Закон «Об исполнительном производстве. ФЗ об исполнительном производстве — взыскание задолженности по закону

Исполнительное производство представляет собою совокупность методов и действий, направленных на реализацию судебных решений. Выполнение постановлений суда регулируется законом №229-ФЗ«Об исполнительном производстве», вступившим в силу 2 октября 2007 года.

Документ состоит из 130 статей, регулирующих все процессы, начиная с принципов и задач, и заканчивая новыми редакциями о признании должника банкротом. В законе об исполнительном производстве прописаны действия, обязанности и права всех участников от судебных приставов, граждан и юридических лиц (взыскателей и должников) до третьих сторон, которые в той или иной мере влияют на выполнение судебных решений.

Основные положения

Согласно ФЗ-229, основная задача исполнительного производства - точная и своевременная реализация судебных актов, которые в свою очередь призваны защищать нарушенные права граждан и организаций.

Поэтому все юридические и физические лица, органы государственной власти обязаны выполнять законные требования судебных исполнителей. Невыполнение либо препятствие работе приставов влечет за собою ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

«Механизм» исполнительного производства запускают в действие следующие документы:

  • судебные приказы;
  • исполнительные листы;
  • алиментные соглашения;
  • акты Пенсионного фонда;
  • постановления судебных приставов и другое.

Лица, чьи интересы затрагивает исполнительное производство, оповещают повесткой. Если судебный документ требует незамедлительного реагирования, то допускают действия без предварительного уведомления. Чаще всего, по понятным причинам, не оповещают при аресте денежных средств и имущества.

Взыскание на зарплату и иные доходы

При получении судебного листа пристав в первую очередь запрашивает фонды для выявления места работы неплательщика. Заработная плата является основным источником погашения существующих задолженностей физических лиц. Федеральный закон об исполнительном производстве допускает списание до 50% средств с регулярных доходов, а в случае с возмещением ущерба, вреда здоровью и выплатой алиментов до 70%.

Лица, выплачивающие периодические платежи должнику, обязаны удерживать денежные средства в соответствии с исполнительным документом. Расходы на перевод отчислений производят за счет неплательщика.

В случае смены места работы (источника иных регулярных доходов) лицо, производящее выплаты, обязано уведомить об изменениях приставов, а также предоставить отчет о произведенных взысканиях. Известить исполняющие органы о новом месте работы входит в обязанности должника.

Взыскание имущества

Если главной задачей исполнительного производства является защита интересов граждан и организаций от неправомерных действий третьих лиц, а основным принципом - соблюдение законности, то действиями для решения поставленных задач признаются :

  • создание условий для выполнения требований;
  • вызов ответчиков и их представителей;
  • запрос необходимых сведений, в том числе и персональных данных;
  • проверка финансовой информации;
  • давать постановления третьим лицам (работодателю, банкам и т. д.) о поручении выполнения условий судебного решения;
  • накладывать арест на денежные средства и имущество;
  • входить без разрешения в нежилые помещения;
  • входить без разрешения собственника в жилые помещения с письменного разрешения старшего судебного пристава;
  • изымать арестованное имущество, производить его оценку;
  • производить розыск должника, его банковских счетов, имущества как самостоятельно, так и с привлечением ОВД;
  • взыскивать исполнительский сбор;
  • вынести запрет на выезд за пределы РФ и другое.

Таким образом, 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» дает приставам широкий спектр действий. Которые, однако, не могут затрагивать имущество и финансы, необходимые для проживания. Также ФЗ-229 защищает близких и родственников неплательщика, уберегая их частную собственность.

Следует знать: «Если у родственника должника сохранены чеки на товары либо есть свидетели, подтверждающие факт дарения, то это имущество не может быть изъято». Например, в опись имущества не попадут вещи, принадлежащее супругу или иным членам семьи. Также не подлежит изъятию то, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности должника.

Следует знать: «Судебные приставы не могут отнять автомобиль у таксиста, так как он нужен ему для получения дохода. Не опишут и компьютер, если на нем осуществляется профессиональная деятельность».

