Как не платить за капитальный ремонт на законном основании? Что говорится в постановлении Верховного Суда по капитальному ремонту, а также в решениях Конституционного Суда РФ и Правительства

Еще в 2014 году в счета на оплату коммунальных услуг управляющие компании многоквартирных домов включили новую услугу. Появившаяся строчка «за капитальный ремонт» в квитанциях насторожила и расстроила многих собственников жилья. Однако в этом же году появились и первые рекомендации, в которых подробно были описаны способы, помогающие владельцам квартир не платить за эту услугу на вполне законных основаниях.

Однако, во второй части Жилищного кодекса РФ черным по белому написано, что денежные средства, которые в случае чего пойдут на капитальный ремонт многоквартирного дома, должны храниться либо на открытом счете, созданном для этой цели, либо на расчетном счете управляющей компании.

Тогда каким образом можно не платить за капремонт по закону? По каким причинам многие жильцы, собственники квартир, отказываются придерживаться правил законодательства? Разберемся подробнее.

Насколько законно требование управляющей компании об уплате средств за капремонт?

Это требование вполне законно и подробно расписано в Жилищном кодексе. При этом его можно считать вполне объективным и полезным, поскольку многие люди давно в курсе, что жилой фонд находится, мягко говоря, в ужасном состоянии. И все это может привести в ближайшие несколько лет к авариям. То есть, принимая на себя обязанность оплачивать определенную сумму за капремонт, собственник жилья заботится прежде всего о себе, а в первую очередь о собственной безопасности. А так ли это оказывается на деле?

Согласно законодательству, оплату за услугу обязаны вносить абсолютно все владельцы жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах. Исключением считаются лишь малообеспеченные граждане, получающие льготы и материальную помощь от государства. Помимо них полностью освобождаются от уплаты за капремонт ветераны войны и труда. И лишь только некоторые категории граждан получают скидку на услугу.

По каким причинам собственники квартир отказываются от уплаты за капремонт дома, в котором они живут?

Рассмотрим самые популярные причины, по которым владельцы жилья не хотят платить за капитальный ремонт дома:

  • Программу, направленную на улучшение жилого фонда, приняли не так давно, да и к тому же конкретных сроков проведения ремонта не выставлено, а, значит, деньги уйдут в никуда. Именно поэтому собственники воспринимают ее, как очередной способ заставить народ платить непонятно за что.
  • Оплату за капремонт дома должны вносить жильцы, однако за их деньги возможно когда-то будут отремонтированы чердаки, подъезды и подвальные помещения дома, которые никогда не станут их собственностью. Кроме того, народ настораживает то, что на выполнение ремонтных работ нанимаются бригады из частных фирм, которые осуществляют коммерческую деятельность.
  • Многие собственники не пользуются имуществом, которое управляющая компания предлагает привести в подобающий вид. Таким примером может послужить отсутствие необходимости в ремонте лифта для жителей первого этажа, поскольку они им попросту не пользуются.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Что такое капремонт? За что же собственники обязаны платить?

Даже если вы исправно платите за услугу капремонта, которая внесена в вашу квитанцию, и совершенно не беспокоитесь над тем, надо ли вносить средства или нет в специальный фонд, то наверняка вас может заинтересовать список работ, выполняющихся за ваши деньги. В этот перечень входит следующее:

  1. Реставрация здания и его фасада в соответствии с современными тенденциями.
  2. Ремонт подвалов.
  3. Восстановление кровли и поддержание крыши в нормальном состоянии.
  4. Реконструкция фундамента дома по необходимости.
  5. Восстановление работы старых лифтов или установка новых современных кабин.
  6. Обновление систем канализации, водоснабжения, отопления и других видов коммуникаций.

Исходя из приведенного списка, вполне логично, что обязанность оплаты капитального ремонта лежит на собственниках жилья. Но тут же возникает вопрос, а распространяются ли точно такие же требования на новостройки, которые сдали в эксплуатацию не более двух лет назад? Оказывается, согласно Жилищному кодексу РФ, жильцам таких домов тоже необходимо регулярно оплачивать средства за капремонт с перспективой на будущее. В большинстве случаев именно эти аргументы становятся самой главной причиной того, что люди, живущие в новостройках, отказываются от взносов за непонятные, по их мнению, услуги.

