Нормативно-правовая база по организации детского отдыха. Летние детские лагеря. Правила, требования и нормы безопасности Требования к детским летним лагерям

Должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности вожатого, права вожатого, ответственность вожатого, образец 2019 года.

Должностная инструкция вожатого относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции вожатого должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности вожатого

1) Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Вожатый должен знать

2) Вожатый при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации вожатого

3) Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция вожатого - образец 2019 года. Должностные обязанности вожатого, права вожатого, ответственность вожатого.

В целях совершенствования организации отдыха и оздоровления детей в городе Москве постановляет: 1. Одобрить работу органов исполнительной власти города Моск- вы и государственных учреждений города Москвы по организации отды- ха и оздоровления детей города Москвы в 2010 году. 2. Установить, что: 2.1. Приоритетными задачами в сфере организации отдыха и оз- доровления детей являются: 2.1.1. Повышение качества услуг, оказываемых детям жителей города Москвы по организации отдыха и оздоровления. 2.1.2. Сохранение на уровне не ниже достигнутого в 2010 году числа детей, отдохнувших за счет средств бюджета города Москвы, в том числе обеспечение путевками на отдых и оздоровление, полностью или частично оплаченными за счет средств бюджета города Москвы, детей из семей льготных категорий: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; детей - воспитанни- ков специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждаю- щихся в социальной реабилитации; детей, пострадавших в результате террористических актов; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей - жертв вооруженных и межнациональных конфлик- тов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей лиц, погибших или получивших ранения при исполнении служебного долга; детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; детей, жизнедеятельность ко- торых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств в семье, вызванных утратой имущества вследствие ограбления, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища; детей из малообеспечен- ных семей; детей из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами; детей - лауреатов детских международных, федеральных, городских олимпиад, конкурсов; детей - участников детских коллективов различной направленности, созданных в учрежде- ниях, находящихся в ведении органов исполнительной ; детей - членов детских общественных объединений, следующих на отдых в составе организованных групп; детей, обучающихся в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, следующих в походы, экспедиции в составе организо- ванных групп, формируемых образовательными учреждениями уполномо- ченного органа исполнительной в сфере образо- вания; неработающих лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет (включительно) обучающихся на дневной форме обучения. 2.2. Финансирование мероприятий по организации отдыха и оздо- ровления детей в городе Москве осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствую- щий год, а также за счет привлеченных внебюджетных средств. 3. Определить уполномоченным органом исполнительной по организации выездного отдыха и оздоровления детей. 4. Утвердить Порядок организации отдыха и оздоровления детей города Москвы (приложение). 5. Органам исполнительной с участием Московской Федерации профсоюзов: 5.1. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по городу Моск- ве, Главным управлением МЧС России по г.Москве, обеспечить контроль за качеством и безопасностью мероприятий по отдыху и оздоровлению детей. 5.2. Совместно с организациями, осуществляющими отдых и оздо- ровление детей, принять действенные меры по подбору и обучению кадров воспитателей и вожатых, подготовке воспитательных программ. 6. совместно с Московской Федерацией профсоюзов ежегодно, начиная с 2011 года, организовывать смотр-конкурс "Лучшая организация воспи- тательной работы в выездных детских оздоровительных лагерях". 7. города Москвы ежегод- но до 1 ноября формировать заявку на предоставление путевок для организации выездного отдыха и оздоровления детей, полностью или частично оплачиваемых за счет средств бюджета города Москвы, и направлять в . 8. : 8.1. Обеспечить организацию и проведение ежегодного смот- ра-конкурса "Лучший городской лагерь" в лагерях с дневным пребыва- нием детей на базе государственных образовательных учреждений, подведомственных . 8.2. Обеспечить организацию отдыха и оздоровления детей в го- родских санаторных лагерях, городских и выездных лагерях труда и отдыха при условии безвозмездного предоставления путевок, а также организацию отдыха и оздоровления детей в иных видах лагерей с дневным пребыванием полностью за счет бюджета города Москвы. 9. Признать утратившим силу постановление Правительства Моск- вы от 6 апреля 2010 г. N 293-ПП "О мерах по совершенствованию сис- темы организации отдыха и оздоровления детей в городе Москве в 2010 году". 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить на заместителя Мэра Москвы в по социаль- ной политике Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 29-ПП Порядок организации отдыха и оздоровления детей города Москвы Настоящий порядок (далее - Порядок) определяет полномочия ор- ганов исполнительной и комплекс мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей города Москвы. 1. Полномочия органов исполнительной в сфере обеспечения прав детей на отдых и оздоровление. 1.1. : выступает главным распорядителем бюджетных средств, предус- мотренных на организацию отдыха и оздоровления, а также организа- тором выездного отдыха детей из малообеспеченных семей; детей-си- рот; детей, оставшихся без попечения родителей, включая находящих- ся под опекой и воспитывающихся в приемных, патронатных семьях; детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологи- ческих и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, пострадавших в резуль- тате террористических актов; детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; детей, жизнедеятель- ность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоя- тельств в семье, вызванных утратой имущества вследствие ограбле- ния, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища; воспитанни- ков детских досуговых клубов по месту жительства; детей - лауреа- тов городских, федеральных, международных фестивалей; детей - вос- питанников детских коллективов учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной ; детей-воспитанников детских досуговых клубов по месту жительства; неработающих лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (включительно), обучающихся по очной форме обучения; проводит конкурсы программ организаций, работающих с детьми; организует проверку готовности организаций, представивших предложения в области отдыха и оздоровления детей; утверждает государственное задание на предоставление госу- дарственных услуг в области организации отдыха и оздоровления детей для Государственного автономного учреждения города Москвы "Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления" (да- лее - ГАУ "МЦДСО"); направляет в предложения о предоставлении ГАУ "МЦДСО" бюджетных субсидий на возмещение норма- тивных затрат в соответствии с государственным заданием на предос- тавление государственных услуг по организации отдыха и оздоровле- ния детей с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением; участвует в организации обучения вожатых, педагогического состава и разработке методических материалов для организаций от- дыха и оздоровления; осуществляет иные, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, полномочия в области организации отдыха и оздоровления детей; выступает главным распорядителем бюджетных средств, преду- смотренных для обеспечения отдыха и оздоровления детей, состоящих на учете в центрах социальной помощи семье и детям, на базе ука- занных учреждений, функционирующих в период летних и зимних школь- ных каникул в виде городских лагерей; проводит мероприятия по сохранению и развитию находящейся в собственности города Москвы материально-технической базы организа- ций, деятельность которых направлена на реализацию мер социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей жителей города Моск- вы, передаваемых в оперативное управление ГАУ "МЦДСО". 1.2. : выступает главным распорядителем бюджетных средств, предус- мотренных для обеспечения отдыха и оздоровления детей, обучающихся в образовательных учреждениях , городских лагерях с дневным пребыванием, на базе подве- домственных организаций отдыха и оздоровления, лагерях труда и отдыха, туристических походах и экспедициях; организует отдых и оздоровление обучающихся и воспитанников подведомственных государственных образовательных учреждений города Москвы; совместно с органами исполнительной ор- ганизует работу городских и выездных лагерей труда и отдыха, тру- довых объединений подростков и молодежи; организует обучение вожатых, педагогических работников и участвует и разработке методических материалов для организаций от- дыха и оздоровления, подведомственных ; осуществляет иные определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми ак- тами города Москвы полномочия в области организации отдыха и оздо- ровления детей. 