Государственная санитарно эпидемиологическая служба рф. Задачи и функции государственной санитарно-эпидемиологической службы российской федерации. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554
"Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

Положение
о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554)

С изменениями и дополнениями от:

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

условиям воспитания и обучения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля; мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями;

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя:

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации.

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

РАЗДЕЛ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (1)

РАЗДЕЛ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (1)

Основными направлениями деятельности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и гигиенической науки являются:

Обеспечение государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения;

Дальнейшее укрепление и совершенствование законодательной базы, относящейся к вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Повышение действенности надзора за состоянием источников питьевого водоснабжения, водных рекреационных объектов, а также качеством питьевой воды;

Обеспечение надзора за безопасностью продуктов питания, разработка оптимальных рационов и схем питания с биологически активными добавками, витаминно-минеральными и белковыми комплексами для индивидуального питания, в первую очередь детского населения;

Совершенствование нормативной базы, регламентирующей качество и безопасность пищевой продукции;

Осуществление надзора за состоянием школьных зданий, школьного оборудования, мебели, соответствием учебников и на- глядных пособий гигиеническим нормативам.

1 В разделе использовались материалы, подготовленные Г.Г. Онищенко и соавт. из учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», 1998.

Деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору предусматривают Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят в апреле 1991 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (приняты в июле 1993 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 ? 625 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» и ряд других нормативных актов.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается «системой государственного (выделено нами) и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля». Таким образом, законодательно утверждено непосредственное приоритетное участие государственной санитарно-эпидемиологической службы в разработке и реализации мер по обеспечению охраны здоровья населения страны.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы страны составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. В систему органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР входят соответствующие управления Министерства здравоохранения Российской Федерации, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, автономных областях и автономных округах, в краях, областях, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов и повышение их квалификации, другие санитарно-профилактические учреждения.

Руководство органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется главным госу-

дарственным санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик, главными государственными санитарными врачами краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов, регионов и бассейнов на водном и воздушном транспорте. Финансирование и материальнотехническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиоло- гической службы страны осуществляется из республиканского бюджета и внебюджетных средств. Весьма важным в правовом отношении является то, что главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие госу- дарственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. Они независимы в своей деятельности и руководствуются только действующим санитарным законодательством Российской Федерации. Для обеспечения независимости государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (п. 9) руководители организаций службы назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке подчиненности, т.е. руководителем выше- стоящего учреждения госсанэпидслужбы.

Таким образом, на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» была создана центра- лизованная федеральная санитарно-эпидемиологическая служба

(рис. 11).

Основными учреждениями госсанэпидслужбы являются центры санитарно-эпидемиологического надзора.

Всего санитарно-эпидемиологическая служба располагает более чем 2500 учреждениями (центры, дезинфекционные станции, про- тивочумные станции). В них работает более 130 000 врачей, среднего медицинского персонала и др. Обеспеченность врачами составляла около 2,0 на 10 000 населения, обеспеченность средним медицинским персоналом - 3,5 на 10 000 населения.

Для выполнения своих обязанностей специалисты службы должны обладать определенными полномочиями. Ст. 38 Закона пре- доставляет должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы страны право:

Рис. 11. Структура Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

1) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;

3) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения, основанные на действующих санитарных правилах;

5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания;

6) приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:

Работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;

Эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных участков, цехов, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

Разработку, постановку на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства;

Производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;

7) вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы:

О запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления хо- зяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений населения;

О приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о приостановлении или прекращении этой деятельности;

8) принимать решения:

О временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;

О проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

Об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

О проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на тер- ритории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

О проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;

9) вызывать в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства и санитарных правил;

10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;

11) предъявлять требования:

О возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан;

О возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;

Об уплате штрафов;

12) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для вы- полнения возложенных на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы задач;

13) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему 3 уровней.

К учреждениям 1-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора; центры Госсанэпиднадзора в городских районах (округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением; центры Госсанэпиднадзора в городах без районного деления; центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, не имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; зональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Объединяющей функцией учреждений первого уровня является непосредственное осуществление госсанэпиднадзора на территории своей деятельности.

