Консультационный комитет крупнейших частных банков кредиторов. Лондонский клуб (London Club) - это. Критерии для пересмотра долгов

Для обеспечения интересов кредиторов (в первую очередь, из развитых стран) при получении долгов от развивающихся и бывших социалистических государств созданы Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб коммерческих банков-кредиторов. Это объединения, сотрудничающие друге другом и с МВФ и МБРР. Парижский и Лондонский клубы ведут переговоры с государством-должником, согласовывают принципиальную основу для частичного списания долга либо для его реструктуризации (пересмотр сроков, процентов, условий кредита).

Парижский клуб кредиторов был образован в 1956 г. и представляет собой важнейшее неформальное финансовое объединение государств-лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, и отличается от Лондонского "как государство отличается от коммерческого банка". Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их взаймы исходя не из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие банки дают международные наймы осторожно – только если заемщик обещает большие проценты.

Парижский клуб представляет собой межгосударственный механизм, не имеющий статуса международной организации. Основные задачи Парижского клуба – не допустить объявления государством-должником одностороннего моратория на выплату задолженности, обеспечить участие такого государства в системе международного кредитования, равномерно распределять между кредиторами бремя реструктуризации долгов. Формально Парижский клуб не имеет ни устава, ни организационных структур. В практике его деятельности сложилась система принципов, которыми руководствуются государства-члены:

  • – рассмотрение обращений государств-должников, только если невыплата ими долга в срок является неизбежной;
  • – строго индивидуальный подход к каждому государству-должнику;
  • – обусловленность пересмотра порядка погашения долга;
  • – равномерное распределение потерь от пересмотра долга между всеми государствами-кредиторами.

Главная идея деятельности Парижского клуба – проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. В 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Максимальная скидка предоставляется только при условии активного проведения рыночных реформ.

Члены Клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Особенность структурной организации Парижского клуба – это собрание представителей суверенных государств-кредиторов иод председательством чиновника Государственного казначейства Франции. Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, поэтому в переговорном процессе может участвовать любое государство-кредитор. Поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития, то члены ОЭСР почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Всемирный Банк, ЮНКТАД, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Россия является членом Парижского клуба кредиторов как правопродолжатель СССР по предоставлению кредитов развивающимся странам. В 1997 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Россией и Парижским клубом, в соответствии с которым Россия стала полноправным членом Клуба в качестве государства-кредитора. При этом Россия занимает в Парижском клубе двойственное положение, являясь и должником одних стран, и кредитором других.

В рамках Парижского клуба выработан базовый перечень условий реструктуризации долга.

Лионские условия (для стран со средним уровнем дохода на душу населения) предполагают реструктуризацию 100% долга: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом по рыночным процентным ставкам.

Торонтские условия применяются в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня. Предусматривают три варианта льготных режимов: уменьшение суммы долга, долгосрочные долги, уменьшение платежей по обслуживанию долга.

Хьюстонские условия предназначены для стран с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Срок погашения коммерческих кредитов – 15 лет, льготный срок – восемь лет. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства.

Тринидадские условия предусматривают списание двух третей долга.

Лондонские (усиленные Торонтские) условия предусматривают четыре варианта сокращения на 50% стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам.

Возможностей давления на должников у Клуба гораздо больше, чем у "независимого" кредитора. Для стран- должников урегулирование задолженности членам Клуба выступает необходимым условием получения кредитов МВФ и МБРР, распространения на них программ облегчения бремени задолженности.

Лондонский клуб представляет собой многосторонний механизм сотрудничества, не являющийся международной организацией. Клуб создан с целью выработки договоренностей с государствами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, и погашения их межбанковской задолженности. Лондонский клуб объединяет 600 коммерческих банков-кредиторов наиболее развитых стран мира. Основные принципы деятельности Лондонского клуба схожи с принципами деятельности Парижского клуба.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени применяются и к Лондонскому клубу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. К середине 1980-х гг. было заключено около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с развивающимися странами на 130 млрд долл. США. В конце 1985 г. начала применяться новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера): проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет информационный меморандум. Кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание, на котором согласовывают основные условия и оформляют соглашения о пересмотре долга.

Основное отличие Лондонского клуба от Парижского состоит в том, что Лондонский занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, а Парижский пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Парижском клубе. Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет для защиты своих интересов. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, па которые приходится 90–95% обязательств должника.

В 2000 г. Парижский и Лондонский клубы приняли совместную Декларацию о принципиальных подходах клубов к вопросу о взаимоотношениях между инвесторами и государствами-заемщиками, где они признали равную финансовую ответственность по ущербам, которые несут государства-кредиторы и коммерческие доноры в случае реструктуризации долга.

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

Лондонский клуб кредиторов – неформальная международная организация, объединяющая банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или отдельным юридическим лицам этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания – Лондон. Лондонский клуб кредиторов сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Лондонского клуба кредиторов состоялось в 1976 г. для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб кредиторов включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Лондонского клуба кредиторов составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Лондонского клуба кредиторов. БКК является органом выработки общих принципов по .

На регулярных заседаниях Лондонского клуба кредиторов принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой – жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д.

Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о . Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения должник может получить дополнительный кредит для обслуживания текущего долга.

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.

Функции своеобразных форумов для переговоров между должниками и кредиторами выполняют так называемые «клубы» или «пулы» кредиторов. Наиболее известные из них  Парижский клуб и Лондонский клуб.

Зарождение Парижского клуба кредиторов связывают с аргентинским кризисом 1956 года, когда возникла проблема платежного баланса и выплаты внешнего долга.

По состоянию на начало XXI века в Парижский клуб входило порядка 20 государств. Россия вступила в клуб в 1997 году.