Каким образом законно не платить за капремонт многоквартирного дома?

Рассмотрев все важные вопросы, касающиеся оплаты капитального ремонта многоквартирного дома, остановимся подробнее на том, как законно не платить за эту услугу. Подобных способов несколько, но обойтись совсем без денежных расходов не получится. Итак:

Помимо этого, можно, конечно, и вовсе не платить за услугу, просто проигнорировав полученную квитанцию. Но за подобные действия могут последовать санкции от управляющей компании.

Что грозит тем, кто не вносит оплату за услуги капитального ремонта многоквартирных зданий?

По закону собственники жилых помещений вправе оплачивать не каждую строку в квитанции. Однако на деле это совсем непросто сделать. Если вы перестанете оплачивать услугу капремонта, то управляющая компания может применить штрафные санкции , а именно:

  • Рассылать дополнительные квитанции и уведомления о необходимости оплатить долг.
  • Начислять проценты на сумму долга.
  • Решать вопрос через суд, где владельцу квартиры придется подробно объяснить причину отказа от оплаты за услугу капремонта, предоставив веские доказательства в свою пользу. Если вы не сможете должным образом обосновать отказ, то размер долга, вероятно, увеличится еще и на сумму судебных издержек.

В итоге хочется отметить, что у каждого владельца жилья, расположенного в многоквартирном доме, есть два варианта отказа от оплаты за капитальный ремонт на законных основаниях. Первый - игнорировать квитанции на оплату капремонта, который будет еще неизвестно когда. А второй - использовать законные способы уклонения от значительной части выплат за услугу. Естественно, второй вариант предпочтительнее, поскольку он не влечет наложения санкций от управляющей компании и не доведет до суда.

Почему закон о капитальном ремонте многоквартирных домов по-прежнему вызывает бурю негатива со стороны населения? Попробуем разобраться. До определенного момента капитальный ремонт многоквартирных домов осуществлялся за государственный счет, так как долгое время считалось, что державе не накладно содержать общедомовую собственность. В 2012 году были внесены поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации и принят Федеральный Закон № 271, в результате вся ответственность за капитальный ремонт общей собственности легла на владельцев квартир.

Изменения в законодательстве

В чем суть поправок, которые внесли в Жилищный кодекс? До этого момента положение о капремонте многоквартирных домов не регламентировало правила оплаты владельцами общей собственности. На данный момент процедура утверждена законодательно, и ее нарушение может быть наказуемо. Таким образом, жильцов обязали сформировать денежный фонд, из которого средства будут поступать на восстановление здания.

Утвержденное постановление лишает возможности отказаться от отплаты начисленного тарифа. Единственное, что может сделать владелец квартиры - не накапливать долгов по новому виду коммунальных платежей, если он не попадает в льготную категорию, так как мерой пресечения безответственности могут стать арест и конфискация имущества.

Вопросы по формированию тарифной сетки оставили за региональными властями, поэтому платежи в разных регионах сильно отличаются друг от друга. Сумма начисляется в зависимости от площади квартиры: квадратуру умножают на установленную в регионе минимальную тарификацию и получают ежемесячную плату. Ее нужно вносить, чтобы сформировать ресурс для поддержания жилищного фонда в оптимальном для полноценной эксплуатации состоянии. При этом совладельцы общей собственности имеют право увеличивать взносы, отталкиваясь от минимума, установленного в регионе проживания.

Положительным моментом такой реформы стало появление более точных формулировок, которые касаются распределения денежных ресурсов, формирования тарифов, перечня мероприятий, попадающих в категорию капитального ремонта, ответственности за долги, основных обязанностей владельцев общей собственности. Возможно, в 2019 в закон об обязательном капитальном ремонте многоквартирных домов будут внесены незначительные изменения, и, скорее всего, они не коснуться формирования тарифной сетки и порядка, по которому осуществляются выплаты.

