Предрейсовые медицинские осмотры водителей. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей — порядок проведения Послерейсовые медосмотры водителей в году нововведения

Предрейсовый медицинский осмотр водителей осуществляется для предотвращения происшествий по причине состояния здоровья лиц, перевозящих людей и грузы. Рассмотрим соответствующие нормативные документы.

Законодательство о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей определяется рядом распорядительных и разъяснительных документов, в число которых входят документы Минздрава РФ:

  • приказ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмо от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказ от 29.09.1989 № 555 (еще СССР).

Помимо них, существует ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Для записей результатов медицинских осмотров создается специальный регистрационный журнал на бланке, утвержденном в 555-м приказе, т. е. он был принят еще в СССР и остался действующим поныне.

Есть ли нововведения в 2017 году?

Последний по времени документ из регулирующих данную сферу, - 835-й приказ Минздрава РФ. Он вступил в силу 01.05.2015. На текущий момент никаких дополнительных нововведений нет, и положения всех документов, перечисленных в предыдущем разделе статьи, действительны.

Приказом № 835 определено, что кроме предрейсового осмотра водителей могут проводиться обследования состояния здоровья водителя перед сменами и после них, а также после окончания рейсов. Особенности осмотров таковы:

  • Проведение предрейсовых медосмотров водителей осуществляется для всех категорий водителей, кроме тех, кто задействован на транспорте, принадлежащем экстренным службам (для них осмотр проводится перед сменами).
  • Послерейсовый осмотр должны проходить водители, перевозящие пассажиров и грузы, представляющие опасность для окружающих.
  • И до, и после рейсов осматриваются индивидуальные предприниматели, которые сами являются водителями грузовых и пассажирских транспортных средств.

Предрейсовый медосмотр - новый закон для водителей

Согласно 835-му приказу предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • Проводятся непосредственно перед началом смены. Преследуется цель обнаружить вредные или опасные факторы, проверить, насколько здоров водитель и не имеются ли препятствия для исполнения им трудовых обязанностей.
  • Оплачиваются из бюджета предприятия и им же должны быть организованы.
  • Осуществляются медицинскими специалистами соответствующей квалификации. Предприятие, если позволят финансы, может иметь в штате своего медработника, который будет проводить осмотры, но возможно и заключение договора с медицинским учреждением на оказание такого рода услуг.

Процедура предрейсовых медицинских осмотров водителей должна быть такой:

  • рассматриваются жалобы водителя на здоровье;
  • измеряется температура тела, артериальное давление, пульс;
  • выявляются признаки, характерные для алкогольного опьянения;
  • измеряется процент алкоголя в крови водителя;
  • определяется, принимал ли водитель психотропные или наркотические вещества.

Результатом осмотра становится заключение медицинского специалиста. Оно может быть:

  • положительным, констатирующим, что факторов, которые бы не позволили бы качественно выполнять трудовые обязанности, не обнаружено и водителю по медицинским показателям предоставлен допуск к работе;
  • отрицательным - тогда приводится информация о наличии факторов, не позволяющих выполнять трудовые функции, и допуск к управлению автотранспортом не предоставляется.

При любом исходе осмотра о его результатах должен быть извещен наниматель. Если водитель не может продолжать работу по болезни, медицинский специалист, проводивший осмотр, выписывает направление в медучреждение.

Как создать свое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей?

В случае если в штате предприятия трудится много водителей, рекомендуется создать свой внутренний регламент предрейсовых медицинских осмотров водителей. Ориентироваться при создании этого документа можно на письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, где в приложении № 2 приводится типовая форма.

В положении следует указать:

  • как организовать медосмотр перед рейсами;
  • в чем заключается сам медосмотр (с перечнем обследований);
  • как проводятся процедуры, входящие в осмотр;
  • каковы критерии допуска водителей к исполнению трудовых функций;
  • каковы обязанности медицинских учреждений, проводящих осмотры.

На предприятиях, в соответствии с нормативными документами, должны проводиться медосмотры перед выходом в рейс водителей. При этом следует руководствоваться действующей законодательной базой.