С учетом содержания госсанэпиднадзора как деятельности органов и санитарно-профилактических учреждений, направленной на профилактику заболеваний населения путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства России, учреждения 1-го уровня выполняют следующие основные функции:

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;

Контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных пра- вил предприятиями, организациями и гражданами;

Административно-хозяйственное обеспечение деятельности центров Госсанэпиднадзора.

К учреждениям 2-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией учреждений 2-го уровня является организация госсанэпиднадзора на территории республики, края, области, округа, региона на транспорте. В их задачу входят организация санитарно-эпидемиологической службы на территории своей деятельности, обеспечение единообразия в ведении госсанэпиднадзора, обеспечение хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений. Кроме того, учреждения данного уровня управления могут выполнять ряд фун-

кций учреждений 1-го уровня - лабораторные и инструментальные исследования, отдельные виды надзора или его элементы - контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора и т.п.

Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информа- цию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье, обеспечивая социально-гигиенический мониторинг, лабораторный контроль, организацию и поддержание в рабочем состоянии информационных систем и сетей, организацию и ведение систем аккредитации, лицензирования и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым и эффективным функционированием имеющихся систем и подсистем.

На 3-м уровне осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации и его подразделение - Департамент госсанэпиднадзора.

Основными функциями Минздравсоцразвития Российской Федерации в области управления государственной санитарно-эпиде- миологической службой являются:

Организация и осуществление госсанэпиднадзора;

Управление деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

Координация деятельности санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Санитарно-эпидемиологическое нормирование;

Определение приоритетных направлений деятельности, организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и др.

Таким образом, государственная санитарно-эпидемиологическая служба на современном этапе имеет трехуровневую систему управления. Каждый уровень представлен центрами Госсанэпиднадзора, выполняющими однородные функции на территории своей деятельности, повторяющей административное деление (федеральный

Региональный - местный уровень), либо на экстерриториальном уровне - центры Госсанэпиднадзора на транспорте. Управление по вертикали обеспечивается единой системой финансирования, назначения и освобождения руководителей, определения объема и характера выполняемой работы, контроля за деятельностью.

В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с численностью населения до 60 000, имеющих в своем составе 1-2 врачей и 6-8 помощников, наиболее целесообразным является иметь отделение Госсанэпиднадзора; отделение лабораторного контроля. Указанные подразделения должны выполнять функции, предусмотренные Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации применительно к конкретному учреждению данного уровня управления.

В центрах Госсанэпиднадзора, расположенных в сельских районах с населением более 60 000, в районах городов, в городах без районного деления, в городах с районным делением, не имеющих таких центров в районах и в структуре межрайонных (зональных) центров Госсанэпиднадзора, целесообразно иметь отдел (отделение) социально-гигиенического мониторинга; отдел (отделение) Госсанэпиднадзора, который при наличии достаточного количества специалистов может включать подразделения: эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, другие подразделения; отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и микробиологическим отделениями.

В структуре учреждений 2-го уровня необходимо предусмотреть следующие блоки (направления) деятельности:

Информационно-аналитический блок, включающий в себя:

Социально-гигиенический отдел с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;

Отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и ис- пользования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического образования с пресс-центром;

блок организации госсанэпиднадзора, состоящий из:

Отдела организации госсанэпиднадзора с отделениями:

Эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-карантинным, радиационной гигиены, другими подразделениями;

Отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-химической, микробиологической, физических фак- торов.

В состав учреждений данного уровня управления должны быть также включены подразделения, непосредственно обеспечивающие деятельность учреждений: общий отдел, бухгалтерия, планово-экономический отдел, транспортный отдел, отдел материально-технического обеспечения и строительства и др.

Если центр Госсанэпиднадзора 2-го уровня управления выполняет непосредственно функции госсанэпиднадзора по каким-либо из его разделов (т.е. функции 1-го уровня), в его структуре следует создавать соответствующие подразделения - отдел радиационной гигиены, отдел предупредительного санитарного надзора и пр.

Одними из важнейших направлений деятельности госсанэпидслужбы являются организация, проведение и контроль за осуще- ствлением текущей и профилактической дезинфекции.

