Частная практика врача. Свой бизнес: как открыть медицинский кабинет. Какие разрешительные документы нужны для открытия медицинского кабинета

Вы врач и хотите открыть свою клинику или кабинетик. А может быть, вы - женщина, у мужа есть деньги, а вы в детстве очень хотели быть врачом.
Скажу одно, чтобы открывать свою клинику надо быть или идиотом, либо очень упертым человеком.
А теперь подробнее:

Начну с утверждения: «Государство сознательно или бессознательно тормозит развитие частной медицины в России». Одним из факторов этого торможения является процесс получения разрешения на право заниматься медицинской деятельностью (медицинская лицензия).

Многие люди, которые не занимались вопросами медицинской лицензии думают, что лицензию получает врач или врачи, которые хотят лечить больных частным образом. Это не так. Врач в России не автономен. Наличие государственного диплома, врачебного сертификата и даже профессорского звания не дает ему права заниматься самостоятельной лечебной работой. Он может работать только в государственной или частной клинике имеющей медицинскую лицензию.

Лицензию у нас получают не врачи, а помещение.

Нет, врачи, конечно, нужны для получения лицензии, но их роль незначительна. Для получения лицензии достаточно представить копии трудовой книжки и сертификата врачей и всё. После получения лицензии врачи, представившие свои документы для получения лицензии, могут в клинике и не работать.

А вот с помещением все намного сложнее. Внешне все просто есть определенные правила для помещений, в которых занимаются медицинской деятельностью, они должны быть выполнены. Выполнение подтверждается санэпидстанцией, пожарными.

Теперь, коротко о процессе. Вы решили заняться частной медицинской деятельностью. Вы врач или у вас есть врачи, которые хотят у вас работать и у них есть все необходимые документы. Дальше всё вроде просто. Организовываете юридическое лицо или индивидуальное предпринимательство.

Находите помещение (задача непростая, но возможная). Заключаете договор аренды и начинаете платить за помещение. Дальше приводите его в порядок в соответствии с правилами по медицинскому лицензированию, за это тоже придется заплатить. Покупаете оборудование.

Теперь вам нужно получить разрешение от СЭС и пожарных. Процесс не быстрый даже за деньги. Когда у вас есть все необходимые разрешения подаете все документы в лицензионную палату и ждете получения лицензии.

Процесс не очень долгий, в среднем занимает 3-6 месяцев после того, как вы сняли, отремонтировали помещение и купили оборудование. Вы понимаете? В течение всех этих 6 месяцев уже после вложения денег, вы платите арендную плату .

Получается, чтобы просто создать небольшую клинику или просто отдельный врачебный кабинет вам придется потратить около 15 00 000 рублей и массу усилий и месяцев 8 своего времени. А потом ура, можно начинать работать.

Правда, работа тоже с проблемами. У государства есть презумпция виновности по отношению к частным врачам и клиникам. Разрешения на выписку льготных лекарств вы не получите, не надейтесь. Разрешение на выписку больничного – большие усилия и масса времени.

Кто–то скажет, а что здесь такого? Должно государство контролировать врачей. Согласен, должно, но не так. Должна быть разрешительная система.

Если у врача есть необходимые документы. Он уже может заниматься выездной частной практикой и выписывать льготные лекарства и больничные.

Хочет открыть свой кабинет? Получи свод правил, выполни и открывай.

Нарушил правила. Отвечай. Лишайся лицензии и т.д.

А то у нас шизофрения, какая-то получается. На дому смотреть больных участковому можно, а частному врачу, если у него нет кабинета, нельзя. Кабинет в своей квартире открыть нельзя. Это только на западе или в старых фильмах доктор у себя дома мог принимать. В результате часто имеем ситуацию в государственной больнице грязь, тараканы, падающая штукатурка, а лечить можно. Рядом частная клиника с ремонтом и новом оборудованием, а лечить нельзя. Нет лицензии, СЭС разрешения не дает.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица получившие документ из учебного заведения об образовании (подойдёт среднее и высшее). Также необходимо, чтобы у гражданина были в наличии дополнительные документы на ведение индивидуальной мед-деятельности и профессиональный сертификат о специализации.

Негосударственное осуществление медицинской практики означает следующее:

  • предоставление медуслуг не может реализовываться через медучреждения страны или органов местной власти;
  • для работы гражданин должен быть зарегистрирован, как индивидуальный предприниматель.

Также существует понятие субъекта частной мед-деятельности. Это организация приватной формы собственности, которая предоставляет услуги медицинского характера на основании выданной лицензии. При этом основателем или членом организации не может быть лицо (физическое или юридическое) из числа госструктур или органов местного самоуправления, или человек, который самостоятельно предоставляет медуслуги на профессиональной платной основе, без регистрации юрлица.

