Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия. Кто входит в совет федерации Численность совета федерации рф

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация - удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Место в парламенте

Верхняя палата появилась в российском парламенте в 1990 году. Однако тот прообраз Совета Федерации имел с ним мало общего и был порождением советской государственности. Все изменилось в 1993 году, когда в стране начала действовать новая конституция. Согласно ей и был учрежден Совет Федерации Структура парламента закреплена в статье 95 основного закона РФ.

Между двумя палатами Федерального Собрания есть принципиальные отличия в их порядке формирования и компетенции. Совет был наделен значительными полномочиями, что закрепило за ним статус фундаментальной основы государства. В последнее время этот орган все чаще называют сенатом, а его членов - сенаторами. Эта тенденция прослеживается как в неофициальной публицистике, так и в выступлениях официальных государственных лиц и важнейших чиновников страны.

Полномочия

Широкие РФ полностью описаны в российской конституции. Верхняя палата может отклонить или одобрить любой закон, до этого принятый в Государственной думе.

Подобные документы делятся на несколько типов. В первую очередь это федеральные законы. Полномочия Совета Федерации РФ таковы, что они отклоняются обычным математическим большинством голосов или пассивным нерассмотрением в течение 14 дней. В то же время статус некоторых законов может априори делать их обязательными для попадания к сенаторам. В таком случае механизм с игнорированием документа не применяется.

Законотворчество

Обязательны для рассмотрения в Совете Федерации законы, затрагивающие федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги, финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование. Также к этой группе относятся вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы, денонсации и ратификации международных договоров и, наконец, денежной эмиссии.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобряет закон, бумага попадает на подпись президенту. 112 голосов (две трети сенаторов) преодолевают вето главы государства, а 126 голосов (три четверти сенаторов) одобряют законы о конституционных поправках и федеральные конституционные законы.

Назначения

Две трети голосов Совфеда могут отрешить президента от его должности. Сенаторы назначают судей Верховного Суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и членов в Президиуме Верховного Суда. Помимо всего прочего, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решает, кто займет должность Генерального прокурора и его заместителей. назначает два представителя в Национальный банковский совет. Она определяет аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

Органы Совета Федерации РФ назначают треть членов ЦИК - Центральной избирательной комиссии, регулирующей процесс выборов в стране. Также они определяют кто будет одним из участников Коллегии Федеральной комиссии, следящей за рынком ценных бумаг. Представители сената входят в Совет по вопросам государственной службы при российском президенте.

Другие функции

Есть полномочия и не связанные с назначениями, которыми обладает Совет Федерации. Конституция гласит, что именно он утверждает новые границы между субъектами РФ, а также о введении в стране чрезвычайного или военного положения. Верхняя палата определяет дату выборов главы государства.

Совфед (председатель Совета Федерации РФ и сенаторы) имеет право вести работу в режиме собственных заседаний. Они проходят по 1-2 раза в месяц в период с октября по июль. Заседания могут быть внеочередными, если поступает такое предложение президента, премьер-министра, правительства, пятой части членов Совфеда или региона России. Для кворума необходимо присутствие половины членов верхней палаты парламента. Если 50% не набирается, то заседание признается неправомочным. Как правило, Совет Федерации работает в открытом режиме, однако если это предусматривает регламент, режим может быть и закрытым.

Приоритетность в работе

У задач сената есть определенная приоритетность. В первую очередь рассматривается послание президента Федеральному Собранию и его обращения. Далее идут поправки к Конституции, проекты конституционных и федеральных законов. Некоторые из них могут иметь статус подлежащих обязательному рассмотрению. Третьими в этой очередности являются направления запросов и предложения в Конституционный суд. Последними рассматриваются принятые Государственной думой федеральные законы, касающиеся вопросов денонсации и ратификации международных договоров.

Заседания Совета Федерации проходят согласно регламенту. У сенаторов есть возможность выступить с содокладом, докладом, заключительным словом. Также они вправе участвовать в прениях, делать заявления и обращения.

Порядок формирования

Как гласит закон о Совете Федерации, в него попадают по два представителя от субъекта РФ. Один представляет местный парламент, другой - исполнительную власть. Срок полномочия сенатора - два года. Состав Совфеда меняется постепенно вместе со сменой власти в субъектах.

Согласно регламенту члены верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью. Они не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за выражение своей позиции и мнения при голосовании. Совет Федерации структурируется и формируется по принципу беспартийности. Его члены не создают объединений или фракций, как это принято в Государственной думе.

