Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Об особенностях права собственности субъектов Российской Федерации Собственности субъектов российской федерации находиться

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в .

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к Ст. 214 ГК РФ

1. Праву публичной (государственной и муниципальной) собственности посвящены ст. ст. 214 и 215 ГК РФ.

В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности. Российской Федерации имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам — на праве государственной собственности субъекта Федерации.

Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК). С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

2. Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК).

Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с п. 5 комментируемой статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» названное Постановление, как и иные нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, считаются действующими впредь до введения в действие соответствующих законов.

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности. Так, например, исключительно к федеральной собственности были отнесены ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды). Указанный перечень относил к числу объектов права собственности учреждения и предприятия — субъекты гражданских правоотношений, при этом подразумевалось, что публично-правовым образованиям принадлежит имущество таких лиц.

Таким образом, принадлежность имущества Российской Федерации названным Постановлением Верховного Совета РФ была определена в силу закона, а не в силу какого-либо юридического факта. В то же время это Постановление предполагало передачу некоторых объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Такая передача осуществлялась на основании постановления или иного акта Правительства РФ.

———————————
См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 1994 N 1549-р «О передаче в собственность г. Москвы ряда государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности».

Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 , документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. В то же время среди объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, приоритет имеют положения названного Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

3. К числу специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК), национализация (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК) и др.

Особые правила установлены в ряде случаев для таких собственников, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. На основании п. 4 ст. 225 ГК РФ в собственность этих субъектов Российской Федерации может поступить бесхозяйная недвижимая вещь, находящаяся на территориях этих городов, по истечении года со дня постановки такой вещи на учет и на основании судебного решения о признании права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на данную вещь. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории субъекта Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — жилого помещения переходит в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

4. В комментируемой статье разграничивается имущество государства и созданных им юридических лиц. Государственные предприятия и учреждения обладают имуществом на ограниченных вещных правах — праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и праве оперативного управления (ст. 296 ГК). В отечественном праве наделение указанных лиц имуществом на ограниченном вещном праве рассматривается как один из способов обособления имущества от имущества собственника, достаточный для создания юридического лица. Переданное юридическим лицам государственное имущество — «распределенное». «Нераспределенное» имущество называется казной. Как указывается в п. 4 комментируемой статьи, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

———————————
См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 99.

Указанное деление имущества публично-правовых образований на «распределенное» и «нераспределенное» имеет огромное значение для уяснения гражданско-правовой ответственности государства и созданных им юридических лиц. В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация или субъект Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. При этом Российская Федерация, а также субъекты Федерации не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, например, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь, юридические лица, созданные Российской Федерацией или субъектами Федерации, также не отвечают по их обязательствам.

Таким образом, по обязательствам Российской Федерации или субъекта Федерации взыскание может быть обращено на имущество, составляющее казну, причем лишь ту ее часть, которая не исключена из гражданского оборота.

———————————
Так, прямое указание на возмещение вреда за счет казны Российской Федерации или субъекта Федерации содержит , устанавливающая основания возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

5. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Сами по себе конституционные нормы, в отличие от положений Конституции СССР 1977 г. , напрямую не закрепляют принадлежность земли государству, а лишь предполагают возможность такой принадлежности.

———————————
В соответствии со ст. 11 Конституции СССР государственная собственность рассматривалась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса.

Упоминавшееся выше Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не определило судьбу земель, ранее находившихся в государственной собственности, предусмотрев принятие в дальнейшем нормативных правовых актов, разграничивающих право собственности на землю и другие ресурсы. Следует признать, что, несмотря на принятие Земельного кодекса РФ, этот процесс нельзя считать завершенным. По сей день затруднительно установить, кому принадлежат многие земельные участки — физическим или юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ - республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

Признанные таковыми федеральными законами;

Приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

Право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

Приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

Занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

Предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

Занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.

В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:

Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.

Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.

По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Субъекты права муниципальной собственности на земельные участки помимо ЗК РФ определены также и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др.

Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения и др.

Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Форма собственности субъекта рф

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве . Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов. от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

· федеральной собственности и

· собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности .

