Срок полезного использования для имущества, бывшего в употреблении. Приобретение имущества, бывшего в употреблении

Л. Е. Тимофеева , эксперт журнала

Нередко организации по тем или иным причинам вынуждены приоб ретать имущество, бывшее в употреблении у предыдущего собственника. Несколько норм гл. 25 НК РФ посвящены тому, в состав какой амортизационной группы включить основное средство, имеющее ста тус б/у, как определить норму амортизации по нему. Однако, как по казывает практика, применение этих норм вызывает немало вопро сов. С некоторыми из них мы вас ознакомим.

Срок полезного использования для имущества, бывшего в употреблении

Варианты определения СПИ

По общему правилу в силу п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования (СПИ) признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации ОС 1 .

Приведем положения гл. 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, посвященные приобретению основных средств, бывших в употреблении. Так, согласно п. 12 ст. 258 НК РФ приобретенные налогоплательщиком объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника. В пункте 7 этой же статьи говорится следующее.

ООО Самоцветы в апреле 2013 г. приобрело у ООО Зарница отопительный котел (код ОКОФ 14 2897030), бывший в употреблении. Стоимость оборудования – 247 800 руб. (в том числе НДС – 37 800 руб.). В этом же месяце объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость составила 210 000 руб. (247 800 37 800).

Предыдущий собственник предоставил следующие данные об объек те: оборудование было включено в 5-ю амортизационную группу (иму щество со сроком полезного использования свыше семи до десяти лет включительно, или 85 – 120 месяцев). СПИ, им установленный, – 115 месяцев. Фактически оборудование эксплуатировалось 15 месяцев. Рассчитаем СПИ и норму амортизации данного основного средства у нового собственника – ООО Самоцветы.

Вариант 1

Обязательное правило – та же амортизационная группа (п. 12 ст. 258 НК РФ), поэтому в рассматриваемом примере это пятая группа. Организация решила воспользоваться своим правом на определение СПИ с учетом того срока, который установил предыдущий собственник, и срока фактической эксплуатации. СПИ определен равным 100 месяцам (115 - 15). Месячная норма амортизации составляет 1% (1 / 100 мес. х 100%). Сумма амортизации в месяц равна 2 100 руб. (210 000 руб. х 1%).

Вариант 2

В связи с тем, что абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора, полагаем, что он может установить свой СПИ, руководствуясь Классификацией ОС, учитывая при этом срок фактической эксплуатации предыдущим собственником. Например, можно установить минимальный срок, предусмотренный для 5-й амортизационной группы, – 85 месяцев и уменьшить его на 15 месяцев. Таким образом, СПИ для основного средства, бывшего в употреблении, будет равен 70 месяцам (85 - 15). Месячная норма амортизации составляет 1,43% (1 / 70 мес. х 100%). Сумма амортизации в месяц равна 3 003 руб. (210 000 руб. х 1,43%).

Если до конца СПИ меньше года

На практике нередки ситуации, когда налогоплательщик приобретает бывшее в употреблении основное средство и при расчете СПИ обнаруживает, что разница между СПИ приобретенного объекта основных средств, установленным предыдущим собственником, и сроком его фактической эксплуатации последним составляет менее 12 месяцев. Является ли в таком случае приобретенный объект амортизируемым имуществом или его стоимость на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ можно единовременно списать в материальные расходы в момент ввода его в эксплуатацию?

Согласно Письму Минфина России от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141 налогоплательщик, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество с остаточным СПИ меньше года, самостоятельно определяет для него СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов и продолжает его амортизировать до полного списания стоимости.

Таким образом, приобретенный объект основных средств, бывший в употреблении, с остаточным СПИ менее 12 месяцев не перестает быть объектом амортизируемого имущества. Этого подхода придерживаются и арбитры.

Так, например, судьи ФАС УО (см. Постановление от 23.03.2012 № Ф09-1350/122) рассматривали спор между налоговой инспекцией и организацией по поводу единовременного отнесения на затраты расходов, связанных с приобретением объектов основных средств, бывших в употреблении. Суть спора заключалась в следующем.

По условиям договора купли-продажи от 26.10.2007 организация приобрела ряд объектов. При этом по справке продавца имущество относится к 5 – 7-й группам амортизации, сроки полезного использования заканчивались в октябре – ноябре 2008 года. Приказом установлен СПИ для указанных основных средств – 12 месяцев. В декабре 2007 года были введены в эксплуатацию, их стоимость была включена в состав материальных расходов в полной сумме, то есть затраты списаны единовременно в том же месяце.

Судьи не поддержали налогоплательщика, указав на то, что стоимость приобретенных основных средств следовало относить на расходы, уменьшающие полученные доходы, равными долями в течение 12 месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были введены в эксплуатацию, то есть с 2008 года и до полного списания его стоимости.