Практика врачей частников направлена реализовать такие задачи:

  • выполнение государственных программ здравоохранения;
  • осуществляет формирование конкуренции в сфере предоставления медуслуг;
  • оказывает населению помощь, в том числе бесплатную, при экстренных ситуациях;
  • за счёт роста конкуренции формируется рынок, где каждый специалист дорожит своим клиентом, а потому качество предоставления услуг всегда держится на высоком уровне.

Оказание медуслуг в приватных клиниках производится за деньги отдельных граждан, предприятий или организаций.

Нередко платные медучреждения спонсируют страховые компании (СК), которые выдают полисы ОМС (предусмотрено обязательным медицинским страхованием). Тогда между СК и платной больницей оформляется соглашение о сотрудничестве.

Право гражданина практиковать предпринимательскую деятельность, используя навыки и способности, закреплено в Конституции Российской Федерации (РФ). Ограничение одно, характер выполняемых работ не должен противоречить законодательству РФ. Ст. 8 Конституции страны также закрепляет гарантию защиты собственности любой формы, сюда же включается и частная.

Кто же может предоставить право на занятие частной медицинской практикой? По законодательным актам такой правомочностью наделены местные администрации. Окончательное решение о выдаче лицензии согласовывается со специализированными медицинскими организациями, которые территориально относятся к местности, подведомственной админоргану.

Помимо выдачи разрешения, местная администрация и мед-ассоциация занимаются:

  • надзором за качеством оказываемых услуг;
  • накладывают запрет на ведение деятельности.

В остальных случаях, не предусмотренных законом, сотрудники местных властей в работу медорганизации не вмешиваются.

Прекращение работы врача частной практики производится на основании вердикта суда или органа, который выдавал лицензию.

Юристы нелестно отзываются о системе норм законодательства, регламентирующих занятие приватной медпрактикой, по таким причинам:

  1. Остаётся не до конца понятным смысл разрешения, которое выдаёт администрация. Оно имеет характер лицензии или является самостоятельным документом.
  2. Противоречащим по сути является и положение о том, что доктора, работающие в гос-больницах и медучреждениях местных муниципалитетов могут выписывать пациентам лекарства гражданам, имеющим право на получение льготных медикаментов. В это же время приватно практикующие врачи лишены такой правомочности. Возможность выписывать льготные лечебные препараты допускается только, если платная больница сотрудничает с местной государственной организацией здравоохранения или же фондом ОМС. Данные обстоятельства ставят в неравные условия и неким образом проводят дискриминационную черту между двумя категориями частных организаций, и в целом между платными и государственными/муниципальными больницам. Опыт других стран показывает, что приватная медицина должна быть на подхвате государственной, а потому иметь возможность совершать те же функции, особенно в части выполнения гарантий льготников.
  3. В силу того, что норма была принята довольно-таки давно, характер отношений в сфере здравоохранения изменился. Так, раньше кроме наёмного труда не существовало форм работы. На сегодня гражданин не должен вступать в трудовые отношения для ведения частных медицинских занятий, достаточно зарегистрироваться физическим лицом предпринимателем. В таком случае между врачом и его клиентами действует договорённость, где оба субъекта находятся в одном положении. Один предоставляет медуслуги в оговорённом порядке, другой совершает оплату или другие требования в соответствии с договором.

Местная администрация на самом деле не имеет отношения к определению квалификация доктора как специалиста. На практике она проводит регистрацию доктора, как частного предпринимателя (ЧП). Мастерство и квалификацию медика можно определить по его диплому и сертификату.

Процедура имеет регистрационный характер. Это значит, что орган не даёт разрешение на оформление ЧП, а совершает регистрационные действия в отношении лица, которое написало заявление и подало полный перечень документов.

Таким образом, формулировка о том, что администрация даёт разрешение не соответствует действительности. Об оформлении ЧП обратившемуся по истечении пятнадцати дней выдаётся соответствующее свидетельство. Помимо написания заявления, человек также должен уплатить государственную пошлину.

Основанием для отказа в регистрации ЧП является ведение неправомерной деятельности.

Отдельно нужно сказать о лицензировании: предприниматель вправе вести деятельность, которая указана в регистрационном свидетельстве, кроме той, на которую нужно получить лицензию. Соответственно на лицензированные виды занятий необходимо получить разрешение дополнительно.

Следующее положение, которое не реализуется на практике, это то, что разрешение мед-ассоциации на работу действует только на отдельной местности. На самом деле, документ действителен на всей территории федеральной единицы. Специализированные мед-ассоциации представляют полномочия по лицензированию различных видов медицинских работ. После выдачи лицензионной бумаги данным органом, ЧП становится полноправным субъектом в сфере оказания медуслуг. Перечень врачебных действий, который он вправе выполнять закреплён в дозволительном документе.