Срок полномочий Совета Федерации в целом ничем не ограничен. В отличие от этого органа подвергается «мягкой ротации». Это значит, что срок полномочий каждого его членов определяется региональным органом власти. Конституция предусматривает только три возможности, при которых Государственная дума и Совет Федерации России собираются вместе. Это заслушивание посланий Конституционного суда, посланий президента и выступлений иностранных глав государств. В целом каждая палата придерживается принципа невмешательства в дела другой.

Состав

В Совете Федерации 170 членов. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.). Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам. Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике.

Каждый комитет подготавливает заключения по вопросам, которые относятся к его ведению. Также он разрабатывает и рассматривает законопроекты, предлагаемые на внесение в Государственную думу. Комитеты могут инициировать В такие подразделения входят все члены Совета Федерации кроме председателя и нескольких его заместителей. Каждый сенатор может входить только в один комитет, в составе которого должно быть не меньше 10 человек. Распределение по «секторам» должно быть утверждено общим голосованием (необходимо большинство голосов).

Председатель

Совет Федерации возглавляется председателем. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко. У председателя много организационных и представительских полномочий. Он ведет заседания определяет внутренний распорядок палаты, подписывает ее постановления, распределяет функции между своими заместителями.

Председатель направляет в комитеты законопроекты, принятые Госдумой, а также законопроекты, которые в Госдуму предлагается внести. Избирается он тайным голосованием. Кандидатура утверждается половиной и одним голосом.

Ход работы и взаимоотношения с президентом

Правительство РФ, Совет Федерации и другие федеральные государственные органы должны работать в унисон, поэтому в Совфеде всегда есть определенная повестка дня. Она формируется председателем и основывается на предложениях комитетов и комиссий верхней палаты. Самостоятельно вопрос на повестку дня может выдвинуть группа сенаторов из как минимум 10 человек, а также двое сенаторов, представляющих один субъект РФ. Свои правки в распорядок может вносить специальный представитель президента в Совете Федерации.

Глава государства взаимодействует с верхней палатой парламента и другими способами. Традиционно важным остается ежегодное послание президента Федеральному Собранию. В нем первое лицо формулирует основные проблемы и задачи, которые встали перед государством и которые нужно решать в первую очередь. К примеру, это может быть вызов, связанный с необходимостью реформы налогообложения или банковской системы. В таком случае и Госдума, и Совфед должны рассмотреть предложенные инициативы президента.

История формирований

Первый Совет Федерации работал в 1994-1996 гг. Он был переходным и поэтому в качестве исключения был избран непосредственно населением, а не органами власти субъектов РФ. Его предстателем стал Владимир Шумейко.

Второй Совет Федерации также запомнился как «губернаторско-спикерский». Он заседал в 1996-2001 гг. Его председателем был Отличительная черта того Совета Федерации - он состоял из губернаторов и председателей местных законодательных собраний. Сенаторы работали не нерегулярной основе, время от времени встречаясь в Москве.

Третий период формирования Совета Федерации пришелся на 2002-2012 гг. Именно тогда он окончательно избавился от своих переходных черт и принял устойчивую форму. Председателем того Совфеда был Сергей Миронов, а с 2011-го - Валентина Матвиенко. Четвертая верхняя палата парламента была образована в конце 2012 года. Она действует и сегодня. Переформатирование было связано с принятием нового федерального закона о Совете Федерации.

Введение

I. История возникновения Совета Федерации

II. Совет Федерации как структурное подразделение Парламента

2. Полномочия

III. Структура Совета Федерации

2. Подразделения и их функции

3. Руководство

IV. Новое в организации деятельности

Заключение

Список использованных нормативно – правовых актов и литературы

Введение

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней).

В Российской Федерации двухпалатность парламента – довольно - таки новое явление, возникшее только в 1990 году. В это время в качестве представительного органа выступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с октябрьской революции 1917 года, высший представительный орган России, являлся однопалатным. Однако двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 год оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, а доминирующую роль играл Президиум – руководящий орган парламента в целом, подавлявший инициативу обеих палат.

Конституцией РФ, принятой в 1993 году, был учрежден новый представительный орган - Федеральное Собрание, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. С этого момента Конституция Российской Федерации 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Разнородный порядок формирования палат Федерального Собрания, их исключительная компетенция послужили ярким примером этого. В пункте 1 статьи 95 Конституция закрепила структуру парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Так как Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, то необходимо отметить, что она является носителем огромного «пакета» полномочий, и наряду с этим существует как фундаментальная основа для регулирования важнейших вопросов, возникающих в государственной сфере.

В общем, все предметы ведения, состав, структура и статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ регламентируются соответствующими нормативно – правовыми актами, которые как правило, периодически дополняются или изменяются.