Если ОС полностью самортизировано предыдущим собственником

Может сложиться так, что срок фактического использования основного средства предыдущим собственником окажется равным СПИ, установленному в соответствии с Классификацией ОС, или превысит его. Это происходит в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда организация вправе самостоятельно установить СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ).

Суды настаивают еще и на том, чтобы учитывать при определении СПИ срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 № 09АП-38524/2012).

Например, тот же суд в Постановлении от 17.01.2013 № 09АП-38529/2012, поддержав налогоплательщика в споре с налоговым органом по вопросу о правильности определения СПИ по основным средствам, бывшим в эксплуатации, отметил, что при определении СПИ учитывалась не только совокупность технических характеристик, указанных в технических паспортах объектов, но и иных факторов – специфики вида деятельности, требований пожарной безопасности, устойчивости конструктивных элементов в случае возникновения аварийной ситуации на объекте, требований по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, то есть условий, которые фактически существуют в месте эксплуатации основного средства.

Если предыдущий собственник – физическое лицо

Случается, что организация приобретает основные средства, бывшие в эксплуатации у физического лица, например у собственного учредителя. Налоговый кодекс при установлении порядка определения СПИ для объектов, бывших в употреблении, не ставит ограничений относительно статуса бывших собственников. В то же время Минфин при ответе на вопрос, как рассчитать СПИ основных средств, приобретаемых у физических лиц, уточняет, что все зависит от того, является ли физическое лицо индивидуальным предпринимателем.

Если объекты, бывшие в употреблении, организация приобретает у предпринимателя, она вправе уменьшить СПИ на количество лет (месяцев) эксплуатации этого имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования. По мнению Минфина, в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает СПИ основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, 03-03-06/1/7937).

Документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации объектов предыдущим собственником

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данное положение касается и подтверждения налогоплательщиком при приобретении амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации, срока эксплуатации этого имущества предыдущим собственником. Если у налогоплательщика отсутствуют указанные сведения, по приобретенному подержанному объекту он не может воспользоваться правом на уменьшение срока полезного использования на срок фактической эксплуатации этого объекта предыдущим собственником.

Итак, какими документами можно подтвердить срок фактического использования объектов, бывших в употреблении? Это могут быть унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств 3 , например формы ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) , ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) .

Указанные формы применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями. При этом раздел 1 этих форм заполняется на основании данных передающей стороны (организации, передающей ОС), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В этом разделе имеется графа Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев) .

Полагаем, что не лишними будут копии инвентарной карточки учета объекта основных средств (ф. ОС-6) или инвентарной карточки группового учета объектов основных средств (ф. ОС-6а), составленных предыдущим собственником объекта. Как правило, в этих документах содержатся все сведения об объекте основных средств, заполненные передающей стороной. Имейте в виду, что данные копии должны быть заверены печатью организации, передающей основное средство, а также подписями главного бухгалтера и руководителя.

Отметим, что в связи с необязательностью применения унифицированных форм с этого года, а также в связи с тем, что НК РФ не содержит перечня конкретных документов для этого случая, фактический срок эксплуатации основного средства может быть подтвержден любыми первичными документами. О том, какие это документы, расскажем, пользуясь примерами из арбитражной практики. Так, в деле, которое рассматривал Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 22.07.2009 № 09АП-12225/2009АК 4), налогоплательщик для подтверждения срока эксплуатации предыдущим собственником – германской компанией использовал приложения к договору поставки оборудования, письма поставщиков данного оборудования, соответствующие грузовые таможенные декларации (ГТД).

Кроме того, у ввезенного оборудования имелись металлические шильды (пластины с краткой информацией об изделии), являющиеся идентифицирующим знаком оборудования и свидетельствующие о дате его производства. И суд принял во внимание эти документы. Другой пример – Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф098676/09-С2. Суд установил, что налогоплательщик приобрел несколько автобусов марки Hyundai по договорам поставки, заключенным с российским продавцом. Данные автобусы ранее эксплуатировались в Республике Корея. На каждое транспортное средство общество получило товарные накладные, счета-фактуры, паспорта транспортного средства (ПТС), заверенные копии ГТД. Как следует из Положения о ПТС 5 , данный документ выдается собственникам организациями – изготовителями транспортного средства, таможенными органами или подразделениями Госавтоинспекции; при изменении собственников транспортного средства в ПТС делаются соответствующие записи.

Таким образом, ПТС является документом, подтверждающим срок использования транспортного средства предыдущими собственниками для расчета нормы амортизации. В деле, которое рассматривал ФАС СКО в Постановлении от 15.04.2010 № А32-774/2009-33/44, в качестве подтверждающих документов выступили письма продавцов оборудования, бывшего в эксплуатации.

