Право на благоприятную окружающую среду. Презентация плюс тест по Экологическому праву материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему План по теме экологические правонарушения егэ

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества

Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде. В рамках российской экологической отрасли права выделяют природоохранное и природоресурсное законодательства. Статья 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Объекты экологических правоотношений

1) интегрированные – окружающая природная среда в целом;

2) дифференцированные – отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство);

3) особо охраняемые – государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Субъекты экологических правоотношений: граждане, юридические лица, государственные органы.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

– научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

– рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, необходимости воспроизводства природных ресурсов;

– недопущение необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

– соблюдение требований природоохранительного законодательства;

– неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

– гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Источники экологического права:

* международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе регулируют экологические отношения и внутри страны (Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, Конвенция по предотвращению загрязнения с судов, Конвенция по охране флоры и фауны в Европе и др.);

* Конституция РФ;

* федеральные законы: «Об охране окружающей природной среды» (1991), «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.;

* Указы Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах», «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.

Экологические нормирование – закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду. К ним относятся: нормативы качества (нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий); нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) (предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду); нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.).

Экологические правоотношения – отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права. Главную роль в решении экологических проблем играет государство. Цель – оздоровление экологической обстановки в стране, снижение ее неблагоприятного воздействия на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, участие в международной природоохранительной деятельности. Государственное управление в области охраны окружающей среды возложено на Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ). Специфические функции управления осуществляют федеральные службы и агентства: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства и другие.

Направления контрольно-надзорной деятельности государственных органов: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов); последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологических требований); мониторинг (отслеживание состояния окружающей среды).

Принципы экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; учет требований экологической безопасности при проведении экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность, объективность и законность заключений; гласность участия общественных организаций, учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Виды экологической экспертизы: государственная и общественная.

Способы защиты экологических прав:

1) создание общественных объединений;

2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями;

3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды;

4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением природоохранного законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность

* несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

* невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

* загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

* порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

* нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

* несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

* превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Ответственность граждан за совершение экологического правонарушения: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная . Ответственность предприятий, организаций и учреждений за совершенные экологические правонарушения:

А) Дисциплинарная – несут должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Меры дисциплинарных взысканий за те или иные нарушения трудовой дисциплины: выговор, отстранение от работы и др .

Б) Гражданско-правовая – предусматривает обязательное возмещение потерпевшей стороне причиненного вреда.

В) Административная – штраф, уплата которого не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.

Г) Уголовная ответственность за экологические преступления: нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод; загрязнение морской среды; порча земли; нарушение правил охраны и использования недр; незаконная добыча водных животных и растений; незаконная охота и др.; а также за массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы, воды, способные привести к экологической катастрофе (экоцид ).

В Российской Федерации возможно экологическое страхование, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Из книги Энциклопедия начинающего водителя автора Ханников Александр Александрович

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Влияние легкового транспорта на окружающую среду Под вредным воздействием автомобильного транспорта понимается уровень его отрицательного влияния на население и окружающую среду. Это влияние проявляется в токсичности отработавших газов (ОГ) и картерных газов;

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Техника фехтования ножом, мечом и кинжалом автора Иванов-Катанский Сергей Анатольевич

6. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ Данные способы защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации включают меры, направленные на реализацию следующих требований: о признании права; о

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

Из книги Энциклопедия юриста автора

Глава 5. Способы защиты ударами по суставам от атакующих действий ножом… … и повторные атаки при изучении фехтовальных приемов с удерживанием рукояти меча обеими руками. О том, как самураи должны распоряжаться своими доходами «Если находящиеся на службе самураи не

Из книги 100 великих рекордов животных автора Бернацкий Анатолий

5.3. Устройства и способы защиты информации 5.3.1. Рекомендации по комплексной защите информацииДля противодействия конкурирующим фирмам и преступным группам необходимо, прежде всего, определить порядок ведения деловых бесед по телефону; определить круг лиц, допускаемых к

Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.

