Кто сопровождает гособоронзаказ казначейство или уполномоченный банк. Гособоронзаказ: Расчеты по контрактам будут сопровождаться казначейством

Подписанное Дмитрием Медведевым постановление от 3 марта 2017 г. № 249 «О казначейском сопровождении средств, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения госконтрактов (контрактов) по гособоронзаказу» - направлено на исключение нецелевого расходования бюджетных средств и необоснованного завышения цен.

Принятое решение дополнительно усиливает и без того жесткий контроль за расчётами по гособоронзаказу.

Исключить нецелевое расходование средств

Главная цель принятия Постановления № 249 - исключить нецелевое расходование бюджетных средств и необоснованное завышение цен на оборонную продукцию.

Казначейскому сопровождению подлежат средства, получаемые при расчётах для исполнения госконтрактов

В разработанном Минфином России документе установлено, что казначейскому сопровождению подлежат средства, получаемые при расчётах для исполнения госконтрактов по гособоронзаказу.

Кроме того, федеральным казначейством будут сопровождаться расчеты по контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями в рамках исполнения госконтрактов.

Казначейское сопровождение таких госконтрактов направлено на обеспечение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники

Правительством декларируется, что казначейское сопровождение таких госконтрактов направлено на обеспечение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствии с госпрограммой вооружения на 2011-2020 годы.

Что сопровождению не подлежит?

Федеральное казначейство будет осуществлять сопровождение средств в рублях, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения контрактов по гособоронзаказу, за исключением всех госконтрактов, заключаемых Минобороны России.

Казначейское сопровождение не предусмотрено и для случаев, когда госконтракт заключен в целях обеспечения органов внешней разведки средствами разведдеятельности, обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Не будут сопровождаться и контракты госкорпорации Росатом, если они заключены в целях поддержания базовых и критических технологий

Не будут сопровождаться и контракты госкорпорации Росатом, если они заключены в целях поддержания базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, а также различных работ по обеспечению их надежности и безопасности.

Постановление № 249 будет применяться к правоотношениям, возникшим при размещении заказа и заключении госконтрактов (контракта) по гособоронзаказу на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Интересно, что 20 февраля в Госдуме России на заседании Комиссии по правовому обеспечению развития предприятий ОПК было отмечено, что в 2016 году системе контроля на основе спецсчетов каких-либо значимых нарушений в сфере гособоронзаказа установить не удалось.

Основные нарушения перешли в сферу определения начальной (максимальной) величины контрактов по гособоронзаказу.

Сегодня данные Росфинмониторинга также подтверждают, что основные нарушения перешли в сферу определения начальной (максимальной) величины контрактов по гособоронзаказу.

1. Система размещения и исполнения государственного оборонного заказа - состояние и направления развития в 2017 г.:

2.Состояние бюджетного процесса в сфере государственного оборонного заказа и перспективы его развития в 2017 г. и на период 2018-19 годов:

  • Теперь ГОЗ сопровождают и уполномоченные банкиры и федеральные казначеи: чем похожи и чем отличаются друг от друга системы сопровождения бюджетных средств?
  • Какие нормативно-правовые акты необходимо держать «под рукой» для своевременного реагирования на вызовы современной модели ГОЗ?

3. Основные различия между банковским и казначейским сопровождением.

4. Казначейское сопровождение государственных контрактов, контрактов в области государственного оборонного заказа в 2017 году, в том числе заключенных в 2016 году и планируемых к заключению в 2017 году:

  • Нормативно-правовые акты, регулирующие казначейское сопровождение в 2017 г. и на период 2018-19 годов;
  • Какие контракты подлежат казначейскому сопровождению. Необходимые условия, включаемые в государственные контракты (контракты, договоры), предусматривающие авансовые платежи;
  • Перечень операций запрещенных при казначейском сопровождении;
  • Порядок открытия казначейского лицевого счета неучастника бюджетного процесса. Обсуждаем особенности заполнения форм документов, предоставляемых в казначейство;
  • Структура и содержание номера лицевого счета и идентификатора государственного контракта при казначейском сопровождении;
  • Схема казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров) в сфере ГОЗ;
  • Сведения о направлении расходования целевых средств. Особенности формы документа (ОКУД 0501129);
  • Разрешенные операции при казначейском сопровождении;
  • Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов (контрактов, договоров), форма и особенности документа (ОКУД 0501127);
  • Разбор содержания платежного поручения при осуществлении платежей за товары, работы и услуги или в бюджетную систему РФ;
  • Какие отчеты о предприятиях и как часто Территориальные органы казначейства отправляют в информационную систему?
  • Перечень документов для обеспечения процесса взаимодействия с казначейством. Что необходимо сделать для электронного документооборота?