В частности, в письмах сообщалось, что износ указанных объектов на дату приобретения составляет 100%, они не имеют остаточной стоимости и амортизация на них не начисляется. Подведем итог всего сказанного выдержкой из Постановления ФАС ПО от 24.02.2009 № А12-12162/2008: законодательство о налогах и сборах и законодательство о бухгалтерском учете не устанавливает конкретного первичного документа, необходимого для подтверждения срока эксплуатации оборудования предыдущим собственником.

Следовательно, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ это обстоятельство может быть подтверждено налогоплательщиком любыми первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством, из которых бы следовало подтверждение количества лет (месяцев) эксплуатации имущества у предыдущего собственника. Если срок фактического использования имущества у предыдущего собственника будет подтвержден таким документом, на основании этого налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования данного оборудования.

1 Классификация основных средств, включаемых в , утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
2 Определением ВАС РФ от 25.06.2012 № ВАС-8051/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
3 Утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
4 Постановлением ФАС МО от 30.10.2009 № КА-А40/11350-09 данное постановление оставлено без изменения.
5 Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005.

Внесем ясность в основные понятия

Вторичный рынок - это оборудование бывшее в употреблении или в состоянии "как есть", а также восстановленное и модернизированное оборудование. Разберемся в чем преимущество и недостатки того или иного типа для потенциального покупателя.

Прежде чем перейти к аналитическим материалам, внесем ясность в основные понятия. Рынок подержанного и восстановленного оборудования не собирается сдавать свои позиции и, более того, уверенно перешагнул границу столетий. На дворе XXI век, а спрос на вторичное оборудование по-прежнему актуален и в странах со сложившейся рыночной экономикой, и в России, и на просторах всего бывшего СССР. Тем не менее отношение ко вторичному рынку оборудования не всегда однозначное. За последнее десятилетие в нашей стране накопился богатейший негативный опыт, связанный с приобретением непригодного оборудования под видом "вполне исправного".

Существует два различных понятия: бывшее в употреблении, или подержанное, оборудование и восстановленное оборудование. О чем в каждом случае идет речь и как одно отличить от другого?

Для ответа на этот сложный вопрос необходимо провести классификацию оборудования по предлагаемому функциональному состоянию.

Новое оборудование

Остановимся на преимуществах и недостатках нового оборудования для потенциального покупателя.

Преимущества:

  • исходная надежность (контроль качества производителя), подкрепленная
  • бесплатной заводской гарантией и бесплатной поставкой запчастей, наличием горячей линии и консультациями;
  • новый уровень автоматизации и числового программного управления;
  • более современные конструктивные решения, выражающиеся в лучшей точности, производительности и ремонтопригодности;
  • возможность коммутирования в единую информационную сеть.

Недостатки:

Бывшее в употреблении оборудование или оборудование в состоянии "как есть"

Для этого оборудования в иностранной прессе и на интернет-сайтах чаще всего используются такие определения, как resale, second-hand, used.

Его можно распределить по двум подгруппам.

К первой подгруппе относится оборудование, подлежащее продаже, но находящееся временно в эксплуатации. В этом случае покупатель имеет возможность побывать на предприятии, которое продает устаревшее оборудование, и на месте убедиться в эксплуатационных свойствах оборудования. Далее следует приемка, демонтаж и транспортировка до нового места "дислокации".

Стоимость такого оборудования договорная. Сведения о нем можно найти на страницах объявлений в специализированной прессе, интернет-сайтах и через многочисленных посредников.

Учитывая, что вечный двигатель так и не был изобретен, для ввода в эксплуатацию и обслуживания этого оборудования необходимо рассчитывать на свои собственные силы, причем очень квалифицированные. Правда существуют ремонтные предприятия, которые за умеренную плату могут произвести восстановительные работы. Поэтому все заранее надо взвесить и тщательно просчитать.

Ко второй подгруппе относится бывшее в употреблении оборудование, находящееся на складе поставщика-посредника или ремонтного предприятия. Существует стабильный спрос на такое оборудование среди предприятий, накопивших значительный опыт по его эксплуатации и обслуживанию, и желающих за счет него нарастить свои производственные мощности. Цена на подобное оборудование обычно не опускается ниже пятидесятипроцентной планки по отношению к новому оборудованию.

Преимущества бывшего в употреблении оборудования:

  • низкая цена;
  • меньший срок окупаемости (если не будет сюрпризов).

Недостатки:

  • отсутствие каких-либо гарантий на бесплатное устранение неисправностей, замену или возврат оборудования;
  • сложность оценки рабочего состояния;
  • риск выявления серьезных неисправностей или износа, что может свести на нет все преимущества;
  • сравнительно низкая производительность и точность (качество выполнения операций);
  • низкая ликвидность.