Основные обязанности жильцов многоэтажек

В ФЗ № 271 сформулированы обязательства и некоторые права собственников многоквартирного дома:

  • на владельцев частей общей собственности многоквартирных домов возложены обязательные денежные расходы по содержанию собственного и общего помещения, сумма подобных затрат формируется в зависимости от доли, которая находится во владении собственника;
  • увеличивать установленные тарифы собственники многоквартирного жилья могут, заключив договор, если совместно принимают решение о внеочередном мероприятии или необходимости других работ по капитальному ремонту;
  • к сведению будущих собственников квадратных метров: приобретая недвижимость, вы должны знать, что к новому владельцу переходят права и обязанности предыдущего, в том числе и невыплаченные долги по этой статье расходов;
  • для финансирования восстановления, модернизации или замены частей коммуникаций, собственники многоквартирного здания могут создать собственный счет или, заключив договор, платить специальному региональному оператору, в обязанности которого вменяется формирование регионального фонда денежных средств.
По собственному желанию или другим причинам более 85% населения страны добровольно вносят деньги на счета крупных компаний, так называемых региональных операторов. Формально, подобная организация может определять очередность и распределять средства, предназначенные на капитальный ремонт. В таком случае неизвестно, когда может дойти очередь до вашей общей собственности. Хотя региональные планы создаются на основе технического мониторинга состояния жилых строений.

Нужно учесть, что в планы автоматически не попадают здания, изношенные более чем на 70%, и частная собственность на гарантии застройщика. Фактически в выигрыше от подобного распределения оказывается старый жилой фонд, который невозможно восстановить силами и средствами жильцов, либо потребуется большое количество времени на накопление нужных ресурсов. Которые, с учетом темпов инфляции все более и более обесцениваются.

Проигрывают жители новостроек: за их счет происходит восстановление старых зданий, проводятся работы, в которых новостройки по объективным причинам не нуждаются и не будут нуждаться еще долгое время. Однако, согласно ФЗ о капитальном ремонте многоквартирных домов, платить должны все.

О санкциях за неуплату

Чем грозит неуплата, предусмотрено в ст. 155 закона, а именно:

  • плата в фонд капитального ремонта многоквартирного жилища вносится по такой же схеме, как прочие коммунальные платежи, в сроки, которые устанавливаются собранием собственников многоэтажки или другими уполномоченными органами;
  • произвести оплату можно любым способом: как перечислением на электронные счета организации (оператора или собственного счета МКД), так и оплатой в любых банковских отделениях, которые принимают подобные платежи;
  • отсрочка оплаты возможна, если на сайте компании, принимающей платежи от населения, сведения о текущем движении средств не были размещены в срок;
  • если гражданин не является собственником жилого помещения, он перечисляет квартплату и другие оговоренные платежи владельцу;
  • если владелец квартиры не проживает в ней, он обязан вносить оплату регулярно, как и коммунальные платежи;
  • после 30 дней просроченной оплаты по счетам начинает насчитываться пеня, сначала минимальная, затем ее ставка повышается (после 3 месяцев задолженности).

Так что вопрос о том, законно ли начисление пени, неактуален, так как ее размеры, процентная ставка и время, через которое она станет начисляться на накопленный долг, оговорены в ФЗ № 271. Кроме того, задолженность попадает под статьи закона, где указана возможность наложения ареста и конфискации имущества, принадлежащего должнику, за неуплату.

О льготах

Категории льготников, которые освобождаются от уплаты этого вида коммунальных платежей, совсем немногочисленны. Кто имеет право не платить? В первую очередь, от таких выплат освобождены жители аварийной недвижимости, которая не подлежит капитальному ремонту. Освобождаются от выплат граждане, проживающие на территории, которая в перспективе переходит в собственность государства или муниципалитета, либо те, кто является арендатором такой собственности, если договор найма не оговаривает этот пункт отдельно.

На основании закона № 169 о капремонте, 50%-ные льготы положены для пенсионеров, которым исполнилось больше 70 лет, а тем, кому больше 80 - и все 100%. Это все, что касается льгот, установленных и зафиксированных на федеральном уровне. Региональные власти формируют собственные списки льготников, в эту категорию попадают:

  • инвалиды и ветераны боевых действий и ВОВ;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и их семьи;
  • реабилитированные жертвы политических репрессий;
  • многодетные, малоимущие семьи;
  • инвалиды.

