Законодательная база российской федерации. Закон о крестьянском фермерском хозяйстве

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
Статья 12 Закона приводится в редакции ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (РГ. N 6414. 2014. 27 июня)
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Статья 23. Заключительные и переходные положения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое вниманию читателя издание представляет собой профессиональный постатейный комментарий к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (далее – Закон). Со дня вступления в силу Закона утратил силу Закон РСФСР от 22.11.1990 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Закон определяет основы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства как весьма своеобразного субъекта предпринимательской деятельности, принципы его взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, порядок создания и прекращения фермерского хозяйства, полномочия его главы, правила о членстве в хозяйстве. Регламентированы также некоторые земельные и имущественные отношения с участием фермерского хозяйства, основные виды его деятельности, полномочия главы хозяйства и др.

Закон установил много новых правил. Так, ограничена возможность членства в хозяйстве для лиц, не состоящих в родстве или свойстве с главой хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства впервые предусмотрено не только для граждан России, но также для иностранцев и лиц без гражданства. Возможность реализации данного права более не связана с наличием у лица опыта сельскохозяйственной работы и соответствующей квалификации либо специальной подготовки. Правом на создание хозяйства теперь обладают не только лица, достигшие 18-летнего возраста, но также дееспособные несовершеннолетние.

За годы, прошедшие после вступления Закона в силу, в него внесено немало изменений и дополнений. Автор обращает внимание читателя на эти новеллы, разъясняя их значение для практической деятельности фермерских хозяйств.

Комментируемый Закон содержит в основном нормы гражданского и земельного права. К сожалению, многие положения Закона не вполне соответствуют правилам, установленным в ГК РФ, в частности об участниках гражданско-правовых отношений, субъектах предпринимательской деятельности. Поэтому правовое регулирование создания, деятельности и прекращения фермерских хозяйств носит коллизионный характер.

В настоящее время фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании. Анализ норм Закона позволяет согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство – это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, отличающаяся как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеющая аналогов в действующем законодательстве <1>.

——————————–

<1> См., например: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 170 – 175.

Учитывая существующее правовое регулирование, фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, представляет собой единое коммерческое образование, в котором сосуществуют два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, – фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является своего рода номинальным предпринимателем: не участвуя непосредственно в предпринимательстве, оно осуществляет производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава же хозяйства, действующий от его имени, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную деятельность фермерского хозяйства.

Двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, действующими без образования юридического лица).

Помимо того обстоятельства, что многие комментируемые положения не корреспондируют с нормами ГК РФ, к недостаткам Закона следует отнести также невысокий уровень законодательной техники. Некоторые нормы имеют двусмысленный, противоречивый, а иногда – даже взаимоисключающий характер <1>. Многие из отмеченных недостатков Закона весьма существенны и могут создать практические трудности при реализации его положений гражданами, государственными и муниципальными органами.

——————————–

<1> В частности, это касается правового регулирования предпринимательской правоспособности фермерского хозяйства.

Отмечая указанные недостатки, автор стремился дать рекомендации по их устранению и практические советы, касающиеся применения проблемных правовых норм. Однако не во всех случаях имеющиеся коллизии удалось разрешить путем толкования норм и применения правовых принципов. В наибольшей степени это касается вопроса об объеме правоспособности фермерского хозяйства как субъекта предпринимательского права. Данный вопрос по-разному решен в п. 1 ст. 1 и в п. 1 ст. 19 Закона. В таких случаях до возможного уточнения редакции норм Закона разъяснения следует искать в рекомендациях, выработанных судебной практикой.

В комментариях к статьям Закона разъясняются сущность установленных в них норм и возможности их практического применения. Автор стремился показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с прежним законодательством, как следует понимать значение используемых понятий, какие нормативные акты должны применяться при реализации положений Закона.

Знание Закона необходимо главам и другим членам крестьянских (фермерских) хозяйств, работникам органов, осуществляющих государственную регистрацию таких хозяйств, предоставление им земельных участков, юристам, а также предпринимателям, которые вступают в гражданско-правовые отношения с фермерскими хозяйствами.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

Закон – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”

Закон 1990 г. – Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. Утратил силу

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г.; часть вторая от 5 августа 2000 г.

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

БНА (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень Верховного Суда

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) – Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

Вестник ВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

РГ – “Российская газета”

СА РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

СП (СССР, РСФСР, РФ) – Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)

  1. ПРОЧИЕ СОКРАЩЕНИЯ

гл. – глава, главы

др. – другие

п. – пункт, пункты

подп. – подпункт, подпункты

разд. – раздел, разделы

с. – страница, страницы

сл. – следующие

см. – смотри

ст. – статья, статьи

ФЗ – федеральный закон

Тихомиров М.Ю., кандидат юридических наук, юрист с многолетним опытом практической и научной работы, автор более 600 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного, жилищного и трудового права, организации управления, обеспечения законности. При его непосредственном участии и под его редакцией изданы широко известные постатейные комментарии к Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Федеральным законам “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, “О некоммерческих организациях”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “Об автономных учреждениях”, “О бухгалтерском учете”, а также Юридическая энциклопедия и другие актуальные книги.