Осмотры водителей врачом являются залогом соблюдения безопасности на дорогах. Внимание к необходимости качественных обследований уделялось во все времена. За последние пару лет требования к работодателям и водителям усилилось, есть резон пройтись по главным их пунктам.

В 2018 году, чтобы проводить предрейсовые медицинские осмотры правильно, работодатель руководствуется одновременно несколькими положениями действующего законодательства. Они не являются противоречащими друг другу и сходятся в одном: результаты обследований должны быть зафиксированы в специальном журнале. Доступный в Интернете, образец журнала предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей в 2018 году является обязательным для исполнения. Основные положения норм, регулирующих деятельность автотранспортных предприятий и частных предпринимателей, претерпели изменения, которые стали актуальны с 01.05.2015 г. Они имеют законодательную силу в 2018 году.

Происшедшие перемены коснулись увеличения числа процедур, которые необходимо соблюдать и проходить водителю:

  • предрейсовый осмотр;
  • осмотр работника за рулем перед выходом на смену;
  • после завершения рейса шофер также обязан пройти врача;
  • уходя со смены, водитель должен отметиться у медика.
  • Нововведения жесткие, но они основываются на необходимости, диктуемой практикой. А она такова, что многие нарушения приводят к авариям и человеческим жертвам.

    Усиление требований к медикам и специфика самих осмотров

    Усилились за последние годы и требования, предъявляемые к медикам, которые обследуют автомобилистов, а также к помещениям проведения осмотров. В частности, это лицензия и требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей, которые обязан иметь и соблюдать руководитель пункта осмотра. Есть также своя специфика в отношении некоторых категорий работников:

  • новый приказ Минздрава вносит обязательность обследования перед рейсом всех категорий шоферов, за исключением водителей, относящихся к экстренным службам, они идут к медику только перед сменой;
  • после прохождения рейса обследование обязательно проходят шоферы предприятий общественного транспорта и тех организаций, которые перевозят опасные грузы;
  • частники, занятые услугами перевозки людей и грузов, обязаны требовать от своих работников проходить медика перед выходом в рейс и после завершения.
  • Медицинские учреждение, которому удалось получить сертификат на предрейсовый медицинский осмотр водителей, строго следуют, по новому ФЗ Минздрава № 835, процедуре осмотра, которая предписывает:

  • проводить обследования буквально перед самым началом очередной смены, чтобы была очевидна способность работника к выполнению возложенного на него функционала;
  • работодателю организовывать и финансировать весь процесс медицинского освидетельствования;
  • медик на осмотре должен быть квалифицированным, являться штатным сотрудником или представлять медицинское учреждение, имеющее соответствующую лицензию.
  • Помимо указанных, нововведения в предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году предусматривают также:

  • рассматривать жалобы, если таковые у автомобилиста имеются;
  • осматривать его визуально, с изменением температурного состояния, а также замерами пульса и давления;
  • выявлять признаки употребления алкоголя, а также психоактивные вещества, если таковые будут иметься в крови.
  • По итогам обследования медик дает свое заключение о целесообразности допуска шофера к работе. Если автомобилист допускается к рейсу, в его сопроводительном документе ставится соответствующий штамп (вот здесь образец штампа что прошел предрейсовый медицинский осмотр ) и он выпускается на маршрут.

    Образец заполнения журнала предрейсового медицинского осмотра водителей в 2018 году

    Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей — образец 2018 размещен далее. Также ниже представлены основные правила его ведения и рекомендации по оформлению и хранению.

    Образец заполнения журнала предрейсового осмотра водителей.doc

    Журнал предрейсового медосмотра водителей в 2017-2018 годах: основные требования к содержанию

    Итоги проведения предрейсовых медосмотров в обязательном порядке заносятся в специальный журнал (далее - журнал), согласно п. 14 «Порядка…», утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - приказ № 835н).