Важные изменения федерального закона 2018-2019 годов

Новыми редакциями закона об исполнительном производстве были внесены следующие важные поправки:

  1. Увеличена сумма задолженности, о которой сообщают работодателю должника, а также организациям и лицам, уполномоченным на выплату пенсий, стипендий и иных систематических выплат - согласно новой редакции от 27 декабря 2018 года, максимальная ее сумма составляет с 08 января 2019 года 100 000 руб. вместо ранее действовавшего лимита в 25 000 руб.
  2. Появилась новая норма, регламентирующая особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (юр. лица). Данная норма нашла отражение в статье 109.4, введенной редакцией от 23 апреля 2018 года.
  3. Статья 65 с 07 марта 2018 года дополнена пунктом об обязанности судебного пристава проинформировать взыскателя о возникшем у него праве обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим, если в течение календарного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его местонахождение.

Также необходимо помнить, что с 01.10.15 граждане могут быть признаны банкротами наравне с юридическими лицами. Под действия закона попадают граждане-предприниматели и должники - владельцы фермерских хозяйств.

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ,

от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 03.06.2009 № 106-ФЗ,

от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.09.2009 № 225-ФЗ,

от 27.09.2009 № 226-ФЗ, от 17.12.2009 № 325-ФЗ,

от 27.07.2010 № 213-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ,

от 21.04.2011 № 71-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ,

от 11.07.2011 № 196-ФЗ, от 18.07.2011 № 225-ФЗ,

от 18.07.2011 № 226-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ,

от 28.11.2011 № 336-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ,

от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ,

от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 06.12.2011 № 405-ФЗ,

от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ,

от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ,

от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон «О судебных приставах») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статья 5. Органы принудительного исполнения

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - подразделения судебных приставов).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 410-ФЗ)

3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

(введена Федеральным законом от 11.07.2011 № 196-ФЗ)

1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).

2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

Закон 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" формулирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется принудительная реализация судебных постановлений, актов иных органов и лиц, имеющих полномочия возлагать на субъектов обязанности передавать другим организациям, гражданам или в бюджет денежные средства и прочее имущество, либо совершать в пользу указанных лиц конкретные действия, а также воздерживаться от какой-либо деятельности.

Задачи системы

Закон "Об исполнительном производстве" (действующая публикация) в качестве основной функции института называет обеспечение своевременной реализации постановлений судов, актов прочих органов и лиц для защиты нарушенных свобод, прав и интересов организаций и граждан, а также в целях соблюдения обязательств по международным соглашениям. В случаях, предусмотренных нормами, указанные задачи распространяются и на иные документы.

Принципы

Их устанавливает 4 ст. Закона "Об исполнительном производстве". К основополагающим принципам нормативный документ относит:

  1. Уважение достоинства и чести гражданина.
  2. Законность.
  3. Своевременность осуществления надлежащих действий и применения принудительных мер.
  4. Неприкосновенность минимума имущества, который необходим для существования должника и его родственников (членов семьи).
  5. Соотносимость объема требований, предъявляемых взыскателем, и мер принуждения.

Уполномоченные органы

В качестве них 229 Закон "Об исполнительном производстве" называет структуры ФССН. Непосредственную реализацию указанных выше функций нормативный акт возлагает на судебных приставов подразделений местных (территориальных) органов службы. Полномочия указанных должностных лиц устанавливает рассматриваемый Закон. ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает обязательность соблюдения требований пристава для всех органов местного, государственного управления, организаций и граждан на всей территории страны. При нарушении данного положения уполномоченное лицо вправе применять принудительные меры.

Банк данных

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предписывает ФССН создавать и вести, в электронной форме в том числе, информационную базу. В ней должны присутствовать сведения, необходимые для реализации задач по своевременному принудительному выполнению судебных постановлений и актов иных органов и лиц. Порядок, в соответствии с которым формируется и ведется банк данных, устанавливается главным судебным приставом.

