Положение об Управдоме (старшем по дому). Общие положения - Решение. Зачем нужен старший по дому? Обязанности и законные права представителя интересов жильцов МКД Что делает старший по дому

В настоящее время жильцы многоквартирных домов испытывают острую необходимость в наличии такого человека как старший по дому или подъезду.

За работой управляющих компаний важно следить пристально, чтобы интересы собственников квартир были защищены, а сделать это самостоятельно зачастую владельцы жилья не могут.

Как быть жильцам многоквартирных домов, не способных объединиться для контроля управляющих компаний?

В этой ситуации поможет не кто иной, как старший по дому. Он проследит, чтобы надлежащие услуги предоставлялись в полном объеме, в указанные сроки и соответствовали заявленному качеству.

У старшего по дому иди подъезду будут на хранении находиться важные документы, содержащие сведения о решениях собраний, всевозможные акты о проведении работ подрядчиками, ключи от подвалов и колясочных и деньги, собранные для нужд домового хозяйства.

Именно старший по дому поможет владельцам квартир разобраться в тонкостях правовых вопросов, а также представит их интересы в ходе переговоров с управляющими компаниями, сэкономив не только драгоценное время, но и денежные средства жильцов.

На должность старшего по дому или подъезду человек назначается по итогам голосования общего собрания собственников квартир. Результаты голосования заносятся в протокол, если предварительно жильцы решат, что им необходимы подобного рода услуги.

Согласно законодательству, вопрос о назначении может поднять любой из собственников в рамках очередного или специально организованного внеочередного собрания.

Организовать внеочередную встречу может также любой владелец квартиры, при условии, что он известит остальных членов собрания как минимум за десять дней, составив повестку. Также заранее нужно выбрать точное время и место проведения.

Чтобы утвердить решение о выборе такой должности, как старший по дому или подъезду, в обязательном порядке обязательно наличие кворума, то есть согласия как минимум двух третей участников собрания. Непосредственно человека, который займет почетный пост, предстоит выбрать членам кворума большинством голосов (результаты заносятся в протокол собрания).

В домах с большим количеством квартир допускается проведение заочного голосования, организацией которого занимается инициатор идеи. Выбрать человека на должность могут только собственники квартир, приватизировавшие свое жилье. Арендаторы к голосованию не допускаются.

Для утверждения результатов составляется специальный протокол, а принятое большинством решение обязаны принять к исполнению все жители дома без исключения. Жилищный кодекс подробно описывает возможные спорные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выборов, а также предлагает способы обжалования результатов.

Права и обязанности

Еще до проведения выборов следует четко установить права и обязанности старшего по дому или подъезду. Кроме того, ему положено вознаграждение за деятельность и обязательная компенсация рабочих расходов.

Итак, примерный список обязанностей:

  • контроль уборки подъездов, лифтов и прочих общих помещений, а также благоустройства придомового участка и соблюдения всех норм, установленных на законодательном уровне (санитарных, противопожарных и т.д.);
  • контроль своевременной и качественной уборки снега в зимние месяцы;
  • контроль качества капитального ремонта в доме;
  • пояснение жителям дома, в чем заключаются их обязанности и права в том, что касается пользования общими помещениями;
  • предоставление контактных данных эксплуатационных служб, к которым жильцы могут обратиться за помощью при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • содействие представителям контролирующих органов в ходе проведения всевозможных плановых и внеплановых мероприятий (сотрудникам полиции, органам соцзащиты, санэпидемстанции и др.);
  • внесение предложений по организации хранения общего имущества собственников жилья;
  • хранение ключей от служебных помещений, электрощитовой, запасного входа, а также всевозможных документов, таких как паспорт дома, протокол о техническом осмотре общих помещений и т.п.;
  • устранение нарушений в сфере содержания или использования общего имущества и помещений;
  • ведение журнала, в котором содержится информация об общих собраниях жителей дома, занесение решений в протокол, сбор жалоб и предложений от жильцов.
  • составление отчета о результатах работ, проделанных за прошедший год и предоставление его жильцам. Отчитывается старший по дому перед общим собранием.

