Жилая зона разрешается. Памятка водителя: всё о дорожном знаке «Жилая зона. Как отличить перекресток от прилегающей территории

ПДД в последней редакции № 55 от 30 мая 2019 года (редакция вступила в юридическую силу с 1 июля 2019 года), утвержденные от 23 октября 1993 года “О правилах…” (далее – Правила), регламентируют особый порядок движения пешеходов и автомобилистов в определенных зонах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К таким зонам относятся автомагистраль, железнодорожные пути, жилые зоны и придворовые территории.

Определение

Определение, что считается жилой зоной по ПДД, представлено в п. 17.1. Правил. На основании нормативных положений данного пункта, таковой признается территория, обозначаемая 2-мя знаками особых предписаний (о них далее).

Соответствующие знаки устанавливаются, как правило, в местах, где необходимо обеспечить дополнительную безопасность движения для пешеходов и ограничить возможные действия водителей.

Обычно это спальные районы города или территории, прилегающие сразу к нескольким многоквартирным домам.

Однако жилые зоны могут быть также в деловых и торговых частях города – там, где обычно находятся объекты инфраструктуры для родителей с детьми.

Обращаем внимание, что п. 17.4. Правил приравнивает все жилые территории к дворовым. А это значит, что соблюдать требования Раздела 17 Правил нужно не только в случае обнаружения соответствующих знаков 5.21. и 5.22., но и вообще на территории всех дворов многоквартирных домов.

Специального знака для обозначения придомовой территории Правила не устанавливают, поэтому водителю следует ориентироваться на косвенные признаки – например, смену покрытия с асфальтового на грунтовое, наличие в непосредственной близости детских площадок и др.

Какие знаки обозначают и их действие

Правила устанавливают 2 знака, которые обозначают начало и конец действия ограничений, связанных с жилыми зонами:

Что запрещено в жилой зоне для транспортных средств

Приведем перечень запретов, которые установлены Правилами относительно движения ТС в жилых зонах:

  1. В жилых зонах нельзя осуществлять сквозное движение.
    Под сквозным движением понимается использование жилой зоны в целях проезда к объектам, находящимся вне пределов этой зоны. К примеру, нельзя объезжать через жилую зону образовавшуюся на дороге общего пользования пробку и др.
  2. Запрещено осуществление учебной езды.
    Инструкторы по вождению обязаны проследить, чтобы учебная езда не осуществлялась на автомагистралях (п. 16.1. Правил), в жилых зонах и на иных территориях, где это запрещено.
  3. Нельзя стоять с запущенным автомобильным двигателем.
    В п. 17.2. Правил прямо указано – в жилых зонах и, соответственно, придомовых территориях, нельзя стоять с работающим двигателем.
    Запрет распространяется именно на стоянку, то есть, как сказано в п. 1.2. Правил, на намеренное прекращение движения ТС на срок более, чем 5 минут.
    При этом предусмотрено исключение – если необходимо посадить или высадить граждан, либо же загрузить или разгрузить транспортное средство, и указанная процедура будет длиться хотя и более 5 минут, но нарушения Правил при этом не будет.
  4. Не допускается стоянка грузовиков с массой более 3500 кг за пределами специально отведенных разметкой мест.

Скорость движения

Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч.

Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя 3.24. Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.

А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/ч.

Отметим, что в отношении жилой зоны действуют и иные правила, предъявляемые Разделом 10 Правил.

Например, п. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др.

При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил.

К примеру, если на улице сильный дождь или туман, в жилой зоне нужно двигаться с намного меньшей скоростью, чем максимально разрешенная Правилами.

Правила

Правила движения для пешеходов и автомобилистов в жилых зонах и во дворах представлены во все том же Разделе 17 Правил.

Для авто

Существуют 2 основных правила для автомобилистов:

  1. Предоставление приоритета другим участникам движения при выезде из жилой территории (подробности ниже).
  2. Предоставление приоритета пешеходам в жилой зоне во всех случаях.

Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане при их нахождении в пределах жилой зоны имеют право осуществлять движение как по тротуарам, так и непосредственно по проезжей части.

В этом и заключается основное отличие жилой зоны от обычных автомобильных дорог общего использования с тротуарами и обочинами – там пешеходы могут передвигаться исключительно по тротуарам, пешим дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам (п. 4.1. Правил).

Соответственно, автолюбитель, осуществляя езду на придомовой территории, обязан уступать дорогу любому гражданину.

О том, что значит “Уступить дорогу”, можно посмотреть в п. 1.2. Правил. Там сказано, что это значит не начинать, не возобновлять, не продолжать движение или не делать какой-либо маневр, если это вынудит пешего гражданина поменять направление движения или скорость.

