Порядок приема на работу иностранных граждан. Прием на работу иностранного гражданина: перечень документов и порядок действий. Видео - «Принятие на работу иностранных граждан»

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан .

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание .

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

    в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, - равен сроку действия выданной ему визы;

    в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - не может превышать 90 суток;

  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи - равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства .

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте".

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу .

Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

    дату выдачи визы;

    разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;

    номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа;

    срок действия визы; цель поездки;

    данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице);

    кратность визы.

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы , работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

    предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора ;

    получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;

    подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;

    получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России ;

    уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь , которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

    заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;

    допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;

    предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам - гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным. Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ. Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);

разрешение на работу или патент ;

трудовая книжка (российского образца);

полис добровольного медицинского страхования;

документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постановлением Правительства РФ № 732 от 05.09.2011 иностранцу, въезжающему в РФ по приглашению для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, и членам его семьи будет выдаваться многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года

Следующей особенностью оформления на работу иностранного высококвалифицированного специалиста является требование о том, что и иностранный высококвалифицированный специалист, и члены его семьи , въезжающие на территорию РФ, должны иметь полис медицинского страхования , а на весь период работы такую гарантию должен обеспечить работодатель, что в обязательном порядке должно быть указано в трудовом (гражданско-правовом) договоре.

Если работодатель (заказчик) по своей вине не выполнит своих обязательств, установленных Законом № 115-РФ и договором с иностранным специалистом, то такой работодатель повторно привлекать высококвалифицированных работников сможет только спустя два года начиная со дня, когда об указанных нарушениях стало известно ФМС России.

При трудоустройстве высококвалифицированного специалиста работодатель обязан сообщить территориальному органу ФМС России в 30-дневный срок сведения о постановке специалиста на учет в налоговом органе, а также обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС России:

    об исполнении обязательств по выплате им заработной платы;

    о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

    расторжении трудового (гражданско-правового) договора.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель обязан сообщить и в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В какой налоговый орган обращаться:

Особенности привлечения работников-иностранцев - граждан республики Беларусь, республики Казахстан и переселенцев

При трудоустройстве в России граждан Республики Беларусь (а с 26.07.2011 - и граждан Республики Казахстан; с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) требования о получении различных разрешений, об обязательном уведомлении органов власти и соблюдении ограничений по использованию его в отдельных видах деятельности не действуют.

Законодательство предусматривает особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан (с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии), согласно которым гражданам этих стран:

    для трудоустройства не нужно иметь разрешение на работу в России;

    работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование таких иностранных работников;

    на них не распространяются установленные в России квоты;

    они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России;

    о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения;

    предоставляется освобождение работнику и членам его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

    срок временного пребывания такого работника и членов его семьи определяется равным сроку действия трудового договора;

    предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (в том числе с другим работодателем) в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России;

    не нужно информировать о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с такими работниками и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

В отношении доходов таких лиц налоговая ставка устанавливается в размере 13 % вне зависимости от того, сколько времени такое лицо находится в России на дату выплаты дохода .

Для своих работников работодатель является , т.е. лицом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц - работников с выплачиваемых каждому работнику доходов.
Поэтому работодатель обязан на дату выплаты дохода определять статус каждого иностранного работника.

И, наконец, есть еще один нюанс, указанный в статье 7 Налогового кодекса РФ, который заключается в том, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор о налогообложении доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого договора.

Правила перерасчета НДФЛ при смене статуса налогового резидента и налогового нерезидента России

Если в течение работы иностранца его налоговый статус не менялся, то исчислять и удерживать достаточно просто - по одной из указанных выше ставок (в зависимости от налогового статуса работника). Сложнее дело обстоит в случае, когда в течение налогового периода статус работника изменился - ведь в этом случае получается, что с его доходов НДФЛ удержали больше, чем положено.

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, поэтому его нужно определять на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода.

Как правило, в процессе работы по найму статус иностранного работника меняется с налогового нерезидента (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 30%) на налогового резидента РФ (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 13%). Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан работодателем по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога и подлежит возврату налогоплательщику.

С 01.01.2011 действуют правила, согласно которым иностранный работник , налоговый статус которого изменился, в связи с чем имело место излишнее удержание НДФЛ вправе обратиться по окончании налогового периода в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) для возврата излишне уплаченного налога.

Особенности налогообложения доходов иностранных работников - высококвалифицированных специалистов

Административная ответственность работодателя

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатель и его должностные лица несут следующую административную ответственность:

Сущность административного правонарушения

Наказание за административное правонарушение

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего или временно проживающего в РФ, если у него нет
разрешения на работу
либо патента (в том числе - и когда трудовой договор не оформлен, но иностранный работник фактически допущен к работе)

Внимание (!) : разрешение на работу для временно проживающих в России иностранных граждан не требуется с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Штраф (за каждое правонарушение):
- на граждан - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 000 до 800 000 рублей,

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ на основании визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
250 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неуведомление о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина:
- территориального органа ФМС России;
- органа власти субъекта РФ по вопросами занятости населения ;
- налогового органа

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 35 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 400 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ (услуг)) установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 45 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 800 000 до 1 000 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

5

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и статьи 18.9 и 28.3 КоАП" уточнена административная ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства

Важно помнить, что своевременное и правильное офомление всей разрешительной документации и уведомление ФМС, налоговой инспекции и службы занятости позволит избежать больших штрафов и других претензий гос. органов.

Поэтому собираясь подавать принимать на работу работника - иностранного специалиста, лучше обратиться к квалифицированным специалистам , которые помогут определить - какие документы надо оформить, по каким формам, какие гос. органы и в какие сроки необходимо уведомить, если организацию или должностных лиц привлекают к административной ответственности - оценят законность и обоснованность действий гос. органов.

