Практические задания по пожарной безопасности обж. Методическая разработка на тему: Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различны

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практическая работа

с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработчик:

Кривоносова Л.Л., преподаватель -

Организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 1 час.

Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:

Образовательные : изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).

Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.

Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

Задачи учебного занятия:

  • научиться определять виды ЧС;
  • знать правила противопожарной безопасности;
  • знать основные правила поведения при пожаре;
  • познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
  • познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
  • научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
  • научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.
  • (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».

Преподаватель : (раздает инструкции по выполнению практической работы ,

Бланки отчетов,

при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))

В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»

объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.

Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.

Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:

Получить представление

  • о пожаро- и взрывоопасных объектах;

О правилах пожарной безопасности.

Познакомиться:

  • со способами тушения пожаров;
  • с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;

С правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.

Научиться:

- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;

Классифицировать чрезвычайные ситуации;

1 этап: ()

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство

2. Указать устройство

Задание 2 (уровень В):

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

Задание 3 (уровень С):

2 этап: ()

Задание 4

Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.

Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

  • план эвакуации;

Задание 5

(дополнительное задание) Тестовый контроль.

Вывод по практической работе.

Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.

9. Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

Инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

План эвакуации из своей квартиры;

План эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.

10. Подведение итогов:

Преподаватель : отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..

При наличии времени демонстрируется видеофильм 3 : «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».

Преподаватель : предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).

Инструкция по выполнению

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель :

получить представление :

  • о стихийных бедствиях природного характера.
  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах.
  • о правилах пожарной безопасности
    знать :

Потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;

  • причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
  • способы тушения пожаров;
  • правила эвакуации по сигналам оповещения;
  • правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
    уметь:

- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного
характера.

Классифицировать чрезвычайные ситуации.

Пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:

1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –

5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).

Аварийные ситуации на транспорте:

Аварии на радиационно опасных объектах.

Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.

Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону
    очага возгорания.
  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
    пустить струю углекислоты на огонь.
  4. В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
    беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:

1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;

5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.

Устройство порошкового огнетушителя:

Порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха .

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку

2. Откройте вентиль газового баллончика

Пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой - за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.
  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Ход работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):

Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний )

Вывод:

Приложение 1

Бланк отчета

Пр. раб. № 3

Ф.И.О . _____ ______ __ Гр . _________

Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1. Ситуация : Возгорание в квартире

Ваши действия:

2. Ситуация : Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3. Ситуация : Загорелся телевизор (любой другой электроприбор )

Ваши действия:

4. Ситуация : Загорелась одежда на человеке Ваши действия:

2 этап: (практическое применение знаний )

Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
  1. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
  2. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
  3. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
  4. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
  5. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.
  6. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  1. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
  2. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
  3. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
  4. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
  5. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.

Вывод :

Самооценка.

Я могу объяснить, как …

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач

Практическая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Расчетно-практическая работа № 1 по

БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(для специальностей РМ)

Новосибирск 2012 г

Цель работы: Используя противопожарные нормы проектирования ознакомиться с методикой оценки пожаробезопасности зданий и рабочих помещений.

Порядок выполнения

Часть I. ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА.

1. Ознакомиться с общими сведениями. Сделать выписки.

2. Определить расчётное время эвакуации из рабочего помещения и здания, сравнить полученные результаты с нормативным временем эвакуации и сделать вывод о соответствии строительного проекта требованиям пожаробезопасности.

Часть II. ПОЖАР В РАБОЧЕМ ПОМЕЩЕНИИ.

1. Определить расчётное время эвакуации из рабочего помещения по задымлённости.

2. Сравнить полученный результат с нормативным временем эвакуации из рабочего помещения и расчётным временем эвакуации из помещения, полученным в первой части задания.

Часть III. ВЫВОД.

Сделать общий вывод о пожаробезопасности здания и рабочего помещения. В случае несоответствия нормативным требованиям пожаробезопасности предложить мероприятия по реконструкции строительного проекта и организации работ в рабочем помещении.

Часть I.ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В соответствии с нормативными документами, в области пожаробезопасности применяются следующие определения и классификация.