Право на благоприятную окружающую среду ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ - одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

САМЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ У ЖИВОТНЫХ Оригинальные способы защиты у беспозвоночныхО том, как животные спасают свою жизнь, мы уже рассказывали неоднократно. Ведь и рытье глубоких нор, и строительство гнезд, и наличие ядовитых желез - это все стратегии, позволяющие

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Из книги Электронные устройства для глушения беспроводных сигналов автора Кашкаров Андрей Петрович

27. Способы защиты авторских и смежных прав Защита авторских и смежных прав – это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Способы защиты растений перед заморозками В некоторых районах в период цветения плодово-ягодных и овощных культур заморозки оказывают повреждающее воздействие на цветки, завязь. Таким образом, они уменьшают или полностью уничтожают будущий урожай.Заморозки могут быть

Из книги автора

1.3.3. Способы защиты информации от утечки по каналам сотовой связи Известен ряд способов защиты информации от утечки по каналам сотовой связи. Один из них – организационно-режимные меры, которые должны обеспечить изъятие сотовых телефонов при попытке вноса в

Из книги автора

Способы защиты от нападающего «Укол» зонтиком Защищаться лучше всего каким-либо предметом. Предположим, у вас в руках зонтик с острым наконечником. Держите его обеими руками и делайте выпады, как при штыковой атаке, целя в лицо или живот напавшего. Удары нужно

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.

План учебного занятия № 46

Тема:

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

Цель занятия:

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить обучающихся с различными способами защиты экологических прав.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.

Методы: проблемного обучения,работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.

Межпредметные связи:

География (глобальные проблемы человечества).

Обеспечение занятия:

Фильм «Глобальные проблемы человечества», учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: обязанности гражданина РФ.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).

Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.

Мотивация:

Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами Н.Ф. Реймера (советский эколог): Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.

Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?

Целеполагание: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.

Актуализация: (устный опрос)

    Перечислите обязанности гражданина РФ;

    Сформулируйте определение понятия «Экология»;

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:



1. Общая характеристика экологического права.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся 10 минут

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения).

Специфика экологических отношений – отношения по использованию и охране окружающей среды.

Экологические отношения включают:

*отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов;

*отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы.

Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе).

Составные части окружающей среды: природные объекты (море, воздух), природно-антропогенные объекты (сад, пруд), антропогенные объекты (дороги, город).

Структура источников экологического права:

Конституция РФ=ФЗ «Об охране окружающей среды» = ст. 3 Право на благоприятную окружающую среду

2. Право человека на благоприятную окружающую среду

Задание для обучающихся 10 минут

Задание для обучающихся 5 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

Приложение 2

Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него.

3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения .

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 241-242). 10 минут

    стр.244-245

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 246-247). 5 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 243-244.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Задание для обучающихся (Работа с текстом документа стр. 248-249). 10 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Просмотр видеофрагмента 3 минуты.

Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Законодательство предусматривает 4 вида ответственности за совершённые экологические правонарушения:

    административную (вся 8 глава КоАП РФ посвящена этому);

    дисциплинарную (трудовой кодекс);

    имущественную (гражданский кодекс);

    уголовную (в уголовном кодексе глава 26).

Подведение итогов.

    Выставление оценок.

Преподаватель И.В. Атаманчук

Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

План занятия:

1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Задание № 1 Общая характеристика экологического права.
(Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут

    Дайте определение понятию «Экологическое право».

    Сформулируйте специфику экологических отношений.

    Определите составные части окружающей среды.

    Составьте иерархичную структуру источников экологического права.

Задание № 2 Право человека на благоприятную окружающую среду.

    Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут

№№ Главы и статьи

№№ Главы и статьи

    Дайте полную характеристику права на информацию о состоянии окружающей среды (составить развернутый план). (Работа с текстом стр. 243-244). 5 минут

Задание № 3 Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

    Дайте характеристику способов защиты экологических прав, используя стр.244-245. 10 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 246-247. 5 минут

    Ответьте на вопросы к документу стр. 248-249 (устно).

Подведение итогов.

    Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

    Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.

Приложение 2

№№ Главы и статьи

Экологические права граждан РФ

№№ Главы и статьи

Экологические обязанности граждан РФ

Гл. 2 ст. 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

Гл. 2 ст. 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

достоверную информацию о ее состоянии

бережно относиться к природным богатствам.

и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека , относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.




Top