Нужно ли оплачивать взносы на капитальный ремонт. Нужно ли платить в фонд капитального ремонта многоквартирных домов или нет?

С 2014 года жителей многоквартирных домов обязали оплачивать обязательные сборы за капитальный ремонт, который планируют осуществлять не в самое ближайшее время. Чем новее здание и меньше уровень его износа, тем дольше ожидать проведения ремонтных работ.

Платёжные квитанции с графой о капремонте получают как владельцы старых домов, так и новостроек.

Почему собственники квартир в недавно отстроенном здании должны платить данные взносы? Могут ли граждане быть освобождены от уплаты сборов? Ответы на эти вопросы вы найдёте в данной статье.

Далеко не каждое жилое помещение включено в региональную программу по капитальному ремонту. Жители новостройки в некоторых случаях освобождаются от уплаты обязательных взносов, даже если дом подходит под прочие условия данной программы.

Новостройкой обычно признаётся строение, квартиры в котором продаются непосредственно от компании-застройщика, однако реализация недвижимости не имеет весомого значения в данном случае, равно как и внешний вид дома, состояние его коммуникаций и инфраструктуры.

Согласно законодательству РФ, новостройками признаются здания, которые были сданы в эксплуатацию с начала июля 2016 года.

Формально прочие дома, которым не исполнилось и 5 лет, отнести к новостройкам проблематично.

Следует учитывать, что многие новые здания в течение нескольких лет находятся на гарантии у компании-застройщика. Целесообразно ли в этом случае оплачивать взносы на капремонт в новостройке?

При возникновении поломки общедомового имущества исправить ситуацию обязуется именно застройщик, при этом не задействуется фонд капремонта. Однако включение нового дома в программу – право и обязанность региональных властей.

Должны ли жители новостройки платить за капремонт?

Все владельцы квартир в доме, включённом в региональную программу по капремонту, обязаны своевременно оплачивать соответствующие сборы. Их величина устанавливается региональными властями и зависит от площади конкретной квартиры.

Хозяева жилых помещений вправе самостоятельно увеличить размеры взносов путём голосования на общем собрании жильцов. Однако уменьшить величину ежемесячного платежа таким образом не получится.

Региональные власти освобождают от оплаты сборов за капремонт в следующих случаях:

  • если дому менее 3–5 лет (отсчёт начинается с момента сдачи здания в эксплуатацию, точные временные рамки устанавливаются региональными властями);
  • если в доме имеется меньше трёх квартир;
  • если сдача многоквартирного здания произошла с начала июля 2016 года.

Когда необходимо платить взносы на капитальный ремонт в новостройках?

Уплата взносов на капитальный ремонт в новостройке считается обязательной, если дом был включён в региональную программу. Власти региона вправе временно освободить некоторые здания от оплаты сборов. Какие дома не должны будут платить за капремонт, зависит от регионального законодательства.

Величина сбора указывается в платёжной квитанции, ежемесячно присылаемой владельцам жилых помещений. Внести плату по выставленному счёту необходимо до 10 числа месяца, который следует за текущим.

В отдельных случаях договор на оказание услуг может содержать иные сроки, поэтому данную информацию рекомендуется уточнять у УК (или ТСЖ), ответственной за ваш дом.

Пропуск срока для оплаты сбора становится основанием для начисления соответствующих пеней. Их величина составляет 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ от размера долга. Начисление осуществляется за каждые сутки просрочки – полные и неполные.

Хотя величина неустойки не так высока, со временем может накопиться существенная задолженность. Управляющая компания вправе в такой ситуации обратиться в суд для принудительного взыскания суммы долга с начисленными пенями.

При инициировании исполнительного производства гражданин может столкнуться с неприятными для него последствиями (например, арестом и изъятием собственности, запретом на выезд за пределы страны и т. д.).