Для пешеходов

Разделом 17 Правил установлено 1 основное требование для пеших граждан. Оно заключается в том, что пешие лица не должны создавать необоснованные помехи для передвижения транспортных средств в жилой зоне.

Данное требование следует трактовать буквально – то есть ситуация, когда пешеход остановился и стоит достаточно длительное время, не давая проехать машине, будет считаться нарушением данного нормативного положения.

Отметим, что некоторые нормы Раздела 4 Правил могут применяться и по отношению к дворовым территориям и жилым зонам.

К примеру, аб. 4 п. 4.1. Правил регламентирует, что в темное время суток или при недостаточной видимости в пределах города пешим гражданам рекомендуется одевать светоотражающую одежду.

Въезд и выезд

В п. 17.3. Правил указано, что при выезде с жилой или дворовой территории автолюбитель обязан уступить дорогу другим участникам автотранспортного движения.

Под другими участниками имеются ввиду любые транспортные средства, пешеходы, велосипедисты, организованные транспортные колонны и прочие.

Направление движения, в котором движутся другие участники, значения не имеет – автомобилисту придется уступить в любом случае.

В отношении въезда специальных правил не установлено, то есть сразу за знаком начнут применяться положения Раздела 17 Правил – пешеходы приобретут приоритет в движении, а скорость должна быть снижена до 20 км/ч.

Разумеется, при въезде на жилую территорию нужно руководствоваться общими нормами Правил о маневрировании.

Например, если планируется съехать с дороги в жилую зону, расположенную справа, нужно обязательно перестроиться на правую полосу и заблаговременно включить правый указатель поворота.

Парковка и стоянка

Правилами также регламентируются особые условия при парковке и стоянке внутри дворовых территорий и жилых зон.

Для легковых автомобилей

Как мы уже сказали ранее, легковым автомобилям, а также грузовым, которые имеют массу меньше 3,5 тонн (например, малометражные Газели), разрешено осуществлять остановку в жилых зонах.

Под остановкой понимается прекращение движения на время менее 5 минут, или на любое время, если остановка связана с посадкой или высадкой граждан, либо с загрузкой или разгрузкой ТС.

Стоянка легковым автомобилям тоже разрешена – при условии, что она будет осуществляться без запущенного двигателя.

В остальном, специальные нормы не установлены, соответственно, применяются общие положения Правил, регламентированные Разделом 12.

Для грузовых

Грузовым автомобилям с массой свыше 3500 кг останавливаться не запрещено – запрещено именно стоять (то есть прекращать движение на срок более 5 минут, если это не связано с посадкой/высадкой/загрузкой/погрузкой).

В остальном, на грузовые автомобили распространяются все те же правила, что и на легковые (нужно уступать дорогу пешеходам везде в пределах жилой зоны, при выезде с нее – уступить дорогу всем остальным участникам движения, не ехать больше 20 км/ч и др.).

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения, совершенные в жилых зонах или на придворовых территориях, регламентируется различными статьями КоАП (далее – Административный Кодекс, АК).

Основная статья – , содержащая в себе 2 части.
Указанная статья определяет единый вид наказания в виде административного штрафа, размер которого варьируется в зависимости от места совершения правонарушения – город федеральной значимости или любой другой субъект РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12.28. АК, если водитель нарушит правила движения в жилой зоне, указанные в Разделе 17 Правил, его ждет штраф в твердом денежном выражении – 1500 рублей .

То же самое нарушение, но совершенное в городе федеральной значимости – Москве или Санкт-Петербурге, повлечет за собой наложение в 2 раза большего штрафа – 3000 рублей.

Нюансы:

  • согласно комментарию к представленной статье, субъектом правонарушения являются водители ТС, а это значит, что, к примеру, пешеходы, создающие необоснованные помехи для ТС в пределах жилой зоны, будут наказываться не по ст. 12.28, а по ч. 1 , однако официального подтверждения данному утверждению найти в официальных источниках не удалось;
  • привлечение по ст. 12.28 АК осуществляется вне зависимости от типа нарушения – то есть неважно, стоял ли водитель с запущенным двигателем или не дал преимущество в движении пешеходу – штраф все равно будет 1500 рублей (или 3000 для Москвы или Санкт-Петербурга);
  • на основании п. 5 и п. 6 ч. 2 , рассматривать дела по ст. 12.28 АК имеют право начальник ГИБДД, его зам, начальник ЦАФАП, его зам, командир полка ДПС, его зам, а также сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание;
  • в соответствии с ч. 1.3. , правонарушение, состав которого предусмотрен положениями ст. 12.28, не входит в перечень исключений, соответственно, штраф что по ч. 1, что по ч. 2 ст. 12.28 может быть оплачен с 50-процентной скидкой, если оплата будет осуществлена в течение 20 дней после оформления постановления;
  • ст. 12.28 регламентирует санкции именно за нарушение положений Раздела 17 Правил, но, поскольку про скорость в 20 км/ч говорится в Разделе 10, санкции за превышение данного скоростного предела наступят по ;
  • с 1 сентября 2013 года денежное взыскание за превышение скорости на 10 км/ч было отменено – теперь штрафуют, если скорость была завышена более, чем на 20 км/ч, соответственно, “необлагаемое” штрафом превышение в жилой зоне составляет 40 км/ч.

