Классный час для младших школьников. Права ребёнка. Классный час «Имею право на права А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА»

Цели:

Оборудование : презентация.

Слово учителя:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Стихотворение

Обязанности и права, ты должен знать,
Как дважды – два.
В наш, бурный, век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим: ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Государство защищает права ребёнка. Все они записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка».«Конвенция о правах ребенка» Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. До скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

На доске пишется 4 варианта ответов:

до 14 лет;

до 16 лет;

до 18 лет;

до 21 года.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся отвечают) Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Чтение стихов с иллюстрированием прав ребенка

1. Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:

"Я – полноправный страны гражданин!”
право на жизнь


2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.
Право на сохранение семейных связей


3.Есть еще такое право
помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.
Право на досуг


4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.
Право на защиту от физического и психологического насилия


5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.
Право на мед. помощь


6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.
Право на образование


7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.
Право на образование


8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать
. Право на качественное и полезное питание


9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.
Право на равные права всех детей

10.Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
Право на заботу со стороны взрослых

11.К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Можно ли выделить среди прав главные? Какие?

В каких сказках есть нарушение прав какого-либо героя?
- А теперь ответим на более сложные вопросы.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?
В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)

Игра «Наши права»

Вопросы игры разделены на 5 категорий.

За правильный ответ даётся 1 балл.

В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.

Действия в соответствии с законом. (Обязанность)

Законные возможности. (Права)

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)

Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)

Открытое столкновение. (Конфликт)

Норма, поддерживаемая государством. (Закон)

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)

Какое право говорит о том, что ребенок не может расти без взрослых? (право на заботу со стороны взрослых)

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее, среднее)

Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?(До 14 лет)

С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?(С 16 лет)

Вверх по радуге”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаешь вниз, как с горки. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства улучшатся.

Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

Какие преступления были совершены в сказке “Золотой ключик”?

Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –

Дюймовочку).

Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Подведение итогов, рефлексия

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вы запомнили?

В каком международном документе записаны права детей?

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

классного часа «Ребенок и его права».

Общие сведения

Название мероприятия классного часа «Ребенок и его права».

Классы:2,3 классы

Организаторы мероприятия:

классные руководители: Шалова А.М. Скидан Т.И

Вид деятельности : классный час.

Цели:

- познакомить детей с основными положениями Конвенции;

- соотнести права и обязанности детей;

- способствовать осознанию ответственности за свои права;

- формировать положительное отношение к правам других.

Анализ хода классного часа.

Для проведения был составлен конспект классного часа с учетом возрастных особенностей. Все ученики данных классов были включены в проведение мероприятия. Узнали, как называются главные документы «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», и о том какой нужен документ, чтобы защитить себя.

Читали стихи о правах детей. Через сказки и сказочных героев узнали, какие права в жизни мы нарушаем.

Играли в иргу «Наши права», в которой закрепили знания о правах.

Общая оценка классного часа.

Классным руководителям в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Для данного возраста воспитательная ценность проведенной работы очень велика.

Классный час: «Права ребенка – твои права»

Цель:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход занятия

    Приветствие. Психологический настрой

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

    Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату.

Давайте вспомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость ).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность) .

Какое слово выделилось? (право ).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3. Работа с толковым словарем.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

4. Вводная беседа учителя.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Составьте слово КОНВЕНЦИЯ (из разрезанных букв) Презентация

Дата 20 ноября выбрана не случайно . Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка . Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Презентация.

    Закрепление. Игра «Разрешается – запрещается»

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается ).


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить

Это ( разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

6. Игра «Права литературных героев»

Презентация

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».

В какой сказке нарушено право на жизнь? «Колобок»

В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? «Золушка»

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на жесткое, бесчеловечное обращение? Буратино

Герои какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? «Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница»

В какой сказке подтверждается право на получение бесплатной медицинской помощи? «Айболит»

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

7. Заключительная часть. Презентация

Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

    Давайте подведём итог:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права- положения из конвенции вы знаете?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

А ещё? (Уважай свои и чужие права)

Использованные источники:

1. http://www.deti-66.ru

2. http://www.zavuch.info

3. http://www.proshkolu.ru

5.