Перечень работ согласно закона


Некоторые пункты закона довольно четко регламентируют список работ, услуг и мероприятий, которые попадают под категорию «капитальный ремонт здания». До этого момента юристы в процессе судебных разбирательств часто сталкивались с размытыми понятиями о капитальном и текущем восстановлении дома.

Что представляет собой программа капитального ремонта и каков законодательно утвержденный перечень мероприятий? Градостроительный кодекс формулирует определение капитального ремонта таким образом: «ряд мероприятий, направленных на восстановление и замену основных частей и конструкций». Регламентирован такой перечень объектов ремонтных работ:

  • основные элементы крыши, кровли здания;
  • лифтовое хозяйство МКД;
  • основание (фундамент) и фасадная часть здания;
  • инженерные коммуникации дома;
  • подвалы и полуподвалы многоэтажек.

Градостроительный кодекс формулирует разные виды капитального ремонта жилищ. Комплексный - представляет собой модернизирование всей системы или полную ее замену. Частичное восстановление представляет собой выборочную замену элементов конструкций, частей или систем. Перечень выполняемых услуг и работ допустимо дополнять определенными пунктами, вопрос решается на уровне региональных властей. В зависимости от состояния жилища, которое определяется в результате технического осмотра, еще могут войти:

  • меры по улучшению энергоэффективности, с целью экономии энергоресурсов многоквартирного дома: установка контрольных узлов и счетчиков, замена печного отопления на любое другое, утепление наружных стен и фасада;
  • монтаж вентиляционного оборудования;
  • ряд других необходимых работ.

После внесения изменений в законодательство, финансировать любые другие услуги и работы, которые отсутствуют в утвержденном списке, владельцы дома могут. Для этого требуется заключить договор и увеличить количество денежных выплат в фонд восстановления здания. В некоторых случаях жильцы могут рассчитывать на помощь государства, на каких условиях между субъектами Федерации распределяются средства на восстановление жилых домов, прописано в ст. 17 закона.

О формировании фонда

Многие владельцы квартир стали задумываться о создании ТСЖ и собственных накоплений для капремонта. По сравнению с общими региональными операторами, которым поступают средства большей части населения, есть несколько преимуществ такой формы содержания дома:

  • схема использования средств более прозрачная, жильцам дома обеспечивают возможность самостоятельно ознакомиться с отчетностью в фонде за интересующий период, чтобы оценить, на что пошли средства;
  • все решения принимают на собрании владельцев общей собственности, а список услуг, необходимых работ, их приоритетность определяются насущными проблемами и значительно оперативнее, чем по заявкам в общий фонд;
  • ответственность за исполнение мероприятий и решений возлагают на конкретных лиц, с которых, заключив предварительный договор, можно потребовать отчет о проделанной работе, если выполненный объем не соответствуют ожиданиям.

Это самые очевидные положительные моменты, из минусов можно назвать медленное накопление средств в подобном фонде. Старую многоэтажку, с небольшим количеством квартир, «подлатать» за свой счет жильцам почти нереально - слишком большое количество работ и материалов требуют такие здания.

Как регулировать процесс

Для желающих сформировать ТСЖ, в законе о капремонте прописаны способы формирования фонда и варианты аудита документации:

  • отчетность об использовании средств на восстановление многоквартирного здания формируется с 1 января по 31 декабря текущего года. Основной итоговый отчет подготавливается не позднее апреля;
  • годовым отчетом по использованию накопленных ресурсов для капитального ремонта многоквартирных домов нужно считать перечень бумаг, в который входят отчеты о движении средств, перечисляемых и зачисляемых на лицевые счета, о пополнении, а также инвестировании временно не используемых средств, отчетность об аудиторских проверках. Достоверность данных подтверждается путем проведения аудита;
  • из конкретного фонда могут финансироваться услуги и работы, утвержденные в законе, после рассмотрения заявки на проведение этих работ;
  • вся информация о деятельности этой некоммерческой финансовой организации, отчетность за прошедший период, результаты аудиторских и других проверок размещаются на официальном сайте и должны быть общедоступными.

