Как оформить отгрузку товаров по счету, если отгрузка производится поэтапно, по мере поступления оплаты по счету

/
Отгрузка товаров по предоплате

Как оформить отгрузку товаров по счету, если отгрузка производится поэтапно, по мере поступления оплаты по счету?

В том случае, если отгрузка товаров по счету (заказу покупателя) производится поэтапно, то необходимо контроль оплаты производить в момент отгрузки каждой конкретной накладной.

Для того чтобы контролировать оплату каждой конкретной накладной необходимо в договоре покупателя, по которому будет оформляться заказ покупателя, установить флаг « Вести по документам расчетов с контрагентами ». При этом вариант ведения взаиморасчетов можно установить как по договору в целом, так и по заказам. Однако, следует отметить, что если взаиморасчеты ведутся по заказам, то оплата будет привязываться к конкретному заказу покупателя (счету) и в нашем случае такой вариант предпочтительнее.

Для того чтобы отгружать только тот товар, который будет реально оплачен на момент отгрузки, установим флаг «Контролировать сумму задолженности, сумма (грн), не более 0». При таком варианте контроля будет контролироваться сумма отгрузки и сумма оплаты каждой конкретной накладной.

Теперь оформляем документ «Заказ покупателя», фиксируем общее количество товаров, которые нужно отгрузить. В зависимости от условий отгрузки предварительно резервируем товар на складе или нет.


На основании заказа покупателя регистрируем факт оплаты от покупателя (« ») на часть суммы, выписанной по заказу.


Далее оформляем отгрузку товаров, то есть, оформляем на основании документа «Заказ покупателя» документ « Реализация товаров и услуг ». При этом табличная часть документа отгрузки заполнится теми товарами, которые реально можно отгрузить со склада, а на закладке «Предоплата» автоматически заполнится информация о той предоплате, которая была зафиксирована по заказу.


При этом на этой закладке указывается общая сумма заказа, сколько получено денежных средств в качестве предоплаты, сколько еще осталось оплатить по данной накладной. Если мы захотим провести такую накладную, то программа не разрешит нам это сделать, поскольку в договоре установлено условие полной оплаты отгружаемых товаров.

В нашем случае нам необходимо изменить количество отгружаемых товаров в соответствии с суммой оплаты. Для этого переходим на закладку «Товары» и корректируем информацию об отгружаемых товарах. Информацию о товарах корректируем таким образом, чтобы сумма по документу отгрузки была меньше или равна сумме предоплаты.


Конечно, откорректировать сумму товаров так, чтобы она совпала с суммой предоплаты достаточно трудно. Но волноваться не надо. После корректировки количества и суммы на закладке «Товары» надо нажать на кнопку и программа сама откорректирует сумму предоплаты в соответствии с суммой отгружаемых товаров и проведет документ.


При этом автоматически заполнится информация о сериях товаров (серийный номер, номер грузовой таможенной декларации, страна происхождения) в соответствии с установленной учетной политикой списания партий товаров . Для регистрации счета-фактуры и печати документов нажмите на кнопку .


Появится диалоговое окно, в котором надо установить форму печати накладной, установить флаг записи счета-фактуры, указать количество печатных форм документов. После установки всех настроек надо нажать на кнопку «Выполнить» . Программа распечатает форму расходной накладной и автоматически распечатает ее. Если в настройках установить флаг «Закрывать реализацию» , то после печати документов форма документа реализации будет автоматически закрыта.

Если снять флаг «Показывать форму настройки» , то при нажатии на кнопку в форме документа реализации, документы будут распечатаны сразу без показа формы настройки. В этом случае открыть форму настройки для изменения параметров можно, используя пункт меню «Действия» - «Открыть форму настройки оформления пакета документов» .