ЧВ (частный врач) может заключать с государственными и муниципальными клиниками гражданские соглашения о сотрудничестве. Особое значение в системе ОМС имеют семейные врачи.

Это объясняется тем, что знания и навыки используемые в данной специализации имеют внушительный перечень, он предусматривает предоставление:

  • неотложной помощи;
  • первичных медуслуг;
  • приёма и лечения в амбулаторном порядке.

Для выполнения функций частный врач (ЧВ) вправе взять в подчинение нескольких сотрудников.

Доктор семейной медицины вправе работать:

  • в государственной медорганизации;
  • в негосударственной медорганизации;
  • как индивидуальный предприниматель.

Кроме того, деятельность семейного врача может осуществляться на договорных с муниципальными, государственными больницами, СК основаниях. По договорённости медик общей практики вправе оставить за собой места для лечения больных в стационаре. У ЧВ также есть возможность установить домашние или дневные стационары.

Какие функции выполняет ЧВ

За ЧВ общей практики закреплено выполнение таких функций:

  • домашний визит к больным или амбулаторные приёмы;
  • оказывает скорую неотложную помощь;
  • проводит диагностику заболевания, лечение, реабилитацию и профилактику;
  • помогает в разрешении медико-социальных проблем.

При наличии лицензии ЧВ может проводить оценку наличия трудоспособности у человека, оценивать объём её нарушения. ЧВ разрешено и выдавать справки о временной нетрудоспособности.

Частные врачи могут работать на товарищеских условиях в группах, необязательно получать свидетельство о регистрации юридического лица.

Некоторые граждане под лицом лекарей практикуют занятия народной медициной и целительством. Стоит заметить, что государство не регламентировало на законодательном уровне данные виды занятий. Соответственно, ни о какой лицензии и речи быть не может. Такие услуги предоставляются частными лицами на полулегальных основаниях.

По итогам можно сказать, что нынешнее законодательство несколько устарело и требует уточнения и поправок, которые бы работали на практике. В остальном законодатель поддерживает право граждан заниматься индивидуальной практикой и оказывать медицинскую помощь нуждающимся.

Марина Валерьевна Поддубная| Москва| 08.02.2011 20:35

Юридическое лицо, планирующее заняться оказанием медицинских услуг, обязан получить специальное разрешение – лицензию. А если речь идёт не об юридическом лице, а о врачебной практике. В ОКВЭД говорится 85.12 - это Врачебная практика Эта группировка включает: - медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля (терапевтами), врачами - специалистами и хирургами. Эта деятельность может осуществляться в поликлиниках (клиниках для амбулаторных пациентов), а также в порядке частной практики группами врачей - деятельность, осуществляемую в поликлиниках и медпунктах при предприятиях, в школах, домах для престарелых, рабочих и прочих объединениях, а также помощь на дому. Пациенты обычно являются амбулаторными и могут направляться к специалистам врачами общего профиля (терапевтами) - частную консультационную деятельность в больницах Эта группировка не включает: - деятельность среднего (парамедицинского) персонала (акушерок, медсестер и физиотерапевтов - техников - персонала физиотерапевтических кабинетов) Тогда лицензированием является для оказания услуг по консультации ИП во врачебной практике действительный сертификат специалиста?

Ответы юристов (1)

Марина Валерьевна, коды ОКВЭД к лицензируемым видам медицинской деятельности прямого отношения не имеют. Сертификат специалиста - это документ о профессиональном образовании и допуске к врачеванию при нахождении в трудовых правоотношениях с работодателем, имеющем лицензию на медицинскую деятельность.
Для занятия в рамках гражданских правоотношений посредством оказания медицинских услуг сертификата специалиста не достаточно. Надо получать лицензию на конкретную медицинскую деятельность согласно .

Похожие вопросы

Добрый день, подскажите пожалуйста у нас заключен договор аренды нежилого помещения под стоматологический кабинет, недавно мы вступили в программу ОМС, подскажите пожалуйста возможна ли комбинированная оплата договора аренды из средств получаемых от ОМС и от платной деятельности?Как определить размер аренды из разных источников финансирования. Спас...

Дмитрий| Ставрополь| 23.07.2019

При проверке комиссии предъявлены документы: -положение о кабинете травматолога-ортопеда; -медоборудование для выполнения заявленных услуг, но не в полном объеме, которое требуется по стандарту оснащения. Отсутствуют весы для новорожденных, некотрые шины. Применяем пункта 4 статьи 8 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.10.201...

Александр| Город Орел, Орловская Область| 24.01.2019

Что необходимо отразить в кассовом чеке? Код услуги по номенклатуре и полное название услуги? Но в кассовую машину нельзя внести более 56 знаков. Можно ли сокращать название услуги в кассовом чеке?

