Справка о дтп 154 бланк. Что такое справка о ДТП? Сроки выдачи и образец. Нужна ли печать

Водителям не стоит беспокоиться по поводу того, что справка о ДТП с 24 марта 2018 года отменена. Кроме того, что не будет существовать самого документа, отношения со страховыми компаниями не изменятся. Вся информация об аварии оформляется теперь в других бумагах и приложениях к ним. Как изменился порядок оформления ДТП, рассмотрим подробнее, сравним с прошлым положением и узнаем, с чем идти к страховщику в случае ДТП. Самое главное – как ГИБДД помогает выйти из сложной ситуации.

Обязательная страховка ОСАГО требует, чтобы факт дорожно-транспортного происшествия был зафиксирован инспекторами ГИБДД. На основании этого доказательства с указанием виновных, степени масштабности происшествия и данных об участниках ДТП страховой компанией проводились свои проверки и расследования, после которых потерпевшая сторона могла получить денежную компенсацию. Мелкие аварии могли быть зафиксированы только страховыми агентами или представителями страховой компании. О крупных происшествия должны были быть уведомлены работники ГИБДД. Они же и составляли специальный документ, который был основанием для обращения к страховщику. В договорах ОСАГО до сих пор есть пункт о том, что страхователь должен обязательно предоставить форму 154. Точно обозначены ситуации, когда такая справка необходима.

С 2011 года была введена справка о ДТП по форме 154, образец заполнения которой представлен на рисунке:

Этот документ был основным для страховых компаний. Без него невозможно было получить страховые выплаты. Но поначалу введению этого документа возмущались все, а особенно гаишники. Считалось, что инспекторам прибавили лишнюю бумажную работу.

Справка 154 о ДТП, образец которой вы видите, в настоящее время с марта 2018 года не используется.

Спрашивайте в Госавтоинспекции, какой документ замещает теперь эту справку.

  1. Инспектор, прибывший на место, был обязан зафиксировать все паспортные данные участников ДТП.
  2. В форме бланка на определённых строках были выделены: потерпевшая сторона, виновники.
  3. VIN-коды всех задействованных автомобилей или других транспортных средств.
  4. Данные техпаспорта транспортных средств.
  5. Причина ДТП.
  6. Адреса и контактные телефоны участников ДТП.
  7. Номер страхового полиса.
  8. Повреждения.
  9. Данные с водительских удостоверений.
  10. Информация о пострадавших или их родственниках.
  11. Полная информация о проведённом освидетельствовании на предмет опьянения, отказе или направлении на медицинское освидетельствование.
  12. В форму были включены номера протоколов и приложены их копии. Оригиналы протоколов оставались в ГИБДД или передавались виновнику (как положено).

Инспектор должен был составить и отдать справку сразу. Иногда разрешалось растянуть этот срок до суток после аварии. Единственной уважительной причиной такой задержки мог быть вызов на другую аварию или срочная необходимость оказать срочную первую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в больницу.

Если при дорожно-транспортном происшествии пострадало больше 4 человек, например, несколько участников дорожного движения, несколько пешеходов, пассажиры, то инспектор оставлял не одну справку. Потому что один экземпляр рассчитан на происшествие максимум с 4 действующими лицами.

Справка с места ДТП по форме 154 была нужна для получения со страховой компании денег на ремонт автомобиля, по страховому случаю ОСАГО и Каско.

Этот документ не нужно было брать, если:

  • в ДТП участвовали два водителя с действующими полисами ОСАГО;
  • при аварии нет пострадавших, есть только повреждения машин;
  • все участники ДТП знают, кто виноват, а виновный признаёт это.

С задачей справлялся Европротокол. В других случаях инспектор ГИБДД обязан был заполнить бланк и оформить всё по регламенту. Документ скреплялся подписью ответственного лица, свидетелей, потерпевшего, виновного и печатью отделения автоинспекции.