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Счет-фактуру и отгрузочные документы хотят совместить в едином документе

16 мая 2013

Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

В конце марта Федеральная налоговая служба вынесла на обсуждение на своем форуме проект единого отгрузочного документа. Предполагается, что новый документ объединит в себе функции счета-фактуры и ряда первичных учетных документов. Предложенная форма носит рекомендательный характер, и налогоплательщики имеют полное право ее не использовать. Однако обмен подобными едиными документами как с контрагентами, так и с контролирующими органами, в том числе и в электронном виде, не лишен преимуществ для всех сторон.

Появление проекта единого отгрузочного документа (ЕОД) является закономерным следствием развития правового регулирования обмена счетами-фактурами в последние несколько лет. Многие компании обращались в налоговые органы с вопросом, можно ли избежать дублирования информации в выставляемых счетах-фактурах и первичных отгрузочных документах. Но до недавнего времени ответ был отрицательным, поскольку существовали альбомы унифицированных форм первичных учетных документов.

Новое в оформлении первичных документов

Согласно п. 2 ст. 9 старого Федерального закона о бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ принимать к учету можно только те первичные учетные документы, которые составлены по унифицированным формам , содержащимся в альбомах. В новом Федеральном законе о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, действующем с 1 января 2013 года, такого положения больше нет. В п. 2 ст. 9 этого закона перечислены обязательные реквизиты, которые должен иметь любой первичный документ, а указание на какие-либо утвержденные формы отсутствует. Вместе с тем, никто не запрещал бизнесу продолжать применять унифицированные формы первичных документов.

Обратите внимание, что, несмотря на то, что с 2013 года альбомы унифицированных форм используются по желанию, некоторые формы документов, применяемых в качестве первичных, остаются обязательными (в частности, кассовые документы). Об этом сообщил Минфин в Информации № ПЗ-10/2012.

В мировой практике регламентировать оформление первичных учетных документов не принято, и российские законодатели, скорее всего, к этому уже не вернутся. Такую позицию выразила Лапина О. Г., советник государственной гражданской службы РФ II класса, выступая на конференции в Конгресс-центре РЭУ им. Плеханова, посвященной НДС.

В свете того, что унифицированные формы стали необязательными, у налогоплательщиков возникли новые вопросы. Использовать старые формы из альбомов или разработать свои? Как обеспечить обработку документов и обмен ими с контрагентами, если у каждого будут собственные формы первички?

Дополнительные реквизиты в счетах-фактурах: добавлять или нет?

Другой популярной в последние годы темой для обращений налогоплательщиков в налоговые органы стало добавление реквизитов в счета-фактуры. Зачастую особенности хозяйственной деятельности компании обуславливают потребность в дополнительных реквизитах в счетах-фактурах, но налогоплательщики сомневаются, не приведет ли их добавление к тому, что документ нельзя будет использовать для получения налогового вычета по НДС.

Обязательные реквизиты счета-фактуры закреплены ст. 169 НК РФ, а также приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, утверждающему форму счета-фактуры. В прошлом году ФНС издала Письмо от 26.01.2012 № ЕД-4-3/1193, где указала, что наличие в счете-фактуре дополнительных реквизитов и сведений, которых нет ни в ст. 169 НК РФ, ни в форме документа, не является основанием для отказа в налоговом вычете по НДС.

Таким образом, налогоплательщики получили подтвержденное налоговой службой право добавлять необходимые дополнительные реквизиты в счета-фактуры. Например, при подписании счетов-фактур уполномоченными лицами в строках, предназначенных для ФИО и подписи руководителя или главного бухгалтера, проставляется ФИО и подпись уполномоченного лица, а его должность и номер доверенности на подписание счетов-фактур можно ввести в качестве дополнительных реквизитов. Такую позицию выразил Минфин в Письме от 23.04.2012 № 03-07-09/39.