Для получения консультаций Вы также можете воспользоваться нашей платной услугой дистанционного консалтинга .

Статья написана и размещена 10 сентября 2011 года. Дополнена - 06.01.2013, 13.08.2014, 22.11.2014, 11.03.2015, 26.08.2015, 05.10.2015.

ВНИМАНИЕ!

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2019

Полезные ссылки по теме "Правила приема на работу иностранного работника
(порядок оформления и необходимые документы)"

Тэги: прием на работу иностранца, иностранный работник , необходимые документы, порядок приема иностранца на работу, уведомление ФМС о приеме иностранного работника, уведомление ФНС о приеме иностранного работника, уведомление, иностранный работник высококвалифицированный специалист, высоко, квалифицированный

Процесс трудоустройства граждан других стран имеет свои нюансы. Как принять на работу иностранца, не допустить ошибок при составлении договора, оформлении документов пойдет речь в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Порядок приема на работу иностранца

Прием на работу визового иностранца, временно проживающего на территории страны, визового или с патентом проводится в строго установленном порядке. При этом следует четко соблюдать основные требования, предъявляемые действующим законодательством. Алгоритм приема в 2017 мало отличается от того, что был и пару лет назад. Но поправки к ТК РФ следует отслеживать ежегодно, так как могут вноситься некоторые корректировки.

Перед тем, как начать прием на работу безвизовых иностранцев 2017 или с визой, нужно определить их статус:

временно пребывающие граждане других стран - трудятся по визе или миграционной карте;

временно проживающие - уже имеют действующее разрешение на временное проживание на территории страны;

Наиболее часто трудоустраиваются граждане из стран СНГ, проживающие на территории РФ временно или постоянно. Именно поэтому документы при приеме на работу иностранца с патентом или без него несущественно отличаются от тех, что должны предоставлять россияне. Для их оформления не нужно получать дополнительных разрешений, иных бумаг.

Прием на работу временно проживающего иностранца в 2017 году

  1. У гражданина нужно запросить вид на жительство, проверить его срок действия. Документ выдается на пять лет, а после продляется. Имея вид на жительство, можно трудиться на всей территории РФ.
  1. Прием на работу иностранца с разрешением на временное проживание возможен даже в том случае, если нет патента или разрешения. При этом трудовая деятельность должна осуществляться в том регионе, где было оформлено разрешение на временное проживание. Срок действия разрешения составляет три года. Отметка ставится в паспорте или в специальном документе. По истечению срока гражданин обязан запросить вид на жительство или же покинуть страну.

Работники из Беларуси по трудовому статусу приравниваются к гражданам России, но от них не требуется документов воинского учета. Правила приема жителей Казахстана, Армении, Киргизии упрощены - они могут трудиться без разрешения. При этом они подлежат миграционному учету, поэтому следует оформлять соответствующие документы.

Документы при приеме на работу иностранца

Прием на работу иностранца возможен только при предоставлении полного пакета документов. Кроме того, следует уведомлять управление МВД по вопросам миграции о прибытии граждан других стран. Уведомление заполняется по специальной форме. Информировать службу занятости и налоговые органы. Нелегальная работа расценивается как правонарушение, поэтому влечет за собой наложение штрафов.

Какие документы требовать от иностранца при приеме на работу:

  1. визу, миграционную карту, разрешение на трудовую деятельность или патент для временно прибывших;
  2. трудовую книжку, которую при необходимости нужно завести;
  3. перечень документов при приеме на работу иностранца включает и страховое пенсионное свидетельство;
  4. действующий паспорт или любой другой документ, который удостоверяет личность, например, это может быть разрешение на временное проживание, вид на жительство;
  5. оформленный полис добровольного медицинского страхования специалиста, который действует на территории всей России. Документ не нужен, если организацией или самим специалистом заключается договор на предоставление платных медицинских услуг;
  6. документы при приеме на работу иностранца с временным проживанием об образовании, текущей квалификации или наличии специальных знаний.

Если опираться на правила приема на работу иностранца, документы воинского учета не нужны. О заключении и прекращении трудовых отношений и договоров необходимо уведомлять МВД не позднее трех дней с момента произошедших изменений.

При приеме на работу иностранца с видом на жительство в 2017 году нужно проконтролировать, не заканчивается ли срок действия документа. Процесс оформления договора с ними аналогичен тому, что и с гражданами РФ. Но нужно известить органы МВД о его трудоустройстве в соответствии с п. 8 ст. 13 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Прием на работу визового иностранца

Принять на работу визового иностранца сложнее, так как требуется предоставить объемный пакет документов. Прежде чем заключать договор, нужно подготовить разрешение на привлечение и использование сотрудников. Без него нельзя принимать граждан других стран, пребывающих в РФ на основании визы. Разрешение оформляется в МВД на год, при этом нужно оплатить государственную пошлину.

Как только разрешение будет получено, нужно сделать приглашение на въезд для получения визы . Прием иностранцев на работу в 2017 году возможен, как только в миграционную службу будет передан пакет документов:

ходатайство, составленное на русском языке;

действующий документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны или непосредственно работодателя;

копия значимых паспортных страниц или любого другого документа, удостоверяющего личность;

гарантийное письмо, составляемое приглашающей стороной, о принятии всех обязательств по материальному, а также медицинскому и жилищному обеспечению гражданина на весь период его проживания в России;

все установленные документы, необходимые для оформления разрешения.

Прием иностранцев на работу в 2017 году в дошкольное учреждение или в любую другую организацию возможен только при наличии всех документов и разрешений. Дополнительно оплачивается госпошлина. Следует отметить, что может последовать отказ после проверки гражданина сотрудниками МВД.

