Причины для отказа от присоединения к региональному соглашению. Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате Региональное трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

по Закону РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне субъекта РФ. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Региональное соглашение

правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Участниками РС вправе выступать профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; органы исполнительной власти субъекта РФ. РС заключаются в ходе коллективных переговоров, которые ведет комиссия из равного числа представителей работников (территориальных объединений организаций профсоюзов), представителей региональных объединений работодателей и органов исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность указанных комиссий регулируется региональным законодательством или постановлением главы региона. Содержание РС определяется сторонами.

Распространяются ли на приходы положения региональных соглашений о минимальном размере оплаты труда? Ответ подготовлен Юридической службой Московской Патриархии.

В адрес приходов от налоговых органов поступают уведомления о явке по вопросу уплаты НДФЛ, представления трудовых договоров и штатных расписаний на работников приходов. Причиной уведомлений послужили положения регионального соглашения о минимальной заработной плате.

Возникает вопрос: правомерны ли требования налоговых органов?

В соответствии со статьями 47, 48 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы.

Согласно ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем (в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Нормальная продолжительность рабочего времени установлена ч. 2 ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации и не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 345 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется исходя из режима осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями, при этом установленная законом норма рабочего времени существенно превышает реальную продолжительность рабочего времени в религиозных организациях.

Таким образом, при установлении в субъекте Российской Федерации размера минимальной заработной платы указанная заработная плата в полном объеме может быть выплачена только работнику религиозной организации, отработавшему норму рабочего времени (40 часов в неделю, или 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе) и полностью выполнившему нормы труда (трудовые обязанности).

В ином случае оплата должна быть произведена пропорционально отработанному времени (ч. 2 ст. 93 Трудового кодекса РФ).

Для подтверждения реального режима рабочего времени в религиозной организации необходимо представить в налоговый орган расписание богослужений с общим объемом времени совершения богослужений (рабочего времени).

На лиц, не имеющих трудового договора с религиозной организацией, не распространяются трудовые отношения, в том числе положения ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, региональный размер минимальной заработной платы не распространяется на содержание, выплачиваемое священнослужителям, которые в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не являются работниками религиозных организаций.

Фиксированный минимум оплаты труда в целом по России принимается на федеральном уровне и корректируется с учетом инфляции. В отдельных регионах РФ данная величина заработной платы может дополнительно изменяться по документу, подписанному тремя сторонами (трехстороннее): местной властью, профсоюзом и представителем организации. Она должна быть не ниже законодательно установленного уровня МРОТ.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2018 год

В 2018 году социально-трудовым министерством был поставлен вопрос о постепенном уравнивании уровня МРОТ и прожиточного уровня в каждом субъекте РФ. Разработан проект закона, на основании которого определение минимума оплаты труда постепенно будет переходить в региональное ведомство. С 1 октября 2018 года уже 80-90% субъектов должны принять собственное трёхстороннее согласие о минимальной оплате на региональном уровне.

Когда подписывать соглашение об оплате труда сотрудника?

Если МРОТ на федеральном уровне уже закреплен законом и подписан президентом, то региональное согласие о минимальной заработной плате работника принимается иначе и закрепляется трехсторонним соглашением. Оно становится обязательным только для тех, кто его принял. Для работодателей последовательность подписания согласия с областной властью следующая: администрация региона совместно с объединением профсоюзов или их федерации принимают документ о минимальной сумме оплаты труда работников.

Данное заключение публикуется в региональных средствах массовой информации. У работодателя есть календарный месяц, чтобы успеть написать в администрацию заявление об отказе принятия регионального согласия. В противном случае считается, что работодатель автоматически присоединился к принятому документу об оплате труда работника.

Устанавливается ли комиссия за документ?

Комиссия за принятие документа о минимальной зарплате сотрудника (минимальной) не предусмотрена. Соглашение (трехстороннее) считается подписанным в случае отсутствия мотивированного отказа со стороны работодателя. Отдельно каждому работодателю подписывать данный документ не нужно.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2018 год Москва

По Московскому соглашению на 2018 год между властью Москвы, московскими профессиональными союзами и московскими работодателями с 1 января 2018 года размер МРОТ закреплен в размере 17,3 тыс. руб. Его величина подлежит ежеквартальному пересмотру и устанавливается на уровне прожиточного уровня.

