Какие размеры штрафов за сокрытие двойного гражданства. Двойное гражданство: о каких штрафах идет речь

Без сомнения, наши читатели, которые, так или иначе, следят за всеми перипетиями принятия противоречивых изменений в российском законодательстве, связанных с необходимостью рапортовать о втором гражданстве или виде на жительство в другой стране, уже в курсе всех деталей противоречивых изменений законодательства, инициированных невыездным депутатом от ЛДПР Алексеем Луговым 31 марта этого года.

Итак, 23 мая Госдума, к сожалению, всё же приняла в третьем и окончательном чтении законопроект, который обязывает граждан России впредь сообщать о наличии второго гражданства или вида на жительство в другой стране органам Федеральной миграционной службы (ФМС). Согласно изменениям в законодательстве, граждане РФ, получившие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство в иностранном государстве, должны письменно либо лично уведомить об этом ФМС в течение 60 дней. За нарушение этих установленных правил уведомления ФМС установлена как административная, так и уголовная ответственность. Так, за несвоевременное представление уведомления либо за представление сведений, содержащихся в уведомлении в искаженном или неполном виде придётся заплатить административный штраф от 500 до 1000 рублей. В то время как за полное игнорирование требования об уведомлении устанавливается уже уголовное наказание или же принудительные работы. Процитируем изменения, внесённые депутатами Думы в Уголовный Кодекс дословно и полностью:

«Статья 3302. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.».

Итак, как видим, в самом худшем случае, человек столкнётся с необходимостью осознать, что весь последний год он вовсю впахивал не на себя и свою семью, а на государство, как государственный крепостной, и будет принуждён государством отдать всё заработанное.

Прав был всё-таки тот наблюдательный римлянин, которых когда-то изрёк: “Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia” (Сенаторы все – мужи достойные, но римский Сенат – злобное чудовище)… Ничего с тех пор так и не поменялось.

Интересно, до обысков на границе тоже дойдёт?

Есть опасение, что, поскольку речь может идти и об уголовном преступлении, на соответствующих должностных лиц (к примеру, пограничников), могут быть возложены и обязанности оперативно-розыскных мероприятий. То есть, попросту говоря, обысков на границе всех, кто почему-то следует за границу без визы в страну, с которой имеется визовый режим. Поэтому, мы помним, что со вторым паспортом выезжаем ТОЛЬКО через страны, с которыми у РФ безвизовый режим или только через свое ВНЖ, например, в Латвии .

Впрочем, законопроект содержит и открытую лазейку – он не распространяется на тех граждан РФ, которые постоянно проживают за пределами России . Это, по видимому, позволяет избежать уголовной ответственности тем людям, кто появляются в России только эпизодически и могут доказать свою устойчивую связь с другой страной.

«…гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации) , имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве…»

Интересно, у Вас тоже сложилось впечатление, что граждан сознательно подталкивают к эмиграции?

Была (и пока ещё остаётся) слабая надежда на благоразумие последующих инстанций, которые необходимы для утверждения закона. Так, Путин, когда сырой законопроект ещё только уходил в Госдуму, давал напутствие депутатам — “не переусердствовать”. Да и Комиссия совета по правам человека при президенте России (СПЧ) подвергла законопроекты о введении уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства уничтожающей критике, считая их антиконституционными. В заключении Комиссии СПЧ прямо говорится:

«По мнению Комиссии, привлечение к уголовной ответственности может осуществляться только за совершение общественно опасных деяний, которым дается индивидуальная уголовно-правовая оценка. В рассматриваемых отношениях субъектами данной ответственности могут быть только лица, в отношении которых законом установлен запрет иметь иное гражданство, но не рядовые граждане »

Тем не менее, вчера, 26 мая, появилось заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в котором прямо говорится, что, по мнению Комитета, с конституционностью как раз-таки всё в ажуре:

«Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупционных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если же слабеющей надежде на проявление благоразумия Советом Федерации не суждено оправдаться ( UPD — не оправдались, 28 мая 2014 года Совет Федерации благоразумия не проявил. Спорный законопроект получил одобрение ), то тогда последний бастион – это уже сам Гарант Конституции, который, как мы помним, не особенно горел желанием попадать под огонь критики за чрезмерно жёсткий закон. Есть последняя надежда, что возьмёт, да и не подпишет…

В противном случае, восторжествует видение достойного либерально-демократического, но невыездного государственного мужа Андрея Лугового: тех россиян, которые сами, без помощи государства смогли обеспечить себе необходимый им безвизовый режим, могут начать подвергать на границе процедуре либерально-демократических обысков с целю выяснить – как же им всё-таки это удалось и, раз уж они настолько умелы и сметливы, то нельзя ли разжиться в пользу государства денежным эквивалентом их трудов за последний год?

Есть друг или знакомый, которого может коснуться этот закон? Пошлите ему ссылочку на этот исчерпывающий анализ законопроекта – думаем, ему пригодится, а Вам он будет благодарен!