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов - самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.

- КФХ - форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.

Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.

Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников - не более 15 чел.

Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае, если КФХ создает один гражданин, заключения соглашения не требуется.

Члены хозяйства, желающие выйти из него, вправе получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).

В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.

С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ. лиц и действуют они в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).

Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым индивидуальным предпринимателем (и.п.).

Участок, для ведения деятельности КФХ.

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий земель - поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).

Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)

Сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).

Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.

На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.

Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га, в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно - не связанности возникновения права собственности на участок и создания самого КФХ!

Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом субъекте Федерации - свой).

Следующий фундаментальный вывод: собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку, на сегодняшний день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.

Если не планируется продажа продукции с участка и, соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц, и участок становится подобным дачному. Требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя и трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога (который во много раз меньше "дачного", в нашем случае - в 5 раз).

Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: - Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Земельный кодекс (ЗК) РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

ЗК РФ: Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статья 85. п.4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 85. п.11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа "лисья нора", баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.

Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.

После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства, не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения ("задним числом") формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.

Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

Выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.

Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.

В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.

Исходя из практики сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.

В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в непрестижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!

Согласно существующему законодательству, даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.

Отказ от участка является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.

Насильно изъять неиспользуемый участок - еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 - "Декоративное садоводство и производство продукции питомников" - данная форма прекрасно подходит под нужды родового поместья (РП).

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:

1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.

2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.

3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет законно продавать выращенную продукцию нельзя.

4. После регистрации КФХ в установленном порядке вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом "коридоре", возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.

5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:

КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!

В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а, следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).

Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разхожему мнению, не является фермером, соответственно, необходимость в регулярных отчетах о выращивании и продажи продукции отсутствует!

Среди прочих форм предпринимательства существует такое понятие как крестьянско-фермерское хозяйство. Что значит ИП - глава КФХ? Может ли предприниматель оформить на себя фермерство или для этого потребуется особый порядок? Разберемся в законодательных нюансах.

Что такое КФХ

Понятие крестьянско-фермерского хозяйства обозначено в Законе № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее - Закон). Согласно этому правовому документу КФХ представляет собой отдельную форму хозяйствования в виде объединения физлиц, имеющих общие активы и совместно осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной сфере (п. 1 стат. 1). Создание такого субъекта допускается с участием одного гражданина, а регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2, 3 стат. 1 Закона). Регистрация КФХ возможна как в виде фермерства, так и в виде ИП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение - наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:

    Ближайшие родственники главы - родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников - 16 годами.

    Другие граждане - количество таких лиц ограничено 5 членами.

Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:

    Кто относится к членам КФХ.

    Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.

    В каком порядке осуществляется управление.

    Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.

    Как формируется и распределяется имущество КФХ.

    По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.

    В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.

    Другие условия.

Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель - глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник - один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели

В соответствии со стат. 5 Закона горегистрация КФХ проводится по законодательным нормам РФ. Фермерское хозяйство признается открытым с даты его регистрации в контрольных органах. Следовательно, из трактовки нормативных положений можно сделать вывод, что КФХ - отдельная форма хозяйствования. Заявителем при наличии нескольких членов считается выбранный единогласно глава, при сдаче документов в ИФНС предоставляется соглашение. В случае, когда участник один, составлять соглашение не требуется, а физлицо вправе заниматься фермерством после получения статуса ИП.

Какие различия существуют между главой КФХ и ИП? Если глава выбран по решению других членов, он должен действовать в интересах хозяйства и представляет не свои личные интересы, а общие. При этом его права и обязанности четко определены в законодательных нормах и разработанном соглашении. Если же деятельность ведется ИП, предприниматель выступает от собственного имени и в своих интересах, принимая все решения единогласно. Следовательно, ИП ничем не ограничен в ведении и управлении бизнесом, а глава КФХ имеет четко определенный круг прав и обязанностей.

Вывод - КФХ - это не юрлицо, и не ИП. Это особая форма хозяйствования, на которую распространяются отдельные законодательные нормы. Регистрация КФХ происходит по алгоритму открытия ИП, не юрлица.

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть - стат. 23 ГК этого не запрещает. Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса - каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства. Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.