В течение 5 дней после получения справки о ДТП, страхователь должен был собрать пакет других документов и обратиться в страховую компанию.

Изменения коснулись только пакета документов, которые вы должны предоставить страховой компании. В первую очередь, необходимо знать, что по новому порядку с 1 января 2018 года изменена форма полиса ОСАГО. На новых бланках теперь есть штрих-код (QR-код 2см Х 2 см), напечатанный типографской краской. Считывая этот код с помощью смартфона, например, в интернете можно найти все данные по страховому полису и его владельцу.

Но это нововведение никак не влияет на страховые выплаты, а отмена бланка справки о ДТП принесла немало проблем всем, и работникам ГИБДД, и участникам ДТП, и страховым компаниям.

Сейчас страховые компании находят миллион оснований, чтобы отказать в выплатах, ссылаясь на то, что владелец полиса не предоставил всю необходимую информацию. В МВД считают, что в ближайшем будущем стороны привыкнут к нововведению и будут работать более слажено.

Из МВД РФ сообщили, что в связи с изменениями в законах и пересмотром внутреннего регламента, работники ГИБДД лишены полномочий составлять справки о ДТП для предоставления в страховые компании, чтобы можно было получить выплаты по ОСАГО или Каско.

Страховые компании больше не имеют права требовать несуществующей формы справки. Это факт зафиксирован Указанием Банка России 15 декабря 2017 года (№ 4664-У). Закон действует. С вас не имеют права требовать форму 154 – можете сразу подать жалобу.

Где теперь взять справку о ДТП и, вообще, какую справку выдают в ГИБДД после ДТП вместо привычной для предоставления в страховую компанию, в случае аварии? Не стоит впадать в панику – страховые компании прекрасно осведомлены об изменениях и не потребуют с вас недействующего документа. Но вам придётся собрать несколько других справок и протоколов.

Европротокол, который остался, в отличие от справки ГИБДД о ДТП, с успехом продолжает выполнять свою функцию. С его помощью вопросы по оформлению незначительных аварий решаются, как всегда, достаточно быстро и без лишних проблем.

А отмена справки привела к тому, что инспекторы ГИБДД стали выдавать на руки водителям только оригиналы или копии протоколов, постановлений об административных правонарушениях. Но в этих документах нет информации о других участниках ДТП, которую потребуют в страховой компании.

Страховщики же требуют более подробной информации и о марке машины, и об остальных участниках ДТП. Сотрудники ГИБДД не всегда высылают нужные данные в электронном виде, как обещают. Поэтому на сбор документов уходит намного больше времени, чем годом раньше.

Все данные, которые ранее содержались в справке по форме 154, сейчас раскиданы по нескольким документам. Инспекторы должны составлять Протоколы и приобщать к ним Приложения, которых может быть несколько штук.

Поэтому вам необходимо проверить наличие в бумагах следующей информации:

  • Ф. И. О. каждого из участников ДТП;
  • данные по техпаспортам и VIN-коды всех участвовавших транспортных средств;
  • адреса и телефоны пострадавших и виновных;
  • степень урона, повреждений каждого транспортного средства;
  • степень травм пострадавших, справки из больницы, поликлиники;
  • протоколы освидетельствования, направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • дата, место и время происшествия;
  • дата, время место составления протокола инспектором ГИБДД;
  • постановление об административном нарушении на каждого виновного с приложениями;
  • российские паспорта владельцев полисов ОСАГО;
  • если машину эвакуировали, то сопутствующие документы и кассовый чек/БСО;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (заполняется владельцем ОСАГО);
  • рекомендуется иметь фотографии с места происшествия, снятые с расстояния, вблизи, с разных ракурсов. Желательно захватить в кадр окружающее пространство. Фотографий должно быть как минимум 4 штуки (с разных расстояний и сторон с захватом светофора, асфальта, тротуара и сразу всех машин, попавших в ДТП).

