Обеспечение исполнения федерального бюджета осуществляет кто. Исполнение федерального бюджета рф. Исполнение федерального бюджета

Является процесс исполнения бюджета и составление отчета об исполнении бюджета. Он начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Эта стадия имеет своей целью выполнение доходных и расходных частей бюджета. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов . В отношении федерального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Именно Федеральному казначейству принадлежит исключительное право на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджета , осуществление которого возложено на банковскую систему. При этом действует принцип единства кассы . В соответствии с эти принципом зачисление поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществляются также и все расходы. Таким образом, кассовое исполнение бюджетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, которые финансируются изданного бюджета.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Это своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в результате того, что поступление доходов в бюджет и осуществление расходов могут не совпадать во времени. В течение года оборотная кассовая наличность должна быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов. Однако она должна быть обязательно восстановлена к началу нового финансового года в утвержденной сумме.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. В свою очередь, все распорядители бюджетных средств подразделяются на главных (главные кассиры) распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет также задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы расходов и доходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; определяет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись по подведомственным получателям бюджетных средств; определяет задания на предоставление услуг; утверждает сметы расходов и доходов; осуществляет контроль за использованием подведомственными получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета может осуществляться как по доходам, так и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и в соответствии со следующими обязательными последовательно осуществляемыми процедурами:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основным документом, на базе которого осуществляется оперативное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись . Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств па основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета. Она составляется в течение 10 дней со дня утверждения бюджета по распорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой. Бюджетная роспись представляет собой оперативный план распределения расходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), содержит сроки поступления налогов и других платежей.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительные и контрольные органы.

Сводная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в форме уведомлений показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

В процессе исполнения бюджета важное значение принадлежит утверждению лимитов бюджетных обязательств , которые представляют собой объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств доводятся не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. Изменение лимита бюджетных обязательств возможно только в случае изменения бюджетных ассигнований или блокировки расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства , а орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

  • при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса РФ:
  • при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
  • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • при блокировке расходов.

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполнимыми.

Блокировка расходов может осуществляться на любом этапе исполнения бюджета, в том числе при выявлении органом, исполняющим бюджет, или органом государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

В случае ус тановления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Это значит, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последующих рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств, не использованные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, могут использоваться и в следующем году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах.

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных организаций в обязательном порядке отражаются: степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг; данные об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. В свою очередь, Министерство финансов РФ совместно с Федеральным агентством но управлению федеральным имуществом РФ готовит сводный отчет о расходах средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. Для этого главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую финансовую отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты внешней проверки оформляются заключениями по каждому главному администратору в срок до 1 июня текущего финансового года.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ должно обязательно включать:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием: а) выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств; б) расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи; в) руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;
  • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения но выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных
  • интересов, заключения по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ:
  • анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего
  • финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

На основании внешней проверки Счетная папата готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, Правительство РФ представляет:

  • проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
  • баланс исполнения федерального бюджета;
  • отчет о финансовых результатах деятельности:
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснительную записку;
  • отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов РФ, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
  • отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства, а также заключение Председателя Счетной палаты РФ. Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Председатель Верховного Суда РФ могут, по собственной инициативе или по предложению Председателя Государственной Думы, представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В большинстве стран, в том числе и в России, исполнение бюджета носит непредсказуемый характер. Это обусловлено нестабильностью макроэкономической ситуации и невозможностью точно предсказать объем ВВП, уровень инфляции, количество собираемых налогов и т.п. Поэтому постоянно требуется привязывать исполнение бюджета к меняющимся условиям. Такая привязка осуществляется за счет механизма корректировки расходов бюджетов, который применяется для того, чтобы фактические расходы находились в соответствии с фактическими доходами в целях поддержания макроэкономической стабильности.

Если в процессе исполнения бюджета фактически запланированные расходы не совпадают с доходами, то применяется процедура сокращения расходов бюджета (секвестирована) . Секвестр — это пропорциональное сокращение расходов бюджета, за исключением защищенных статей (заработная плата, стипендии, медицинские услуги и т.п.), проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджета. Несмотря на то, что сокращение расходов происходит по всем основным категориям, секвестироваиис приводит к значительному изменению расходной части. Это связано с тем, что существуют защищенные статьи, расходы по которым не могут быть сокращены ни при каких условиях.