Дезинфекцию проводят учреждения дезинфекционного профиля - дезинфекционные станции и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. С 1991 по 2005 г. их число изменилось незначительно - с 80 до 70. Большинство дезинфекционных станций преобразовано в государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля. Это самостоятельные коммерческие организации, учреждаемые центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и работающие под их руковод- ством и контролем. Эти учреждения проводят профилактические дезинфекционные мероприятия - дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию как по заявкам предприятий, так и для населения.

Предупреждением возникновения и распространения особо опасных инфекционных заболеваний - чумы, холеры, сибирской язвы занимаются противочумные станции. Их число и дислокация соответствуют в основном ареалам наиболее вероятного возникновения особо опасных инфекционных заболеваний. Противочумные станции наблюдают за циркуляцией возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний в природных очагах, участвуют в неотложных мероприятиях при появлении случаев особо опасных за- болеваний людей, проводят специальные противоэпидемические мероприятия в зонах чрезвычайных ситуаций, готовят специалистов по вопросам эпидемиологии и лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и др.

Под системой информационного обеспечения в государственной санитарно-эпидемиологической службе подразумевается разветв- ленная, многоуровневая автоматизированная информационная система «Санэпид» (АИС Санэпид), созданная и функционирующая с целью:

Сбора, обработки, анализа информации о состоянии здоровья населения и среды его обитания; прогнозирования и модели- рования ситуаций, связанных с изменением в показателях здоровья в зависимости от изменения факторов среды обитания;

Сбора, обработки, анализа информации о деятельности учреждений службы.

Информационно-аналитические центры госсанэпиднадзора обеспечивают сбор, обработку и анализ информации, поступаю- щей из подчиненных центров, а также от других организаций, располагающих данными, необходимыми для анализа состояния здоровья населения и среды его обитания. На этом уровне осуществляются сбор и хранение данных из многих источников информации, создание и ведение баз данных, решение функциональных задач. Основной целью деятельности информационно-аналитических центров являются анализ информации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление информации вышестоящему уровню управления.

Абонентские пункты в центрах Госсанэпиднадзора 1-го уровня осуществляют сбор, статистическую обработку информации для последующего ее использования при организации и проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и передачи обобщенных данных на более высокий уровень управления.

В настоящее время разработаны специализированные прикладные программы для информационно-аналитических центров в центрах Госсанэпиднадзора 2-го уровня. Это программы анализа неинфекционной заболеваемости, состояния среды обитания (воздуха, питьевой воды, физических факторов и др.), поиска и расчета связи отдельных факторов среды обитания, а также их комплекса и состояния здоровья населения. Организована также разработка геоинформационных систем.

Это система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обита­ния человека на его здоровье (рис. 27).

Органы, предприятия и учреждения Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации (далее имену­ются организации Службы) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Россий­ской Федерации выполняет следующие основные функции:
подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Россий­ской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также предло­жения к проектам федеральных и региональных научно- технических программ: по вопросам охраны здоровья населе­ния, профилактики заболеваний и оздоровления среды обита­ния человека;

При размещении объектов промышленности, выборе земель­ных участков под строительство; планировке и застройке на­селенных пунктов; проектировании, строительстве, рекон­струкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также вводе их в эксплуатацию;

Разработке, запуске в производство, промышленном выпу­ске, применении и использовании продукции, в том числе за­купаемой за рубежом;

Выборе водоисточников, используемых для централизован­ного и децентрализованного водоснабжения, купания, заня­тий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водополь­зования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;

Осуществлении мероприятий по охране от загрязнения ат­мосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производствен­ных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

Сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утили­зации производственных и бытовых отходов;

Эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зда­ний, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;

Выполнении работ с радиоактивными веществами, источни­ками ионизирующих и неионизирующих излучений;

Проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государ­ственной регистрации и сертификации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также осуществлении государственного контроля за их качеством;

Проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье;

Осуществлении мероприятий по санитарной охране террито­рии и лечебных местностей;

■ предоставляет органам государственной власти Российской Фе­дерации и органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органам местного самоуправления, обществен­ным объединениям, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;

■ координирует деятельность предприятий, организаций, учреж­дений в организации и проведении производственного и обще­ственного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и про-

тивоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; " осуществляет методическое руководство работой по гигиениче­скому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропа­ганде знаний по гигиене;

■ проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и сре­ды его обитания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы функции противопожарной службы Российской Феде­рации?

