Прокуратура не платят по контракту. Особенности исполнения государственных заказов: судебные споры. Заказчик не закрывает сделку

Участники госзакупок больше не будут сталкиваться с проблемами по оплате своих товаров, работ и услуг. Для госзаказчиков, не исполняющих обязательства по договорам, вводят штрафы до 50 тысяч рублей.

Что случилось?

По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья - нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.

Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.

В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи. При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд - по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.5 КоАП РФ , при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.

Почему это важно?

Чиновники считают, что только административная ответственность поможет дисциплинировать заказчиков. Об этом сказано в пояснительной записке, подготовленной при внесении законопроекта в парламент. Если оплата по госконтрактам будет быстрой и своевременной, злоупотреблений станет меньше, подрядчики перестанут жаловаться, и это сделает систему госзакупок более эффективной и прозрачной, уверены в правительстве.

Что делать?

Поправки в КоАП РФ вступят в силу с 6 августа. Если заказчик будет задерживать выплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), ему можно напомнить об ответственности. А можно сразу жаловаться в суд или ФАС.

Нередко уже на этапе исполнения госконтракта стороны нарушают свои обязательства. Типичным нарушением со стороны государственного заказчика является задержка оплаты. Поставщики отстаивают свои права. Посмотрим, какие решения выносят суды в подобных случаях.

Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств

Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.

Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.

В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.

Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.

При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.

Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.

Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна

Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.

Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.

Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.

Требования поставщика были удовлетворены.

Выводы

Мы рассмотрели типичные ситуации, когда заказчик явно нарушает требования законодательства по исполнению своих обязательств по контракту. К сожалению, это достаточно распространенная практика.

В подобных случаях арбитражные суды однозначно встают на сторону поставщика, если он представляет подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что он со своей стороны обязательства по контракту исполнил.

Будет ли создан реестр недобросовестных заказчиков, о котором уже давно говорят законотворцы, — покажет время. Такой реестр помог бы участникам госзакупок уже на этапе подготовки к участию в государственных тендерах избегать недобросовестных заказчиков. А пока — можно проводить мониторинг арбитражной практики в сфере госзакупок и общаться с коллегами на отраслевых встречах. Это облегчит работу поставщиков, подрядчиков и исполнителей в сфере государственных торгов.

Ольга Степанцева,
эксперт Контур.Школы

Подробнее об исполнении, изменении и расторжении государственного контракта вы узнаете из видеозаписи вебинара «Особенности исполнения и расторжения государственного контракта. Проведение экспертизы », Контур.Школа, лектор — тендерный эксперт О.А. Бируля.

Об участии в контрактной системе узнайте на


Неоплата по контракту на рынке закупок — явление, с которым, к сожалению, может столкнуться любой поставщик. Важно понимать, что ситуация для разных сегментов этого рынка отличается и сильно зависит от уровня регулирования законом конкретного сегмента (а значит, и уровня защищенности ваших интересов как поставщика):

  • рынок госзаказа (44-ФЗ). Этот сегмент наиболее регламентирован законом. Это закон процедурный, им установлены четкие максимальные сроки оплаты по контракту — 30 дней. Для малого бизнеса максимальные сроки оплаты еще меньше и составляют 15 рабочих дней.
  • рынок корпоративных закупок (223-ФЗ). Это закон рамочный. При проведении заказчиком закупки, участниками которой могут быть любые лица, включая субъекты МСП, срок оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, не может превышать 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта приемки поставленной продукции.
  • коммерческие закупки. Это закупки, которые лежат за рамками ФЗ-44 и 223-ФЗ. Ваши взаимоотношения с заказчиком регламентируются договором. Законодательно ваши интересы здесь защищены меньше всего, степень защиты интересов зависит от переговорных возможностей сторон и того, насколько вам как поставщику удастся согласовать в наибольшей степени устраивающий вас вариант договора в части условий оплаты.

Независимо от того, на каком из рынков вы работаете, ситуация с задержкой или отсутствием оплаты по контракту или договору может повлечь за собой различные риски. Например:

  • репутационные риски — невозможность расплатиться с собственными поставщиками может привести к потере доверия);
  • финансовые риски — просрочки по кредитам (при наличии таковых) или кассовый разрыв. Последнее особенно критично для малого бизнеса, поскольку может обернуться полной остановкой его деятельности.

Разумеется, обезопасить себя на 100 процентов невозможно, но некоторые превентивные меры вы можете предпринять. Например: на этапе подачи заявки, до отправки документов, проверьте потенциального заказчика на предмет прохождения им в текущий момент процедуры банкротства или на предмет наличия дел в арбитражном суде с его участием в статусе ответчика. Наличие таких дел будет косвенно свидетельствует не в пользу заказчика. Сегодня сделать такую проверку можно в режиме онлайн, например, при помощи сервиса «ОКонтрагенте». Этот сервис доступен в личном кабинете поставщика на электронной площадке РТС-тендер. Буквально в 3 клика вы получите исчерпывающий отчет о контрагенте со всей нужной информацией.

Что делать, если вам не заплатили? Давайте на примере наиболее регламентированного сегмента закупок (госзакупок по 44-ФЗ), где поставщику проще всего отстаивать свои интересы, рассмотрим алгоритм действий в случае, когда госзаказчик не платит по контракту. Последовательность следующая:

1) написание претензии заказчику с требованием погашения в установленный срок задолженности и указанием, что в случае дальнейшего нарушения срока оплаты в отношении заказчика будет взыскана неустойка в форме пени за просрочку оплаты исполненного обязательства;

2) обращение с иском в арбитражный суд с требованием оплатить выполненные работы и требованием взыскания неустойки с заказчика за просрочку оплаты;

3) обращение в контрольные органы в сфере закупок с требованием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика в связи с нарушением срока оплаты (титры статья 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен штраф на должностное лицо заказчика в размере от 30 до 50 тысяч рублей). Протоколы по этому административному правонарушению могут составить должностные лица ФАС России или ее территориальных управлений. Постановление, т.е. решение по делу, принимает другой контрольный орган в сфере закупок — Казначейство или орган государственного финансового контроля (главное контрольное управление и т.п.).