Восстановленное и модернизированное оборудование

На иностранных интернет-сайтах можно вести поиск предложений подобного оборудования, вводя перед его англоязычным наименованием одно из нескольких синонимичных определений: remanufactured, refurbished, reconditioned, rebuilt.

На эту группу оборудования следует обратить особое внимание, так как она заключает в себе преимущества двух предыдущих групп.

Преимущества:

  • исходная работоспособность (выходной контроль ремонтного предприятия);
  • невысокая стоимость;
  • приемлемый срок окупаемости;
  • наличие гарантийных обязательств поставщика;
  • техническое содействие со стороны поставщика в монтаже и пуско-наладке;
  • хорошее соотношение цена/возможности (особенное в случае модернизации);
  • естественное старение металла (улучшенные точностные характеристики).

Недостатки:

Требования заказчика к восстановленному оборудованию

Обычно поставщики восстановленного оборудования не предлагают сразу готовых решений. Объем восстановительных работ оговаривается с заказчиком. В этом состоит очень важное стоимостное преимущество восстановленного оборудования - заказчик получает то, что ему нужно за цену, которая его устраивает.

Модернизация предполагает внесение усовершенствований в отработавшее уже какой-то срок оборудование в соответствии с современными тенденциями развития оборудования для данной сферы производства. Это может предполагать усовершенствование отдельных узлов, замену приводов, электрооборудования и, наконец, встройку систем числового программного управления или простейших контроллеров и датчиков. Поставщики восстановленного оборудования могут предлагать также свои собственные решения, направленные на улучшение удобства эксплуатации, повышение производительности и точности восстанавливаемого ими оборудования.

Тем не менее восстановленное оборудование не должно поступать заказчику в условно рабочем состоянии. Отличие восстановленного оборудования от "бэушного" заключается в наличии бесплатной гарантии на период, общепринятый для каждого сегмента вторичного рынка оборудования. Во всех случаях гарантийный период не превышает полугода, а в некоторых - трех месяцев. Однако в условиях производства этого срока вполне хватает для выявления основных недоработок восстановительного процесса.

Необходимый гарантийный период устанавливается на основании статистической информации и опыта производства ремонтно-восстановительных работ. После истечения гарантийного срока сотрудничество заказчика и поставщика восстановленного оборудования обычно не заканчивается. За дополнительную плату и на основании отдельного договора поставщик может оказывать заказчику в течение оговоренного срока постгарантийную поддержку (периодическая диагностика, консультации или полноценная сервисная поддержка).

Разница в стоимости восстановленного и нового оборудования чаще всего не превышает 30%. Однако здесь стоит учитывать канал поступления оборудования под восстановление и место проведения восстановительных работ. Если речь идет об импорте, всегда стоит помнить о таможенных пошлинах, доставке и высоких тарифах самих восстановительных работ, выполняемых, например, в Европе.

Все вышесказанное позволяет провести четкую грань между просто подержанным оборудованием и восстановленным. Можно утверждать, что восстановленное оборудование по своим техническим и эксплуатационным характеристикам мало чем отличается от нового. По крайней мере, так должно быть. Поэтому и поставщика восстановленного оборудования следует выбирать по наличию у него мощной ремонтной базы и богатого опыта производства восстановительных работ. Для этого достаточно посетить хотя бы раз его производственные цеха (в демонстрационный зал вас и так пригласят, если таковой имеется).

Что выбрать, или пример из жизни

Многие деятели вторичного рынка оборудования приводят весьма удачное сравнение с рынком новых, подержанных и восстановленных автомобилей. Такая аналогия позволяет лучше смоделировать типовой подход к принятию решения о покупке продукта в том или ином состоянии.

Представим себе ситуацию, когда мы собираемся приобрести свой первый автомобиль либо сменить слишком привычное "авто" на более для нас подобающее.

В первом случае мы ничего не знаем об автомобилях (лучше признаться себе в этом) и действуем на свой страх и риск. Первостепенную роль здесь будет играть цена - мы же в качестве своего первого опыта не рискнем приобрести сногсшибательную продукцию Daimler Chrysler, BMW, Audi или Volkswagen. В то же время это не означает, что мы выберем первую попавшуюся "помойку на колесах".

Во втором случае мы уже кое-что знаем о машинах. Этих знаний обычно недостаточно, чтобы сделать правильный выбор - мы же хотим приобрести нечто лучшее, а значит, и более сложное, по сравнению с тем, что мы знали раньше. Однако нам захочется найти баланс между остатком денег в кошельке и функциональными возможностями (комфортом эксплуатации) нашего приобретения.

В обоих случаях у нас есть по крайней мере три способа сделать желанную покупку. Первый предполагает посещение ряда автосалонов по заранее составленному списку. Там нам предложат сверкающие новизной модели отечественного и импортного производства разные по цене и качеству исполнения, но каждое предложение будет подкреплено фирменной гарантией. Второй способ также приведет нас к автодилеру, но в этом случае мы будем интересоваться уже не новыми, а восстановленными автомобилями, которые еще недавно считались самыми-самыми. И здесь мы в праве ожидать бесплатную гарантию на сервисное обслуживание, но на более скромный период.