1.3. : выступает главным распорядителем бюджетных средств, предус- мотренных для обеспечения отдыха и оздоровления детей, являющихся воспитанниками социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, на базе данных учреждений, функци- онирующих в период летних и зимних школьных каникул в виде город- ских лагерей, а также детей из малообеспеченных семей, состоящих на учете в городских центрах социального обслуживания, функциони- рующих в период летних и зимних школьных каникул в виде городских лагерей; организует выездной отдых и оздоровление воспитанников соци- альных приютов и социально-реабилитационных центров для несовер- шеннолетних; выступает государственным заказчиком по размещению заказов на оказание услуг в области отдыха и оздоровления детей, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания, за счет средств фе- дерального бюджета, детей-инвалидов, состоящих на учете в учрежде- ниях социальной защиты населения, детей-инвалидов и детей с огра- ничениями жизнедеятельности, имеющих право на получение путевок на отдых и оздоровление в соответствии с действующим законодательст- вом; предоставляет, в установленном порядке, субсидии организациям в целях возмещения затрат по проведению оздоровительных мероприя- тий для детей из социально незащищенных семей, а также детей-инва- лидов, и лиц их сопровождающих; организует выплату частичной компенсации стоимости за самос- тоятельно приобретенные путевки родителям (законным представите- лям) несовершеннолетнего, относящимся к льготным категориям (по путевкам, приобретенным не ранее 1 мая 2011 г.). 1.4. : выступает главным распорядителем бюджетных средств и органи- затором отдыха и оздоровления детей в городских лагерях с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования спор- тивной направленности, подведомственных ; организует выездной отдых и оздоровление детей из спортивных коллективов государственных образовательных учреждений спортивной направленности, находящихся в ведении ; участвует в разработке методических материалов для организа- ций отдыха и оздоровления. 1.5. : выступает главным распорядителем бюджетных средств и органи- затором отдыха и оздоровления детей-инвалидов в городских органи- зациях отдыха и оздоровления, подведомственных Департаменту здра- воохранения города Москвы; организует санаторно-курортное лечение детей-инвалидов (кате- гория "мать и дитя") и детей, нуждающихся по медицинским показани- ям в постоянном уходе и помощи; осуществляет медицинское обеспечение мероприятий, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей. 1.6. : выступает главным распорядителем бюджетных средств и органи- затором отдыха и оздоровления детей, участвующих в работе детских общественных организаций города Москвы; совместно с органами исполнительной ор- ганизует работу городских и загородных трудовых объединений под- ростков и молодежи; организует выездной отдых детей, участвующих в деятельности детских общественных организаций города Москвы; детей военнослужа- щих - участников боевых действий и контртеррористических операций, погибших или получивших ранения при исполнении воинского долга; организует обучение вожатых, педагогического состава и участ- вует в разработке методических материалов для организации отдыха и оздоровления. 1.7. обеспечивает проведе- ние государственными учреждениями культуры города Москвы культур- но-досугового обслуживания детей в дни школьных каникул по заявкам организаторов. 1.8. города Москвы: выступают главными распорядителями бюджетных средств, предус- мотренных города Москвы, и организаторами отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социаль- ной поддержке, в рамках реализации программ социально-экономичес- кого развития округов; координируют в округе работу по организации отдыха, оздоров- ления детей и занятости подростков; формируют состав окружной межведомственной комиссии по орга- низации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков; формируют заявку на необходимое количество путевок для детей и семей всех категорий и направляют в уполномоченный орган испол- нительной в сфере организации отдыха и оздо- ровления детей для включения в государственное задание; обеспечивают контроль за работой организаций отдыха и оздо- ровления, в которые направляются дети, проживающие на территории округа; содействуют развитию сети загородных ведомственных организа- ций отдыха и оздоровления предприятий и учреждений, работающих на территории округа; координируют деятельность города Москвы, терри- ториальных подразделений отраслевых и функциональных органов ис- полнительной в решении вопросов подготовки и проведения организованного отдыха, оздоровления детей и занятости подростков округа; разрабатывают меры по организации отдыха и оздоровления детей в программах социально-экономического развития административного округа города Москвы; согласуют списки детей, получивших путевки на выездной отдых и оздоровление, с указанием льготных категорий, полученные от уп- рав районов города Москвы; направляют в районные комиссии по организации отдыха, оздо- ровления детей и занятости подростков документы, необходимые для организации выездного отдыха и оздоровления детей, предоставленные органами исполнительной ; вносят изменения в решения районных комиссий по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков; формируют квоту распределения путевок в зависимости от чис- ленности детского населения, проживающего на территории района, в соответствии с квотой, выделенной округу уполномоченным органом исполнительной в сфере организации отдыха и оздоровления детей; организуют работу городских и загородных трудовых объединений подростков и молодежи. 1.9. города Москвы: осуществляют по месту регистрации ребенка прием от родителей (законных представителей) заявлений и необходимых документов на выездной отдых и оздоровление детей и на получение частичной ком- пенсации за самостоятельно приобретенную путевку для ребенка; регистрируют принятые заявления в журнале регистрации с обя- зательным присвоением номера и указанием желаемого периода отдыха и оздоровления ребенка; рассматривают принятые заявления, утверждают списки детей в целях организации выездного отдыха и оздоровления и представляют их в окружные комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков; формируют районные списки на выездной детский отдых и оздо- ровление, в том числе на выплату частичной компенсации за самосто- ятельно приобретенную путевку для ребенка и направляют их в для учета информации в электронной базе данных и формирования реестра по выплате указанных компенсаций; взаимодействуют с работниками ГАУ "МЦДСО" по всем вопросам, касающимся выезда детей на отдых. 2. Комплекс мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей города Москвы. 2.1. Комплекс мероприятий по организации отдыха и оздоровле- ния детей включает: планирование основных мероприятий детской оздоровительной кампании и их финансового обеспечения; прием заявлений на организацию отдыха и оздоровления детей, формирование списков детей, определение потребностей в отдыхе и оздоровлении детей в городских лагерях с дневным пребыванием и вы- ездном отдыхе и оздоровлении детей, принятие решений по указанным вопросам; проведение работ по организации отдыха и оздоровления детей в городских лагерях с дневным пребыванием; проведение работ по обеспечению выездного отдыха и оздоровле- ния детей; проведение работ по организации выездного отдыха и оздоровле- ния детей в сопровождении одного из родителей (законного предста- вителя); формирование смен (групп детей) в целях отдыха и оздоровле- ния; доставку детей к месту отдыха и обратно; контроль в рамках договоров за качеством предоставляемых ус- луг в области отдыха и оздоровления детей. 2.2. Проект плана основных мероприятий детской оздоровитель- ной кампании на текущий год и их финансового обеспечения готовит на осно- вании предложений, представленных до 1 ноября года, предшествующе- го году оздоровительной кампании, главными распорядителями бюджет- ных средств, организаторами детского отдыха. Планируемые расходы учитываются при подготовке проекта бюджета города Москвы на предс- тоящий год. 2.3. Социальная поддержка граждан при организации отдыха и оздоровления детей реализуется на заявительной основе. 2.4. Заявления о предоставлении путевок на выездной отдых и оздоровление детей от родителей, законных представителей (далее - заявителей) принимают и рассматривают районные комиссии по органи- зации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков, формируе- мые с участием представителей города Москвы, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и за- щите их прав, центров социальной помощи семье и детям, социального обслуживания населения, общественных организаций. 