Наказание за отказ пропустить пешехода. Дорожный этикет: уступаем дорогу! Какое наказание светит, если не пропустил пешехода? Что значить уступить дорогу

Какой существует штраф за непропуск пешехода? Таким вопросом задаются многие автомобилисты, которые по собственной невнимательности очень часто не уступают дорогу таким же участникам движения. Да, штраф за непропуск пешехода существует и составляет он 1500 рублей. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

Главное

Все участники движения должны уважать друг друга и соблюдать ПДД. Это касается как водителей, так и пешеходов. Последние должны всегда переходить дорогу очень осторожно, предварительно посмотрев по сторонам. Ведь ситуация на проезжей части может развернуться самым неожиданным и неприятным образом.

В прошлом году в ПДД были внесены поправки, которые наделили пеших участников движения еще большими преимуществами. Поэтому, если водитель не пропустит человека на переходе, то штраф ему будет гарантирован. Стоит также отметить и то, что на дорогах ежегодно погибают и получают увечья сотни и даже тысячи людей. Это связано с невнимательностью пешеходов и самонадеянностью водителей. Поэтому участники движения должны знать правила и стараться соблюдать их.

Нововведения

Поправки, внесенные в ПДД, отдают большее преимущество пешим участникам движения. Конечно, за то, что водитель случайно обрызгал кого-то, проезжая через лужу, закон пока не наказывает, а вот если он не предоставил преимущество пешеходу, который шел через дорогу по зебре, то тогда ему грозит немалый штраф.

В том случае, если на проезжей части нет перехода - гражданин вправе перейти ее на перекрестке по линии тротуара и обочины.

С 2016 года может располагаться и на трамвайных путях. Движущийся вагон также должен остановиться и дать возможность человеку перейти через дорогу. Штраф за непропуск пешехода составляет 1500 рублей.

Кроме того, с прошлого года в правила были внесены и другие корректировки. Например, выражение "пропустить пешехода" больше не действует. Вместо него появилась новая трактовка "уступить дорогу".

Еще одним важным нововведением является то, что раньше водитель должен был остановить свой автомобиль и пропустить человека. Теперь ему разрешено, не останавливаясь, продолжить движение через переход, если он при этом не создает помех людям, идущим через дорогу. В противном случае, водителю придется заплатить штраф за непропуск пешехода.

Санкции

Никогда не стоит забывать о том, что при движении по переходу преимущество имеет только человек, но никак не автолюбитель. Поэтому, если последний увидел на зебре людей, он должен незамедлительно уступить им дорогу.

Если напуганный человек начал метаться по проезжей части или ускорил шаг, чтобы не оказаться под колесами автомобиля, можно говорить о том, что водитель нарушил ПДД. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе составляет одну тысячу пятьсот рублей. Данное наказание для нарушителей за рулем предусмотрено КОАП.

В каких случаях полагается штраф

Автолюбитель обязан будет заплатить штраф за непропуск пешехода на переходе, если он совершил следующие действия:


Если невиновен

Ситуации, происходящие на дорогах, бывают разными. Иногда пешие участники движения сами нарушают ПДД, выбегая на дорогу навстречу движущемуся транспорту. Как же быть водителю в том случае, если он не виноват в том, что не пропустил человека? В этом случае может помочь видеорегистратор. Если все-таки водитель задел гражданина, переходившего дорогу по зебре, то отпираться будет бесполезно, особенно в том случае, если последний получил небольшие травмы.

В том случае, когда автолюбитель не пропустил на переходе велосипедиста, он может легко доказать свою невиновность тем, что последний не является пешим участником движения. Так прописано в ПДД. Кроме того, велосипедист должен взять свой транспорт в руки и перенести через дорогу.

Для того, чтобы водителю не получить штраф за непропуск ему нужно привлечь к данному делу свидетелей, которые подтвердят тот факт, что человек вышел на дорогу внезапно и у автолюбителя не было возможности вовремя остановиться. Хорошим доказательством здесь будут следы торможения на проезжей части.