Третий способ всем хорошо знаком - газета бесплатных объявлений или "щедрое" предложение от приятеля вашего приятеля. Если вы сами не автомеханик или не знаете такового по соседству, тогда вам очень сильно должно везти в лотереях. Внешне "папелац" может сверкать свежевымытыми поверхностями, но постепенно рассыпаться в последующие тысячи километров эксплуатации.

Выбор подержанного автомобиля "с рук" возможно станет целесообразным для новичка. Здесь два зайца падают замертво - приобретаются навыки вождения и прекрасно постигается матчасть автомобиля.

Восстановленный импортный автомобиль до 10 лет с маломальской гарантией даст фору отечественным творениям автопрома, но, возможно, подсократит семейный бюджет - у наших автосервисменов особое отношение к иномаркам (не говоря уже о стоимости запчастей).

Выбор за вами.

Поставщики подержанного оборудования

В предыдущем параграфе речь шла о "взрослых игрушках". Но как быть, если на кону полезный эффект от приобретенного оборудования, срок его окупаемости и результирующая динамика экономических показателей? Может, это и прозвучит банально, но все же - вопрос сложный.

Большинство поставщиков восстановленного оборудования настаивают на приобретении нового оборудования. Проведем аналогию с примером выбора личного автомобиля. Купил новое авто - и никакой головной боли на ближайшие три года. Вот только дороговато.

В нашем случае каждый производственник должен придерживаться, так называемого, ситуационного подхода, т.е. на основании сложившейся на предприятии и в макросреде ситуации.

Скорее всего правильнее вопрос ставить так: "Кого выбрать в качестве поставщика?". Вот на него-то каждому потенциальному заказчику и следует потрудиться найти правильный ответ.

Рынки восстановленного оборудования

В России и странах СНГ рынок подержанного и восстановленного оборудования только развивается. За последнее время появилось много рыночных субъектов, работающих в этом направлении. После настоящей вступительной статьи мы предлагаем вам несколько материалов о различных вторичных рынках подержанного оборудования. Но на самом деле их гораздо больше. О всех и не расскажешь.

Потенциал вторичного рынка необычайно велик, не говоря уже о самих рыночных возможностях.

В благополучных Европе и Новом свете рынок подержанного и восстановленного оборудования никогда не знал упадка. Там восстанавливается все - от графической рабочей станции или ноутбука до офисной мебели, от токарного станка с ЧПУ до сборочной линии, от личного автомобиля до личного самолета.

Точно так же стабилен спрос на просто resale или secondhand.

Как говорится, "все покупается и все продается".


Нередко организации по тем или иным причинам вынуждены приоб ретать имущество, бывшее в употреблении у предыдущего собственника. Несколько норм гл. 25 НК РФ посвящены тому, в состав какой амортизационной группы включить основное средство, имеющее ста тус б/у, как определить норму амортизации по нему. Однако, как по казывает практика, применение этих норм вызывает немало вопро сов. С некоторыми из них мы вас ознакомим.

Срок полезного использования для имущества, бывшего в употреблении

Варианты определения СПИ

По общему правилу в силу п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования (СПИ) признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности СПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации ОС 1 .

Приведем положения гл. 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, посвященные приобретению основных средств, бывших в употреблении. Так, согласно п. 12 ст. 258 НК РФ приобретенные налогоплательщиком объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника. В пункте 7 этой же статьи говорится следующее.

Налогоплательщик, приобретающий объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом СПИ, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом СПИ этих основных средств может быть определен как СПИ, их предыдущим собственником, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации им данного имущества (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). Из анализа этих норм можно сделать вывод, что правило, прописанное в п. 12 ст. 258 НК РФ, носит обязательный характер, а вот нормы п. 7 данной статьи предполагают предоставление налогоплательщику определенного выбора (на это указывают слова вправе, может быть).

Подтверждением этого вывода может служить и Письмо от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608, где высказали аналогичное мнение: Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения СПИ имущества, бывшего в употреблении, ему применять. Со ссылкой на это письмо судьи Девятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 17.01.2013 № 09АП38524/2012 отметили: за основу налогоплательщик может взять как СПИ, определенный им на основании Классификации ОС, так и СПИ, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива. Если налогоплательщик решает реализовать свое право на уменьшение СПИ такого имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, ему необходимо получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете СПИ и сроке фактической эксплуатации этого объекта основных средств.

На основании изложенного рассмотрим варианты, которые могут возникнуть при приобретении основного средства, бывшего в эксплуатации у предыдущего собственника.

