только в связи со сферой уголовного судопроизводства. Будучи опосредованно выраженным в уголовном законодательстве через "принцип равенства граждан перед законом", который не вызывает у правоприменителей сложностей, принцип неотвратимости ответственности применительно к сфере противодействия коррупции обретает иное качественное содержание. Это обусловлено спецификой мер противодействия коррупции, установленных Законом о противодействии коррупции. Так, например, обеспечению неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения во многом служат меры, связанные с осуществлением мониторинга доходов государственных или муниципальных служащих, или меры, связанные с соблюдением требований, запретов и ограничений, которые распространяются на служащих определенной в Законе категории. Принцип неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения при применении положений Закона должен использоваться широко еще и потому, что речь идет о системе правонарушений, в которых задействованы не только физические, но и юридические лица.
  • 5. Реализация принципа комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции на федеральном уровне имеет первостепенное значение.
  • 6. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, прежде всего связанных с устранением причин и условий, способствующих проявлениям коррупции. Данный принцип позволяет защитить людей, общество, государство от коррупционных посягательств, которые могут причинить существенный вред общественным отношениям, ценностям, охраняемым законодательством. Так, сильнодействующим профилактическим средством является гласность в работе государственных органов, обеспечиваемая созданием так называемого "одного окна" по оказанию услуг гражданам и юридическим лицам.

Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств: веб-камеры, дублирование составленных документов на специальном сервере), оправданно только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения, безрезультатны.

  • 7. Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в положениях антикоррупционных конвенций. Так, например, в ст. 13 Конвенции ООН против коррупции отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию "отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней". В рамках рекомендуемых Конвенцией мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции можно выделить те из них, предпосылки к реализации которых имеются в российской действительности. Это меры, связанные:
    • - с усилением прозрачности и содействием вовлечению населения в процессы принятия решений;
    • - обеспечением для населения эффективности доступа к информации;
    • - проведением мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществлением программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.

Усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений отмечаются в широком диапазоне современной государственной политики. В частности, в условиях реформирования моделей социально-экономической и административной политики государства диктуется необходимость нового осмысления места и роли некоммерческих организаций, предполагающих в том числе и разгосударствление рынка оказания ряда услуг, ранее выступавших предметом монополии со стороны государства. Очевидные правовые основания участия населения в процессах принятия решений содержатся в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред., от 25.12.2008), п. 53 ст. 2 Закона о гарантиях избирательных прав.

Достаточно нормативных правовых оснований и для реализации второй меры - участия граждан в деятельности по предупреждению коррупции, а именно в деятельности, связанной с обеспечением населению доступа к информации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 25.12.2008, с изм. от 09.02.2009) граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. С позиций антикоррупционного предназначения можно оценивать нормы Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, в которых предусмотрен комплекс решений по вопросам, связанным с порядком обеспечения доступа граждан к информации.

Реализацию третьей меры, касающейся формирования информационного поля нетерпимости в отношении коррупции, в том числе посредством реализации образовательных программ самого разного уровня, необходимо связывать не только с активным использованием современных телекоммуникационных и образовательных технологий. Информационное обеспечение - всего лишь форма, которая может иметь постоянные либо переменные свойства. Гораздо важнее содержание и механизмы подачи (преподнесения) материала антикоррупционной направленности, которые не должны быть безликими, а, напротив, должны иметь адресность и профессионально-компетентное сопровождение. Например, для предпринимательского сообщества конструктивными будут те антикоррупционные программы (образовательные, информационные), содержание которых определяют не эксперты, оценивающие на третейских правах коррупционные ситуации, а ответственные лица, имеющие соответствующие полномочия по предупреждению коррупции и реагированию на ее проявления. Что касается учебных программ антикоррупционной направленности, то здесь не важно их наличие в рамках каждой дисциплины. Это сделать сложно силами и компетенцией одних отраслевиков, например цивилистов, по преподаваемым ими дисциплинам. В данном случае целесообразна разработка специального курса, комплексно формирующего на основе материалов разных отраслей правовой науки специальные тематические антикоррупционные разделы.