Здания и части зданий по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы:

Ф1 – гостиницы, жилые дома, детские дошкольные учреждения и т.п., при условии их круглосуточного использования;

Ф2 – зрелищные и культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, библиотеки и др.);

Ф3 – предприятия по обслуживанию населения (предприятия торговли, общественного питания, поликлиники и др.);

Ф4 – учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления;

Ф5 – производственные и складские здания.

Здания и сооружения по огнестойкости подразделяются на пять степеней. Степень огнестойкости определяется пределами огнестойкости основных строительных конструкций и пределами распространения огня по этим конструкциям. Например, минимальные пределы огнестойкости несущих стен и колонн, в зависимости от степени огнестойкости зданий, следующие:

I степень огнестойкости – 2,5 часа;

II и III степень огнестойкости – 2 часа;

IV степень огнестойкости – 0,5 часа;

V степень огнестойкости – время не нормируется.

Производственные здания и сооружения по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на шесть категорий:



Эвакуация при пожаре представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Спасение при пожаре представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Выходы являются эвакуационными , если они ведут:

а) из помещений 1-го этажа наружу:

Непосредственно;

Через коридор;

Через вестибюль (фойе);

Через лестничную клетку;

Через коридор и вестибюль (фойе);

Через коридор и лестничную клетку.

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

Непосредственно в лестничную клетку;

В коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку;

В холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку.

в) в соседнее помещение, обеспеченное выходом.

Не менее 2-х эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий следующей классификации:

Ф1.1 (детские сады);

Ф3.3 (вокзалы);

Ф4.1 (школы);

Ф4.2 (высшие учебные заведения).

Для зданий других классов, наличие двух эвакуационных выходов зависит от объёма помещений, количества людей и других факторов.

2. ВЫЧИСЛЕНИЕ РАСЧЁТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ

а) расчётное время эвакуации (t р) из рабочих помещений и зданий определяется как суммарное время движения людского потока на отдельных участках пути по формуле:

t р = t 1 + t 2 + t 3 + … + t i , (1)

где t 1 – время движения от самого удалённого рабочего места до двери помещения (в соответствии с рисунком, это расстояние примем равным диагонали помещения L п);

t 2 - время прохождения дверного проёма помещения;

t 3 – время движения по коридору от двери помещения до лестничного марша;

t 4 – время движения по лестничному маршу;

t 5 – время движения по коридору первого этажа до выходной двери из здания;

t 6 – время прохождения дверного проёма из здания.

Примерная схема эвакуации людей представлена на рисунке ниже.

Рабочее помещение L п Лестница
Расстояние по коридору (L к1)
Эвакуационный коридор
Дверь
Расстояние по коридору (L к2) Коридор 1-го этажа

Рис. Схема оцениваемого эвакуационного маршрута

б) время движения людского потока на отдельных участках вычисляется по формуле:

t i = L i /V i , (2)

где L i – длина отдельных участков эвакуационного пути, м (табл. 7);

V i – скорость движения людского потока на отдельных участках пути, м/мин.

в) скорость движения людского потока (V i) зависит от плотности людского потока (D i) на отдельных участках пути и выбирается из табл. 2.

г) плотность людского потока (D i) вычисляется для каждого участка эвакуационного пути по формуле:

D i = (N * f)/(L i * d i), (3)

где N - число людей (табл. 7);

f - средняя площадь горизонтальной проекции человека (принять f = 0,1 м 2);

d i - ширина i-го участка эвакуационного пути, м (табл. 7). Для вычислении плотности людского потока при эвакуации из рабочего помещения, d i принять равным половине ширины этого помещения.

д) время прохождения дверного проёма приближённо можно рассчитать по формуле:

t д.п. = N/(d д.п. * q д..п.), (4)

где d д.п. – ширина дверного проёма, м (табл. 7);

q д.п. – пропускная способность 1 м ширины дверного проёма (принимается равной 50 чел./(м * мин) для дверей шириной менее 1,6 м и 60 чел./(м * мин) для дверей шириной 1,6 м и более).

3. НОРМАТИВНОЕ ВРЕМЯ ЭВАКУАЦИИ

1. Нормативное время эвакуации из помещений общественных зданий (кинотеатры, столовые, универмаги и др.) устанавливается (нормируется) в зависимости от степени огнестойкости здания и объёма помещения (табл. 3). Нормативное время эвакуации из общественных зданий устанавливается (нормируется) в зависимости от степени огнестойкости здания (табл. 5).