Важно

Конечно, доказать отсутствие вины водителя при наезде на человека всегда очень сложно. Ведь гражданин, который управляет машиной, должен осознавать факт того, что его транспорт представляет собой опасность для окружающих и может стать источником травматизма. Поэтому, если автолюбитель заметил гражданина, переходящего дорогу даже в неустановленном для этого месте, то он должен затормозить и пропустить последнего. Это позволит ему избавить себя от неприятных последствий. Ведь в соответствии с законом водителя, который сбил пешехода, заставят возмещать причиненный последнему вред вне зависимости от того виноват он или нет.

Печальное развитие событий

Сотни и тысячи граждан ежегодно погибают под колесами транспорта при переходе дороги по зебре. И даже после ужесточения наказания ситуация лучше не становится. Как правило, в таких авариях ответственность всегда несет тот, кто был за рулем. Это происходит даже в тех ситуациях, когда человек внезапно вышел на проезжую часть.

Здесь сразу нужно отметить, что в том случае, если водитель просто не уступил дорогу гражданину, заставив тем самым последнего ускорить свой шаг - такой автолюбитель должен заплатить штраф ГИБДД за непропуск пешехода. В настоящее время он составляет 1500 рублей.

Если же водитель сбил человека на зебре, но последний пострадал не сильно, то автолюбителю придется расстаться со своим удостоверением на 1,5 или 2 года. В случае, когда гражданин получил серьезные повреждения или погиб, управляющему транспортом может грозить уголовное наказание.

Кто будет нести ответственность

Многих автовладельцев интересует вопрос о том, какой штраф за непропуск пешехода может получить человек, находящийся за рулем? В настоящее время, он составляет 1500 рублей. Лишение прав в данном случае не предусмотрено.

Необходимо также отметить, что поправки ПДД сильно ужесточают наказание именно для водителей. Пешеходы, как правило, к ответственности привлекаются очень редко.

Если раньше обгон был разрешен на переходе, когда на нем не было людей, то теперь он запрещен в любом случае. Несмотря на это, и автолюбителям, и пешим участникам движения нужно быть очень осмотрительными на проезжей части. Ведь ситуации бывают разные. Кроме того, взаимное уважение участников движения друг к другу поможет снизить количество аварий, а значит значительно уменьшится количество погибших людей.

Возмещение

Необходимо также отметить и то, что водитель, который наехал на человека, может быть привлечен к гражданской ответственности, вне зависимости от своей вины. На это указывают положения статьи 1079 ГК. Поэтому, если пострадавший обратится в судебный орган за компенсацией вреда, то автолюбителю нужно будет возместить его полностью. Все затраты на лечение и восстановление здоровья будут возложены на того гражданина, который был за рулем.

Ведь машина - это источник опасности для окружающих и в случае аварии может нанести человеку непоправимый вред. Именно поэтому каждый водитель должен быть более внимательным и осмотрительным.

Эффективно или нет

Как будут действовать принятые нормы на практике - это еще предстоит узнать. Тем не менее, ситуация не изменится, если водители и пешеходы не будут уважать друг друга. Люди не должны выбегать на дорогу прямо перед движущимся транспортом, а автолюбители обязаны пропускать последних даже в неустановленном для перехода месте. Ситуация не совсем понятная. Тем не менее, дело обстоит так, что человек может перейти дорогу в том месте, где ему удобно, если рядом нет перехода. Это положение очень сильно настораживает многих водителей. Кроме того, последних все больше интересует вопрос о том, сколько штраф за непропуск пешехода и можно ли его избежать?

Понести административное наказание придется в том случае, если инспектор ДПС выявит нарушение автолюбителя. Санкция КОАП предусматривает за содеянное штраф в сумме 1500 рублей. Данного наказания можно избежать, если представить доказательства того, что ПДД было нарушено не человеком за рулем, а пешеходом. Хотя на практике виновным всегда становится водитель, а человек, переходящий дорогу, всего лишь пострадавший от неправильных действий последнего.