Следовательно, в 2018 году минимальная сумма МРОТ по городу Москва может измениться в сторону увеличения по состоянию на 1 апреля, 1 июля 2018 и 1 октября 2018, 31 декабря 2018 либо остаться на прежнем уровне. В СПб величина МРОТ значительно ниже и на 1 января 2016 составила 11,7 тыс. руб.

Областное регулирование

Если работодатель принимает решение об отказе в присоединении к трехстороннему региональному договору о заработной плате, руководитель местного органа власти по труду и занятости населения обязан пригласить его на встречу с участниками комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, для проведения консультаций и формирования предложений по способам повышения зарплаты работников до размера областного минимума оплаты труда. Документы об отказе работодателя от соглашения и результатах проведения консультаций направляются в областную государственную инспекцию труда.

Областная комиссия по решению социальных вопросов

Территориальная комиссия по решению социально-трудовых вопросов состоит из следующих участников:

  • профсоюзов и их объединений;
  • представителей предприятий;
  • правительства Российской Федерации.

Региональное трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

По состоянию на январь 2018 года трехстороннее соглашение о собственном размере минимальной оплаты труда приняли 49 регионов из 85 субъектов РФ.

Московская область, Воронеж, Тамбов

Липецк, Рязань, Тула и др. - почти все города и регионы Центрального федерального округа приняли трехсторонний договор о минимальном размере оплаты труда для внебюджетных организаций. Составлены местные соглашения о зарплате и во многих других округах и субъектах РФ: в Санкт-Петербурге, в республике Карелия, в Хабаровском крае, в Югре, в Тверской области, в Тульской и т.д.

Трехстороннее согласие принимается не только на уровне субъекта РФ, но и на уровне отдельных его районов. Например, согласно Соглашению по Мытищинскому району Московской области установлен собственный МРОТ в размере 12,5 тыс. руб. для предприятий бюджетной сферы и 16 250 рублей для внебюджетных организаций и предпринимателей.

Городское объединение и профсоюз: их роль

Профсоюзы делятся на два вида. Одни создаются в пределах одного предприятия для поддержания контактов руководства с подчиненными. Другие же создаются вне организации в форме городских объединений профсоюзов для представления интересов работников при взаимодействии с муниципальными органами власти и областным объединением работодателей. Профессиональные союзы (трехстороннее соглашение) решают трудовые спорные вопросы, участвуют в аттестационных комиссиях, принимают участие при рассмотрении несчастных случаев.

Региональный трудовой договор

Если в субъекте РФ региональным соглашением установлен свой МРОТ (который не может быть ниже федерального), то работодатели этого региона в общем случае должны ориентироваться на региональный МРОТ. Исключения касаются, в частности, работодателей, отказавшихся от присоединения к региональному соглашению по минимальной зарплате. В отличие от регионального федеральный минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). С 01.01.2019 он составляет 11 280 рублей.

Напомним, что месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

А как оформить отказ от регионального соглашения по МРОТ?

Как отказаться от применения регионального соглашения по МРОТ?

Когда организация или ИП ведут деятельность на территории субъекта РФ, в котором заключено региональное соглашение о МРОТ, но они не хотят к нему присоединяться, необходимо в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о МРОТ представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ письменный отказ (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ , Письмо Роструда от 19.07.2017 № ТЗ/3828-6-5 ). Кто в вашем субъекте является таким уполномоченным органом, можно уточнить в государственной инспекции труда вашего региона.

Если речь идет о вновь созданной организации в субъекте РФ, где уже действует такое соглашение, то отказ нужно подать в течение 30 календарных дней со дня создания организации.

Если 30-днев ный срок пропустить, то работодатель автоматически считается присоединившимся к региональному соглашению по минималке.

Обязательной формы уведомления об отказе нет. Оно составляется в произвольной форме. В письменном отказе необходимо указать причину неприсоединения к региональному МРОТ. К отказу нужно приложить протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, а также предложения по срокам повышения минимальной зарплаты работников до размера регионального МРОТ. Уведомление об отказе подается в уполномоченный орган лично или направляется заказным письмом с описью вложения.

Приведем пример заполнения отказа от присоединения к региональному соглашению по МРОТ.

Нужно понимать, что для работодателя процесс отказа от применения регионального МРОТ едва ли ограничится направлением соответствующего уведомления. Так просто не применять региональный МРОТ работодателю не дадут. Вероятнее всего руководитель соответствующего уполномоченного органа субъекта РФ пригласит представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций, в которых также примут участие представители трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ). Цель таких консультаций - убедить работодателя присоединиться к соглашению по МРОТ.