ООО Самоцветы в апреле 2013 г. приобрело у ООО Зарница отопительный котел (код ОКОФ 14 2897030), бывший в употреблении. Стоимость оборудования – 247 800 руб. (в том числе НДС – 37 800 руб.). В этом же месяце объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость составила 210 000 руб. (247 800 37 800).

Предыдущий собственник предоставил следующие данные об объек те: оборудование было включено в 5-ю амортизационную группу (иму щество со сроком полезного использования свыше семи до десяти лет включительно, или 85 – 120 месяцев). СПИ, им установленный, – 115 месяцев. Фактически оборудование эксплуатировалось 15 месяцев. Рассчитаем СПИ и норму амортизации данного основного средства у нового собственника – ООО Самоцветы.

Вариант 1

Обязательное правило – та же амортизационная группа (п. 12 ст. 258 НК РФ), поэтому в рассматриваемом примере это пятая группа. Организация решила воспользоваться своим правом на определение СПИ с учетом того срока, который установил предыдущий собственник, и срока фактической эксплуатации. СПИ определен равным 100 месяцам (115 - 15). Месячная норма амортизации составляет 1% (1 / 100 мес. х 100%). Сумма амортизации в месяц равна 2 100 руб. (210 000 руб. х 1%).

Вариант 2

В связи с тем, что абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора, полагаем, что он может установить свой СПИ, руководствуясь Классификацией ОС, учитывая при этом срок фактической эксплуатации предыдущим собственником. Например, можно установить минимальный срок, предусмотренный для 5-й амортизационной группы, – 85 месяцев и уменьшить его на 15 месяцев. Таким образом, СПИ для основного средства, бывшего в употреблении, будет равен 70 месяцам (85 - 15). Месячная норма амортизации составляет 1,43% (1 / 70 мес. х 100%). Сумма амортизации в месяц равна 3 003 руб. (210 000 руб. х 1,43%).

Если до конца СПИ меньше года

На практике нередки ситуации, когда налогоплательщик приобретает бывшее в употреблении основное средство и при СПИ обнаруживает, что разница между СПИ приобретенного объекта основных средств, установленным предыдущим собственником, и сроком его фактической эксплуатации последним составляет менее 12 месяцев. Является ли в таком случае приобретенный объект амортизируемым имуществом или его стоимость на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ можно единовременно списать в материальные расходы в момент ввода его в эксплуатацию?

Если объекты, бывшие в употреблении, организация приобретает у предпринимателя, она вправе уменьшить СПИ на количество лет (месяцев) эксплуатации этого имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования. По мнению Минфина, в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает СПИ основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, 03-03-06/1/7937).

Документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации объектов предыдущим собственником

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данное положение касается и подтверждения налогоплательщиком при приобретении амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации, срока эксплуатации этого имущества предыдущим собственником. Если у налогоплательщика отсутствуют указанные сведения, по приобретенному подержанному объекту он не может воспользоваться правом на уменьшение срока полезного использования на срок фактической эксплуатации этого объекта предыдущим собственником.

Итак, какими документами можно подтвердить срок фактического использования объектов, бывших в употреблении? Это могут быть унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств 3 , например формы ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) , ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) .

Указанные формы применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями. При этом раздел 1 этих форм заполняется на основании данных передающей стороны (организации, передающей ОС), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В этом разделе имеется графа Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев) .

Полагаем, что не лишними будут копии инвентарной карточки учета объекта основных средств (ф. ОС-6) или инвентарной карточки группового учета объектов основных средств (ф. ОС-6а), составленных предыдущим собственником объекта. Как правило, в этих документах содержатся все сведения об объекте основных средств, заполненные передающей стороной. Имейте в виду, что данные копии должны быть заверены печатью организации, передающей основное средство, а также подписями главного бухгалтера и

Отметим, что в связи с необязательностью применения унифицированных форм с этого года, а также в связи с тем, что НК РФ не содержит перечня конкретных документов для этого случая, фактический срок эксплуатации основного средства может быть подтвержден любыми первичными документами. О том, какие это документы, расскажем, пользуясь примерами из арбитражной практики. Так, в деле, которое рассматривал Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 22.07.2009 № 09АП-12225/2009АК 4), налогоплательщик для подтверждения срока эксплуатации предыдущим собственником – германской компанией использовал приложения к оборудования, письма поставщиков данного оборудования, соответствующие грузовые декларации (ГТД).

Кроме того, у ввезенного оборудования имелись металлические шильды (пластины с краткой информацией об изделии), являющиеся идентифицирующим знаком оборудования и свидетельствующие о дате его производства. И суд принял во внимание эти документы. Другой пример – Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф098676/09-С2. Суд установил, что налогоплательщик приобрел несколько автобусов марки Hyundai по договорам поставки, заключенным с российским продавцом. Данные автобусы ранее эксплуатировались в Республике Корея. На каждое транспортное средство общество получило товарные накладные, паспорта транспортного средства (ПТС), заверенные копии ГТД. Как следует из Положения о ПТС 5 , данный документ выдается собственникам организациями – изготовителями транспортного средства, таможенными органами или подразделениями Госавтоинспекции; при изменении собственников транспортного средства в ПТС делаются соответствующие записи.