С момента образования по настоящее Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как палата Российского парламента исследуется многими учеными. Советом Федерации как верхней палатой Федерального Собрания интересуются как конституционалисты России и зарубежья, так и широко известные специалисты в области государственно – правовых дисциплин. Наряду с ними, с неугасаемым интересом Совет Федерации рассматривают и деятели, внесшие свой вклад в отрасль исторических наук. Среди ведущих конституционалистов страны можно выделить М.В. Баглая, Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина и И.В. Гранкина, внесших существенный вклад в конституционное право Российской Федерации. Каждый из них написал не одну научную работу о конституционном праве Российской Федерации, и наряду с этим не одну книгу, посвященную этой отрасли права, и ставшую первой настольной книгой любого конституционалиста. Также отдельные статьи о Совете Федерации посвящали и такие эксперты как Н.В. Зорькин, С.М. Бенетова, О.О. Миронов и Л.А. Кравченко.

В рамках курсовой работы невозможно отразить всю информацию о Совете Федерации, поэтому я постараюсь остановиться на наиболее важных моментах касающихся этой палаты. Считаю необходимым наиболее полно раскрыть вопросы затрагивающие историю возникновения СФ, статус, состав, и его компетенцию.


I. История возникновения Совета Федерации

Впервые орган под названием "Совет Федерации" был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н. Ельцине) и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областей и автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевых и городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателей Советов всех 88 (затем - 89) субъектов Федерации. В июле 1991года, пост председателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного Совета Р.И.Хасбулатов.

8 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации.

Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». Утвержденное указом "Положение о федеральных органах власти на переходный период" предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995 года). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 года он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".

Совет Федерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996 года. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 года был Владимир Филиппович Шумейко.

Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995 года) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона, был отклонен Президентом. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995 года, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, вступивший в силу 13 декабря 1995 года и действовавший до августа 2000 года. В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996 года.

Второй ("губернаторско-спикерский") Совет Федерации был сформирован 23 января 1996 года на неограниченный срок, однако заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001 года. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет. Председателем Совета Федерации в этот период был выбран Егор Семенович Строев. Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в Конституционный Суд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 года Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10 апреля 1997 года. Конституционный Суд напомнил, что Дума сама могла бы реализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон, вместо того, чтобы пытаться с помощью решения Конституционного Суда повлиять на позиции во внутрипарламентской дискуссии.

В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент Владимир Владимирович Путин внес в Думу в мае 2000 года свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 года Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000 года.

Переходный период "сосуществования" в сенате губернаторов и спикеров с одной стороны и "назначенцев" с другой продолжался с 7 августа 2000 года (дата вступления в силу нового закона о формировании) до 30 января 2002 года ("организационное" 81-е заседание).

Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 года на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года. Председатель третьего Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов был избран раньше - 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).

на весеннюю - с 25 января по 15 июля;
на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря.
2. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.
3. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
4. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов.
5. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено.
6. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах Российской Федерации, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект Российской Федерации и обратно.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено, в этом случае выездные заседания проводятся только по приглашению заинтересованного субъекта РФ.

В зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг РФ и Государственный герб РФ. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн РФ. Размещение в Зале заседаний Совета Федерации членов Совета Федерации и других лиц, участвующих в заседании палаты, происходит следующим образом. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оформленное табличкой с указанием его фамилии, инициалов, а также оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами. Для Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации в Зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты.

В зале заседаний Совета Федерации отводятся места для Президента РФ, Председателя Правительства РФ, депутатов Государственной Думы, членов Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Председателя Счетной палаты РФ, заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя ЦИК РФ, полномочного представителя Президента РФ в Совете Федерации, полномочного представителя Правительства РФ в Совете Федерации, почетного Председателя Совета Федерации, Председателя Совета Федерации первого созыва, Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся открыто , на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания , если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.


В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной Думы, члены Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель ЦИК РФ, полномочные представители в Совете Федерации Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы.

По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Руководителя Аппарата Совета Федерации.

На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. На закрытом заседании Совета Федерации вправе присутствовать работники Аппарата Совета Федерации.

Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма , которые подписываются председательствующим на заседании. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

Совет Федерации собирается на сессии , как правило:

Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в субъектах РФ, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах РФ. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее – с 16 до 18 часов. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено.

Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах РФ, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект РФ и обратно.

Порядок подготовки проекта повестки дня очередного заседания Совета Федерации: проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты. В проекте повестки дня очередного заседания Совета Федерации может указываться фиксированное время для рассмотрения вопроса на заседании Совета Федерации. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации.