Юлия Егорова о том, как регулируется частная практика врачей

Юлия Егорова (Москва) — врач отделения анестезиологии-реанимации клиники фтизиопульмонологии ПМГУ им. Сеченова. По второму высшему образованию — юрист.

Наверное, каждый врач в нашей стране рано или поздно сталкивается с проблемой частных консультаций. Случайные знакомые, бывшие пациенты, родственники и друзья коллег, сами коллеги, не доверяя «кому попало», просят доктора проконсультировать их. В итоге к хорошему врачу стекаются ручейки, а иногда и потоки людей, которые хотят частную, «нелегальную» консультацию. По моему мнению, это происходит в силу традиционного недоверия пациентов к врачам и низкого качества нашего здравоохранения в целом. Так или иначе, респектабельное понятие «частная практика» — знакомое нам, прежде всего, из книг и зарубежного опыта — все прочнее входит в нашу жизнь. Может быть, вы уже задумывались о том, чтобы полностью перейти к частной практике или даже хотели бы создать свой частный центр? Рассмотрим законы, регулирующие это жизненное явление, а также ответственность за их нарушение.

Что есть что?

Для уточнения темы разговора приведем определения, которые нам дает Закон об охране здоровья граждан.

Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положения закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Дело требует

Рассмотрев эти определения, можно заключить, что применять понятие «частная практика» к оказанию услуг в области медицины с юридической точки зрения не вполне верно. Частные или, правильнее сказать, физические лица по этому закону не могут оказывать медицинские услуги — для этого необходима регистрация юридического лица или хотя бы индивидуального предпринимателя.

Далее, для того чтобы юридическому лицу получить лицензию на оказание медицинских услуг, необходимо выполнить довольно обширный список требований. Соискатель лицензии должен иметь в собственности или на правах аренды помещение, пригодное для оказания медицинских услуг и соответствующее санитарным и прочим нормативам (что также должно быть подтверждено документально). Также необходимо иметь в собственности или аренде медицинское оборудование, аппараты и инструменты, необходимые для оказания заявленных услуг. При этом аппаратура и оборудование должны быть сертифицированы и зарегистрированы в установленном порядке.

Также для получения лицензии на медицинскую деятельность должны быть выполнены требования к персоналу. Руководитель и его заместители, ответственные за медицинскую деятельность, должны иметь высшее медицинское образование и действующий сертификат по врачебной специальности, а кроме того дополнительное образование и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

К индивидуальному предпринимателю требования несколько мягче. Он должен иметь соответствующее заявленным им услугам медицинское образование. Если планируется оказывать доврачебную помощь или сестринский уход, то достаточно будет среднего медицинского образования, стажа не менее 3‑х лет и сертификата по соответствующей специальности. Врачам же потребуется дополнительное послевузовское образование, стаж не менее 5 лет и действующий сертификат специалиста.

Если для выполнения медицинской услуги необходимо несколько человек — в лицензионные требования включаются трудовые договоры, заключенные с работниками, которые должны иметь необходимое медицинское образование и сертификаты специалиста в количестве, соответствующем общим требованиям к штатному расписанию медицинских организаций. Кроме медицинских работников необходим технический персонал, имеющий квалификацию, достаточную для обслуживания медицинской аппаратуры, или договор с компанией, имеющей лицензию на ее техническое обслуживание.

Лицензионные требования приведены здесь в сокращенном виде, полный их перечень содержится в Положении о лицензировании медицинской деятельности от 16 апреля 2012 года, основном нормативном документе, регулирующем лицензирование оказания медицинских услуг. С ним можно познакомиться по ссылке: base.consultant.ru .

Даже неполный перечень лицензионных требований не оставляет сомнений в том, что частная медицинская деятельность требует весьма значительных начальных вложений, тогда как доктора более расположены заняться частной практикой для того, чтобы заработать деньги, а не потратить их. Более того, такие значительные расходы на лицензирование (не только медицинской деятельности, но и помещения, аппаратуры и прочего) значительно повышают стоимость услуг до недоступных большинству пациентов. Кроме того, лицензия выдается не раз и навсегда, а на 5 лет, после чего ее необходимо получить снова.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель?

После сравнения процедур регистрации, налоговых условий и требований к отчетности можно сделать вывод, что целесообразнее зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Ограничений в предпринимательской деятельности, заключении трудовых договоров и т. д. индивидуальный предприниматель не имеет, отчетность сдает реже и заработанные деньги может тратить по своему усмотрению, тогда как деньги, принадлежащие юридическому лицу, его владелец может получить только через выплату себе зарплаты, что означает дополнительные налоговые отчисления.

Закон и порядок

После размышления над процедурой регистрации юридического лица или индивидуального предпринимательства, ведения бухгалтерии, составления налоговых деклараций, приобретения помещения и оборудования, получения лицензии… у российского доктора непременно возникает вопрос «А может, как‑нибудь так?»