2. При нормировании времени эвакуации для производственных зданий промышленных предприятий учитывается степень огнестойкости здания, категория производства и этажность здания (табл. 6). Нормативное время эвакуации из рабочих помещений производственных зданий зависит также и от объёма помещения (табл. 4).

Таблица 2

Зависимость скорости движения от плотности людского потока

Таблица 3

Нормативное время эвакуации из помещений общественных зданий (t п.о.з.)

Таблица 4

Нормативное время эвакуации из помещений производственных зданий (t п.п.з.)

Таблица 5

Нормативное время эвакуации из общественных зданий (t о.з.)

Часть II.ПОЖАР В РАБОЧЕМ ПОМЕЩЕНИИ

Условие задачи . В рабочем помещении, облицованном древесноволокнистыми плитами (или имеющем перегородки из них), произошло возгорание. Площадь пожара, при горении облицовочных плит, приведена в исходных данных (табл. 7). Рассчитать время (t д), необходимое для эвакуации людей из горящего помещения с учётом задымлённости.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЁТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ

ИЗ РАБОЧЕГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ЗАДЫМЛЁННОСТИ (t д)

а) расчётное время эвакуации по задымлённости получим по формуле:

t д = (К осл * К г * W п)/(V д * S п.г.), (5)

где К осл – допустимый коэффициент ослабления света (принять К осл = 0,1);

К г – коэффициент условий газообмена;

W п - объём рабочего помещения, м 3 (табл. 7);

V д - скорость дымообразования с единицы площади горения, м 3 /(м 2 * мин);

S п.г. - площадь поверхности горения, м 2 .

б) в свою очередь коэффициент условий газообмена вычисляется по формуле:

К г = S о /S п, (6)

где S о - площадь отверстий (проёмов) в ограждающих стенах помещения, м 2 (табл. 7);

S п - площадь пола помещения, м 2 (вычислить по исходным данным).

в) скорость дымообразования получим по формуле:

V д = К д * V г, (7)

где К д - коэффициент состава продуктов горения (для древесноволокнистых плит равен 0,03 м 3 /кг);

V г - массовая скорость горения (для древесноволокнистых плит принимается равной 10 кг/(м 2 * мин)).

г) площадь поверхности горения можно получить по формуле:

S п.г. = S п.п. * К п.г. , (8)

где S п.п. - предполагаемая площадь пожара, м 2 (табл. 7);

К п.г. – коэффициент поверхности горения (для разлившихся жидкостей и облицовочных плит К п.г. = 1).

2. ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА

Сравните расчётное время эвакуации по задымлённости из рабочего помещения, полученное по формуле (5) с расчётным временем эвакуации людей из рабочего помещения, полученным по формуле (1) и с нормативным временем эвакуации из рабочего помещения (табл. 3 или 4).

Часть III.ВЫВОД

Анализируя результаты, полученные в первой и второй частях работы, сформулируйте окончательный вывод о соответствии строительного проекта нормам пожарной безопасности. При необходимости отразите письменно Ваши предложения.

Таблица 7

Исходные данные к задаче

Наименование исходных параметров Величина параметров по вариантам
ЗДАНИЕ: производственное (П); общественное (О). П - - О П - - О П - - О П - - О П - П -
Категория помещения (здания) А - В2 - Б - В3 - В1 Б
Степень огнестойкости I IV II I II V IV III III IV
РАБОЧЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ: обозначение наименования помещения (для табл. 3); длина, м; ширина, м; объём (W п), тыс. м 3 ; площадь отверстий в стенах, м 2 - 0,4 * * * 2,5 - 25,1 * * 3,0 - 1,4 * 9,8 - 31,0 * * 0,2 - 0,7 - 1,5
Количество людей (N), чел.
ШИРИНА ДВЕРЕЙ (d д.п.): из рабочего помещения, м; из здания, м. 1,4 1,8 2,8 3,0 4,2 4,2 2,2 1,8 1,5 2,2 3,5 2,0 1,6 1,4 1,2 2,4 1,4 1,5 2,8 1,6
КОРИДОРЫ: суммарная длина (L к), м; при одной ширине (d к), м. 3,0 2,8 4,0 2,5 3,2 2,0 2,2 2,0 1,5 2,2
ЛЕСТНИЦЫ: суммарная длина (L л), м; при одной ширине (d л), м. 2,0 2,2 3,0 2,4 1,8 1,5 2,0 1,4 1,5 1,8
Площадь пожара (S п.п.), м 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 276 с.;

2. Мучин П.В. Охрана труда: Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 120 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации - № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.

4. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.

5. СНиП 2.09.02-85 * . Производственные здания.

6. СНиП II-2-80. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений.


В учебных целях ориентируйтесь на нормативное время эвакуации из производственных зданий.

Министерство Образования и Науки РФ

Уральский Государственный Экономический Университет

Кафедра Машин и Аппаратов Пищевых Производств

Отчет по лабораторной работе №2

по дисциплине: БЖД

Противопожарная безопасность на производстве

Руководитель:

Легкий В.И.

Екатеринбург

1. Теоретическая часть

Цель работы : изучить основы пожарной безопасности на производстве и исследовать работу автоматической системы оповещения о пожаре.

1.1 Основы горения

Для возникновения процесса горения необходимо присутствие, как правило, горючего материала, окислителя и источника возгорания переходит в экзотермическое окислительное взаимодействие горючего вещества с окислителем (не только с кислородом, но и соединение ряда веществ с хлором, фтором, оксидов натрия и бария с диоксидом углерода, разложение взрывчатых веществ и т.д. сопровождающиеся интенсивным выделением тепла и свечением.). Согласно тепловой теории горение переходит в стадию пожара при условии, когда скорость выделения теплоты химической реакции превышает скорость отвода теплоты в окружающую среду. Если это условие обеспечивается, то происходит саморазогрев горючей смеси (материала) и скорость реакции увеличивается. Происходит самоускорение реакции окисления, т.е. переход в неконтролируемое горение вне специального очага, нанося материальный ущерб. И наоборот, превышение скорости отвода теплоты над скоростью ее выделения приводит к затуханию процесса горения.

Указанные закономерности являются основой решения задачи – выбора эффективного метода борьбы с пожаром, так как горение различных веществ имеет особенности. Горение газов является гомогенным и может носить характер взрывного или детонационного горения. При горение жидкости происходит ее испарение и сгорание паровоздушной смеси над поверхностью жидкости. Определяющим при этом является процесс испарения жидкости, который зависит от ее физико-химический свойств, теплового процесса в ней и т.п. Горение твердых веществ – гетерогеннодиффузное. Как правило, оно сопровождается выделением газо- и парообразных продуктов, которые образуют с воздухом горючую смесь. Повышенную горючую опасность имеет пыль. Причем с увеличением дисперсии (степень измельчения) пыли возрастает ее химическая активность, снижается температура самовоспламенения, приближая процесс горения пыли к взрывоопасному. Взрывоопасной является не только взвешенная, но и осевшая пыль, так как при воспламенении она переходит во взвешенное состояние, что приводит к вторичным взрывам.

Эффективность мероприятий пожарной профилактики в значительной степени зависит от правильности оценки пожарных характеристик веществ, используемых в производстве. При оценке пожарной опасности вещества нужно рассматривать, кроме того, возможность изменения ее с течением времени (хранение, нагрев, взаимодействие с другими веществами и т.д.)

По способности веществ и материалов к горению они подразделяются на три группы:

Негорючие (несгораемые) – вещества, не способные к горению в воздухе;

Трудногорючие (трудносгораемые) – вещества и материалы, способные гореть в воздухе в присутствии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;

Горючие (сгораемые) – вещества и материала, способные самовозгораться, а так же возгораться при воздействия источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Результаты оценки группы горючести материалов служат основой для определения категории помещения по пожарной опасности и выбора материалов при проектировании для обеспечения его огнестойкости.

1.2 Классификация материалов и помещений по пожарной опасности

Ущерб, наносимый пожарами, в значительной степени определяется разрушением зданий под действием огня. В свою очередь, строительные материалы и конструкции реагируют на повышение температуры при пожаре по-разному: одни быстро поддаются воздействию огня, а другие – длительное время сохраняют несущую способность. По способности строительных материалов сопротивляться воздействию высокой температуры и сохранять при этом свои эксплутационные функции определяется огнестойкость помещения. В соответствии с нормами технологического проектирования (НПБ-105-95) все производственные и складские помещения подразделяются на категории А (высшая), Б, В, Г, Д.