Садясь за руль автомобиля, не следует забывать, что наступает момент, когда и водителю случается стать пешеходом. Основа всего дорожного движения – взаимоуважение его участников и соблюдение прав друг друга.

Порой нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание за непропуск пешехода на пешеходном переходе? И что входит в понятие «не пропустил пешехода»? И, собственно, что считать пешеходным переходом – является ли он исключительно местом, оформленным при помощи специальной разметки, или место массового пересечения проезжей части людьми тоже можно считать пешеходным переходом, но не оборудованным «зеброй»?

○ Что значит – не пропустил пешехода?

По определению ПДД РФ:

  • «Пешеходный переход – это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.»

Если через проезжую часть не оборудован подземный или надземный пешеходный переход, а также отсутствует разметка или светофоры, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров и обочин. То есть, не по диагонали.

В 2016 году пешеходный переход может находиться и на трамвайных путях. Трамвай, как любое транспортное средство, обязан уступить дорогу идущему человеку. Однако не стоит терять головы и бросаться под движущийся вагон – из-за своей большой массы и сильной инерции тормозной путь трамвая намного длиннее, чем у любого другого средства передвижения.

В 2016 году изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД. Теперь вместо неопределенного выражения «пропустить пешехода» появилось четкое понятие «уступить дорогу».

Это словосочетание определенно объясняет, как именно должен вести себя водитель автомобиля: он не должен совершать никаких действий, которые вынудят других участников движения, имеющих преимущество, изменить свою скорость или направление движения.

Важное дополнение: в раннем варианте ПДД водителю предписывалось останавливать ТС в случае, если пешеход вступил на переход, даже если он двигался с противоположной стороны.

В современной версии п. 14.1 ПДД водитель может продолжить движение через пешеходный переход, если при этом он не создает помех шагающему через него человеку. Другими словами, право оценки ситуации возлагается на того, кто за рулем: успеет он пересечь «зебру» до того, как пешеход налетит на автомобиль или нет.

При пересечении проезжей части пешеход должен четко обозначить свое намерение перейти через дорогу. «Зебра» - не прогулочная дорожка. Некоторые пешеходы почему-то приобрели ложное представление о пешеходном переходе как о месте, по которому можно фланировать, не спеша. Это не так.

Кроме того, водитель не обязан стоять у перехода, дожидаясь, пока пешеход, остановившийся у края «зебры» или под светофором, наболтается по телефону и, наконец, начнет движение. Но как только тот шагнул на проезжую часть и начал движение – нужно уступить и дать пешеходу возможность пройти на другую сторону.

○ Какое наказание и штраф, если не пропустил пешехода?

На пешеходном переходе преимущество всегда имеет пешеход. Поэтому, если ваш автомобиль заставил человека, уже начавшего движение по «зебре», метаться по ней или ускорить шаг, а то и перейти на бег – вы совершили административное правонарушение, за которое грозит штраф в размере 1500 рублей.

КоАП РФ, Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения:

  • «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

Перед нерегулируемым пешеходным переходам всегда ставятся специальные знаки, которые издали предупреждают водителя о том, что он приближается к месту движения людей через дорогу. Поэтому водитель обязан снизить скорость и убедиться, что на обоих концах перехода нет пешеходов, и только потом продолжить движение.

ПДД, п. 14.2.

  • «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.»

В каких еще случаях пересечение вашим ТС пешеходного перехода будет трактоваться как «не уступил»:

  • Вы не дали возможности пешеходу пройти перекресток, даже если загорелся сигнал светофора, разрешающий движение вам и запрещающий – ему.
  • Вы выехали на пешеходный переход, невзирая на затор, образовавшийся за ним, и в результате перегородили своим автомобилем путь пешеходу.
  • Вы не пропустили человека, подающего сигнал белой тростью.
  • Вы не пропустили пешеходов, идущих к месту посадки на маршрутное транспортное средство или от него (со стороны дверей).

