Значение права в жизни современного человека. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества. Соотношение государства и права. Оборудование и материалы

NB! Право появляется вместе с государством (нет права без государства, а государства без права!) , так как : а) правила поведения становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они устанавливаются (либо санкционируются) государством; б) государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Другими словами, только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. Именно это отличает правовые нормы от других социальных норм ― норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т.п.; в) не только право нуждается в государстве, но и государство ― в праве: право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения ; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений ; противостоит попыткам произвола и беззакония. Право ― исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано : а) с качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества в классовую эпоху, б) с обособлением личности как участника общественных отношений, в) с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим и механизм обязательного социального регулирования . Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно шло от санкционирования государством закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях, устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и всеобщими нормами . Позднее осуществился переход к правотворчеству : формулированиюзаконодательной, исполнительной и судебной властью законов, подзаконных актов и прецедентов. Нормы права имеют объективную базу: ― в виде закономерностей общественных отношений, тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе формулируются общеобязательные правила поведения; ― в экономическом строе, социальной структур, политической системе общества и его идеологии, с одной стороны, а с другой стороны, ― уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает сложные взаимодействия этих детерминантов во всей их противоречивости, а не редко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества . Например, после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была денафикация устранение последствий гитлеровского режима ; одна из основных идей современного правотворчества в Российском государстве ― демократизация всех сфер общественной жизни и т.д. Прав о не только исторически обусловленная, но и динамическая система . Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоев и групп, политическая борьба ― все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов, и норм. И вместе с тем можно констатироватьидущую от античноститенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтахидеи справедливого, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. Право , будучи формой реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики. Право ― носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, построения и реализации «дерева целей», выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой обществом, политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия). Отсюда между властью и политикой могут возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации, когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение, противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение, так как нарушение законности рано или поздно влечет утрату поддержки общества (!) . С точки зрения С.С. Алексеева, теоретика права и одного из соавторов текста Конституции РФ 1 993 г., регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально-политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из самой природы всякого общества. Прав о, таким образом, в обществе с различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не только как инструмент господства определенного класса (эта сторона его сущности особо наглядно проявилась в докапиталистических классовых социально-экономических формациях и на первых этапах капиталистической формации), но и как система поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим развитие. Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в общей и правовой культуре человечества и составляющих его народов: национальные системы права (в данном случае этот термин обозначает право отдельных государств как исторически обусловленное, имеющее специфику и относительно автономное явление), «семьи» родственных национальных систем права. Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулируетотношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личности. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей. Внутренняя система права взаимодействует с международным правом: системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами, статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты вырабатываются путем соглашений между государствами с участием международных организаций; по утвердившейся точке зрения, нормы международного права приоритетны по отношению к внутреннему праву и последнее должно им соответствовать.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

Роль права в жизни обществ а. Правовое государство

Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленныхили санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой.

Но наряду с подобным нормативным подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной спра ведливостью . Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Признаки права:

1) общеобязательность - требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права :

    право, являясь универсальным регулято ром общественных отношений , закрепляет основы существующего строя.

    обязывая совершать активные положительные действия, право способствует раз витию общественных отношений .

    устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

    право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

    право играет и важную воспитательную роль , развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель , но отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье .

Правовое государство - такое государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона , «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей дея­тельности обязаны подчиняться требованиям закона. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана, прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить при­верженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гаранти ровать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей , создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина - нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правого государства являются :

    многообразие форм собственности , свобода предпринимательства

    эко номическая независимость и само стоятельность индивида (только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере);

    режим демократии , конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

    высокий уровень политиче ского и правового сознания людей , политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

    создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства , которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

    гражданское общество , т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

2 вариант.

Правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в таком государстве конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Существует два подхода к пониманию экономической основы правового государства:

    ассоциация правового государства с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого наемного труда;

    полная противоположность первого подхода или, говоря словами Томаса Мора: «При частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве государства».

Идеи правового государства присутствовали в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье, Канта, Радищева, Герцена и др.