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.

Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. — 1998. — №5. — С.13-19.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // «Российская газета» от 23, 25 ноября 1995 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // «Российская газета» от 4 февраля 1997 г.

Собственность субъекта РФ

Финансовый словарь Финам.

Смотреть что такое «Собственность субъекта РФ» в других словарях:

Собственность субъекта рф - см. Государственная собственность … Энциклопедия права

Собственность субъекта рф - см. Государственная собственность … Большой юридический словарь

Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Гражданский кодекс… … Словарь юридических понятий

Собственность субъекта Российской Федерации - Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. ст. 214 ГК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

СОБСТВЕННОСТЬ - исторически определённый обществ. способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. С. всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи.… … Философская энциклопедия

собственность казны - Имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Справочник технического переводчика

СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ - имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Большой бухгалтерский словарь

СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ - имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, то есть имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Большой экономический словарь

Собственность - принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам индивидам или коллективам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. С. это исторически определенная форма присвоения людьми… … Экономика. Словарь по обществознанию

государственная собственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах… … Энциклопедический словарь

Собственность Субъектов Федерации

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 .

Смотреть что такое «Собственность Субъектов Федерации» в других словарях:

СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - собственность, принадлежащая субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам … Большой экономический словарь

Совместная собственность субъектов РФ и иностранная собственность - Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам. Источник … Официальная терминология

Собственность - принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - – в России выступает в виде федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности местных органов власти, управления и самоуправления (муниципальной собственности) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Собственность - Экономическая категория исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом… … Википедия

Собственность на землю субъектов РФ - 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности … Официальная терминология

СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. разновидность права собственности., при которой в качестве… … Энциклопедия юриста

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже… … Жилищная энциклопедия

Государственная собственность на объекты животного мира - 1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона О животном мире) форма собственности на животный мир, объектами которой являются: а) животный мир в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Собственность субъекта РФ — это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на владение. Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

  • государственный реестр собственности (выписка из документа);
  • постановление правительства России о передаче прав;
  • список имущества, которое находится во владении субъекта.
  • Земельная собственность

    Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

    Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

    К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и водные ресурсы. Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

    Право на собственность субъектов РФ

    Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому — постоянное внесение поправок в законодательство.

    Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

    Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

    Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инфраструктуры закон Налоги и налогообложение. Евстигнеев Е.Н. 5-е изд. - М.: 2008 - 304 с. В пятом издании изложен приведенный в соответствие с последними законодательными актами материал по темам, […]

    Название документа:
    Номер документа: 244-ФЗ
    Вид документа: Федеральный закон
    Принявший орган: Государственная Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 03 декабря 2008
    Дата начала действия: 20 декабря 2008
    Дата редакции: 23 мая 2016

    О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной... (статьи 1 - 2)

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230056).
    ____________________________________________________________________

    Статья 1

    1. Из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 -4 настоящей статьи .

    2. В собственность субъектов Российской Федерации передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:


    3. В собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:

    4. Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 настоящей статьи , передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи , и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям:

    1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности;

    2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

    3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
    Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ .

    4) они предусматриваются федеральными законами.

    5. Передача указанных в частях 1 -4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

    6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 -4 настоящей статьи , в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

    7. Земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 -11 настоящей статьи .

    8. К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

    1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;

    2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

    3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ .

    4) предусматриваются федеральными законами.

    9. К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

    1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

    2) предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

    3) предусматриваются федеральными законами.

    10. К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

    1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

    2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

    3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

    11. К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 -10 настоящей статьи .

    12. Положения настоящей статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

    Статья 2

    Внести в абзац второй пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1024; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 21, ст.2455) изменение, дополнив его словами ", за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности".