Характеристика помещения

Взрыво- и пожароопасная

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (t вспышки не более 28ºC), вещества, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом. Помещения, в которых может находиться одновременно более 50 человек.

Взрыво- и пожароопасная

Горючие пыли или волокна, воспламеняющиеся жидкости с t вспышки выше 28ºC, не дающие при взрыве в помещении избыточного давления более 5 кПа. Большое количество электрооборудования.

Пожароопасная

Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие материалы, способные при взаимодействии с кислородом гореть и образовывать продукты горения. Общественные здания повышенной этажности (более 5), гостиницы, имеющие более 100 номеров, административные здания.

Пожароопасная

Общественные здания построенные более 50 лет назад, жилые многоквартирные дома, вычислительные центры, банки и другие общественные помещения, в которых может находиться одновременно не менее 25 человек (магазины, офисы, почта и другое), помещения с большим количеством мебели.

Пожароопасная

Жилые многоквартирные дома, имеющие 2-3 этажа, конференц-залы, учебные аудитории площадью до 150м2, больницы, офисы и другие помещения с числом присутствующих одновременно людей менее 25 человек. Горючие твердые материалы, малое количество электрооборудования, деревянные постройки.

Пожаробезопасная

Негорючие материалы, при обработке которых выделяется лучистое тепло, искры, пламя. Площадь помещения менее 50м2. Отдельно стоящие одноэтажные помещения.

Пожаробезопасная

Негорючие материалы в холодном состоянии.


В соответствии с НПБ-105-95 противопожарные стены должны иметь минимальные пределы огнестойкости не менее 2,5 ч, противопожарные перекрытия – 1ч, а противопожарные перегородки не менее 0,75 ч. Более подробно степень огнестойкости строительных конструкций внутри помещения в зависимости от огнестойкости здания приведены в приложениях 1,2.

1.3 Причины возникновения пожара

По статистическим данным наиболее частыми причинами возникновения пожаров могут быть следующие:

Нарушение правил внутреннего распорядка;

Нарушение правил эксплуатации и неисправность электрооборудования, электропроводки, розеток, выключателей;

Близкое расположение светильников, электронагревательных приборов и сгораемых конструкций;

Проведение сварочных работ без должной подготовки;

Неаккуратное обращение с огнём и несоблюдение мер пожарной безопасности.

1.4 Тушение пожаров

Для прекращения горения применять следующие способы:

1. изоляция очага горения от кислорода воздуха;

2. охлаждение зоны горения до температуры ниже температуры воспламенения горящего вещества;

3. Разбавление реагирующих веществ негорючими веществами;

4. механическое сбивание пламени с очага горения;

5. создание огнепреграждения на пути распространения пламени;

6. изоляция горючего вещества от зоны горения.

К огнетушащим составам и средствам относят воду, подаваемую в очаг горения сплошной струёй или в распылённом состоянии и обеспечивающую охлаждающий эффект; химическую пену, оказывающую в основном изолирующее действие; инертные газы, оказывающие разбавляющее действие; порошковые составы, обладающие универсальными огнетушащими свойствами; водогалогеноуглеродные эмульсии.

Выбор средств пожаротушения зависит от технологии производства, от условий протекания процесса горения и технических возможностей для тушения пожара.

Воду подают в очаг горения в виде сплошных или распылённых струй. Сплошные струи сбивают пламя, одновременно охлаждая поверхность. Сплошные струи применяют для подачи воды при больших очагах пожара, не дающих возможности доставить близко к очагу горения ствол для пожаротушения.

Тушение пожара распылённой струёй во многих случаях более эффективно, чем сплошной, вследствие создания наилучших условий для испарения воды, и, следовательно, для энергичного охлаждения и разбавления горючей среды.