Бланк извещения представлен на рисунке. Его можно скачать на официальном сайте страховой компании, которая заключала с вами договор.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии заполняется водителями ТС, которые участвовали в аварии, ДТП. Оформить документ можно ещё до прибытия на место происшествия инспекторов ГИБДД. Если вы не считаете себя виновным, то так и записываете в бланке. Тогда в степени вины каждого участника аварии будет разбираться инспектор. Каждый, подозреваемый в причине ДТП должен пройти те проверки, которые назначит работник ГИБДД.

Полис ОСАГО обязательно должен быть в машине. Фамилия водителя должна быть включена в список лиц, допущенных к управлению. Советуем пройти освидетельствование на алкоголь, чтобы не навлечь на себя дополнительных проблем.

Вы не имеете права отказываться от медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение. Это будет приравнено к признанию вины, и права у вас всё равно отберут на 1,5 года с уплатой штрафа в 30 тыс. руб.

Не ожидайте снисхождения, если у вас просроченный страховой полис или его нет вообще – штраф неминуем. Причём работники ГИБДД будут штрафовать вас каждый раз, если остановят.

Итак, у вас на руках должно быть как минимум три важных для страховой компании документа:

  • извещение о ДТП;
  • копия ;
  • копия постановления об административном нарушении. Важно помнить, что официально обязательно этот документ выдаётся только виновнику ДТП. Другие заинтересованные в страховке лица должны сразу потребовать копию. Это нужно помнить всегда. Без такой копии страховая компания может отказать в выплате по страховке.

Наличие в машине видеорегистратора позволит точно установить причину ДТП и виновное лицо. С одной стороны это очень выгодно, если виноваты не вы. А с другой – невозможно избежать наказания, если виновник вы.

Каждая страховая компания имеет право устанавливать собственные правила и условия, по которым можно получить деньги.

Но есть и общие условия, обязательные для всех:

  1. Заявлять на выплаты страхового возмещения могут только двое – владелец транспортного средства и страхователь. Например, если отец застраховал машину сына (собственника), то обратиться к страховщику могут оба. Но если по ОСАГО, за рулём была, к примеру, супруга собственника, то она будет считаться потерпевшей, но документами займутся отец или сын. Есть исключение, когда оформлена Генеральная доверенность на водителя или третье лицо уполномочено вести юридические дела человека. Но в этом случае нужно чтобы третье лицо имело юридическое образование, имело нотариально заверенную доверенность.
  2. В выплатах могут отказать, если машина не в том состоянии, как на проверке при заключении договора. Это будет означать, что страхователь не выполнил свои обязанности по договору. Когда технические или юридические изменения с транспортом происходят без ведома страховщика, договор становится недействительным.
  3. Не поможет никакая справка, если за рулём ТС во время аварии находился человек, не вписанный в полис ОСАГО.
  4. Если при подписании договора была предоставлена недостоверная информация.
  5. Если авария случилась во время обучения вождению, гонках, соревнованиях.
  6. Если экспертиза докажет, что повреждения были нанесены умышленно. По этому пункту вы должны помнить, что фотографии с места происшествия вам помогут доказать правоту.

Обычно все пункты, по которым не будут выплачиваться деньги, обязательно включены в договор.

Относительно Каско, помните, что пакет страховых услуг выбираете вы сами. Поэтому определите наиболее уязвимые для вашего автомобиля ситуации, которые в вашем городе, регионе случаются достаточно часто.

Помните, что страховые выплаты по ДТП в условиях ОСАГО не компенсируют материальные потери самого виновника.

Что Госавтоинспекция делает для решения проблемы отсутствия справки по форме 154

Не думайте, что отмена справки обрадовала работников ГИБДД. Естественно, после получения приказа, каждое отделение сразу уточняло, а что будет вместо справки? Где взять справку о ДТП людям, которым она будет необходима? На что поступил ответ сверху, что этот вопрос нужно решать на месте самостоятельно или записывать необходимые для страховых компаний данные на оборотной стороне бланка Протокола.