Теперь к перечню прав. В него входят следующие возможности:

  • оценка качества работ, проведенных управляющей компанией;
  • содействие жильцам в решении вопросов, связанных с оплатой услуг ЖКХ;
  • участие в процессе контроля распределения финансов, собранных на нужды домового хозяйства;
  • отправка предложений о проведении капремонта общих помещений в управляющие компании;
  • внесение предложений касательно улучшения условий использования и содержания общих помещений;
  • требование об исправлении нарушений со стороны управляющих компаний;
  • созыв жильцов для участия в общем собрании;
  • принятие необходимых мер в отношении собственников и арендаторов жилья, которые нарушают те или иные правила эксплуатации помещений.

Зарплата и компенсация деловых расходов

При назначении старшего по дому или подъезду на бесплатной основе, необходимо понимать, что обязанности с высокой долей вероятности не будут выполняться в требуемом объеме. Человека, занимающего такую важную должность, следует заинтересовать финансовой выгодой.

Зарплата старшего по дому является одной из статей, входящих в список жилищно-коммунальных услуг, а ее размер устанавливается в рамках собрания собственников квартир.

Что касается компенсации расходов, которые были вызваны рабочей необходимостью, есть два варианта возмещения потраченной старшим по дому или подъезду суммы:

  1. Средства возвращает управляющая компания - крайне нежелательный способ, так как ставит человека в зависимость от организации, интересы которой часто не совпадают с интересами жильцов, следовательно, компания может завербовать старшего по дому или подъезду.
  2. Издержки компенсируются непосредственно жильцами многоквартирного дома - наилучший способ разрешения данного вопроса, опять же, нужно будет выделить отдельную строку в затратах на коммунальные услуги.

Инструкция по организации оплаты

Даже если жильцы согласятся платить старшему по дому или подъезду, то получить причитающиеся деньги человеку будет не так просто, как кажется на словах. Собирать средства за оплату услуг самостоятельно, пытаясь взыскать их с каждого жильца в отдельности - неблагодарное и затратное по времени занятие, которое приведет разве что к уходу человека с занимаемой должности.

Оплату услуг можно организовать через аппарат управляющей организации, отправив запрос на включение соответствующей статьи в перечень расходов за ЖКУ (формально старший по дому или подъезду устраивается на работу в управляющую компанию).

Предварительно важно получить одобрение от членов общего собрания и определить правила начисления и сумму вознаграждения. Однако этот способ может не удовлетворить старшего по дому, потому что из его зарплаты примерно 50% средств пойдет на оплату налоговых сборов и отчислений в Пенсионный фонд.

Еще один способ - регистрация ИП и заключение соглашения с управляющей организацией от лица предпринимателя. В этом случае вычет из причитающейся суммы составит всего около 10%.

Еще в 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

Главный по подъезду — звучит гордо. Главный по дому — должность даже более громкая, но по сути означает одно и то же. Раньше людей, облечённых такой властью, называли управдомами. Даже по классическим художественным произведениям мы их хорошо помним. В бессмертной комедии «Бриллиантовая рука» колоритная женщина-управдом подозревала Семёна Семёновича в тайном посещении синагоги, произнося свою культовую фразу: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». В «Собачьем сердце» излишне деятельный управдом пошёл ещё дальше — хотел оттяпать несколько комнат от квартиры профессора Преображенского. К счастью, ему это так и не удалось.

В реальной жизни в XXI веке управдомами называют главных по подъезду или по дому, и чаще всего с ними можно познакомиться либо на свой день рождения, либо во время ремонта, когда женщина пенсионного или предпенсионного возраста позвонит вам в дверь и начнёт требовать прекратить шуметь, угрожая вызовом участкового и выселением.

Кто-то таким инициативным товарищам даёт от ворот поворот, а кто-то задумывается, какими правами обладают эти самые главные по подъезду, какие на них возложены обязанности, и вообще, как можно самому стать главному по подъезду, так сказать, первым парнем на дворе?

Святые люди

Как оказалось, главный по подъезду — это отнюдь не назойливая старушка, которая вечно пытается сдать вас участковому. Она — практически святой для всего подъезда человек. По крайней мере, он, или она должна им быть, если ознакомиться с обязанностями.