Учитывая высокую электропроводимость воды, её не применяют для тушения горящих приборов, установок и оборудования, находящихся под напряжением. Резко снижается эффект тушения водой нефтепродуктов, а также других, всплывающих в воде, горючих жидкостей и материалов. Повышение эффективности пожаротушения водой в последнем случае обеспечивается добавлением в воду галогенированных углеводородов, обеспечивающих одновременное охлаждающее действие воды и ингибирующее действие галогенированных углеводородов в парогазовой фазе.

Для подачи воды при тушении пожара используют стационарные и передвижные установки. Передвижными установками являются пожарные автомобили, а к стационарным системам относят внутренний и внешний противопожарный водопровод; сплинклерные и дренчерные установки. На производстве и в служебных помещениях наиболее широко используется пожарные стволы или оросители, которые подключаются через гидранты к пожарным системам водопровода или к пожарным автомобилям. Сплинклерные и дренчерные установки служат для автоматического включения системы пожаротушения или локализации зоны горения при повышении температуры среды внутри помещения до определённого предела. Эти установки представляют собой разветвлённые трубопроводы, размещённые под потолком помещения, а датчиками этих систем являются сплинклеры, лёгкоплавкий замок которых открывается при повышении температуры, или пожарные извещатели.

Для тушения и локализации небольших очагов горения используют огнетушители с газовыми огнетушащими составами (тип ОУ-2 огнетушитель углекислотный объёмом 2л), пенные (тип ОХП-10, ОВП-10 огнетушитель химический пенный объёмом 10л). Нормы оснащения первичными средствами пожаротушения помещений различных отраслей приведены в приложениях 3,4, а расход воды на пожаротушение в зависимости от объёма помещения – в приложении 5.

1.5 Организационные и технические меры по предотвращению пожаров

Совокупность организационных и технических мер призвана обеспечивать такую пожарную безопасность объекта, при которой с большой вероятностью предотвращается возникновение пожара, а в случае его возникновения обеспечивается эффективная защита людей и спасение материальных ценностей.

Технические мероприятия должны обеспечивать пожарную безопасность на всех стадиях эксплуатации помещения: установка оборудования, организация технологического процесса, монтаж электрооборудования, устройство вентиляции и т.п., а также противопожарное содержание территории. К организационным мероприятиям относится обучение производственного персонала противопожарным правилам, издание необходимых инструкций и плакатов, соблюдение режимных мероприятий по применению открытого огня в пожароопасных местах, курению, выполнению электро- и газосварочных работ и т.п.

Руководитель предприятия, являясь лицом ответственным за все стороны деятельности, несёт ответственность и за обеспечение пожарной безопасности, организует работу по предотвращению пожара.

При возникновении возгорания или пожара на любом участке предприятия необходимо немедленно объявить пожарную тревогу и сообщить о нём в пожарную охрану, даже если в подразделении есть автоматическая пожарная сигнализация.

Существенную роль в предотвращению пожаров обеспечивает разработка и внедрение систем предотвращения пожаров и систем пожарной сигнализации, позволяющие ещё на стадии возгорания предотвратить более серьёзные последствия.

2. Практическая часть

Исходные данные: Определить категорию по пожарной опасности общественного здания, имеющего общую площадь 2000м 2 . Количество сотрудников в каждой комнате от 5 до 7 человек при объеме рабочего пространства на каждого работающего по стандартным нормам 20м 3 .

Определить степень огнестойкости несущих стен здания, лестничных площадок и внутренних перегородок.

Определить необходимое количество воды на пожаротушение здания.

Из исходных данных по таблице 1 было установлено, что данное помещение относится к категории В 2 по взрывной и пожарной опасности. По таблице П1 в приложении, было установлено, что многоэтажное общественное здание имеет I степень огнестойкости. По таблице П2 в приложении по степени огнестойкости здания были определены: минимальный предел огнестойкости несущих стен равен 2,5, минимальный предел огнестойкости лестничных площадок равен 1, минимальный предел огнестойкости внутренних перегородок равен 0,5. По таблице П3 в приложении были рассчитаны нормы первичных средств пожаротушения для общественных зданий на 200м 2 одно углекислотное ручное средство пожаротушения ОУ-2, два химических пенных средства пожаротушения ОХП-10, а на данное общественное здание площадью 2000м 2 необходимо 10 углекислотных ручных средств пожаротушения ОУ-2, 20 химических пенных средств пожаротушения ОХП-10. По таблице П4 в приложении был рассчитан объем воды на пожаротушение

