Приостановление регистрации юридического лица. Приостановление и отказ в регистрации прав собственности на квартиру. Что такое «решение о приостановке регистрации при смене адреса ООО»

В 2016 году были внесены изменения в законодательство РФ, которыми введена процедура проверки регистрирующим органом достоверности сведений включаемых или включенных в ЕГРЮЛ при осуществлении госрегистрации юрлиц . С этих пор регистрирующие органы нередко стали выносить решения о приостановлении госрегистрации . Практически ни одна реорганизация не проходит без приостановки.

При осуществлении государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, а также при иных формах реорганизации, где участвуют два и более юридических лица регистрирующий орган (налоговая инспекция) может приостанавливать процедуру государственной регистрации сроком на 30 дней для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. При этом заявитель получает в регистрирующем вместо решения о государственной регистрации решение о приостановлении государственной регистрации. В период приостановки проводится проверка на причастность лиц, о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения как об учредителях и руководителях юридических лиц, участвующих в реорганизации, так и проверка достоверности сведений об адресе (месте нахождении) юридических лиц, участвующих в реорганизации. В случае приостановки руководителю создаваемого или прекращающего свою деятельность в результате реорганизации юрлица необходимо прийти лично в территориальный налоговый орган по месту нахождения юридического лица в срок, указанный в решении о приостановлении государственной регистрации. При себе нужно иметь документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица, и документы, подтверждающие адрес (место нахождения) юридического лица, участвующего в реорганизации. Нужно быть готовым дать пояснения о целях реорганизации и по другим вопросам, которые могут быть заданы налоговым. Иногда для подтверждения адреса места нахождения юридического лица достаточно предоставления письменных пояснений от руководителя реорганизуемого юридического лица с приложением всех необходимых для этого документов без личного прихода руководителя организации создаваемой или прекращающей свою деятельность в результате реорганизации в территориальный налоговый орган.

Формально для получения объяснений по вопросам достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, налоговый орган может вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности.

Закон не предусматривает, какие конкретно документы необходимо приносить в той или иной ситуации. Всё зависит от конкретных обстоятельств и усмотрения юридического лица. Однако на практике все-таки стоит предварительно узнать у сотрудников налогового органа, какие документы они хотели бы видеть и необходимо ли личное присутствие руководителя реорганизуемого/создаваемого или прекращающего свою деятельность в результате реорганизации юридического лица или достаточно письменных пояснений. Срок, указанный в решении о приостановлении государственной регистрации, для представления заявителем (руководителем юридического лица) документов и пояснений, не может быть менее чем пять дней.

Также стоит отметить, что приостановление государственной регистрации встречается не только при реорганизации компании, но и на последнем этапе (3-м этапе) регистрации ликвидации компании, причем причины приостановки могут быть разными. Например, получение налоговым органом объяснений от руководителя организации путем письменного заполнения им протокола допроса в территориальном органе ФНС по месту нахождения ликвидируемой компании. Суть вопросов в таком протоколе сводится к определению у ликвидируемой компании наличия признаков «фирмы – однодневки» и не является ли ее руководитель «номинальным директором».

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту - Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

  • Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) - определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.
  • Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) - указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/1645@).

Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

  • изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведение осмотра объектов недвижимости;
  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации

Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» - запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

  • на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);
  • на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

  • адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
  • сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
  • фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

  • юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;
  • по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

«Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/5039@). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения - основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

  • юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
  • юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
  • имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

Усиление административной ответственности

Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

Организация подала Заявление в связи с изменением местонахождения юр.лица. ФНС просит пояснения, говоря, что это стандартная процедура на 30 дней при смене ИФНС. Законно ли это?

Вопрос. ООО подало Заявление Р13001 в связи с изменением местонахождения ЮЛ (Смена региона и ФНС). Получили ответ: «Принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об адресе местонахождения юридического лица». ФНС просит пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Но в налоговой пояснили, что это стандартная процедура на 30 дней при смене ИФНС. Самостоятельно я не нашла таких сроков при приостановлении регистрации. Хочу подавать жалобу. На какую статью сослаться? Так предоставлять документы не нужно (как пояснили в регистрирующем органе) а просто ждать 30 дней. Законно ли это?