    При этом в названный журнал должны быть внесены следующие данные:

  • дата и время осуществления медосмотра;
  • фамилия, имя, отчество водителя;
  • пол водителя и дата его рождения;
  • итоги медосмотра (фиксация жалоб, признаков опьянения и т. д.);
  • заключение медицинского сотрудника по итогам медосмотра.
  • Также в соответствующих графах журнала проставляются подписи медицинского сотрудника, проводящего осмотр (с расшифровкой), и осматриваемого водителя.

    Необходимость ведения журнала с фиксацией в нем названных сведений закреплена в том числе и письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

    П. 15 приказа № 835н установлено, что журнал может вестись на носителях информации следующих типов:

    • на бумажном - в этом случае документ должен быть прошнурован, а его листы - пронумерованы; прошивку следует скрепить печатью организации;
    • на электронном - при этом фиксируемые в журнале данные должны быть защищены усиленной квалифицированной электронной подписью; также должна быть обеспечена техническая возможность распечатать любую страницу журнала в случае возникновения такой необходимости.
    • Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей - образец оформления

      Какой-либо обязательной для применения формы журнала актуальным законодательством не утверждено. Вместе с тем имеется ряд указаний о том, какие сведения должны быть зафиксированы в нем (см. выше). С учетом этих указаний организация может самостоятельно разработать названный документ.

      Чаще всего на практике используется форма журнала, предложенная в п. 5 приложения 9 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (далее - приказ № 555), в которой предусмотрено место для большинства необходимых сведений. Добавив к указанному шаблону ряд требуемых современным законодательством данных, его можно использовать.

      Образец заполнения названного документа можно скачать по представленной ниже ссылке:

      Сколько времени должен храниться журнал предрейсового медицинского осмотра водителей?

      «Перечень…», утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее - приказ № 558), не содержит прямого указания, сколько времени организация обязана хранить такой журнал.

      Однако, принимая во внимание практическое назначение документа, многие юристы склоняются к тому, что он должен храниться в организации 5 лет (см. пп. 646–647 приказа № 558), т. к. он относится, скорее, к разделу «Охрана труда» указанного перечня.

      Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).

      В отношении документов, хранящихся в цифровой форме, следует соблюдать также положения п. 2.30 приказа Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526.

      Итак, журнал может вестись в произвольной форме, хотя приказом № 555 рекомендован вариант, учитывающий возможность внести все необходимые по регламенту сведения по итогам медосмотра. Журнал может храниться как на бумажном, так и на электронном носителе.

      Предрейсовый медицинский осмотр водителей

      Водители грузовых автомобилей и автобусов, а также другого транспорта - это особая категория работников. Их рабочее место - автомобиль, который, как известно, является источником повышенной опасности. Поэтому за руль нельзя садиться не только в нетрезвом виде, но и с проблемами со здоровьем. Повышенное давление, головная боль, высокая температура могут быть губительными не только для самого водителя и его автомобиля, но и для многих людей вокруг. Поэтому все организации и индивидуальные предприятия, чья деятельность связана с автоперевозками, обязаны проводить регулярные медицинские осмотры водителей перед выездом в рейс. Как сделать это правильно, пойдет речь в этой статье.

      Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

      Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

      Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующиесейа транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

      Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

      Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует сразу три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году. Нововведения, которые были приняты еще три года назад, в 2015 году, регламентирует один приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н, а вот более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей. Кроме того, юридическую силу имеет письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

      Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации. Нововведения, о которых шла речь выше, расширили обязанности работодателей по контролю за состоянием здоровья шоферов. Теперь водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

      Первая страница типового положения выглядит так:

      В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

    • указать содержание медосмотров;
    • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
    • определить условия проведения процедуры;
    • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
    • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.
    • Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

      Кто имеет право проводить медосмотры?

      Обратим внимание на пункт 1.6 данной страницы. Там сказано, что проведение медицинских осмотров - прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

    • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
    • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.
    • Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ.