Обязанности, кстати, от города к городу могут быть разными, потому что в «Жилищном кодексе РФ» такое понятие, как главный по подъезду или дому, не зафиксировано, и права и обязанности для этой должности устанавливаются каждым муниципальным органом отдельно. Но в любом случае есть список обязанностей управдомов, которые так или иначе будут присутствовать в любом городе любого региона.

В первую очередь старшие по подъезду — это отличный контролирующий орган, который неустанно и ревностно должен следить за тем, насколько добросовестно работают службы по уборке дворов, подъездов и остальных прилегающих территорий. Также управдомы обязаны контролировать ход ремонтных работ, производимых жилищно-коммунальными хозяйствами — от мелкой покраски двери подъезда вплоть до контроля капитального ремонта здания. В случае некачественного выполнения каких-либо работ старшие по подъезду должны обращаться с жалобой в контролирующий орган, требуя переделать недобросовестную работу и впредь не допускать таких ошибок.

Кроме того, «старшие» служат связующим звеном между управляющей компанией и жильцами дома. В этом случае выигрывают практически все. Жильцы освобождаются от неприятной процедуры обивания порогов казённых заведений, а управляющие компании ведут диалог с одним-единственным представителем вместо сотни разгневанных владельцев квартир, недовольных цветом покрашенных стен. В проигрыше — только управдом, который и до руководства ЖЭК должен достучаться, и остальным жильцам решение и проблемы этого самого ЖЭК объяснить, да так, чтобы они всё поняли.

Также «старшие» должны выступать с предложениями по улучшению дома и прилегающих территорий, добиваться этих улучшений от управляющих компаний, настаивать на необходимости проведения ремонтов, реконструкций, обновлений, скажем, детской площадки, лифтов, подъездов и всего прочего. Они же должны организовывать общие собрания жильцов, вести и хранить протоколы этих собраний, а также все ключи от всех подсобных и технических помещений, находящихся на вверенной им территории. В общем, хлопот не оберёшься.

Права

Но самое интересное, что всё это управдом должен делать, не будучи наделённым практически никакими дополнительными правами, по сравнению с остальными жильцами.

В основном права уходят корнями в обязанности. «Главные» вправе требовать что-то от управляющей организации. Они вправе контролировать деятельность ЖЭК на вверенной им территории. Они имеют право собирать претензии населения и направлять их в управляющую компанию, а также инициировать собрания жильцов и даже избираться в члены районного домового комитета и в старшие по району. Самое неприятное, но и самое полезное право — контролировать расход средств, собранных управляющей компанией на ремонт помещений.

Главный вопрос у пассивных жителей — имеет ли право главный по подъезду предъявлять им какие-либо претензии, угрожать участковым и даже выселением. Ответ прост: управдом имеет право принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями. То есть, максимум, что вам может грозить, — потеря нескольких нервных клеток от психологической войны с главным по подъезду, его звонков участковому, бесконечных актов и прочих административно-общественных механизмов воздействия на вас. Выселение вам не грозит ни в коем случае. Поэтому раболепствовать перед управдомом не следует, но и отношения с ним или с ней лучше поддерживать хотя бы на удовлетворительном уровне, ведь в главные по подъезду идут в основном активные граждане с кучей свободного времени, мелких проблем от ссоры с которыми потом не оберёшься.

Если б я был султан...

Теперь мы подошли к главному вопросу — как, собственно, самому стать главным по подъезду?

В подавляющем большинстве случае главный по подъезду, как и главный по дому, выбирается на общем собрании жильцов простым большинством голосов, но только при условии, что на встрече присутствовало более половины официально зарегистрированных в доме жильцов.

Так уж получилось, что в России, а особенно в крупных городах, таких, как Москва или Санкт-Петербург, жильцы бывают настолько занятыми, что не находят времени присутствовать на общих собраниях, и кворум для выбора главного по дому собрать очень трудно. На этот случай подойдут бланки для голосования, которые можно попросить заполнить, пройдясь по всем квартирам, — такой метод тоже подойдёт.

После того, как главный по дому наконец-то избран, со всеми документами (протокол общего собрания) необходимо идти в районную управу, чтобы официально закрепить полномочия главного по дому или подъезду. С этого момента можно избранного «главного» считать официально вступившим в должность.