Ответ. Налоговая инспекция действительно имеет право принять решение о приостановлении регистрации на один месяц в случае если у нее имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Это следует из положений пункта 4.2 и абз. 2 п. 4.4 ст. 9 Закона о государственной регистрации.

Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:








Чтобы избежать проверки, в инспекцию стоит подать документы, которые подтверждают права на помещение.

Документы должны подтверждать, что одно из указанных ниже лиц имеет право пользования на помещение по новому адресу:

  • само общество;
  • его участник с долей не менее 50 процентов;
  • директор общества;
  • иное лицо, которое может действовать от имени общества без доверенности.

Лицу, которое имеет право пользования, нужно иметь:

  • договор, который подтверждает право на помещение. Например, договор аренды. Он должен предусматривать, что арендодатель не возражает против регистрации общества по адресу помещения. Если такого условия нет, от собственника можно получить гарантийное письмо об этом. Договор не нужен, когда собственник помещения - одно из перечисленных выше лиц;
  • свидетельство (его копию) о праве собственности или выписку из реестра.

Внимание! Собственник помещения может направить в налоговую инспекцию письмо с просьбой не регистрировать организации по этому адресу.

В такой ситуации инспекция вправе отказать в регистрации ООО по адресу помещения (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации , подп. 5 п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Если собственник сначала направил письмо в инспекцию, а потом заключил договор аренды и согласился на регистрацию ООО, обществу нужно получить гарантийное письмо, в котором собственник даст согласие на регистрацию.

2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

4.3. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.

3. Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@

2. Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;

5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:
в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Ваша компания намерена сменить юридический адрес в другой регион? Вот уже прошла регистрация первого этапа, и вы терпеливо выдержали 20 дней с момента получения листа записи о намерении сменить адрес места нахождения. Потрачены время и нервы на выбор качественного юридического адреса, на сбор и , оплачены пошлины и нотариальные заявления, позади остались мучительные ожидания в бесконечных очередях. Пакет документов сдан и сегодня наступил тот самый долгожданный и волнительный день принятия решения о регистрации. Получаем заветную бумажку, а там!? Вместо «ТАДАМ!!» - листочек с непонятным вердиктом: «решение о приостановлении в государственной регистрации». В глазах тоска, в душе тревога.​

Что же это такое «решение о приостановлении в государственной регистрации» и почему оно имеет право быть и для чего?

По закону РФ налоговые органы вправе приостановить государственную регистрацию, в случае если возникли те или иные сомнения. Как известно с января 2016 года процедура смены адреса значительно увеличилась по срокам. Теперь это занимает примерно месяц. Те 20 дней, которые должен выдержать предприниматель, намеривший сменить адрес, предположительно должны быть посвящены проверки документов и достоверности юридического адреса. Сомнения могут вызвать подлинность документов и предоставленных в них сведений. Тогда принимается решение о приостановлении в регистрации на срок не более 30 дней. За время приостановления будут изучаться представленные документы и сведения, которые имеются у регистрирующих органов, так же возражения заинтересованных лиц. Будет проведен осмотр предполагаемого юридического адреса. Если будут выявлены недостоверные сведения об адресе, то на будет выслано уведомление о предоставление достоверных сведений.

Если в течении 30 дней, с момента отправки, юридическое лицо не отреагирует на уведомление и не предоставит требуемых сведений, регистрирующий орган внесет запись в Единый Реестр Юридических лиц о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице.

Если при пристальном изучении документов и сведений сомнения в недостоверности будут развеяны, не дожидаясь окончания истечения срока приостановки, выносится положительное решение, то есть – решение о государственной регистрации.