Важно, что к административной ответственности должностные лица заказчика могут быть привлечены только в том случае, если заказчик подписал акт приемки, но работы в установленные сроки не оплатил. Если заказчик акт приемки не подписывал, т.е. работы не принимал, то и нарушения сроков оплаты не будет, поскольку срок оплаты отсчитывается с даты приемки продукции заказчиком.

В такой ситуации речь будет идти о другом административном правонарушении заказчика — несоставлении документов о приемке либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания (титры ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Напоследок расскажем про такой полезный инструмент для поставщика, как факторинг. Работа на условиях отсрочки платежа встречается в закупках сплошь и рядом. Кассовый разрыв для небольшой компании действительно может оказаться критичным. Здесь и приходит на помощь приходит факторинг. Факторинг — это финансовая услуга, которая позволяет вам, как поставщику, получить досрочную оплату по исполненному контракту. В процессе участвуют 3 стороны: поставщик, заказчик и фактор. Вы уступаете фактору право требования задолженности с заказчика, затем вы получаете от фактора финансирование сразу, не дожидаясь оплаты контракта заказчиком. Все это происходит в режиме онлайн, без личного присутствия.

Здравствуйте Владимир Владимирович! Вторично обращаюсь к Вам с просьбой хоть как то решить нашу ситуацию с долгами по госконтракту за 2015год, с Одинцовской районной больницей ГБУЗ № 2, на сегодняшний день бюрократическая система продолжает работать в стиле – это не к нам, начну по порядку, а то наверное первое обращение сгинуло в бумажных архивах, В 2015 г нашей компанией был выигран госконтракт на обслуживание зданий больничного комплекса ГБУЗ № 2, Одинцовского района, на площадке АСТ Сбербанк, сами торги как их расхваливают, проходили в системе наездов и откатов, для этого они и созданы мы так поняли, есть аудио запись переговоров, где нас вынуждают отдать 10% чтобы мы работали, но мы отстояли свои позиции упав практически на 78% стоимости, что соответственно не возможно для выполнения работ. Благодаря руководителю ГБУЗ №2 главному врачу Жакову Владимиру Павловичу, был найден правильный вариант для проведения работ по данному контракту, но с июля месяца прекратилась оплата выполненных работ по контракту. В октябре сменили главного врача на молодого нового. На совместном совещании нам были даны гарантии оплаты контракта до конца срока действия данного договора.

Мы нашли резерв и честно выполнили все обязательства по подписанным контрактам и договорам, до окончания их срока действия. Однако на момент окончания года ничего на счет компании перечислено не было, По нашим замечательным законам первый квартал мы не имеем права подавать в Арбитражный суд, надеясь на совесть Заказчика. Чего у Заказчика не оказалось

Дальше подача документов в суд со сроками их рассмотрения и отсрочками. Далее Заказчик как обычно оттягивает время, подавая апелляцию. Ну наконец то 26. 09 2016г мы получили долгожданный Исполнительный лист (прошел год и один месяц, с момента последней оплаты за выполненные работы). Все дружно вздохнули, что смогут получить деньги, рассчитаться с долгами, но не тут то было.

Начался поход к Судебным приставам, отстояв очередь, так как приемные дни только во вторник и четверг, мы сдали Исполнительный лист и получили постановление о начале исполнительного производства, но через неделю мы получили Постановление об окончании Исполнительного производства задним числом, от 21 10. 16. Судебный пристав Кречетов А. Н. Объяснил отказ тем, что они не могут наложить арест на счета Казначейства и нам самим необходимо туда ехать и договариваться.

Отдавая туда Исполнительный лист. Добравшись до казначейства нам дали хороший ответ, что денег нет и не ожидается, езжайте в Министерство Финансов Московской области. В Минфине приняли Исполнительный лист и порадовали, сказав, что Исполнительный лист включат в бюджет 2017 для погашения долга в 2017 году, так как бюджет 2016г не был рассчитан на долги. Хорошо, терпение кончилось, начали скандалить, на что получили ответ – у нас регламент, 10 дней на рассмотрение, 30 дней на раздумье. У Налоговой Инспекции свои регламенты, их суды не интересуют, им если не оплатишь – сразу пеня и штраф.

На наше неоднократное обращение к руководству больницы ответ простой – не мы создали эти долги, кто создал, тот пусть и платит, мы не будем. Уважаемый Владимир Владимирович, скажите пожалуйста как выживать малому бизнесу и рабочим в такой ситуации и с такими регламентами. С таким бюрократическим регламентом компания вынуждена обанкротиться, людей выгнать на улицу без содержания, а об участии в каких то торгах или конкурсах даже речи быть не может, во-первых арбитражные суды, плохая репутация, во- вторых везде требуется обеспечение контрактов минимум 1. 5 миллиона. Неужели в бюджете нет 4.

5 миллионов рублей, что бы погасить несчастный долг за 2015 год, неужто так все разворовали в казне, хотя судя по последним новостям воруют у нас везде, даже на реставрации легендарной Авроры. Обращаясь к Вам, мы очень надеемся, что нас все-таки услышат. И еще один вопрос- Владимир Владимирович — за это разгильдяйство и бюрократию будет кто нибудь наказан или это действительно такая норма жизни у нас? С уважением, Владимир Усов. ООО «РДСервис».




Top