Там же совладельцы жилой собственности могут увидеть ежемесячное начисление тарифов, информацию о задолженности и пени. Аудиторская проверка финансовой деятельности организации осуществляется следующим образом:

  • это обязательная процедура, которая производиться ежегодно по результатам деятельности фонда;
  • советом выбирается и утверждается уполномоченная аудиторская компания, которая производит проверку;
  • внеочередной аудит может быть выполнен по инициативе совета в любое время.

Таким образом, функционирование подобной организации весьма четко регламентировано. На основании закона № 44 осуществляется участие в тендерах на проведение работ по капитальному ремонту жилых зданий. Юридические компании и лица, которые занимаются оказанием этого вида услуг, материалы, которые они поставляют, должны попадать под определенные требования и находиться в рамках определенной ценовой категории. Иначе финансирование совершается незаконно и может быть расценено как отмывание денег.

Капитальный ремонт для жильцов многоквартирных домов уже давно не является новинкой. До 2012 года финансирование проведения капремонта проводилось управляющими компаниями за счет средств из жилищного фонда ЖКХ. С 2012 года в силу вступил закон о капитальном ремонте многоквартирных домов, в котором говорится о том, что взносы за осуществление в многоэтажке капремонта вносят сами граждане, имеющую жилую и нежилую недвижимость. В данной статье будут рассмотрены основные положения ФЗ № 271 о капитальном ремонте.

Капитальный ремонт – это деятельность, направленная на улучшение жилищных условий, в которых проживают граждане в виде реконструкции зданий, модернизации оборудования и т. д.

Каждому многоквартирному дому обязательно со временем станет необходим капремонт, так как любая строительная система постепенно приходит в износ.

Согласно федеральному закону о капремонте теперь уплату за ремонт жилья осуществляют ежемесячно жители многоэтажки. Несмотря на это, жилищно-коммунальные хозяйства осуществляют некоторые отчисления, например, на переезд граждан, проживающих в здании, обслуживаемом управляющей компанией, если те проживают в аварийном помещении.

Капитальный ремонт нужен для того, чтобы в квартиры проходило энерго- и теплоснабжение, каждый мог получить газ, а эта деятельность происходила бесперебойно.

Если у дома потечет крыша, то граждане, проживающие в нем, могут обратиться в управляющую компанию с требованием устранить проблему, ведь ежемесячно, вместе с коммунальными платежами, они выплачивали взносы на реконструкцию здания.

Описание и разъяснение закона о капремонте многоквартирных домов

В рассматриваемом нормативно-правовом акте описано то, каким образом формируется жилищный фонд, за чей счет, какие организации вправе заниматься деятельностью по сбору жилищно-коммунальных платежей за осуществление ремонтной деятельности в многоэтажках.

В 13 статье этого ФЗ говорится о том, что жилищный фонд ежегодно подлежит проверке аудиторов, а значит, гражданам нечего бояться того, что их средства попадут в злые руки. При этом властными структурами возможно назначение внеплановых аудиторских расследований.

Закон о капитальном ремонте устанавливает порядок и очередность проведения работ по благоустройству зданий. Изначально не было четкого плана, по которому должны действовать управляющие компании, да и жители многоквартирных домов не особо понимали, за какие именно услуги они оплачивают взносы. Но в новую редакцию ФЗ о капитальном ремонте были внесены поправки, освещающие то, какую конкретно деятельность обязаны проводить обслуживающие организации. Таким образом, благоустройство жилых и нежилых помещений осуществляется по следующим пунктам:

  1. Укрепление фундамента.
  2. Улучшение фасада.
  3. Ремонтные работы для лифтов, в случае их неисправности.
  4. Обновление системы электроснабжения.
  5. Обновление газовой системы.
  6. Обновление системы водоснабжения.
  7. Улучшение подвалов.
  8. Реконструкция крыш.
  9. Обновление подсобных помещений.

Но если вы оплачиваете капремонт, это вовсе не значит, что осуществление ремонтной деятельности произойдет в этом году. На самом деле очередность проведения благоустройства мест жительства определяется территориальными органами государственной власти на 30 лет. Узнать о том, в каком году будет произведен капитальный ремонт в конкретном здании можно, обратившись администрацию либо обратившись к специальному интернет-порталу, на котором, при вводе адреса, отражается вся информация о доме и планируемое время проведения ремонтной деятельности в нем.