В первую очередь в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносятся следующие вопросы , подлежащие включению в повестку дня заседания палаты без обсуждения и голосования:

а) об обсуждении посланий и обращений Президента РФ;

б) относящиеся к ведению Совета Федерации;

в) об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

г) об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации;

д) о проектах законов РФ, касательно поправок к Конституции РФ, одобренных Государственной Думой;

е) об одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законах;

ж) о принятых Государственной Думой федеральных законах;

з) о повторном рассмотрении федеральных законов, отклоненных Президентом РФ и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции;

и) о результатах рассмотрения законов РФ о поправках к Конституции РФ законодательными органами государственной власти субъектов РФ;

к) об ответах членов Правительства РФ и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации («правительственный час»).

Обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы:

а) о предложениях, касательно пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации;

б) о направлении обращений в Конституционный Суд РФ;

в) о законодательной инициативе Совета Федерации;

г) о поручениях Счетной палате Российской Федерации;

д) о приглашении членов Правительства РФ и иных должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации;

е) о внесении в Регламент изменений и дополнений;

ж) об образовании комитетов, постоянных комиссий, временных комиссий Совета Федерации и об изменении их составов;

з) подготовленные в соответствии с поручениями палаты;

и) включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или завершено на предшествующем заседании;

к) иные вопросы, предусмотренные Регламентом.

В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению по инициативе членов Совета Федерации. Предложения для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации должны быть представлены Председателю Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета палаты.

Сформированный Председателем Совета Федерации проект повестки дня очередного заседания палаты направляется членам Совета Федерации, после этого он вносится Председателем Совета Федерации на рассмотрение Совета палаты. Председатель Совета Федерации вправе включить дополнительные вопросы в рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания палаты.

Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета, комиссии Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов палаты. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы:

– обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты;

– проект повестки дня внеочередного заседания палаты;

– проекты актов Совета Федерации;

пояснительные записки к проектам актов Совета Федерации;

– списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц.

Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем Совета Федерации для подготовки заключения в соответствующие комитеты, комиссии Совета Федерации, которые обязаны дать свое заключение по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания палаты. Отсутствие заключения соответствующего комитета Совета Федерации не является препятствием для проведения внеочередного заседания палаты. Дата и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председателем Совета Федерации согласовываются с Советом палаты.

Правомочность заседания Совета Федерации связана с регистрацией членов палаты на заседании палаты. Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов палаты. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, выносимых на рассмотрение палаты. Так, проекты актов палаты и другие материалы предоставляются членам Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации, за исключением проектов актов Совета Федерации и материалов по вопросу утверждения указа Президента РФ о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения, а также по решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, которые предоставляются членам палаты до начала ее заседания. Порядок представления членам Совета Федерации проектов актов и других материалов определяется инструкцией по делопроизводству в палате.

Установлены вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению

а) послания и обращения Президента Российской Федерации;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации;

в) проекты законов РФ о конституционных поправках, одобренных Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ;

д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Председательствующий на заседании Совета Федерации:

а) объявляет об открытии и о закрытии заседания;

б) ведет заседание палаты;

в) обеспечивает соблюдение положений Регламента;

г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации, положениями Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Совета Федерации;

д) предоставляет слово о порядке ведения заседания;

ж) оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование;

и) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки;

к) обеспечивает порядок в Зале заседаний Совета Федерации, может удалить из Зала заседаний Совета Федерации приглашенных лиц, мешающих работе Совета Федерации;

л) обеспечивает исполнение организационных решений Совета Федерации;

м) подписывает протокол заседания;

н) вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений Регламента, а при повторном нарушении может лишить его слова.

В ходе заседания Совета Федерации председательствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, то он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему. Председательствующий может взять слово вне очереди для поздравления членов Совета Федерации, вручения им почетных грамот Совета Федерации, вручения почетной символики Совета Федерации, осуществления иных торжественных действий. При этом вносить изменения в повестку дня заседания палаты не требуется. Совет Федерации вправе передать функции председательствующего другому председательствующему, приняв соответствующее решение большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов РФ, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Председательствующий на заседании Совета Федерации представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания палаты и ставит его на голосование для принятия за основу. На заседании Совета Федерации в принятый за основу проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения. Изменения и дополнения могут быть внесены и в порядок рассмотрения вопросов повестки дня.

В первую очередь изменения и дополнения вносятся в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета Федерации. После внесения изменений и дополнений в перечень вопросов председательствующий ставит на голосование вопрос о его утверждении. В утвержденный Советом Федерации перечень вопросов не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением случаев, установленных Регламентом. После утверждения перечня вопросов изменения и дополнения могут быть внесены в порядок рассмотрения вопросов повестки дня заседания Совета Федерации. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект акта Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня заседания Совета Федерации. Совет Федерации по инициативе председательствующего вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации.

