Система предрейсовых медицинских осмотров. Проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей. Особенности квалификации и работы медперсонала

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  3. Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
    «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
    «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
    «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Как известно, уже довольно давно на всех уровнях обсуждался о введении обязательного медицинского обследования для водителей транспортных средств непосредственно перед выходом в рейс.

Подобная ситуация связана с большим числом дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становилось неудовлетворительное здоровье водителя. Именно по этой причине введены пред- и послерейсовые обязательные медицинские осмотры, которые призваны обеспечить изменение в ситуации.

Медики станут проводить обследование водителей на предмет заболеваний, которые могут помешать их трудовой деятельности. В частности, в случае подозрения на алкогольное опьянение врач может обязать водителя транспортного средства сдать анализ мочи. Данные требования, изложенные в приказе Министерства здравоохранения РФ, вступают в силу с 1 мая 2015 года.

Надо сказать, что медицинскому осмотру отныне будут подвергаться не только наемные водители, но и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие принадлежащим им транспортом. При этом расходы на проведение медицинских осмотров будут возложены непосредственно на работодателя.

Обследование водителей будет осуществляться непосредственно перед началом трудового дня, когда врач при осмотре будет пытаться определить его физическое состояние, а также наличие острых заболеваний, которые могут оказать влияние на производительность и безопасность труда.

Кроме того, медики будут анализировать состояние водителя не только в плане его физического самочувствия, но и на предмет выявления следов наркотического, токсикологического или наркотического опьянения.

Аналогичным проверкам водители будут подвергаться и после завершения рейса. В особенности это касается водителей транспортных средств, задействованных на перевозке пассажиров или опасных грузов.

Единственным попущением, когда водитель может выйти на работу без прохождения медосвидетельствования, является работа экстренных служб, когда в случае неотложного вызова времени на проведение медосмотра попросту может не быть.

Порядок прохождения медосмотра довольно прост. Медицинский работник перед выездом проводит визуальный осмотр водителя, состояние его кожных и слизистых покровов, измеряет артериальное давление и пульс.

После этого с помощью индикатора врач . Если после проверки подозрение остается, проверяющий медработник может заставить водителя сдать анализ мочи для проверки на наличие в ней психоактивных веществ.

При этом в путевой лист будет ставиться штамп о прохождении медосмотра, который вместе с подписью врача будет подтверждать, что водитель готов к работе.

Неоднозначное решение. Казалось бы, все правильно — должен быть контроль за водителями, от состояния которых зависит жизнь и здоровье других людей. Но при этом хорошо бы не перегибать палку.

Если для большого транспортного предприятия иметь кабинет и специалистов для проведения предрейсовых осмотров водителей вполне разумно, то для мелких фирм и индивидуальных предпринимателей — это нерентабельно.

Допустим, водитель А., как индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, оказывает транспортные услуги (грузовое или пассажирское такси), самостоятельно управляя своим транспортным средством. В этом случае организовывать кабинет предрейсового осмотра и получать для этого дополнительную лицензию не имеет смысла. Придется заключать соответствующий договор с лицензированным медучреждением на прохождение медосмотров, что влечет за собой дополнительные расходы.

Как для индивидуальных предпринимателей будет реализован порядок прохождения предрейсовых медосмотров на практике — покажет время.

Если планируете заключать года можете скачать на нашем сайте.

Если захотите узнать есть ли у вас задолженность по штрафам ГИБДД, то рассказано о нескольких вариантах проверки в режиме онлайн.

О законодательстве, регламентирующем использование тахографов () читайте по ссылке.

Видео — требования к кабинету предрейсовых осмотров водителей:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Транспортные компании с каждым годом расширяются , появляются новые из-за растущей потребности у населения и промышленных предприятий в логистических услугах.

Предполагается, что вся ответственность за перевозимые грузы, безопасность движения на дорогах возлагается на водителей транспортных средств, они должны находиться в адекватном состоянии за рулем автомобиля.

Это значит человек присутствует на работе, управляет сложными механизмами, при этом не было употребления алкогольных продуктов, наркотических веществ, он абсолютно здоров.

За правомерное поведение на своём рабочем месте отвечает не только сам рабочий, управляющий ТС, но и работодатель, руководство компании, находящиеся в любом статусе, если занимаются перевозкой грузов или пассажиров, так как они должны осуществлять организацию ежедневного предрейсового медосмотра .

Законодательные акты

Медработники, ответственные за проведение подобных процедур, проводят освидетельствование на состояние здоровья водителей перед рейсом, после окончания работы, на основании требований, установленных законодательным уровнем.