Одним словом, как и при любом выборе, оценивая, в каком статусе зарегистрировать будущее фермерство, взвесьте все достоинства и недостатки - от процедуры открытия до используемой при ведении деятельности системы налогообложения.

Как открыть ИП КФХ

Для открытия КФХ или ИП для главы фермерства действует тот же алгоритм, что и для создания предпринимателя. Пакет необходимой документации подается в территориальное подразделение налоговой инспекции по адресу проживания главы хозяйства. Нормативные требования регулируются Законом № 74-ФЗ и Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. Состав обязательных бланков включает в себя:

    Унифицированное заявление - документ предоставляется по ф. Р21001 на регистрацию предпринимателя или ф. Р21002 - на регистрацию КФХ.

    Соглашение членов КФХ - подается только в той ситуации, когда количество участников составляет более одного гражданина.

    Копию удостоверяющего личность физлица (главы хозяйства) паспорта.

    Платежная квитанция на перечисление госпошлины в объеме 800 руб.

    Заявление на использование спецрежима - подается при решении работать на ЕСХН или УСН. Если документ не предоставить сразу, фермерство признается работающим на ОСНО (общей системе).

Документацию можно сдать в ИФНС лично или через представителя. При последнем способе предварительно оформляется нотариальная доверенность. Также разрешено отправить пакет форм по почте или через ТКС. На проведение процедуры регистрации отводится 3 дня (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ). По результатам проверки и рассмотрения полученных сведений налоговики выдают свидетельство о госрегистрации главы КФХ, лист выписки о внесении данных в ЕГРИП, документ о постановке на учет в ФНС.

В сельской местности найти работу намного сложнее, чем в городе. Правительство рассчитывает, что российскую деревню вернут к жизни фермерские хозяйства, и пытается поддержать этот вид малого бизнеса на селе.

Что такое крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ)

Крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) образуется представителями одной семьи, которые лично занимаются животноводством и растениеводством. Родственниками считаются мужья-жены, родители или бабушки-дедушки, дети или внуки, братья-сёстры и их супруги и дети. Возраст, когда можно стать членом КФХ, – старше 16 лет. Допускается брать на работу не более 5 посторонних человек.

Видео — пример успешного развития фермерского хозяйства в Калужской области:

КФХ действует , как ИП, и считается коммерческой организацией. Без доверенности представлять КФХ может её глава, отвечающий за все юридические, финансовые, бухгалтерские вопросы предприятия. По долгам фермер, как и индивидуальный предприниматель, отвечает всем своим имуществом.

Законодательство, регулирующее деятельность КФХ

  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 04.12.2006 № 201-ФЗ. Описывает, как создать ферму и какие права и обязанности есть у членов хозяйства.
  • ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ. Рассказывает, на какую господдержку могут рассчитывать сельхозпроизводители.
  • Земельный кодекс, ФЗ «Об обороте сельхозземель». Регулируют приобретение земельных участков и устанавливают причины, по которым землю могут забрать.
  • ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об охране окружающей среды» и т.п. Определяют параметры, которым должно соответствовать хозяйствование фермеров (экология, качество продукции).
  • НК РФ; ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования» и проч. Регламентируют финансовые вопросы.

Законодательство, регламентирующее деятельность КФХ достаточно часто пересматривается и редактируется.

Как получить землю под фермерское хозяйство

Проще и дешевле всего – арендовать земельный участок. В некоторых случаях, например, для пасеки, землю можно только арендовать. Однако в большинстве ситуаций в дальнейшем можно выкупить используемый участок по цене не дороже 15 % кадастровой стоимости, обладая преимущественным правом покупки.

При наличии участка в собственности стоит помнить, что его нужно использовать. Если поле пустует дольше 3 лет, его могут отобрать. Также к землям сельхозназначения нужно относиться бережно – экологические нарушения тоже могут стать причиной изъятия участка.

Как начать фермерское хозяйство с нуля — как зарегистрировать КФХ

Чтобы попасть в реестр КФХ, требуется составить соглашение, подписанное всеми его членами. В соглашении указываются все важные моменты деятельности: кто глава и члены, что они могут и должны делать, как используется имущество (земля, строения, техника, животные), как распределяются доходы.

Фермерские хозяйства регистрируются в налоговой службе в отдельном реестре. При этом заполняется заявление и предоставляется соглашение с приложением документов, подтверждающих родство (свидетельства о браке, рождении).

Как правило, сотрудники ФНС РФ дают все необходимые разъяснения и оказывают помощь при подаче заявления.

Выгодно ли этим заниматься

Сельскохозяйственные виды деятельности

Организуя КФХ, следует понимать, что работать в сельском хозяйстве придётся лично. Глава фермерского хозяйства не директор, он так же, как все, пашет, убирает навоз и проч. Возможно, для горожанина далеко не самый лёгкий способ заработать на жизнь, но для крестьянина, привыкшего к такой работе, ферма может стать достойной альтернативой другим вариантам трудоустройства.