    Президент
    Российской Федерации
    Д.Медведев

    Москва, Кремль
    3 декабря 2008 года
    N 244-ФЗ



    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности... (с изменениями на 23 мая 2016 года)

    Название документа: О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности... (с изменениями на 23 мая 2016 года)
    Номер документа: 244-ФЗ
    Вид документа: Федеральный закон
    Принявший орган: Государственная Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован: Российская газета, N 251, 09.12.2008

    Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 08.12.2008, ст.5742

    Парламентская газета, N 84-86, 16.12.2008

    Дата принятия: 03 декабря 2008
    Дата начала действия: 20 декабря 2008
    Дата редакции: 23 мая 2016

    Собственность Субъектов Федерации собственность, принадлежащая субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

    Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

    Смотреть что такое "Собственность Субъектов Федерации" в других словарях:

      СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - собственность, принадлежащая субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам … Большой экономический словарь

      Совместная собственность субъектов РФ и иностранная собственность - Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам... Источник … Официальная терминология

      Принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

      СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - – в России выступает в виде федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности местных органов власти, управления и самоуправления (муниципальной собственности) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

      Экономическая категория исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом… … Википедия

      Собственность на землю субъектов РФ - 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности … Официальная терминология

      СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации … Энциклопедический словарь конституционного права

      Экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. разновидность права собственности., при которой в качестве… … Энциклопедия юриста

      Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже… … Жилищная энциклопедия

      Государственная собственность на объекты животного мира - 1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона О животном мире) форма собственности на животный мир, объектами которой являются: а) животный мир в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    <*> Bugajov I.E. On peculiarities of right of ownership of the subjects of the RF.

    Бугаев Игорь Евгеньевич, соискатель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

    Право собственности субъектов Российской Федерации в статье рассматривается как вид права государственной собственности. Автор определяет отличительные свойства и особенности права собственности государственных образований, в том числе объектный состав и особенности осуществления, что позволяет ему сделать вывод о самостоятельности данного вида права государственной собственности.

    Ключевые слова: собственность, право собственности, право государственной собственности, право собственности государственных образований.

    Ownership right of the subjects of the RF is considered as a type of state ownership right. The author determines distinctive features and peculiarities of ownership right of state formations including objective elements and peculiarities of effectuation and makes a conclusions regarding independent character of this type of state ownership right.

    Key words: ownership, right of ownership, right of state ownership, right of ownership of state formations.

    Право собственности субъектов Российской Федерации наряду с федеральной собственностью является одной из разновидностей права государственной собственности. Очевидно, что в этом качестве данный правовой институт обладает целым набором отличительных свойств и особенностей, делающих его непохожим на другие разновидности права собственности. Установление этих особенностей необходимо для оптимального регулирования отношений собственности субъектов РФ и, следовательно, представляет собой весьма актуальную и своевременную задачу для отечественной правовой науки.

    В рамках настоящей статьи будет дан анализ наиболее значимых специфических черт права собственности субъекта РФ. Начнем же с отличий права собственности субъектов РФ от права частной собственности.

    Первая особенность проявляется в особом объектном составе права собственности. Объектами права собственности российских регионов могут быть только строго определенные виды имущества, перечисленные в ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

    • имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 данного Федерального закона;
    • имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 данного Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;
    • имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
    • имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Итак, в целом круг объектов права собственности субъектов РФ существенно ограничен. Однако в их состав могут входить и объекты, которые не могут принадлежать юридическим и физическим лицам, - ограниченно оборотоспособные и необоротоспособные объекты.

    Далее. Субъекты Российской Федерации в отличие от юридических и физических лиц лишены возможности свободно распоряжаться и пользоваться собственным имуществом. Они обязаны осуществлять правомочия пользования и распоряжения в определенных законодательством формах. Так, распоряжение в форме отчуждения принадлежащим им имуществом допускается, как правило, на основе приватизационных сделок, поскольку согласно абз. 1 ст. 217 ГК РФ (часть первая) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу ст. 1 - 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждение государственного (муниципального) имущества осуществляется на возмездной основе, т.е. с обязательным пополнением бюджетов в ходе приватизационных процессов. При этом указанный Федеральный закон определяет жесткие условия такого отчуждения с тем, чтобы обеспечить равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 2 Федерального закона). Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует процесс приватизации также с учетом необходимости достижения социально значимых целей: сохранение рабочих мест, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение нормального функционирования объектов культурно-бытового и коммунально-бытового назначения, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства (ст. 20, 29 - 30, 38 Федерального закона). Очевидно, что процесс приватизации как момент распоряжения публичным имуществом регулируется законодательством с учетом необходимости выполнения публичных функций, а не обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника как в случае с частной собственностью. То же можно сказать и о правомочии пользования имуществом субъектов РФ. В силу п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества субъектов РФ, т.е. договоров, предполагающих пользование имуществом для извлечения доходов или достижения других целей, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Очевидно, что в данном случае законодатель также делает выбор в пользу решения социальных задач (пополнение бюджетов, соблюдение принципов открытости и равенства субъектов имущественных отношений, а следовательно, развитие конкуренции), а не в пользу обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника в использовании своего имущества.