Если с документами все в порядке, рабочая виза выдается на срок действия трудового договора. Сроки ее оформления варьируются, но обычно они составляют порядка двух месяцев. Представитель организации должен посетить миграционную службу несколько раз, к чему нужно готовиться.

Прием на работу безвизовых иностранцев 2017

Прием на работу безвизовых иностранцев осуществляется на основании патента, который выдается на срок от одного месяца и до года. Документ оформляется в течение месяца со дня въезда в страну в МВД. При этом если в нем указывается профессия, гражданин не сможет трудиться по иной специальности. Лица, не владеющие русским языком, получить патент не могут.

До 2015 года выдавались разрешения на работу - они продолжают действовать до истечения срока. После чего следует оформлять патенты, необходимые для безвизовых иностранных лиц. Нужно отметить, что безвизовый режим предусмотрен для всех стран СНГ, кроме Туркмении и иных государств.

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году по патенту возможен при предоставлении полного пакета документов. Если отсутствуют нужные бумаги, трудоустройство невозможно. Неофициальная деятельность привлечет к административной ответственности. Размер штрафов варьируется. Оформление граждан других стран не представляет сложности, поэтому не рекомендуется нарушать законы, привлекая к труду неоформленных граждан.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Прием на работу иностранца с патентом в 2017 году: оформление высококвалифицированных работников

Если рассматривать, как правильно принять на работу иностранца с патентом в 2017 году с высокой квалификацией, можно отметить некоторые нюансы. Государство выделяет данную групп лиц, поэтому процесс трудоустройства отличается.

Как принять иностранца на работу в 2017 году: пошаговая инструкция и некоторые особенности

  1. квоты на рабочую деятельность, а также приглашение не требуются;
  2. специалисты с высокой квалификацией, независимо от профессиональной принадлежности, могут трудоустраиваться в любом месте Российской Федерации;
  3. наем не требует от нанимателя оформления никакой разрешительной документации;
  4. ограничения распространяются на проведение или организацию религиозной деятельности;
  5. наниматель обязан информировать ФМС обо всех изменениях или особенностях трудового соглашения;
  6. в течение месяца наниматель отправляет в Федеральную службу миграционного контроля составленное письмо, подтверждающее регистрацию иностранного гражданина в налоговой инстанции;
  7. специалисты не могут оформлять пенсионное страхование в России.

Так как законодательная база постоянно корректируется, нужно уточнять, как принять на работу иностранца с патентом в 2017 году, чтобы не допустить ошибок при оформлении документов и составлении договора.

Мнение эксперта Николая Яковлева, старшего юрисконсульта ЗАО «Русская Телефонная Компания» (Москва)

При сокращении штата иностранцу, принятому по патенту, предложите все вакансии, соответствующие его квалификации или нижеоплачиваемые

При сокращении штата работодатель обязан предлагать иностранцу перевод на все вакантные должности, которые сотрудник может занимать с учетом состояния своего здоровья. При этом нужно предложить должности как соответствующие квалификации сотрудника, так и нижеоплачиваемые. Это не зависит от того, какая должность или профессия закреплена в его патенте (ч. третья ст. 81 , ч. первая ст. 327.1 ТК РФ).

Указание в патенте той или иной должности или профессии не значит, что иностранный работник не имеет квалификации, необходимой для выполнения другой работы. Это лишь означает, что он не сможет трудиться по выбранной должности, пока не оформит изменения в патент (

О праве иностранцев свободно распоряжаться своими способностями к труду

Общие положения о приеме иностранных граждан на работу

До вступления в силу Федерального закона от 25.07.2002№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы устанавливался Указом Президента РФ от 16.12.1993№2146. После 01.11.2002, до принятия всех подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом «Об иностранцах », касающихся регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан , порядок, установленный Указом, применяется в части, не противоречащей Федеральному закону и международным договорам Российской Федерации. В настоящее время часть норм названного Указа Президента РФ не применяется, поскольку вступило в силу Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941.

Условимся, что под приемом на работу иностранных граждан понимается заключение с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг).

Порядок приема иностранного гражданина на работу зависит от того, какой статус он имеет в Российской Федерации.

Если организация нуждается в каком-либо конкретном специалисте, являющемся иностранным гражданином, первое, что ей необходимо выяснить, является ли указанный гражданин законно пребывающим в Российской Федерации вообще, а также каким именно документом подтверждено его право на пребывание в Российской Федерации.

Сразу же отметим, что Федеральным законом «Об иностранцах» предусмотрены жесткие ограничения прав иностранных граждан на занятие определенными видами деятельности, а также прав занимать определенные должности (статья 14). Например, иностранный гражданин не может находиться на государственной или муниципальной службе или быть командиром воздушного судна. Также запрещено принимать иностранных граждан на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 14). Перечень таких организаций и объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755.

Кроме этого, организации, желающей принять иностранного гражданина на работу, необходимо учитывать, что посещение иностранными гражданами территорий и объектов с ограниченным доступом возможно только при наличии специального разрешения (пункт 1 статьи 11 Федерального закона). Поэтому если организация планирует, что привлекаемые ею иностранцы будут работать на указанных территориях и объектах, то ей необходимо заранее согласовать с Федеральной службой безопасности, возможно ли будет получение такого специального разрешения на приемлемый срок. Перечень территорий, объектов и организаций с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.

С отдельными государствами у Российской Федерации существуют международные соглашения о трудовой деятельности граждан. Согласно статье 3 Федерального закона «Об иностранцах», если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, что установлены российским национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Принимая иностранного гражданина на работу, необходимо выяснить, не заключен ли Российской Федерацией соответствующий международный договор с государством, гражданином которого является принимаемый иностранный гражданин. Следует отметить, что международный договор может содержать положения, касающиеся как процедуры приема на работу, так и содержания трудового договора.