Секвестирование — хотя и необходимое, но весьма болезненное средство, которое имеет целый ряд негативных последствий. Прежде всего оно порождает неуверенность в завтрашнем дне и создает ситуацию постоянного финансового стресса. В результате сокращаются долгосрочные инвестиции, растут неплатежи и цены, за счет которых поставщики стремятся компенсировать дополнительные издержки, которые могут возникнуть в результате сокращения расходов бюджета в будущем. Бюджетной организации постоянно приходится пересматривать бюджетный план, сокращать платежи, которые связаны прежде всего с закупками необходимого оборудования. Все это создает неуверенность в завтрашнем дне, подрывает доверие к правительству.

Кто и как принимает решение о сокращении утвержденных расходов бюджета, зависит от объема снижения доходов. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений доходов из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов бюджета не более чем на 5%, то руководитель финансового органа (для федерального бюджета — это министр финансов РФ) вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим. При этом в решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если сокращение доходов бюджетов происходит от 5 до 10%, то такое решение принимает соответственно Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В их решении должны быть также указаны дата, с которой вводится этот режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу.

Если в процессе исполнения бюджета происходит сокращение доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и, соответственно, снижение расходов бюджета более чем на 10%, орган исполнительной власти представляет органу законодательной власти изменения и дополнения в Закон о бюджете.

Это в полной мере относится и к федеральному бюджету. Если сокращение расходов федерального бюджета происходит более чем на 10%, то Государственная Дума обязана во внеочередном порядке в течение 25 дней принять новый Закон о бюджете в трех чтениях.

Первое чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее 5 дней со дня его внесения. При этом заслушивается доклад Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. Государственная Дума принимает доклад за основу и утверждает новые основные характеристики федерального бюджета.

Второе чтение должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия проекта закона в первом чтении. При рассмотрении во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

Третье чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня его принятия во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом. Если указанный законопроект не принимается в указанный срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета вплоть до его принятия.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Исполнение бюджета представляет собой процесс непосредственного формирования доходов и конкретное целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Основным документом является бюджет, а оперативное исполнение его осуществляется в соответствии с росписью доходов и расходов.
Роспись доходов и расходов (бюджетная роспись) - это документ
опоквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, устанавливающий использование бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств всех уровней по бюджетной классификации.
Структура доходов федерального бюджета включает в себя:
налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;
неналоговые доходы, в том числе:
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
-дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
-доходы от сдачи в аренду имущества, земли;
-проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета;
-доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
-часть прибыли Центрального банка Российской Федерации;
-платежи от государственных и муниципальных организаций и предприятий;
-плата за выделение квот;
-доходы от продажи имущества, земли и нематериальных активов;
-доходы от реализации государственных запасов;
-административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба;
-доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие поступления;
доходы целевых бюджетных фондов, в которые входят следующие фонды:
-Федеральный и территориальные дорожные фонды;
-Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
-Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
-Государственный фонд борьбы с преступностью;
-Федеральный и территориальные экологические фонды;
-некоторые другие фонды.
Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. В частности, основные средства бюджета направляются на:
государственное управление;
международную деятельность;
оборону;
правоохранительную деятельность и обеспечение государственной безопасности;
содержание судебной системы;
финансирование отраслей хозяйствования: промышленности, . сельского хозяйства, строительства и др.;
¦развитие инфраструктуры;
образование;
культуру и искусство;
социальную политику;
здравоохранение и физическую культуру;
¦другие цели, включая предоставление ссуд;
прочие расходы, в том числе: резервные фонды, финансовая помощь, государственная поддержка;
расходы целевых бюджетных фондов;
всего расходов.
Кроме того, все расходы подразделяются на расходы капитального характера и текущие расходы. Расходы капитального характера предназначены, например, на новое строительство, реконструкцию, развитие государственной и муниципальной собственности и др. В состав текущих расходов включаются, например, расходы на содержание органов государственной власти, на оборону, науку, социальную сферу, компенсационные выплаты и др.
Средства бюджета могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объемы финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.
Для реализации государственных проектов, имеющих государственное значение, может использоваться потенциал Бюджета развития Российской Федерации. Он является источником важных государственных инвестиций.
Ответственными государственными органами, отвечающими за исполнение федерального бюджета, являются:
Министерство по налогам и сборам и его подразделения, которые контролируют полноту исчисления и уплаты налогов и сборов во всех уровнях экономики;
Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществляющий сбор доходов от внешнеэкономической деятельности всех хозяйствующих субъектов;
Федеральный комитет по управлению государственным имуществом и Федеральный фонд государственного имущества, которые осуществляют сбор средств от использования и продажи имущества;
Главное управление федерального казначейства и его подразделения, в функциональные обязанности которых входит:
-организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами при помощи счетов казначейства в банках;
-регулирование взаимоотношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами различных уровней, государственными внебюджетными фондами и контроль;
-управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
-разработка методологии и инструкций по порядку ведения учетных операций, ведение операций по учету государственной казны;
-распределение мобилизованных денежных средств через налоги, сборы, другие платежи по уровням бюджетной системы производится методами и формами бюджетного регулирования.
Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета соответствующих бюджетов или учреждениями казначейства.
Формирование доходов федерального бюджета предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности, контроль за формированием доходной части бюджета.
В процессе исполнения бюджета денежные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (бюджетные ассигнования), направляются по их целевому назначению в соответствии со статьями, разделами и подразделами бюджета. Распорядители бюджетных средств подразделяются на:
главных распорядителей средств федерального бюджета - органы государственной власти Российской Федерации (в лице руководителей), имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов;
главных распорядителей средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение (в лице руководителя), наделенные правом распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям.
В целях реализации бюджетной политики и эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании и усиления контроля, целевым использованием денежных средств образована единая система органов федерального казначейства. Эта система состоит из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов. Казначейство и его подразделения подчиняются Министерству финансов Российской Федерации, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков.
Исполнение бюджета осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования.
Санкционирование включает в себя:
утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
уточнение смет доходов и расходов по распорядителям средств федерального бюджета;
¦утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов объемов бюджетных ассигнований;
¦принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета и их подтверждение.
Процедура финансирования состоит именно в расходовании бюджетных средств. Неиспользованные средства, оставшиеся на едином счете федерального бюджета, подлежат учету в качестве остатка на начало следующего года. Бюджетное финансирование - это процесс предоставления денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Оно базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предоставления средств. К принципам бюджетного финансирования можно отнести:
получение максимального эффекта от использования бюджетных средств. Эффект может выражаться в увеличении ресурсов государства или в решении социально-экономических задач;
¦строго целевой характер использования бюджетных средств;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с учетом использования ранее отпущенных средств;
безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований. К бюджетному финансированию можно отнести и предоставление бюджетных кредитов.
На практике государство использует следующие разновидности предоставления бюджетных средств: финансирование по системе «нетто- бюджет» и по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные средства предусматриваются и направляются на ограниченный круг расходов, при второй - бюджетные средства используются для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании, на все виды текущих и капитальных расходов.
Контрольные вопросы
1.Что такое роспись доходов и расходов федерального бюджета?
2.Дайте характеристику и раскройте содержание доходов федерального бюджета.
3.Охарактеризуйте структуру расходов федерального бюджета.
4.Какие органы ответственны за исполнение федерального бюджета?
5.Какова роль казначейства в исполнении федерального бюджета?