2. Какие задачи решает полиция Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской по­мощи.

4. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологиче­ской службы России.

5. Каковы функции государственной санитарно-эпидемиологиче­ской службы Российской Федерации?

| МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС

Назначением мониторинга и прогнозирования являются наблю­дение, контроль и предвидение опасных процессов и явлений при­роды, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (воору­женных конфликтов, террористических актов и т. п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования ЧС выпол­няет Министерство природных ресурсов РФ, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мо­ниторинга, а также координацию деятельности в области наблюде­ний за состоянием окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов организует:

■ мониторинг источников антропогенного воздействия на при­родную среду;

■ мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

■ мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

■ мониторинг и прогнозирование опасных геологических процес­сов, включающие три подсистемы контроля: 1) экзогенных, 2} эндогенных геологических процессов и 3) подземных вод.

Министерство здравоохранения РФ через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварий­ности организуют и осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служ­ба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Рос- технадзор), а также надзорные органы в составе федеральных ор­ганов исполнительной власти. Следует отметить, что надзорные органы имеются и в составе органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Прогнозированием обстановки при ЧС принято называть выяв­ление и оценку обстановки по прогнозу. Основными задачами про­гнозирования ЧС являются:

■ выявление вероятности возникновения каждого из источников ЧС (опасных природных явлений, техногенных аварий, эколо­гических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.), масштабов ЧС и размеров их зон;

■ выявление возможных длительных последствий при возникно­вении чрезвычайных ситуаций определенных типов и их временных интервалов;

■ оценка потребности сил и средств для ликвидации прогнозируе­мых ЧС.

Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения и оплаты на федеральном и территориальном уровнях, определяются соответствующими нормативными правовыми ак­тами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимают сбор и обработку исход­ных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).


Под прогнозной оценкой обстановки понимается определение влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвида­ции ЧС.

Оценка обстановки включает в себя: выбор оптимальных дей­ствий сил ликвидации ЧС, работы объектов экономики и жизнедея­тельности населения; анализ полученных результатов и выбор наи­более целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери или исключают их.

Выявление и оценка обстановки осуществляются в три этапа: первый этап - заблаговременные выявление и оценка обста­новки по прогнозу, оценочным параметрам ЧС с учетом преоб­ладающих среднегодовых метеоусловий. Основанием для этого являются сведения, полученные от соответствующих мини­стерств, ведомств и органов метеослужб. Полученные результа­ты необходимы для планирования мероприятий по защите на­селения и территорий; 4 второй этап - выявление и оценка обстановки по прогнозу после ЧС. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, подчиненных и взаимодейству­ющих органов управления РСЧС, объектов экономики и подчи­ненных сил разведки, наблюдения и контроля, с учетом реаль­ных метеорологических данных. Полученные результаты необ­ходимы для принятия председателями КЧС (комиссий по ЧС) решений разных уровней по защите населения и территорий, а также для уточнения задач органами разведки и проведения не­отложных защитных мероприятий; 1 третий этап - выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки). Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля, кото­рые необходимы для уточнения ранее принятых решений по за­щите населения и проведению работ по ликвидации ЧС.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 51 ;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 648 ;
(Российская газета, N 213, 23.09.2005).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Абзац утратил силу с 1 октября 2005 года - ..

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. *2)

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 860);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3197).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утратило силу с 1 октября 2005 года)

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 года N 554

(с изменениями на 17 ноября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 октября 2005 года на основании

постановления Правительства Российской Федерации
от 15 сентября 2005 года N 569 ..
____________________________________________________________________

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 года N 554

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; *3.1.4)

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

водным объектам;*3.1.8)

питьевой воде и питьевому водоснабжению населения; *3.1.9)

атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях; *3.1.10)

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

жилым помещениям; *3.1.12)

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; *3.1.13)

условиям труда; *3.1.14)

условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека; *3.1.16)

условиям воспитания и обучения; *3.1.17)

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

санитарной охране территории Российской Федерации; *3.1.19)

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля;

мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями; *3.1.22)

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. *4)

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя (абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 :

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

13. Пункт утратил силу с 1 октября 2005 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 ..


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"




Top