Также отметим, что водитель не освобождается от административной ответственности за иные нарушения, совершенные в жилой зоне.

Приведем некоторые примеры:

  1. Езда с включенными фарами ближнего света должна осуществляться не только в ночное, но и в дневное время суток. Вместо ближнего света в дневное время водитель может использовать противотуманные фары (аб. 4 п. 19.4. Правил).
    Соответственно, если водитель будет двигаться ночью в жилой зоне без ближнего света или на противотуманках, ответственность наступит по – предупреждение, выносимое согласно ст. 3.4. АК, либо взыскаиие в размере 500 рублей (можно оплатить со скидкой 50 %).
  2. При выезде из зоны водитель, во избежание , должен дать преимущество всем участникам движения. За непропуск автомобиля при выезде санкции будут наложены в соответствии с ч. 3 – предупреждение или штраф 500 рублей (можно оплатить с дисконтом).
    То же самое наказание ждет и тех, кто в жилой зоне не пропустит “помеху справа” (помним, что на дворовых территориях действуют правила проезда равнозначных дорог – прим. ред.).
  3. Движение по тротуару.
    Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане в пределах жилой территории могут осуществлять движение по тротуарам и на проезжей части. Соответственно, выезд автомобилиста на тротуар в пределах жилой зоны повлечет за собой наказание по ч. 2 – штраф 2000 рублей .

Какие произошли изменения в 2019 году

Сразу отметим, что в 2019 году не вносилось каких-либо изменений ни в Раздел 17 Правил, ни в п. 10.2., регламентирующий максимальную скорость движения на придомовых территориях.

Существенных поправок и до 2019 года в Раздел 17 Правил не вносилось.
Например, последняя поправка была внесена в п. 17.1. Постановлением Правительства № 767 от 14 декабря 2005 года “О внесении…”. Суть поправки – замена слов “знаками 5.38. и 5.39.” на “знаками 5.21. и 5.22.”.

Еще одна поправка была внесена Постановлением Правительства России № 67 от 24 января 2001 года “О внесении…” и заключалась в исключении из п. 17.2. слов “движение со скоростью более 20 км/ч”. Таким образом, суть поправки была лишь в перенесении соответствующего запрета из п. 17.2. в п. 10.2. Правил.

Что касается поправок, внесенных в ст. 12.28. АК, то последние из них регламентированы ФЗ № 69 от 21 апреля 2011 года “О внесении…”.

Суть поправок такова:

  • была введена ч. 2 – раньше дифференциации в размерах штрафов для городов федеральной значимости и других субъектов РФ не было;
  • был изменен размер штрафа по ч. 1 – раньше он был 500 рублей , теперь – 1500 рублей .

Раздел 17. Движение в жилых зонах

  • п. 17.1 - понятие "жилая зона";
  • п. 17.2 - действия, запрещённые водителям ТС в жилой зоне;
  • п. 17.3 - порядок выезда из жилой зоны;
  • п. 17.4 - порядок движения во дворах

Жилая зона - это территория, въезды и выезды на которую обозначены дорожными знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны" и на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. К жилым зонам также приравниваются дворы.

В Правилах термину "Жилая зона" придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских "спальных" районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

Среди водителей бытует мнение, что правила передвижения в жилых зонах действуют только тогда, когда на въезде в такую зону стоит соответствующий знак - схематичное изображение дома и людей на синем фоне (пункты 5.21 и 5.22 ПДД). На самом деле правила соблюдать необходимо во всех внутриквартальных проездах и дворах. Проще всего отличить жилую зону от маленькой улицы или переулка по топонимике - у внутренних проездов не бывает официальных названий.

В жилой зоне скорость движения ограничена 20 км/ч (п.10.2), а приоритет остается за пешеходами, которым разрешено двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Впрочем, правила запрещают пешеходам намеренно создавать помехи для движения транспорта. Таким образом, если вдоль дороги идет тротуар, двигаться пешеходу следует именно по нему.