Единый отгрузочный документ и экономия

Предложенный ФНС проект единого отгрузочного документа (далее по тексту ЕОД) предполагает объединить функции счета-фактуры и первичных передаточных учетных документов. Верхняя часть предлагаемого документа позаимствована из формы счета-фактуры , а в нижней части, под таблицей, располагаются реквизиты, взятые из товарной накладной ТОРГ-12 и товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т). Помимо этих документов ЕОД также заменяет другие передаточные первичные документы, такие как накладную на отпуск материалов на сторону по форме М-15 , акты о приеме-передаче объектов основных средств, кроме зданий и сооружений, и их групп по формам ОС-1, ОС-1б . Суть операций, оформляемых этими передаточными документами, одна и та же, счет-фактура по ним выставляется по одной и той же форме, что делает целесообразным формирование совмещенного документа.

Как отмечают разработчики проекта формы единого документа в Рекомендациях по его использованию, применение данного документа позволит снизить у экономических субъектов неопределенность в отношении форм документооборота в свете отмены альбомов унифицированных форм. Единый передаточный документ содержит все необходимые реквизиты первичного документа, в связи с чем организации и предприниматели, получив от контрагента этот документ, могут быть уверены в том, что требования закона № 402-ФЗ к оформлению первички соблюдены и ЕОД можно использовать в целях получения налоговых вычетов и подтверждения расходов.

Другим важным преимуществом ЕОД, по мнению ФНС, является значительное – как минимум, на 1/3 – сокращение объемов бумажного документооборота. За счет объединения функций ряда первичных учетных документов и счета-фактуры вместо нескольких бумаг налогоплательщику нужно будет составить всего одну. По подсчетам авторов инициативы, такая, на первый взгляд не важная, экономия составит в масштабах страны до 30 млрд. руб. в год. Оценка включает стоимость архивного хранения бумажных документов и не учитывает затраты времени и денег, которые несет бизнес на их обработку, подписание и транспортировку.

Какие операции оформляются

ЕОД представляет собой многофункциональный документ, с помощью которого можно оформить широкий спектр хозяйственных операций. Прежде всего, необходимо отметить, что использовать его можно при передаче не только товаров, но и услуг, работ, имущественных прав. Правильно оформленный ЕОД подтверждает факт оказания услуги, передачи результатов выполненных работы или утраты права собственности на имущественные права.

В отношении оформления хозяйственных операций с товарами также могут применяться различные варианты составления документа. При заполнении/отсутствии соответствующих показателей единый документ может подтверждать факт отгрузки товара с перевозкой или без неё.

Правомерность применения ЕОД

Использование предложенной формы единого отгрузочного документа полностью правомерно. Определяется правомерность его применения, с одной стороны, отменой обязательности унифицированных форм первичных документов из альбомов, с другой стороны, наличием у налогоплательщиков права добавлять дополнительные реквизиты в счета-фактуры. По существу, ЕОД представляет собой счет-фактуру с дополнительными реквизитами, взятыми из передаточных документов.

В то же время, как особо подчеркнула Лапина О.Г. в своем выступлении на конференции по НДС, применять ЕОД не обязательно, данная форма носит сугубо рекомендательный характер. Неприменение ЕОД не может стать единственным основанием для отказа в учете хозяйственной операции в налоговых целях. Если единый документ заполнен надлежащим образом, то он имеет все необходимые реквизиты для применения налогового вычета по НДС, установленные ст. 169 НК РФ и ст. 9 закона № 402-ФЗ.

ЕОД и налоговые риски

Использование ЕОД дает возможность оформлять книги покупок и продаж, а также журналы полученных и выставленных счетов-фактур без риска неблагоприятных налоговых последствий. Для регистрации в них счетов-фактур в хронологическом порядке продавцам и покупателям необходимо знать достоверно дату выставления/дату получения счета-фактуры, дату отгрузки/дату принятия груза. Как отмечено в Рекомендациях , предложенная форма ЕОД позволяет достоверно установить эти даты. Таким образом, покупатель, получив от своего поставщика единый документ вместо привычного счета-фактуры, может не сомневаться и смело обращаться с ним за вычетом НДС.