Регламент регулируют следующие положения :

  • Приказ Миниздрава России №835н , в котором утвержден порядок проведения осмотра водителей медицинским персоналом для обследования их здоровья.

Проведение контрольных мероприятий оплачивают работодатели из расчета средней зарплаты водителя.

Нововведения согласно Приказу №835н

Данный приказ на транспортных предприятиях стал актуальным в 2015 году, согласно законодательным положениям начали проверять граждан, управляющих автомобилями не только перед выпуском их в рейс, но и после возвращения из него.

Кроме этого существуют автомобили, занятые экстренными службами, на них работают люди целую смену, и утвержден порядок в проверке здоровья тех рабочих, кто заступает на дежурство.

Особое положение выделено в приказе для сотрудников, осуществляющих транспортировку взрыво или пожароопасных товаров , занятых перевозкой пассажиров . Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания.

Зачем нужен

Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.

Приказ утвердил закон, по которому:

  • проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций;
  • организацию мероприятий финансирует работодатель;
  • выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.

  • водитель может пожаловаться на ухудшение своего состояния, врач проверить и принять соответствующее решение;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить температуру, пульс, давление;
  • выявить признаки и нахождение в крови алкогольных веществ;
  • определить присутствие в организме медикаментозных препаратов, приём которых запрещен во время вождения машины.

Итог проведенного осмотра водителя фиксирует запись, представляющая врачебное заключение :

  • при допуске к работе указывают, что не обнаружено вредоносных фактов или нарушений в здоровье, способных помешать выполнять трудовые обязанности;
  • запрет выезжать на автомобиле, приступать к выполнению своих функций говорит об обнаруженных нарушениях в поведении, здоровье.

Каждый случай и любой результат записывают в специальном журнале, непредвиденные ситуации доносят до сведения руководства предприятия. Больному выдают справку-освобождение и направляют в поликлинику для излечения.

Требования к организации, проводящей осмотр

Введены новые положения, но сохранены и не утратили силы прежние законодательные утверждения. В 2003 году Минздравом было выпущено Письмо №2510 , в котором предусмотрены отдельные локальные правовые акты, по ним проводит организация предрейсовых осмотров водителей медицинскими специалистами.

Регламент местного управления организует :

  • предрейсовое освидетельствование;
  • содержание проводимых медицинских работ;
  • выполнение отдельных пунктов, предусмотренных для медосмотров;
  • создание условий для комфортной работы медиков;
  • критерии, по которым допускаются водители к управлению автомобилем;
  • установление обязанностей для врачей, проводящих осмотр, после учебы на специальных курсах и наличия у них сертификата об окончании.

В каждом отдельном случае руководитель предприятия, которое выполняет функции перевозчика, имеет на балансе автотранспорт, а в штате водителей, обязан организовать их предрейсовое медицинское освидетельствование с процедурами.

Каждая компания, выбрав одно из направлений, по правилам которого она сможет с помощью медперсонала организовать проверку своих водителей, приступает к полноценной работе.

Освидетельствование сотрудников могут выполнять:

  • сертифицированные врачи;
  • медучреждение с лицензией на договорных условиях;
  • предприятие-перевозчик, но получившее все разрешительные бумаги на проведение подобных работ.

Предрейсовое обследование проходят все водители, числившиеся на этой должности в штате компании.

На проверку не может повлиять :

  • дальность перевозки;
  • должностной статус;
  • тип ТС.

Исключением являются водители следующего транспорта:

  • скорая помощь;
  • газовая служба;
  • полиция;
  • автоинспекция;
  • пожарные.

Освидетельствование проводят перед тем, как выехать на трассу . На предприятии выделяют отдельное помещение для проведения процедур, а если нет его, арендуют кабинет в медицинском учреждении, осуществляя туда доставку работников.

Целью таких осмотров служит определение готовности персонала к управлению ТС . Кроме состояния здоровья врачи устанавливают интоксикацию от вредных привычек и похмелье. Проводятся следующие процедуры :

  • осмотр кожного покрова;
  • проверка зрачков на реакцию;
  • осмотр состояния слизистых;
  • опрос персонала на наличие жалоб и определение психического состояния;
  • измерение артериального давления и пульса.

На подобное обследование затрачивается четверть часа . Когда есть сомнения в здоровье, врач вправе не допустить сотрудника к выполнению трудового процесса и направить его на дополнительную проверку, необходимую для этого случая.

Это могут быть:

  • остаточные алкогольные, наркотические вещества в организме;
  • наличие психотропных средств;
  • учащение пульса;
  • сбои в давлении;
  • увеличение сердечных ритмов;
  • симптомы различных заболеваний.