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

  • – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, выявление резервов для мобилизации дополнительных доходов бюджета;
  • – распределение всех поступающих доходов по уровням бюджетной системы согласно существующему законодательству;
  • – распределение доходных источников по утвержденным бюджетным ассигнованиям в календарном разрезе (целевое перераспределение бюджетных ресурсов по статьям расходов бюджетной классификации);
  • – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года;
  • – хранение временно свободных финансовых ресурсов государства;
  • – осуществление оперативного учета и контроля за движением бюджетных средств, определение степени эффективности расходования государственных средств.

В настоящее время Бюджетный кодекс РФ устанавливает обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные. Ранее существовавшая в России банковская система исполнения бюджетов (с 1925 года) предусматривала последовательное перечисление бюджетных средств на оплату закупаемой продукции и бюджетных услуг со счета финансового органа на расчетные счета заказчиков продукции и услуг (получателей бюджетных средств), а затем с их счетов - на расчетные счета поставщиков и исполнителей.

Отрицательными последствиями банковской схемы исполнения бюджета являлись:

  • – отсутствие прозрачности в исполнении бюджетов;
  • – неэффективный контроль целевого использования бюджетных средств;
  • – отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затрудняло расчет необходимых заемных средств;
  • – нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т.п.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Порядок осуществления операций по кассовым выплатам на основе казначейской схемы исполнения бюджета представлен на рис. 10.

Рис. 10.

Главная цель перехода на казначейское исполнение бюджета - установление оперативного контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей.

Например, выписка банка, получаемая УФК по Пермскому краю (по состоянию на 2009 год), содержит до 100 тысяч расчетных документов и обрабатывается в первой половине дня. Перечисление в бюджеты, внебюджетные фонды и все информационное взаимодействие с участниками бюджетного процесса осуществляется в день получения выписки банка .