Кроме того, во дворах запрещено сквозное движение (хотя автомобилисты любят объезжать по дворам пробки), учебная езда и стоянка с работающим двигателем (более 5 минут). Впрочем, в холодное время водителям негласно разрешено отступать от требования по поводу стоянки, если необходимо прогреть двигатель и очистить авто от снега. Ну а водители большегрузных автомобилей со снаряженной массой более 3,5 тонны и вовсе не имеют права ставить свои транспортные средства во дворах и жилых зонах.

Штрафы

В новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф за нарушение правил движения в жилых зонах увеличен в пять раз - со 100 до 500 рублей (ст. 12.28). И это неудивительно: ведь особенностью жилой зоны является не только то, что пешеходы имеют в ней преимущество, а также, например, то, что в любой момент из-за угла на проезжую часть могут выскочить дети. Поэтому при движении в жилых зонах следует соблюдать предельную осторожность.

ПДД - Пункт 17.1 - понятие "жилая зона"

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны", движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют…

Добрый день, уважаемые жители поселка «Западные луга». Вы конечно обратили внимание, что на въезде в поселок установлен знак «Жилая зона». Его наличие определяет конкретный порядок движения по территории. Однако фактическое состояние и регулярные жалобы жителей говорят о том, что по каким-то причинам водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.

Чтобы защитить Вас от неприятностей и одновременно сделать проживание в поселке более комфортным и безопасным, вашему вниманию представляется данный материал, подготовленный на основе существующих Законов, правил и положений, ну и конечно здравого смысла.

Итак, в Правилах дорожного движения существует отдельный раздел, посвященный движению на придворовых территориях: «Движение в жилых зонах».

Напомним Вам пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также перечислим наказания за нарушение этих пунктов правил.

Различия жилой зоны и дворовой территории

Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории. Однако это не свидетельствует о том, что эти понятия означают одно и то же.

Жилая зона обозначается соответствующими знаками:

Определение жилая зона не всегда соответствует определению дворовая территория.

Жилая зона может являться частью дворовой территории. Справедливо и обратное, дворовая территория может являться частью жилой зоны.

Итак, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов остальных разделов правил, то они могут распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.

Правила парковки во дворах жилых домов

Естественно, на дворовых территориях и в жилой зоне действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

  • Стоянка с работающим двигателем запрещена.
  • Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. Если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно выполняет стоянку.

Если в холодное время года Вы прогреваете автомобиль в течении 5 минут или более, то Вы нарушаете требование правил, и на Вас может быть наложен штраф ГИБДД.

Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).

На дворовой территории также запрещается ставить автомобиль на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).

Выезд из двора или из жилой зоны

Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

Не имеет значения, в каком направлении движутся другие участники движения, всем им следует не создавать помех.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД). При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории, не отличаются от штрафов для других мест, т.е. движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.

Приоритет пешеходов

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, т.е. например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает в них учебную езду.

Штрафы за движение по жилым зонам

Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев.

Материал подготовлен с помощью нашего друга интернета, надеемся на понимание и правильное поведение на дорогах микрорайона.

Для напоминания водителям о правилах движения в границах территорий, заселенных гражданами, устанавливается знак жилая зона, призывающий соблюдать порядок перемещения на авто вблизи строений. Нарушение положений, прописанных в 17-м разделе ПДД, касающемся жилой зоны, может привести к штрафам и ликвидации водительских прав.

Понятие «жилая зона»

В широком смысле жилая зона представляет собой территорию, используемую для размещения домов, а также объектов коммунального, социального назначения, стоянок транспортных средств, объектов здравоохранения, образования, гаражей и прочих строений, связанных с обитанием граждан. Сюда же относятся дворовые площади, включающие детские площадки, насаждения растительности и прочие объекты.

Что касается Правил Дорожного Движения, здесь жилая зона трактуется как особым образом устроенная территория, чьи границы обозначены соответствующими знаками. В частности, указателем «Жилая зона» 5.21, отмечающим въезд в ее пределы и 5.22, что означает выезд за черту зоны.

В городах установка знака «Жилая зона» осуществляется довольно редко, поэтому по умолчанию границы такой территории принято относить к зонам жилых строений и их дворов, включая проезды к домам, детским садам, школам.

Порядок движения вблизи объектов, предназначенных для обитания людей, строго регламентирован разделом ПДД № 17. Глава освещает правила, обязательные к соблюдению водителем каждого транспортного средства.

Правила движения в жилой зоне

Преимуществом в передвижениях по жилой зоне обладают пешеходы, которым разрешено свободно перемещаться не только по тротуарам, но и по всей проезжей части, расположенной в границах обозначенной территории. В этом случае водитель не имеет права создавать какие-либо помехи гражданам. Аналогичное правило распространяется и на велосипедистов, которым владельцы средств передвижения обязаны уступать проезд. В свою очередь, граждане не имеют права намеренно задерживать транспорт, например, расположившись на проезжей части для того, чтобы выкурить сигарету или поговорить по телефону.