Лучше всего докажет вашу непричастность к злому умыслу запись видеорегистратора – в случае, если вы все же не уступили дорогу пешеходу и задели его своим автомобилем.

При обвинении вас в наезде на велосипедиста, пересекающего «зебру» верхом на двухколесном средстве, стойте на том, что человек на велосипеде пешеходом не является. Согласно п. 24.8 ПДД:

  • «Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:… пересекать дорогу по пешеходным переходам.»

Они обязаны спешиться и перевести свое транспортное средство через переход вручную.

Также привлеките к участию в процессе свидетелей, которые покажут, что пешеход выскочил на дорогу внезапно перед вашим автомобилем, и у вас не было возможности резко остановиться. Хорошим доказательством в вашу пользу послужат следы экстренного торможения на дороге.

Требуйте соблюдения всех действий при составлении протокола инспектором, фиксируйте их на видео или аудио-приспособления:

  • Полицейский обязан представиться, предъявить удостоверение, объяснить причину, почему он вами заинтересовался.
  • Инспектор должен опросить не только вас, но и пешехода, и занести в протокол показания.
  • При нарушении пешеходом правил перехода проезжей части требуйте составления отдельного протокола и для него – это снимет с вас часть вины.

Конечно, невиновность водителя автомобиля при наезде на пешехода на пешеходном переходе – понятие очень шаткое. Человек за рулем обязан предусмотрительно сбавить скорость, убедиться в отсутствии желающих перейти дорогу, ведь он управляет средством повышенной опасности и травматизма. Даже при отсутствии вины в совершении ДТП водителя обяжут возмещать потерпевшему расходы на его лечение, согласно ст. 1079 ГК РФ.

Подъезжая к пешеходному переходу или к перекрестку, убедитесь, что поблизости нет никого, кто мог бы неожиданно выйти на дорогу. Заметив пешехода, притормозите и пропустите его, даже если он переходит дорогу в неустановленном месте. Это убережет вас не только от штрафа или лишения прав , но и от уголовного наказания в случае криминального развития событий.

Наезды на пешеходов остаются самым травматичным видом ДТП в России. Поэтому сейчас рассматривается ряд предложений, как ужесточить наказание за этот вид нарушения. Одно из них — включить непропуск пешехода в «черный список» проступков, за которые будут лишать прав по совокупности. Другое — поднять штраф за непропуск до 2500 рублей. Проблема в том, что нарваться на штраф может даже водитель, который не собирался нарушать.

Пропустил или создал помеху?

Вот типичный сценарий ненамеренного нарушения: водитель, поворачивая направо, пропускает пешеходов. Казалось бы, все по правилам. Однако его тормозит инспектор и вменяет непропуск пешеходов, которые приближались с дальнего конца пешеходного перехода, и на которых водитель якобы изначально не обратил внимания.

И подобная практика распространена: помимо прямых жалоб читателей, мы обнаружили десятки аналогичных видео в интернете.

Что говорят правила

В редакции, действующей с 2014 года, ПДД требуют уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходам (п. 13.1 и 14.1 ПДД).

Термин «уступить дорогу» расшифрован в правилах, но есть нюанс. Вот его формулировка: «Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Обратите внимание на словосочетание «может вынудить» — вся соль именно в нем. Допустим, у водителя есть запись, что он не вынудил пешехода изменить скорость или направление. Инспектор скажет на это, что водитель пусть не вынудил, но мог вынудить, а значит, нарушение имело место.

Взрослый мужчина может отважно переходить дорогу по переходу, когда в метре от него проезжает автомобиль. Пожилую женщину или ребенка такой маневр может испугать, а иные в принципе не решаются начать переход, пока не убедятся, что все автомобили стоят.

Как реагируют суды

Есть решение Верховного суда от 17 апреля 2012 года, которое часто приводят в качестве аргумента в защиту водителей, которые не уступили «далеким» пешеходам. Однако с тех пор и формулировка правил изменилась, и судебная практика сложилась отнюдь не в пользу водителей.