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Российские граждане обязаны уведомлять государство о получении вида на временное, постоянное жительство либо паспорта другой страны в установленный законодательством срок. За сокрытие этих фактов предусмотрена два вида ответственности - уголовная и административная в виде штрафа за двойное гражданство в России. Отсчет времени, предусмотренного для подачи заявления, начинается с того дня, когда получен документ, дающий право находиться в другой стране длительный срок.

Законодательные нормы

Правила действуют для российских граждан, проживающих на территории РФ и находящихся за границей. В первом случае им дается 60 дней, во втором они должны сообщить об изменениях в течение 30 дней, прошедших после прибытия в РФ.

В действующем законодательстве нет запрета на получение второго гражданства, но взаимный договор о его признании подписан только с Таджикистаном и Туркменистаном. Согласно ему, разрешается одновременно иметь паспорта двух стран и выбирать для постоянного жительства любую из них.

В законе, принятом в 2014 году, говорится, что двойное гражданство правомерно только в случае заключения договора между государствами. В Конституции предусмотрено, что граждане РФ могут иметь паспорт другого государства, не теряя статуса российского гражданина. Обязательное условие - своевременное уведомление о приобретении второго подданства. Лица, оформившие ВНЖ (ПМЖ) либо гражданство нескольких государств, уведомляют о каждом из них отдельным заявлением. За детей, не достигших совершеннолетия, это должны сделать родители (опекуны). Россияне могут обращаться в структуры МВД, расположенные по месту:

  1. своего пребывания;
  2. проживания;
  3. фактического жительства.

Подача уведомления

Чтобы избежать наложения штрафа за неуведомление о втором гражданстве, необходимо лично обратиться с заявлением и документами в миграционные органы МВД по месту фактического нахождения или регистрации. Сотрудники проверяют предоставленные документы, соответствие оригиналов и копий. Разрешается отсканировать документы и отправить их по электронной почте или в отделение почтовой связи.

Лица, находящиеся в другом государстве, обязаны сообщать о наличии двойного гражданства в установленный срок после того, как пересекли границу РФ. Кроме заявления, понадобятся:

  • документ (паспорт), содержащий указание на гражданство;
  • постановление, подтверждающее статус;
  • нотариальная доверенность, если интересы представляет другое лицо;
  • свидетельство о рождении для несовершеннолетних;
  • документ о признании недееспособным для граждан, находящихся под попечительством;
  • копии всех документов.

В уведомлении должны содержаться сведения:

  1. полностью Ф. И. О., дата и подробная информация о месте рождения, настоящее место фактического пребывания;
  2. серия и № документа, удостоверяющего вашу личность;
  3. информация о документе, дающем право проживать в другой стране;
  4. дата и основание получения второго гражданства, разрешение на жительство.

Разрешается заполнять бланк собственноручно и при помощи технических средств. Сведения вносятся на русском языке, в отдельных графах допускаются латинские буквы.

В приеме документа могут отказать в следующих случаях:

  • имеются пустые строки;
  • заполнено с фактическими, грамматическими ошибками;
  • есть исправления, зачеркивания;
  • сокращения, аббревиатуры вместо полных наименований.

После регистрации заполненная сотрудником МВД часть уведомления отрывается и отдается заявителю. Ее необходимо сохранить, так как этот документ подтверждает факт исполнения требований законодательства.

Наказание за несвоевременное уведомление

В законодательстве не предусмотрено введение ограничительных мер и санкций за сокрытие информации о получении дополнительного гражданства. Собранные сведения используются для создания базы данных россиян, имеющих паспорта других стран. С момента пересечения российской границы они считаются гражданами РФ.

За несвоевременное информирование предусмотрены два вида ответственности:

Россияне подают сведения с 2014 года, для жителей Крыма это правило действует с 2016 года. Самое суровое наказание предусмотрено для следующих категорий:

  • лица, подавшие документы для участия в выборах;
  • граждане, работающие во властных структурах или пытающиеся туда устроиться;
  • лица, трудоустраивающиеся на должности, занятие которых дает доступ к государственным секретам либо для служебного места предусмотрен запрет для лиц со вторым гражданством.

Нарушением являются следующие действия:

  • подача документа позже установленного срока;
  • предоставление искаженной информации либо ее частичное сокрытие;
  • в заявлении содержатся недостоверные сведения;
  • отсутствие ксерокопий документов.

От подачи сведений освобождаются:

  1. люди, находящиеся за границей;
  2. граждане стран, заключивших с Россией специальный договор.

Лицам, занимающим должности государственных служащих, после получения паспорта другого государства запрещается работать в органах управления муниципального и федерального уровня, силовых структурах. Они не могут быть владельцами СМИ.

В РФ вопрос о возможности иметь двойное гражданство решен только с Туркменистаном и Таджикистаном. Был подписан договор, дающий право гражданам получать новое гражданство, не утрачивая прежнего. Россияне могут иметь еще одно гражданство, но на территории РФ их признают гражданами России.