Кроме того, для водителей существует свод некоторых ограничений. В жилой зоне запрещается:

  1. Стоянка авто с двигателем, включенным более 5 минут.
  2. Сквозное движение. Иными словами нельзя проезжать через жилую зону напрямик, если же водитель остановится на 2-3 минуты, нарушения не последует.
  3. Маневрирование. Развороты, проезд задним ходом допустимы в крайних ситуациях, например, при въезде в тупик.
  4. Стоянка грузовых средств передвижения с максимальной массой допустимого груза более 3,5 тонн, исключая специально подготовленные для этого места. При этом правило не распространяется на авто аварийных и коммунальных служб, а также транспорт со специальной табличкой.
  5. Учебная езда.

Кроме того, автовладельцы обязаны соблюдать следующие нормы:

  • скорость перемещения не должна превышать порог 20 км/ч;
  • на въезде либо выезде за черту жилой зоны, водитель авто обязан остановиться и предоставить дорогу иным участникам движения – автомобилям, проезжающим по основной дороге, пешеходам, велосипедистам, мотоциклистам;
  • при выезде недопустимо пересекать сплошную линию, если таковая имеется и поворот можно осуществлять только вправо.

Наиболее часто встречающимся нарушением считается стоянка авто на газонах, клумбах, в пределах детских площадок, что также запрещено. Средства передвижения следует размещать в специально обустроенных для этого местах.

Формы наказания за несоблюдение правил в жилой зоне

В случае нарушения норм передвижения транспорта в жилой зоне, на автовладельца могут быть наложены следующие санкции:

  1. Штраф. Наказание предусмотрено в случае несоблюдения правил выезда и въезда, при игнорировании пешеходов, стоянке с включенным двигателем, размещении авто на газоне или детской площадке. Штраф варьируется в зависимости от региона происшествия. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга сумма может составить 1500 или 3000 рублей.
  2. Ликвидация водительского удостоверения. В ситуации превышения порога скорости больше чем на 80 км/ч у водителя изымаются права на срок 12 месяцев.

На видео о движении в жилых зонах

Знак «Жилая зона» играет роль предупреждения для водителя, напоминающего о наличии определенного режима движения на территории дворов и жилых строений. Автовладельцам следует с удвоенным вниманием перемещаться в границах придомовых площадей, уступать дорогу пешеходам и в целом тщательно соблюдать установленный порядок. Игнорирование норм ПДД может привести не только к наложению санкций на водителя, но и значительно увеличить риск для пешеходов, в том числе для детей.

Парковка во дворах жилых домов в 2017/2018 году: правила и ограничения

Споры о парковочных местах звучат все громче и громче. Люди идут на различные ухищрения, чтобы застолбить за собой то или иное место во дворе, поставить авто максимально близко к своему подъезду, заехать на газон или даже детскую площадку, чтобы обеспечить себе минимальное расстояние для перемещения своего туловища в пространстве. Мне это все тоже очень не нравится, поэтому я решил подготовить материал о том как принудить автомобилистов ставить свои авто как положено, а не как неандертальцы.

Для моего региона проблема стала актуальна примерно в 2010 году. С тех далеких пор машин становится все больше, а развитие автомобильной инфраструктуры по факту значительно отстает от темпов автомобилизации населения. Большинство дворов нынешней России физически не смогут вмещать в себя автомобили всех жильцов окрестных домов. Развязываются настоящие парковочные войны. Неоднократно видел, как люди готовы драться подобно гладиаторам, лишь бы не идти лишние 50 метров пешком.

Почему парковка во дворах должна быть организована по правилам?

Во-первых, криво наставленные машины препятствуют проезду крупного транспорта. Мусоровозы, которые вывозят по утрам мусор (кстати, статья про права и обязанности в сфере жкх), грузовики, владельцы крупного транспорта – все они терпят неудобства. Но самое страшное, что вплотную припаркованные авто зачастую не дают возможности проехать машинам скорой помощи и пожарникам.

Во-вторых, парковка на газонах и детских площадках доставляет жителям много неудобств. Дети, играя, натыкаются на авто и могут его повредить, а любители парковаться на газонах портят эстетический вид двора и развозят грязь по всей округе.

Чем регламентируется парковка во дворах?