2.5. К заявлению на детский отдых и оздоровление ребенка при- лагаются: копия документа, подтверждающего льготную категорию лиц, обладающих правом на полную или частичную оплату стоимости путевки за счет средств бюджета города Москвы; копия документа, удостове- ряющего личность заявителя; копия свидетельства о рождении ребенка в возрасте до 14 лет, копия паспорта ребенка в возрасте старше 14 лет, медицинская справка на ребенка, отъезжающего к месту отдыха и оздоровления. Подлинники вышеуказанных документов предъявляются при подаче заявления. 2.6. Планирование бюджетных ассигнований на организацию отды- ха и оздоровления детей в текущем году осуществляется с учетом средней стоимости одного дня пребывания ребенка в организации от- дыха и оздоровления на планируемый период и продолжительности смен: в детских загородных оздоровительных лагерях: в период летних школьных каникул не менее 21 дня, в период осенних, зимних и ве- сенних школьных каникул - не менее 7 дней; в детских санаторно-оздоровительных лагерях: в период летних школьных каникул не менее 24 дней, в период осенних, зимних и ве- сенних школьных каникул - не менее 14 дней; в профильных выездных и городских лагерях: в период летних школьных каникул не менее 14 дней, в период осенних, зимних и ве- сенних школьных каникул - не менее 7 дней; в оздоровительных организациях семейного типа: в период лет- них школьных каникул не менее 14 дней, в период зимних и весенних школьных каникул - не менее 7 дней. 2.7. Путевки предоставляются: в санаторно-оздоровительные лагеря - детям в возрасте от 7 до 15 лет (включительно); в загородные оздоровительные лагеря - детям в возрасте от 7 до 15 лет (включительно); в загородные оздоровительные и профильные лагеря, осуществля- ющие реабилитацию различными методами, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 16 лет (включительно); в выездные профильные (оборонно-спортивные, профилактические, творческие, спортивные и др.) лагеря - детям в возрасте от 7 до 17 лет (включительно) при формировании отдельной смены; в детские санатории - детям в возрасте от 4 до 14 лет (вклю- чительно); в лагеря с дневным пребыванием детей - детям, обучающимся в государственных образовательных учреждениях; в организации отдыха и оздоровления семейного типа: детям в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) из малообеспе- ченных семей не чаще одного раза в течение календарного года, а также одному родителю (законному представителю) в случае сопро- вождения на отдых менее четырех детей и обоим родителям (законным представителям) в случае сопровождения четырех или более детей; детям-инвалидам в возрасте от 4 до 16 лет (включительно) в сопровождении одного из родителей (законного представителя). 2.8. Главные распорядители бюджетных средств в соответствии со своими полномочиями проводят мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей в городских лагерях с дневным пребыванием и организациях отдыха и оздоровления, предоставляющих услуги по вы- ездному отдыху и оздоровлению детей. 2.9. Заявки на обеспечение выездного отдыха и оздоровления детей главные распорядители бюджетных средств направляют в до 1 ноября года, предшествующего году проведения оздоровительной кампании. 2.10. Путевки и проезд к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета города Москвы предоставляются бесплатно следующим льготным категориям: детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидам; детям, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреж- дениях; детям - воспитанникам специализированных учреждений для несо- вершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации; детям, пострадавшим в результате террористических актов; детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий детям из семей лиц, погибших или получивших ранения при ис- полнении служебного долга; детям, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершенно- летних и защите их прав; детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в ре- зультате сложившихся обстоятельств в семье, вызванных утратой иму- щества вследствие ограбления, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища; детям из малообеспеченных семей; детям из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами; неработающим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет (включительно) обучающихся на дневной форме обучения. 2.11. Путевки на льготной основе с частичной оплатой их сто- имости родителями (законными представителями) в размере 10% стои- мости путевки (проезд к месту отдыха и обратно осуществляется за счет средств родителей) в период школьных каникул, предоставляют- ся: а) детям - лауреатам детских международных, федеральных, го- родских олимпиад, конкурсов; б) детям - участникам детских коллективов различной направ- ленности, созданных в учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной , детям - членам детских общественных объединений, следующим на отдых в составе организо- ванных групп, детям - воспитанникам детских досуговых клубов по месту жительства; в) детям, обучающимся в образовательных учреждениях, финанси- руемых за счет средств бюджета города Москвы, следующим в походы, экспедиции в составе организованных групп, формируемых образова- тельными учреждениями уполномоченного органа исполнительной в сфере образования. 2.12. Дети, не указанные в пункте 2.10 настоящего Порядка и получающие путевки на льготной основе с частичной оплатой их стои- мости родителями (законными представителями) в размере 10% от стоимости путевки (п.2.11), имеют право на получение путевки за счет средств бюджета города Москвы один раз в год. 2.13. Жителям города Москвы, являющимся получателями ежеме- сячного пособия на ребенка в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", час- тично компенсируются затраты за самостоятельно приобретенную на указанного ребенка путевку в размере 50% стоимости путевки, но не более 5 тыс. руб. Частичная компенсация осуществляется за фактически приобре- тенные путевки перечислением на расчетный счет родителей (законных представителей) при предоставлении отчетных документов. 2.14. Назначение и выплата частичной компенсации за самостоя- тельно приобретенную путевку осуществляется в следующем порядке: 2.14.1. Для получения частичной компенсации стоимости за са- мостоятельно приобретенные путевки, родители (законные представи- тели) представляют не позднее двух месяцев после окончания срока действия путевки в города Москвы по месту регист- рации следующие документы: заявление на компенсацию части стои- мости путевки; документ, подтверждающий получение ежемесячного по- собия в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка"; копию документа, удосто- веряющего личность заявителя; копию свидетельства о рождении ре- бенка в возрасте до 14 лет или копию паспорта ребенка в возрасте старше 14 лет; номер банковского счета и реквизиты кредитного уч- реждения для перечисления компенсации; обратный (отрывной) талон к путевке, подтверждающий оплату путевки. 2.14.2. Срок рассмотрения заявления в управе района не более одного месяца. 2.14.3. Выплата частичной компенсации производится Департа- ментом социальной защиты города Москвы на основании реестра, фор- мируемого и предоставляемого в электронном виде в Департамент соци- альной защиты города Москвы до 20-го числа месяца, для зачисления на счета получателей в кредитных учреждениях в месяце, следующим за месяцем поступления реестра. 2.14.4. Финансирование расходов на выплату частичной компен- сации за самостоятельно приобретенную для ребенка путевку в соот- ветствии с пунктом 2.13 производится в пределах лимитов ассигнова- ний, предусмотренных на указанные цели в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год. 2.15. Путевка, полностью оплаченная за счет средств бюджета города Москвы, либо компенсация затрат за самостоятельно приобре- тенную родителями (законными представителями) путевку, предостав- ляется не чаще одного раза в год. 2.16. В городские лагеря с дневным пребыванием путевки пре- доставляются на весь период каникулярного времени. 2.17. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите- лей, воспитывающимся в государственных специализированных учрежде- ниях города Москвы, предоставляется возможность для отдыха на весь период каникулярного времени. 2.18. Формирование смен (групп детей) организуют органы ис- полнительной в соответствии со своими полно- мочиями и учреждение, уполномоченное на обеспечение решения обще- городских социальных задач по детскому, семейному отдыху и оздо- ровлению. 2.19. Доставку организованных групп детей до места отдыха и обратно организует учреждение, уполномоченное на обеспечение реше- ния общегородских социальных задач по детскому, семейному отдыху и оздоровлению. 2.20. На каждого ребенка, направляемого на отдых, оформляются документы, предусмотренные принимающей организацией отдыха и оздо- ровления детей. 2.21. Доставка детей на выездной отдых и оздоровление осу- ществляется при наличии на каждого ребенка и сопровождающего лица документов, предусмотренных принимающей организацией отдыха и оздоровления. 2.22. Сопровождение групп детей к месту отдыха и оздоровления и обратно обеспечивается представителями принимающей организации отдыха и оздоровления в соответствии с нормами санитарно-эпидемио- логических правил и нормативов.