Что касается налога на прибыль, то ЕОД правомерно может использоваться как подтверждающий расходы и доходы документ для целей исчисления этого налога. Реквизиты единого документа содержат всю необходимую информацию для определения дат признания доходов/расходов продавцами и покупателями.

Предложения по доработке документа

Обсуждение проекта ЕОД на форуме ФНС проходило до 16 апреля 2013 года, продлившись в общей сложности около трёх недель. Несмотря на наличие большого числа предложений в обсуждении, по итогам конференции по НДС стало ясно, что бухгалтерское сообщество в целом еще не успело ознакомиться с инициативой и поучаствовать в обсуждении. До конца апреля предложения принимались по электронной почте. На конференции был озвучен ряд предложений по доработке формы ЕОД. Например, предлагалось разделить документ на две части: собственно счет-фактуру и накладную.

По итогам совещания рабочей группы РОСЭУ по ЕОД, состоявшегося через неделю после конференции по НДС, стали известны результаты анкетирования бухгалтеров и других участников конференции, в котором приняли участие и представители « ОВИОНТ ИНФОРМ ». В анкетах респонденты отмечали свое мнение относительно предлагаемых изменений в ЕОД. Так, большинство опрошенных высказались за то, чтобы вместо разных форм ЕОД для юридических лиц и предпринимателей сделать одну общую. Представители РОСЭУ поддержали мнение большинства респондентов, отметив, что разделение ЕОД для юридических и физических лиц будет возможно только после того, как будут внесены соответствующие изменения в форму и формат типового счета-фактуры.

Нашла поддержку у участников анкетирования и инициатива внесения в документ кода режима налогообложения, применяемого составителем ЕОД, для удобства определения, является ли контрагент упрощенцем. Однако, мнение специалистов ФНС и представителей РОСЭУ разошлось с мнением большинства опрошенных: введение кодов не входит в компетенцию ФНС, однако при необходимости налогоплательщик имеет право добавить режим налогообложения в качестве дополнительного реквизита. Также респонденты посчитали целесообразным переименовать графу «Артикул» в «Код товара/работ, услуг» и добавить дату отгрузки/передачи в левую часть документа. Данное предложение в РОСЭУ поддержали.

Ряд предложений, внесенных в ходе обсуждения на форуме, не нашли отклика у бухгалтерского сообщества. В частности, респонденты проголосовали против переноса слова «Исправление», а также номера исправленного документа и даты внесения исправления, в правую часть документа. «Шапка» ЕОД перенесена из формы обычного счета-фактуры, и, по мнению разработчиков единого документа, целесообразно при проектировании нового документа максимально сохранять приближенность к старому.

Предложение уменьшить «грузовой раздел» ЕОД, заменив информацию в нем ссылками на соответствующие транспортные документы, также не встретило поддержки. Большинство опрошенных посчитали, что переименовывать «груз» в «товар» не нужно, ведь передаваться по ЕОД могут не только товары, но и основные средства, материалы, права. Представители РОСЭУ предложили воспользоваться общеизвестным бухгалтерским термином «товарно-материальные ценности». Нередко звучали предложения исключить такой реквизит, как печать, ввиду его необязательности по новому закону о бухучете, но по результатам анкетирования стало ясно, что основная часть респондентов по-прежнему сохраняет доверие к этому реквизиту.

Спорными остаются вопросы названия документа и включения в него сведений о реквизитах банковских счетов. Анкетирование не дало по ним однозначных ответов. Название ЕОД должно отличаться от названия типового счета-фактуры, так как два документа с одним названием существовать не могут. Такое мнение выразили представители и РОСЭУ, и ФНС. В отношении данных об оплате представители РОСЭУ особо отметили нехватку подобных реквизитов.

Что касается реализации товаров, работ, услуг по разным налоговым ставкам НДС, то в текущем варианте проекта ЕОД данный момент никак не учитывается. В ходе обсуждения на форуме было высказано предложение формировать отдельный документ по каждой ставке. РОСЭУ, в свою очередь, подало идею сортировки записей по разным ставкам в рамках одного документа с подведением подитогов по каждой ставке.