Правилами дорожного движения и санитарными нормами. Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок

Санитарные нормы и правила парковок во дворах

Правила дорожного движения и парковка во дворах. Штрафы за неправильную парковку во дворах

Целый букет нарушений – ст 12.28 КоАП. Это нарушения правил движения, установленных в жилой зоне. А где они прописаны? Смотрим главу 17 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 “О Правилах дорожного движения” (как раз те самые ПДД): запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Но это же жилые зоны. А вот в п. 17.4 этого же постановления написано, что все эти меры актуальны и для дворовых территорий. В такой ситуации фиксируйте нарушения на видео/фото и звоните в дежурную часть ГИБДД.

Что делать, если заблокировали/закрыли машину во дворе?

Парковка на тротуаре во дворе. Как привлечь к ответственности?

Куда жаловаться на нарушение парковок во дворах?

Если дело касается нарушения санитарных норм, то:

Если были нарушены правила дорожного движения, то в ГИБДД. Кроме того, на данный момент есть возможность отправить фотографию зафиксированного нарушения через специальные порталы. Еще есть информация, что скоро будет создано специальное приложение для телефона, с помощью которого можно напрямую в ГИБДД отправлять зафиксированные на видео или фото нарушения автомобилистов.

Проблема парковки во дворах все более актуальна

Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны. Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир. Пока он на стадии доработки, но мы будем держать вас в курсе.

Считается ли двор жилой зоной при отсутствии знака 5.21 «Жилая зона»?

Нужна мелкая консультация ГИБДД-шника, грамотно трактующего ПДД.

Ситуация: водитель чинит и моет личный автомобиль с включённым двигателем во дворе жилого дома и в полуметре (ширина тротуара) от детского сада с решетчатым забором во время прогулки детей; выключить двигатель отказывается, ссылаясь на отсутствие знака 5.21 «Жилая зона». Вопросы: 1) Действительно ли, что любой двор это всегда «жилая зона», и здесь установка знака не обязательна (взято здесь — ссылка); 2) Чем регламентируется недопустимость помывки автомобиля в дворовых и других неприспособленных территориях?

Изучая правила дорожного движения, будущие водители стремятся как можно лучше познать все тонкости вождения автомобиля на оживленной городской дороге, поскольку именно здесь чаще всего возникают столкновения с другими автомобилями. Как результат, правила езды в жилой зоне часто остаются плохо изученными, хотя о соответствующем знаке и его значении обязан знать каждый человек, имеющий водительское удостоверение. Тем не менее, правила дорожного движения в жилой зоне имеют ряд своих особенностей, о которых мы и поговорим в сегодняшней статье.

1. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются?

Для многих водителей два понятия «жилая зона» и «дворовая территория» являются идентичными, хотя на самом деле они обозначают разные участки дороги. Связано это с тем, что в правилах дорожного движения на дворовую территорию распространяются все те же правила движения, которые действуют в жилой зоне. Стоит также отметить, что расшифровки понятия «дворовая территория» в современном ПДД вообще нет.

Тем не менее, каждый водитель должен понимать, что знак «Жилая зона» и «Завершение жилой зоны» не устанавливается на дворовой территории. Вместе с этим, часть жилой зоны может совпадать с частью дворовой территории, и наоборот. Таким образом, дабы избежать путаницы и не стать нарушителем правил дорожного движения, въезжая в жилые дворы, лучше придерживаться тех правил, которые регламентируются наличием знака «Жилая зона» (хотя в наших дворах вы его вряд ли увидите).

2. Какие требования к водителю предъявляются знаком «Жилая зона»?

Проезжая под таким знаком, водитель должен осознавать, что перед ним находится территория, в границах которой действуют несколько иные правила движения на автомобиле:

1. Въезжая на территорию жилой зоны или дворовой территории, водителю запрещается останавливаться с работающим двигателем. Для того чтобы оставить автомобиль, ему необходимо и полностью заглушить мотор. Стоит также отметить, что нарушением будет считаться ситуация, в которой автомобиль стоит на одном месте в течение 5 минут, и при этом в него не загружаются ни пассажиры, ни грузы.

2. Въезжать в жилую зону и оставлять на длительное время грузовые автомобили категорически запрещается. Связано это с тем, что пространство в жилой зоне обычно разбивается таким образом, что оставленный грузовой автомобиль будет мешать движению другого транспорта и даже пешеходов. Относится это к тем транспортным средствам, которые весят более 3,5 тонн. Однако стоит отметить, что в некоторых жилых зонах есть специальные места, которые разрешают остановку такого транспорта. Для этого водителю необходимо найти соответствующий знак.

Все эти правила имеют и один большой недостаток. Заключается он в том, что получить штраф можно даже в том случае, если в зимний период, находясь в жилой зоне, вы будете прогревать свой автомобиль более 5 минут. Хотя обычно наши стражи порядка не обращают на подобный факт никакого внимания, но, согласно закону, так делать не стоит.