Предложения комитета, комиссии, члена Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания палаты ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня заседания Совета Федерации внесено несколько предложений, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других предложениях. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием (время для выступления – 3 минуты). Проект повестки дня после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания Совета Федерации в целом, с необходимым кворумом в большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В принятую в целом повестку дня заседания Совета Федерации не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением вопросов, касающихся утверждения указа Президента РФ о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения и решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, а также вопросов о принятых Государственной Думой федеральных законах, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если четырнадцатидневный срок их рассмотрения истекает до начала следующего заседания Совета Федерации. Не допускается также внесение изменений и дополнений в утвержденный порядок рассмотрения вопросов повестки дня. Обсуждение вопросов, не включенных в повестку дня заседания палаты, не допускается.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений:

– доклад;

– содоклад;

заключительное слово по обсуждаемому вопросу;

– выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность;

– выступление в прениях;

– выступление по обсуждаемой кандидатуре;

– выступление по порядку ведения заседания;

– предложение;

– справка;

– информация;

– заявление;

– обращение.

Продолжительность доклада, содоклада, заключительного слова и выступления кандидата на выборную должность устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную (назначаемую) должность, однако она не должна превышать: 15 минут – для доклада, 10 минут – для содоклада, 5 минут – для заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность.

Для выступления в прениях предоставляется до 5 минут; для выступления по обсуждаемой кандидатуре; порядку ведения заседания, предложениям, справкам, информации, заявлению, обращению – до трех минут; для выступления по мотивам голосования, вопросам к докладчику и содокладчику – до одной минуты. По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, участвующих в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления. По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Председательствующий вправе продлить время для выступления по просьбе выступающего, но не более чем на одну минуту.

Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. Заметим, что в своих выступлениях на заседании Совета Федерации член Совета Федерации, депутат Государственной Думы и государственный гражданский служащий стоимостные показатели указывают в рублях, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. В случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения.

Переуступка права на выступление в пользу другого лица допускается только с согласия Совета Федерации.

Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, членам Правительства РФ, Председателю Счетной палаты РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, Генеральному прокурору РФ, полномочному представителю Президента РФ в Совете Федерации, полномочному представителю Правительства РФ в Совете Федерации.

Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, за исключением тех, для которых Регламентом установлен иной порядок рассмотрения, рассматриваются палатой в следующем порядке:

– доклад;

– содоклад (содоклады);

– вопросы к докладчику и содокладчику;

– выступления в прениях;

– заключительное слово докладчика;

– заключительное слово содокладчика;

– обсуждение поправок к проекту акта Совета Федерации и голосование по ним;

По предложению председательствующего на заседании Совета Федерации прения по рассматриваемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного Регламентом, либо по решению палаты. После принятия решения о прекращении прений председательствующий на заседании палаты выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, затем, с согласия палаты, предоставляет ему слово. Члены Совета Федерации, не выступившие в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные должности имеют право на заключительное слово.

Председательствующий обязан предоставить слово члену Совета Федерации, если тот заявляет о желании выступить по порядку ведения заседания. Допускается не более двух выступлений членов Совета Федерации по порядку ведения заседания в течение 30 минут. Если в течение этого срока поступает третье заявление о выступлении по порядку ведения заседания, то председательствующий вправе предоставить слово для выступления по истечении этих 30 минут либо поставить на голосование вопрос об открытии прений по порядку ведения заседания. Решение об открытии прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов палаты, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов СФ. Прения по порядку ведения заседания продолжаются не более 30 минут. На каждое выступление отводится не более трех минут. По истечении 30 минут с момента открытия прений по порядку ведения заседания председательствующий может поставить на голосование вопрос о продолжении прений. Решение о продолжении прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов палаты, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации.

Следующее выступление по порядку ведения заседания допускается не ранее чем через 30 минут после прекращения предыдущих прений по порядку ведения заседания. В случае нарушения положений Регламента на заседании палаты уполномоченный представитель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности обязан проинформировать об этом Совет Федерации и предложить председательствующему устранить допущенное нарушение.

Поручения Совета Федерации . Совет Федерации в ходе заседания по предложению председательствующего, члена Совета Федерации может принять решение о подготовке для рассмотрения на заседании палаты вопроса о поручении Председателю, первому его заместителю и другим лицам. Вопрос о поручении предоставить дополнительную информацию, подготовить парламентский запрос или о других поручениях вносится на рассмотрение палаты при представлении текста поручения, подписанного инициатором. Текст поручения оглашается на заседании Совета Федерации председательствующим.