Поводы для сомнений

По итогам совещания рабочей группы РОСЭУ также выяснилось, какие основные препятствия для применения единого отгрузочного документа видят участники обсуждения на форуме.

В частности, сомнения у бухгалтеров вызывает отсутствие формы ЕОД в используемых ими бухгалтерских программах, а также возможное недоверие заказчиков к новому документу. Под вопрос поставлена возможность оформления с помощью ЕОД передачи результатов ремонтных и строительно-монтажных работ, оказания услуг, передачи основных средств. Участники обсуждения озадачены, как при составлении ЕОД, в том числе в электронном виде, выделить, товарная это накладная или акт по услугам.

Вызывает опасения ситуация, когда подписанный экземпляр ЕОД не вернется от покупателя к продавцу. Кроме того, возникает неясность в части исправления ЕОД, ведь правки в первичку и счета-фактуры вносятся по-разному: исправленный счет-фактура обязательно выставляется новым документом, а в первичных документах допускались «зачеркивания».

Несмотря на положения Рекомендаций по использованию ЕОД, у бизнеса по-прежнему сохраняются сомнения, будет ли единого документа достаточно для получения вычетов и учета расходов в налоговых целях. В частности, по услугам налоговые органы на практике, как правило, требуют представления акта оказанных услуг.

Некоторые налогоплательщики, не вникая в суть инициативы, просто опасаются, что введение нового документа приведет к новым претензиям по его заполнению со стороны налоговых органов.

Перспективы применения ЕОД

В результате рассмотрения предложений бухгалтеров проект формы ЕОД еще может претерпеть изменения. Окончательный вариант формы документа специалисты ФНС обещают сопроводить письмом. Отвечая на вопрос, заданный представителями « ОВИОНТ ИНФОРМ », Лапина О.Г. отметила, что как только будет утверждена форма ЕОД, начнется разработка формата передачи данного документа в электронном виде по ТКС.

На текущий момент неясно, каким образом будет обеспечиваться единообразие в оформлении счетов-фактур и первичных учетных документов, если часть налогоплательщиков продолжит применять старые формы документов, а часть перейдет на ЕОД. Остаются без ответа и другие вопросы, в частности, изменится ли в связи с появлением ЕОД порядок обмена счетами-фактурами в электронном виде? Предложенный единый отгрузочный документ имеет потенциал для того, чтобы сделать оформление и контроль хозяйственных операций более удобными для налогоплательщиков и налоговых органов, но лишь время покажет успешность этого проекта.


Счет, счет-фактура, который выписывается/оформляется продавцом товара покупателю за определенную партию товара. Инвойс («invoice» — англ., «rechnung» — нем., «lasku» — финск., «factura» — исп., «fattura» — итал.) — грузо-сопроводительный документ. Счет-фактура содержит наименование и адреса продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара; сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. Фактурная цена указывается согласно условиям договора. Помимо своего основного назначения счет-фактура может использоваться в качестве накладной, направляемой вместе с товаром, а также для удостоверения происхождения товара.

Проформа-инвойс (Proforma invoice)

Счет-проформа содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Упаковочный лист (Packing list)

Список позиций груза с указанием номеров мест, в которые они упакованы, и весом каждого места. Упаковочный лист — грузо-сопроводительный документ. Является дополнением к счету-фактуре.

Спецификация (Specification)

Перечень поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен, качественных показателей. Применяется несколько видов спецификаций:

  1. отгрузочная — товаросопроводительный документ на партию товара, поставленного в ассортименте по определенному транспортному документу; если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная С.;
  2. С. — являющаяся приложением к договору, составляет обычно неотъемлемую часть договора;
  3. С. — к счету представляет собою часть расчетного документа. В некоторых случаях при поставке товара в ассортименте счет предъявляется в виде счета-спецификации.