Обычно главных по дому и подъезду избирают сроком на год, но в некоторых случаях время действия их полномочий может составлять и три года — всё зависит от города. В следующий раз нового управдома можно будет избрать на собрании жильцов по истечении срока пребывания на посту нынешнего «главного». Также, если главный по подъезду не справляется со своими обязанностями, можно на очередном собрании жильцов инициировать голосование за прекращение его полномочий и избрание нового «главы».

Ради чего

После всего вышеперечисленного возникает вопрос — ради чего люди становятся старшими по домам, подъездам и даже районам? Есть ли в этом какая-то выгода?

И, как это ни удивительно, выгода есть. Чаще всего старшие по дому избавляются от уплаты некоторых сборов, например за вывоз мусора, пользование домофоном, услуги консьержа, а также плату за найм квартиры, в случае, если имеет место социальный найм, а не простая аренда. В большинстве случаев получается экономия максимум в 200-300 рублей в месяц.

Понятное дело, что эти деньги — ничто по сравнению с потраченным временем и нервами на все обязанности, возложенные на главного по дому. Вот и избираются в них в основном жильцы с активной жизненной позицией, избытком энергии, по каким-то причинам вынужденные проводить большое количество времени дома. В основном такой причиной становится выход на пенсию.

Ранее мы уже рассказывали о том, . Но кто эти люди — старшие по дому и подъезду, и чем они занимаются? Для начала стоит отметить, что такое понятие, как старший по подъезду или дому в новом Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует. Тем не менее, его можно найти в нормативных актах органов местного самоуправления. В связи с этим типовой инструкции прав и обязанностей старшего по подъезду/дому просто не может быть, для каждого населённого пункта она будет своей.

В то же время, большинство инструкций содержит основные пункты:

1. Общие положения , в которых прописывается, кем признаётся старший по подъезду/дому и кому он подчиняется.

2. Обязанности старшего , которые могут включать в себя:

а) периодический контроль за уборкой подъездов, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовых территорий, за соблюдением санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, правил содержания домашних животных;

б) осуществление контроля уборки придомовой территории и мест общего пользования в подъезде, контроль за уборкой снега на придомовой территории в зимний период;

в) приём всевозможных мер по устранению недостатков и нарушений в эксплуатации и содержании общего имущества в подъезде;

г) подготовка предложений по содержанию и сохранению имущества;

д) разъяснение жильцам их прав и обязанностей по содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений, мест общего пользования, а также предоставление адресов эксплуатационных организаций, куда они могут обратиться в случае возникновения аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях;

е) хранение комплекта ключей от запасного выхода, служебных и эксплуатационных помещений, электрических щитов и вводных устройств;

ж) осуществление контроля за проведением текущего и капитального ремонта;

з) оказание содействия органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов, органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам, учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий и органам внутренних дел в укреплении общественного порядка;

и) ведение и хранение журналов протоколов общих собраний жильцов, учёта обращений жителей, совместных технических осмотров общего имущества, паспорта многоквартирного дома;

к) ежегодное предоставление отчёта о проделанной работе.

Старший по подъезду/дому подотчётен общему собранию жильцов, решением которого срок его полномочий может быть продлён или прекращён досрочно.

3. В то же время, старший по подъезду/дому вправе :

а) запрашивать необходимую информацию и направлять управляющей организации (правлению ТСЖ или ЖСК) требования об устранении нарушений обязательств;

б) вносить предложения по улучшению содержания, эксплуатации и ремонта;

в) участвовать в осуществлении контроля за использованием финансовых средств на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;

г) оказывать содействие населению по вопросам начисления платы за жилищные и коммунальные услуги;

д) направлять в управляющую организацию (правление ТСЖ или ЖСК) предложения о необходимости выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома;

е) оценивать качество работ, выполняемых управляющей организацией (правлением ТСЖ или ЖСК), участвовать в составлении актов приемки выполненных работ;

ж) принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей и собственников жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования жилыми помещениями;

з) инициировать проведение общих собраний собственников помещений многоквартирного дома;

и) избираться в члены районного домового комитета, а также «старшим по району».

4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей старший по дому/подъезду несет в соответствии с действующим законодательством.




Top