Если инспектор посчитал, что водитель не уступил дорогу, суды как правило поддерживают решение — таково мнение опрошенных нами юристов. Некоторые отмечают перспективы отстоять свою правду при углублении в казуистику, но на практике сделать это весьма проблематично. Хотя бы потому, что ни в одном нормативном документе не описаны критерии, при которых водитель может вынудить пешехода изменить скорость и направление, поэтому официальные инстанции придерживаются весьма широких трактовок этого пункта.

Позиция ГИБДД

В частном общении ряд должностных лиц ГИБДД сказали нам, что не заставляют подчиненных придерживаться самой жесткой трактовки термина «уступить дорогу». Вместе с тем, в официальных комментариях они ссылались лишь на требования ПДД без каких-либо пояснений. И поборники веской трактовки ПДД дежурят у переходов достаточно часто.

Разделительная полоса

Еще один тонкий момент — широкие дороги с разделительной полосой, которая может быть оформлена конструктивно (бордюры, газоны) или обозначена разметкой.

До 2014 года водители должны были пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, а в нынешней редакции — дорогу. Это меняет дело, потому что при наличии разделительной полосы проезжих частей две, дорога — одна. Сегодня пропускать нужно пешеходов, которые идут по встречной проезжей части, разделительной полосе или трамвайным путям.

Невыполнимое требование?

На небольших переходах проблем чаще всего не возникает: даже если пешеход стартует с дальней части дороги, его пропуск не отнимает много времени.

Наиболее сложный сценарий: широкие регулируемые перекрестки, когда водитель должен уступить пешеходам при повороте направо или налево. На иных переходах в ожидании зеленого скапливаются толпы, и в течение фазы зеленого просто нет момента, чтобы на дороге никого не было. И значит, при строгой интерпретации за цикл светофора поворачивать сможет одна-две машины, успевшие въехать на пересечение на зеленый. Абсурд? Да.

А потому было бы весьма целесообразным в канун ужесточения КоАП дать четкие и однозначные формулировки понятию «уступить дорогу пешеходу».

Негласное противостояние пешеходов и автомобилистов длиться уже многие годы, а с постоянным увеличением транспорта на дорогах эта борьба становиться все явнее. К счастью для пешеходов, закон стоит полностью на их стороне, предоставляя преимущество на дороге в специально обозначенных местах. Сотрудники автоинспекции нередко штрафуют водителей и очень редко пешеходов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ужесточение ответственности для водителей за нарушения, связанные с пешеходами, находит свое объяснение в повышенном риске для жизни и здоровья последних.

При совершении ДТП автомобиль получает незначительные повреждения, а вот пешие участники происшествия в таких авариях существенно страдают, вплоть до летального исхода.

Определения

Нововведения в законодательстве теперь дают более широкое понятие «пешеходного перехода», который теперь может находиться не только на участке дороги обозначенной знаками и разметкой на дорожном полотне, но и на трамвайных путях, проходящих вдоль разделительной полосы.

Таким образом, водители трамваев также обязаны пропускать пешеходов, однако последние часто забывают, что автомобиль, массой в полторы тонны, тяжело резко остановить, не говоря уже о рельсовых транспортных средствах.

Законодательство

В РФ действует несколько нормативных правовых актов, касающихся правил поведения на дороге всеми субъектами, а также ответственности за их нарушения:

  • ПДД РФ, утвержденные Постановлением Совмина Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 г . с последними изменениями.;
  • Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года .

Каждый автомобилист должен хорошо знать вышеуказанные нормативные правовые акты, чтобы комфортно себя чувствовать на дороге, а также понимать, как действовать в той или иной ситуации, в том числе и с пешеходами.

Обгон на пешеходном переходе

Ранее водителям разрешалось осуществлять обгон на пешеходном переходе, если на нем не находились пешеходы. В действующей редакции ПДД РФ разрешительная норма была исключена, и теперь обгон запрещен в любом случае. Игнорирование указанного запрета грозит штрафом за пешехода.