      Журнал медосмотров

      В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

    • дата и время проведения осмотра;
    • фамилия, имя, отчество;
    • пол, дата рождения;
    • результаты обследования;
    • заключение о результатах;
    • подпись медработника с расшифровкой;
    • подпись сотрудника, который прошел контроль.
    • Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

      На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей — 2018 будет выглядеть так:

      На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

      Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

      Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

    • Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
    • Опрос о состоянии здоровья.
    • Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
    • Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
    • Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.
    • Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

      По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

      В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

      Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

    • ее порядковый номер;
    • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
    • цель направления в поликлинику;
    • предварительный диагноз;
    • объем помощи, оказанной на месте;
    • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
    • Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

      Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.

      Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

      Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

    • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 15 000 до 25 000 рублей;
    • на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей.
    • За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

      Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов составляет:

    • на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей;
    • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.
    • Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

      Предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году: основные нововведения

      Задача обеспечения безопасности труда водителей и безопасности всех участников дорожного движения достаточно сложна. Чтобы максимально полно добиваться ее решения, законодательство, регулирующее различные сферы обеспечения этой безопасности периодически претерпевает изменения. Не являются исключением и нормативные акты, регулирующие предрейсовые медосмотры водителей. В 2018 году нововведения в них не вводились, однако несколько лет назад (в 2015 г.) нормативная база была существенным образом модернизирована. Разберемся с наиболее важными изменениями, произошедшими в этот период.

      Нормативная база проведения предрейсового осмотра

      Начиная с 2015 года, порядок проведения предрейсового осмотра водителей базируется на нескольких НПА. Это Трудовой кодекс РФ, закон №196-ФЗ и Приказ № 8358 от 10 декабря 1995 года, выпущенный министерством здравоохранения. Все эти документы едины в области целеполагания. Целью предрейсового осмотра называют:

    • Выявление состояний водителя, которые являются препятствиями для безопасного управления автомобилем. Такими состояниями является, к примеру, прием некоторых лекарств, снижающих реакцию или алкогольное опьянение.
    • Выявление заболеваний, несовместимых с безопасным вождением.
    • Законодательство обязывает каждого профессионального водителя, отправляющегося в рейс (не имеет значения, является ли он сотрудником предприятия – юридического лица или индивидуальным предпринимателем) пройти медицинский осмотр перед выездом.

      Основные нововведения 2015 года

      В новых положениях НПА есть несколько положений, изменивших порядок проведения медицинского осмотра водителя перед рейсом. Вот наиболее значительные нововведения:

    • Обязательным результатом медосмотра является запись о сделанном заключении в специальном журнале. Именно эта запись является удостоверением того, что нет никаких медицинских противопоказаний к выполнению водителем своих обязанностей. При этом, хоть приказ №8358 и обязывает медицинского работника вести такой журнал, конкретной формы ведения подобного журнала не предлагается. Единственным документом, предлагающим образец ведения подобных записей, является приказ Минздрава СССР за №555.
    • Нормативные документы, принятые в 2015 году, расширили список водителей, которые обязаны проходить медосмотры. Теперь избавлены от этой обязанности только водители автомобилей экстренных служб (карет скорой помощи, пожарных машин и т.д.) . Эта категория водителей должна проходить медосмотр только перед сменой.
    • Важным нововведением является уточнение того, кто же именно обладает правом проводить предрейсовые осмотры. НПА дают такое право лицам, обладающим медицинским образованием уровнем не ниже среднего. Также компетентность медработника должна подтверждаться соответствующей лицензией. Медработник может входить в штат предприятия или проводить осмотр водителей на основании договора. Сам же медработник должен работать в организации, также прошедшей лицензирование деятельности по проведению медосмотра.
    • Для проведения медосмотров должно быть выделено специальное помещение, оснащенное всем необходимым согласно перечню, приведенному в приказе.
    • Нормы, введенные комплексом НПА в 2015 году, могут казаться избыточно строгими. Так, предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафов и к водителю, выехавшему в рейс без прохождения осмотра, и к работодателю, допустившему это. Однако подобная строгость полностью оправдана, так как продиктована стремлением сделать дорожное движение безопаснее для всех участников. В 2018 году изменений к прохождению водителями медицинских осмотров не было .