Постепенно в процедурах работы клуба сложились свои неписаные правила. Одним из важнейших принципов деятельности стал принцип равенства всех кредиторов.

Участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются, как правило, правительства страны-должника (или стран-должников) и его (их) кредиторы.

Согласно сложившемуся обычаю, заседания проходят под председательством старшего чиновника французского казначейства.

На заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО и других международных финансовых, экономических организаций.

Проблема с выплатами долгов наступает, когда происходит нарушение платежного баланса: импорт долгое время превышает объемы экспорта или экспорт по объективным причинам держится на небольшом уровне. В результате сокращается приток в страну иностранной валюты, необходимой для выплаты внешнего долга.

Страна-должник, столкнувшаяся с кризисом по выплате долга и с необходимостью его реструктуризации, должна предварительно подписать договор с МВФ о получении кредита и взять на себя обязательства осуществить определенную программу экономического оздоровления, одобренную МВФ.

Обычно такая стабилизационная программа нацелена на то, чтобы ограничить совокупный спрос в стране-должнике (сокращение государственных расходов, в том числе на социальные нужды, выплаты зарплаты и т. п.), а также увеличить национальный экспорт. Увеличение экспорта приносит в страну иностранную валюту; она-то и есть ресурс для возврата долга.

В рамках Парижского клуба кредиторы рассматривают эту программу. Главное, чтобы в результате ее реализации удалось обеспечить платежный (главным образом, торговый) баланс, т. е. достичь сбалансированности текущих операций. В таком случае страна-должник получит возможность возобновить платежи по внешнему долгу.

Парижский клуб активно занимался проблемами погашения и реструктуризации государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран (8090-е гг. ХХ в.).

В начале 80-х годов ХХ века, после обострения кризиса международной задолженности, крупнейшие частные коммерческие банки объединились в «клуб» банков-кредиторов, получивший название Лондонского клуба кредиторов. Сегодня членами «клуба» состоят более 600 банков из ведущих стран мира, а возглавляется он представителями «Дойче-банка».

Лондонский клуб кредиторов занимается реструктуризацией частных (а не суверенных) долгов. С процедурной точки зрения используется опыт Парижского клуба.

Лондонский клуб действует в тесной координации с МВФ и другими международными финансовыми организациями, учитывает рекомендации «Большой восьмерки».

Кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых - 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, - на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части - по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения стала полноправным участником Парижского клуба.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг - обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.

Россия и Лондонский клуб

(справочная информация)

28-11-2005

Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче-банк (Франкфурт-на-Майне).

Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.

Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включает займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд.долл.США -основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд.долл. США со сроком погашения в 2002-2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд.долл.США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США,.

Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности.

16 ноября 1995г. во Франкфурте подписано соглашение о 25-летней реструктуризации основного долга бывшего СССР с правом отсрочки платежей на 7 лет. В отношении процентов российская сторона приняла обязательство выплатить 1,5 млрд.долл.США в течение 1996г., а оставшуюся часть погасить в течение 20 лет с тем же периодом отсрочки.

Договоренность с Лондонским клубом создала важный прецедент, на основе которого было достигнуто сходное соглашение о долгосрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР перед Парижским клубом (38 млрд.долл.США) на аналогичных условиях.

6 октября 1997г. в Москве подписан пакет документов об урегулировании банковской задолженности России перед членами Лондонского клуба, что формализовало ранее достигнутые договоренности.

В декабре 1997г. Россия выплатила Лондонскому клубу около 3 млрд.долл.США - часть суммы консолидированных просроченных процентов по основной задолженности. В 1998г. выплаты России в счет погашения задолженности перед Лондонским клубом должны были составить 724 млн.долл.США, в т.ч. 578 млн.долл.США - наличными. В результате переговоров в ноябре 1998г. достигнута договоренность о реструктуризации графика платежей, приходящихся на 1998г. Сумма просроченных платежей России за счет причитавшихся к погашению в 1999г. составила свыше 1,2 млрд.долл.США.

Активная торговля в последние годы на международном финансовом рынке долговыми требованиями к Внешэкономбанку привела к существенным изменениям в первоначальной расстановке сил в составе кредиторов.

На момент подписания соглашения 1997г. у России в Клубе было 420 кредиторов, в большинстве – европейские. Впоследствии значительная часть требований по реструктуризированным кредитам (порядка 33%) перешла к американским банкам и инвестиционным фондам, которые долго не поддерживали идею пересмотра параметров и сроков погашения российской задолженности. В дальнейшем общее количество кредиторов увеличилось до 1000, что значительно осложнило достижение единого подхода в работе с российской задолженностью. В результате предложения по условиям капитализации процентных платежей по реструктуризированным кредитам в течение длительного времени не поддерживались требуемым числом голосов (необходимо было 95%, а поддержали только 70%).

11 февраля 2000 г. было подписано соглашение о реструктуризации российской коммерческой задолженности. Параметры урегулирования предусматривают списание 36,5% (10,6 млрд.долл.США) основной суммы долга (PRINs) и 33% (2,2 млрд.долл.США) облигаций Внешэкономбанка (IANs). Оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-летним льготным периодом. В первые 6 месяцев после выпуска доход по купонам евроооблигаций составил 2,25 %, в следующие 6 месяцев – 2,5%, далее в течение 6 лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного погашения – 7,5%.

Соглашение распространилось и на просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США, на которые также выпущены еврооблигации, но с 10-летним сроком погашения. Кредиторы получили 9,5% номинала в момент эмиссии, а затем предусматривались выплаты по купонам в размере 8,25% при 6-летнем льготном периоде.

В 2001 г. обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.

Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.




Top