«Как‑нибудь так» регулируется

Кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством):

1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности,— влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Вроде штрафы невелики, и выходит, что дешевле незаконно заниматься частной практикой, чем законно оказывать медицинские услуги. Но эта ответственность предполагается за единичные действия, например, померили соседской бабушке давление, посоветовали ей какое‑нибудь лекарство, и получили шоколадку от благодарной старушки. Подобные добрые дела можно совершать и систематически, главное — не получать с них финансовой прибыли, потому что если ваша медицинская деятельность принесет вам значительный доход, то это уже

Уголовный кодекс РФ статья 171. Незаконное предпринимательство: п 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Насчет этой статьи врачей можно сразу успокоить, потому что крупный размер дохода начинается от 250 тысяч рублей за время занятия частной практикой, а заработать такие деньги не так‑то просто. Следует также обратить внимание, что в этой статье имеется в виду самостоятельная деятельность. То есть если врач оказывал услуги по трудовому договору с организацией, которая не имеет лицензии на медицинскую деятельность, то ответственность за это несет организация, а не доктор. Об этом полезно вспомнить, например, при вычете из заработной платы работников сумм под предлогом погашения штрафов, наложенных на клинику в связи с лицензионными нарушениями.

Наиболее грустными выглядят последствия случая, когда незаконная медицинская услуга не принесла пользы, а наоборот, причинила вред. То есть соседская бабушка, которой вы померили давление, приняла по вашему совету гипотензивное средство, после чего у нее закружилась голова, она упала и сломала при этом шейку бедра (а это как минимум вред здоровью средней тяжести). На этот случай есть

Уголовный кодекс РФ, статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека,— наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,— наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Под частной практикой в уголовном праве понимается любое оказание медицинских услуг вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, если эта деятельность осуществляется регулярно, на постоянной основе. Например, вы измеряете давление соседской бабушке постоянно, и даете ей по этому поводу какие‑то советы. Если же вред здоровью был причинен при разовом оказании услуги или медицинской помощи, то он может квалифицироваться как причиненный по неосторожности. При этом для признания виновности в незаконной медицинской практике совершенно не имеет значения, получаете ли вы прибыль от этой деятельности, выясняется только сам факт оказания услуг.

Самое главное

Частная медицинская практика жестко урегулирована законодательно, требует регистрации юридического лица или индивидуальной предпринимательской деятельности и получения лицензии.

При заключении трудового договора с частным работодателем имеет смысл уточнить наличие лицензии на медицинскую деятельность и узнать, какие именно услуги лицензированы, для того чтобы застраховать себя от неприятных неожиданностей вроде прекращения работы клиники из‑за отсутствия лицензии или запрета оказания услуг по вашей специальности.

Оказание медицинских услуг в частном порядке без лицензии — не преступление, но считается правонарушением, которое может повлечь за собой административную ответственность.

И, как обычно, помните о врачебной заповеди — «не навреди». Причинение вреда здоровью не только противоречит главному принципу профессии, но и влечет уголовную ответственность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Частная медицинская практика и фармацевтическая деятельность

2. Порядок лицензирования частной медицинской практики

3. Порядок получения разрешения на занятие народной медициной (целительством)

4. Ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью

Список литературы

Введение

В настоящее время государство придает огромное значение охране здоровья населения страны, что выражается в создании и реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и обеспечении гарантий защиты конституционного права граждан на охрану здоровья.

Медицинская деятельность, как один из основных инструментов реализации права граждан на охрану здоровья, должна быть наиболее урегулирована со стороны государства в части недопущения появления на рынке медицинских и фармацевтических услуг неквалифицированных работников, не имеющих специальных познаний для оказания медицинской помощи населению.

В связи с тем, что некоторые участники рынка медицинских услуг ставят в основу своей деятельности получение максимальной прибыли, то это в первую очередь сказывается на качестве предоставляемых услуг, следовательно, наибольшее количество злоупотреблений в сфере здравоохранения происходит вне системы государственной или муниципальной систем здравоохранения, а именно в системе частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности.

1. Частная медицинская практика и фармацевтическая

деятельность

Давайте разберемся, как действующее законодательство трактует понятие частной медицинской практики.

Частная медицинская практика (ст. 56 ФЗ от 22 июля 1993 года №5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан") - оказание услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан, средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами.

Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию

а) доврачебной,

б) амбулаторно-поликлинической,

в) стационарной,

г) высокотехнологичной,

д) скорой,

е) санаторно-курортной медицинской помощи.