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти муниципальных образований являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исключается возможность нецелевого использования средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10-15 %. На сегодняшний день Федеральное казначейство является федеральной службой и находится в ведении Министерства финансов РФ . Федеральное казначейство имеет иерархическую структуру: Главное управление федерального казначейства - управления федерального казначейства по субъектам РФ - отделения федерального казначейства в муниципальных образованиях.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • – производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
  • – открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ, кассовое обслуживание исполнения которых осуществляется Федеральным казначейством;
  • – направляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ по счетам учреждений, допустивших нарушение бюджетного законодательства РФ;
  • – осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;
  • – осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций;
  • – ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • – доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
  • – осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
  • – доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования;
  • – составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • – обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы РФ проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению органов, лицевые счета которых открыты в казначействе;
  • – осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
  • – осуществляет иные бюджетные полномочия.

Именно на органы казначейства возложено исполнение бюджетов бюджетной системы как по доходам, так и по расходам.

Рассмотрим порядок поступления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. В настоящее время доходы всех бюджетов поступают и аккумулируются на едином казначейском счете 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ». Поступившие суммы доходов распределяются специалистами Федерального казначейства в соответствии с установленными законодательством нормативами на счета соответствующих бюджетов: 40105 «Средства федерального бюджета», 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ», 40204 «Средства местных бюджетов».

Например, сумма налога на доходы физических лиц в городском округе, поступившая на счет 40101, будет распределена специалистом Федерального казначейства в пропорции 70:30 и перечислена соответственно на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ» (70 %) и 40204 «Средства местных бюджетов» (30 %).

Таким образом, исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • – зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства;
  • – возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
  • – зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
  • – уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

В свою очередь, исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • – принятие бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (объемом прав в денежном выражении) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров;
  • – подтверждение денежных обязательств. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты;
  • – санкционирование оплаты денежных обязательств. Санкционирование осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия необходимых документов;
  • – подтверждение исполнения денежных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Казначейское исполнение расходной части бюджетов территориальных образований (субъектов РФ и муниципалитетов) может осуществляться по одной из двух схем.

Первая предусматривает создание «своего» казначейства органами власти территориального образования, как правило, в составе финансового органа администрации. Местное казначейство может быть создано при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов соответствующего бюджета и наличия в собственности (пользовании, управлении) органов власти необходимого для их осуществления имущества.

Распорядители бюджетных средств открывают в казначействе лицевые счета, в результате чего оно выполняет функции кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств и проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников.

Вторая схема предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (муниципалитета) с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать в заключении указанного соглашения.

Таким образом, в зависимости от выбранной схемы исполнения бюджета учет операций по его исполнению производится на лицевых счетах, открываемых либо в Федеральном казначействе, либо в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

2. Аналитическая часть, вариант 3

Список используемой литературы

1. Исполнение федерального бюджета в РФ

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

» » Исполнение федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета


Вернуться назад на

В РФ в настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение бюджетов основывается на принципе единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих , привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ. На основе принципа единства кассы исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Последняя составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет.

Одновременно сводная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений об ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств;
принятие денежных обязательств получателями средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей.

Доведение показателей сводной росписи осуществляется в форме уведомлений об ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Уведомление об ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению и платежей.

Изменение объемов ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом. Уполномоченный исполнительный орган и распорядители средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

В течение 10 дней со дня получения уведомления об ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель утверждает эту смету.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя.

В связи с исполнением бюджета возникают бюджетные обязательства – признанные органом, исполняющим бюджет, обязанности совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Бюджетные обязательства имеют некоторые размеры, т.е. лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Эти лимиты для распорядителей и получателей средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема ассигнований в расчете на квартал. Но изменение лимитов возможно в случае изменения бюджетных ассигнований, а также в случае блокировки расходов.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно и без изменения ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Формы платежных документов утверждаются Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в орган, исполняющий бюджет, для подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.

Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса;
при несоответствии принятых денежных обязательств закону о бюджете, доведенным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении об ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом о бюджете либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем.

Бюджетный кодекс предусматривает порядок сокращения расходов бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

Распорядители и получатели бюджетных средств уведомляются о введении режима сокращения расходов не позднее чем за 15 дней до его введения.

На основании решения о введении этого режима производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств. Отмена режима сокращения расходов, изменение размеров сокращения расходов производятся органом, принявшим решение о его введении.

Бюджетный кодекс предусматривает особый порядок действий при сокращении расходов бюджета более чем на 10%. Если при исполнении бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному.