Прием на работу граждан Республики Беларусь

Ранее уже отмечалось, что в настоящий момент действует Договор о создании Союзного Государства, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 08.12.1999 (далее - Договор о Союзном Государстве)2. С момента вступления в силу указанного Договора прекратил свое действие Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 02.04.1996. Однако правовые акты, принятые в рамках Сообщества России и Белоруссии до заключения Договора о Союзном Государстве, продолжают действовать в части, не противоречащей ему.

Так, например, к таким правовым актам относится Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, которым установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования и привлечения иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется, а следовательно, граждане Республики Беларусь осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в том же порядке, что и российские граждане.

временно пребывающих на территории Российской Федерации

Согласно Федеральному закону «Об иностранцах» иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий и работающий на территории Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг). И в дальнейшем иностранными работниками мы будем называть принимаемых или принятых на работу иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Отметим, что до вступления в силу Федерального закона иностранные работники могли привлекаться на работу по гражданско-правовому договору на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, а в отношении трудовых договоров устанавливался специальный порядок привлечения иностранной рабочей силы (пункт 1 Положения о привлечении и использовании в Российской Федераций иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146).

Организация вправе принимать на работу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан только в случае наличия у нее разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору только при наличии у него разрешения на работу (пункт 4 статьи 13 Федерального закона; постановление Правительства РФ от 30.12.2002 № 941).

Проанализируем порядок приема на работу указанной категории иностранных граждан.

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Для приема иностранного работника на работу организации необходимо:

  1. Иметь положительное заключение территориального органа службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников (пункт 3 статьи 18 Федерального закона). Для его получения следует обратиться в территориальный орган службы занятости (отдел, комитет, комиссия) того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность организации и где планируется использовать труд иностранцев, а также представить:
  • сведения об организации;
  • сведения о количестве иностранных работников;
  • сведения о деятельности иностранных работников и их профессиях (должностях);
  • информацию, необходимую для обоснования необходимости привлечения иностранных работников.

Вопрос о целесообразности привлечении иностранных работников решается, исходя из того, обращалась ли ранее организация в службу занятости с заявкой на российских работников соответствующей квалификации. О невозможности удовлетворения такой заявки желательно получить письменное подтверждение и представить его при обращении за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников.

  1. Иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (подпункт 1 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Такое разрешение выдается федеральным органом внутренних дел или его территориальными органами при наличии положительного заключения соответствующего территориального органа федеральной службы занятости. Порядок его выдачи, а также выдачи разрешений на работу должен быть утвержден Правительством РФ. До этого в части, не противоречащей Федеральному закону «Об иностранцах» , будут применяться правила, установленные Положением о привлечении и использовании в Российской Федераций иностранной рабочей силы (Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2146). Скорее всего, разрешения, выданные до утверждения нового порядка, будут действовать до истечения указанного в них срока.

Для получения разрешений нужно представить следующие документы:

  • заявление о выдаче разрешения;
  • заключение о целесообразности привлечения иностранных работников;
  • проект договора или иной документ, подтверждающий предварительную договоренность с иностранным гражданином о намерении и об условиях его приема на раб7оту;
  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • сведения о привлекаемых иностранных работниках.

Разрешение или отказ в его выдаче должны быть получены не позднее 30 дней, а в некоторых случаях - 45 дней. Разрешение выдается на срок до 1 года и может быть продлено по просьбе организации, привлекаю щей иностранных работников. Оно не может быть передано другим организациям, а иностранные работники не могут быть переведены на работу в другие организации.

В выданном разрешении указываются:

  • наименование органа, выдавшего разрешение;
  • наименование и адрес организации -работодателя;
  • сведения о государственной регистрации организации-работодателя;
  • территория, на которой действует разрешение;
  • численность привлекаемых работников;
  • срок действия разрешения.

Если организация заявила, что иностранные работники привлекаются для работы на определенной территории, то использовать труд указанных работников на других территориях она не может.

Отказ в выдаче разрешения должен быть направлен организации в течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения об отказе; причем он должен быть мотивированным. Причиной отказа может послужить, например, невыполнение организацией условия обеспечения иностранным работникам заработной платы на уровне не ниже средней, сложившейся в организации, и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения организацией своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

  1. Внести на специальный счет, открываемый федеральным органом внутренних дел, средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника за пределы Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). После представления доказательств выезда иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока действия договора, внесенные на счет денежные средства возвращаются организации. В случае же нарушения иностранным работником или организацией законодательства о положении иностранных граждан в Российской Федерации и (или) порядка привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации иностранный работник будет выдворен за пределы России за счет депонированных организацией средств. Порядок внесения средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из Российской Федерации, а также порядок их возврата организации в ближайшем будущем должен быть установлен Правительством РФ.
  2. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу (подпункт 2 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу и перечень документов, предоставляемых организацией для выдачи иностранному гражданину указанного разрешения, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 и определены в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу3.

Согласно указанному документу разрешение на работу выдается работодателю для каждого иностранного работника. Для его получения работодатель подает в территориальный орган внутренних дел заявление, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

б) гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

в) адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

г) период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

д) сведения о наличии разрешения на работу с предъявлением подлинника (если работодателем является иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя);

е) вид деятельности;

ж) место работы;

з) сведения о работодателе;

и) сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

к) сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника.

Вместе с заявлением заявитель представляет цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм и следующие документы:

а) копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);

б) копия свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.

При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.

В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и при необходимости - иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина. Разрешение подписывается руководителем территориально го органа внутренних дел, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, или уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью этого органа.