Транзитная декларация (T-1)

Декларация должна сопровождать (по территории ЕЭС) все грузы неевропейского происхождения (например, из США, Азии и т.д.) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse). Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕЭС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора — если груз пришел с таможенного склада внутри ЕЭС. На авиагрузы/грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕЭС, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Если груз отправлен самолётом из страны ЕС и требует Т-1, данная декларация должна быть предоставлена отправителем/поставщиком, либо груз должен сопровождаться авианакладной со специальной пометкой. Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.

Экспортная декларация (EX-1)

Декларация для грузов, произведённых и проданных из стран (ЕС), — это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. С погашением европейской декларации на таможне отправления из стран ЕЭС (при отправке груза с транзитного склада) поставщику подтверждается факт вывоза товара с территории ЕЭС. Закрытая таможней EX-1 позволяет покупателю товара избежать уплаты внутриевропейского НДС (VAT). Декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, которые следуют далее с транзитного склада за пределы стран ЕС. Декларация ЕХ-1 оформляется поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора, которые имеют на это соответствующую лицензию. Декларация ЕХ-1 должна быть проштампована на таможне отправления.

Административный сопроводительный документ (ААД)

Документ для перевозки Европейских акцизных грузов, временно освобожденных от уплаты акциза (предназначенных на экспорт из ЕС) по территории ЕС:

  • от производителя до акцизного таможенного склада или до границы ЕС
  • от одного акцизного таможенного склада до другого или до границы.

После осуществления экспорта или по прибытии на таможенный акцизный склад, закрытая таможенной печатью ААД (третья страница-оригинал) должна быть возвращена компании или складу, ее издавшему. Закрытая таможней AAД позволяет продавцу-производителю акцизного товара избежать уплаты внутриевропейского акциза.

Коносамент, морская накладная (Bill of Lading, B/L)

(От франц. сonnaissement) — товаросопроводительный документ (и одновременно товарораспорядительный) использующийся при морских и интермодальных перевозках с использованием морского транспорта. B/L — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. B/L является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки. Поскольку B/L является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров. Как правило, изготавливается три и более экземпляров B/L с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами, и на них ставится штамп «Оригинал». В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп «Копия» или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета. Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу. B/L по способу передачи права собственности бывают: именными, ордерными, бланковыми. «Чистые» B/L не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Книжка МДП (TIR)

Международный документ таможенного транзита, который выдается представляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями, и по которому перевозятся грузы в большинстве случаев с таможенными печатями и пломбами, в автотранспортных средствах и контейнерах в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП). Книжки МДП, используемые в настоящее время, состоят из 14 или 20 листов (т. е. из 7 или 10 комплектов) и предназначены соответственно для перевозки товаров через территорию 7 или 10 государств. Книжки МДП выдаются в РБ Белорусской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), печатаются на французском языке, за исключением первого неотрывного желтого листа, который печатается на английском или русском. Книжка МДП имеет срок действия. Книжка МДП после завершения перевозки с соблюдением процедуры МДП с соответствующими печатями таможни назначения или таможни вывоза возвращается перевозчику и служит подтверждением надлежащего завершения процедуры МДП.

Автодорожная накладная (CMR)

Международная товаротранспортная накладная. шспользуется при международных автомобильных перевозках в рамках Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией КДПГ: дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.

Авиагрузовая накладная (Airwaybill)

Документ, который выписывается грузоотправителем или от его имени и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. На первом экземпляре ставится пометка «для перевозчика» и он подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку «для получателя» и подписывается грузоотправителем и перевозчиком, следует с товарами; третий экземпляр подписывается переводчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят. Содержание накладной: наименование авиапортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и т. д. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Роль ее заключается в доказательстве заключения договора перевозки, принятия товара к перевозке и условий перевозки. Она может использоваться как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

Железнодорожная накладная международного сообщения

Накладная и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 г. именуемая КОТИФ — Конвенция по международным грузовым перевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на накладной дубликате. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.




Top