Результат освидетельствования заносят в путевой лист вместе со штампом, допускающим к поездке, фиксируют в специальном журнале.

Стоимость услуги и ответственность за проведение

Прежде чем рассматривать, во сколько обойдется предприятию оборудование специального кабинета и оплата зарплаты медицинским специалистам, следует учесть, что проведение предрейсовых осмотров не формальность, а необходимость .

Все правила и законы, относящиеся к движению на дорогах, написаны на примерах многих жертв в аварийных ситуациях. Много катастроф произошло от того, что за рулём был пьяный шофер или у него, абсолютного трезвенника, возник сердечный приступ.

Законодательство РФ призывает выпускать на линию только здоровых водителей . Если фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители будут привлекаться к ответственности и административным наказаниям.

Размеры предусмотрены следующие:

  • должностные лиц – в пределах 3000 руб.;
  • ЮЛ – в сумме 50000 руб.;
  • водитель без отметки в путевом листе – 2000 руб.

Затраты предприятия на организацию ПМОВ могут колебаться в зависимости от параметров:

  • удаленности медицинского учреждения;
  • количества нанятых медиков;
  • расценок учреждения, с которым заключен договор.

В среднем подсчитано, что на одного обследуемого водителя затрачивают в порядке 100 руб. На данный момент увеличивают сумму количества необходимых проверок.

Преимущества и особенности удаленного медицинского осмотра

В 2018 году ожидаются нововведения для медработников, руководителей транспортных предприятий и управляющих транспортом. Новым будет введение электронных путевых листов, а осмотр водителей станут проводить удаленным способом на разработанной для этого контролирующей системе.

У врачей появится электронная цифровая подпись, которой они будут фиксировать результат :

  • тест на алкогольное и наркотическое опьянение;
  • состояние важных органов;
  • наличие заболеваний.

Данная инициатива исходила от Министерства транспорта РФ. Считается, что нововведение позволит исключить появление незаконно оформленных документов, предоставит возможность быстро сверить информацию о проведенной процедуре. Завершатся разработки в декабре текущего года, а начнут действовать с 2018.

В настоящее время проводят следующее :

Удаленным медосмотром предполагают на специализированном терминале выполнять:

  • измерение давления;
  • температуры;
  • сдачу анализов.

Компании-перевозчики установят специализированные кабинеты на своих территориях. Кроме техники и технологических процессов изменятся нормы правовых основ и осуществление контроля над деятельностью служб.

Основным документом по-прежнему остается бланк путевого листа , в нём учитывается:

  • часы, проведенные водителем за рулем;
  • пробег автомобиля;
  • маршрут;
  • врачебный допуск к работе.

Для электронного путевого листа не обязательно, чтобы присутствовал врач. Специально оборудованный пункт с контролирующими инструментами и видеонаблюдением исключат фальсификацию данных, а медики на расстоянии осмотрят пациентов перед их выездом по маршруту.

Требования к кабинету для проведения предрейсовых осмотров водителей представлены в данном видео.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

Одобрен законопроект о телемедицине

Правительственный законопроект, позволяющий дистанционно общаться с врачом и ставить диагнозы, Госдума приняла в первом чтении 15 июня 2017 года.

Авторы законопроекта предлагают разрешить оказывать медицинские консультации с помощью дистанционного общенния как пациента с врачом, так и врачей между собой. Правила проведения таких консультаций будет утверждать уполномоченный орган власти. Для организации процесса предлагается создать Единую государственную систему в сфере здравоохранения. Такая система обеспечит взаимодействие всех медицинских организаций, а также позволит собрать в одном месте электронные медицинские карты пациентов и выделять лиц, больных отдельными заболеваниями. По итогам электронного общения с врачами, можно будет получать справки, медицинские заключения, а также рецепты на лекарства. Между тем, полной заменой обычной медицине такое нововведение не станет.

При этом, как заявил глава профильного комитета Госдумы по охране здоровья, дистанционные консультации не снимают ответственности с врачей за недобросовестное выполнение своей работы. «Это совершенно не убирает такого понятия как ответственность лечащего врача, который и сейчас принимает решения, исходя из мнений консультантов, но именно он несет ответственность за качество лечебно-диагностического процесса», — отметил депутат. Кроме того, по его словам, наиболее важными вопросами в теме телемедицины сегодня становится сохранение личных данных пациента.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрив проект Минздрава об использовании информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении, лабирует возможность после его принятия оказывать медицинскую помощь и проводить мониторинг состояния здоровья пациента (водителя) «путем проведения консультаций, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя».