В пункте 9 статьи 19 Федерального закона перечислены возможные основания отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

  1. Проконтролировать, чтобы иностранный работник, был зарегистрирован в территориальном органе внутренних дел по месту осуществления им трудовой деятельности в течение 3-х дней со дня его прибытия к месту работы (подпункт 3 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Иностранный работник на время действия заключенного с ним договора может проживать на жилой площади по своему выбору или же на жилой площади, предоставленной ему организацией-работодателем. Для регистрации иностранного работника необходимо, чтобы он лично или через нанимающую его организацию подал в территориальный орган внутренних дел следующие документы:
  • заявление о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания иностранно го работника в жилом помещении (такими документами являются договор найма (поднайма), договор социального найма жилого помещения или заявление организации-работодателя о регистрации на жилой площади, предоставленной организацией);
  • документ, удостоверяющий личность иностранного работника;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.

Организация должна быть заинтересована в том, чтобы иностранный работник был зарегистрирован, так как нарушение порядка временного пребывания в Российской Федерации может повлечь аннулирование выданного ему разрешения на работу (пункт 7 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»), а также его административное выдворение из Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ).

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию на основании визы. В целом, порядок приема данной категории иностранных граждан такой же, как для приема на работу прибывших в Российскую Федерации в порядке, не требующем оформления визы, за исключением некоторых моментов.

Для того, чтобы принять на работу гражданина государства, с которым у Российской Федерации установлен визовый режим, организации после действий, описанных в предыдущем разделе в пунктах 1-3, необходимо получить на имя каждого привлекаемого иностранного работника приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Указанные приглашения выдаются федеральным органом внутренних дел или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашений, поданному организацией, желающей принять на работу иностранцев, в соответствующий орган (пункт 2 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок оформления и выдачи приглашений установлен Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 № 1142.

Кроме этого, для получения приглашения на въезд иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности организация одновременно с ходатайством о его выдаче должна подать в орган, выдающий приглашения, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для привлекаемого иностранного работника. Разрешение на работу в Российской Федерации и приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, в совокупности с другими необходимыми документами, служат основанием для оформления иностранным гражданам российских виз, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - основанием для въезда в Россию без визы.

Здесь необходимо сделать замечание, касающееся иностранных граждан, прибывших из государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый режим поездки граждан. Международным договором или федеральным законом, может быть предусмотрено, что въезд в Россию иностранных граждан осуществляется на основании приглашения юридического или физического лица. В этом случае для оформления приема на работу иностранного работника организация должна будет оформить приглашение.

Ввиду того, что действующее на сегодняшний день законодательство не содержит ограничительных положений, при соблюдении условий порядка участия иностранных граждан в трудовых отношениях, установленных Федеральным законом «Об иностранцах», иностранный работник может быть принят на работу вне зависимости от того, по какой именно визе он прибыл в Российскую Федерацию.

При совершении действий, описанных в пункте 5 предыдущего раздела, необходимо учитывать, что иностранным гражданам, прибывшим до 01.11.2002 на основании визы, как уже было сказано ранее, не требуется обращаться в органы внутренних дел с заявлением о выдаче им миграционной карты.

В заключение необходимо отметить несколько общих моментов, касающихся иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию как на основании визы, так и в порядке, не требующем получения визы.

Одновременно с вышеперечисленными действиями организация, привлекающая и использующая труд иностранных работников, должна в течение 10 дней уведомить налоговый орган по месту своего учета (подпункт 4 пункта 8 статьи 19 Федерального закона «Об иностранцах»):

  • о подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • о прибытии иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
  • о получении иностранным гражданином разрешения на работу;
  • о заключении с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг);
  • о приостановлении действия или аннулировании разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • о приостановлении действия или аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Также ей следует направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным и работника ми условий трудового договора или гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении таких договоров. Помимо этого, организация обязана уведомлять органы внутренних дел о самовольном оставлении иностранными работниками места работы или места пребывания.

Оформление и выдача документов, необходимых для приема иностранных работников на работу, оплачивается государственной пошлиной в размерах, установленных Законом РФ от 09.12.1991 № 2005-I «О государственной пошлине» (с изм. на 25.07.2002):

  • за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности в размере 200 рублей за каждого гражданина, на имя которого выдается приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
  • за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;
  • за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу в размере 1000 рублей.

Прием на работу иностранных граждан,

постоянно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительный вид на жительство в Российской Федерации) принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан (подпункт 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»).

Организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, необходимо удостовериться, что у него имеется непросроченный вид на жительство в Российской Федерации (выдается сроком на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз).

При заключении гражданско-правового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином рекомендуется заключать договор на срок, не превышающий срок действия вида на жительство, а затем, в случае необходимости, продлевать его действие.

Если иностранный гражданин работает в организации на основании трудового договора, то необходимо учитывать, что установленные российским трудовым законодательством правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (статья 11 Трудового кодекса РФ). Однако трудовым законодатель ством не предусмотрено такое основание прекращения трудового договора, как истечение срока действия документов, подтверждающих разрешение на проживание иностранного гражданина в России. Не установлен такой случай и Федеральным законом «Об иностранцах». Поэтому организации, принимающей на работу постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, представляется целесообразным заключить с ним срочный трудовой договор на срок до окончания действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а затем, в случае, если иностранный гражданин предоставит вид на жительство, продлить срок действия трудового договора.

Прием на работу иностранных граждан,

временно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительное разрешение на временное проживание в России) принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан с одним ограничением: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (подпункт 2 пункта 4 статьи 13, пункт 5 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»).

Таким образом, организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, достаточно удостовериться, что у нанимаемого работника имеется непросроченное разрешение на временное проживание в том же субъекте Российской Федерации, в котором организация осуществляет свою деятельность (такое разрешение выдается сроком на 3 года).

Необходимо заметить, что Федеральным законом «Об иностранцах» не предусмотрено продление разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Это значит, что иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, после окончания срока действия разрешения на временное проживание должен покинуть ее пределы, если ему не выдано разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации - вид на жительство. Если по окончании срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не представил вид на жительство, организация должна расторгнуть заключенный с ним договор, так как в противном случае она будет привлечена к ответственности за нарушение правил использования иностранной рабочей силы.