Но все же, если ситуация является экстренной, очередь можно обойти, обратившись с соответствующим заявлением в уполномоченные властные структуры.

Обратиться можно в ответственное за капремонт товарищество собственников хозяйства или в городскую администрацию.

Если же в доме происходят неприятные для жильцов происшествия, то они вправе составить жалобу в обслуживающую фирму. Если она ничего не предпринимает для устранения проблем, то граждане, проживающие в многоэтажном здании, вправе подать коллективную жалобу в прокуратуру и иные инстанции. В случаях, когда все инстанции отказывают в помощи, жители многоэтажки могут обратиться в судебные органы с иском против управляющей компании.

Сразу же обращаться в судебные органы бессмысленно, так как в иске будет отказано из-за отсутствия обращения в предыдущие инстанции.

Управляющие компании обязаны в случае возникновения проблем, устранять их, например, при протечке труб, нарушении водоснабжения, подачи отопления, газа, электричества и иных неприятностей. При этом нужно понимать то, что, например, протечка крыши может привести здание в аварийное состояние.

Жители многоэтажек должны осознавать то, что при ускорении очереди на устранение экстренных проблем, связанных с капремонтом, будут выделены лишь те денежные средства, которые успели накопиться за этот период. Поэтому есть большая вероятность того, что людям, обратившимся в органы государственной власти с целью подвинуть очередь, скорее всего, придется вносить дополнительные денежные средства в благоустройство дома.

Размеры взносов

Размер взноса на оказание ремонтных услуг не является единым согласно законодательству Российской Федерации. Во многом объемы выплат определяются региональным местонахождением жителей, а также тем, в каком состоянии находится здание.

В российском законодательстве выделяют несколько критериев, по которым определяется размер выплат:

  1. Метраж квартиры, в которой проживает плательщик.
  2. Тип здания.
  3. Время с момента постройки дома.
  4. Количество этажей.
  5. Степень изношенности здания.

При этом властями должно быть учтено то, что минимальный порог взноса по капремонту не может превышать 10% от семейного бюджета людей, проживающих на данной жилплощади.

Территориальные властные органы обязаны обновлять минимум по выплатам в бюджет жилищного фонда не менее, чем один раз в год.

Кто должен платить и сколько?

Платить за капитальный ремонт с 2012 года обязаны сами люди, проживающие в многоэтажке. Размер взносов определен территориальными властными структурами, но может и повышаться в зависимости от того, в каком состоянии находится место жительства.

Российским законодательством установлено то, что размер взносов в жилищный фонд равняется стоимости недвижимости. То есть в определенный период должны быть осуществлены выплаты, равняющиеся общей стоимости собственности.

Но все же есть несколько причин, по которым владельцы собственности вправе не платить за капремонт. К ним относятся:

  • признание дома аварийным;
  • если жильцами будет принято общее решение по размерам выплат за капремонт, оплата этих услуг может быть прекращена с момента накопления определенной соседями суммы;
  • использовать для взносов сдачу по офисам нежилых помещений здания.

Кроме того, льгота предоставляется и жителям новостроек могут не платить за капремонт первые три года проживания на территории собственной недвижимости.

Для пенсионеров, которые являются ветеранами труда и имеют иные награды, предоставлена скидка на коммунальные услуги в размере 50%.

Что будет с теми, кто не платит?

Если жители не желают оплачивать капитальный ремонт, то местные властные структуры вправе подать на них в суд, с целью получения суммы, накопленной на долговом счету клиента товарищества собственников жилья. Жителям рекомендуется своевременно оплачивать коммунальные платежи, ведь помимо суммы задолженности с него будет взят штраф, а также расходы, которые придется понести во время судебного разбирательства.

Можно ли оформить субсидию на капремонт?

На капитальный ремонт можно оформить субсидию. Это представляется возможным, если жилец осуществил максимальные выплаты по благоустройству здания.