Чтобы не создавать лишних проблем себе и участникам происшествий, в каждом отделении ГИБДД по месту разработаны собственные похожие на прежнюю справку, бланки, куда и заносятся все необходимые данные. Например, в Ростовской области, в одном из городков на реке Дон, фигурируют такие бланки, которые слегка отличаются друг от друга, но имеют полное содержание того, что требует страховщик. Страховые компании, в свою очередь принимают этот документ, заверенный подписями инспекторов, печатями отделения и подразделения ГИБДД. Это удобно всем. Один документ позволяет не собирать целый пакет протоколов и их копий. Страховые компании освобождаются от поисков нужных данных в кипе лишних бумаг.

Итак, если вы проживаете в более или менее продвинутом регионе, где органы ГИБДД заботятся об участниках дорожного движения и минимизируют бумажную нагрузку на них, то вам выдадут одну справку в свободной форме, которая будет содержать всю нужную страховой компании информацию. Достоверность документа будет подтверждена, поэтому сомнений не вызовет. Ваша задача – собрать другие документы, которые нужны по договору страхования.

Участники ДТП могут получить справку или её копию в бумажном или электронном формате. Но электронный вариант применяется не везде, поэтому возьмите справку сразу на месте у инспектора, фиксирующего факт ДТП.

Ситуация, в которую попали все заинтересованные лица – страховые компании, участники дорожного движения, инспектора ГИБДД, из-за отмены формы 154 могла быть намного плачевнее, если бы МВД не разрешало на своё усмотрение заменить этот документ другой справкой. Не удивляйтесь, если в каждом городе или селе новая справка отличается – по форме. Содержание всегда соответствует требованиям страховых компаний.

Дорожно-транспортные происшествия на дорогах стали привычным явлением. Рост количества машин приходит и к росту аварийности. Понятно, что авария - это дополнительные непредвиденные расходы. Даже самый простенький ремонт по выравниванию вмятины на двери влетит в ощутимую копеечку.

К счастью, расходы автовладельца призвана покрыть страховка по ОСАГО или КАСКО. А чтобы у страховых агентов не возникло никаких подозрений, им необходимо предоставить полную информацию как о самом ДТП, так и о повреждениях.

Для этой цели используется специальная справка - форма 154. Что это такое, где получить этот документ - рассмотрим в данной статье.

Новый бланк о ДТП начал работать с первого февраля 2012 года, заменив собой предыдущий - №748.

Основные отличия:

  • появилось точное указание координат места происшествия - теперь страховые компании могут отказать в выплатах, если с помощью системы ГЛОНАСС будет выявлено, что человек пытается обманным путем получить выплату, указав ложные данные о месте ДТП;
  • на обратной стороне справки будет указываться информация не только о количестве пострадавших, но и их точные данные - данный пункт введен тоже по требованию страховых компаний, чтобы они могли оперативно проверить информацию по каждому конкретно взятому человеку;
  • учтены различные тонкости в описании ДТП - теперь в справке и в извещении о ДТП необходимо более точно описывать обстоятельства происшествия, например, был ли водитель в салоне в момент столкновения или куда-то отошел, машина была припаркована на обочине или на стоянке и так далее.

То есть мы видим, что новая форма бланка выгодна, прежде всего, страховым компаниям, которые пытаются максимально ограничить количество обманов и мошенничества со стороны недобросовестных водителей. Если же правда на вашей стороне, то вы без труда получите положенные вам компенсации.

Что указывается в новой справке?

Бланк является двухсторонним и состоит из таких частей:

  • «шапка» - здесь ставят угловой штамп органа, оформившего ДТП, адрес подразделения ГИБДД, точные дату и время аварии, указывают обстоятельства происшествия и точное число участников (пострадавших);
  • координаты - географические широта и долгота места аварии, эту информацию получают с помощью устройств ГЛОНАСС/GPS;
  • данные о водителях и транспортных средствах - фамилия, телефон, адрес проживания, освидетельствование на состояние опьянения, номер и серия ВУ, номер полиса ОСАГО, госномера машины, VIN-код, перечисляются повреждения, полученные в результате ДТП.