Еще в апреле в Госдуму был внесен альтернативный проект, который готовили эксперты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Института развития интернета. Изначально тексты проектов значительно отличались, но в ходе консультаций Минздрав также согласился на дистанционную диагностику, осмотр и выписку рецептов.

Его проект предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Она позволит взаимодействовать информационным системам клиник, больниц и органов власти, сформирует медкарты пациентов в электронном виде и обеспечит ведение федеральных регистров лиц, больных отдельными заболеваниями. Также документ вводит возможность выдачи медицинских рецептов и справок в форме электронного документа.

По прогнозу дорожной карты подгруппы «Интернет+медицина» в рамках рабочей группы у помощника президента Игоря Щеголева, в 2018 году 25% государственных медицинских организаций смогут внедрить телемедицинские технологии и будут оказывать помощь дистанционно, такие услуги будут доступны для 20% жителей труднодоступных регионов России. Ранее в послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил в течение двух лет подключить к высокоскоростному интернету все российские больницы и поликлиники.

Основное действующее законодательство:

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ

    Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

    Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)

    Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

    Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Основные положения Проекта:

Документ дает определение телемедицине: «Телемедицинские технологии - комплекс организационных, технических и иных мер, применяемых в процессе оказания медицинской помощи пациенту с использованием процедур, средств и способов передачи данных по каналам (линиям) связи, обеспечивающих достоверную идентификацию участников информационного обмена - врача (медицинского работника), пациента (его законного представителя)».

Телемедицина применяется для дистанционного взаимодействия медработников: чтобы принять решение по вопросам осмотра, профилактики, диагностики и пр., для проведения консилиумов и принятия иных медицинских решений, а также для общения врача с пациентом: для консультаций, мониторинга состояния здоровья и оценки необходимости очного приема, говорится в документе.

Все общение происходит через Интернет, с соблюдением законодательства об охране персональных данных; правила взаимодействия «утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Законопроект предполагает создание «федеральных регистров лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями». Ведение региональных сегментов таких регистров должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также намечено создание национальных научно-практических медицинских центров на базе ведущих научных медицинских организаций — для «совершенствования организации и оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, развития науки и инноваций в сфере здравоохранения, обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными медицинскими работниками».

Отдельно в документе описаны информационные системы в сфере здравоохранения. Они включают Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и иные медицинские ИС, в которых осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими деятельности в сфере охраны здоровья.

В законопроекте перечислены сведения, которые поставщики информации должны предоставлять в ЕГИСЗ, отмечена необходимость взаимодействия между Единой системой и иными ИС в автоматическом режиме. Разработка и ведение единых форматов информационного обмена данных в сфере охраны здоровья должен осуществлять «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Доступ к информации должен быть разграничен, с учетом положений действующего законодательства о защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Функционирование ЕГИСЗ осуществляется с использованием в том числе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, говорится в документе.

Организации частной системы здравоохранения обязаны будут предоставлять данные в ЕГИСЗ с января 2018 года — если самостоятельно не решат начать это делать раньше.

Напомним, что вопросы телемедицины параллельно прорабатывают Институт развития Интернета (ИРИ) и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ): в августе прошлого года ИРИ предложил перейти от лицензирования медучреждений к лицензированию врачей и разрешить им консультировать по Интернету. Следом и ФРИИ подготовил текст законопроекта, касающегося дистанционного консультирования граждан по вопросам медпомощи.

Электронный путевой лист водителя

Дополнительный проект носит название «Электронный путевой лист». Речь идёт о создании специальных пунктов контроля, на которых физическое присутствие врача не потребуется.

Предполагается, что такие пункты будут оборудованы современными средствами контроля и видеонаблюдения, что исключит возможность фальсификации результатов. Дистанционный медосмотр предполагает проведение тестов на алкоголь и наркотики. Кроме того, будут измеряться давление и температура тела водителя для определения его состояния.

Новая система «Электронный путевой лист» позволит медикам дистанционно осматривать профессиональных водителей перед выходом в рейс.

Данные планы содержатся в проекте «дорожной карты» по развитию и внедрению индустриального интернета в отрасли реального сектора экономики. Система будет создана до конца 2017 года и начнёт работать в 2018 году.

Напомним, путевой лист — это документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый водителям коммерческих транспортных средств. Сейчас он выдаётся в бумажном виде, часто ежедневно. Главным пунктом для допуска водителя на рейс является «проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя».

Удалённые пункты осмотра будут оснащаться современными средствами контроля и видеонаблюдения. Допуск водителя к работе может осуществляться врачом с помощью ЭЦП. Минстранс уже поддержал создание государственной информационной системы «Электронный путевой лист».




Top