Все сказанное о заключении договоров с иностранными гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации, справедливо и для случаев заключения договоров с временно проживающими иностранными гражданами.

Прием на работу иностранных граждан, обладающих особым статусом

Напомним, что к иностранным гражданам с особым статусом относятся граждане:

  • ходатайствующие о признании их беженцами;
  • официально признанные беженцами;
  • получившие временное убежище.

Как уже отмечалось, сказать на настоящий момент с полной ясностью, каким статусом в соответствии с Федеральным законом «Об иностранцах» обладают перечисленные выше категории граждан после 01.11.2002, затруднительно. Федеральный закон не содержит положений об указанных группах лиц, в том числе и прямого указания на то, каков порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Если подойти формально, иностранные граждане с особым статусом подпадают под определение иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, и тогда к ним должен применяться соответствующий порядок приема на работу. Однако правовой режим их пребывания и проживания в Российской Федерации, определенный Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (с изм. на 07.11.2000), не соответствует порядку временного пребывания иностранных граждан. В первую очередь это касается допустимых сроков пребывания, а также документов, удостоверяющих личность гражданина. С другой стороны, иностранные граждане, обладающие особым статусом, фактически являются временно проживающими на территории Российской Федерации. Анализ, а также сопоставление положений Федерального закона «Об иностранцах» и Федерального закона «О беженцах», показывают, что их правовое положение согласуется с правовым положением иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации. Если законодатель предполагал, что правой режим пребывания в Российской Федерации иностранных граждан с особым статусом подпадает под действие правового режима временного проживания, то к ним применяется порядок приема на работу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Однако сейчас, пока не приняты все документы, разъясняющие применение Федерального закона «Об иностранцах», сказать со всей определенностью, что имел в виду законодатель, не представляется возможным.

2 См. «КП» № 1, 2003 (стр. 6).

3 См. раздел Новости КП № 2, 2003 год

Работа на территории России для многих иностранных граждан является привлекательной. Темпы экономики и развитие внутреннего хозяйства страны требуют постоянного привлечения рабочей силы. Однако россияне не торопятся устраиваться на низкооплачиваемую или тяжелую работу. Чего нельзя сказать о прибывших гражданах, которых с радостью трудоустраивают работодатели.

Как правило, иностранцы, прибывающие из стран с низким уровнем жизни, отлично работают за относительно низкую заработную плату, не требуют дополнительных компенсаций и особых условий труда.

Требования законодательства, последние изменения

Сегодня Россия находится на 2 месте по количеству работающих в стране трудовых мигрантов. Ежегодно число официально трудоустроенных иностранных граждан переваливает за 1 млн. человек. Но, несмотря на действие законов, регламентирующих нахождение на территории России и устройство на работу иностранцев, в стране процветает нелегальный труд. Это связано с нежеланием приезжих оплачивать пошлины и отказом работодателей платить взносы за трудящихся в различные фонды.

До 1 января 2015 года трудоустройство мигрантов регулировалось Указом Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы», но с начала 2015 года в действующий Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» вписаны поправки. В связи с этим некоторые нормативные акты в Указе Президента утратили силу.

Изменения коснулись порядка въезда мигрантов на территорию РФ, в целом системы миграционного учета и процесса их приема на работу.

В соответствии с Федеральным законом, иностранцы, имеющие временное или постоянное разрешение на проживание, не нуждаются в разрешительных документах для осуществления трудоустройства. Закон подразделяет трудовых мигрантов на прибывших в страну визовым и безвизовым путем .

Кроме того, установлены нормы выдачи патентов на трудоустройство , превышение количества которых запрещено законом. Оформление патента необходимо тем гражданам, чье пребывание в стране не предполагает наличие визы или при пересечении границы в миграционной карте которых целью приезда в РФ было указано трудоустройство.

Получение патента

В соответствии с Федеральным законом, мигранты, прибывающие в Россию, делятся на три группы:

  • Имеющие вид на жительство (дополнительно в эту группу входят граждане Белоруссии).
  • Получившие визу для въезда в страну (к этой группе относятся граждане стран, не входящих в СНГ, а также Грузии и Туркмении).
  • Прибывшие в Россию в безвизовом порядке (жители Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана).

Если иностранный гражданин прибыл на территорию России безвизовым путем или при въезде в страну указал цель – трудоустройство, то в течение 30 дней с момента пересечения границы он обязан подать заявление на получение патента. Это документ, подтверждающий право осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Для его получения необходимо предоставить в ФМС следующие необходимые документы:

  • Заявление на бланке органа ФМС.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Миграционная карта с визой или уточнением цели посещения РФ.
  • Копия квитанции об уплате госпошлины.
  • Полис добровольного медицинского страхования.
  • Справки об отсутствии наркологических и инфекционных заболеваний.
  • Документ о знании русского языка, основ законов РФ и истории страны.

Через 10 дней после рассмотрения документов иностранный гражданин получает патент, разрешающий работать на территории страны. Этот документ действует в течение 12 месяцев . Продление патента не предусмотрено. По окончанию его срока действия иностранец обязан выехать и вновь въехать на территорию РФ, чтобы трудоустроиться повторно.

Еще сложнее получить работу в России стало тем, кто для въезда в страну получил визу. Изменения в законодательстве коснулись организаций, которые трудоустраивают таких граждан. Компания обязательно должна иметь разрешение на принятие на работу мигрантов, а также подать в органы внутренних дел весь пакет документов, включающих сведения о регистрации иностранца на территории РФ.

По закону мигранты могут самостоятельно искать работу в течение 90 дней . Если же за этот период они не смогли трудоустроиться, то придется немедленно покинуть страну.