При наличии возражений предложение о даче поручения ставится на голосование. Решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Поручение оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации.

В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для оглашения предложений, заявлений, обращений, информирования, дачи справок, причем на каждое выступление – не более трёх минут. Члены палаты вправе распространять в Зале заседаний Совета Федерации документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня, которые должны быть подписаны инициатором их распространения и завизированы Председателем Совета Федерации либо по его поручению одним из его заместителей.

Голосование Совета Федерации .Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы, если палатой не принято иное решение. Решение о способе голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации.

Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.

Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вариантов вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вариантам вопросов.

Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Член Совета Федерации лично осуществляет свое право на голосование. При голосовании по одному вопросу член Совета Федерации имеет один голос . Член Совета Федерации имеет право голосовать за принятие решения, против принятия решения либо воздержаться от принятия решения.

Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы, если палатой не принято иного решения. На каждом заседании Совета Федерации перед началом использования электронной системы член Совета Федерации может получить лично или зарегистрировать свою персональную карточку. Персональные карточки, не прошедшие регистрацию на текущем заседании Совета Федерации, считаются недействующими, а их использование блокируется.

– сообщает количество предложений, которые ставятся на голосо­вание;

– уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование;

– напоминает, каким большинством голосов (от общего числа членов Совета Федерации; от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации; простым или квалифицированным большинством) должно быть принято решение.

После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, принято решение или не принято. Если при определении результатов голосования выявятся технические ошибки, связанные с работой электронной системы, подтвержденные Комиссией по контролю за использованием электронной системы, а также нарушения Регламента, то по решению палаты проводится повторное голосование . При проведении открытого голосования с использованием электронной системы члену Совета Федерации по его письменному запросу представляется отчет о поименных результатах этого открытого голосования.

Тайное голосование проводится по решению палаты, принимаемому большинством голосов от общего числа членов палаты. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы или бюллетенями. Перед началом и в течение каждого заседания Совета Федерации каждому члену Совета Федерации в соответствии со списком членов Совета Федерации по предъявлении им удостоверения члена Совета Федерации выдается одна карточка для тайного голосования, зарегистрированная в электронной системе. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Совета Федерации форме в количестве, соответствующем общему числу членов Совета Федерации, и содержат необходимую информацию. Невостребованные у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов. Время, место, порядок проведения тайного голосования устанавливаются Счетной комиссией и объявляются ее председателем.

Каждому члену Совета Федерации выдается один бюллетень для тайного голосования. Бюллетени для тайного голосования выдаются членам Совета Федерации Счетной комиссией в соответствии со спис­ком членов Совета Федерации по предъявлении ими удостоверений членов Совета Федерации. При получении бюллетеня член Совета Федерации расписывается в указанном списке против своей фамилии. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. Счетная комиссия обязана создать условия для тайного волеизъявления членов Совета Федерации.

Недействительными считаются бюллетени неутвержденной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов палаты. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются. По результатам тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. Результаты тайного голосования объявляются Счетной комиссией на заседании СФ и оформляются постановлением Совета Федерации.

Поименное голосование проводится по решению палаты, принимаемому более чем одной пятой от числа ее членов, участвующих в голосовании, но не менее одной десятой от общего числа членов Совета Федерации, с использованием электронной системы или именных бюллетеней. Отчеты о результатах поименных голосований включаются в стенограмму заседания Совета Федерации и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

Если на заседании Совета Федерации приняты как решение о проведении поименного голосования, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование.

Результаты голосования . Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если не предусмотрен иной порядок. В течение заседания Совета Федерации допускается однократное возвращение к рассмотренному вопросу. Возвращение к рассмотренному вопросу означает отмену по его ранее принятому решению. Голосование о возвращении к рассмотренному вопросу проводится в порядке, в котором принималось отменяемое решение. Результаты первоначального голосования заносятся в протокол заседания и не оформляются постановлением Совета Федерации.

По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации, если не предусмотрен иной порядок. К процедурным относятся следующие вопросы:

– о перерыве в заседании Совета Федерации, переносе или закрытии заседания палаты;

– предоставлении дополнительного времени для выступления;

– предоставлении слова приглашенным на заседание палаты;

– переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации;

– общем времени обсуждения повестки дня заседания Совета Федерации;

– переходе к вопросам повестки дня заседания Совета Федерации;

– прекращении прений по обсуждаемому вопросу;

– передаче вопроса на рассмотрение комитета, комиссии палаты;

– проведении закрытого заседания палаты;

– переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса, рассмотрение которого не завершено;

– приглашении на заседание палаты лиц, указанных в Регламенте;

– изменении очередности выступлений;

– проведении дополнительной регистрации;

– замене председательствующего;

– оформлении выписки из протокола заседания палаты.

Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если ни один из присутствующих на заседании палаты членов Совета Федерации не возражает против его принятия. В случае если хотя бы один из присутствующих на заседании членов Совета Федерации возражает против принятия предложенного решения, то внесенное предложение ставится председательствующим на голосование. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол и включаются в стенограмму заседания Совета Федерации.

Голосование считается состоявшимся , если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. Если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, недостаточно для проведения голосования, то председательствующий вправе в пределах этого заседания назначить время для голосования по вопросу, обсуждение которого завершено. При проведении указанного голосования повторное обсуждение вопроса не проводится и слово для выступлений по мотивам голосования, предложений, справок, заявлений, вопросов не предоставляется.

Решения, принятые на заседаниях Совета Федерации, оформляются постановлениями Совета Федерации или выписками из протокола заседания. Решения Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, оформляются постановлениями палаты. Решения Совета Федерации по вопросам организации внутренней деятельности палаты могут оформляться постановлениями или выписками из протокола заседания. Решение об оформлении выписки из протокола заседания является решением по процедурному вопросу.

Акты Совета Федерации . Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты. В постановлении Совета Федерации, в котором содержатся предложения органам и должностным лицам, указываются комитет, комиссия Совета Федерации, должностное лицо Совета Федерации, на которые возлагается контроль за исполнением постановления Совета Федерации, а также срок представления информации Совету палаты о ходе реализации этого постановления. В постановлении Совета Федерации, в котором содержатся поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации, указывается срок исполнения этих поручений.

Совет Федерации может:

– принять проект акта в целом;

– принять проект акта за основу;

– отклонить проект акта или отложить его обсуждение.

В принятый за основу проект акта Совета Федерации могут вноситься поправки. После принятия проекта акта за основу председательствующий выясняет, есть ли члены Совета Федерации, желающие внести поправки, после чего палата принимает решение о сроке внесения поправок. Поправки вносятся в комитет палаты, ответственный за подготовку рассмотрения этого вопроса на заседании палаты. Поправки к принятому за основу проекту акта Совета Федерации могут вноситься членом Совета Федерации, комитетом, комиссией Совета Федерации. Поправки, подписанные автором, должны содержать текст проекта акта Совета Федерации, новую редакцию предлагаемых изменений текста и краткое обоснование необходимости принятия поправки. Поправки, внесенные несвоевременно, не подписанные автором и не содержащие новую редакцию текста, не рассматриваются.

По решению Совета Федерации допускается внесение поправок членами палаты в устной форме на текущем заседании Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов палаты.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение вопроса, сводит поступившие поправки в таблицу и подразделяет их на рекомендуемые к принятию и к отклонению, с обоснованием решений по принятию и отклонению поправок. Таблица поправок представляется на заседание Совета Федерации. Рассмотрение поправок начинается с доклада представителя комитета палаты, ответственного за рассмотрение вопроса, который дает краткий обзор поступивших поправок и мотивирует принятые по ним решения комитета, комиссии.

Инициатор проекта акта Совета Федерации вправе выступить с содокладом. По окончании доклада задаются вопросы докладчику. Решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации, устанавливается время для вопросов и ответов по поправкам. По предложению комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение вопроса, поправки, рекомендуемые к принятию, могут голосоваться пакетом. Таким же образом может быть проголосовано решение об отклонении поправок, рекомендуемых комитетом, комиссией к отклонению. Член Совета Федерации вправе потребовать отдельного голосования по любой поправке из пакета. По каждой поправке, вынесенной на отдельное голосование, ее автор вправе выступить с кратким обоснованием (не более одной минуты). Представитель ответственного комитета палаты выражает мнение комитета по голосуемой поправке (не более одной минуты). Поправка считается принятой, если за нее проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. После рассмотрения всех поправок по предложению комитета палаты, ответственного за рассмотрение этого вопроса, и по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, принятие акта Совета Федерации в целом может быть перенесено на другое время, в том числе на следующее заседание палаты.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение этого вопроса, представляет текст проекта акта Совета Федерации с учетом всех принятых поправок и дает заключение об отсутствии его внутренних противоречий либо предлагает уточняющие поправки. Предложенные поправки принимаются большинством голосов от общего числа членов палаты. Если комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение этого вопроса, не выполнил к установленному сроку требования, то проект акта Совета Федерации ставится на голосование для принятия в целом в том виде, в каком он был отложен.