Таким образом, ПТС является документом, подтверждающим срок использования транспортного средства предыдущими собственниками для расчета нормы амортизации. В деле, которое рассматривал ФАС СКО в Постановлении от 15.04.2010 № А32-774/2009-33/44, в качестве подтверждающих документов выступили письма продавцов оборудования, бывшего в эксплуатации.

В частности, в письмах сообщалось, что износ указанных объектов на дату приобретения составляет 100%, они не имеют остаточной стоимости и амортизация на них не начисляется. Подведем итог всего сказанного выдержкой из Постановления ФАС ПО от 24.02.2009 № А12-12162/2008: законодательство о налогах и сборах и законодательство о бухгалтерском учете не устанавливает конкретного первичного документа, необходимого для подтверждения срока эксплуатации оборудования предыдущим собственником.

Следовательно, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ это обстоятельство может быть подтверждено налогоплательщиком любыми первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством, из которых бы следовало подтверждение количества лет (месяцев) эксплуатации имущества у предыдущего собственника. Если срок фактического использования имущества у предыдущего собственника будет подтвержден таким документом, на основании этого налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования данного оборудования.

1 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
2 Определением ВАС РФ от 25.06.2012 № ВАС-8051/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
3 Утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
4 Постановлением ФАС МО от 30.10.2009 № КА-А40/11350-09 данное постановление оставлено без изменения.
5 Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005.

Договор N _____

купли-продажи товара, бывшего в употреблении


г. _______________ "__"___________ ____ г. ___________________________________, именуем__ в дальнейшем "Продавец", (наименование или Ф.И.О.) в лице __________________________________________, действующ__ на основании (должность, Ф.И.О.) _________________________________________________________, с одной стороны, (Устава, положения, доверенности или паспорта) и ___________________________________, именуем__ в дальнейшем "Покупатель", (наименование или Ф.И.О.) в лице __________________________________________, действующ__ на основании (должность, Ф.И.О.) ________________________________________________________, с другой стороны, (Устава, положения, доверенности или паспорта) заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА


1.1. Продавец передает в собственность, а Покупатель принимает и оплачивает бывший в употреблении Товар в количестве и качестве на условиях в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью.

1.2. Продаваемый Товар принадлежит Продавцу на праве собственности, не заложен, не арестован, не является предметом исков третьих лиц.

1.3. Срок передачи Товара: ____________________________________.

1.4. Дата изготовления Товара: ________________________________.

1.5. До продажи Покупатель использовал Товар по назначению в течение _____ дней.

1.6. Предпродажная подготовка Товара проведена в объеме ____________________.

1.7. Качество Товара должно соответствовать ____________________ (ГОСТ, ТУ, стандарт и т.п.).

1.8. Гарантийный срок на Товар истекает "__"___________ ____ г.

1.9. Комплектность Товара определяются в спецификации.

1.10. Товар приобретается Покупателем для ____________________ (личного использования/для предпринимательской деятельности).

1.11. Продавец гарантирует:

Соблюдение надлежащих условий использования Товара до его передачи Покупателю;

Соблюдение требований нормативных правовых актов в отношении товаров, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;

Надлежащее выполнение производственного контроля за качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота Товара.


2. ЦЕНА И ОПЛАТА


2.1. Цена Товара по настоящему Договору составляет _____ (____________) рублей.

2.2. В указанную цену включаются: _____________________________________ __________________________________________________________________________. (упаковка, погрузка, доставка, разгрузка, установка и т.д.)

2.3. Стоимость с учетом количества Товара: _____ (____________) рублей.

2.4. Общая стоимость Товара и оказываемых Покупателю услуг: _____ (_____________) рублей.

2.5. Порядок и сроки оплаты Товара: ___________________________.


3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН


3.1. В случае просрочки платежей более чем на _____ дней Покупатель уплачивает пеню в размере _____% от стоимости Товара за каждый день просрочки.

3.2. В случае уклонения Продавца от фактической передачи Товара в установленный настоящим Договором срок он уплачивает Покупателю пеню в размере ____% от стоимости Товара за каждый день просрочки.

3.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору его изменение или расторжение в одностороннем порядке виновная сторона, помимо выплаты предусмотренных штрафов, возмещает другой стороне причиненный ущерб в полном размере, в том числе упущенную выгоду. Разовая зачетная неустойка вычитается из суммы, подлежащей возмещению.