Законодательство содержит положения об основаниях для блокировки расходов бюджета. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления указанных лимитов либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов осуществляется по решению руководите ля финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Блокировке могут быть подвергнуты:

Расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом о бюджете. Блокировка расходов, финансирование которых не было связано условиями, определенными Кодексом либо законом о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования средств;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

В случае если при исполнении бюджета получены доходы сверх утвержденных законом о бюджете, они направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Если такие доходы получены бюджетными учреждениями отплатных услуг и иной , они направляются на финансирование расходов данных учреждений.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх утвержденных ассигнований, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение этих изменений и дополнений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на год могут отличаться от утвержденных объемов ассигнований по всем обстоятельствам не более чем на 10% утвержденных ассигнований, а для получателя бюджетных средств – не более чем на 15%.

Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов в пределах 10% выделенных ему ассигнований. Уведомление об этих перемещениях производится одновременно с доведением уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Этот порядок не распространяется на зачет налогов и сборов.

В Бюджетном кодексе особо отмечается недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в с целью получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Если бюджетному учреждению, финансируемому на основе сметы, задерживают финансирование более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% от объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, оно вправе самостоятельно определять направление кассового расхода в пределах доведенных вышестоящим распорядителем средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Получатели бюджетных средств наделены определенными правами в случаях их недофинансирования. Так, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется по судебному акту.

При этом недофинансирование означает разницу между доведенным лимитом бюджетных обязательств и объемом средств, зачисленных на получателя либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита.

Бюджетное законодательство устанавливает особый правовой режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

Возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином . Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый бюджетного учета устанавливается федеральным правительством.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

Для организации бюджетного процесса важным является дата завершения бюджетного года и связанные с этим бюджетные процедуры. Финансовый год завершается 31 декабря. Тогда же прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного года.

Основы казначейского исполнения федерального бюджета.

Казначейское исполнение федерального бюджета означает, что Федеральное казначейство осуществляет:

Регистрацию поступлений;
регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
платежи от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется путем отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Казначейства. При исполнении бюджета запрещается осуществление операций минуя систему названных счетов.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в ЦБ РФ.

Казначейское исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов бюджета на единый счет федерального бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
возврат излишне уплаченных сумм доходов;
учет доходов бюджета и отчетность о его доходах в соответствии с .

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Казначейству и направляется для сведения в и Счетную палату.

Для того чтобы исключить финансирование расходов и платежи, не предусмотренные законом о бюджете или не обеспеченные поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета, предусмотрены процедуры санкционирования расходов федерального бюджета.

Это санкционирование включает:

Утверждение и доведение ассигнований до распорядителей и получателей средств бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств;
принятие денежных обязательств получателями средств бюджета;
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

На основании сводной бюджетной росписи бюджета и ассигнований из бюджета, сообщенных Казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями.

При утверждении и доведении лимитов бюджетных обязательств устанавливается определенный объем распорядительных прав получателей средств бюджета на принятие денежных обязательств бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств формируются на период до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Лимиты для главных распорядителей утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств бюджета утверждается главными распорядителями.

Лимиты доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей через Казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты должны быть доведены до получателей не позднее, чем за пять дней до начала срока их действия. Казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям на период до трех месяцев.

Принятие обязательств осуществляется путем заключения получателем и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов). Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем году, не должен превышать лимиты обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.

Казначейство совершает расходование средств бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Казначейства подтвердить принятые денежные обязательства.

Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последователь но совершаемые действия:

Разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
осуществление платежа.

Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

На основании представленных получателем средств платежных документов Казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лице вом счете.

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Казначейства.

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на счете.

При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя) средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов.

Предусмотрена следующая календарная очередность:

В первую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц;
во вторую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
в третью очередь – списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;
в четвертую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
в пятую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Все операции, связанные с поступлением в Федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, регистрируются в Главной книге Федерального казначейства.

Казначейство ведет сводный реестр получателей средств бюджета.

Бюджетный кодекс регламентирует изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Изменение ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах своих полномочий.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

В решении о введении такого режима должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю, а также по каждому объекту, включенному в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы.

На основании решения о введении режима сокращения расходов производится сокращение лимитов бюджетных обязательств.

Отмена режима сокращения расходов бюджета производится Правительством РФ.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений в него, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ представляет в Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия закона по данному вопросу.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются Минфином РФ на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон. Внесение изменений и дополнений в закон принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится Правительством РФ в Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Думы отчета об исполнении бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было получено.

Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. м
Министр финансов может разрешить перераспределение средств бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований.

Министр имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с ассигнованиями, если ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем (субъектом РФ или другим получателем) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.

Министр имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку.

Министр имеет право на блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования средств.

Министр финансов не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям более чем на 5% ассигнований, утвержденных законом о бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.

Правительство РФ представляет ежеквартальные и




Top