Регламент требует проведения экспертизы и визирования актов Совета Федерации. Проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются в комитете Совета Федерации ответственном за рассмотрение этого акта, а также должностными лицами; затем в течение 96 часов, с момента принятия, направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрацию и рассылку.

«Правительственный час» в Совете Федерации

Совет Федерации вправе пригласить на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации Председателя Правительства РФ, членов Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя ЦБ РФ, Председателя ЦИК РФ, руководителей иных органов власти и руководителей государственных внебюджетных фондов. Например, Председатель Правительства РФ приглашается на заседание палаты не реже одного раза в год.

Мотивированные письменные предложения членов Совета Федерации, комитетов, комиссий Совета Федерации о приглашении на заседание палаты должностных лиц и вопросы к ним направляются Председателю Совета Федерации. Председатель Совета Федерации определяет комитет Совета Федерации, ответственный за подготовку и проведение «правительственного часа» на заседании палаты и вправе поручить подготовку проведения «правительственного часа» нескольким комитетам, комиссиям палаты, определив ответственный комитет.

Ответственный комитет готовит проект приглашения Совета Федерации, в котором формулируются вопросы, указываются должностные лица, которые должны ответить на них, место, дата, время проведения «правительственного часа». Ответственным комитетом предлагается также вариант решения Совета Федерации по вопросам, рассматриваемым в рамках «правительственного часа». На «правительственный час» приглашается аудитор Счетной палаты РФ, возглавляющий направление деятельности Счетной палаты РФ, соответствующее теме «правительственного часа».

Материалы направляются Председателю Совета Федерации и рассматриваются Советом палаты. Вопрос о приглашении должностных лиц на заседание Совета Федерации включается в проект повестки дня заседания палаты. Решение о приглашении должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов палаты и оформляется выпиской из протокола заседания. Приглашение направляется должностным лицам не позднее чем за пять дней до проведения заседания палаты, на которое они приглашены. После принятия решения о приглашении должностных лиц на заседание палаты ответственный комитет готовит проекты документов.

Председатель Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания палаты согласует с приглашенным должностным лицом вопрос о его прибытии и перечень материалов, необходимых для представления членам Совета Федерации по заданным вопросам. Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание Совета Федерации в согласованное время, то по согласованию с Председателем Совета Федерации оно может прибыть в иное время либо направить на заседание палаты своего заместителя.

«Правительственный час» проводится в первый день очередного заседания Совета Федерации. Его продолжительность на заседании Совета Федерации не может превышать одного часа. Приглашенному должностному лицу предоставляется до 15 минут для выступления по существу заданных ему письменных вопросов. Время для ответов на устные вопросы членов Совета Федерации устанавливается по решению палаты, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, участвующих в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов палаты.

Инициатору приглашения должностного лица, представителю ответственного комитета, а также приглашенному аудитору Счетной палаты РФ предоставляется возможность выступить по существу заданного вопроса (до 5 минут). Дополнительные вопросы каждому из приглашенных лиц в пределах лимита времени задают члены Совета Федерации, при этом прения по ответам приглашенных должностных лиц на устные вопросы членов палаты не открываются . После выступления приглашенного должностного лица, выступлений, вопросов членов Совета Федерации и ответов на них проводится обсуждение подготовленного ответственным комитетом проекта и принимается решение палаты по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа». Если приглашенное должностное лицо не смогло прибыть на заседание палаты и члены Совета Федерации не удовлетворены ответом его заместителя, то по решению палаты это должностное лицо может быть приглашено на другое заседание палаты.

По вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», Совет Федерации может принять следующие решения:

– об обращении к Президенту Российской Федерации;

– обращении к Правительству Российской Федерации;

– поручении Счетной палате Российской Федерации;

– подготовке парламентского запроса Совета Федерации;

– принятии информации приглашенного должностного лица к све­дению.

Решения Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», оформляются постановлением палаты, обращением Совета Федерации или выпиской из протокола заседания.

По результатам рассмотрения вопросов в рамках «правительственного часа» палата может дать поручение комитету Совета Федерации подготовить законодательную инициативу Совета Федерации, проведение парламентских слушаний, а также иные поручения в соответствии с вопросами его ведения. Совет Федерации может поручить осуществление контроля исполнения решений палаты по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», ответственному комитету, полномочным представителям Совета Федерации, которые в установленный Советом Федерации срок информируют Совет палаты о ходе исполнения указанного поручения.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен .

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 - от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Развернуть полный текст исторической справки




Top