В соответствии с законодательством об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностью частной медицинской практики является народная медицина, то есть деятельность народных целителей, применяющих методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанных на утвердившихся народных традициях, но не зарегистрированных в установленном порядке органами здравоохранения. В связи с тем, что данная сфера деятельности непосредственно затрагивает здоровье населения в целом и конкретного человека в частности, она должна подвергаться наибольшему, особому контролю со стороны государства.

2 . Порядок лицензирования частной медицинской практики

частный медицинский фармацевтический лицензирование

Для реализации особого контроля над соблюдением прав граждан на охрану здоровья в области осуществления медицинской и фармацевтической деятельности используется установленный законодательством разрешительный порядок - лицензирование, предполагающее, прежде всего, предварительный контроль над лицами, желающими быть допущенными на рынок медицинских (фармацевтических) услуг. Поэтому основным условием законности занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых (п.п. 96 и 47 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность строится в строгом соответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан, в связи, с чем правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

а) высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание;

б) сертификат специалиста;

в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Минздравом РФ (установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).

Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельно­сти" (далее Закон) дано достаточно широкое определение понятия лицензирования: "Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании" (ст. 2 Закона).

Как видно, понятие "лицензирование" включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но и действия по контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также действия, связанные с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или частному предпринимателю.

Лицензирование предполагает осуществление государством контрольной функции в отношении видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, регулирование которых не может осуществляться иными методами.

Безусловно, частная медицинская практика и фармацевтическая деятельность попадают под данное понятие критериев определения лицензируемых видов деятельности, поэтому подлежат лицензированию.

Таким образом, посредством лицензирования, строгого соблюдения лицензионных требований и условий, то есть установленных требований, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении конкретного вида деятельности, государство повышает гарантии граждан, то есть не­посредственных потребителей медицинских услуг на охрану здоровья и повышает требования к тем, кто желает заняться частной медицинской практикой.

Порядок лицензирования частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности урегулирован Основами, Федеральным законом от 08.08.2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 года №416 и некоторыми нормативными правовыми актами Минздрава РФ.

Лицензирование частной медицинской деятельности предоставляется на 5 лет и осуществляется по общему правилу органами исполнительной власти субъектов РФ.

Исключение составляют:

1) высокотехнологичная медицинская помощь, осуществляемая организациями частной системы здравоохранения;

2) фармацевтическая деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли лекарственными средствами, лицензирование которых проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

3) фармацевтическая деятельность, осуществляемая организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, лицензирование которой проводится Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Для получения лицензии на осуществление частной медицинской практики лица, обратившиеся за ее получением, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" должны отвечать определенным требованиям, а именно:

1) иметь принадлежащие на правах собственности или на ином законном основании здания, помещения, необходимые для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

2) иметь принадлежащие на правах собственности или на ином законном основании оборудование и медицинскую технику, необходимые для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

3) иметь соответствующую профессиональную подготовку (образование, стаж работы по специальности, повышение квалификации специалистов) или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах);

4) соблюдать установленные нормативными документами медицинские технологии, санитарные правила, правила предоставления платных медицинских услуг;

5) контролировать соответствие качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям;

6) обладать необходимым нормативно-методическим обеспечением, организационно-техническими возможностями и материально-техническим оснащением для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.

Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2006 года №416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности", связано с необходимостью соответствия следующим требованиям:

1) наличие принадлежащих на правах собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

2) наличие соответствующей профессиональной подготовки (образование, стаж работы по специальности, повышение квалификации специалистов) или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах);

3) соблюдение установленных нормативными документами правил изготовления лекарственных средств, правил продажи лекарственных средств (оптовой или розничной), требований о запрещении продажи негодных лекарственных средств, медицинских технологий, санитарных правил, правил предоставления платных медицинских услуг.

Профессиональная подготовка лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем медицинском, фармацевтическом или ветеринарном (для лекарственных средств, предназначенных для животных) образовании, а также сертификатом специалиста.

В соответствии со ст. 54 Основ, как для частной медицинской практики, так и для фармацевтической деятельности, установлены общие требования в отношении сертификата специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании:

а) послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура),

б) дополнительного образования (повышение квалификации, специализация),

в) проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В случаях, связанных с прерыванием медицинским работником стажа по медицинской или фармацевтической специальности, то есть не работающие по специальности более 5 лет, или получением медицинской и фармацевтической подготовки в иностранных государствах, для получения сертификата специалиста требуется также документ, подтверждающий прохождение проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций (для врачей и провизоров) или прохождение переподготовки в соответствующих учебных заведениях, либо подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения (для работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием), либо сдачу экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах).

Кроме того, для осуществления, как частной медицинской практики, так и фармацевтической деятельности, как, собственно, для всех лицензируемых видов деятельности, в соответствии со ст. 9 Закона, требуется также:

1) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) постановка на налоговый учет;

3) внесение государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Более того, одним из обязательных требований для частной медицинской практики и фармацевтической деятельности является необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой деятельности.