В связи с рядом эксцессов при организации детского летнего отдыха детей, один из которых повлек за собой трагическую гибель детей в светском лагере при проведении сплава на Сямозере в Пряжинском районе Карелии, Синодальный ОРОиК напоминает, что организаторам православного отдыха при подготовке и проведении православных лагерей и иных объектов православного отдыха НАДЛЕЖИТ НЕУКОСНИТЕЛЬНО СОБЛЮДАТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, санитарно­эпидемиологические требования и нижеприведенные Рекомендации.

Летние православные детские лагеря организуются во многих епархиях Русской Православной Церкви. Некот орые из них имеют многолетнюю историю существования, создаются на базе крупных приходов, воскресных школ и центров духовно-нравственного образования. Чаще всего реализуется в качестве одного из направлений дополнительного образования.

В Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденном решением Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. (журнал № 76) в пункте 18.4, посвященном внеурочной деятельности, упоминается о том, что «…При организации внеурочной деятельности обучающихся православной образовательной организацией используются возможности учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и досуга, спортивных и др. Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей играют летние православные лагеря ».

Смена лагеря в зависимости от направленности проводится, как правило, на стационарной базе – на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, учреждений по месту жительства детей и подростков, иных образовательных организаций, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристических, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций.

Детский лагерь может также проводиться в полевых условиях (в палатках), на речных и морских судах, а также с передвижением обучающихся и воспитанников на иных видах транспорта при соблюдении требований безопасности.

Смена лагеря с дневным пребыванием проводится на базе образовательного учреждения, клуба по месту жительства, детского и молодежного центра.

Юридически детский лагерь любого вида должен быть оформлен как юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, т.е. должен действовать либо на основании Устава, либо Положения о лагере (смене лагеря) и иметь свою утвержденную организационно-штатную структуру. Возможна организация отдыха детей индивидуальным предпринимателем, в таком случае лагерь также действует на основе Положения о нем, утвержденного ИП.

Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки смены лагеря определяются соответствующими Санитарно-эпидемиологическими правилами , утверждаемыми Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, применительно к виду лагеря:

  • СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. №73;
  • СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. №25 (Действие данных санитарных правил не распространяется на проходящие в условиях природной среды слеты, спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы продолжительностью менее 7 дней, а также на туристические походы любой продолжительности (не связанные с палаточным лагерем), походные бивуаки (места ночлегов туристов в походе);
  • СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22;
  • СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул » (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25).

В зависимости от типа лагеря (стационарный, палаточный, дневной городской, оздоровительный и т.д.) действует один из нормативов СанПиН, регулирующий устройство данного типа лагеря[i] .

Без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам открытие смены лагеря не допускается.

Итак, как же подготовить территорию к приему детей? Необходимо заблаговременно обратить внимание на благоустройство территории всех зон (территория лагеря зонируется) и помещений: состояние зданий, сооружений и пригодности их к эксплуатации, систем водопровода, канализации, отопления и горячего водоснабжения, системы электроснабжения, системы молниезащиты, состояния пищеблока, места купания детей, душевых, прачечной, состояния спортивных сооружений, состояния механизмов и устройств во всех службах, благоустройства спортивных сооружений и аттракционов, систем вентиляции служебных и жилых помещений, инвентаря и оборудования по противопожарной безопасности.

На территории лагеря не должно быть сухих, надломленных и поваленных деревьев, посадок колючего кустарника и растений с ядовитыми плодами.

Особое внимание необходимо обратить на костровую площадку. Высота укладки дров в костер не должна превышать 0,5–0,6 м. Категорически запрещается наличие на площадке легковоспламеняющихся средств для разжигания.

Объектом внимания должна стать и прилегающая территория, особенно подъездные дороги, выгребные ямы, канализационные колодцы, строительные объекты, временные склады стройматериалов. Дороги должны содержаться в рабочем состоянии, опасные объекты должны иметь ограждение от возможного прохода детей.

Не допускаются следующие ограждения: из колючей проволоки, колючих кустарников и ядовитых растений, заборы с подгнившими или непрочно стоящими столбами, выломанными участками, гвоздями, выступающими из досок.

Руководитель лагеря обязан обеспечить оказание медицинской помощи детям во время их отдыха, и при этом должен руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012г. №363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».

Предусматривается два основных этапа оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха. На первом этапе врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) проводится организационно-подготовительная работа (перед выездом детей в лагерь), включающая:

  • комплектование медицинского пункта учреждения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, проверку медицинских документов на каждого сотрудника учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации против дифтерии, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения); участие в комиссии по определению готовности учреждения к приему детей (предварительный осмотр помещений и проверка готовности учреждения к приему детей, мест занятий физкультурой и спортом), к организации оздоровительной работы, рациональному питанию, физическому воспитанию; осмотр кожных покровов и видимых слизистых, волосистой части головы детей в день заезда перед посадкой их в транспорт, проверка медицинской документации; сопровождение детей в учреждение и т.п.

Дальнейшая организация и оказание медицинской помощи детям в период организованного отдыха в учреждениях осуществляется врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) (далее – врач, возглавляющим медицинский пункт). Медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции:

  • организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;
  • осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1–3 дня до окончания их пребывания в учреждении с ведением учета осмотров;
  • ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция;
  • направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;
  • оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;
  • осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи; проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания; отбор суточной пробы;
  • осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, мест для купания , за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
  • осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
  • обеспечение медицинского сопровождения детей во время проведения спортивных соревнований, походов, купаний , экскурсий;
  • ведение медицинской документации в установленном порядке;
  • взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей , охраны здоровья;
  • и так далее.

Кроме того, следует заранее озаботиться санитарной обработкой территории лагеря в целях профилактики клещевого вирусного энцефалита (санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 марта 2008г. №19).

Обратите внимание, что имеются медицинские противопоказаний для пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления, их перечень приведен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. №363н.
Дети, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания), могут быть приняты в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия для хранения специализированных продуктов лечебного питания и т.д.

Дети, нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей или иных лиц при наличии заверенной в установленном порядке доверенности и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица.

В лагере должны быть спроектированы и созданы системы оповещения о пожаре и план эвакуации, в соответствии с Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323
«Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)». Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Если в лагере имеется электроустановки, то при их установке и эксплуатации необходимо руководствоваться Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (при их наличии).

При наличии тепловых электроустановок, необходимо соблюдать требования Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

Отдельный разговор о лагерях, расположенных вблизи естественных водоемов и/или имеющих бассейны. Как правильно организовать территорию для купания детей, особенно в естественных водоемах ?

  • Территория для купания должна быть удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ, водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников на расстоянии не менее 500 м.

Участок водоема должен быть огражден решетчатой изгородью, доходящей до дна водоема. Дно должно быть очищено. Вдоль участка изгороди, на стороне, противоположной берегу, следует соорудить помост для лиц, наблюдающих за купанием детей.

Весь участок для купания нужно разделить хорошо видимыми буйками. Буйки не должны располагаться далее 12 м от берега.

Места для купания должны быть обеспечены спасательными средствами. На расстоянии трех метров от уреза воды через каждые 25 м выставляются стойки с вывешенными на них спасательными кругами и веревками не менее 10–12 м длиной с поплавком на конце. На пляже должен быть предусмотрен пункт медпомощи.

Купание детей разрешается группами не более десяти человек. У каждой группы купающихся должно быть ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, а также педагог по физкультуре, обученный приемам спасения на воде. На территории оборудуется стенд с материалами по профилактике несчастных случаев на воде.

Во всем остальном организаторы, руководители и сотрудники лагеря обязаны руководствоваться региональными (местными) Правилами, регулирующими использование водных объектов и поведение взрослых и детей на воде. Например, в некоторых регионах от лагеря, имеющего водоем или бассейн, требуется разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов).

При определении содержания деятельности лагеря, применяемых педагогических методов необходимо руководствоваться ныне действующим Приказом Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 2688, утвердившим «Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (далее – «Порядок»).Предусмотренный в приказе порядок распространяется на все смены лагерей для обучающихся и воспитанников, организуемых органами управления образованием и/или органами по делам молодежи, а также образовательными организациями. И хотя для иных (не образовательных) организаций данный Порядок рассматривается как примерный, рекомендуется придерживаться его положений.