Подробную информацию о всей документации, необходимой иностранцу, вы можете почерпнуть из следующего видео:

Официальный порядок трудоустройства в Российской Федерации

Для трудоустройства постоянно проживающих в России иностранцев специальных разрешений юридическим и физическим лицам, занимающимся их приемом на работу, не нужно. То же касается и жителей Белоруссии.

Для приема на работу всех остальных трудовых мигрантов действует определенный порядок.

Организация (юридическое или физическое лицо) должна предоставить в орган ФМС:

  • Разрешение на трудоустройство иностранных граждан.
  • Заключение от службы занятости населения о целесообразности использования трудовых мигрантов, для получения которого понадобятся дополнительные сведения:
    • об организации;
    • о численности иностранных рабочих;
    • о профессиях и должностях работников.

Разрешение выдается на срок до 12 месяцев и не может быть передано другому юридическому или физическому лицу, а сотрудники должны быть трудоустроены только в компании, получившей разрешение.

Устройство высококвалифицированных специалистов

К категории высококвалифицированных относятся специалисты, имеющие достижения, навыки и опыт работы в профессиональной сфере деятельности, за использование которых предусмотрено денежное вознаграждение.

Трудоустраивать таких лиц могут следующие организации:

  • Научные.
  • Коммерческие.
  • Образовательные (исключая духовные).
  • Учреждения здравоохранения.
  • Иные, деятельность которых направлена на осуществление научно-технических, инновационных, экспериментальных разработок.
  • Филиалы иностранных организаций, имеющих аккредитацию в РФ.

При трудоустройстве иностранного высококвалифицированного специалиста необходимы:

  • Разрешение на привлечение и использование иностранцев.
  • Разрешение на работу.
  • Полный пакет документов для получения разрешения.
  • Госпошлина – 2000 руб.
  • Цветное фото 3*4.
  • Договор на выполнение работ.
  • Учредительные документы организации.
  • Ходатайство, написанное по установленной форме.
  • Письмо, подтверждающее обязательство возместить расходы государству, если специалист будет депортирован из страны.

Не позднее, чем через 14 дней организация должна получить разрешение или отказ принять на работу иностранного высококвалифицированного сотрудника.

Если такой специалист будет привлечен для выполнения работ в России на срок не более 90 дней, ему не требуется постановка на учет в органе ФМС.

Налогообложение иностранцев

Заработная плата трудовых мигрантов в России облагается . При этом ставка зависит от времени нахождения и ведения трудовой деятельности в стране. Расчет ставки отталкивается от количества трудовых дней за 12 месяцев, в течение которых прибывший из другого государства работал на территории РФ.

Если это количество дней менее 183, то зарплата облагается налогом в размере 30%, если более этого срока, то ставка налогообложения устанавливается в размере 13%.

Кроме того, зарплата иностранцев облагается страховыми взносами. Уплата пенсионных отчислений предусмотрена, если иностранный работник имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство. Владельцы миграционных карт взносы на пенсионное страхование платить не обязаны.

Отсутствие разрешения на работу у мигранта или организации не освобождает от уплаты налогов.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства. Алгоритм приема на работу иностранного гражданина определяется не только его правовым статусом, но также и видом деятельности, которую осуществляет потенциальный работодатель. По сложившейся практике, компания-работодатель (или заказчик работ, услуг по договору ГПХ) имеет право привлекать иностранных граждан, а иностранный гражданин имеет право трудиться при наличии разрешения на работу или патента (кроме граждан стран — участников ЕАЭС).

Чем регулируются трудовые отношения с иностранными гражданами

Перечень законопроектов:

  1. (115-ФЗ).
  2. Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».
  4. Письмо «Об оформлении трудовой книжки иностранного работника» № 908-6-1 от 15.06.2005 Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости России.

Федеральный исполнительный орган по вопросам миграции, которым ранее являлась Федеральная миграционная служба России, упразднен (Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156). Все полномочия перешли к МВД России, в Главное управление по вопросам миграции МВД России (ГУВМ России).

Ограничения для компании-работодателя

Первоначально при решении вопроса о возможности приема на работу иностранного гражданина — соискателя необходимо определить, не подпадает ли экономическая деятельность юридического лица под ограничение на прием иностранных граждан:

  1. Не имеющих вида на жительство иностранных граждан запрещается привлекать к розничной торговле фармацевтическими товарами и торговле на рынках.
  2. Запрещено привлекать иностранцев на определенные объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
  3. Перечень ограничений для работодателей по предельно допустимому удельному весу иностранцев в штате юридического лица содержит Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 о квотах.

Действующее законодательство накладывает определенные ограничения и дополнительные обязанности на обе стороны будущего трудового договора. Для работодателя дополнительными будут следующие:

  1. Работодатель не может привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого этому гражданину выдано разрешение на работу (или патент), а также по специальности, которая не указана в разрешении на работу (за некоторыми исключениями).
  2. Высококвалифицированные иностранные специалисты (ВКС) не могут привлекаться работодателем к трудовой деятельности для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью.
  3. Работодатель обязан о заключении, расторжении трудового или гражданско-правового договора в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента заключения или расторжения такого договора.
  4. Работодатель или заказчик работ (услуг) не должен иметь на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административного наказания за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.
  5. Работодатель контролирует своевременное направление иностранным работником необходимых документов в ГУВМ России. В противном случае патент аннулируется, работник будет продолжать трудовую деятельность на основании недействительного документа. Таким образом, штраф может быть наложен на работодателя.

Ограничения для иностранного работника

При решении вопроса о возможности приема на работу иностранного гражданина — соискателя необходимо определить его принадлежность к гражданству конкретного государства.