Еще одним важным правилом парковки в жилой зоне и дворовой территории является то, что водителям строго запрещается оставлять свой автомобиль в неприспособленных для этого местах. Речь идет о газонах, на которые очень любят загонять свои автомобили современные владельцы, к чему их подталкивает нехватка парковочных мест. Решаясь на подобный шаг, стоит понимать, что этим вы не только портите общий вид жилого двора, но и подвергаете себя достаточно большому штрафу.

Как правильно ездить в жилой зоне

Выше мы ознакомились с основными правилами парковки в жилой зоне и дворовой территории, однако каждому водителю также будет полезно узнать о том, как правильно осуществлять движение по такому участку дороги. Заключаются эти правила в следующем:

1. На территории жилой зоны, которая обозначена соответствующим знаком, пешеходам разрешается ходить не только по тротуарам, но и по проезжей части. Таким образом, в жилой зоне на дороге именно пешеход имеет преимущество, хотя и в данном случае он не должен создавать специальные помехи для движения транспорта.

2. Дополнительные преимущества в жилой зоне имеют также , которые вместе с пешеходами получают право передвигаться по проезжей части. Обычно об их правах оповещает водителей автомобилей специальный знак, который вывешивается вместе со знаком «Жилая зона». Но даже если его нет, водители транспортных средств также обязаны уступать дорогу и пешеходам.

3. Въезжая на территорию жилой зоны, водитель должен сбросить скорость до 20 км/ч, а также пропускать всех пешеходов, которые движутся по проезжей части. Стоит понимать, что попытка проехаться по территории жилой зоны со скоростью в 80 км/ч может стать причиной лишения прав. С учетом того, что обычно на такой территории нет пространства для разгона, то также велика вероятность повреждения автомобиля.

4. При въезде в жилую зону водителю запрещается выполнять сквозные движения на автомобиле. В жилой зоне также запрещается учебная езда.

5. Если же водителю нужно покинуть территорию жилой зоны и выехать на обычный участок дороги, то при этом он обязан пропускать абсолютно весь транспорт. Действует это правило независимо от направления движения транспорта на главной дороге.

Тем не менее, въезжать на территорию жилой зоны и дворовой территории может даже грузовой транспорт, если он обслуживает какое-либо учреждение на территории этого двора. К примеру, если во дворе есть магазин, то подъезжать к нему и длительный период времени разгружать товар может автомобиль больших габаритов. Также заезжать во двор может такая рабочая техника как мусоровоз или ассенизатор.

Более широкими правами также пользуются инвалиды, которым разрешается заезжать в жилую зону на любом виде транспорта, если при этом они не создадут пробку во дворе и не будут мешать движению других автомобилей . При этом на транспортном средстве водителя, который имеет инвалидность, должна иметься специальная наклейка, свидетельствующая о его инвалидности.

3. Можно ли получить штраф за нарушение ПДД в жилой зоне?

Получить штраф за нарушение ПДД и парковки на территории жилой зоны может каждый водитель, пойманный «на горячем». Размер штрафа будет колебаться от вида нарушения: если это превышение скорости, то вы можете получить штраф до 680 грн., до 40 дней общественных работ, или же вообще лишиться прав.


Тем не менее, въезжая под знак «Жилая зона», стоит помнить и о тех правах, которые имеет водитель. Очень часто возникает ситуация, что вы останавливаетесь у обочины дороги и при этом не глушите двигатель после въезда в так называемую жилую зону, но при этом специального обозначающего знака на всей территории нет. Оштрафовать вас смогут лишь в том случае, если представители органов правопорядка докажут, что вы находитесь на дворовой территории.

Но стоит также понимать, что за правильностью парковки могут наблюдать и другие органы. К примеру, если вы решите оставить свой автомобиль на зеленой травке у дороги, то квитанцию о штрафе вам могут прислать из зеленстроя. Стоит понимать, что камеры видеонаблюдения сегодня установлены на многих участках дорог, поэтому остаться незамеченным практически невозможно.

Таким образом, даже при въезде во дворы жилых домов лучше придерживаться всех правил, которые требует соблюдать от водителей знак «Жилая зона». Благодаря этому вы сможете обезопасить себя не только от штрафов, но и от возможности попасть в аварию. Стоит понимать, что обычно во дворах из-за кустов и дополнительных сооружений очень плохая видимость, поэтому на высокой скорости можно очень легко наскочить на случайно выбежавшего на проезжую часть ребенка.

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в «Движение в жилых зонах» есть строки: «В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств ». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами .

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют .

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками и . Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в . Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает :

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч ».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях и .