Оборотная сторона (приложение), здесь фиксируется следующая информация:

  • имеются ли пострадавшие (погибшие);
  • информация о пострадавших - ФИО, телефон, категория (водитель, пассажир, пешеход), вызывали ли скорую, номер бригады скорой помощи, название медучреждения, куда доставлен;
  • заключительная часть - данные и звание лица, заполнившего справку, дата, подпись.

Где получить бланк 154?

  • Скачать

Обычно бланк заполняют непосредственно на месте происшествия. Обязанности водителя состоят в том, чтобы все внимательно проверить, особенно графу «Повреждения». Юристы рекомендуют все сфотографировать на камеру телефона, чтобы потом в страховой не доказывать, что фара была целой или вмятина на крыле появилась до ДТП.

В том случае, если повреждения минимальные, а пострадавших нет, все происходит довольно быстро. Вам достаточно заехать в отделение ГИБДД и получить на руки данную справку, а также постановление о ДТП.

Получение может затянуться, если имеются пострадавшие или погибшие. Справку вы сможете получить только после того, как их госпитализируют и определят тяжесть повреждений.

Дальнейшие действия

Имея на руках форму 154 и извещение о ДТП можете подавать эти документы в СК. Внимательно перечитайте условия договора и постарайтесь все сделать точно в срок, иначе вам может быть отказано в выплатах. Соберите все требующиеся документы, сделайте их копии, составьте список поданного пакета документов и пусть в офисе СК вам поставят на нем отметку.

СК обязана рассмотреть ваше дело в 5-дневный срок и известить о результатах. Выплаты согласно законодательству проводят в 20-дневный срок. Не приступайте к ремонту авто до того, как повреждения будут детально изучены страховыми агентами.

Если по каким-либо причинам платить СК отказывается, обращайтесь в суд в 10-дневный срок после получения отказа.

С каждым годом на дорогах машин становится все больше, вместе с ними растет и количество дорожно-транспортных происшествий. От них не застрахован никто, даже самые примерные водители, ведь в ДТП всегда, как минимум, 2 участника, вот почему так важно каждому, не просто знать, как вести себя в таких ситуациях, но и какие документы в какие сроки должны оформляться, т. к. от этого напрямую зависит возможность получения страховых выплат. Одним из важнейших документов в этом плане является справка о дорожно-транспортном происшествии, ей и будет посвящена данная статья.

Что такое справка о ДТП?

Это официальный документ, имеющий строго конкретную форму и заполняющийся по четко установленным правилам. Для страховых компаний она – неоспоримое доказательство наступления страхового случая, поэтому автомобилисты нередко называют ее справкой о повреждении транспортного средства.

Заполняет названную бумагу – инспектор ГИБДД, прибывший на место происшествия, но вся вносимая информация не является секретной, поэтому любой из участников аварии может наблюдать за ее составлением и заполнением в целях недопущения искажения информации.

Как выглядит бланк справки?

На сегодняшний день справка о ДТП заполняется по форме 154 – на специальном бланке, утвержденном приказом МВД РФ №154 (отсюда и название) 1 апреля 2011 года.

В перечень обязательных для заполнения реквизитов в этом бланке входят:

  • точное время и координаты места происшествия (заполняется в правом верхнем углу согласно данным, полученным с навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS);
  • контактные данные каждой стороны – Ф.И.О водителей, их телефоны, адреса проживания и номера водительских удостоверений;
  • сведения о попавших в ДТП транспортных средствах: их государственные номера, детальное описание всех повреждений, наименование страховых организаций, в которых они были застрахованы;
  • информация о потерпевших, если таковые имеются, их медицинском обследовании и госпитализации;
  • перечень того, что входит в приложение.