      Ответственность за нарушение обязанности проведения предрейсового осмотра

      От­вет­ствен­ность в 2018 году по срав­не­нию с преды­ду­щим годом также из­ме­не­ний не пре­тер­пе­ла.

      На ос­но­ва­нии ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предо­став­ле­ние до­сту­па к ра­бо­те на ав­то­мо­би­ле лицу, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го пред­рей­со­вый осмотр не про­во­дил­ся, может по­влечь штраф:

    • для пред­при­ни­ма­те­ля или долж­ност­но­го лица - от 15000 до 25000 руб.;
    • для ор­га­ни­за­ции - от 110000 до 130000 руб.
    • Кроме этого, в ст.ст. 12.32, 11.32 КоАП РФ преду­смот­ре­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность в виде штра­фа за:

    • до­пуск к ра­бо­те шо­фе­ра, на­хо­дя­ще­го­ся в со­сто­я­нии опья­не­ния;
    • на­ру­ше­ние по­ряд­ка про­ве­де­ния обя­за­тель­ных пред­рей­со­вых осмот­ров.

    Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

    Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП .

    Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

    Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

    Предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году: нововведения

    Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

    Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2018 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

    Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

    Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

    Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно . При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

    Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
  • Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

    Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр . Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

    Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов .

    Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

    Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  • Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  • Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  • Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
  • Рассмотрим данные положения подробнее.

    Порядок проведения процедуры

    Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

    Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.
  • Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

    Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

    Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

    Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

    Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  • Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  • Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).
  • В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

    Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

    Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

    Также в помещении должны находиться:

    1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
    2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
    3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.
    4. Видео: О лицензии на предрейсовый осмотр водителей

      Осторожно, штрафы!

      За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

    5. для водителя - 1000–1500 рублей;
    6. для медработника, проводившего осмотр, - 2000–3000 рублей;
    7. для индивидуального предпринимателя или юридического лица - 30 000–50 000 рублей.
    8. Стоимость обследований и сертификатов

      Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

    Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

    Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

    Способ 1. Если у вас транспортная организация

    Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

    Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

    Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

    Как оснастить помещение для медицинских осмотров

    Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна - для проведения осмотров, вторая - для отбора биологических сред.

    Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

    Медицинская кушетка;

    Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

    Прибор для определения артериального давления - 2 штуки, термометр - 3 штуки, стетофонендоскоп - 2 штуки;

    Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 штуки;

    Алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики - 10 штук;

    Столик для медицинского оборудования - 1 штука;

    Шпатели медицинские - 10 штук;

    Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 штука;

    Оборудованная комната для отбора биологических сред;
    - средства связи.

    Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

    Если в организации водителей мало - например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

    Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:


    • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

    • повышать квалификацию медработника;

    • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

    • заполнять журнал медосмотров.

    При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

    Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

    Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра - проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

    Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

    Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

    Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

    Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

    За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

    • для водителя - от 1000 до 1500 рублей;

    • для медработника, проводящего осмотр, - от 2000 до 3000 рублей;

    • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

    Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.
    Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
    (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
    Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
    (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
    Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
    (ст. 12.32 КоАП РФ)
    Должностные лица Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей
    Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей
    Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

    Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

    Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф - 100 000 рублей (пример - постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

    Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример - апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
    Андрей КРЕТОВ , эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

    С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

    Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

    Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

    Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

    • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
    • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
    • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

    Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

    Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

    Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

    Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

    Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

    Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

    Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

    О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

    Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

    Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

    • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
    • финансируются и организуются работодателем;
    • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

    Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

    • рассмотрение жалоб водителя;
    • проведение визуального осмотра;
    • измерение температуры, давления, пульса;
    • выявление признаков опьянения;
    • определение процента алкоголя в крови;
    • определение присутствия психоактивных веществ.