Действующим законодательством предусмотрен лицензионный контроль в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдение им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Контроль осуществляет исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области здравоохранения.

3 . Порядок получения разрешения на занятие народной медициной

(целительством)

Народная медицина (целительство), как разновидность медицинской деятельности (ст. 57 Основ), предполагает проведение методов оздоровления, профилактики, диагностики и лечения; лечение при помощи таких методов, которые основаны на опыте многих поколений людей, утвердились в народных традициях и не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ в области здравоохранения. И хотя народная медицина является разновидностью медицинской деятельности (частной медицинской практики), она подчиняется иным правилам.

Так, занятие народной медициной не охватывается приведенными выше нормативно-правовыми актами, регулирующими получение лицензий на занятие частной медицинской практикой, а именно Федеральным законом от 08 августа 2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30, то есть на данный вид деятельности не нужно получение лицензии.

Каким же образом тогда происходит государственное регулирование занятия народной медициной, тем более, что она является разновидностью медицинской деятельности?

В соответствии со ст. 57 Основ:

1) правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ;

2) для осуществления данного вида деятельности необходимо получить диплом целителя в органе исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;

3) заниматься народной медициной можно только на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, выдавшему диплом;

4) законодательное запрещение сеансов массового целительства;

5) гражданин, получивший диплом целителя, имеет право осуществлять те виды целительской деятельности, которые указаны в дипломе.

Для получения диплома народного целителя необходимо:

а) заявление гражданина в орган исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;

б) представление профессиональной медицинской ассоциации или совместное представление профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность.

По общему правилу, диплом целителя выдается на 3 года.

Исполнительный орган субъекта РФ в области здравоохранения издает приказ об осуществлении деятельности народных целителей на территории субъекта РФ и утверждает порядок осуществления деятельности народных целителей на территории субъекта, инструкцию о порядке оформления, выдачи и продления диплома целителя, форму диплома целителя.

В процессе лицензирования частной медицинской практики и фармацевтической деятельности или выдачи разрешения на занятие народной медициной (целительством) определяются условия, соблюдение которых является обязательным при занятии данным видом деятельности.

Нарушение данных условий влечет применение мер ответственности со стороны государства.

4. Ответственность за незаконное занятие частной медицинской

практикой и фармацевтической деятельностью

Административная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Одним из наиболее действенных способов защиты населения от недобросовестных участников рынка медицинских услуг является административная и уголовная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, народной медициной (целительством), то есть за действия без соответствующего разрешения (лицензии).

Административная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью, а также народной медициной (целительством) предусмотрена ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пункт 4.1 статьи 6.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Законное право на занятие данными видами деятельности, как уже отмечалось выше, принадлежит лицам, получившим диплом о высшем или среднем медицинском (фармацевтическом) образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Медицинской практикой, согласно законодательству о здравоохранении, имеют право заниматься как отдельные физические лица, так и лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности. Но административная ответственность по данной статье предусмотрена только в системе частного здравоохранения. При этом необходимо знать, что состав административного правонарушения должен содержать следующие элементы, а именно:

а) объект противоправного посягательства;

б) субъект административного правонарушения;

в) объективную сторону;

г) субъективную сторону.

Отсутствие какого-либо из этих элементов исключает как наличие состава административного правонарушения в целом, так и применение мер государственного принуждения.

Применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, объектом данного правонарушения является здоровье населения.

Субъектами данного правонарушения являются лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической практикой, руководители частных медицинских и фармацевтических организаций, в обязанности которых входит получение лицензии, а также юридические лица, осуществляющие свою деятельность без лицензии.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, то есть лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, будет охватываться составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ в случаях осуществления:

1) деятельности без лицензии;

2) деятельности на основании приостановленной или аннулированной лицензии;

3) деятельности на основании лицензии с истекшим сроком;

4) деятельности на основании лицензии, выданной на другой территории;

5) видов деятельности не предусмотренных лицензией.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения, а дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи (мировые судьи).

Данное административное правонарушение относится к категории длящихся, поэтому срок при­влечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения уполномоченными органами административного правонарушения.

Административная ответственность за незаконное занятие народной медициной (целительством). 4.2 статьи 6.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка.

В соответствии со ст. 57 Основ, лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к частной медицинской практике.

Существует несколько отличий привлечения к административной ответственности лиц, занимающихся народной медициной, по сравнению с лицами, занимающимися частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью:

1) занятие народной медициной (целительством) не предусматривает получение лицензий, а данный вид деятельности, о чем говорилось выше, имеет иной порядок получения разрешения;

2) привлечение к административной ответственности возможно только физического лица, непосредственно занимающегося народной медициной (целительством);

3) лица, занимающиеся народной медициной, могут не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей;

4) ответственность за незаконное занятие народной медициной может наступить при наличии всех необходимых разрешительных документов (например, при проведении сеансов массового целительства либо при занятии иным видом деятельности, которая указана в дипломе целителя).