Получение отсрочки по оплате сборов

Полностью освободить новостройку от уплаты обязательных сборов в фонд капремонта невозможно, однако в некоторых случаях здание способно получить отсрочку. Если дом сдан в эксплуатацию сравнительно недавно, региональные власти вправе отложить сроки для начала зачисления взносов жильцами.

Данное правило зафиксировано в 170 статье ЖК РФ. Обычно отсрочку получают новостройки, которым менее 3–5 лет.

Чаще всего предоставление отсрочки связано с наличием у здания гарантии от застройщика. Если ваш дом включён в программу по капремонту, но ещё находится на соответствующей гарантии, обратитесь в местную администрацию, к оператору фонда капремонта или в вашу управляющую компанию и оповестите сотрудников о данной информации.

Если региональными властями предусмотрено временное освобождение новых зданий от оплаты сборов, жильцам вашего дома не придётся вносить взносы. Однако подобное освобождение действует временно (до момента, когда с даты сдачи здания пройдёт 3–5 лет).

Отсрочку можно попросить у администрации после голосования, проведённого на общем собрании жильцов дома.

Сотрудники муниципалитета обычно идут навстречу владельцам квартир в новостройке. При этом заявление с просьбой об отсрочке должно быть оформлено от имени всех хозяев жилых помещений в здании.

Если период эксплуатации строения превысил 5 лет, получить отсрочку у местной администрации не получится.

Законно ли взимание сбора за капремонт?

Начисление и взимание данных взносов считается законным, так как закреплено 15 главой Жилищного кодекса РФ.

Формально оплачивать сборы должны исключительно хозяева имущества. Квартиросъёмщики и лица, проживающие в помещении вместе с собственником, оплачивать данный взнос не обязаны.

Исключение составляет наличие в тексте договора найма соответствующее условие о погашении всего счёта, указанного в платёжной квитанции на квартиру.

С 2012 года в силу вступил закон о самостоятельной оплате собственниками квартир капитального ремонта жилых домов. Новую строчку в счете за квартплату не одобрили многие. В связи с этим у граждан возникает вопрос: нужно ли платить за капитальный ремонт многоквартирного дома, и можно ли на законном основании отказаться от ежемесячных взносов? Платить за капитальный ремонт нужно, но существует несколько способов, при помощи которых можно избежать этих платежей.

Согласно поправке в Жилищном кодексе население страны обязано вносить взносы за капремонт своим региональным операторам или в «общий котел». Стоит отметить, что, если решение общего собрания относительно последнего случая не выносилось, то взносы для «общего котла» взымаются по умолчанию.

Поскольку владельцы квартир имеют также и общее имущество в постройке, они обязаны содержать такое имущество, в том числе, и оплачивать его капитальный ремонт.

Долю расходов, выплачиваемых на содержание дома, определяет размер площади общей собственности - чем она больше, тем большими будут платежи.

Почему обязанность капремонта не лежит на государстве?

Каждый владелец квартиры старается поддерживать в ней порядок, но и самому дому тоже требуется уход. Обязанность по текущему ремонту многоквартирных домов лежат на управляющих компаниях - они должны поддерживать в должном состоянии подъезды, подвалы и прочие помещения, которые находятся в общем пользовании.

Однако, чтобы заменить отслужившие свой срок трубы или старый лифт, необходимы серьезные вложения. Собрать солидную сумму за один раз достаточно трудно, поэтому деньги для проведения капитального ремонта нужно копить, так же, как владельцы частных домов ремонтируют свои дома за собственный счет, откладывая какую-то часть денег для проведения особенно затратных капитальных работ в будущем.

Как сообщает Минстрой, в настоящее время в России требует ремонта более 1 млн м ² площади многоквартирных домов. Для обновления текущей крыши в стандартной пятиэтажке требуется примерно 1,5 млн руб., а для замены лифта - 2 млн. Оплачивать подобные ремонты бюджетными средствами нерационально.