Тонкости и нюансы

Законом пока не предусмотрено поведение властей в той ситуации, когда жильцы на протяжении длительного времени выплачивали денежные средства на капитальный ремонт и до того момента, как они подошли по очереди в программе по капремонту, их дом признали аварийным. Ведь средства, которые были собраны жильцами не могут быть потрачены на расселение жильцов аварийных зданий. Чтобы решить этот вопрос, жильцам лучше всего подать коллективную жалобу в судебные органы власти.

Жильцы, которые приобрели квартиры в новых многоэтажках, вправе до пяти лет не оплачивать взносы за капремонт помещения. Те, кто не имеют права собственности, не платят за капитальный ремонт. Это люди, работающие по договору социального найма (за них выплаты осуществляют органы муниципалитета), а также арендаторы.

Неполная оплата капремонта является таким же правонарушением, как неоплата.

В случаях, когда жители многоквартирного дома не желают оплачивать услуги по благоустройству в связи с тем, что опасаются попадания своих денежных средств в органы государственной власти, то они могут оплачивать счет, который может открываться в банке на конкретный дом. Такая возможность появилась в России в 2014 году. Владельцами такого счета могут стать товарищества собственников жилья или жилищный кооператив.

При изменении структуры очереди жильцы должны понимать то, что из жилищного фонда могут браться те средства, которые были накоплены за период участия дома в программе. Есть вероятность того, что жителям многоэтажного дома придется вложить собственные средства в осуществление ремонтной деятельности.

Если делается коллективное обращение в доме, имеющем муниципальные объекты, то необходимо известить о создании запроса органы МСУ и указать причины, по которым необходимо произвести ремонтную работу.

Если на сайте государственного фонда ЖКХ отсутствует информация о доме, то это является поводом для паники. Нужно воспользоваться расширенным поиском. Возможно, дом стоит в очереди, просто в системе произошел сбой либо человек, вносящий сведения, ошибся во вводе данных о вашем месте жительства. В любом случае жильцы дома вправе обратиться в государственные органы с уточнением. Если дом действительно не вошел в программу, то жильцы дома вправе попросить уполномоченную организацию внести многоэтажку в проект и указать причины, по которым это необходимо.

Если жители многоквартирных домов желают того, чтобы их права в области жилищно-коммунального хозяйства исполнялись, то им необходимо знать требования российского законодательства в области проведения ремонтных работ в жилых и нежилых помещениях. Это обезопасит всех жителей, переживающих за реконструкцию места их проживания.

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов от 2012 года с актуальными изменениями. 271-ФЗ – основные идеи и нововведения. Особенности применения закона для жителей новостроек и регионов. Официальный текст закона с последними поправками.

Большая часть россиян проживает в городских многоэтажных домах. После того, как основная масса квартир была приватизирована, обязанности по обслуживанию личной жилплощади оказались возложены на самих граждан. При этом до 2012 года не было ясности в вопросе о том, кто следит за общим имуществом. В Жилищном кодексе четко не прописывались лица, которые должны организовывать и финансировать капитальный ремонт в многоэтажках.

Ситуацию исправило принятие Госдумой отдельного законодательного акта. Действующие правила разъяснил закон 271-ФЗ о капитальном ремонте , который также добавил в сложившуюся практику несколько важных нововведений.

Закон 271-ФЗ о капитальном ремонте

Главная идея закона о капитальном ремонте многоквартирных домов заключается в определении тех, кто обязан оплачивать содержание жилья и тот самый капремонт. Законодатели постановили, что эти взносы делают собственники квартир. Отдельные депутаты посчитали неконституционной норму, обязывающую обычных граждан делать такие платежи. Однако Конституционный суд РФ назвал платежи обоснованными, так как средства будут расходоваться в интересах собственников жилья.

В законе о капитальном ремонте многоквартирных домов разъясняются многие важные вопросы:

  • перечень работ по капремонту зданий;
  • размер ежемесячной платы для владельцев квартир;
  • порядок использования накопленных средств;
  • перечень лиц, имеющих права на льготы и многое другое.


