Экологическая доктрина россии введение экологическая доктрина российской федерации. Экологическая доктрина российской федерации 10 экологическая доктрина российской федерации

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на:
Конституции РФ;
федеральных законах;
иных нормативных правовых актах РФ;
международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Основные направления государственной политики в области экологии:
10беспечение устойчивого природопользования;
снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
сохранение и восстановление природной среды; Приоритетные направления деятельности по
обеспечению экологической безопасности Россий-ской Федерации:
обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
экологические приоритеты в здравоохранении;
предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
предотвращение терроризма, создающего опас- V ность для окружающей среды;
5)контроль за использованием и распространением чужеродных видев и генетически измененных организмов.
Пути и средства реализации государственной политики в области экологии:
развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;
нормативное правовое обеспечение и правопри-менение;
экономические и финансовые механизмы;
экологический мониторинг и информационное обеспечение;
научное обеспечение;
экологическое образование и просвещение;
развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии;
региональная политика в области экологии;
международное сотрудничество.
Основной задачей в этой области является реализация интересов РФ путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины РФ предполагает разработку планов действий на феде-ральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.
Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из основных направлений деятельности органов государства и общества.
сирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон «Об охране окружающей среды» содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глапа содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.
Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
циальные нормативно-правовые акты целиком посвящены вопросам окружающей среды. Сюда относятся, например, Закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ;
по характеру правового регулирования: материальные, процессуальные. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников экологических отношений. Например, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Нормативно-правовые акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, экологического лицензирования. Акты процессуального характера - Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;
по своему характеру нормативно-правовые акты можно условно разделить на кодифицированные и не являющиеся такими. Кодифицированными явля- Q ются систематизированные нормативно-правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в данной отрасли права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Выделяют следующие виды источников экологического права:
Конституция РФ;
федеративные договоры;
международные договоры;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы;
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств;
К)нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
11)локальные нормативно-правовые акты;
19судебные решения.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_0.jpg" alt=">Экологическая доктрина России">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_1.jpg" alt=">Введение Экологическая доктрина Российской Федерации"> Введение Экологическая доктрина Российской Федерации (далее – экологическая доктрина) включает основ-ные принципы государственной политики в облас-ти взаимодействия общества и природы. Её основ-ная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природополь-зования с учётом экологической ёмкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_2.jpg" alt=">1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области"> 1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользования; Международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресерсов; Решения УКонференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992; Иоханесебург (ЮАР), 2002г.); Положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития,1994г; Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию, 1996г.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_3.jpg" alt=">2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции"> 2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции взаимодействия человека и природы; Комплексная оценка современного состояния природной среды и здоровья населения России; Учет глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_4.jpg" alt=">3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и"> 3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов; изменение климата; глобальное загрязнение; сокращение биоразнообразия; рост природных и техногенных катастроф.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_5.jpg" alt=">4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность"> 4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность развития экономики; низкий технологический уровень производства; системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения; недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_6.jpg" alt=">5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как"> 5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей; сохранение жизнеобеспечивающих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции; гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий; рациональное природопользование; сохранение малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы; междисциплинарный подход к решению комплексных экологических проблем; признание экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_7.jpg" alt=">6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий"> 6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия; разработка экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в облсти использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов; развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий; совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения; формирование общественного сознания и развитие экологического образования; совершенствование правовой и законодательной базвы4 развитие научных исследований в области экологии и природопользования; привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем; учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_8.jpg" alt=">7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически"> 7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий; уменьшение риска глобальных изменений климата и природной среды; снижение риска природных и техногенных катастроф; обеспечение неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов; оптимизация использования минеральных и энергетических ресурсов; обеспечение продовольственной безопасности и качества пищи; улучшение качества жизни и здоровья населения; оптимальное размещение производственных сил с учетом экологической емкости природной среды; безопасная утилизация и захоронение отходов; устранение последствий гонки вооружений; создание государственной системы управления экологической безопасностью.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_9.jpg" alt=">8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития"> 8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы; составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов и страны в целом; корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития; разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности России.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Одобрена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;

увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;

деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;

возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;

недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

Российской Федерации, разработанную МПР России с участием органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;

Недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;

Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

Низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Экологическая доктрина базируется на Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на:




Top