    По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

    • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
    • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

    В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

    Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

    Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

    В соответствии с федеральным приказом Минздрава России под номером 933н, который был отредактирован 11 марта 2016 года, автомобилисты, попавшие в дорожно-транспортное происшествие, будут обязаны проходить медицинское освидетельствование. Тестирование должно выявить — имеется ли в анализах алкоголь или наркотики. Заметьте, водителей не должны делить на потерпевших и виновников. Все участники аварии должны пройти такую процедуру. В полной мере данный приказ должен действовать с 1 июля. За несоблюдение требований сотрудников ГИБДД, гражданин может быть оштрафован на сумму от 30 тыс.руб. или его могут лишить прав на 1,5-2 года (часть 1, статья 12.26 КоАП). Также предусмотрены более жесткие наказания для водителей, которые уже были лишены прав, но все равно сели за руль и отказались от прохождения процедуры. Наказания перечислены во 2 части данной статьи.

    Новые правила прохождения медкомиссии для водителей с 26 марта 2016 года

    Внимание

    Выдать увольняющемуся работнику копию СЗВ-М нельзя Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ). Однако эти формы отчетности списочные, т.е. содержат данные обо всех работниках.


    А значит передача копии такого отчета одному сотруднику – разглашение персональных данных других работников. < … Труд после окончания рабочего дня – не всегда сверхурочная работа Если сотрудник регулярно остается после работы, чтобы доделать незаконченные в течение рабочего дня дела, это еще не значит, что ему нужно оплачивать сверхурочные часы.
    < …

    Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

    • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
    • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

    Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

    Периодические медосмотры по новому приказу в 2017 году

    Необходимость организовать проведение предрейсового осмотра является прерогативой работодателя и осуществляется за его счет. Обязательные предрейсовые осмотры водителей проводятся:

    Обязательным требованием для наличия права на проведение такого осмотра является обладание соответствующей лицензией.

    Все, что нужно знать водителям о медкомиссии

    Инфо

    Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей Правила проведения предрейсовых осмотров водителей регулируются:

    • ТК РФ;
    • Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ;
    • Порядком, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.

    В нормы указанных НПА, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей, в 2017 году нововведения не вносились.


    Важно

    Медосмотр перед рейсом необходим для выявления возможных фактов наличия состояний и заболеваний, негативно влияющих на выполнение должностных обязанностей, связанных с управлением транспортным средством (в т.ч. состояний алкогольного и наркотического опьянения). Проведение предрейсового осмотра водителей В 2017 году, равно как и в году предыдущем, проходить предрейсовый осмотр обязаны все лица, исполняющие должностные обязанности шофера.


    Исключение составляют лишь экстренные службы.

    Предрейсовые медосмотры водителей: нововведения

    Что будет, если у водителя или кандидата в водители будет выявлено врачом-психиатром симптомы и синдром заболевания (состояния) являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами? Согласно приказу Минздрава, в случае если врач-психиатр выявит наличие у водителя или кандидата в водители симптомы и синдром заболевания по своему профилю являющиеся медицинским противопоказанием для управления транспортом, то врач обязан водителя послать на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медицинской организации. Нужно ли проходит томограмму головы для получения водительской медицинской справки? Новые правила проведения медицинской комиссии для водителей или кандидатов в водители не включают обязательное прохождение томограммы (МРТ) головы (мозга).

    Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

    • персонала, обслуживающего мощные электроустановки свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока (п. 2);
    • работников, которые трудоустроены в отдаленных от ближайшей медпомощи районах (п. 4);
    • сотрудников, работающих непосредственно на оборудовании с открытыми движущимися механизмами (п. 10);
    • сотрудников, работающих в противогазах (п. 13);
    • водителей мотоциклов – при полной глухоте на одно ухо (п. 27.1).

    2016–2017 годы новшеств в требования к проведению периодических медосмотров не принесли. Подробнее о факторах, определяющих обязательность проведения медосмотров, читайте в материале «Ст.
    213 ТК РФ: вопросы и ответы».

    Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

    • 1 Послерейсовый медосмотр – разберем, кто обязан его проходить
      • 1.1 Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:
      • 1.2 Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:
    • 2 Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017
    • 3 Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

    Послерейсовый медосмотр – разберем, кто обязан его проходить Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.



    
    Top