Исходя из практики, мы видим, что с принятием нового закона о смене адреса места нахождения юридического лица такие «приостановки» происходят практически постоянно, особенно в последние два-три месяца. Если вы уверенны в качестве юридического адреса и в чистоте своей компании, переживать не стоит, регистрация в любом случае должна свершиться, нужно набраться терпения и героически выдержать срок «приостановки». В случае же если, после срока приостановления в регистрации, все же вынесено решение об отказе, вы имеете право обжаловать данное решение.

Осуществлялась помощь клиенту в составлении Жалобы в ФНС России по факту "Решения о приостановлении государственной регистрации". Кто имеет опыт в работе (изучение, анализ, выработка подхода, метода) с подобными "Решениями", каким нормативным документом утверждена форма "Решения", реакция ФНС на Жалобы, если такие поступли?

От гр.ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Телефон: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Электронная почта:ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Ж А Л О Б А

В мой адрес поступило «Решение о приостановлении государственной регистрации» по форме Р 50008, от 14 августа 2017 г. за подписью Заместителя начальника ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ. Формулировка - «Проверка достоверности сведений полномочий руководителя». Указанный документ подписан УКЦП (усиленной квалифицированной электронной подписью) имеет все признаки официального документа. Соответственно несет правовые последствия как для лиц, в отношении которых он исполнен, так и для лиц, которые его исполнили.

Однако при ознакомлении мною с Законом №129-ФЗ, Приказом от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ ФНС России, иными нормативными документами форму Р 50008 я не обнаружил.

Как видно из текста «Решения о приостановлении государственной регистрации» основанием для приостановления регистрации явился пункт 4.4 статьи 9 Закона №129-ФЗ. Привожу вдержку из Закона:

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Далее. Изучен Приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ ФНС России, в котором в части пункта 4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ определены основания, условия и способы по проведению мероприятий сотрудниками ФНС при внесении в единый государственный реестр юридических лиц.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Однако в данном приказе так же отсутствует документ форма Р 50008 .

Получается коллизия, в Законе указано (п.4.4 ст. 9), что сотрудники ФНС имеют возможность «приостановить» государственную регистрацию, однако ведомственным нормативом (Приказ и иное) форма «Решения о приостановлении» не утверждена. Таким образом, создается впечатление, что данное «Решение» не имеет официального статуса, не определено нормативными документами РФ и является «плодом фантазии сотрудника ФНС».

В соответствии с главой VIII.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-Закон №129-ФЗ) я имею право на обжалование решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Однако я столкнулся с «документом» и формой, которая не является ни отказом, ни решением о регистрации, как следствие нормы, указанные в главе VIII.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (абзац второй пункта 1 ст.25.1 Закона № 129-ФЗ) я применить не могу.

Составляя данную жалобу руководствуюсь принципом аналогии и нормами делового документооборота.

В связи с изложенным прошу Вас:

1.Пояснить мне каким нормативным документом определена форма № Р 50008 «Решение о приостановлении государственной регистрации от 08.08.2017 г. в отношении ООО «ХХХХХХХХХХХХ» ОГРН ХХХХХХХХХХХХХХ.

2.Мною в работе используются средства коммуникации, все возможности системы интернет, удаленного доступа (то, о чем говорит Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. - цифровая экономика). Однако сотрудники ФНС фактически вынуждают меня прибыть к ним в здание ФНС (г.Кострома) для этого я должен преодолеть расстояние в 1 500км. Считаю, что УКЦП (усиленная квалифицированная электронная подпись), с помощью которой мною заверено заявление в ФНС исчерпывающим образом меня идентифицирует, является законным способом заверения, тем самым я не нуждаюсь в дополнительной идентификации. Своими действиями сотрудники ФНС фактически препятствую законной и самостоятельной деятельности ООО «ХХХХХХХХХ» и меня лично. В противном случае действия должностных лиц мною будут обжалованы в Администрацию Президента РФ, Омбудсмену по предпринимательской деятельности РФ, Прокуратуру, СМИ и Суд.

3.Предлагаю незамедлительно с момента получения данной жалобы внести изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, согласно моего заявления.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХ




Top