5. Банковское сопровождение ГОЗ:

  • Банковское сопровождении ГОЗ: как созданная схема позволяет из Москвы увидеть на что и для чего перечисляются деньги;
  • Что такое кооперация сопровождаемых сделок и производственная кооперация в сфере ГОЗ. Чем в кооперации Поставщик отличается от Исполнителя и можно ли их заставить открывать отдельные банковские счета?
  • Идентификатор государственного контракта по ГОЗ. Порядок предоставления доступа к информации, находящейся в единой информационной системе банковского сопровождения, содержащей информацию о расчетах по ГОЗ;
  • Увеличение количества разрешенных операций, изменения и с запрещенными операциями;
  • Оформление платежных поручений. Реестр обосновывающих документов

6. Банковское сопровождение контрактов ГОЗ в зависимости от типа операций и оформление документов к ним:

  • Переводы между отдельными счетами. Схема движения денег и разбор конкретных ситуаций о необходимости: (покрыть обязательства и все расходы предприятия с одного отдельного банковского счета; финансирования закупок технологического оборудования и других вложений в инфраструктуру предприятия, в т.ч. капитального характера; использования денежных средств, полученных от Заказчика за исполнение предыдущих этапов контракта ГОЗ);
  • Операции по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и иные обязательные платежи в бюджетную систему РФ. Ограничения по данному вопросу со стороны Центробанка.
  • Операции по оплате товаров, услуг, работ, цена которых подлежит государственному регулированию;
  • Заработная плата: какие документы необходимо предоставить в Уполномоченный банк для выплаты денежных средств в оплату труда?
  • Особенности иных, не запрещенные режимом отдельного счета, операций: (тщательно планируем иные расходы на 3 млн.рублей, т.к. неиспользованные в текущем месяце лимиты не переносятся на следующий период; иные расходы в пользу физических лиц запрещены, а что делать с оплатой командировочных расходов подотчетников?)
  • Злободневные вопросы операций по перечислению прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями: (Сколько предприятию можно заработать при исполнении контрактных обязательств в ГОЗ?- При каких условиях прибыль можно снимать частично, не дожидаясь закрытия всего контракта? Можно ли снять прибыль из средств аванса Заказчика? Как Центробанк влияет на прибыль участника кооперации? Что будет, если фактическая прибыль в результате не соответствует плановой (расчетной)?)
  • Возмещение понесенных исполнителем расходов: какие особенности возмещения с отдельного счета ранее понесенных расходов для своевременного исполнения контрактных обязательств следует учесть для предупреждения «зависания» денежных средств?
  • Иные расходы предприятия: особенности начислений и расчетов с физ. лицами по заработной плате, а также с поставщиками, которые не открывают отдельные счета – средствами с отдельного счета.
  • Оплата импортных комплектующих, схема оплаты договорных обязательств через коммерческий или уполномоченный банк
  • О возврате денежных средств или приостановке операций;
  • Закрытие отдельного банковского счета.

7. Меры по снижению рисков привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ:

  • Кто и что контролирует или мониторит в сфере ГОЗ: полномочия субъектов рыночного ценообразования и государственного регулирования цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу;
  • Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках ГОЗ. Состав и содержание расходов предприятия: не смешиваем «гражданку и оборонку». Методика распределения прямых и косвенных затрат. Обоснование и подтверждение распределения накладных расходов в разрезе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, в т.ч. заработной платы административного персонала, электроэнергии, аренды производственных или офисных помещений и т.п. Оптовые закупки и формирование складских запасов;
  • Формирование цен на продукцию по ГОЗ. Правила определения начальной цены. Способы ценообразования в рамках ГОЗ. Состав затрат, принимаемых в качестве основы себестоимости при определении цен продукции поставляемой по ГОЗ.
  • Что делать если у Поставщиков цены полезли вверх, а контракт выполнять надо?
  • Учетная политика предприятия – документ, свидетельствующий о корректности целевого использования. Особенности учетной политики 2017 года;

8. Ответственность за нарушения требований законодательства о гособоронзаказе: от административного штрафа до дисквалификации.

  • Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения госконтракта по ГОЗ;
  • Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей без согласования с госзаказчиком;
  • Срыв объема или сроков поставок по ГОЗ, ненадлежащее исполнение госконтракта;
  • Необоснованное завышение цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
  • Включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);
  • Административное наказание должностного лица организации (дисквалификация): условия и порядок применения.
  • Ответственность руководителей, учредителей и главных бухгалтеров организаций в условиях работы в рамках гособоронзаказа. Имущественная, налоговая, административная и уголовная ответственность указанных лиц, особенности их персональной ответственности.

Правительство усилит контроль за сделками по гособоронзаказу, но исключит казначейский контроль для подобных госконтрактов Минобороны. Ранее Минфин выступал за ужесточение платежной дисциплины для оборонного ведомства

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Федеральное казначейство будет вести сопровождение государственных контрактов по гособоронзаказу, говорится в постановлении правительства , опубликованном на официальном портале правовой информации. В справке отмечается, что это решение «позволит усилить контроль за расчетами по государственному оборонному заказу и направлено на исключение нецелевого расходования бюджетных средств и необоснованного завышения цен на оборонную продукцию».

При этом постановление выводит из-под контроля казначейства госконтракты в сфере гособоронзаказа, заключенных Министерством обороны. Также, согласно документу, казначейскому сопровождению не подлежат госконтракты, заключенные госзаказчиками при наличии банковского сопровождения, госконтракты по обеспечению органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности, ФСБ — средствами контрразведывательной деятельности, «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами. Для сделок по гособоронзаказу характерна низкая платежная дисциплина, есть коррупционные факторы, поясняет заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. Система казначейского сопровождения достаточно жесткая, а освобождение госконтрактов от этого контроля «обеспечит свободу рук», говорит эксперт.

«Теперь казначейство и Минфин смогут контролировать движение бюджетных средств по таким контрактам только постфактум. Казначейское сопровождение — это механизм контроля за каждым платежным поручением, каждая операция контролируется», — говорит Зацепин. Освобождение госконтрактов от контроля казначейства «снизит барьеры для прохождения денег», объясняет он.

Минфин в 2016 году казначейского сопровождения всех госконтрактов, авансирование которых измеряется в размере более 100 млн руб. Согласно приказам Минфина России и казначейства, все исполнители госконтрактов обязаны открывать счета в Федеральном казначействе, а получать средства станет возможным лишь после того, как запрос проверят. Для расходов по гособоронзаказу было сделано исключение, хотя именно с этими расходами у правительства возникает больше всего проблем. В феврале 2016 года министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что значительные авансовые перечисления — порядка 1 трлн руб. за товары, работы и услуги — привели к росту остатков средств на счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений. «Основной прирост авансов обеспечен за счет авансирования Министерства обороны», — отмечал тогда министр финансов.

В ходе подготовки закона о федеральном бюджете на 2017-2019 годы Минфин финансирование военных расходов на 6%. Министр финансов Антон Силуанов, представляя в Государственной думе проект бюджета, отметил, что сокращения не коснутся закупок вооружения и военной техники, «несмотря на все сложности». В результате расходы федерального бюджета по направлению «Национальная оборона» на 2017 год снизились до 2,84 трлн руб.

16 февраля президент России Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ, «тщательно» отслеживать расходование средств, которые были выделены на гособоронзаказ и на важнейшие инфраструктурные проекты, так как «фактов хищения и нецелевого расходования госсредств по-прежнему много». В декабре глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уголовное наказание за преступления, связанные с хищениями и коррупционными проявлениями в сфере госзакупок, в том числе в сфере государственного оборонного заказа и оборонно-промышленного комплекса. Глава СКР предложил дополнить соответствующий федеральный закон примечанием, где будут определены критерии, при которых государственный заказ считается исполненным надлежащим образом, а любые отклонения от объема и видов работ, предусмотренных контрактом, допускаются только при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.




Top