Примечательно, что до декабря 2014 года водители, руководствуясь пунктом ПДД РФ, имели право продолжать движение на соседних полосах, если другое транспортное средство останавливалось или притормаживало перед пешеходным переходом. В настоящей редакции все водители обязаны изменить скорость движения в меньшую скорость или вовсе остановиться если это делает любой из участников движения в попутном направлении перед пешеходном переходом.

Штрафные санкции за пешехода

Сумма штрафа за пешехода за нарушения ПДД в части предоставления преимущества установлена на уровне 1,5-2 тыс. рублей, в зависимости от вины и тяжести правонарушения.

Многие инспектора и служебные автомобили уже давно «вооружены» техническими средствами видео фиксации. Такое оборудование используется для подтверждения вины нарушителя, если последний не согласен с предъявляемым обвинением и выписанном постановлении о привлечении к административной ответственности.

Нередки ситуации, когда водитель не имел физической возможности, в плотном потоке движения, визуально обнаружить приближающегося пешехода, которому не создавались помехи для пересечения проезжей части. В таких ситуациях следует постараться обжаловать выписанный штраф, и закон вполне может встать на сторону автомобилиста.

Понятие «уступить дорогу» никаким образом не формирует и не регламентирует очередность движения участников, однако выдвигает требование предоставить пешеходу преимущество, а также запрещает совершать действия, в результате которых пешеход будет вынужден изменить направление или скорость движения.

В любом случае споры с сотрудниками ГИБДД займут больше времени, чем повышенная концентрация в местах размещения пешеходных переходов. Лучше всегда пропускать пешеходов при любых обстоятельствах, и тогда проблем со штрафами не будет.

Когда необходимо пропустить

В ПДД РФ предусмотрен ряд ситуаций, когда водитель обязан пропустить пешехода, в противном случае высока вероятность быть привлеченным к административной ответственности.

На пешеходном переходе

Пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя предоставить преимущество пешеходу, вступившему на пешеходный переход. Наиболее распространенная ситуация, знакомая каждому автомобилисту. Сотрудники ГИБДД именно на это нарушение выписывают большинство постановлений о привлечении к административной ответственности.

Поворот на перекрестке

Движение к общественному транспорту

Пункт обязывает водителя уступать дорогу пешеходам, направляющимся к маршрутному транспортному средству, стоящего на остановке общественного транспорта со стороны дверей. Если высадку или посадку пассажиров осуществляет автобус немаршрутного следования, то в таких случаях закон не обязывает водителя пропускать пешеходов.

По обочине

Настоящий пункт касается водителей мопедов и гужевых повозок. Автомобилистам в принципе запрещено движение по обочине, а вот пешеходы имеют на ней полное преимущество, за нарушение которого может наступить административная ответственность.

Как правильно пропустить

Если складывается неоднозначная ситуация на дороге, которая может привести к штрафу, то автомобилисту лучше пропустить пешехода, но иногда достаточно и уступить. В чем разница в этих двух терминах знают не многие автомобилисты, да и с постоянно меняющимся законодательством большинство водителей не смогут ответить на вопрос, в какой редакции прописано сейчас понятие в ПДД РФ.

На самом деле, Правила требуют только уступить дорогу пешеходу. Под этим подразумевается предоставление возможности пешеходу пересечь дорогу без изменения направления и скорости движения в связи с приближением автомобиля. Есть исключение – слепые пешеходы. Если такой человек указал тростью о намерении пересечь дорогу, то следует немедленно остановиться, независимо от расположения автомобиля или пешехода на дороге.

Инспектора ГИБДД не упустят возможности лишний раз оштрафовать невнимательного водителя, но следует помнить, что ПДД РФ распространяются на всех участников дорожного движения, также как и ответственность. Пешеходы являются равноправными участниками движения, и они могут быть оштрафованы за нарушение Правил.