В России приблизительно 30% населения имеет частные дома, и для ремонта той же крыши их владельцы используют не бюджетные, а собственные деньги. Так же и владельцы многоквартирных домов должны ремонтировать свое имущество не за бюджетные, а за личные средства.

Кому можно не оплачивать капремонт?

Для незащищенных категорий населения и людей старшего возраста предусмотрена существенная социальная поддержка. Отдельные категории граждан имеют возможность пользоваться компенсацией, которая может составлять 50 или 100% от взноса на капитальный ремонт.

Статья закона предусматривает освобождение от уплаты взносов в следующих случаях:

  • если в жилом доме находится 4 и менее квартир при условии самостоятельного обслуживания дома жильцами, нужно отметить, что при желании владельцы квартир в таких домах имеют возможность также использовать программу капремонта после написания соответствующего заявления в свою управляющую компанию;
  • лица, проживающие в муниципальном жилье;
  • лица, проживающие в новых домах, которые были сданы в эксплуатацию не раньше 5 лет назад;
  • лица, проживающие в аварийных квартирах;
  • жильцы домов, выход из квартир которых ведет прямо на улицу из-за отсутствия подъездов, соответственно, общая площадь в подобных домах также отсутствует.

Кроме того, для жильцов общежитий предусмотрена отдельная программа софинансирования. Инвалидам 1 и 2 групп и семьям, имеющим детей инвалидов, государство также будет компенсировать половину расходов по взносам.

Освобождение от уплаты взносов предусмотрено для пенсионеров возрастом от 80 лет, ветеранов труда и ВОВ. Пожилым людям старше 70 лет придется платить только половину от установленной суммы.

Определение размера взноса и очереди на капремонт

Каждый субъект федерации определяет размеры взносов отдельно:

  • тариф в Москве составляет 15 руб. за 1 м²;
  • в Воронеже - 6,6 руб.;
  • в Санкт-Петербурге - 2,5 руб.;
  • в Тюмени - 20 руб.

Жители разных домов могут видеть в своих квитанциях разные суммы по счетам. Рассчитываются они согласно следующим данным:

  1. Возраст дома. Если постройка была сдана всего год назад, то для ее ремонта не требуется большой суммы. И напротив - дореволюционные постройки требуют значительно больших средств для проведения ремонта, поэтому размеры взноса для таких домов будет больше.
  2. Лифты. Для обслуживания и ремонта лифтов нужны дополнительные средства, поэтому жителям домов, оборудованных лифтами, также придется платить больше.

Очередь на проведение ремонтных работ определяется в зависимости от следующих критериев:

  • срок давности сдачи дома в эксплуатацию;
  • срок давности проведения последнего ремонта;
  • соотношение между количеством денег, собранных для ремонта и требуемой для него суммой.

Все выполняемые работы должны проводиться по плану, составленному местными властями. Такие планы должны содержать даты проведения работ в каждом отдельном доме. Доступ к этим данным имеет право получить любой желающий.

Законны ли сборы на капремонт?

Требование оплаты капремонта является не только законным, но и необходимым в сложившейся в стране ситуации. Состояние старого жилого фонда в настоящее время оставляет желать лучшего, что создает угрозу создания многочисленных аварийных ситуаций уже в ближайшее время.

Оплачивая взносы согласно закона, владельцы квартир не только выполняют требование закона, но и обеспечивают собственную безопасность.

Выплачиваемые деньги не считаются налогом, поскольку они расходуются только по целевому назначению. Средства на ремонт зданий могут выделять региональные бюджеты.

Отсрочка платежей

Часто жильцы сталкиваются с проблемами, касающимися сроков, установленных государством. Например, региональный закон в Тульской области предусматривает, что спустя 3 года после сдачи новостройки в эксплуатацию жильцы обязуются начать выплачивать взносы для его капитального ремонта.