К числу основных субъектов, осуществляющих противодействие коррупции, относят: Президента РФ, Администрация Президента РФ, Совет безопасности РФ, Минюст России, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минкомсвязь России, ФАС России, ФТС России и Росфинмониторинг, Генерального прокурора РФ (и подчиненных ему прокуроров), Счетную Палату РФ. О их антикоррупционной деятельности и ее методах см. лек. Т. №5.

коррупция политика борьба

Просмотры: 4 826

Основы

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции».

Принципы

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Меры

Противодействие коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • антикоррупционное образование и воспитание;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов;
  • мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
  • принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также должностей государственной службы;
  • установление законодательных запретов для должностных лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
  • поощрение лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, воинским и специальным званиям, классным чинам и иным знакам отличия;
  • развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
  • создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
  • формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;
  • регламентация порядка работы государственных и муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций с физическими и юридическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом и федеральным законодательством о прохождении государственной и муниципальной службы для лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в части 1 статьи 2 закона, а также лиц, занимающих эти должности, устанавливаются ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом они должны в письменном виде предупреждаться о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также мерах ответственности в случае их невыполнения.

Статья 2 . Субъекты коррупционных правонарушений (проступков)

1. За совершение коррупционных правонарушений (проступков) несут ответственность:

1) все лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации;

2) лица, состоящие на государственных должностях и занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с установленным Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы;

3) лица, занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с перечнями и реестрами должностей государственной службы субъектов Российской Федерации;

4) лица, занимающие должности, предусмотренные Уставом муниципального образования;

5) служащие Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;

6) должностные лица органов государственных контроля и надзора;

7) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;

8) должностные лица и иные сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации;

9) лица, не включенные в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, имеющие специальные, воинские звания и классные чины и выполняющие свои функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

10) мировые судьи;

11) лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей.

2. К иным лицам, приравненным к субъектам коррупционных правонарушений (проступков) указанным в части 1 настоящей статьи, относятся:

1) представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

2) руководители коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе политических партий и общественных объединений), выполняющие управленческие функции;

3) арбитражные управляющие;

4) аудиторы;

5) профессиональные оценщики;

6) нотариусы;

7) адвокаты;

8) эксперты, допущенные к проведению экспертизы по гражданским, уголовным и иным делам;

9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы местного самоуправления;

10) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за деятельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

Субъектам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается принятие в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ от государственных и муниципальных органов, организаций, а также от иных некоммерческих и коммерческих организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от физических лиц, в том числе:

1) принятие от физических и юридических лиц подарков, услуг, денежного вознаграждения, ссуды, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями, в том числе в течение трех лет после прекращения исполнения соответствующих полномочий, ухода на пенсию, за исключением подарков, имеющих символическое значение и полученных при проведении протокольных мероприятий;

2) получение гонораров за официальные публикации и выступления, в качестве должностного лица с использованием информации, которая могла быть получена только в процессе исполнения служебных полномочий;

3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных физических и юридических лиц, за исключением поездок:

по приглашению близких родственников за их счет;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;

4) использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, а также иных, вытекающих из официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей.

3. Денежные средства, поступившие на банковский счет лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение пункта 4 части 1 настоящей статьи, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, и иной творческой деятельности, но такая деятельность не должна наносить ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и использоваться как средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.

5. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, вклады в предприятия, иное имущество если их использование влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.

6. Члены семьи лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не вправе принимать приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе или в связи с исполнением иных официальных обязанностей.

Нормативно-правовые акты

1. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН//Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7-54.

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

3. Уголовный кодекс РФ 1996 года(в ред. от 01.12.2012) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции// Российская газета,26 ноября 2011 г.

5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»//Собрание законодательства РФ. 2009. N 7.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(в ред. от 29 декабря 2012 года) // СЗ РФ, 25.12.2008 года, №273

7. Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции// Электронный ресурс http://www.pravo.gov.ru

Вконтакте

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией в России является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ). В соответствии со ст. 13.3 данного Закона организации обязаны разрабатывать и принимать следующие меры по предупреждению коррупции:

  • 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • 3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В настоящее время методы противодействия коррупции только начинают внедряться российскими компаниями, однако стоит отметить, что организация грамотного комплаенса - это эффективная мера борьбы с коррупцией внутри каждой организации и надежная защита ее интересов 1 .