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

10 комментариев

  1. Ольга

    Добрый день, прошу проконсультировать. При въезде во двор и движении автомобиля (для последующей парковки) по узкой дороге, расположенной вдоль жилого дома в жилой зоне, автомобиль натыкается на стоящий автомобиль со включенным двигателем.

    Кто должен уступить? Автомобиль, въезжающий для дальнейшей парковки, или автомобиль, стоящий на дороге, и имеющий возможность сдать назад на два корпуса, и пропустить на парковку?

  2. Сергей Д.

    Здравствуйте Ольга.

    Обстоятельства, подобные вашим, выходят за рамки ПДД. В этой ситуации никто никому и ничего не должен.

    В общих случаях встречного разъезда (), уступить должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. Но на узкой дороге при равных правах единственный рациональный метод – договориться. Каким образом это сделать – уже другой вопрос.

    Наиболее действенный способ – диалог «на равных». Как вариант – выйти и объяснить свое пожелание.

    Много раз замечал, когда водителям понятны намерения друг друга, и никто из них не выпендривается, то разногласий, обычно, не возникает, и они очень быстро находят какое-то решение.

  3. Маргарита

    Добрый день! Помогите разобраться в ситуации, при движении автомобиля во дворе со скоростью около 10 км в час пешеходом был создан опасный момент, женщина выгуливающая собаку на поводке резко сменила траекторию движения и начала метаться по полосе, даже после подачи звукового сигнала приближающийся автомобиль она проигнорировала. Пришлось прибегнуть к экстренному торможению в непосредственной близости от неё. Видеорегистратор все это заснял. Если бы наезд произошёл, можно ли было бы доказать невиновность?

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Маргарита.

    Добрый день! Подскажите, сосед ставит свою машину прямо перед дверью подъезда и выйти с детской коляской просто невозможно. Я знаю, что согласно СП «Градостроительство...» минимальное расстояние от окон жилого дома до парковки 10м (машина стоит в 2х метрах от окон).

    Пробовали вызывать ГИБДД, но те говорят, что это прилегающая территория, а на прилегающей территории стоянка машин допускается в любом месте, если не создает помех для движения других машин. Помехи данная машина для других машин не создает, но препятствует путям движения пешеходов с колясками. Можно ли как-то наказать данного водителя?

  5. Сергей Д.

    Здравствуйте Олег.

    Сначала есть смысл попробовать договориться, чтобы сосед соблюдал интересы не только свои, но и других жильцов подъезда.

    Дело касается нарушения санитарных норм, а эти вопросы рассматривают пожарная инспекция, инженерная служба района, санитарная инспекция, экологическая служба. ГИБДД станет разбираться только в случае нарушения водителем ПДД.

    Доброго Дня. Возле дома из парадной в 10 метрах проходит дорога она же тротуар по которой осуществляют движение и авто и пешеходы. Ведя двух детей в садик мне увеличением оборотов двигателя а потом просигналила машина с сзади, дабы я её пропустил. Но безопасное место было для меня и детей через 10-15 метров между припаркованными машинами и парадной, что я сделал. И попросил объяснить водителя для каких целей он подает сигнал, ведь он нарушает пункт 17 и препятствует моему движению.

    После длительного общения как юридического аспекта, так и человеческого, мы разошлись полюбовно. Но осадок остался. С человеческой можно было прижать с детьми куда нибудь раньше, родитель выбирает безопасность, и по возможности уступает транспорту. Разве не так. А с юридической В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами.

  6. Сергей Д.

    Здравствуйте Александр.

    К сожалению, взаимное уважение в обществе «хромает». Этому есть рациональное объяснение, но сейчас не об этом.

    Автомобилем управляют разные люди. Вот, вы пообщались, и друг друга поняли. В другом случае более безопасным может стать вариант быстро прижаться с детьми там, где придется, чтобы избежать последствий чужого неадекватного поступка.

    С юридической стороны пешеход во дворе имеет преимущество перед водителем, но здравый смысл подсказывает, что иногда выгоднее пропустить автомобиль вперед, тем более, если рядом с вами дети.

    Использовать свой приоритет целесообразно в том случае, когда есть уверенность что вам уступают дорогу. В противном случае, в последствии, можно будет долго выяснять, кто был прав.

    пункт 8.9).

    Это правило часто не выполняется. Либо оно просто игнорируется, либо из-за конструктивной особенности участка оно не выполнимо в принципе.

    По этой причине, чтобы избежать дтп, свое законное преимущество в процессе движения по жилой зоне целесообразно использовать только тогда, когда есть уверенность, что вам уступают дорогу.

    Ну и общее правило: приоритет у того, кто уже движется, по отношению к другому, кто только начинает движение ().




Top