Общедоступная информация

К таким данным Закон "Об исполнительном производстве" относит:

Важный момент

Закон "Об исполнительном производстве", устанавливает, что приведенные выше сведения становятся общедоступными до даты завершения либо прекращения процедуры взыскания. Исключением являются случаи объявления должника в розыск (или его имущества), а также поиска ребенка. Последние считаются общедоступными до даты обнаружения материальных ценностей или указанных лиц. Исключением являются также сведения о возвращении ИЛ взыскателю по основаниям п. 3 и 4 ч. 1 статьи 46 рассматриваемого нормативного акта, данные о завершении производства по основаниям, сформулированным в п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47. Эта информация считается общедоступной на протяжении трех лет с даты окончания процедуры. Закон "Об исполнительном производстве" предписывает направление информации, необходимой для погашения задолженности по ИЛ, в государственную информсистему о муниципальных и государственных платежах.

Должники

В случаях, которые предусматривает Закон "Об исполнительном производстве", требования, которые присутствуют в постановлениях суда, других актах должностных лиц и структур, соблюдаются организациями, в том числе государственными, муниципальными учреждениями, банками и прочими кредитными компаниями, служащими и физлицами. Порядок устанавливает рассматриваемый нормативный документ.

Финансовые институты

Закон "Об исполнительном производстве" предусматривает направление акта, содержащего соответствующие требования, взыскателем непосредственно в банковскую или иную кредитную организацию. Вместе с данным документом субъект должен предъявить:

  1. Реквизиты расчетного счета, на которые должны поступить средства от должника.
  2. Личные данные. К ним относят, имя, фамилию, отчество (при наличии), гражданство, место проживания/адрес пребывания, реквизиты документа, по которому удостоверяется личность взыскателя, идентификационный номер плательщика налогов (если он имеется), сведения из миграционной карты и бумаги, подтверждающей право на жительство/пребывание на территории страны гражданина-взыскателя.
  3. Реквизиты организации. Если взыскателем выступает юрлицо, необходимо предоставить сведения о названии, ИНН (код иностранной компании), номер госрегистрации, адрес места расположения.

Представитель субъекта должен предъявить документ, подтверждающий его полномочия, а также информацию, указанную выше в п. 2.

Установление сроков

Закон "Об исполнительном производстве" (действующая редакция) определяет, что исчисление осуществляется в днях, месяцах, годах. Сроки устанавливаются календарной датой, периодом, в рамках которого должно быть произведено действие, указанием на какое-либо событие. Течение срока начинается со следующего дня после наступления факта, которым определено начало, или календарной даты.

Окончание периода

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает, что срок, который исчисляется годами, заканчивается в соответствующий день и месяц последнего года. Месячный период оканчивается в установленное число последнего м-ца. Если соответствующего дня нет в периоде, то завершение срока происходит в последний его день. Если последняя дата является нерабочей, то числом окончания будет следующий за ним рабочий день.

Пропуск срока

Если период по каким-то причинам пропущен, это не освобождает от обязанности выполнить установленные в исполнительном документе требования. Вместе с этим нормативный акт предусматривает ответственность за несвоевременное погашение обязательства. При пропуске срока обжалования вышестоящему служащему ФССП бездействий/действий или постановлений влечет возврат обращения без рассмотрения его по существу. Жалоба в этом случае считается неподанной.

Восстановление периода

Пропущенный срок для подачи жалобы может быть возвращен, если одновременно будет направлено ходатайство об этом с указанием причин пропуска. Если служащий, рассматривающий обращение, признает их уважительными, а время подачи соответствующих документов разумным, период может быть восстановлен. Такое решение не оформляется отдельным постановлением. Восстановление срока выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу. В случае отказа должностное лицо оформляет постановление. Копия этого документа должна быть отправлена заявителю не позднее следующего после вынесения решения дня. Данный документ может быть обжалован в установленном в законодательстве порядке. В случае пропуска срока для обращения в суд восстановление его осуществляется по процессуальным правилам.

Начало процедуры

Возбуждение производства осуществляется в соответствии с исполнительным документом по заявлению взыскателя. Допускается обращение представителя, имеющего документ, подтверждающий его полномочия. В заявлении может присутствовать ходатайство о применении ареста в отношении имущества для обеспечения исполнения требований, которые содержатся в исполнительном документе. В нем также могут приводиться ограничения для должника. Взыскатель может в заявлении указать сведения о лице, на которого накладывается взыскание, приложить документы, в которых присутствует информация о нем и прочие данные, имеющие существенное значение и способствующие своевременному и полному выполнению требований.