В качестве примера можно привести Единую отраслевую антикоррупционную политику Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее организаций, утвержденную приказом Госкорпорации «Росатом» от 14 апреля 2015 г. № 1/364-П. Назначением данной Антикоррупционной политики «Росатом» является установление основных принципов противодействия коррупции, методологических подходов и инструментов, следование которым позволяет:

  • 1) формировать регламентные, методические и организационные основы противодействия коррупции (в том числе Кодекс этики и служебного поведения работников Госкорпорации «Росатом» и иные локальные нормативные акты антикоррупционной направленности);
  • 2) информировать организации атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • 3) обеспечивать:
    • - исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможности коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
    • - соблюдение работниками Госкорпорации «Росатом» и ее организаций норм антикоррупционного поведения;
    • - применение мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

См.: Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Теория и современные практики комплаенса. Модели противодействия криминальным угрозам. М., 2016.

Организации не должны останавливаться на достигнутом в указанной деятельности. Следует помнить, что работа по построению системы комплаенса не заканчивается никогда. Это динамичный процесс: риски меняются с изменением масштабов бизнеса, законодательства и конкурентной среды, с появлением новых видов транзакций. И задача комплаенс-службы - идти в ногу с этими изменениями, перестраивая свои методы работы, пересматривая риски и работая над повышением корпоративной культуры компании.

Противодействие коррупции Госкорпорации «Росатом» и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных ст. 3 Закона № 273-ФЗ:

  • 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников, при этом не допускается установление в локальных нормативных актах Корпорации и (или) ее организаций требований к работникам об информировании работодателя или уполномоченных им лиц об обстоятельствах взаимодействия работников с правоохранительными и (или) иными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими государственный (муниципальный) контроль (надзор);
  • 2) законность - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений;
  • 3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;
  • 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;
  • 5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых и иных мер - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;
  • 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции - участники операционных процессов (подпроцессов, процедур) при выявлении на любой стадии их реализации признаков коррупционных и (или) иных правонарушений информируют об этом подразделение защиты активов и (или) должностное лицо, определенное в качестве ответственного за противодействие коррупции, независимо от решения вопроса о дальнейшей реализации соответствующего процесса (подпроцесса, процедуры);
  • 7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.

При организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции международными стандартами компаниям рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами :

  • - формирование культуры неприятия коррупции в обществе;
  • - процесс управления рисками и внутреннего контроля по предупреждению и противодействию коррупции является одной из составных частей системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе;
  • - систематическое рассмотрение вопросов организации, функционирования и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции советом директоров общества;
  • - определение четких полномочий сотрудников общества в рамках поддержания системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции на всех уровнях управления;
  • - непрерывное информирование и обучение сотрудников, контрагентов и партнеров в области предупреждения и противодействия коррупции;
  • - неотвратимость наказания для сотрудников общества за совершаемое антикоррупционное нарушение вне зависимости от занимаемой должности;
  • - непрерывное выявление и оценка коррупционных рисков;
  • - разработка эффективных мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, предполагающих простоту их реализации, низкую стоимость, вместе с тем позволяющих максимально снизить вероятность реализации коррупционных рисков;
  • - отказ от ответных санкций - защита сотрудников в случае отказа от совершения коррупционного действия (коррупции) или предоставления информации о нарушениях, имеющих признаки коррупции;
  • - непрерывный мониторинг эффективности мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции.
  • 1. Неприятие коррупции в любых формах и проявлениях

Компания придерживается принципа неприятия коррупции в

любых формах и проявлениях при осуществлении как операционной, так и инвестиционной и иных видов деятельности. Принцип неприятия коррупции означает строгий запрет для работников, членов органов управления компанией и иных лиц, действующих от ее имени или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое- либо посредничество участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране.