Порядок по содержанию и направленности подразделяет смены лагеря на различные виды. Например:

  • под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников;
  • под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;
  • под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:

  • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
  • создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся и воспитанников с учетом возрастных особенностей.

Коллектив педагогов, обучающихся и воспитанников определяет программу деятельности и организацию самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет, правление (или иной орган самоуправления) при равном представительстве обучающихся (воспитанников) и сотрудников, с учетом специфики смены лагеря и возраста обучающихся и воспитанников, который тесно взаимодействует с администрацией смены лагеря, родителями (законными представителями).

При выборе формы и методов работы во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной и творческой или трудовой направленности, приоритетной должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).

Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде (видах) социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества, реализация программ детских и молодежных общественных объединений, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.

Основой содержания деятельности смены лагеря труда и отдыха является трудовая и оздоровительная деятельность обучающихся и воспитанников. Смена лагеря труда и отдыха проводится на договорной основе между организатором смены и заказчиком (предприятием и/или организацией независимо от формы собственности), обеспечивающим надлежащие условия труда обучающихся и воспитанников на время выполнения работ.

При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться требованиями к безопасности условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. №58).

Питание обучающихся и воспитанников организуется в столовой учреждения (организации), в котором(ой) открыта смена лагеря, или, по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора, на договорных началах в ближайших объектах общественного питания.

Питание обучающихся и воспитанников во времяпроведениясменыпрофильноголагеря может быть организовано в полевых условиях, если это предусмотрено программой деятельности смены лагеря.

Необходимо иметь в виду, что должности «воспитатель», «старший воспитатель», «старший вожатый», «педагог дополнительного образования» «тренер», «тренер-преподаватель», «инструктор по физической культуре», «тьютор» включены Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 в номенклатурудолжностейпедагогическихработников. К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с обучающимися и воспитанниками, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения смены лагеря может быть создан педагогический (методический) совет.

Руководитель (директор, начальник) лагеря (смены лагеря):

  • обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря (смены лагеря), издает приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
  • разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомит их с условиями труда; проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками; составляет график выхода на работу персонала смены лагеря;
  • создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
  • несет ответственность за организацию питания обучающихся и воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.

Заместитель руководителя (по воспитательной, методической) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников.

Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

  • обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
  • создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
  • качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
  • соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;
  • соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.

Предоставляемая лагерем услуга должна соответствовать следующим принятым стандартам:

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007
  • «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
  • Межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 26.03.2014 № 228-ст).

Таким образом, у действующего лагеря должна иметься в наличии следующая базовая документация:

  • положение о лагере и (или) устав лагеря;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • организационно-штатная структура лагеря;
  • организационные документы деятельности лагеря (руководства, правила, методики, инструкции, в том числе по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в период пребывания в лагере и в случаях чрезвычайных ситуаций и аномальных природных явлений), заверенные в установленном порядке;

реализуемые в лагере:

  • программа деятельности и организации самоуправления смен лагеря;
  • тематические программы по работе с детьми, обеспечивающие духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, формирование здорового образа жизни, развитие разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности;
  • программы социальной реабилитации и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении (при наличии);
  • планы мероприятий по организации досуга детей;
  • программы кружков художественного, технического, декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительных секций;
  • сведения об укомплектованности лагеря педагогическими кадрами, среднем стаже работы кадрового состава по специальности, уровне квалификации кадрового состава;
  • сведения о проведении мероприятий по страхованию детей на период летнего отдыха (при наличии);
  • сведения о наличии условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в том числе об организация психолого-педагогического сопровождения, наличии охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей и другое;
  • сведения органа санитарно-эпидемиологического надзора районных ТО о своевременности подготовки лагеря к оздоровительному сезону;
  • лицензия на право осуществления медицинской деятельности или договор с соответствующей медицинской организацией об оказании медицинских услуг;
  • медицинская документация (журналы, карты и т.д.);
  • при наличии в лагере водоема или бассейна разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов) – актуально для некоторых регионов;
  • свидетельства о допуске к работе инструкторов по плаванию и (или) спасателей на воде (при наличии открытых водоемов или бассейнов);
  • приказы: по кадрам, в том числе о назначении руководителя лагеря (смены лагеря), о мерах противопожарной безопасности, об охране жизни и здоровья детей, об организации купания детей, о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию электроустановок, теплопотребляющих установок, газового хозяйства, объектов Ростехнадзора (при наличии объектов), об организации выставок детского творчества, проведении спортивных и туристических мероприятий и т.д.;
  • акты: на испытание электроустановок, механизмов, электрических плит, котлов, газоустановок и т.д., об исправном состоянии обслуживающего транспорта, наличие инструкций на все виды работ и эксплуатации оборудования;
  • генеральный план территории, к которому прилагаются:
а) план эвакуации детей на случай пожара;

б) схемы связи с ближайшим территориальным медицинским учреждением и органом МЧС, водопроводной и канализационной сетей, теплотрасс отопления и горячего водоснабжения, наружной электросети;

в) проект молниезащиты;

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;
  • заключение о готовности к открытию с приложением всех актов проверок (зданий, систем, механизмов, сооружений, устройств и т.д.).
  • желательно: положение (приказ) о проведении внутреннего контроля качества предоставляемых детям услуг в детском лагере.

Требуемая документация весьма обширна, но не стоит относиться к ней как к досадной помехе и напрасной трате времени, сил и бумаги. Грамотно, неформально составленный документ, пригодный к дальнейшему использованию в действии, продуманная подробнейшая инструкция заметно упорядочивают и структурируют деятельность коллектива, облегчают управление, помогают обеспечить безопасность детей и на порядок снижают риски для руководителя.

Пренебрежение «формальностями» и «условностями» в сфере безопасности, правовой нигилизм взрослых слишком дорого обходятся детям.


[i] В данном комментарии не приводятся и не комментируются СанПиН и прочие нормы, предусмотренные для оздоровительных лагерей, имеющих статус санаторно-курортной организации, соответствующую медицинскую лицензию и работающих круглогодично.

Данная форма не практикуется православными организациями и относится к социально-медицинской сфере.