Однако в большинстве случаев застройщики дают пятилетнюю гарантию на постройки, и в таких случаях жильцы не понимают, зачем же им тратить свои деньги попусту. Следует знать, что в случае отсутствия необходимости в серьезных работах по дому, жильцы имеют право просить отсрочку. Решение о ней собственники жилья обсуждают на общем собрании. Если все собственники квартир примут единогласное решение об отсрочке, то администрация должна пойти им на встречу.

Для получения такой отсрочки необходимо подать в администрацию коллективное заявление, подписанное всеми жильцами. Власти проведут осмотр строения, оценят его состояние, и затем либо откажут, либо оформят отсрочку.

Право на отсрочку имеют лишь те жильцы тех построек, срок эксплуатации которых не превышает пяти лет.

На видео об оплате капитального ремонта

Как можно избежать оплаты законно?

Тем, кто не желает платить за капремонт, следует знать о следующих нюансах:

  1. При сдаче квартиры в аренду соответствующие счета можно оплачивать с денег, которые платят квартиросъемщики.
  2. Также можно провести капитальный ремонт самостоятельно, «сбросившись» всем домом на ремонтные работы. Вопрос, получится ли сэкономить в данном случае, зависит от суммы сметы.
  3. Жильцы могут предоставить фасад своего здания для желающих размещать на нем рекламные объявления, баннеры и прочее. Данный способ освобождает жильцов от каких-либо вложений на вполне законных основаниях.

А что будет, если не платить взносы? Игнорирование счета за капремонт грозит наложением пени и взысканием долга в судебном порядке. При этом должник будет ограничен в возможности пользоваться субсидиями и льготами, которые, возможно, положены их родственникам.

С недавнего времени в платёжную квитанцию была включена новая графа, касающаяся капремонта. Данное дополнение вызвало много непонимания и споров.

Оплачивать эти взносы должны определённые категории лиц, некоторые граждане могут претендовать на получение возмещения расходов.

Какая полагается ответственность за неуплату по капитальному ремонту, вы сможете узнать из этой статьи.

К капремонту относится осуществление ремонтно-строительных работ в зданиях, находящихся в изношенном, неисправном состоянии, если имеются основания для восстановления конструкции помещения или замены оборудования внутри него в связи с правилами безопасности.

Графа о взносах в счёт капитального ремонта появилась в платёжных квитанциях сравнительно недавно.

Недовольство огромного количества жильцов связано с тем, что осуществление данных работ планируется примерно через 20–30 лет, хотя большинство строений требуют проведения ремонта уже сейчас.

Чтобы оценить целесообразность данной графы в платёжной квитанции, следует узнать, что же входит в список работ, выполняемых в рамках капремонта. Сюда относят восстановление и замену:

  • крыши;
  • лифта и лифтовой шахты;
  • фасада здания;
  • подвала помещения;
  • фундамента строения;
  • систем водоотведения и снабжения;
  • общедомовых приборов потребления ресурсов;
  • канализационной сети;
  • коммуникаций (газо-, тепло-, электроснабжения и т. п.).

Фонд капремонта должен формироваться за счёт финансов владельцев жилых помещений. Данное правило установлено 170 и 169 статьями ТК РФ. На основании этих норм закона, взносы осуществляются плательщиками ежемесячно.

Можно ли не оплачивать взносы за капитальный ремонт?

Недовольство граждан в связи с оплатой взносов за капремонт связано с 2 основными причинами:

  • новые дома не требуют осуществления восстановительных работ, а перспектива проведения ремонта через 20 лет выглядит сомнительной, так как поправки к закону приняты относительно недавно и в дальнейшем могут быть повторно изменены;
  • некоторые жильцы не пользуются общим имуществом, за которое вынуждены выплачивать взносы в пользу будущего капремонта (к примеру, владельцы квартир на первом этаже не используют лифт, большинство жителей многоквартирного дома не выходят на чердак здания и т. д.).

Своевременно вносить соответствующие взносы обязаны все владельцы жилых помещений. Неуплата за капитальный ремонт может стать причиной возникновения у гражданина неприятностей с законом. Требование выплаты определённой суммы сбора является вполне законным, так как зафиксировано на законодательном уровне.