Давайте определимся сразу: штрафовать или каким-то иным образом карать за наличие двойного гражданства никто не собирается. Все эти кричащие заголовки, которыми пестрит интернет – не более чем «страшилка». Суть законопроекта состоит в том, чтобы обязать россиян с двойным гражданством сообщать о наличии такового, поскольку в настоящее время такой обязанности не установлено. Даже всевидящее ФМС не в курсе, сколько в России живет людей с двойным гражданством.

Чтобы избежать серьезных неприятностей, гражданину Российской Федерации достаточно в течение двух месяцев со дня приобретения гражданства или подданства иностранного государства письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС (часть 3 статья 6 закона «О гражданстве Российской Федерации» в предлагаемой редакции). Соответственно органы ФМС будут вести учет граждан с двумя паспортами.

Как поясняет один из авторов законопроекта, помощник депутата Госдумы Елена Иванова, цель законопроекта состоит в том, чтобы выявить и сурово наказать лиц с двойным гражданством во властных кругах. К слову, законопроект был подготовлен еще в начале 2013 года, когда разразился громкий скандал: выяснилось, что некоторые депутаты имеют гражданство других стран, и это вызвало справедливое негодование общественности. Очевидно, что если человек имеет двойное гражданство, то он имеет не только два паспорта, но и два «комплекта» конституционных и иных обязанностей.

При таких условиях создается опасность того, что лицо будет действовать не только в соответствии с требованиями конституционного правопорядка России, но и стараться соответствовать требованиям, которые предъявляет его вторая родина. И серьезность ситуации усугубляется, если стараться соответствовать будет лицо, облаченное властью в России.

Однако равенство всех перед законом и судом, независимо (в том числе) и от должностного положения - это всеобщий принцип, установленный Конституцией (\ст. 19 \). Так что новый закон будет работать и для депутатов, и для всех остальных граждан России. На данный момент правозащитники беспокоятся, что этот закон может ударить по гражданам России, проживающим на Украине.

К примеру, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев \опасается \, что если российский гражданин, живущий на Украине, является также гражданином России, то он должен будет сообщать в российские органы власти о своем существовании, тем самым нанося себе «непредвиденный ущерб на Украине».

Действительно, законопроект устанавливает, что гражданин России, который имел второе гражданство до (предполагаемого) вступления в силу указанного закона, также обязан сообщить об этом в органы ФМС в течение двух месяцев со дня вступления в силу закона. Между тем, на жителей Крыма нормы законопроекта будут распространяться с 1 января 2016 года.

Представляется, правозащитники чрезмерно сгущают краски (впрочем, это случается часто). Данный законопроект не предназначен для того, чтобы каким-то образом ущемлять в правах человека с двумя \паспортами . По-прежнему действует Конституция, и никто не исключает их нее статьи 62 \, которая устанавливает, что «российский гражданин вправе иметь двойное гражданство; наличие второго гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей (иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ)». Тезис о том, что «придется больше платить налогов» тоже не выдерживает ни малейшей критики. Действительно, доходы резидентов РФ облагаются по ставке НДФЛ 13%, а нерезидентов – 30%, причем резиденты вправе получить налоговые вычеты и возвраты, а нерезиденты – нет. Но обратите внимание: не граждане, а резиденты.

Налоговым резидентом считается человек, который фактически находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (\ст. 207 НК РФ \). Это правило не зависит от гражданства человека, даже российский гражданин, который предпочитает переживать за судьбы Родины в уютном домике где-нибудь в Испании, может быть признан нерезидентом, и ему придется платить налог по ставке 30%.

Наконец, высказывается мнение о том, что санкции за неуведомление о втором гражданстве чрезмерно суровые. В Уголовный кодекс РФ будет введена статья 330.2 «Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства», которая предусматривает:
уголовный штраф до 200 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до года – либо обязательные работы на срок до 400 часов. Впрочем, речь идет именно о сокрытии. Если уведомление будет подано не вовремя, с пробелами или с заведомо недостоверными сведениями, предлагается установить административный штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

Все познается в сравнении. Так, в феврале 2014 года на рассмотрение Верховной Рады Украины поступил законопроект, который предусматривает наказание за сокрытие украинским гражданином наличие у него второго гражданства. То есть в любом случае российскому гражданину, имеющему украинский паспорт, придется об этом заявить.

Непредставление либо несвоевременное представление соответствующего заявления и копии документа, подтверждающего приобретение иностранного наказывается: штрафом в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (49776 в рублевом эквиваленте); лишение свободы на срок от 3 до 5 лет – если не сообщил о втором паспорте гражданин Украины, использовавшим свое избирательное право в Украине; лишение свободы на срок от 5 до 7 лет – для должностных лиц; от 7 до 10 лет – для лица, имеющего доступ к государственной тайне.

Судите сами, так ли строг российский Уголовный кодекс.




Top