Источник: Справочник руководителя образовательного учреждения №5 май 2004

Правила и нормы, регулирующие деятельность оздоровительных учреждений Основной задачей учредителей и администрации летних оздоровительных учреждений (далее - ЛОУ) является обеспечение качественного и безопасного отдыха детей. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к ЛОУ, изложены в СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыхая оздоровления детей", СанПиН 2.4.4.959-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", СанПиН -87 "Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха".

В летних учреждениях для детей дошкольного возраста (детские дачи) должны выполняться требования СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Обеспечение безопасных перевозок групп детей, отъезжающих на отдых, регламентируется СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов ".

Санитарные правила распространяются на все действующие оздоровительные учреждения для детей и подростков (кроме палаточных лагерей и детских санаториев) независимо от их подчиненности и форм собственности*. (* В настоящее время проходит процедуру внедрения СанПиН "Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период".)

Учредителю или собственнику оздоровительного лагеря необходимо поставить в известность учреждения госсанэпиднадзора о сроках его открытия не менее чем за 3 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом - не менее чем за 2 недели.

Открытие ЛОУ осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам.

Санитарные требования к летним лагерям

Санитарно-эпидемиологические правила, предъявляемые к летним оздоровительным учреждениям, регламентируют требования к участку, зданию, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, санитарно-техническому оборудованию помещений, режиму дня, организации питания, организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий .

Учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок, чтобы создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей. Важно отметить, что в целях профилактики травматизма среди детей, оборудование на участках должно быть надежно закреплено.

При проектировании и строительстве новых загородных оздоровительных учреждений их размещают: с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума и загрязнения атмосферного воздуха, выше по течению водоемов относительно источника загрязнения, вблизи лесных массивов и водоемов.

Здания ЛОУ следует оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения , канализацией и водостоками . Источники водоснабжения необходимо согласовать с территориальным центром госсанэпиднэдзора.

В случае ненадежности источника водоснабжения для приготовления пищи и питья необходимо использовать бутилированную воду, разрешенную к применению в установленном порядке.

Продолжительность смены в летние каникулы должна быть не менее 21 дня. При организации санаторных смен - не менее 24 дней. Это обусловлено адаптацией детей в лагере, а также необходимостью закрепления оздоровительного эффекта.

Построение распорядка дня

В целях обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходима рациональная организация режима дня:

    оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей; проведение оздоровительных, физкультурных и культурных мероприятий; максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы; полноценный сон; сбалансированное питание.

Проведение оздоровительных мероприятий

В оздоровлении детей большое внимание должно уделяться закаливающим и общеукрепляющим процедурам (купание, воздушные ванны, утренняя гимнастика на свежем воздухе, контрастное обливание ног, водно-солевые ванны, хождение по ребристой доске).

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо проведение полного комплекса оздоровительных мероприятий: физиотерапевтические процедуры, лечебно-физкультурные комплексы, массаж, ингаляции, водо - и грязелечение.

Организация питания

Для детей и подростков необходимо регулярное сбалансированное питание с учетом физиологических потребностей растущего организма.

В загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей рекомен дуется 5-разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 4 ч.

В учреждениях с дневным пребыванием кратность приемов пищи зависит от продолжительности пребывания и в среднем составляет 2-3 раза.

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию третьих блюд аскорбиновой кислотой. Рекомендуется использование в питании детей витаминизированных и обогащенных минеральными веществами пищевых продуктов.

В 2003 г. в ряде регионов России отмечались случаи невыполнения физиологических норм в питании детей, нерациональная замена продуктов (мясо заменяют колбасными изделиями, свежие продукты - консервированными), что недопустимо при организации питания детей.

Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока, оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания.

Следует обратить внимание на то, что приготовлением пищи должны заниматься только квалифицированные работники. Не допускается привлечение к работе с пищевыми продуктами других сотрудников ЛОУ и детей. Это может привести к массовым инфекционным заболеваниям и отравлениям.

В летнюю оздоровительную кампанию 2003 г. нередко к работе в ЛОУ допускались лица, не прошедшие медицинского осмотра и/или не имеющие медицинской книжки.

В ряде случаев это послужило причиной возникновения массовых инфекционных эаболеваний.

Применение мер административного воздействия

В случаях нарушения санитарного законодательства в ЛОУ специалистами ЦГСЭН применяются меры административного воздействия. В летнем сезоне 2003 г. при осуществлении госсанэпиднадзора за детскими и подростковыми оздоровительными учреждениями специалистами ЦГСЭН было применено 6027 штрафных санкций на сумму более 4 млн руб., из них взыскано 74,9% штрафов на сумму более 3 млн руб. (см. табл.). Наибольший процент взысканных штрафов отмечается по учреждениям отдыха родителей с детьми (90,1%).

Меры административного воздействия за нарушения санитарного законодательства в ЛОУв гг.

В 2003 г. было вынесено 1078 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, из них эксплуатация 93,1% объектов была приостановлена. Основную часть этих учреждений составляют лагеря с дневным пребыванием (645 учреждений - 1,4% от числа ЛОУ с дневным пребыванием) и загородные стационарные лагеря (230учреждений - 6,6% от числа загородных стационарных лагерей).

Ежегодно увеличивается число сотрудников ЛОУ, отстраненных от работы за нарушение санитарного законодательства. В 2003 г. по предложению центров госсанэпиднадзора было отстранено от работы более 3,5 тыс. сотрудников оздоровительных учреждений (в 2002 г.-3 тыс.), в т. ч. более 1,6 тыс. человек по загородным лагерям и более 1,3 тыс. по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков. Основная причина отстранения от работы - несвоевременное прохождение сотрудниками медицинских осмотров.

Анализ ситуации в летних оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет выявил ряд проблем, возникающих при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно актуальны следующие: качество и безопасность питьевой воды; обеспечение опытным педагогическим персоналом и квалифицированными сотрудниками пищеблоков; проведение медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов. Рост заболеваемости, травматизма и возникновение случаев массовых инфекционных заболеваний детей в 2003 г. связан с нерешенностью этих вопросов.

Контроль за условиями пребывания детей в оздоровительных учреждениях В 2004 г. организация и проведение летней оздоровительной кампании и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в летних учреждениях регламентируются распоряжением Правительства РФ от 05.03.04 и постановлением Главного государственного санитарного врача от 05.03.04 № 10 "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2004 году".