6. http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

7. http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;

9. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

10. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia Права детей

11. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • до 14 лет;
  • до 16 лет;
  • до 18 лет;
  • до 21 года.)

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Заключение

Учитель. Подведём итоги.

Вопросы :

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Класс: 8­9.
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся
по правовым вопросам.
Цели по содержанию:
образовательная: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о
правах ребенка;
развивающая: соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию
ответственности за свои права;
воспитательная: воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства
собственного достоинства, справедливости.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Конвенция о правах ребенка»
(Приложение 1).
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш час общения будет посвящен
рассмотрению правовых вопросов, а тема его выражена словами известного
педагога Януша Корчака: «Право ребенка быть тем… кем он есть».
Нормы о правах человека опираются на нашу нравственность, на стремление
к добру, правде, справедливости, человечности. Особенно это верно в отношении
прав ребенка. Вспомним слова русского писателя Ф.М. Достоевского, который
утверждал: «счастье всего человечества, мировая гармония не стоят даже одной
слезинки невинного ребенка». Страдания детей в далеком прошлом можно было
объяснить дикостью и отсталостью. В современном мире оправдания несчастья
малышей, в какой бы стране им не пришлось родиться, нет. Воспитывая детей, мы
преследуем благородную цель: сделать их добрыми, умными, хорошими. А лучший
способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!!!
“Не строй церковь, пристрой сироту” ­ призывает русская пословица. Увы,
не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по­прежнему существуют в
мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей
каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается
важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в
каждой стране.
­
оказывается в трудном положении.
Учащиеся:
*Дети, оставшиеся без попечения родителей.
* Безнадзорные и бездомные дети.
Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок

* Дети­инвалиды.
* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом
развитии).
* Дети ­ жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических,
техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети ­ вынужденные
переселенцы и дети­беженцы).
* Дети ­ жертвы насилия.
* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах
лишения свободы.
* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут
преодолеть самостоятельно.
Учитель: мы с вами, ребята, выявили только несколько аспектов этой проблемы.
Но уже из услышанного видно как серьезно обстоят дела. И защищать права
ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в
отдельности.
­ Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
Учитель: В США, в городе Нью­Йорке высится 39 этажное здание, в нем
помещается
Штаб­квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной
организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие
поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН
­ собрание делегатов всех государств­членов организации, сейчас их более 180.
В 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята
Конвенция о правах ребёнка. Почему возникла необходимость в принятии
Конвенции? Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение
фактов №10”:
 покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за
счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности

посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые
поддаются лечению.
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок
должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он
проживает.

Еще с древнейших времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства.
Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» С
наступления 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и
объясняется рядом причин: социально­экономическая ситуация современного
мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного,
голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом
обществе,
вне зависимости от политического строя и религиозного

вероисповедания, взрослые стоят перед решением важной проблемы: как защитить
права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. Государства мира приняли
участие в создании Международного документа – Конвенции – о правах ребенка.
Наше государство подписало этот документ.
Презентация «Конвенция о правах ребенка».
(на усмотрение учителя: можно просто познакомиться с материалом
презентации, можно информацию отдельных слайдов обсудить вместе с
учащимися)
Учитель. Давайте еще раз все вместе повторим:
1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
2. Какие основные права вам известны?
3. В каком международном документе записаны права детей?
4. Какие положения Конвенции вы запомнили?
Учитель: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной
закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (в Конституции).
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в
Конституции – основном законе государства. Кроме Конституции права ребенка
прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе»,
«Уголовном кодексе», «Законе об образовании». В нашей школе, как и в любом
учреждении, существует Устав школы в котором также прописаны права и
обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы,
учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек
может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права
других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности,
разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше
ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей,
Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют
предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и
окружающим.
Если вы попали в трудную жизненную ситуацию, помните, рядом с вами есть люди,
которые всегда готовы придти к вам на помощь. Это учитель которому вы
доверяете, а так же главный правозащитник школы – социальный педагог
(Фамилия, имя отчество).
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее
уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Всегда помните, что только взаимопонимание, уважение прав друг друга –
единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Спасибо за активную работу.
Литература.
Правозащитник, 2000, №1.