3.4. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, ответственность сторон определяется соответственно по действующему законодательству.

3.5. Право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента ____________________ (в случае перевозки Товара железнодорожным сообщением - с момента получения Продавцом товарно-транспортной накладной; при отправке самолетом - с момента получения Продавцом квитанции; при отправке смешанным сообщением - при сдаче Товара на первый вид транспорта и получения первого транспортного документа).

Риск случайной гибели несет собственник в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.


4. СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА


4.1. Договор считается исполненным после фактической передачи Товара Покупателю.

4.2. Передача производится в течение _____ дней после подписания Договора, но непременно после оплаты товара Покупателем.

г. _______________ "__"___________ ____ г. ___________________________________, именуем__ в дальнейшем "Продавец", (наименование или Ф.И.О.) в лице __________________________________________, действующ__ на основании (должность, Ф.И.О.) _________________________________________________________, с одной стороны, (Устава, положения, доверенности или паспорта) и ___________________________________, именуем__ в дальнейшем "Покупатель", (наименование или Ф.И.О.) в лице __________________________________________, действующ__ на основании (должность, Ф.И.О.) ________________________________________________________, с другой стороны, (Устава, положения, доверенности или паспорта) заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Продавец передает в собственность, а Покупатель принимает и оплачивает бывший в употреблении Товар в количестве и качестве на условиях в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью.

1.2. Продаваемый Товар принадлежит Продавцу на праве собственности, не заложен, не арестован, не является предметом исков третьих лиц.

1.3. Срок передачи Товара: ____________________________________.

1.4. Дата изготовления Товара: ________________________________.

1.5. До продажи Покупатель использовал Товар по назначению в течение _____ дней.

1.6. Предпродажная подготовка Товара проведена в объеме ____________________.

1.7. Качество Товара должно соответствовать ____________________ (ГОСТ, ТУ, стандарт и т.п.).

1.8. Гарантийный срок на Товар истекает "__"___________ ____ г.

1.9. Комплектность Товара определяются в спецификации.

1.10. Товар приобретается Покупателем для ____________________ (личного использования/для предпринимательской деятельности).

1.11. Продавец гарантирует:

Соблюдение надлежащих условий использования Товара до его передачи Покупателю;

Соблюдение требований нормативных правовых актов в отношении товаров, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;

Надлежащее выполнение производственного контроля за качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота Товара.

2. ЦЕНА И ОПЛАТА

2.1. Цена Товара по настоящему Договору составляет _____ (____________) рублей.

2.2. В указанную цену включаются: _____________________________________ __________________________________________________________________________. (упаковка, погрузка, доставка, разгрузка, установка и т.д.)

2.3. Стоимость с учетом количества Товара: _____ (____________) рублей.

2.4. Общая стоимость Товара и оказываемых Покупателю услуг: _____ (_____________) рублей.

2.5. Порядок и сроки оплаты Товара: ___________________________.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. В случае просрочки платежей более чем на _____ дней Покупатель уплачивает пеню в размере _____% от стоимости Товара за каждый день просрочки.

3.2. В случае уклонения Продавца от фактической передачи Товара в установленный настоящим Договором срок он уплачивает Покупателю пеню в размере ____% от стоимости Товара за каждый день просрочки.

3.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору его изменение или расторжение в одностороннем порядке виновная сторона, помимо выплаты предусмотренных штрафов, возмещает другой стороне причиненный ущерб в полном размере, в том числе упущенную выгоду. Разовая зачетная неустойка вычитается из суммы, подлежащей возмещению.

3.4. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, ответственность сторон определяется соответственно по действующему законодательству.

3.5. Право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента ____________________ (в случае перевозки Товара железнодорожным сообщением - с момента получения Продавцом товарно-транспортной накладной; при отправке самолетом - с момента получения Продавцом квитанции; при отправке смешанным сообщением - при сдаче Товара на первый вид транспорта и получения первого транспортного документа).

Риск случайной гибели несет собственник в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

4. СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА

4.1. Договор считается исполненным после фактической передачи Товара Покупателю.

4.2. Передача производится в течение _____ дней после подписания Договора, но непременно после оплаты товара Покупателем.

5. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

5.1. Изменения, дополнения к Договору действительны только в том случае, если составлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

5.2. Споры и разногласия, возникающие в связи с настоящим Договором, стороны постараются урегулировать путем переговоров.

5.3. В случае невозможности урегулирования споров путем переговоров они передаются на рассмотрение в арбитражный суд.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6.1. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

6.2. Другие условия по усмотрению сторон: __________________________.

6.3. К Договору прилагаются:

6.3.1. Спецификация (Приложение N 1).

7. РЕКВИЗИТЫ, ПОДПИСИ СТОРОН

Продавец: Покупатель: ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ (должность, подпись) (должность, подпись) М.П. М.П.


Top