Выбирая направление, стоит учесть, что животноводство меньше зависит от сезона, зато дольше окупается, чем растениеводство. Для начала выгоднее выращивать овощи.

Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия. Именно поэтому сложно конкурировать с европейскими, китайскими и прочими зарубежными производителями. К счастью, уже несколько лет есть возможность застраховать сельскохозяйственные риски, в том числе, гибель от засухи, возникновение эпизоотий, при которых необходимо вырезать скот, и т.п.

Скачать готовый бизнес-план фермерского хозяйства можно .

Никто не отменял проблем с реализацией для фермеров. Торговля всё больше переходит к сетям, а им интересны объёмы, превышающие возможности ферм. Выход – кооперация фермерских хозяйств и продвижение продукции через свой канал.

Дополнительные отрасли хозяйствования

КФХ могут обрабатывать выращенную продукцию (например, мыть картофель, квасить капусту или делать сыр), перевозить её, а также корма, ГСМ и т.п., хранить свой товар, продавать его напрямую потребителям.

Кроме того, возможно, например, реализовать навоз, предоставить технику, организовать кафе и т.п. Но сохранить статус сельхозпроизводителя со всеми субсидиями и льготами можно только, если доля доходов от животноводства и/или растениеводства в общей сумме доходов больше 70 %. Тот же навоз относится к химическому производству, а не сельскому хозяйству.

Государственная поддержка КФХ

На что можно рассчитывать

  • По линии сельхозпроизводства КФХ могут , например, субсидии на покупку ГСМ, особый налоговый режим с 5-летними каникулами, госзаказ, регулирование цен и тарифов, антимонопольные мероприятия, информационно-консультационную поддержку, участие представителей от фермеров в формировании политики.
  • По линии малого бизнеса и непосредственно КФХ возможны субсидии, как правило, от регионов, в частности, оплата лизинга на спецтехнику или дотации на реализацию приоритетных для области проектов (строительство теплиц, выращивание определённых пород и т.п.).
  • По линии поддержки села есть программы по строительству жилья, привлечению молодых специалистов (учителей, врачей, ветеринаров – важная инфраструктура для жизни фермерской семьи), школ, спортивных комплексов и т.п.

Удачливые фермеры могут получить от государства гранты даже на 5 млн. руб., но начинающим дают намного меньше.

Что нужно, чтобы получить

Для получения государственной поддержки необходимо соответствовать условиям выбранных программ, собрать пакет документов и написать заявление в структурное подразделение администрации субъекта РФ или его района, ответственное за сельское хозяйство.

Видео — репортаж об оптимистичном фермере:

Условия и документы в разных программах разные – узнать их перечни можно через правовые системы в интернете или на консультациях, которые предоставляют государственные центры информационного обеспечения сельхозпроизводителей или малого бизнеса.

Обычно требуются документы, подтверждающие соответствие условиям программы, например, то, что не меньше 70 % доходов получено от производства сельхозпродукции. Также сроки на подачу заявлений могут быть довольно сжатыми (2-3 недели), а обращаться лучше в числе первых, иначе бюджета может не хватить на всех.

Агрофраншизы, ассоциации и прочее

Интересный вариант для собственной фермы – агрофраншизы. Базовое хозяйство, обычно тоже фермерское, обучает технологии, предоставляет специфические оборудование, сорта и т.п. Иногда оно может выкупать готовую продукцию по определённым заранее ценам, что актуально для начинающих фермеров. Чаще всего предлагают и .

Чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных производителей, выгодно объединяться в союзы и ассоциации. Они позволяют организовать убойный пункт, элеватор, канал сбыта, юридическую защиту, консультации. Порой членство хоть в каком-нибудь союзе является условием получения господдержки.

Центры помощи фермерам, обычно региональные и муниципальные, помимо консультаций по любым вопросам: от технологий выращивания до налогообложения – могут помочь с составлением документов. Центры поддержки малого бизнеса, бывает, предлагают микрофинансирование, т.е. кредиты до 1 млн. руб., которые сложно получить в банках. Школы фермерства, форумы, семинары, зачастую бесплатные, позволяют узнать, как вести фермерское хозяйство.

Фермерское хозяйство – хороший выбор для крестьянина, особенно из отдалённой деревни. Фактически делать надо всё то же, что в крестьянской семье и так делают, но есть возможность обновлять технику и оборудование, находить новых покупателей, страховать на выгодных условиях риски.

Видео — об одном из подмосковных крестьянско-фермерских хозяйств:




Top