Таким образом, применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ, объектом данного правонарушения является также здоровье населения.

Субъектами данного правонарушения являются физические лица, занимающиеся народной медициной (целительством).

Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном занятии физическим лицом народной медициной (целительством) без соответствующего разрешения, либо видом деятельности, не предусмотренным дипломом целителя, либо на территории иного, не выдававшего диплом целителя субъекта РФ, либо занятие сеансами массового целительства.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, то есть лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ, составляют также должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения, а дела об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи (мировые судьи).

В свете данных положений показателен пример привлечения в декабре 2006 года Мировым судом участка Центрального района г. Челябинска к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ, то есть за незаконное занятие народной медициной (целительством), Анатолия Кашпировского. Основанием привлечения к ответственности послужило заключение экспертов кафедры психиатрии, психотерапии, наркологии и медицинской психологии Челябинской государственной медицинской академии. В заключении специалисты указали, что А. Кашпировский на своих сеансах применяет методы гипноза, оказывающие негативное влияние на психическое и физическое состояние человека, так как не учитываются персональные, характерные черты и противопоказания к проведению гипноза.

Уголовная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Уголовная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью предусмотрена ст. 235 Уголовного кодекса РФ.

Основанием для привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Само по себе незаконное занятие частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью не образует состава преступления, а является административным правонарушением.

Список литературы

1. Уголовный кодекс РФ. - М., 2008.

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть I). - Ст. 3430.

3. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» // Собрание законодательства. - 2007. - №5. - Ст. 656.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №28. - Ст. 2900.

5. Агафонов А.В. Ответственность за посягательства на безопасность жизни или здоровья потребителей (историко-правовой анализ) / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Н. Сабанина. - СПБ., 2004.

6. Бердичевский Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. - М., 1970.

7. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Астрель, 2001.

8. Глушков В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения. - Киев: Высш. шк., 1987.

9. Громов А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. - М., 1976.

10. Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. - М., 2000.

11. Аистова. Л.С. Понятие незаконного предпринимательства как преступления // Законность. - 2005. - №7

12. Дианов М., Семенов. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью // users.omskreg.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Задачи и этапы для врача-стоматолога при открытии частной практики. Расходы в частном кабинете: фиксированные, вариабельные и полувариабельные. Стоматологическое оборудование. Лицензирование, маркетинга кабинета. Частная стоматология в перспективе.

    реферат , добавлен 17.09.2010

    Особенности фармацевтической профессии. Новые уровни фармацевтической практики, классификация ее видов. Ценность профессиональных услуг фармацевта. Рабочие условия выполнения фармацевтической практики. Фармацевт семи звезд, дополнительные функции.

    реферат , добавлен 20.01.2015

    Зарождение аккредитации в здравоохранении. Международное сообщество по качеству в здравоохранении (ISQua), его функции и цели деятельности. Лицензирование медицинской деятельности в части работ и услуг, выполняемых организациями республиканского значения.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Анализ проблем правового обеспечения в области охраны репродуктивного здоровья. Уголовная ответственность работников здравоохранения. Правовые основы медицинской деятельности в области планирования семьи. Характеристика проблем медицинской стерилизации.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Принципы государственной политики в области здравоохранения. Методы регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. Система здравоохранения: иерархия управления, ее финансовое обеспечение. Функции и полномочия региональных департаментов.

    презентация , добавлен 25.11.2014

    Совершенствование системы управления здравоохранением, медицинской помощи населению, лекарственной политики, развития фармацевтической и медицинской промышленности. Медицинская наука и образование. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Особенности распространения фармацевтической информации в медицинской среде. Виды медицинской информации: алфавитно-цифровая, визуальная, звуковая и др. Законодательные акты, регулирующие рекламную деятельность в сфере обращения лекарственных средств.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2017

    Биография, общие сведения о советском физиологе, создателе теории функциональных систем П. Анохине. Начало научно-медицинской деятельности, карьера, открытия ученого. Научная и руководящая деятельность Анохина, его вклад в науку, заслуги перед медициной.

    презентация , добавлен 19.07.2016

    Информация об этапах профессионального роста фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи ОСМП п. Белореченский. Характеристика обслуживаемой территории и отделения скорой медицинской помощи. Основные показатели и функции деятельности фельдшера.

    отчет по практике , добавлен 07.11.2013

    Нормативно-правовая база лицензирования фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации. Порядок переоформления лицензии. Государственный контроль при обращении лекарственных средств. Итоги контрольно-надзорной деятельности за 2014 год.




Top