Краткое описание закона 271-ФЗ

С одной стороны, закон о капитальном ремонте многоквартирных домов (МКД) накладывает на собственников определенные обязательства. С другой стороны, он защищает их интересы. Взносы владельцев жилья копятся на отдельном счете и могут быть потрачены только на выполнение определенного перечня работ. В капремонт входят работы, связанные с:

  • фасадами;
  • кровлей;
  • фундаментом;
  • лифтами;
  • основными внутридомовыми коммуникациями;
  • подвалами.

Средства по закону 271-ФЗ о капитальном ремонте дополнительно можно направить на утепление фасада, переоборудование крыши и организацию выходов на нее, установку коллективных приборов учета. Законодательство определяет минимальный размер взносов на все эти работы. Собрание собственников может принять решение о повышении данных взносов, чтобы накопить дополнительные средства. Их можно тратить на другие работы, связанные с капремонтом общедомового имущества.

В законе о капитальном ремонте многоквартирных домов прописывается, что отдельные виды работ может оплачивать государство. Конкретного их перечня не приводится. В каждом отдельном случае эти моменты нужно уточнять в местной администрации или органах соцзащиты.

В отдельных случаях закон 271-ФЗ о капитальном ремонте освобождает граждан от уплаты взносов. В том числе, их не должны платить собственники домов:

  • в аварийном состоянии;
  • расположенных на земле, изымаемой государством для своих нужд (при наличии соответствующего постановления).

Общий перечень льготников можно уточнить в официальном тексте закона о капитальном ремонте многоквартирных домов. Его действующая редакция доступна по ссылке. В их число входят, в том числе, пенсионеры. Собственники старше 70 лет платят 50% сбора, старше 80 лет – освобождаются от уплаты в полном объеме.

ФЗ-271 «О капитальном ремонте» для новостроек

Недавно введенные в эксплуатацию многоквартирные дома в ближайшем будущем не потребуют капремонта, так как находятся в отличном техническом состоянии. Для новостроек в законе 271-ФЗ о капитальном ремонте есть отдельные положения. Собственники квартир в таких домах на определенное время освобождаются от уплаты взносов. Максимальный льготный период – 5 лет с момента ввода здания в эксплуатацию.

По российским законам многоэтажный дом считается новостройкой в течение 3-5 лет с той даты, когда он начал эксплуатироваться. Конкретная цифра определяется местными властями.

Некоторые управляющие компании в новостройках начинают собирать деньги на капремонт заранее, до истечения льготного 5-летнего периода. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов не запрещает это, но с оговорками. Такая схема может использоваться только при согласии всех собственников. Его получение происходит по стандартной схеме – УК организует общее собрание, на котором собираются подписи.

Собственнику, не согласившемуся с преждевременными выплатами на капитальный ремонт, нельзя прописывать в квитанции эту расходную статью. Он имеет право обжаловать данное действие УК в городской администрации.

ФЗ-271 для жителей регионов

Основные нормы были прописаны на федеральном уровне, но некоторые моменты остались в ведении регионов. Например, по закону о капитальном ремонте многоквартирных домов размер взносов за 1 квадратный метр жилья определяется на местах. Это вполне объяснимо при учете разницы в доходах и состоянии жилого фонда для разных регионов.

Для жителей крупных городов федерального значения взносы на капремонт несколько выше, чем в населенных пунктах районной или областной принадлежности. В России до недавнего времени было два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Несколько лет назад к ним присоединился Севастополь.

По закону о капитальном ремонте многоквартирных домов регионы не только определяют размер взносов. Власти на местах также обязаны:

  • разрабатывать руководящие документы по проведению работ;
  • определять программу капремонта;
  • устанавливать сроки и перечень работ.

Кроме планирования и руководства процессом местные власти также должны контролировать своевременное выполнение заданных работ. Обычно региональная программа разрабатывается на ближайшие 20-30 лет. Часто на местном уровне создаются краткосрочные планы, определяющие перечень мероприятий на ближайшие 3 года.

Закон о тишине регламентирует уровень шума во время проведения ремонтных работ.

Закон 271-ФЗ о капитальном ремонте обязывает региональные власти делать все касающиеся капремонта МКД документы открытыми и общедоступными. Необходимую информацию о сроках и прочих моментах любой пользователь может уточнить на сайте. За его работу и наполнение электронной базы отвечают власти региона.




Top