Полезный материал :

Чем грозит неуплата за капитальный ремонт?


Управляющая компания, ответственная за дом, и оператор фонда капремонта не могут заставить владельца имущества выплачивать соответствующую сумму взноса.

На подобное способен исключительно суд после вынесения постановления. Исполнение судебного решения обязательно для всех граждан без исключения.

Выделяют следующие меры наказания, назначаемого должнику:

  • начисление пеней за неуплату по капитальному ремонту (назначается после двух месяцев просрочки выплаты и увеличивается соразмерно долгу);
  • назначение штрафного взыскания (его размеры зависят от суммы задолженности и количества дней просрочки);
  • запрет на выезд за пределы Российской Федерации (в случае открытия исполнительного производства ФССП и наличия долга по взносам от 10 тыс. рублей);
  • арест имущества или его изъятие с целью реализации на торгах и последующего возмещения долга за вырученные деньги (применяется крайне редко при большой сумме задолженности).

Чаще всего в качестве меры наказания применяется именно начисление пеней. Их размер составляет 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки, согласно 14.1 части 155 статьи ТК РФ, однако суд вправе установить иную величину.

Штрафное взыскание соответствующего размера назначается на усмотрение суда при наличии задолженности по сборам в пользу капремонта за полгода и более.

Кроме этого, владелец квартиры столкнётся и с другой проблемой – продать имущество с существенным долгом по ЖКУ довольно проблематично. Не каждый потенциальный покупатель решится взять на себя обязанность по погашению чужого финансового обязательства. При этом запретить хозяину продать помещение фактически невозможно.

Можно ли не платить взнос в отдельных ситуациях?

Как указывалось выше, платить сборы за капремонт обязаны исключительно законные владельцы жилья. Таким образом, от предоставления выплат освобождаются:

  • арендаторы или наниматели помещения;
  • лица, проживающие в муниципальном жилье на основании заключённого договора социального найма (в такой ситуации оплатой сбора занимается муниципалитет);
  • другие граждане, не имеющие прав на квартиру, в которой проживают совместно с хозяином объекта.

Кроме этого, некоторые здания исключены из программы осуществления капремонта. К таким строениям относятся дома, признанные аварийно-опасными, имеющие до трёх квартир, а также недавно построенные (если с момента ввода объекта в эксплуатацию прошло не дольше пяти лет).

В последнем случае «возраст» строения, подходящий под освобождение от участия в программе, устанавливается региональными властями.

Если территория под домом должна в скором времени быть изъята в пользу государства, такое здание также не выплачивает взносы.

Хотите узнать, включён ли ваш дом в данную программу? Определить, обязаны ли вы выплачивать капремонт, можно на официальном сайте муниципалитета вашего населённого пункта или оператора фонда капитального ремонта.

Кроме этого, в перечисленных ниже случаях отдельные категории лиц вправе получать компенсацию определённой величины за выплату сбора:

  • граждане, нетрудоустроенные и проживающие одни в квартире, являющиеся владельцами помещения (старше 70 лет – в размере половины взноса; старше 80 лет – всю сумму сбора);
  • лица с группой инвалидности, дети-инвалиды и их родители (до половины величины сбора);
  • члены одной семьи пенсионного возраста, нетрудоустроенные (от 70 лет – в сумме половины сбора; от 80 лет – в полном размере).

Узнать информацию о подобных льготах можно в местной администрации вашего населённого пункта.


Новый год начинается с хороших новостей: до ухода на новогодние каникулы Президент РФ подписал закон об освобождении отдельных категорий граждан от уплаты взносов на капремонт. Соответствующие поправки вносятся в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Закон вступил в силу уже с 1 января 2016 года. Разберемся, что к чему.