Признаки правового государства:

наличие развитого гражданского общества;

максимальное обеспечение прав и свобод человека;

ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

правовое равенство всех граждан;

верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;

эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;

разделение властей;

создание антимонополистического механизма;

верховенство конституционного закона, его прямое действие;

суверенность государственной власти;

суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

единство прав и обязанностей граждан;

приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов.

В жизни любого государства, общества и каждого человека важную роль отыгрывает такое явление, как право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.

Роль права в жизни общества и человека

Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность - придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Гражданин и гражданство

Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод.

Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью.

Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей.

На уроке мы рассмотрим понятие права и его роль в жизни общества. Вы узнаете, какие признаки отличают право от других социальных норм, какие функции оно выполняет в процессе регуляции общественных отношений, а также в чем проявляется взаимосвязь права с государством.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Право и его роль в жизни общества

В объективном смысле право - это совокупность правовых норм, обеспеченных принудительной силой государства.
В субъективном смысле право - это правомочия конкретного лица, официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (например, право на жизнь, свободу, собственность).
В общем под правом следует пониматьсистему общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

Признаки права:
1. Общеобязательность означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения.
2. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных нормативно-правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, обычаи, традиции).
3. Обеспеченность принудительной силой государства означает, что реализация норм права охраняется принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, органы власти применяют к нарушителям меры государственного принуждения. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм.
4. Системность состоит в том, что совокупность правовых норм образует систему права, которая складывается в любом государстве. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих ее элементов (норм, институтов и отраслей права). Другими словами, право - это нормативная система, в той или иной форме исходящая от государства и связанная с ним.

Рис. 2. Судейский молоток - символ Суда и Закона ()

В обществе действуют и другие нормативные системы, например обычаи или мораль. При этом в конкретном обществе может сложиться несколько различных систем морали (если это многонациональное или многоконфессиональное общество), но правовая система всегда одна. Право применяет равный масштаб к разным людям, исходит из принципа равноправия, то есть формального равенства людей (это означает предоставление равных правовых возможностей и наложение равной ответственности перед законом).
Право оценивает только поведение людей, только их поступки, выраженные вовне, оно не дает оценку мыслям и чувствам людей, что делает мораль. Поэтому возможны расхождения между правовой и моральной оценкой поведения человека, когда с точки зрения права действие является законным, а мораль видит в данном поступке моральную ущербность (например, брак из корыстных побуждений).
Право, как и все остальные социальные регуляторы, выполняет в обществе определенные функции.
Функции права подразделяются на две группы:
-1. общесоциальные;
-2. специальные (юридические).
Общесоциальные функции выполняют все социальные нормы, все нормативные системы общества. К ним относятся:
1. воспитательная - социализация человека, приобщение его к жизни в обществе;
2. социального контроля - право контролирует поведение человека, определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений;
3. ценностно-ориентировочная - все социальные нормы ориентируют человека, как вести себя в обществе;
4. культурно-историческая - в праве находят выражение все духовные ценности, культурные традиции народа и общества, право передает их из одного поколения в другое.
Специальные (юридические) функции права:
1. регулятивная - право устанавливает в обществе определенные правила поведения, направленные на упорядочение связей между людьми;
2. охранительная - право защищает наиболее важные общественные отношения от посягательств, обеспечивает их стабильность и устанавливает санкции за различные правонарушения;
3. также можно выделить политическую функцию - право выступает формой, в которую облекаются все политические процессы в государстве (реформы, выборы органов власти и др.). Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти.
Итак, роль права в жизни общества состоит в том, что оно выступает государственным регулятором типовых общественных отношений и в демократическом государстве обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе.

Рис. 3. Арестованный бывший президент Мубарак ()

Право, как и государство, - это продукт развития общества на определенном этапе исторического процесса. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. право не может развиваться и функционировать без государства, так как государство - это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой;
2. государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно возможность государственного принуждения в случае нарушения нормы права отличает правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе;
3. Не только право нуждается в государстве, но и государство - в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, что исключает произвол государственных органов по отношению к гражданам. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Составьте таблицу «Право и мораль - сходства и различия».




Top