Иностранные граждане, приравненные в трудовых правах к гражданам России

Работникам, имеющим гражданство Армении, Казахстана и Киргизии (иностранных граждан из стран ЕАЭС), необходимо предоставить стандартный набор документов для приема на работу. Тем не менее, такие работники подлежат учету миграционной службой в качестве иностранцев ().

Иностранные граждане, получившие вид на жительство (ВНЖ) в Российской Федерации (в течение 7 дней после прибытия встали на миграционный учет самостоятельно. Если работник не встал на миграционный учет, то эта обязанность возлагается на работодателя).

Иностранные граждане, получившие разрешение на временное пребывание (РВП) в Российской Федерации. Они могут трудиться только в том субъекте, в котором ему разрешено временное проживание. Разрешение позволяет временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, срок действия — три года.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

Если иностранный гражданин законно находящийся на территории РФ без получения визы (кроме случаев прибытия в РФ в безвизовом порядке, указанных в ст. 2 ), то такой гражданин может быть трудоустроен без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Такой иностранный работник должен иметь разрешение на работу либо патент (п. 4 ст. 13 ). Патенты введены взамен действующих ранее разрешений на работу для безвизовых иностранцев. В миграционной карте должна быть отмечена соответствующая цель въезда — работа, в противном случае в выдаче патента будет отказано, необходимо будет организовывать повторный въезд. Патент также должен быть оформлен надлежащим образом.

«Визовые» иностранные граждане

Если иностранный гражданин въезжает в РФ для осуществления трудовой деятельности, ему выдается рабочая виза. Оформление такой визы — это строго регламентированный процесс (п. 1 ст. 18 ). Требуется оформление приглашения через ГУВМ, которое является основанием для получения рабочей визы.

Работодатель обязан тем не менее уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого трудоустроен иностранный гражданин, о заключении и расторжении с ним трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13 ).

Высококвалифицированные специалисты (ВКС)

Порядок трудоустройства иностранных граждан с высоким уровнем квалификации, опытом работы в определенной сфере деятельности отличается от стандартной процедуры.

Пакет документов подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган в порядке п. 6.2 ст. 13.2 , п. 38 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589.

Иностранные граждане, обучающиеся в России по очной форме

Иностранные студенты могут оформить разрешение на работу (РНР), разрешение выдается без учета квот на выдачу таких разрешений (пункт 9 статьи 13.4 ). В остальном действует общий порядок для трудоустройства иностранных граждан. РНР выдают сроком на 1 год, затем его продлевают на срок трудового договора, но не более чем срок обучения в вузе. Если студент закончил обучение, отчислился или взял академический отпуск, то РНР аннулируется.

Заключение трудового договора

Порядок заключения трудового договора устанавливается как для российских граждан, так и для иностранных соискателей, однако имеет ряд важных особенностей, которые необходимо учитывать при оформлении приема на работу иностранного гражданина и далее в процессе его трудовой деятельности.

Документы иностранного работника

  • иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.

Кроме штрафов, для иностранного гражданина предусмотрена такая мера ответственности как административное выдворение за пределы РФ.

Таким образом, работодатель не только заплатит значительный штраф, но и фактически потеряет работника. Кроме того, привлекать на работу иностранных граждан вправе работодатели, не имеющие на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.

Штрафы для работодателей за нарушение миграционного законодательства внушительны, а проверки проводятся регулярно. Важно, что административная ответственность для работодателя наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

В целях контроля миграционных процессов для противодействия незаконному въезду мигрантов, организованному недобросовестными работодателями, установлена и уголовная ответственность. Так, статья.322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» устанавливает ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан, их незаконного пребывания в РФ. Такая деятельность наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Особое мнение

Основная трудность при приеме на работу мигранта заключается в неком психологическом барьере. Представьте - вы только что провели собеседование с прекрасным кандидатом, который отлично подходит вашей компании. Застенчиво улыбаясь, он сообщает, что у него нет российского паспорта. И вот в этот момент ни в коем случае не нужно ужасаться и бросать торопливое «Мы вам перезвоним, до свидания!»

Лучше спросить у иностранца, какое у него гражданство и какие документы у него есть. Возможные ответы: ВНЖ, РВП, ВУ, патент, РНР, «я из ЕАЭС». Отталкиваясь от ответа, вы поймете, какие документы нужно попросить принести.

Главная трудность заключается в необходимости определить, является ли иностранец налоговым резидентом, чтобы рассчитать налоговую ставку. Честно говоря, в этом нет ничего сложного (нужно посчитать, какое количество дней за последние 12 месяцев иностранец провел в России; если же у претендента на вакансию есть патент или временное убежище - даже считать ничего не надо), но почему-то некоторые сотрудники HR на этом этапе впадают в ступор. Сейчас продвинутые иностранцы могут бесплатно заказать на сайте ФНС сертификат, где будет написано, резиденты они или нет - и принести вам, если вы сомневаетесь в своих математических способностях.

Главное отличие при приеме на работу гражданина РФ и иностранца - необходимость уведомить МВД о заключении трудового или гражданско-правового договора. Уведомление - это специальная анкета, которую надо заполнить и в течение трех рабочих дней предоставить в УВМ. Тот пресловутый «огромный штраф», которого так боятся многие работодатели, нависает над ними как раз при превышении этого срока. На мой взгляд, трех дней вполне достаточно, чтобы дойти до отделения, тем более, что для приема уведомлений обычно отводится отдельное окно или кабинет. Сейчас на тематических порталах для бухгалтеров достаточно много простых и понятных статей о размере взносов в фонды, так что с этим тоже не должно возникнуть никаких проблем.

Иностранцы - такие же люди, как и россияне! Не нужно относиться к ним предвзято лишь из-за отсутствия паспорта с двуглавым орлом. Между прочим, определенная часть иностранцев довольно хорошо подкована в знании миграционного законодательства, и если вы чувствуете, что зашли в тупик - почему бы не спросить совета у них самих?




Top