    Еще одной особенностью является то, что субъекты РФ имеют такие возможности в этой сфере, которыми не обладают субъекты права частной собственности. Например , возможность передавать имущество в хозяйственное ведение, постоянное бессрочное пользование не входит в арсенал возможностей частных собственников. В то же время у субъектов РФ такие возможности в силу закона имеются. Однако они имеют определенное целевое назначение. В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия - субъекты хозяйственного ведения могут создаваться только для решения определенного круга задач (использование имущества, приватизация которого запрещена, производство необоротоспособных или ограниченных в обороте объектов и т.д.). Учреждения и казенные предприятия, которым земельные участки могут передаваться на праве постоянного бессрочного пользования (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ), также предназначены для решения задач, стоящих перед публично-правовыми образованиями (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

    Итак, очевидно, что основная специфика права собственности субъектов РФ в сравнении с правом собственности физических и юридических лиц заключается в публично-правовом характере данного правового института, т.е. осуществление данного права неразрывно связано с реализацией функций органов государственной власти российских регионов. Именно ради реализации функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируется комплекс имущественных средств, находящихся в собственности российских регионов.

    Представляется, что и отличия в содержании, объектном составе и порядке осуществления между правом собственности субъектов РФ и правом муниципальной, а также федеральной собственности связаны с отличиями в публично-правовом статусе указанных публично-правовых образований, особенностями реализуемых ими публичных функций.

    Этот факт ярко проявляется уже при сравнении объектного состава обозначенных разновидностей права публичной собственности. Если объектами права собственности субъектов РФ в силу ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является прежде всего имущество, предназначенное для реализации полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, то объектом права муниципальной собственности в силу ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выступает прежде всего имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Для Российской Федерации же подобного пообъектного ограничения в законодательстве не существует вообще, т.е. в принципе федеральные органы власти могут обладать любым имуществом.

    Очевидно, что различия в объектном составе права собственности вытекают из решаемых органами власти задач: реализация полномочий по предметам совместного ведения в случае с субъектами РФ, решение вопросов местного значения в случае с органами местного самоуправления, неопределенный круг вопросов, которые входят в предметы исключительного ведения РФ и предметы совместного ведения в случае с Российской Федерацией. То же касается особенностей осуществления права собственности. Так, в силу ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) только Российская Федерация вправе передавать имущество государственным корпорациям. Субъекты Российской Федерации этого делать не вправе, как и муниципальные образования. Учитывая, что в силу п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные корпорации создаются для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, очевидно, что возможность внесения имущества для их создания связана именно с функциями, которые выполняет то или иное публично-правовое образование. То есть опять налицо связь между функциями публично-правовых образований и их возможностями в качестве субъектов права собственности.

    К сожалению, вышеуказанные взаимосвязи не в полной мере учитываются законодательством, которое зачастую приравнивает право публичной собственности к праву собственности частной. На практике это приводит к неблагоприятным последствиям, включая нарушение антимонопольного законодательства, многочисленные коррупционные проявления, связанные с уподоблением публично-правовых образований коммерческим структурам. Подобное положение, безусловно, нуждается в изменении, в том числе в случае с правом собственности субъектов Российской Федерации. В частности, в п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует установить, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации в целях выполнения полномочий субъекта РФ, предусмотренных ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 указанного Федерального закона.



    
    Top