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ)

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ)

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)

Закон о банках и банковской деятельности – Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) “О банках и банковской деятельности”

Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”

Закон о выезде из РФ и въезде в РФ – Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

Закон о рынке ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”

Закон о судебных приставах – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах”

Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ)

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

КТС – комиссия по трудовым спорам

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ)

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ)

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)

ФЗИП 1997 г. – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”

ФССП России – Федеральная служба судебных приставов

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

Предисловие

Основные начала исполнительного производства . Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов и любых взыскателей в гражданском обороте. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специальном регулировании ее деятельности.

Исполнение судебных и иных юрисдикционных актов – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в доктрине гражданского права <1>, так и в актах Конституционного Суда РФ отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

——————————–

<1> См., например: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 30, 31; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 6; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 98, 99 и след.; Еременко М.С., Устьянцев С.Е., Ярков В.В. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006. С. 16.

В частности, в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский” отмечено следующее. Европейский суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. указал, что “право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда” (дело Hornsby c. Grece – Rec. 1997-II, fasc. 33)”.

В целом ряде решений Европейского суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

——————————–

<1> Выдержки из судебных актов Европейского суда по исполнению судебных актов см.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 300 – 302, 383.

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов – федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт – исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц – судебных приставов-исполнителей наделена правом применения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные характеристики Федерального закона “Об исполнительном производстве” . Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц Службы, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в данном Законе нашла отражение практика работы Службы, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из проекта исполнительного кодекса РФ <1>.

——————————–

<1> См.: Проект исполнительного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2008.

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности следующих: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, их закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 “Исполнительное производство” сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 “Лица, участвующие в исполнительном производстве” и гл. 7 “Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения” содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы 8 – 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа – о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести определенность в содержание и характер исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленное вниманию читателя второе издание комментария подготовлено на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному изучению и освоению исполнительного производства как вида юридической деятельности, учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены комментарий к первому Федеральному закону “Об исполнительном производстве” 1997 г., два комментария к новому Закону, два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, три издания практикума по исполнительному производству, ряд других учебных и учебно-практических пособий.

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему “Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды” для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов исполнительного кодекса РФ как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Министерством юстиции РФ как головная организация для работы над проектом исполнительного кодекса РФ, который, возможно, в будущем заменит действующий Федеральный закон “Об исполнительном производстве”.

Второе издание комментария учитывает новеллы Закона, которые появились в нем после принятия в 2007 г., судебную практику и практику органов Федеральной службы судебных приставов по применению исполнительного законодательства.

Авторы комментария являются специалистами из разных сфер, но все они профессионально связаны с исполнительным производством: руководители органов исполнительной власти, прошедшие все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судьи, адвокаты, преподаватели, изучающие проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующие работы по данной тематике. Поэтому второе издание настоящего комментария будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе связанных с исполнительным производством, а также для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (УРГЮА)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
2-е издание, исправленное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. ЯРКОВА

Абушенко Д.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 9, 10;

Безруков А.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА, адвокат – гл. 8 (кроме ст. ст. 79, 85, 88);

Загайнова С.К., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮА – гл. 3, 4, гл. 13 (в соавторстве с В.П. Кудрявцевой);

Кудрявцева В.П., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 13 (в соавторстве с С.К. Загайновой);

Кузнецов Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 11;

Малюшин К.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с С.Е. Устьянцевым);

Мирошниченко А.А., магистр права – ст. 67;

Павин Д.В., исполняющий обязанности руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА – п. 3 комментария к ст. 60, гл. 12, гл. 14 – 16 (в соавторстве с Т.В. Ширяевой);

Панкратова Н.А., судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 5 (кроме ст. ст. 33 и 46), гл. 17, ст. 128;

Устьянцев С.Е., помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с К.А. Малюшиным);

Ширяева Т.В., кандидат юридических наук, начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 14 – 16 (в соавторстве с Д.В. Павиным), гл. 18 (кроме ст. 128);




Top