Приложение

Таблица П1

Степень огнестойкости зданий, допустимое число этажей и площадь этажа здания в пределах пожарного отсека

Число этажей (подчеркнуто – допустимое)

Степень огнестойкости здания

Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м 2

Одноэтажного

многоэтажного

Более 3 этажей

Здания нефте -химической, газовой, химической промышленности

Не ограничивается



Не ограничивается

Общественные здания


Таблица П2

Минимальный пределы огнестойкости основных строительных конструкций, ч, в зависимости от степени огнестойкости здания

Степень огнестой кос ти здания

Основные строительные конструкции

Несущие стены, стены лестичных клеток, колонны

Лестничные площадки, ступеньки, балки

Наружные стены из навесных панелей

Внутренние несущие стены (перегородки)

Плиты, настилы и др. несущие конст рукции между этажных перекрытий

Внутренние перегородки

Не норми-

Не норми-

Не норми-

Не норми-

Не норми-

Не норми-


Таблица П3

Нормы первичных средств пожаротушения для предприятий различных отраслей

Наименование помещений, сооружений, установок

Единицы измерения

Огнетушители

Прочие средства

Бензоколонки





Машиновычислительные станции, вычислительные центры










Столярные мастерские






Лаборатории






Операторские

помещение





Склады с горючими материалами






Общественные здания







Обозначение столбцов: а – углекислотные ручные ОУ-2, б – углекислотные передвижные ОУ-40, в – химические пенные ОВП-100, д – ящик с песком, е –войлок, кошма, асбест (2*1,5)м, ж – бочка с водой V = 0,2м 2 , ведро.

Таблица П4

Расход воды на пожаротушение

Степень огнестой-

здания по пожарной опасности

Расход воды на пожаротушение л/с, при объеме здания, тыс.м3

Знак пожарной безопасности – это цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектови средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.
Знаки безопасности предназначены для регулирования поведения человека с целью предотвращения пожара, определения ориентиров при выполнении им определённых действий при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций и для обеспечения безопасности на производстве.
Назначение знаковпожарной безопасности состоит в обеспечении однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством.
Применение таких знаков является обязательным для организаций независимо от формы собственности на всей территории Российской Федерации.Эффективность применения знаков безопасности напрямую зависит от того, насколько правильно они размещены, четко выполнены и освещены.
1. Понятие о знаках пожарной безопасности и их использование.
Пожарная безопасность является неотъемлемой частью обеспечения нормальных условий жизни и труда человека. Знаки безопасности предназначены для привлечения вниманияработающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определённых действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации. Но они не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.
Виды, размеры и цвета знаков пожарной безопасности регламентируются документом НПБ 160-97 (Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования) и ГОСТ Р 12.2.143-2002 (Системы фотолюминесцентные эвакуационные). Кроме того, в процессе выбора и установки знаков пожарной безопасности следует руководствоваться действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности.
При выборе мест их установки необходимо соблюдать ряд требований. Знак должен бытьхорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона или посторонние предметы. Расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технического инвентаря, не должно превышать 60 метров. Знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.
Знаки могут быть изготовлены из металла, пластика,силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги, картона и некоторых других материалов. Самыми распространенными и доступными являются знаки, изготовленные на основе самоклеящейся полимерной пленки.
Так же в зависимости от применяемых материалов знаки могут быть несветящиеся, световозвращающие, фотолюминесцентные и с внутренним освещением поверхности знака(подсветкой).
Необходимо отметить, что использование знаков пожарной безопасности поможет избежать пожара или свести ущерб от огня к минимуму только в комплексе с такими мерами, как обучение персонала основам пожаробезопасного поведения и оснащение помещений пожарной сигнализацией, а при необходимости - и системой автоматического...

Нормативная правовая база:

    Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Алгоритм выполнения практического задания

1.Изучить Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

2.Оформить инструкцию по пожарной безопасности для организации с принадлежностью в соответствии с выбранной специализацией:

    энергетика и энергоснабжение;

    автотранспортный комплекс;

    химическая промышленность;

    автотранспортный комплекс;

    машиностроение.

Требования к инструкции о мерах

пожарной безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе ППР, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.




Top