Компания подчеркивает недопустимость коррупционных действий, включая проявления конфликта интересов как в отношении представителей государства, общественных формирований, частных компаний, политических деятелей и иных третьих лиц, так и в отношении работников компании посредством злоупотребления служебным положением с целью извлечения какой-либо личной выгоды. В случае возникновения вопросов в отношении правомерности своих действий и соответствия их требованиям антикоррупционной политики работнику следует проконсультироваться с непосредственным руководителем или должностным лицом, ответственным за соблюдение деловой этики.

Компания должна оставлять за собой право придавать гласности информацию о лицах, нарушивших требования применимого законодательства и антикоррупционной политики.

2. Неотвратимость наказания

Компания заявляет о непримиримом отношении к любым формам и проявлениям коррупционных действий на всех уровнях корпоративного управления, расследует все разумно обоснованные сообщения о нарушениях надлежащих процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и привлекает к ответственности виновных, не взирая на их должности, стаж работы, статус в компании и иные взаимоотношения с ней в установленном применимым законодательством и локальными нормативными документами компании порядке.

Компания прикладывает все возможные разумные и законные усилия для максимально быстрого пресечения нарушений.

3. Законность

Компания строго соблюдает законодательство Российской Федерации и иных стран, нормы которых применимы к компании, и любое ее действие или бездействие, в том числе в области противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, не противоречит нормам применимого законодательства.

4. Тон высшего руководства

Все высшие должностные лица Компании должны заявлять о непримиримом отношении к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, демонстрировать, реализовывать и соблюдать его на практике.

«Тон сверху» является одним из важнейших элементов создания антикоррупционной культуры комплаенс и вовлечения сотрудников сверху вниз в целях минимизации рисков коррупционных правонарушений и преступлений.

«Тон сверху» в компании - это:

  • - реализация функции антикоррупционного комплаенса;
  • - достаточность ресурсов (выделены на профессиональное обучение и расширение штата специалистов по комплаенс);
  • - поддержка антикоррупционных инициатив;
  • - создание антикоррупционной культуры;
  • - придание значимости антикоррупционной функции;
  • - внедрение антикоррупционного комплаенса на всех уровнях организации.
  • 5. Регулярная оценка рисков вовлечения в коррупционную деятельность

В настоящее время существует настоятельная необходимость разработки соответствующей системы по выявлению коррупционных рисков и их устранению .

Компания выявляет коррупционные риски, характерные для ее потенциально уязвимых бизнес-процессов, проводит их оценку и периодическую переоценку. При выявлении и оценке рисков Компания учитывает всю полноту доступной на момент проведения оценки и переоценки информации о деятельности и планах, в том числе инвестиционных и стратегических.

Коммерческая организация оценивает характер и степень воздействия потенциальных внешних и внутренних рисков взяточничества от имени лиц, связанных с ней.

Для одних коммерческих организаций этот принцип будет проявляться как часть общей оценки риска, проведенной в связи с бизнес-целями. Цель этого принципа заключается в оценке рисков, пропорционально размеру организации, структуре и характеру, масштабам и месту ее деятельности. Но какой бы подход не был принят, чем полнее понимание рисков, тем эффективнее будут усилия организации по предотвращению взяточничества.

Некоторые аспекты оценки риска включают процедуры, которые входят в общепринятое значение термина «должная осмотрительность».

6. Системность и соразмерность надлежащих процедур

Компания разрабатывает и внедряет систему надлежащих процедур по противодействию и предотвращению вовлечения в коррупционную деятельность. Процедуры должны быть максимально прозрачными, ясными, выполнимыми, отвечающими выявленным рискам.

7. Принцип должной осмотрительности

Компания осуществляет проверку контрагентов и кандидатов на работу перед принятием решения о начале или продолжении деловых отношений на предмет благонадежности указанных лиц, неприятия ими коррупции и отсутствия конфликта интересов.

8. Информирование и обучение

Компания публикует антикоррупционную политику в свободном доступе на своей веб-странице в сети «Интернет» и заявляет о неприятии коррупции.

Компания прилагает разумно возможные усилия по информированию и разъяснению принципов и норм применимого законодательства, Кодекса деловой этики, антикоррупционной политики и иных локальных нормативных документов в отношении противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, включая ознакомление работников и контрагентов с основами противодействия коррупции.