На администрацию летних оздоровительных учреждений возлагается обязанность осуществлять контроль за условиями пребывания детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях:

    не открывать ЛОУ без согласования с территориальными ЦГСЭН; обеспечить ЛОУ квалифицированными педагогами и работниками пищеблоков; не допускать к работе в ЛОУ сотрудников, не прошедших медицинское обследование; при необходимости для обеспечения питьевого режима детей использовать бутилированную воду, разрешенную к применению в установленном порядке; не допускать нерациональной замены блюд в примерном меню, нарушения технологии приготовления блюд, сроков реализации готовых блюд и пищевых продуктов, нарушения правил личной гигиены сотрудниками пищеблока; при согласовании меню обратить внимание на обеспечение рациона питания детей овощами, фруктами, молоком, кисломолочными продуктами, мясом, рыбой в соответствии с физиологическими потребностями детского организма; в полном объеме и своевременно выполнять предписания специалистов ЦГСЭН; организовать проведение профилактических медицинских осмотров детей, прибывающих на отдых из регионов, неблагоприятных по инфекционным заболеваниям, и/или не имеющих сопутствующей медицинской документации; организовать проведение мероприятий по обеспечению безопасности отдыха детей и подростков в связи с возросшим травматизмом.

Важный фактор создания благоприятных условий для летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, профилактики заболеваемости, предупреждения травм и отравлений - это взаимодействие между учредителями и администрацией летних оздоровительных учреждений и территориальными центрами госсанэпиднадзора.

Нормативные документы

    Федеральный закон от 30,03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.03.04 № 10 "Об обеспечении отдыха I и оздоровления детей в 2004 году" Распоряжение Правительства РФ от 05.03.04 "Об организации и проведении детской оздорови - I тельной кампании 2004 года" Постановление Правительства РФ от 15.07.99 № 000 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых I связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения I профилактических прививок" (с изм. и доп.) Приказ Минздрава России от 14.04.00 № 000 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на I транспортные средства на перевозки пищевых продуктов" (с изм. и доп.) Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 000 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудя - 1 щихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (с изм. и доп.)

Размещен: 31.07.2015 г.

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ В ЛАГЕРЯХ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

С наступлением летнего сезона родители планируют отдых своих детей, в том числе, в загородном оздоровительном лагере.

Каждый лагерь имеет собственную специфику, которую нужно учитывать родителям при его выборе.

Современные детские лагеря можно разделить по следующим направлениям отдыха и оздоровления ребенка (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»):

  • загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря;
  • лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);
  • детские лагеря: труда и отдыха, палаточного типа, специализированные (профильные), различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря).

У каждого лагеря должен быть план мероприятий на смену, с которым желательно ознакомиться до приобретения путевки.

Кроме того, лагеря можно разделить на загородные и морские. В первый раз, отправляя ребенка, целесообразно выбрать лагерь, который находится недалеко от дома, чтобы в случае необходимости можно было быстро добраться к ребенку.

Услуга отдыха детей в загородном лагере регулируется в том числе, законодательством о защите прав потребителей, а значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в соответствии с СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».

При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получить максимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая в обязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг в соответствии с требованиями законодательства (ст.8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»), в частности:

  1. о стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимости дополнительных услуг, о порядке оплаты),
  2. о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. о правилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в период пребывания в лагере, о медицинском обслуживании),
  3. об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) исполнителя (в т.ч. о месте нахождении лагеря, контактных телефонах), об исполнителях услуг (в т.ч. местонахождения и наименование), с которыми заключены договоры на оказание медицинских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.).
  4. сведения о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинского кабинета; на образовательную деятельность при осуществлении образовательной деятельности).
  5. о порядке доставки и отправки детей, об условиях размещения и проживания и иные сведения, характеризующие объем и номенклатуру услуг по путевке.

Приобретаем путевку в детский лагерь

Самым распространенным вариантом является покупка путевки за счет собственных средств.

Однако законодательство субъектов РФ может предусматривать полную или частичную оплату отдыха детей за счет бюджетных средств. Так, бесплатно предоставляются путевки и проезд к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета г. Москвы льготным категориям, в том числе детям из малообеспеченных семей; детям-инвалидам; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, пострадавшим в результате террористических актов (п.2.10 Постановления Правительства Москвы от 15.02.2011 № 29-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей города Москвы в 2011 году и последующие годы»).

Перечень лиц и предоставляемых льгот можно уточнить в органах социальной защиты населения.

Кроме того, компенсацию стоимости путевки вам может предложить работодатель. Конкретные условия компенсации устанавливаются коллективным договором или соответствующим внутренним положением.

Забронировать и приобрести путевку в лагерь можно несколькими способами:

  • в агентстве, продающем путевки в лагерь;
  • в лагере, в который планируете отправить ребенка.

Законодательством (ст.10 ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») предусмотрено заключение между исполнителем (детским лагерем, агентством) и заказчиком (родители ребенка) договора в письменной форме.

Родителям ребенка необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора.

В договоре должны быть четко прописаны:

  1. Местонахождение исполнителя (адрес лагеря), контактные телефоны.
  2. Сведения об имеющихся лицензиях.
  3. Сведения о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке, который будет пребывать в лагере;
  4. Предмет договора: информация о потребительских свойствах путевки - о порядке доставки детей до лагеря и обратно; о порядке размещения и проживания, питания ребенка; о программе пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга;
  5. Сведения о стоимости путевки и порядке оплаты;
  6. Права и обязанности сторон;
  7. Перечень четко сформулированных оснований отчисления ребенка из лагеря;
  8. Условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения договора на оказание услуг;
  9. Порядок полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие некачественно оказанных услуг и т.д.);
  10. Порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления претензий к исполнителю в случае нарушения последним условий договора.

Безопасность отдыха в лагере

Согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.

Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора, обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должна соответствовать обязательным требованиям, в данном случае требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям

Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.

Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней.

Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.

В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.

В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.

Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.

В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников.

В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.

Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возраст.

Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).

Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.

Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.

Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.

Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки.

Если услуги детского лагеря оказаны некачественно

В случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своему

выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Нарушение сроков оказания услуги

Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»):

  • назначить исполнителю новый срок;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Назначенные потребителем новые сроки оказания услуги указываются в договоре об оказании услуги. В случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену оказания услуги. Указанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.




Top