На какие категории граждан рассчитан закон о льготах по капремонту:

  • одиноко проживающие и неработающие граждане в возрасте от 70 (80) лет;
  • граждане от 70 (80) лет, проживающие в составе семьи из неработающих пенсионеров;
  • инвалиды I и II групп;
  • дети-инвалиды;
  • родители детей-инвалидов.

Как будут рассчитывать льготу по взносам на капремонт?

Минимальный размер взноса на капремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц по вашему региону умножается на нормативную площадь жилого помещения, используемую для расчета субсидий по региональному стандарту.

  • 50% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 70 лет и граждан от 70 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, родителей детей-инвалидов;
  • 100% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 80 лет и граждан от 80 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров.

Например, в Вологодской области размер взноса на капремонт за 1 кв.м. площади составляет 6,60 рублей. Нормативная площадь на одиноко проживающих граждан — 33 кв.м. Итого 100% льгота составит 6,60 руб. * 33 кв.м. = 217,80 рублей в месяц, 50% льгота — 6,60 руб. * 33 кв.м. * 50% = 108,90 рублей в месяц.

Обратите внимание, что речи о полной отмене взносов на капремонт для льготников или возмещении 100% фактически уплаченных взносов не идет: льгота рассчитывается не от фактической площади вашей квартиры а от нормативной. Для получения льготы нужно будет оплачивать взносы на капремонт, а затем получать компенсацию по части уплаченных сумм.

Как можно будет получить льготу по уплате взносов за капремонт:

1) Власти вашего региона должны будут принять отдельный закон (областной, республиканский и т.п.) о предоставлении компенсации расходов по уплате взноса на капремонт соответствующим категориям льготников.

2) Собственник квартиры оплачивает взносы на капремонт по выставленным квитанциям.

3) Органы соцзащиты компенсируют собственнику-льготнику расходы по уплате взноса на капремонт.

Поскольку закон о льготах по взносам на капремонт принят совсем недавно, подробной информации по оформлению этих льгот на сайтах госорганов нет. Как только она появится, мы обязательно добавим ее в эту статью.

Кто еще может законно не платить взносы на капремонт?

1) Собственники помещений в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в порядке постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию . Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию « » между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья « », однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт. Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта. На взгляд , недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда). В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими. Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

Суть лжетеории

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об (далее — Определение).

Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт » . Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ».

Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента:
1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов . Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может;
2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

Что установил ВС РФ на самом деле?

В Определении действительно сказано, что Законом Белгородской области обязанность по уплате взносов на КР не устанавливается. но только лишь потому, что такая обязанность установлена федеральным законодательством РФ. Верховный суд указывает, что на основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее — МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на КР . Обязанность по оплате расходов на КР распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт » .

При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал . Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе ): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать ». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт ». Сторонники рассматриваемой лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

Важно отметить, что в Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом ».

Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

О добровольности взносов в Фонд

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели… ».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах ».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

Является ли взнос платой за услугу?

Необходимо отметить, что взнос на капремонт не является платой за услуги по капитальному ремонту. Денежные средства, поступившие некому лицу в качестве оплаты за некие услуги (или товары), предоставленные этим лицом, меняют своего владельца с момента поступления такой платы указанному лицу. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на КР от платы за услуги:

1. Судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен. Если, например, помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, а задолженность по взносам на капремонт возникает у нового собственника помещения;

2. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на КР, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.

3. Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен;

4. Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ);

5. На денежные средства, полученные Региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального оператора (часть 5 статьи 179 ЖК РФ). В случае признания Регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.

Исходя из сказанного, заявлять, что взнос на капремонт является некой платой за некие услуги, некорректно. Взносы на капремонт превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут проведены, а из накопленных взносов эти работы будут оплачены.

Выводы

Рассмотренная в лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута:
1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности;
2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ;
3) Взнос на капремонт некорректно рассматривать как плату за услугу по капитальному ремонту.

Дополнительно стоит отметить, что Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.




Top