Ответственность не только на водителе

Невнимательные или спешащие переходы часто забывают о возможных последствиях пренебрежительного отношения к дорожному движению. Законы физики никто не отменял, и какой бы не был современный автомобиль, ни одна тормозная система не в состоянии мгновенно его остановить. В результате нарушений ПДД РФ пешеходами нередко происходят аварийные ситуации и ДТП с их участием. Даже учитывая тот факт, что водитель по умолчанию управляет источником повышенной опасности, существуют прецеденты, когда к ответственности привлекали пешеходов за пересечение дороги вне зебры ил в ином неположенном месте.

Штрафы для пешеходов:

  • 500 рублей – нарушение ПДД;
  • 1000 рублей – создание помех для ТС и нарушение ПДД;
  • 1500 рублей – если в результате нарушения ПДД был причинен вред малой или средней тяжести.

С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.

ПДД и штраф

В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам. В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.

Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.

Преимущества пешехода

  • Если во время движения водитель на автомобиле приближается к нерегулируемому перекрестку, он в обязательном порядке должен уступать дорогу всем пешеходам, которые уже переходят дорогу или только вступили на проезжую часть.
  • У пешехода есть преимущество при осуществлении поворота автомобиля на нерегулируемом перекрестке. Независимо от того, в какую сторону поворачивает водитель, он обязан уступать дорогу.
  • Когда водитель осуществляет выезд с любой прилегающей территории (двор, парковка), он обязан уступить дорогу. Аналогичное правило действует в противоположном случае — при съезде с дороги на прилегающую территорию.
  • Всегда имеют преимущество слепые люди — независимо от участка дороги. Однако они должны подавать специальный сигнал, выполняемый белой тростью.
  • Находясь в движении рядом с транспортным средством, выполняющим регулярные перевозки (например, трамвай). При этом пешеходы должны двигаться к нему со стороны дверей.

Непонимание и неправильная трактовка ситуаций с предоставлением преимущества встречается как у водителей, так и у пешеходов.

Наезд на пешехода

Важно знать, что будет, если случайно "зацепить" пешехода. Данное деяние будет однозначно классифицироваться как наезд. Виноват всегда водитель — как человек, управляющий средством передвижения повышенной опасности. Конечно, исключениями будут ситуации, когда пешеход по своей воле бросается под машину с какой-либо целью, но это нужно будет доказать.

Гражданская ответственность в данном случае заключается в выплате пострадавшему компенсации. При наличии ОСАГО выплату осуществляет страховая компания. Максимальная сумма в таком случае составляет 500 тысяч рублей, но при легком наезде она будет значительно ниже.

С административной точки зрения водитель понесет наказание согласно статье 12.24 КоАП. В рассматриваемой ситуации будет причинен легкий ущерб здоровью, соответственно, должен быть назначен штраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав от года до полутора. Чтобы возместить понесенный ущерб, пешеход может обратиться в судебные органы. Уголовная ответственность в данном случае отсутствует, так как для нее должен быть нанесен тяжкий вред здоровью человека.

Как правильно уступить дорогу пешеходу?

Некоторых вводит в заблуждение статья 12.18, которая говорит о термине "уступить дорогу". В данном случае понимается такое требование: конкретный участник дорожного движения по отношению к пешеходам, имеющим преимущество, не должен предпринимать никаких действий, которые могут повлечь изменение их скорости и направление.

Ситуация двойственная. Многие утверждают, что если дорога широкая, а пешеход находится на другом ее конце, водитель никак не помешает ему — не заставит изменить скорость и направление. Соответственно, можно спокойно проезжать, никаких наказаний за это не будет. Кто-то считает, что за это также может быть наложен штраф.

Конечно, в большинстве случаев можно проехать, никак не помещав пешеходам, но нужно быть максимально внимательным и осторожным.

Чтобы не нести финансовые потери, нужно соблюдать ПДД и всегда пропускать пешеходов.




Top