Классный час «Права ребёнка»

для учащихся 5 – 7 классов.

Цели:

    Донести до сознания детей смысл Всеобщей Декларации прав человека: все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях.

    Воспитывать гражданские и патриотические чувства у детей.

Оборудование: книга Е.С. Шабельникова «Ваши права», Статьи Всеобщей Декларации прав человека, карточки с заданиями, кроссворд, картинки для коллажа.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Звучит гимн России.

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками.

    Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.

    Основная деятельность учеников в школе.

    Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.

    Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.

(Ответы: 1. Перемена; 2. Дружба; 3. Учеба; 4. Свобода; 5. Государство.)

Получилось ключевое слово «права».

Тема сегодняшнего урока:

Попробуйте объяснить смысл слова «права».

- Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы соблюдаются.

    Понятие о Всеобщей Декларации прав человека.

С тех пор как появились на Земле люди, они стали искать ответы на главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?

Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему. 10 декабря 1948 года на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

В словарь:

Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами .

Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН (Главный орган ООН).

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому

    Обсуждение статей Конвенции.

А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав человека.

Каждая группа получает статьи Конвенции прав человека и задание.

Ваша задача: вспомнить сюжет известных вам сказок, выполнить задание и подобрать подходящую статью Конвенции.

Задания для групп

    Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

- он был самый умный;

- он был не похож на других

- он был самый красивый;

- он был самый вежливый.

    Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

Право на жизнь

Право на получение образования

Право на владение имуществом.

А чьи еще права были нарушены в этой сказке?

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Закончи предложение словами из данного списка:

Законный и справедливый суд;

Уехать из своей страны и вернуться на Родину;

Посягательство на честь и репутацию.

а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом

б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в

в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью

4.Рассмотрим фотосюжеты о разных правах ребёнка.

У каждой группы на столе находится сокращённый перечень прав, содержащихся в Конвенции. Там они упрощены, зато ясна их суть. Постарайтесь, глядя в перечень, определить, какие фотосюжеты соответствуют той или иной статье Конвенции о правах Ребёнка.

    Права ребенка.

Всеобщая Декларация написана взрослыми людьми, она для взрослых. А вы еще дети. Нужны ли вам вообще какие-либо права?

Подумайте и назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.

Право на жизнь, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на гражданство, …

    Обязанности.

Права ребенка и взрослого важно знать каждому.

Но важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть и обязанности.

А перед кем у людей имеются обязанности? И какие обязанности у вас, детей? (дети приводят примеры )

Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством?

Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше.

Нарушение прав человека.

Ребята, а случалось ли вам сталкиваться с тем, что кто-то нарушал права других людей и свои обязанности не выполнял? Приведите примеры и скажите, как вы к этому относитесь.

Дети приводят примеры из СМИ, своей жизни.

    Итог классного часа.

Ребята, я очень надеюсь, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Нам предстоит еще ответить на последний вопрос: чему научились, что возьмете с собой в дальнейшую жизнь?

Итак, вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

В наше время молодежь умирает от наркотиков и злоупотребления алкогольными напитками. Наркотики и алкоголь – большое зло. На эту тему с вами поговорит наш медработник – В.П.

Было очень интересно с вами общаться. Наш классный час окончен. Спасибо.

прав человека провозглашено право ребёнка на особое внимание... Главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребёнка . 6. Прежде чем перейти к...



Top