К слову, о приложении. Оно выдается/заполняется одновременно с основным документом и включает в себя информацию о пострадавших, медицинских работниках, прибывших на место аварии, и данные, полученные от этих работников: характер повреждений, причину летального исхода, – и прочие детали.

Что такое бланк по форме 748?

В некоторых источниках помимо формы 154 можно встретить упоминание о форме 748. Чтобы не вызывать путаницу, поясняем: форма 748 – это устаревший бланк, который применялся сотрудниками ГИБДД для фиксации страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) до 2012 года, т.е. до внедрения в практику формы 154.

Она так же, как и 154-я, содержала в себе данные об участниках аварии, их ТС и характере полученных повреждений/увечий, но была менее информативна, т.к. не включала в себя точные координаты места ДТП, номера автомобилей бригад скорой помощи, вызванных на него, и еще некоторые нюансы, вроде дополнительной категории в разделе видов транспорта и более детального описания раненых и погибших, включая их статус – водитель, пешеход или пассажир.

Как получить справку о ДТП в ГИБДД?

На самом деле названный документ должен выдаваться инспектором на месте происшествия сразу после оформления протокола. Правда, возможны исключения, например, инспектора срочно вызывают на место другой аварии/преступления, или в ДТП есть пострадавшие, которые были госпитализированы, – здесь, пока не будет определена степень повреждений, вам никто ничего не даст.

Что делать в таких ситуациях? – Не паниковать и действовать строго описанной ниже инструкции.

  1. Уточните у инспектора ГИБДД прежде, чем покидать место аварии, где и когда вы сможете забрать интересующую вас бумагу. Помните, предоставить вам ее должны в течении суток. Это регламентировано информационным письмом управления ГИБДД РФ №45-1468.
  2. Приедьте в назначенное время в назначенное место с паспортом, устно заявите о цели своего визита, получите документ на руки и сразу проверьте правильность его заполнения:
  • бланк должен быть заполнен только синими, черными или фиолетовыми чернилами (допускается печать на принтере);
  • во всех пустых графах (где нечего написать) должны стоять прочерки или слово «отсутсвуют»;
  • в списке повреждений прописываются только названия элементов/деталей, без описания повреждений (для этого страховщик будет проводить специальную экспертизу);
  • количество приложений соответствует числу, указанному на основном бланке;
  • если в бланке присутствуют исправления, они обязательно заверяются подписью инспектора, датой внесения изменений и печатью.
  1. Если все в порядке, незамедлительно передайте заполненный бланк №154 вместе со всем пакетом документов, необходимых для получения страховых выплат, своему агенту.

Обращаем ваше внимание: срок действия самой справки неограничен, но это не значит, что можно тянуть с ее подачей страховщику, ведь сроки подачи заявления на компенсацию ограничены: по КАСКО 5 рабочими днями, по ОСАГО – 15.

  • Если вы заметили присутствие неточностей в отраженных в документе обстоятельствах совершенного ДТП, вы можете требовать у сотрудника ГИБДД, чтобы тот все переписал. В случае отказа вы имеете законное право обратиться к вышестоящему руководству или в суд.
  • Если инспектор ГИБДД отказывает вам в выдаче справки о ДТП на месте без уважительной причины, в том числе ссылаясь на отсутствие таковой «на руках», вы можете смело жаловаться на него его начальству или в прокуратуру, так как это незаконно.
  • В случае утери справки о повреждении транспортного средства в течении 3 месяцев с момента его совершения вы легко можете получить ее заверенную копию, просто обратившись с советующим заявлением и документом, удостоверяющим личность, в ГИБДД.

Видео.

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное - вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», - и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», - именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств - например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) - самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость - не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

Дате ДТП;

Транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

ФИО водителей - участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

Страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

Нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

Направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное - проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений - по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», - советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность - примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней - и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности - главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится - не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?

Так как Каско - добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами - нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес - то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»




Top