9. Мониторинг и контроль

Компания осуществляет мониторинг внедренных процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и контролирует их соблюдение. Комитет совета директоров по аудиту на периодической основе проводит независимую оценку состояния системы противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, а также оценку соответствия деятельности компании нормам применимого законодательства и антикоррупционной политики. О результатах оценки Комитет совета директоров по аудиту сообщает акционерам в годовом отчете компании.

10. Совершенствование системы надлежащих процедур

Компания призывает своих работников и заинтересованных третьих лиц как можно раньше сообщать о своих подозрениях по поводу нарушений и о случаях несоблюдения положений антикоррупционной политики, а также предлагать меры по совершенствованию системы противодействия вовлечению в коррупционную деятельность.

Сообщения могут быть переданы следующими способами:

  • - по электронной почте в соответствии с программой оповещения о недостатках с сохранением анонимности;
  • - должностному лицу компании, занимающемуся вопросами безопасности и соблюдение деловой этики;
  • - своему непосредственному или вышестоящему начальнику.

Компания гарантирует конфиденциальность всем работникам и

иным лицам, сообщающим о нарушениях.

11. Отказ от ответных мер и санкций

Никакие санкции не могут быть применены к работнику Компании в случае:

  • - его отказа в даче или получении взятки, осуществлении коммерческого подкупа или оказании посредничества во взяточничестве, в том числе если в результате такого отказа у Компании возникли убытки, упущенная выгода, не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества, или
  • - его сообщения о предполагаемых нарушениях, фактах коррупции, иных злоупотреблениях или о недостаточной эффективности предпринимаемых контрольных процедур.

Если работник Компании или иное лицо предоставляет заведомо ложную информацию или пытается получить личную выгоду, противоречащую интересам Компании, то они могут быть привлечены к ответственности согласно законодательству и локальным нормативным документам Компании или его дочерних обществ.

Принципы противодействия взяточничеству (Принципы PACI) подготовлены рабочей группой, созданной организациями - членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с компанией TI и Базельским институтом управления, в 2004 г. Данный документ предназначен для компаний, желающих разработать собственные антикоррупционные программы и процедуры.

Следование Принципам PACI было и по сей день остается обещанием со стороны компаний нулевой терпимости к взяточничеству во всех его формах. Группа PACI - это специальная группа, которая контролирует соблюдение этических норм, стратегии и других корпоративных функций - создает безопасное пространство для участников рынка в реализации основных принципов, улучшает организацию и повышает эффективность бизнес-стандартов. Борьба с коррупцией во всех ее формах не только продвигает развитие и благополучие общества, но и делает бизнес сильнее, более устойчивым к риску.

Принципы PACI были пересмотрены и обновлены в 2013 г. и включают в себя шесть основных принципов, которые позволяют повысить прозрачность, осуществлять этичное ведение бизнеса. Это:

  • 1) выбор «тона сверху» через видимое и активное стремление руководства к нетерпимости к коррупции во всех ее формах;
  • 2) формирование внутренней готовности к «культуре» нулевой терпимости, что обеспечивает позитивную поддержку этического поведения;
  • 3) повышение транспарентности в рамках всей организации и в сфере взаимодействия с заинтересованными сторонами;
  • 4) соблюдение законодательства в юрисдикции, в которой осуществляется деятельность и ведется бизнес;
  • 5) поощрение бизнес-партнеров, использующих аналогичные этические нормы;
  • 6) поддержка коллектива по противодействию коррупции в определенных регионах или секторах экономики.

Чтобы воплотить эти принципы в конкретные действия, компаниям предписано не только взять на себя обязательства и организацию их реализации и текущей разработки эффективной антикоррупционной программы, но и, что более важно, активно продвигать глобальную антикоррупционную программу.

Анализ положений Федерального закона № 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции и следовать основным принципам противодействия ей, и положений Интегрированной концепции построения системы внутреннего контроля COSO и Принципов PACI позволил заключить следующее:

  • - принципы противодействия коррупции, закрепленные в Федеральном законе и воспринятые Росатомом, касаются требований отечественного законодателя в сфере противодействия коррупции как критерий соответствующего контроля со стороны регуляторов России;
  • - Интегрированная концепция построения системы внутреннего контроля COSO требуют соблюдения антикоррупционных принципов в рамках международной системы антикоррупционных стандартов;
  • Partnering Against Corruption Initiative Global Principles for Countering Corruption.Application & General Terms of Partnership. World Economic Forum, May 2016. P. 12.