Напоминаем, что если работодатель не соблюл установленный порядок отказа от применения регионального МРОТ, но выплачивает зарплату меньше региональной минималки, он может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 50 000 (если работодатель — организация), от 1 000 до 5 000 рублей (если ИП) (

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 1

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В статье рассказывается, в каких случаях работодатели целой отрасли или целого региона автоматически считаются заключившими социально-партнерское соглашение, а когда этого можно избежать.

Словарь трудового права. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений трудовое законодательство различает генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения.

Статьей 48 ТК РФ установлен ряд принципиальных положений относительно действия социально-партнерских соглашений по кругу лиц.

Для отраслевых соглашений ч. 7 - 10 ст. 48 ТК РФ установлен порядок распространения их действия на работодателей, не являющихся членами соответствующего объединения работодателей и не уполномочивших данное объединение на заключение соглашения.

К иным соглашениям, упомянутым в ст. 45 ТК РФ, следует отнести региональные соглашения о минимальной заработной плате, заключаемые в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ.

Особенности соглашений о минимальной заработной плате

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для заключения социально-партнерских соглашений (ст. 47 ТК РФ).

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Отказ от присоединения и его последствия

Согласно ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Принятие указанного порядка распространения соглашения на работодателей, схожего с порядком распространения на работодателей федерального отраслевого соглашения, свидетельствует о нормативном характере социально-партнерского соглашения, что должно быть отражено в норме дефиниции, содержащейся в ст. 45 ТК РФ.

Указание на нормативный характер социально-партнерских соглашений позволит избежать несоответствия ст. 45 ТК РФ положениям ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ) издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Работодателя ущемлять тоже не надо!

Следует признать, что отсутствие четких критериев, по которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет оценивать мотивированный письменный отказ работодателя присоединиться к соглашению, может стать причиной ограничения прав работодателей. Исходя из того, что орган исполнительной власти представляет только одну из сторон социального партнерства, целесообразно предоставить право оценивать возможность распространения соглашения на конкретного работодателя не органу исполнительной власти, а региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (применительно к отраслевым соглашениям это должна быть отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

Установленный законодательством порядок распространения соглашения о минимальной заработной плате, как правило, соблюдается в регионах. Например, одновременно с публикацией Соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, заключенного администрацией Краснодарского края, Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" от 20.03.2008, было опубликовано письмо руководителя Департамента социальной защиты населения Краснодарского края к работодателям, не входящим в состав краевого объединения работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани", с предложением присоединиться к данному Соглашению ("Кубанские новости" от 10 апреля 2008 г. N 59).

Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2008 установлена на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 01.01.2009 в размере 8300 руб., с 01.05.2009 в размере 8500 руб. и с 01.09.2009 в размере 8700 руб. В Соглашении установлено, что размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством России, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. ст. 147, 151, 152, 153 ТК РФ. В соответствии с п. 3 Соглашения оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК РФ.

При публикации Соглашения в газете "Тверская, 13" от 13 января 2009 г. N 1 было также опубликовано предложение руководителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы к работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Это крайне важно для соблюдения законной процедуры, иначе работодатели были бы лишены права направить мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.

Следует отметить, что в части действия региональных соглашений о минимальной заработной плате законодательством и самими соглашениями установлен дифференцированный подход в зависимости от источника финансирования работодателя. По общему правилу указанные Соглашения не распространяются на организации, финансируемые из федерального бюджета. Так, Соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 год от 25 декабря 2008 г. распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, заключивших данное Соглашение или присоединившихся к нему, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Уже упоминавшееся Соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае не распространяется на организации, финансируемые из федерального, краевого и муниципальных бюджетов. Таким образом, ограничиваются права работников, финансируемых из федерального, регионального и муниципальных бюджетов, что никак не согласуется с положениями ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничения трудовых прав и свобод или получения преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о региональных соглашениях, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного трудового права.

Библиография

1. Иванов А. Вступление в объединение работодателей. Кто принимает решение? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 9. С. 35.

2. Богатов И. МРОТ по соглашению // ЭЖ-Юрист. 2007. N 16.

3. Сошникова Т. А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. N 12.

4. Иванов А. Б. Отраслевое тарифное соглашение: особенности и проблемы // Труд и социальные отношения. 2008. N 7.

5. Иванов А. Б. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N N 4 - 5.

А. Иванов

зам. генерального директора

Общероссийского отраслевого

объединения работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики

и науки России"

Подписано в печать




Top