Анализ международных актов, направленных на противодействие коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, на которых должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции.

Так, В. Н. Лопатин выделяет следующие принципы:

Партнерство субъектов антикоррупционной политики;

Приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы против коррупции;

Недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;

Недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;

Поддержание оптимального уровня численности лиц, занимающих государственные должности и состоящих на государственной и муниципальной службе;

Целевое бюджетное финансирование мер реализации антикоррупционной политики;

Признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений, совершенных лицами, занимающими должности, предусмотренные Конституцией России, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов РФ;

Недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственных, муниципальных и иных служащих, совершивших коррупционные правонарушения; недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупционных факторах и мерах по реализации антикоррупционной политики.

В настоящее время основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в России определены ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

К ним относятся:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Первые четыре из указанных принципов имею общеправовое значение. Специальное правовое значение для целей противодействия коррупции отводится принципам, закрепленным в пунктах 5-7.

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в законе «О противодействии коррупции» обретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явление приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

Принцип законности в контексте закона о противодействии коррупции имеет собственные нюансы и подразумевает: точное исполнение Закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления; точное исполнение Закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения; точное соблюдение и исполнение Закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на очевидные положительные сдвиги, пока чаще всего заменяется более узким принципом гласности. Ряд принятых законодательных актов (от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления) направлены на повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако до подлинного режима информационной открытости власти еще далеко.

Принцип неотвратимости ответственности. Использование названного принципа еще раз подчеркивает серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения должно назначаться адекватное наказание.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции предусматривает не только координацию действий субъектов, участвующих в процессе реализации данных мер. Начала данного принципа заложены в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в рамках которого можно отмечать ответственное представительство по каждому из направлений, комплексно составляющих рассматриваемый принцип. Наряду с этим комплексный характер применения перечисленных мер противодействия коррупции отражен в политико-правовом программном документе, каковым является Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение коррупции, и прежде всего на устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям. Рассматриваемый принцип требует комплексного содержания. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, могут быть предприняты наряду с мерами прокурорского реагирования и содержательно обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того, данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер не только в рамках их степени (карательные и предупредительные, в пользу последних). Важно еще и правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений. В этой связи обратимся в основе к тому же примеру, но в ином его содержании. Так, внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств - веб-камеры, дублирование составленных документов на специальном сервере), должно быть оправданно в применении только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения (например, тот же компенсационный пакет), нерезультативны.

Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в рамках положений антикоррупционных конвенций. Так, например, в ст. 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в наиболее приближенном значении к сотрудничеству отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию «отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких, как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней». В рамках рекомендуемых Конвенцией мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции можно выделить те из них, предпосылки к реализации которых имеются в российской действительности.

Примечательно, что, по мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл», в связи с опубликованием ИВК-2010, наиболее эффективным механизмом в противодействии коррупции в России остается именно гражданский контроль.

Таким образом, составляющими всей системы противодействия коррупции являются политические, организационные, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые, специальные меры.

При этом следует подчеркнуть, что политические меры - это разработка самой политики противодействия коррупции, принятие общих, политических решений, выражающих волю к борьбе, а основные направления политики противодействия коррупции определяются Президентом РФ.

Сегодня является очевидным, что гражданский контроль не может быть эффективным без четкой политической воли по вопросу борьбы с преступностью.

Показательным примером политической воли, можно отметить расследование уголовного дела, возбужденного в октябре 2012 года Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации в отношении должностных лиц ДИО Минобороны России, а также лиц, выполнявших управленческие функции в дочерних и зависимых обществах по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис». Впоследствии следователи возбудили и соединили с ним в одно производство еще 29 уголовных дел. Именно установление коррупционного признака, позволило впервые в новейшей истории России проявить политическую волю Президентом Российской Федерации, снявшим с должности Министра обороны А. Сердюкова.




Top